Научная статья на тему 'Совершенствование отраслевой тарифной системы в сельскохозяйственных организациях'

Совершенствование отраслевой тарифной системы в сельскохозяйственных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ / ОТРАСЛЕВАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА / «ВИЛКИ» ТАРИФНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ / ЗАКОН БУГЕРА-ВЕБЕРА / ТАРИФНАЯ СТАВКА ПЕРВОГО РАЗРЯДА / ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ / ''FORKS'' OF TARIFF COEFFICIENTS / WEBER''S LAW / LABOR STIMULATION / LABOR MOTIVATION / TARIFF NET / TARIFF RATE OF THE FIRST CATEGORY / REPRODUCTION OF LABOR POWER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильинова О. В.

В статье рассматриваются проблемы мотивации и стимулирования труда в агропромышленном производстве, излагается разработанная автором концепция совершенствования отраслевой тарифной системы в сельском хозяйстве на основе отраслевой двумерной тарифной сетки и механизма установления тарифной ставки первого разряда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the tariff system in agricultural organizations (Russia, Kursk)

The article focuses on motivation and stimulation of labor the agro-industrial production, describes the author’s concept of improving the tariff system in agriculture based on the two-dimensional tariff net and the introduction of the tariff rate of the first category

Текст научной работы на тему «Совершенствование отраслевой тарифной системы в сельскохозяйственных организациях»

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

О.В. Ильинова,

преподаватель кафедры налогов, налогообложения и финансового менеджмента Курской государственной сельскохозяйственной академии им. проф. И.И. Иванова

ilinova_ov@rambler.ru

В статье рассматриваются проблемы мотивации и стимулирования труда в агропромышленном производстве, излагается разработанная автором концепция совершенствования отраслевой тарифной системы в сельском хозяйстве на основе отраслевой двумерной тарифной сетки и механизма установления тарифной ставки первого разряда.

Ключевые слова: стимулирование труда, трудовая мотивация, отраслевая тарифная сетка, «вилки» тарифных коэффициентов, закон Бугера-Вебера, тарифная ставка первого разряда, воспроизводство рабочей силы.

УДК 331.221.123 ББК 65.245

Процесс зарплатообразования в России окончательно не сформировался. С отменой ЕТС заработная плата регулируется многоступенчатым механизмом в системе социального партнерства, все больше возрастает роль отраслевых тарифных соглашений. Однако принципы организации оплаты труда на предприятиях, не присоединившихся к таким соглашениям, существенно отличаются, что приводит к значительной дифференциации уровней заработной платы работников соответствующих категорий и подрывает трудовую мотивацию. Экономисты едины во мнении, что на данном этапе развития отраслевой системы оплаты труда в России важно добиться единства ее организации посредством создания и введения отраслевых тарифных систем.

В сельскохозяйственной отрасли к настоящему моменту сформировалась значительная зависимость от ЕТС, которая даже после ее отмены все еще продолжает оставаться базой исчисления основной заработной платы. О несовершенстве организации ЕТС говорилось множество раз. Оно проявлялось в неоднократном сглаживании тарифных коэффициентов, вследствие политики государства по сокращению разрыва между МРОТ и величиной прожиточного минимума, которое таким образом пыталось сократить расходы на оплату труда работников бюджетной сферы. Существенное сокращение диапазона тарифной сетки с 10,7 в 1992 г. до 4,5 в 2000 г. привело к уравнительности оплаты труда работников высшей и низшей квалификации, а при низком уровне ставки 1 разряда еще и к тому, что работники до 5 разряда получают заработную плату ниже величины прожиточного минимума. Таким образом, как воспроизводственная, так и стимулирующая функция заработной платы ставятся под сомнение, а трудовая мотивация продолжает снижаться.

Критике подвергалась и сама возможность применения ЕТС в сельскохозяйственной отрасли. Разработанная для работников бюджетной сферы, тарифная сетка не учитывала специфики и особенностей сельскохозяйственного производства. В связи с этим многие экономисты указывали на необходимость возврата к 6-разрядным тарифным сеткам, действовавшим в колхозах и совхозах еще в советский период, в связи с относительной простотой и широким распространением, которое они получили на практике [6, 7]. Однако следует принимать во внимание, что данные тарифные сетки предполагают тарификацию отдельных видов работ, а не отдельных категорий сотрудников, чего требуют современные условия хозяйствования и возросшее «качество» персонала, не заинтересованного в выполнении трудовых обязанностей, оплата которых не соответствует его квалификации.

