13. Лазарев Е.А. Коррупция и политическая стабильность: институциональная перспектива // Полития. 2011. № 1 (60). С. 55.
14. Подорожнова В. Образованные люди чаще дают взятки // Российская газета. № 192, 31 августа 2007.
15. Голотин В.В. Коррупция как системное социальное явление: проблема генезиса [Электронный ресурс] // Источник:
http ://www. contrcorruption. ru/golotin_kor_kak. htm.
16. Д.Козак назвал коррупцию главной проблемой Юга России. Сообщение ИТАР-ТАСС от 29.01.2007 [Электронный ресурс] // Источник: http ://skavkaz. rfn. ru/rnews.html?id=53747.
17. Семенов В.С. К вопросу о типологии неформальных коррупционных институтов на Юге России // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией: Сборник материалов международной научно-практической конференции. 19-20 июня 2008 г. -Ростов-на-Дону: ФГОУ ВПО РЮИ МВД России. 2008. С. 29.
18. Российский Кавказ. Книга для политиков / под ред. В.Тишкова. - М.: Росин-формагротех, 2007. С. 93.
19. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от
31.10.2003, подписана от имени Российской Федерации в г. Мерида (Мексика)
9.12.2003, ратифицировали Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Сб. материалов о противодействии коррупции. Под общ. ред. Воробьева Ю.Л. М., 2010. Т.3. С. 137-140.
20. Матишов Г.Г., Батиев Л.В. «Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России»: системный анализ безопасности южного макрорегиона // Вестник южного научного центра. 2009. Том 5, № 3. С. 11.
УДК 322.22
Топольян А.П., асп.
К вопросу о роли Русской православной церкви в укреплении российской государственности и консолидации российского общества
Статья посвящена анализу роли Русской православной церкви в социальнополитической и социокультурной сферах российского общества.
Ключевые слова: модернизация, российское общество, Русская православная церковь, консолидация, идентичность.
Начиная со второй половины ХХ в. мир переживает период глубоких трансформационных изменений, затрагивающих практически все сферы общественной деятельности. Прежде всего, это связано с теми политическими, экономическими и социокультурными событиями, которые коренным образом преобразовали жизнь большинства государств: деколонизацией, крушением социалистического лагеря, глобализацией экономики и культуры, развитием информационно -
коммуникационных технологий. В общем контексте возрождения позиций религии в современном мире, в постсоветской России также повышается роль религиозных организаций в жизни общества.
Прежде всего, речь идет о возрождении Русской православной церкви как одной из фундаментальных составляющих национальной идентичности русского народа, оказавшей колоссальное влияние на становление отечественной традиции государственности и русской культуры. Значимость Русской православной церкви в
205
истории государства сложно переоценить. На протяжении столетий церковь играла колоссальную роль в консолидации российского общества, выполняла функции официальной идеологии, поддерживавшей социальный порядок и обеспечивавшей его легитимацию в глазах основной массы населения.
Естественно, что в переходный период отечественной истории, пришедшийся на 1990-е - 2000-е гг., когда российское общество, отказавшись от господствовавшей семь десятилетий коммунистической идеологии, оказалось в состоянии идеологического вакуума и определенной аксиологической опустошенности, роль религии как возможного средства укрепления социального порядка, консолидации и стабилизации социума, существенно повысилась.
В России социальная интеграция общества усложняется многоконфессиональным и многонациональным составом населения, причем многие из населяющих страну этноконфессиональных общностей имеют друг к другу определенные претензии, претендуют на расширение своего участия в управлении государством и даже на достижение полного суверенитета посредством выхода из состава Российской Федерации. При этом налицо - раздробленность русского этноса как государствообразующей нации: русские в наибольшей степени, чем многие другие народы бывшего СССР, подверглись процессам массовой секуляризации в годы советской власти, глубоко восприняли интернационалистические лозунги коммунистической партии, что способствовало ослаблению национальной идентичности.
Так, исследователи отмечают, что «около половины опрошенных в России, по данным ESS (Европейское социологическое исследование), не религиозны, в их числе 7 % в целом не религиозны, 14 % отмечают, что они совершенно не религиозны, и 32 % - скорее нет. 22 % респондентов колеблются при определении меры своей религиозности. В целом религиозными себя считают менее трети россиян - 29 %, среди них 26 % склоняются к такому мнению, и лишь 3%, по собственным оценкам, глубоко религиозны» [1]. И далее: «если обратить внимание на степень религиозности последователей различных конфессий в России, то доля очень религиозных мусульман в 2,5 раза больше доли глубоко религиозных последователей православия -12 % против 5 %» [2]. То есть, русские в меньшей степени, чем мусульманские народы России, сохранили свои религиозные традиции, играющие важную роль в определении национальной идентичности.
