Научная статья на тему 'К вопросу о роли органов внутренних дел в осуществлении профилактики преступности в Российской Федерации'

К вопросу о роли органов внутренних дел в осуществлении профилактики преступности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1915
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / SYSTEM OF CRIME PREVENTION / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / SUBJECT OF CRIME PREVENTION / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PREVENTION OF OFFENCES / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Озерская Алина Геннадьевна

В статье рассматриваются проблемы функционирования подразделений органов внутренних дел как субъекта системы предупреждения преступности в современной России. Указывается на необходимость уточнения места и роли полиции в указанной системе с учетом существующей криминогенной ситуации, реформирования законодательства, регламентирующего эту деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the role of internal affairs bodies in prevention of crime in the Russian Federation

The article deals with the problem of functioning of internal affairs bodies as the subject of crime prevention in modern Russia. It points to the need to clarify the place and role of the police in this system given the current crime situation, reform of legislation regulating the activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли органов внутренних дел в осуществлении профилактики преступности в Российской Федерации»

Озерская Алина Геннадьевна

адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583563)

К вопросу о роли органов внутренних дел в осуществлении профилактики преступности в Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы функционирования подразделений органов внутренних дел как субъекта системы предупреждения преступности в современной России. Указывается на необходимость уточнения места и роли полиции в указанной системе с учетом существующей криминогенной ситуации, реформирования законодательства, регламентирующего эту деятельность.

Ключевые слова: система предупреждения преступности, профилактика преступлений, субъекты профилактики, органы внутренних дел.

A.G. Ozyorskaya, Adjunct of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583563.

To the question about the role of internal affairs bodies in prevention of crime in the Russian Federation

The article deals with the problem of functioning of internal affairs bodies as the subject of crime prevention in modern Russia. It points to the need to clarify the place and role of the police in this system given the current crime situation, reform of legislation regulating the activities.

Key words: system of crime prevention, prevention of offences, subject of crime prevention, internal affairs bodies.

Предупреждение преступности как наиболее эффективный метод борьбы с этим негативным социальным явлением представляет собой сложную социальную проблему, решению которой посвящали свои труды на протяжении многих веков ученые и специалисты-практики различных отраслей научного знания и социальной деятельности. До настоящего времени этот вопрос нисколько не утратил своей актуальности. Сложно найти в международном сообществе систему предупреждения преступности, которая могла бы быть названа абсолютно эффективной. В полной мере это касается и России. В качестве иллюстрации приведем положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., где в пп. 38-39 гл. 2 разд. IV прямо указывается, что «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать... совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью. Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности

деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности. и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений» [1].

Органы внутренних дел традиционно являются одним из ключевых субъектов предупреждения преступности в силу специфики целей и задач, которые ставит перед ними общество и государство. Главная цель их функционирования - консолидация усилий органов законодательной, исполнительной, судебной власти, общественных формирований, отдельных граждан при осуществлении комплекса мероприятий по выявлению и нейтрализации причин и условий совершения преступлений и иных правонарушений на территории Российской Федерации.

Приоритетными направлениями, на которые должны быть ориентированы превентивные меры системы профилактики, являются:

предупреждение общеуголовной преступности, которая в основе своей находится в ком-

134

петенции органов внутренних дел и составляет большую часть официальной преступности в России;

превенция административных правонарушений, в значительной мере подведомственных названной выше правоохранительной структуре;

повышение результативности борьбы с негативными социальными явлениями, прямо влияющими на воспроизводство криминального поведения, такими как наркотизация населения, алкоголизм, детская безнадзорность и беспризорность, бродяжничество, незаконная миграция, где роль полиции также трудно переоценить;

обеспечение процесса ресоциализации преступников, отбывших различные виды наказания;

обеспечение безопасности дорожного движения.

Как видим, практически все перечисленные направления не могут обойтись без активного участия органов внутренних дел, работа которых является залогом успешного осуществления комплексных мер и достижения ожидаемого результата. Кроме того, специалисты-практики подразделений полиции, представители научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России должны активно участвовать в реализации законодательной инициативы - в подготовке проектов, экспертизе и издании федеральных законов, регламентирующих осуществление профилактических функций государства, а также в совершенствовании нормативной базы региональных органов власти. Разработка и реализация федеральных и региональных программ по стабилизации криминогенной ситуации, выявлению и устранению факторов преступности также требует помощи со стороны полиции.

Руководители органов внутренних дел различного уровня в субъектах Российской Федерации обязываются оказывать помощь главам администраций регионов и органов местного самоуправления в разработке комплексных программ профилактики правонарушений по различным направлениям деятельности с учетом региональной специфики. В этом плане хотелось бы отметить, что при наличии проблем финансового, организационного, технического характера, заключающихся, например, в дефиците или прямом отсутствии учреждений социального обслуживания, наркодиспансеров, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и других учреждений, способствующих оказанию индивидуального профилактического воздействия, недостат-

ки общесоциальной профилактики пытаются компенсировать возложением на сотрудников полиции функций, несвойственных им в силу специфики выполняемых задач. Данное обстоятельство не только не позволяет достичь поставленной цели, но и снижает результативность деятельности подразделения в целом. Борьба с преступностью как первостепенная задача органов внутренних дел может стать эффективной только в случае адекватных мер со стороны других субъектов профилактики правонарушений.