Одним из этапов создания тарифной сетки является определение и обоснование количества тарифных разрядов. По данному вопросу среди ученых единого мнения не сложилось. Ряд экономистов, в целях безболезненного перехода на новые принципы оплаты труда, предлагает оставить количество разрядов по ЕТС-18 [3], другие говорят о необходимости их сокращения в связи со сложностью «вписать все категории

сотрудников в такую сетку, исходя из уровня квалификации и сложности выполняемой работы» [7].

Важно при этом также учитывать недостатки предыдущего опыта организации оплаты труда. Так, существенным недостатком заработной платы в советский период являлось отсутствие каких-либо санкций за невыполнение трудовых обязанностей и нормативов. В связи с этим, нами предложена двумерная тарифная сетка, предполагающая перемещение по квалификационным разрядам с помощью «повышающих» и «понижающих» квалификационных коэффициентов, исчисляемых в процентном отношении от основного — «базового». Дифференциация заработной платы в пределах тарифного разряда предполагает их сокращение до 10. Базовые тарифные коэффициенты целесообразно исчислять в соответствии с повышающейся интенсивностью, сложностью и ответственностью выполняемой работы. При определении базовых тарифных коэффициентов нами использовался метод постоянного относительного (1,25) и прогрессивного абсолютного изменения тарифных коэффициентов, при исходном диапазоне тарифной сетки 1:7,45, что позволит обеспечить достойное соотношение уровня оплаты труда работников высшей и низшей категории, и будет мотивировать персонал к повышению своей квалификации (табл. 1).

Таблица 1

Рекомендуемые тарифные разряды и базовые коэффициенты для категорий работников сельскохозяйственных организаций

Тарифные разряды Тарифные коэффициенты Категории работников

рабочие растениеводства рабочие животноводства механизаторы, водители автомобилей бригадиры специалисты начальники цехов главные специалисты руководители предприятий

1 1,00 1,00

2 1,25 1,25 1,25

3 1,56 1,56 1,56 1,56

4 1,95 1,95 1,95 1,95

5 2,44 2,44 2,44 2,44

6 3,05 3,05 3,05 3,05 3,05

7 3,81 3,81 3,81 3,81

8 4,77 4,77 4,77 4,77

9 5,96 5,96 5,96

10 7,45 7,45

Использование «вилок» тарифных коэффициентов будет повышать ответственность работника за возложенные на него функции, способствовать усилению материальной заинтересованности и стимулировать не только к повышению своей квалификации, но и к повышению трудовых характеристик в ее пределах. Однако данные меры не возымеют действия, если не будет выполняться один из важнейших принципов эф-

404

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

фективной системы материального стимулирования — «ощутимость стимула», который предполагает, что работник будет стремиться повышать свои трудовые показатели, только если данный стимул будет для него действительно значим. Поэтому для определения «повышающих» и «понижающих»квалифика ционных коэффициентов мы предлагаем использовать закон социальной психофизики Бугера-Вебера об ощутимости восприятия внешнего раздражителя, в качестве которого в нашем случае будет выступать материальный стимул. Согласно данному закону, заметное изменения ощущения восприятия, при изменении интенсивности внешнего раздражителя происходит при увеличении его исходного значения на некоторую постоянную величину, характеризующую дифференциальный порог восприятия. [2] Исходя из этого, коэффициент Вебера будет определяться как отношение изменения уровня заработной платы, которое работник будет ощущать как значимое к размеру исходного ее уровня [4]:

ДЗп/Зп = k , (1)

где ДЗп — изменение заработной платы, необходимое для обнаружения ощутимого различия в стимулировании;

Зп — величина заработной платы;

k — константа, значение которой зависит от вида ощущений.

