Научная статья на тему 'К вопросу о роли Русской православной церкви в укреплении российской государственности и консолидации российского общества'

К вопросу о роли Русской православной церкви в укреплении российской государственности и консолидации российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1429
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / MODERNIZATION OF RUSSIAN SOCIETY / RUSSIA / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CONSOLIDATION / IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Топольян Артем Павлович

Статья посвящена анализу роли Русской православной церкви в социально-политической и социокультурной сферах российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN STRENGTHERING OF RUSSIAN STATEHOOD AND CONSOLIDATION OF THE RUSSIAN SOCIETY

The article is devoted to the role of the Russian Orthodox Church in socio-political and socio-cultural spheres of Russian society.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли Русской православной церкви в укреплении российской государственности и консолидации российского общества»

13. Лазарев Е.А. Коррупция и политическая стабильность: институциональная перспектива // Полития. 2011. № 1 (60). С. 55.

14. Подорожнова В. Образованные люди чаще дают взятки // Российская газета. № 192, 31 августа 2007.

15. Голотин В.В. Коррупция как системное социальное явление: проблема генезиса [Электронный ресурс] // Источник:

http ://www. contrcorruption. ru/golotin_kor_kak. htm.

16. Д.Козак назвал коррупцию главной проблемой Юга России. Сообщение ИТАР-ТАСС от 29.01.2007 [Электронный ресурс] // Источник: http ://skavkaz. rfn. ru/rnews.html?id=53747.

17. Семенов В.С. К вопросу о типологии неформальных коррупционных институтов на Юге России // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией: Сборник материалов международной научно-практической конференции. 19-20 июня 2008 г. -Ростов-на-Дону: ФГОУ ВПО РЮИ МВД России. 2008. С. 29.

18. Российский Кавказ. Книга для политиков / под ред. В.Тишкова. - М.: Росин-формагротех, 2007. С. 93.

19. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от

31.10.2003, подписана от имени Российской Федерации в г. Мерида (Мексика)

9.12.2003, ратифицировали Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Сб. материалов о противодействии коррупции. Под общ. ред. Воробьева Ю.Л. М., 2010. Т.3. С. 137-140.

20. Матишов Г.Г., Батиев Л.В. «Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России»: системный анализ безопасности южного макрорегиона // Вестник южного научного центра. 2009. Том 5, № 3. С. 11.

УДК 322.22

Топольян А.П., асп.

К вопросу о роли Русской православной церкви в укреплении российской государственности и консолидации российского общества

Статья посвящена анализу роли Русской православной церкви в социальнополитической и социокультурной сферах российского общества.

Ключевые слова: модернизация, российское общество, Русская православная церковь, консолидация, идентичность.

Начиная со второй половины ХХ в. мир переживает период глубоких трансформационных изменений, затрагивающих практически все сферы общественной деятельности. Прежде всего, это связано с теми политическими, экономическими и социокультурными событиями, которые коренным образом преобразовали жизнь большинства государств: деколонизацией, крушением социалистического лагеря, глобализацией экономики и культуры, развитием информационно -

коммуникационных технологий. В общем контексте возрождения позиций религии в современном мире, в постсоветской России также повышается роль религиозных организаций в жизни общества.

Прежде всего, речь идет о возрождении Русской православной церкви как одной из фундаментальных составляющих национальной идентичности русского народа, оказавшей колоссальное влияние на становление отечественной традиции государственности и русской культуры. Значимость Русской православной церкви в

205

истории государства сложно переоценить. На протяжении столетий церковь играла колоссальную роль в консолидации российского общества, выполняла функции официальной идеологии, поддерживавшей социальный порядок и обеспечивавшей его легитимацию в глазах основной массы населения.

Естественно, что в переходный период отечественной истории, пришедшийся на 1990-е - 2000-е гг., когда российское общество, отказавшись от господствовавшей семь десятилетий коммунистической идеологии, оказалось в состоянии идеологического вакуума и определенной аксиологической опустошенности, роль религии как возможного средства укрепления социального порядка, консолидации и стабилизации социума, существенно повысилась.

В России социальная интеграция общества усложняется многоконфессиональным и многонациональным составом населения, причем многие из населяющих страну этноконфессиональных общностей имеют друг к другу определенные претензии, претендуют на расширение своего участия в управлении государством и даже на достижение полного суверенитета посредством выхода из состава Российской Федерации. При этом налицо - раздробленность русского этноса как государствообразующей нации: русские в наибольшей степени, чем многие другие народы бывшего СССР, подверглись процессам массовой секуляризации в годы советской власти, глубоко восприняли интернационалистические лозунги коммунистической партии, что способствовало ослаблению национальной идентичности.