В современной России и собственно церковью, и государственной властью предпринимаются шаги в направлении возрождения авторитета русского православия и его позиций в обществе. Поскольку без духовной основы, которой может стать Православие, перспективы модернизации и даже дальнейшего стабильного состояния российского общества оказываются трудно предсказуемыми. Православие может выступить в качестве важнейшего фактора консолидации общества, способствуя формированию новой российской идентичности, без которой общество обречено на жесточайший духовно-нравственный кризис, чреватый любыми последствиями, вплоть до потери суверенитета или исчезновения в качестве конкретной этнической и цивилизационной общности. Поэтому возрождение роли православия в жизни страны имеет не только социокультурное, но и политическое значение, являясь одним из важных компонентов восстановления стратегической мощи и международного престижа российского государства.
Отметим, что сама российская государственность сформировалась под влиянием принятия православия и впоследствии церковь сыграла важную роль в освобождении от золотоордынского ига и объединении русских земель под властью Московского княжества, ставшего ядром будущего российского государства. Принятие христиан-
206
ства Киевской Русью в 988 г. н.э. открыло новую страницу в истории русского народа, по сути став первой модернизацией всех сфер жизни общества. За принятием православия последовал целый ряд позитивных перемен, превращавших Киевскую Русь в полноценное и адекватное реалиям того времени государство. Среди них мы можем назвать: либерализацию и гуманизацию нравов (отказ от человеческих жертвоприношений языческим божествам, ритуального убийства жен, наложниц и прислуги на похоронах и т.д.); укрепление моногамной семьи; введение письменности; развитие культуры - изобразительного искусства, архитектуры, литературы; консолидацию славян и формирование традиции государственности по византийскому образцу; расширение международных связей в результате выхода на мировую арену в качестве равноправного государства (а не языческого родового общества как прежде).
Необходимо отметить, что российское общество всегда носило идеократический характер и существующая власть нуждалась в сакрализации, которую до революции 1917 г. обеспечивало православие, а в последующие семь десятилетий - коммунистическая идеология, также фактически пытавшаяся подменить собой религию (на сходство коммунистической идеологии и религии обращали внимание многие исследователи).
Для российских руководителей церковь выступала важнейшим средством легитимации их власти, во-первых, и ближайшим помощником, обеспечивавшим исправное функционирование социокультурной и социальной сферы жизни общества, во-вторых. В определенные периоды российской истории церковь воплощала в себе и функции правосудия, а митрополиты и епископы были наделены крайне широкими полномочиями и, по сути, являлись ближайшими соратниками и помощниками светских правителей. В период реформ Петра Первого и последующие два столетия правления династии Романовых церковь была фактически объединена с государством, окончательно превратившись в один из его институтов, подчиненный правительственному органу - синоду во главе с обер-прокурором, полностью подконтрольным светским руководителям российского государства.
Идентичность русских людей всегда основывалась на их православной принадлежности, принятие православия в дореволюционный период де-факто означало и принятие русской национальной идентичности, присоединение к русскому народу. Не случайно в документах подданных дореволюционной России вместо графы национальность указывалась лишь графа «вероисповедание», т.е. национальная идентичность ощущалась посредством идентичности конфессиональной: принимая православие, татарин или еврей становился русским и, утратив конфессиональную связь со своим родом и нацией, быстро ассимилировался и его потомки уже ощущали себя в качестве русских людей, пусть и определенного происхождения.
Таким образом, принадлежность к православию становилась основой национальной идентичности, и государство, прекрасно понимая это, в начале насильственными методами добивалось крещения покоренных народов, а затем стимулировало обращение в православие посредством многочисленных перспектив, которые открывались перед вновь обращенными (особенно выигрывала традиционная знать народов России, которая, принимая православие, вливалась в ряды российского дворянства). Как писал консервативно настроенный мыслитель Л.А. Тихомиров, характеризуя особенности российской государственности и национальной идентичности, «либо православие как определяющее начало нашего собственного национального существования и нашего собирания племен, либо Россия есть историческое недоразумение, вопросительный знак или в лучшем случае нация, временно исполняющая историче-
скую должность, впредь до прибытия какого-то другого действительного исполнителя судеб истории» [3].
