УДК 34 ББК 67
К ВОПРОСУ О РОЛИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
РОМАН БОРИСОВИЧ ОСОКИН,
доктор юридических наук, доцент, начальник Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность; прокурорская деятельность;
правозащитная и правоохранительная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Совокупность преступлений против общественной нравственности рассматривается как серьезная угроза прогрессивному развитию Российской Федерации. По мере роста частоты совершения данных преступлений становится очевидным, что общество нуждается в объединении усилий правоохранительных органов под координирующим началом органов прокуратуры Российской Федерации. Анализируются недостатки в деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений, предусмотренных ст.ст. 240—245 УК РФ. Даются рекомендации по совершенствованию координации данной деятельности.
Ключевые слова: общественная нравственность, преступления, правоохранительные органы, прокуратура, координация, статистика, правоприменение.
Annotation. In article set of crimes against public moral is considered as serious threat to progressive development of the Russian Federation. In process of growth of frequency of commission of these crimes becomes obvious that society needs association of efforts of law enforcement agencies under the coordinating beginning of bodies of prosecutor's office of the Russian Federation. Shortcomings of activities of law enforcement agencies for the prevention of the crimes provided by the Art. of Art. 240—245 of the criminal code of Russian Federation are analyzed and also the recommendation about improvement of coordination of this activity is provided.
Keywords: public moral, crimes, law enforcement agencies, prosecutor's office, coordination, statistics, right application.
Общественная нравственность как ментальная связь между поведением людей в обществе и представлением о таких парных категориях, как добро и зло, их производные, исторически занимала особое место в системе регуляторов общественных отношений. Являясь, в сущности, благом, нравственность в целом, а равно и общественная нравственность, нормативно признаются объектами общественных отношений, правовая охрана кото-
рых допускает самые широкие ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем, реалии современности заставляют констатировать, что исконные морально-нравственные постулаты все чаще поверхностно или искаженно отражаются в человеческом сознании. Потеря вектора духовно-нравственного развития весьма опасна, поскольку подрывает нормальные условия для развития лич-
Динамика регистрации преступлений против общественной нравственности (ст. ст. 240—245УК РФ) в РФ и ЦФО
с 2010 по 2015 гг.
ности, тормозит модернизацию экономических и политических сфер, что приводит к серьезным девиациям поведения, со временем переходящим за черту закона — уголовного закона в том числе1. Характерной особенностью преступлений против общественной нравственности является комплексный характер общественно опасных последствий, затрагивающих сознание индивидуально неопределенного круга субъектов и имеющих патогенный эффект; они побуждают к совершению новых преступлений.
С учетом сказанного не вызывает сомнения теоретическая значимость охраны общественной нравственности, но какова правоприменительная практика?
Согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России2 совокупность всех регистрируемых преступлений против общественной нравственности (ст.ст. 240—245 УК РФ) поступательно снижалась с 7 130 преступлений в 2007 г. до 3 362 преступлений в 2012 г., после чего последовал резкий всплеск совершения данной разновидности преступлений. В масштабах страны и ЦФО в 2013 г.
наблюдались пиковые суммарные значения (7 735 и 1 909 зарегистрированных преступлений против общественной нравственности соответственно), после чего зафиксирован резкий спад на 47% и на 21% соответственно. В 2014 г. на федеральном уровне отмечен минимальный показатель за весь период наблюдения. В противовес отрицательной динамике роста преступлений против общественной нравственности всей России и ЦФО, в Рязанской области прошедший 2014 г., напротив, завершился серьезным ростом преступлений против общественной нравственности — 42 факта, что на 33 единицы больше, чем в прошлом году (+366%). В первом полугодии 2015 г. уровень преступности характеризовался тенденцией роста на 2,5%, поэтому с учетом осложнения социально-экономической обстановки можно прогнозировать и увеличение случаев совершения преступлений против общественной нравственности. В 2013 г. и 2014 г. в структуре посягательств на общественную нравственность ЦФО преобладали преступления, предусмотренные ст. 242.1 УК РФ (61,81% и 37,26%), а в 2010—2012 гг. — ст. 241 УК РФ (37,15, 37,06 и
33,15%). Для целей верификации статистических данных определенный интерес также представляют состояние и динамика отдельных административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Так, в ЦФО в 2012 г. было зарегистрировано 4 225 фактов занятия проституцией; в 2013 г. — 3 318; в 2014 г. — 4 895; в I квартале 2015 г. — 1 696. В разрезе указанных данных стоит обратить особое внимание на несовершеннолетних, привлекаемых к административной ответственности за занятие проституцией: в 2012 г. — 16; в 2013 г. — 8; в 2014 г. — 6; в I квартале 2015 г. — 1.