Таким образом, при определении понижающих и повышающих коэффициентов в пределах разряда, необходимо использовать зарплатный дифференциальный порог, который по последним исследованиям ученых, занимающихся проблемами прикладной социологии, составляет 10% [4], т.е. относительное изменение тарифных коэффициентов по квалификационным группам составит 1,1. Двумерная тарифная сетка с квалификационными коэффициентами, вычисленными на основе дифференциального порога представлена в таблице 2.

Таблица 2

Отраслевая двумерная тарифная сетка

Квалифи-кацион-ные разряды Тарифные разряды

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Межразрядные и квалификационные коэффициенты

понижающий — 1,14 1,42 1,78 2,22 2,77 3,47 4,33 5,42 6,77

базовый 1,00 1,25 1,56 1,95 2,44 3,05 3,81 4,77 5,96 7,45

повышаю- щий 1,10 1,38 1,72 2,15 2,69 3,36 4,20 5,25 6,56 8,20

Характеристика изменения тарифных коэффициентов предлагаемой отраслевой тарифной сетки не предполагает «пересечения» коэффициентов квалификационных групп по разрядам, поскольку в противном случае возможны ситуации, когда работник более высокого разряда, но отнесенный к низшей квалификационной группе будет получать меньшее вознаграждение, чем работник высшей квалификационной группы, но с меньшим разрядом. На практике подобные ситуации приводят к тому, что персонал будет стремиться к росту «внутри разряда», а перемещение по службе его не будет интересовать. Во избежание подобных ситуаций, нами предусмотрено такое изменение тарифных коэффициентов, при котором происходит плавное прогрессивное абсолютное возрастание тарифных коэффициентов от высшей квалификационной группы одного разряда к низшей квалификационной группе следующего разряда.

Очевидно, что предлагаемая двумерная тарифная сетка обладает гораздо более глубокой дифференциацией по сравнению с действующей ЕТС, но в то же время специфика определения диапазона тарифных коэффициентов и их взаимосвязи способствует более плавному перемещению по тарифным разрядам и обеспечивает зависимость заработной платы от индивидуальных результатов труда.

Существенное значение при формировании отраслевой тарифной системы имеет разработка механизма установления тарифной ставки 1-го разряда, поскольку данная величина будет во многом определять общий уровень оплаты труда в отрасли и при этом должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы работников соответствующей квалификации.

Широкое распространение в качестве основы установления тарифной ставки 1-го разряда получил минимальный размер оплаты труда.

Вводимый государством с целью защиты интересов работников с низким уровнем доходов от произвола работодателей и обеспечения достойного уровня оплаты, способного удовлетворить минимальные жизненные потребности трудящегося, этот социальный ориентир совершенно не выполняет отведенную ему роль. Во-первых, за весь период с начала проведения рыночных преобразований уровень минимальной заработной платы так и не превысил среднего уровня прожиточного минимума по РФ, не говоря о том, что в некоторых регионах уровень жизни существенно превышает средние по России стандарты жизни. Это объясняется тем, что правительство, являясь монопольным работодателем для работников бюджетной сферы, стремилось существенно сдерживать рост заработной платы, устанавливая минимальную границу оплаты труда, исходя из возможностей государственного бюджета, а не в силу объективных причин. Подобная практика в условиях рыночных отношений совершенно не оправдана, поскольку цена рабочей силы, не может определяться возможностями потребителя товара, которым выступает государство. Ведь цены на образование, здравоохранение, прочие услуги и товары, которые вошли в перечень необходимых трат граждан в связи со слабым развитием социальной политики, а также цены на прочие товары, необходимые для жизни и восстановления сил не определяются возможностями потребительского бюджета работника. Подобное положение вещей противоречит социальной справедливости.