Так, исследователи отмечают, что «около половины опрошенных в России, по данным ESS (Европейское социологическое исследование), не религиозны, в их числе 7 % в целом не религиозны, 14 % отмечают, что они совершенно не религиозны, и 32 % - скорее нет. 22 % респондентов колеблются при определении меры своей религиозности. В целом религиозными себя считают менее трети россиян - 29 %, среди них 26 % склоняются к такому мнению, и лишь 3%, по собственным оценкам, глубоко религиозны» [1]. И далее: «если обратить внимание на степень религиозности последователей различных конфессий в России, то доля очень религиозных мусульман в 2,5 раза больше доли глубоко религиозных последователей православия -12 % против 5 %» [2]. То есть, русские в меньшей степени, чем мусульманские народы России, сохранили свои религиозные традиции, играющие важную роль в определении национальной идентичности.

В современной России и собственно церковью, и государственной властью предпринимаются шаги в направлении возрождения авторитета русского православия и его позиций в обществе. Поскольку без духовной основы, которой может стать Православие, перспективы модернизации и даже дальнейшего стабильного состояния российского общества оказываются трудно предсказуемыми. Православие может выступить в качестве важнейшего фактора консолидации общества, способствуя формированию новой российской идентичности, без которой общество обречено на жесточайший духовно-нравственный кризис, чреватый любыми последствиями, вплоть до потери суверенитета или исчезновения в качестве конкретной этнической и цивилизационной общности. Поэтому возрождение роли православия в жизни страны имеет не только социокультурное, но и политическое значение, являясь одним из важных компонентов восстановления стратегической мощи и международного престижа российского государства.

Отметим, что сама российская государственность сформировалась под влиянием принятия православия и впоследствии церковь сыграла важную роль в освобождении от золотоордынского ига и объединении русских земель под властью Московского княжества, ставшего ядром будущего российского государства. Принятие христиан-

206

ства Киевской Русью в 988 г. н.э. открыло новую страницу в истории русского народа, по сути став первой модернизацией всех сфер жизни общества. За принятием православия последовал целый ряд позитивных перемен, превращавших Киевскую Русь в полноценное и адекватное реалиям того времени государство. Среди них мы можем назвать: либерализацию и гуманизацию нравов (отказ от человеческих жертвоприношений языческим божествам, ритуального убийства жен, наложниц и прислуги на похоронах и т.д.); укрепление моногамной семьи; введение письменности; развитие культуры - изобразительного искусства, архитектуры, литературы; консолидацию славян и формирование традиции государственности по византийскому образцу; расширение международных связей в результате выхода на мировую арену в качестве равноправного государства (а не языческого родового общества как прежде).

Необходимо отметить, что российское общество всегда носило идеократический характер и существующая власть нуждалась в сакрализации, которую до революции 1917 г. обеспечивало православие, а в последующие семь десятилетий - коммунистическая идеология, также фактически пытавшаяся подменить собой религию (на сходство коммунистической идеологии и религии обращали внимание многие исследователи).

Для российских руководителей церковь выступала важнейшим средством легитимации их власти, во-первых, и ближайшим помощником, обеспечивавшим исправное функционирование социокультурной и социальной сферы жизни общества, во-вторых. В определенные периоды российской истории церковь воплощала в себе и функции правосудия, а митрополиты и епископы были наделены крайне широкими полномочиями и, по сути, являлись ближайшими соратниками и помощниками светских правителей. В период реформ Петра Первого и последующие два столетия правления династии Романовых церковь была фактически объединена с государством, окончательно превратившись в один из его институтов, подчиненный правительственному органу - синоду во главе с обер-прокурором, полностью подконтрольным светским руководителям российского государства.

Идентичность русских людей всегда основывалась на их православной принадлежности, принятие православия в дореволюционный период де-факто означало и принятие русской национальной идентичности, присоединение к русскому народу. Не случайно в документах подданных дореволюционной России вместо графы национальность указывалась лишь графа «вероисповедание», т.е. национальная идентичность ощущалась посредством идентичности конфессиональной: принимая православие, татарин или еврей становился русским и, утратив конфессиональную связь со своим родом и нацией, быстро ассимилировался и его потомки уже ощущали себя в качестве русских людей, пусть и определенного происхождения.

