Научная статья на тему 'К вопросу о роли негосударственных организаций в оказании социальных услуг населению'

К вопросу о роли негосударственных организаций в оказании социальных услуг населению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1969
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенко О.Ю.

В статье показана роль негосударственных организаций в оказании социальных услуг населению. Выявлены основные этапы в развитии негосударственных организаций в современной России. Рассмотрены возможные пути взаимодействия НГО с органами власти в сфере оказания социальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли негосударственных организаций в оказании социальных услуг населению»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

Таблица 3.

Доходы и расходы по операциям с ценными бумагами в ПАО «МДМ Банк» на 01.01.2014 и на 01.01.2015 г.г.

Наименование показателя На 01.01.2014г., На 01.01.2015., Отклонение, Темп

млн. руб. млн. руб. млн.руб. роста, %

Процентные доходы от вложений в ценные бумаги 1 532,90 2 576,30 1 043,40 168,1

Процентные расходы по выпущенным долговым обязательствам 857,6 551,5 -306,1 64,3

Чистые доходы от операций с ценными бумагами, имеющимися в наличии для продажи 1 302,7 -1 003,60 -2 306,3 -77,0

Изменения резерва на возможные потери по

ценным бумагам, имеющимся в наличии для 189,4 -2 650 -2 839,6 -1399

продажи

Таким образом, активные операции наглядно свидетельствуют о том, что национальная система коммерческих банков играет важную роль в функционировании экономики. Список использованной литературы:

1. Годовой отчет ПАО «МДМ Банк» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:// www.mdm.ru/ дата обращения 15.02.2016 г.

2. Конобеева Е.Е. Исследование и тенденции рынка банковских услуг в России/ Е.Е. Конобеева, О.Е. Конобеева// Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 (часть 7).- С. 1441-1445.

3. Скворцова Н.А. Инновационное развитие регионов в условиях экономического пространства/ Н.А.Скворцова, О.А. Лебедева, Е.А. Сотникова // Фундаментальные исследования.- 2015. -№ 2-6.- С. 12651268.

© Конобеева О.Е., Конобеева Е.Е., Лебедева О.А., 2016

УДК 338.467

О.Ю. Косенко

доктор экон. наук, доцент, Пятигорский государственный лингвистический

Университет г.Пятигорск E-mail: kosenko_oksana@mail.ru

К ВОПРОСУ О РОЛИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ

УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

Аннотация

В статье показана роль негосударственных организаций в оказании социальных услуг населению. Выявлены основные этапы в развитии негосударственных организаций в современной России. Рассмотрены возможные пути взаимодействия НГО с органами власти в сфере оказания социальных услуг.

Ключевые слова

негосударственные организации, социальные услуги населению, некоммерческий сектор, социальная

сфера.

Участие негосударственных организаций (НГО) в оказании социальных услуг населению, прежде всего, в социальной сфере является широко распространенной практикой во многих странах. Оно позволяет существенно повысить эффективность использования общественных ресурсов, выделяемых на эти цели, активно внедрять в практику инновационные социальные технологии, привлекать внебюджетные

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

инвестиции для развития объектов социальной инфраструктуры. Следует обратить внимание на тот факт, что потребность в расширении предоставления негосударственными организациями услуг в социальной сфере определена общей неразвитостью некоммерческого сектора в Российской Федерации. Кроме того, нельзя отрицать и недовольство значительной части населения деятельностью бизнес-структур, оказывающих услуги в социальной сфере.

Российская государственная политика по отношению к структурам гражданского общества еще только формируется. Начиная с 1993 года, происходили существенные изменения в отношении государства к структурам гражданского общества - от равнодушия и игнорирования роли НКО в решении социальных проблем до установки на сотрудничество и всеобъемлющую поддержку государством.

Основы функционирования современного российского некоммерческого сектора были заложены законодательной ветвью российской власти в период реформ 1990-х годов в ходе общей реконструкции государственного устройства страны после распада советской системы. С учетом целевой установки реформ в целом на создание правового демократического государства эти рамки создали условия для развития структур гражданского общества, достаточно схожие с условиями в развитых зарубежных странах.

В 90-е годы государство избирательно оказывало поддержку ограниченному кругу организаций. Это было связано с известными финансовыми затруднениями. Однако в тот же период российские НКО имели достаточно большие льготы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, освобождались от подоходного налога. Имелись налоговые вычеты для организаций, занимающихся благотворительной деятельностью.

В первой половине 2000-х годов появилась настоятельная необходимость в государственном урегулировании деятельности НКО в России. Множественность организационно-правовых форм НКО и недостатки правовой базы, регулирующей некоммерческую деятельность, создавали условия для подозрений со стороны государства, что некоммерческий статус используется лишь как ширма для вполне коммерческой деятельности и служит для уклонения от уплаты налогов [1]. В этот период государство проводит перерегистрацию НКО, ужесточает правила обязательной отчетности, значительно повышая этими мерами издержки ведения некоммерческой деятельности [2,187]. В период 2000-2001 гг. была проведена налоговая реформа, принят Налоговый кодекс, что привело к отмене почти всех налоговых льгот для НКО.