Российская идентичность всегда основывалась на превалировании коллективистского, общинного начала. Русское общество оставалось общинным вплоть до ХХ в., и лишь разрушение традиционного уклада жизни в процессе индустриализации и урбанизации нарушило естественный порядок, приведя в итоге к атомизированному социуму современной России, в котором продолжается разрушение традиционных связей, девальвация ценностей. В духовно-идеологическом плане общинность русского народа проявлялась посредством соборности, которую один из видных русских философов-славянофилов А.С. Хомяков объяснял как сочетание единства и свободы. По мнению философа, если католицизм олицетворял собой единство без свободы, протестантские направления - свободу без единства, то именно в православии эти два начала находили гармоничное сосуществование. В результате, в мировоззрении русского человека уживались определенный анархизм и патерналистское почитание царя - «батюшки», менталитет крестьянина как индивидуального хозяина и коллективизм, склонность к существованию в рамках общины [4].
Несмотря на то, что знаменитая формула «Православие. Самодержавие. Народность» принадлежит XIX в., российское государство руководствовалось данными ценностями на протяжении всей своей истории постордынского периода: «...нельзя не признать тот факт, что русская государственность всегда строилась и действовала как государственность христианская, черпая в православном вероучении идеалы и смысл своего существования» [5]. Российское государство тесно взаимодействовало с церковью во многих вопросах, причем вплоть до отделения церкви от государства первая выполняла многие социальные функции, позже переданные государственным институтам - так, церковь играла важную роль в системе школьного образования, организации социальной помощи малообеспеченным категориям населения и инвалидам, медицинском обслуживании означенных категорий населения. Именно при монастырях действовали первые приюты для нуждающихся в уходе стариков и инвалидов, сирот, малообеспеченные люди осознавали, что в церкви они всегда могут найти поддержку и определенную помощь, не позволяющую им умереть с голоду. Также церковь фактически заменяла собой и органы регистрации актов гражданского состояния. То есть, роль церкви была крайне значительна не только в идеологической сфере, но и в повседневной жизни дореволюционной России.
Безусловно, что церковь в свое время оказала значительное влияние и на развитие отечественной экономики. Весомая роль церкви в истории России отнюдь не препятствовала модернизации страны, скорее она содействовала ее менее болезненному проведению. Так, влияние православия сказалось на специфических особенностях российского капитализма: отечественные купцы и промышленники в своей предпринимательской деятельности, в большинстве, ориентировались на соблюдение определенных этических правил и принципов, которые не позволяли им осуществлять эксплуатацию с той степенью интенсивности, которая была присуща западноевропейским предпринимателям, воспитанным в ценностях протестантизма.
Таким образом, Русская православная церковь играла важнейшую роль и в деле консолидации населения страны, что особенно ярко проявлялось в моменты внешних угроз со стороны многочисленных агрессоров, посягавших на территориальную целостность или политические устои российского государства. Еще в Средние века церковь сплачивала народ для сопротивления иноземным оккупантам - немецко-прибалтийским рыцарям из Ливонского и Тевтонского орденов, золотоордынским ханам, позже способствовала объединению страны в период Смутного времени. Ко-
208
лоссальное значение церкви как консолидирующего фактора российского социума были вынуждены признать даже атеистически настроенные коммунистические лидеры, проводившие в первые послереволюционные десятилетия политику насильственной секуляризации общества, сопровождавшуюся уничтожением культовых объектов, физической ликвидацией священнослужителей, преследованием и дискриминацией верующих. Событием, перевернувшим отношение советского государства к церкви, как известно, стала Великая Отечественная война.
В современной России власть также использует церковь прежде всего сквозь призму своих политических интересов, которые в настоящее время заключаются, в том числе, и во внедрение в общественное сознание определенного набора ценностей и установок, направленных на консолидацию нации, переживавшей в течение двух последних десятилетий период глубоких аксиологических трансформаций. Институт церкви, по мнению руководителей страны, может стать значимым компонентом новой национальной идеологии.