Таким образом, принадлежность к православию становилась основой национальной идентичности, и государство, прекрасно понимая это, в начале насильственными методами добивалось крещения покоренных народов, а затем стимулировало обращение в православие посредством многочисленных перспектив, которые открывались перед вновь обращенными (особенно выигрывала традиционная знать народов России, которая, принимая православие, вливалась в ряды российского дворянства). Как писал консервативно настроенный мыслитель Л.А. Тихомиров, характеризуя особенности российской государственности и национальной идентичности, «либо православие как определяющее начало нашего собственного национального существования и нашего собирания племен, либо Россия есть историческое недоразумение, вопросительный знак или в лучшем случае нация, временно исполняющая историче-

скую должность, впредь до прибытия какого-то другого действительного исполнителя судеб истории» [3].

Российская идентичность всегда основывалась на превалировании коллективистского, общинного начала. Русское общество оставалось общинным вплоть до ХХ в., и лишь разрушение традиционного уклада жизни в процессе индустриализации и урбанизации нарушило естественный порядок, приведя в итоге к атомизированному социуму современной России, в котором продолжается разрушение традиционных связей, девальвация ценностей. В духовно-идеологическом плане общинность русского народа проявлялась посредством соборности, которую один из видных русских философов-славянофилов А.С. Хомяков объяснял как сочетание единства и свободы. По мнению философа, если католицизм олицетворял собой единство без свободы, протестантские направления - свободу без единства, то именно в православии эти два начала находили гармоничное сосуществование. В результате, в мировоззрении русского человека уживались определенный анархизм и патерналистское почитание царя - «батюшки», менталитет крестьянина как индивидуального хозяина и коллективизм, склонность к существованию в рамках общины [4].

Несмотря на то, что знаменитая формула «Православие. Самодержавие. Народность» принадлежит XIX в., российское государство руководствовалось данными ценностями на протяжении всей своей истории постордынского периода: «...нельзя не признать тот факт, что русская государственность всегда строилась и действовала как государственность христианская, черпая в православном вероучении идеалы и смысл своего существования» [5]. Российское государство тесно взаимодействовало с церковью во многих вопросах, причем вплоть до отделения церкви от государства первая выполняла многие социальные функции, позже переданные государственным институтам - так, церковь играла важную роль в системе школьного образования, организации социальной помощи малообеспеченным категориям населения и инвалидам, медицинском обслуживании означенных категорий населения. Именно при монастырях действовали первые приюты для нуждающихся в уходе стариков и инвалидов, сирот, малообеспеченные люди осознавали, что в церкви они всегда могут найти поддержку и определенную помощь, не позволяющую им умереть с голоду. Также церковь фактически заменяла собой и органы регистрации актов гражданского состояния. То есть, роль церкви была крайне значительна не только в идеологической сфере, но и в повседневной жизни дореволюционной России.

Безусловно, что церковь в свое время оказала значительное влияние и на развитие отечественной экономики. Весомая роль церкви в истории России отнюдь не препятствовала модернизации страны, скорее она содействовала ее менее болезненному проведению. Так, влияние православия сказалось на специфических особенностях российского капитализма: отечественные купцы и промышленники в своей предпринимательской деятельности, в большинстве, ориентировались на соблюдение определенных этических правил и принципов, которые не позволяли им осуществлять эксплуатацию с той степенью интенсивности, которая была присуща западноевропейским предпринимателям, воспитанным в ценностях протестантизма.

Таким образом, Русская православная церковь играла важнейшую роль и в деле консолидации населения страны, что особенно ярко проявлялось в моменты внешних угроз со стороны многочисленных агрессоров, посягавших на территориальную целостность или политические устои российского государства. Еще в Средние века церковь сплачивала народ для сопротивления иноземным оккупантам - немецко-прибалтийским рыцарям из Ливонского и Тевтонского орденов, золотоордынским ханам, позже способствовала объединению страны в период Смутного времени. Ко-

208

лоссальное значение церкви как консолидирующего фактора российского социума были вынуждены признать даже атеистически настроенные коммунистические лидеры, проводившие в первые послереволюционные десятилетия политику насильственной секуляризации общества, сопровождавшуюся уничтожением культовых объектов, физической ликвидацией священнослужителей, преследованием и дискриминацией верующих. Событием, перевернувшим отношение советского государства к церкви, как известно, стала Великая Отечественная война.

В современной России власть также использует церковь прежде всего сквозь призму своих политических интересов, которые в настоящее время заключаются, в том числе, и во внедрение в общественное сознание определенного набора ценностей и установок, направленных на консолидацию нации, переживавшей в течение двух последних десятилетий период глубоких аксиологических трансформаций. Институт церкви, по мнению руководителей страны, может стать значимым компонентом новой национальной идеологии.