Во-вторых, последние изменения в трудовом законодательстве существенно изменили порядок определения минимальной заработной платы. Если до 2007 г. МРОТ представлял собой месячную заработную плату неквалифицированного рабочего, т.е. оплату по тарифу без учета компенсаций и надбавок, то теперь в расчет включаются все выплаты по оплате труда [8,9]. Принятие федерального закона № 54-ФЗ от 20.04.2007 привело ко множеству противоречий в трудовом законодательстве и существенно усложнило методическую основу определения минимальной заработной платы. К примеру, включение в нее доплат и надбавок за особые условия труда, по сути означает, что у работника, занятого на работах с условиями труда, отличающимися от нормальных и работника в нормальных условиях труда, одинаковые гарантии по заработной плате, то есть на практике данные работники могут получать одинаковый уровень вознаграждения. Включение районных коэффициентов также сопряжено с рядом трудностей, поскольку данные выплаты исчисляются исходя из заработка работника, в который, по новому законодательству, они уже должны быть включены, таким образом, происходит «двойной счет». Особенно важно исключить из определения МРОТ социальные выплаты, по причине того, что такие выплаты как компенсация транспортных расходов, использование личного автотранспорта и т.д. вообще не являются элементами заработной платы, поскольку возмещают затраты работника.

На наш взгляд, стимулирующие и компенсирующие выплаты и уж тем более премии, не являются гарантированными выплатами работнику и поэтому не могут учитываться при определении МРОТ. Минимальный размер оплаты труда должен регулировать только уровень тарифной части заработка с тем, чтобы работник низшей квалификации, не получающий выплат компенсирующего и стимулирующего характера, а также не достигший определенных показателей премирования получал данный гарантированный минимум. В связи с этим, необходимо устранить из механизма определения минимальной заработной платы доплаты, надбавки и прочие выплаты.

Понятно, что в том виде, в каком существует сейчас МРОТ, данный социальный стандарт не может выступать основой установления тарифной ставки 1-го разряда.

В связи с этим механизм установления тарифной ставки 1-го разряда должен предусматривать как повышение реального содержания минимальной заработной платы, посредством ее индексирования на региональный индекс потребительских

405

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Таблица 3

Прогнозирование изменения величины тарифной ставки 1 разряда, средней заработной платы и производительности труда в сельскохозяйственных организациях Курской области

Наименование показателя Годы

2012* 2013 2014 2015 2016

Индекс роста потребительских цен в Курской области (средний показатель за предшествующие 5 лет), % 105,8 109,84 109,84 109,84 109,84

Индекс роста производительности труда, % 121,98 106,95 105,31 105,34 105,81

Тарифная ставка 1 разряда, руб. 4611 5689,05 6565,16 7490,85 8547,81

Повышение тарифной ставки 1 разряда, руб. — 1078,05 876,11 925,69 1056,96

Средняя заработная плата по отрасли, руб. 16095,60 17173,65 18010,68 18917,86 19953,68

Рост средней заработной платы к предыдущему году, % — 106,70 105,01 105,04 105,48

Величина прожиточного минимума на одного трудоспособного в месяц, руб. 5660 5988,28 6577,53 7224,76 7935,67

Соотношение тарифной ставки 1 разряда с величиной прожиточного минимума, % 81 95 99,8 103,68 107,71

* фактические данные [5]

цен, а также предполагать сокращение разрыва между прожиточным минимумом и заработной платой работника низшей квалификации, которое должно обеспечить достойный уровень жизни и производиться с учетом развития отрасли. В качестве такого показателя, экономически обоснованным представляется использование регионального индекса роста производительности труда в сельскохозяйственной отрасли, который в целях обеспечения опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы,

должен быть скорректирован на поправочный коэффициент 0,8. В соответствии с этим, тарифная ставка 1-го разряда может быть определена следующим образом:

ТС = МРОТ + МРОТ х(ИПЦ + 0,8'х ИПТ) , (2)

где ТС1р — тарифная ставка 1-го разряда;

МРОт — региональный уровень МРОТ;

ИПЦрег — индекс роста потребительских цен в регионе; ИПТсх — индекс роста производительности труда в сельскохозяйственной отрасли.

Суть предлагаемого механизма заключается в том, что повышение тарифной ставки 1-го разряда происходит с использованием ретроспективного механизма индексации на уровень индекса потребительских цен и скорректированный индекс производительности труда за предшествующий период. Как следствие, это приведет к повышению средней заработной платы по отрасли. Анализ статистических данных за 2002-2012 гг. позволяет сделать вывод, что при росте тарифной ставки 1 -го разряда на 1 руб., средняя заработная плата увеличится на 0,98 руб. В свою очередь, повышение средней заработной платы повлечет за собой повышение производительности труда, причем на 1% роста средней заработной платы приходится 1,06 % роста индекса производительности труда. Результат прогнозирования величины тарифной ставки 1-го разряда при введении предложенных мероприятий представлен в табл. 3.