Приведем в пример осуществление мер общесоциальной профилактики в отношении несовершеннолетних. Безусловно, перед соответствующими подразделениями полиции в данном случае стоит целый комплекс задач по формированию позитивного правосознания рассматриваемого контингента нашего населения - проведение бесед, правового информирования, занятий в образовательных учреждениях. Однако вряд ли можно надеяться на значительные сдвиги в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних без грамотной организации досуга подростков и молодежи с целью предотвращения вовлечения их в группы криминальной направленности. С этой целью должны планироваться и реализовываться мероприятия физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового характера, включая проведение товарищеских матчей, различных социальных конкурсов, антинаркотических массовых акций, организацию спортивных праздников и иных спортивно-массовых мероприятий, введение в эксплуатацию новых спортивных площадок, стадионов, спортивных комплексов, работу кружков, клубов, спортивных секций.

Другим важнейшим направлением профилактики правонарушений является предупреждение рецидивной преступности. Здесь роль органов внутренних дел заключается в обеспечении стимулирования правопослушного поведения имеющимися полномочиями, контроле за поведением отбывшего или отбывающего наказание преступника в быту, его образом жизни, проведении рейдовых мероприятий в дневное и ночное время по их проверке по месту жительства, работы или учебы. Достаточно эффективной мерой профилактики повторных преступлений лиц, осужденных к условному лишению свободы и не вставших на путь исправления, является инициирование замены условного лишения свободы на реальное. Однако для того, чтобы перечисленные выше мероприятия были действенными, требуется

135

активная работа иных субъектов профилактики, заключающаяся в проведении консультаций для профессиональной ориентации лиц, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, с целью содействия их трудоустройству; проведение курсов реабилитации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; профессиональное обучение лиц, освободившихся из мест лишения свободы и признанных безработными, по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. По плечу местным органам самоуправления воздействие на работодателей, предоставляющих рабочие места для трудоустройства освобожденных из мест лишения свободы путем стимулирования предпринимательской деятельности. Положительный опыт такой работы имеется и в Краснодарском крае [2].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что анализ деятельности органов внутренних дел в системе предупреждения преступности в Российской Федерации, в частности в ходе подготовки и реализации федеральных и региональных программ профилактики, позволяет выделить наиболее существенные, на наш взгляд, проблемы:

недостатки, связанные с формированием федерального законодательства в сфере профилактики преступности и иных правонарушений, к которым следует отнести отсутствие

системности и взаимосвязи между различными нормативными правовыми актами;

следствием проблем законодательного регулирования является, на наш взгляд, отсутствие согласованности усилий субъектов системы предупреждения преступности, это проявляется в том, что региональные субъекты профилактической работы зачастую не полностью и поверхностно выполняют свои функции;

насущной потребностью времени является реорганизация системы информационного обеспечения предупредительной деятельности, без которой согласованные синхронные мероприятия субъектов воздействия на причины и условия преступности крайне затруднительны и во многих случаях практически невозможны;

весьма ощутима проблема недостаточности финансового и материально-технического обеспечения субъектов профилактики правонарушений, которая в конечном счете сводит к минимуму результативность работы государственных структур и субсидируемых общественных организаций, осуществляющих превентивные функции;

наиболее значимой частной проблемой профилактики нам представляется дефицит специализированных учреждений и отработанных механизмов ресоциализации лиц, ранее совершавших преступления, прежде всего отбывавших уголовное наказание в виде изоляции осужденного от общества.

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537// Рос. газ. 2009. 19 мая.

2. О ходе реализации региональных программ профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации: аналит. обзор. Подготовлен на основании отчетов председателей межведомственных комиссий по профилактике правонарушений субъектов Российской Федерации и сведений ГИАЦ МВД России за 9 месяцев 2011 г. «О ходе реализации комплексной программы профилактики правонарушений» № 34/4/1-964, Ф. Профи-лактика-КП (039). URL: https://mvd.ru/upload/ site1/434a0f0bb0.doc

1. Strategy of the national security of the Russian Federation till 2020: approved by the Decree of the President of the Russian Federation d.d. May 12, 2009 № 537 // Rus. newsp. 2009. May 19.

2. On the realization of regional programs of offences prevention in the subjects of the Russian Federation: analytical review. Based on reports of chairman of interdepartment commissions for offences prevention of the subjects of the Russian Federation and information of the Main Informational and Analytical Centre of the Ministry of the Interior of Russia for 9 months of 2011 «On the realization of complex program of offences prevention» № 34/4/1-964, F. Prevention-KP (039). URL: https://mvd.ru/upload/site1/434a0f0bb0.doc

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.