В настоящее время церковь активно привлекается государственной властью к участию в различных проектах, посвященных укреплению основ российской государственности, оздоровлению нравственного климата в российском обществе. Представители РПЦ работают в общественных палатах и общественных советах при органах власти федерального, регионального и местного уровня, принимают участие в решении возникающих межнациональных противоречий, социальных проблем.

Широкую известность получили программы церкви, направленные на снижение уровня алкоголизма и наркомании в российском обществе, помощь многодетным и малоимущим семьям, причем не только в материальном плане, но и в плане моральной поддержки, что во многих ситуациях оказывается в большей степени эффективным, чем социальные программы государства. Встречая поддержку со стороны церкви, многие семьи избавляются от проблем, прежде всего морального характера, которые прежде стояли перед ними. В частности, многие родственники больных наркоманией и алкоголизмом благодарят церковь за то, что она помогла их близким преодолеть пагубную зависимость и возвратиться к нормальной здоровой жизни, вновь стать полноценными и достойными членами общества. Сегодня во многих регионах России под патронажем Русской православной церкви действуют организации, оказывающие помощь указанным проблемным категориям граждан.

Церковь выступает и инициатором ужесточения законодательства страны применительно к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, распространения порнографии, что также способствует улучшению морально-психологического климата в стране. В отличие от многих протестантских церквей Западной Европы, толерантно относящихся ко многим формам девиантного сексуального поведения, Русская православная церковь последовательно отстаивает ценности традиционной детной семьи, выступает категорически против популяризации в обществе сексуальных девиаций, навязывания соответствующих форм поведения молодежи и подросткам. Во многом, именно РПЦ оказывает необходимое давление на государственные институты, которые, будучи вынужденными считаться с мнением верующих, отклоняют заявки о проведении гей-парадов, возбуждают уголовные дела против лиц и организаций, проповедующих безнравственное и аморальное поведение.

Русская православная церковь, способствуя нравственному возрождению современной России, вносит весомый вклад и в дело укрепления структур гражданского общества. Ведь во многих регионах страны, особенно в глубокой провинции, церковные институты, на фоне бездействия местных органов власти, коррумпированно-

209

сти правоохранительных структур, остаются единственным оплотом и надеждой местного населения в социальном плане, подлинными выразителями интересов рядовых граждан, а священнослужители часто заменяют психологов, к которым имеют возможность обратиться обеспеченные жители мегаполисов.

Как отмечает Р. Лункин, «приходы, как часть системы гражданского общества, как поддержка для граждан в трудную минуту, а в социальной сфере, как основа жизни для умирающих деревень и поселков - это не только лучший фундамент для развития гражданских институтов и демократизации, но и опора для модернизации страны, часть кровеносной системы по проведению гражданских инициатив в жизнь, укреплению самоуправления и социальной стабильности. И в этом отношении РПЦ находится только в начале становления приходской системы» [6].

И православию в данном контексте отводится ключевая роль той объединяющей силы, которая сможет консолидировать общество, представив ему новые, но базирующиеся на древней Традиции, векторы развития.

В завершение настоящей статьи следует подчеркнуть следующее. Православная церковь сыграла важнейшую роль в становлении российской государственности, укреплении цивилизационного единства русского народа и многих других народов, населяющих территорию страны. Вся история российской государственности в той или иной степени связана с историей Русской православной церкви, что обусловливает и важнейшее место церкви в предстоящих модернизационных преобразованиях России на современном этапе ее истории.

Православие выступает важным фактором социальной интеграции российского общества и сохранения национальной идентичности и традиционных ценностей, играет существенную роль в распространении ценностей патриотизма и служения государству, противодействии негативным тенденциям в жизни российского социума. В геополитическом плане православие может стать основой для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а также в восточнохристианском мире, что будет способствовать укреплению позиций России на международном уровне.

Литература

1. Кофанова Е.Н., Мчедлова М.М. Религиозность россиян и европейцев // www.perspektivy.info/rus/nashe/religioznost_rossijan_i_jevropejcev_2010-05-20.htm

2. Там же.

3. Тихомиров Л. А. Что такое Россия? // Тихомиров Л. А. Критика демократии. М., 1997. С. 641.

4. Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4.

5. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Смотрите, не ужасайтесь // Выбор судьбы. Санкт-Петербург: Царское Дело, 1996. С. 61.

6. Лункин Р. РПЦ и модернизация: избавление от иллюзий //

http://www.religiopolis.org/publications/107-rpc-i-modernizaciya-izbavleniye-ot-illuzij.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.