В соответствии с прогнозируемыми значениями тарифной ставки 1 разряда рассчитаны тарифные ставки предлагаемой отраслевой двумерной тарифной сетки (таблица 4).

Использование предложенного механизма установления тарифной ставки 1-го разряда приведет к значительному росту средней заработной платы в сельскохозяйственной отрасли, которая к 2016 г. составит 19953,68 руб., обеспечит превышение заработной платой работника низшей квалификации уровня регионального прожиточного минимума на 4% уже к 2015 году, а к 2016 на 8%, а также обеспечит воспроизводство рабочей силы и усилит зависимость размера вознаграждения от индивидуальных результатов труда.

Таблица 4

Проектируемые тарифные ставки в соответствии с прогнозом изменения тарифной ставки 1 разряда, в рублях

Тарифные разряды Тарифные коэффициенты Годы

2012 2013 2014 2015 2016

1 1,00 4611 5689,05 6565,16 7490,85 8547,81

1,10 5072,1 6257,955 7221,676 8239,935 9402,591

2 1,14 5256,54 6485,517 7484,282 8539,569 9744,503

1,25 5763,75 7111,313 8206,45 9363,563 10684,76

1,38 6363,18 7850,889 9059,921 10337,37 11795,98

3 1,42 6547,62 8078,451 9322,527 10637,01 12137,89

1,56 7193,16 8874,918 10241,65 11685,73 13334,58

1,72 7930,92 9785,166 11292,08 12884,26 14702,23

4 1,78 8207,58 10126,51 11685,98 13333,71 15215,1

1,95 8991,45 11093,65 12802,06 14607,16 16668,23

2,15 9913,65 12231,46 14115,09 16105,33 18377,79

5 2,22 10236,42 12629,69 14574,66 16629,69 18976,14

2,44 11250,84 13881,28 16018,99 18277,67 20856,66

2,69 12403,59 15303,54 17660,28 20150,39 22993,61

6 2,77 12772,47 15758,67 18185,49 20749,65 23677,43

3,05 14063,55 17351,6 20023,74 22847,09 26070,82

3,36 15492,96 19115,21 22058,94 25169,26 28720,64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 3,47 16000,17 19741 22781,11 25993,25 29660,9

3,81 17567,91 21675,28 25013,26 28540,14 32567,16

4,20 19366,2 23894,01 27573,67 31461,57 35900,8

8 4,33 19965,63 24633,59 28427,14 32435,38 37012,02

4,77 21994,47 27136,77 31315,81 35731,35 40773,05

5,25 24207,75 29867,51 34467,09 39326,96 44876

9 5,42 24991,62 30834,65 35583,17 40600,41 46329,13

5,96 27481,56 33906,74 39128,35 44645,47 50944,95

6,56 30248,16 37320,17 43067,45 49139,98 56073,63

10 6,77 31216,47 38514,87 44446,13 50713,05 57868,67

7,45 34351,95 42383,42 48910,44 55806,83 63681,18

8,20 37810,2 46650,21 53834,31 61424,97 70092,04

Литература

1. Вишневская Н., Куликов О. Формирование заработной платы в России: роль отраслевых тарифных соглашений // Вопросы экономики. — 2009. — №4. — С. 91-103.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. — 1998.

406

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

3. Ильин А.Е., Ильина Г.В. Перспективы отраслевой тарифной системы в сельскохозяйственных организациях // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — №6(45). — С.183-186.

4. Ильясов Ф.Н. Тарифная сетка, система грейдов на основе закона Вебера // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2012. — № 6. — С. 128-135.

5. Курская область в цифрах. 2013: Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. — Курск, 2013. — 70 с.

6. Линевич А., Голубев А. Формирование механизма отраслевой системы оплаты труда // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. — 2006. — №3. — С.23-28.

7. Маркарянц А. Принципы построения тарифной системы в сельхозпредприятиях // АПК: экономика и управление. — 2006. — №12. — С. 41-43.