Отмеченные обстоятельства требуют активизации работы правоохранительных органов. Для большинства исследователей вероятным способом наведения порядка в сфере общественной нравственности видится создание или реставрация подразделения в системе органов внутренних дел, специализирующегося на данном виде преступлений. Такой подход в равной степени как понятен, так и утопичен. Устойчивое снижение доводимых бюджетных ассигнований и организационно-штатные мероприятия явно не дают надежды на формирование подобной структуры в обозримом будущем. Сейчас основное противодействие де-ликтности против общественной нравственности оказывают подразделения участковых уполномоченных, подразделения дознания и следствия, оперативные подразделения, а также подразделения Следственного комитета России. Следовательно, результативность деятельности правоохранительных органов (по выявлению, пресечению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений против общественной нравственности) в значительной степени зависит от их взаимодействия и координации. Как известно, ст. 8 Федерального закона от 17 января 1992 г. N° 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определяет компетенцию органов прокуратуры по координации борьбы правоохранительных органов с преступностью, а направления согласованного взаимодействия конкретизированы в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля
1996 г. № 567. Одна из форм взаимодействия содержится в п. 14 данного Положения — использование данных судебной статистики и материалов правоприменительной практики. Анализ практики рассмотрения дел об административных правонарушениях против общественной нравственности и их сопоставление с материалами уголовных дел, сопряженных с посягательствами на общественную нравственность, позволяет сделать ряд выводов, возможно, небезынтересных для контрольно-надзорных органов. Во-первых, имеется прямая зависимость между положительной динамикой административных правонарушений (ст.ст. 6.11, 6.12 КоАП России) и преступлений, сопряженных с проституцией. Во-вторых, исходя из статистических данных по введенной в декабре 2013 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации ст. 240.1 «Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего» не было возбуждено ни одного уголовного дела, и это несмотря на наличие, пускай и снижающейся динамики несовершеннолетних, занимающихся проституцией. Цифры упрямо свидетельствуют о существовании рынка сексуальных услуг несовершеннолетних в России в целом и отдельных субъектах в частности. В-третьих, существенные различия в динамике регистрации таких сопряженных преступлений, как ст. 242.1 УК РФ «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних» и ст. 242.2 УК РФ «Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов» как между собой, так и на уровне ЦФО и субъектов требуют дополнительного анализа.
По нашему мнению, данные результаты правоохранительной деятельности отражают избирательный подход в принятии мер по защите общественной нравственности. В части, касающейся борьбы с вовлечением в занятие и организацией занятия проституцией (ст.ст. 240, 241 УК РФ), уголовная статистика несколько меркнет на фоне по сути настоящей армии лиц, занимающихся проституцией, и спектра интимных услуг, завуалированно рекламируемых в СМИ и многочисленных сайтах информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Множество публичных домов функционирует с относительно низким уровнем конспирации, а издания в откры-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
тую предлагающие своднические услуги фактически годами идут в печать.
Кроме того, как отмечают разработчики Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы, ежегодно число сайтов, содержащих запрещенный контент, в частности педопорнографию, возрастает в среднем на 25%3. Объем зарегистрированных преступлений, связанных с производством детской порнографии, явно уступает величине выявленных и пресеченных случаев оборота запрещенной продукции: на лицо борьба с последствиями, а не с причиной.
Нормы по защите объектов культурного наследия (ст.ст. 243, 243.1, 243.2 УК РФ) близки к разряду «мертвых»: за трехгодичный период зарегистрировано меньше 200 преступлений данных категорий. Нельзя забывать, что удельный показатель раскрываемости преступлений достаточно невелик — около 50%, что явно не свидетельствует о надлежащем противодействии преступности только самим фактом регистрации преступлений.
В то же время, нельзя вменять в вину правоохранительным органам зачастую поверхностную работу по декриминализации сферы общественной нравственности: регулярный секвестр штатных расписаний, бюрократизация управленческих процессов, стремительные трансформации социально-экономических процессов в обществе, а равно усложнение механизмов совершения организованных преступлений неизбежно приводят к все большей смене акцента правоохранителей на преступления с наибольшей общественной опасностью. Например, положением п. 1.7 Приказа Генпрокуратуры России от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» прокурорским работникам предписывается обращать особое внимание на полноту и достаточность мер по выявлению ряда преступлений (ст.ст. 240, 241, 242.1 УК РФ), способствующих предотвращению совершения новых тяжких преступлений.
Как показывают исследования4, даже у самой прокуратуры недостаточно ресурсов для реализации всей полноты возможных форм координации; в результате значительная часть аналитической работы рассредоточивается между информацион-
но-аналитическими подразделениями и образовательными организациями прокуратуры Российской Федерации. Поэтому координация как таковая нередко замещается надзорной деятельностью прокуратуры.
Отмеченные обстоятельства объективны, но объективна и потребность в координации противодействия преступности. Именно во взаимодействии всего корпуса органов исполнительной власти, а не только правоохранительных органов, видится ключ к решению стратегической задачи — недопущению нравственной деградации общества. Становится очевидной целесообразность принятия Федерального закона «О защите нравственности населения Российской Федерации». Однако, пока перспектива разработки подобного закона и его прохождение через палаты Федерального Собрания Российской Федерации достаточно туманна, наиболее результативными представляются разработка и принятие совместных межведомственных программ мероприятий по защите общественной нравственности, согласованные как с вышеназванными органами, так и с Министерством образования и науки России, Роскомнадзором, органами власти субъектов и другими заинтересованными органами. По мере их реализации и с учетом накапливаемого опыта станет возможным подготовка уже стратегии комплексных мер по противодействию и профилактике преступлений против общественной нравственности, а она, в свою очередь, станет компонентой формирующейся уголовной политики и нового уголовного законодательства, поскольку детерминанты, факторы и условия совершения данной категории преступлений имеют, во многом, универсальный характер.
1 Осокин Р.Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: автореферат. дис. ... докт-ра юрид. наук. М., 2014. С. 3.
2 Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2014 года. URL: https://mvd.ru/upload/site1/ document_file/pxOrdPt4BF.pdf (дата обращения: 21 января 2015 г.).
3 Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012 г. № 23, ст. 2994.
4 Князева Е.Г. Понятие и задачи координации прокуратурой правоохранительной деятельности // Российский следователь. 2013. № 12. С. 47.