В настоящее время церковь активно привлекается государственной властью к участию в различных проектах, посвященных укреплению основ российской государственности, оздоровлению нравственного климата в российском обществе. Представители РПЦ работают в общественных палатах и общественных советах при органах власти федерального, регионального и местного уровня, принимают участие в решении возникающих межнациональных противоречий, социальных проблем.
Широкую известность получили программы церкви, направленные на снижение уровня алкоголизма и наркомании в российском обществе, помощь многодетным и малоимущим семьям, причем не только в материальном плане, но и в плане моральной поддержки, что во многих ситуациях оказывается в большей степени эффективным, чем социальные программы государства. Встречая поддержку со стороны церкви, многие семьи избавляются от проблем, прежде всего морального характера, которые прежде стояли перед ними. В частности, многие родственники больных наркоманией и алкоголизмом благодарят церковь за то, что она помогла их близким преодолеть пагубную зависимость и возвратиться к нормальной здоровой жизни, вновь стать полноценными и достойными членами общества. Сегодня во многих регионах России под патронажем Русской православной церкви действуют организации, оказывающие помощь указанным проблемным категориям граждан.
Церковь выступает и инициатором ужесточения законодательства страны применительно к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, распространения порнографии, что также способствует улучшению морально-психологического климата в стране. В отличие от многих протестантских церквей Западной Европы, толерантно относящихся ко многим формам девиантного сексуального поведения, Русская православная церковь последовательно отстаивает ценности традиционной детной семьи, выступает категорически против популяризации в обществе сексуальных девиаций, навязывания соответствующих форм поведения молодежи и подросткам. Во многом, именно РПЦ оказывает необходимое давление на государственные институты, которые, будучи вынужденными считаться с мнением верующих, отклоняют заявки о проведении гей-парадов, возбуждают уголовные дела против лиц и организаций, проповедующих безнравственное и аморальное поведение.
Русская православная церковь, способствуя нравственному возрождению современной России, вносит весомый вклад и в дело укрепления структур гражданского общества. Ведь во многих регионах страны, особенно в глубокой провинции, церковные институты, на фоне бездействия местных органов власти, коррумпированно-
209
сти правоохранительных структур, остаются единственным оплотом и надеждой местного населения в социальном плане, подлинными выразителями интересов рядовых граждан, а священнослужители часто заменяют психологов, к которым имеют возможность обратиться обеспеченные жители мегаполисов.
Как отмечает Р. Лункин, «приходы, как часть системы гражданского общества, как поддержка для граждан в трудную минуту, а в социальной сфере, как основа жизни для умирающих деревень и поселков - это не только лучший фундамент для развития гражданских институтов и демократизации, но и опора для модернизации страны, часть кровеносной системы по проведению гражданских инициатив в жизнь, укреплению самоуправления и социальной стабильности. И в этом отношении РПЦ находится только в начале становления приходской системы» [6].
И православию в данном контексте отводится ключевая роль той объединяющей силы, которая сможет консолидировать общество, представив ему новые, но базирующиеся на древней Традиции, векторы развития.
В завершение настоящей статьи следует подчеркнуть следующее. Православная церковь сыграла важнейшую роль в становлении российской государственности, укреплении цивилизационного единства русского народа и многих других народов, населяющих территорию страны. Вся история российской государственности в той или иной степени связана с историей Русской православной церкви, что обусловливает и важнейшее место церкви в предстоящих модернизационных преобразованиях России на современном этапе ее истории.
Православие выступает важным фактором социальной интеграции российского общества и сохранения национальной идентичности и традиционных ценностей, играет существенную роль в распространении ценностей патриотизма и служения государству, противодействии негативным тенденциям в жизни российского социума. В геополитическом плане православие может стать основой для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а также в восточнохристианском мире, что будет способствовать укреплению позиций России на международном уровне.
Литература
1. Кофанова Е.Н., Мчедлова М.М. Религиозность россиян и европейцев // www.perspektivy.info/rus/nashe/religioznost_rossijan_i_jevropejcev_2010-05-20.htm
2. Там же.
3. Тихомиров Л. А. Что такое Россия? // Тихомиров Л. А. Критика демократии. М., 1997. С. 641.
4. Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4.
5. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Смотрите, не ужасайтесь // Выбор судьбы. Санкт-Петербург: Царское Дело, 1996. С. 61.
6. Лункин Р. РПЦ и модернизация: избавление от иллюзий //
http://www.religiopolis.org/publications/107-rpc-i-modernizaciya-izbavleniye-ot-illuzij.html