8. Ракоти В. Повышение МРОТ: варианты, последствия // Человек и труд. — 2009. — №5. — С.43-45.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в действующей редакции от 01.09.2013) // Справочная информационно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РАЗВИТИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ГУМБЕТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

И.Б. Хапаев,

заведующий кафедрой экономики, менеджмента и финансового права Карачаево-Черкесского филиала

Российского государственного социального университета в г Черкесске,

кандидат философских наук, доцент ilyas.xapaev@yandex.ru

В статье дается краткая историко-географическая справка муниципальных образований Гумбетовского муниципального района Республики Дагестан, характеризуется административно — территориальное их устройство, состав населения, определяется роль животноводческой отрасли в развитии сельского хозяйства.

Ключевые слова: аграрный сектор, Республика Дагестан, Гумбетовский муниципальный район, животноводство, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные организации

УДК 338.43 ББК 45/46

Район расположен на северо-западе Дагестана в среднем на высоте более 1500 м над уровнем моря, а самый высокий Харибский перевал — на высоте 2234 м. С востока граничит с Казбековским и Буйнакским, с юга—с Унцукульским и Хунзахс-ким, с запада — с Ботлихским районами, с севера — с Нажаюртовским районом Чеченской Республики.

Районным центром является селение Мехельта. Площадь района — 676,2 кв. км. [1].

На территории района расположено 27 сельских населенных пунктов (селения Средний Арадирих,

Верхний Арадирих, Нижний Арадирих, Аргвани,

Новое Аргавани, Нанибика, Верхнее Инхо, Гадари,

Данух, Игали, Кунзах, Тантари, Цанатль, Ингиши,

Килятль, Мехельта, Старый Сивух, Нарыш, Нижнее Инхо, Тлярата, Цилитль, Цияб-Цилитли, Чирката,

Читль, Шабдух, Ичичали, Цунти), объединенных в 15 муниципальных образований [2]. Наиболее крупными из них являются: села Мехельта, Игали, Чирката, Ново-Аргвани и Килятль.

Рассмотрим численность населения сельских поселений данного муниципалитета по данным табл.1.

Как свидетельствуют данные табл.1, численность населения района на 1 января 2012 года составляет 22082 чел., из них основная часть сосредоточена в сельских поселениях: «Сельсовет Мехельтин-ский» — 3774 чел., «Сельсовет Игалинский» — 3672 чел., «Сельсовет Аргванинский» — 2779 чел. Самое малочисленное — 269 чел. — «село Гадари».

Следовательно основная часть трудовых ресурсов находится в вышеназванных муниципальных образованиях — 10225 чел., что составляет 46,3% от общего числа населения района. Это создает воз-

можность для более интенсивного развития весьма трудоемкой отрасли сельского хозяйства — животноводства.

Поскольку все население района живет на селе, то и основу экономики муниципалитета составляет сельское хозяйство,

Таблица 1

Муниципальные образования Гумбетовского муниципального района Республики Дагестан и состав их населения по данным на 1 января 2012 года [3]

Наименование муниципального образования Все насе- ление (чел.) В том числе

город- ское насе- ление сель- ское насе- ление

Сельское поселение сельсовет Арадирихский 1380 - 1380

Сельское поселение сельсовет Аргванинский 2779 - 2779

Сельское поселение село Верхнее Инхо 1038 — 1038

Сельское поселение село Гадари 269 — 269

Сельское поселение село Данух 820 — 820

Сельское поселение сельсовет Игалинский 3672 — 3672

Сельское поселение село Ингиши 832 — 832

Сельское поселение село Килятль 1014 — 1014

Сельское поселение сельсовет Мехельтинский 3774 — 3774

Сельское поселение село Нижнее Инхо 1335 — 1335

Сельское поселение село Тлярата 586 — 586

Сельское поселение сельсовет Цилитлинский 1571 ! 1571

Сельское поселение село Чирката 1938 ! 1938

Сельское поселение село Читль 435 ! 435

Сельское поселение сельсовет Шабдухский 639 ! 639

Итого 22082 ! 22082

407

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.