Вместе с тем, с 2002 года были реализованы попытки привлечения представителей гражданского общества в качестве экспертов в созданные консультативные органы, рабочие группы при органах власти, например, при Министерстве труда и социального развития, Министерстве финансов. В эти годы прошла серия гражданских форумов в Москве и регионах России. Государство явно демонстрировало желание выстроить систему взаимоотношений с НКО.

После 2005 года вновь меняется законодательство, регулирующее деятельность НКО, пересматриваются ограничения, и ставится вопрос о возможности налогового стимулирования и прямой государственной финансовой поддержки социально значимых видов деятельности НКО. В итоге принимаются законы о выделении государственных ресурсов на цели развития благотворительных и социально ориентированных НКО.

С этого времени работа государственных органов по организации государственной поддержки социально ориентированных НКО основана на четкой установке, нацеленной на расширение сотрудничества государства и НКО в сфере оказания социальных услуг населению. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 2010 года тема взаимодействия государства с НКО стала одной из ключевых, дано обоснование стратегии их вовлечения в решение социальных вопросов. В Послании отмечается, что стремление государства активнее подключать некоммерческие организации к оказанию социальных услуг обусловлено тем, что НКО зачастую лучше знают ситуацию на местах, чем даже органы власти, имеют уникальный опыт и помогают людям, которые попали в трудную ситуацию. В документе подчеркивается, что участие некоммерческих организаций может сделать социальные услуги более предметными и адресными и, что крайне важно, снизит уровень коррупции в госаппарате [3].

В современных стратегических документах одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения обозначено повышение роли сектора негосударственных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

некоммерческих организаций в предоставлении услуг в социальной сфере. В настоящее время в России на федеральном уровне начался процесс стимулирования участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2553-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», в состав которой включена подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [4]. Целью подпрограммы является увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах для повышения доступности и качества оказания государственных (муниципальных) услуг ставится задача расширения привлечения негосударственных организаций, снятия барьеров и ограничений, препятствующих доступу негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг.

Положения об участии негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении услуг в социальной сфере внесены в ряд федеральных законов, в частности в Федеральный закон №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [5], Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6] и в ряд других.

Для реального расширения участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере в настоящее время принимается комплекс мер по совершенствованию законодательства, развитию нормативной правовой базы, методического сопровождения, анализа и распространения лучших практик.

В этих целях Минэкономразвития России совместно с Агентством социальных инициатив (АСИ) и Минтрудом РФ в 2013 году разработало Проект дорожной карты «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» [7,].

Решение задачи расширения участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере предусматривается в следующих направлениях:

- расширение спроса со стороны государства на услуги в социальной сфере, предоставляемые негосударственными организациями.

- расширение предложения услуг в социальной сфере, предоставляемых негосударственными организациями.

- развитие механизмов частно-государственного партнерства в социальной сфере.

В рамках каждого из трех направлений предлагается применять:

1. Межсекторальные меры направлены на поддержку негосударственных организаций во всех отраслям социальной сферы, включая:

меры федерального уровня, предусматривающие изменения в федеральном законодательстве и в правоприменительной практике;

меры регионального уровня, предусматривающие реализацию пилотных проектов с последующим обобщением полученных результатов и их распространением.

2. Специфические отраслевые меры, реализуемые в различных отраслях социальной сферы, в соответствии с особенностями каждой отрасли.

Как признает большинство специалистов, одной из ключевых проблем расширения государственного и муниципального спроса на услуги в социальной сфере, предоставляемые негосударственными организациями, является недостаточно эффективно работающий механизм конкурсного отбора и финансирования услуг в социальной сфере. При этом базовые механизмы, стимулирующие спрос на участие в конкурсах и финансовую поддержку победителей конкурсов созданы. К ним относятся предоставление субсидий некоммерческим организациям в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

Федерации, формирование государственного и муниципального заказа на услуги в социальной сфере, а также предоставление целевых потребительских субсидий, включая социальные ваучеры.

Для решения задачи усиления прозрачности конкурентных механизмов финансирования услуг в социальной сфере необходимо определить набор социальных услуг, которые предполагается переводить на эти механизмы. Важным аспектом работы становиться методическое обеспечение деятельности, выработка четких требований к качественным характеристикам социальных услуг, переводимых на конкурентное финансирование. Нужны общественно приемлемые, прозрачные критерии отбора поставщиков таких услуг.

Таким образом, за последние годы налицо явный прогресс в развитии взаимодействия между НКО и органами власти. Некоммерческим организациям предложено активнее участвовать в оказании социальных услуг, финансируемых государством, устранены отдельные существовавшие ранее ограничения. Несмотря на качественное изменение государственной политики в отношении данного института, уровень развития НКО пока значительно отстает от масштабов, характерных для развитых государств мира. Это сдерживает решение социальных проблем, снижает эффективность социальных программ и всей системы государственного управления.

Список использованной литературы:

1. Правовые основы функционирования некоммерческого сектора: проблемы, направления совершенствования. Отв. ред. Б.Л. Рудник, Л.И. Якобсон. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.

2. Экономические последствия нового законодательства о некоммерческих организациях. — М.: Ин-т гражданского анализа, Ин-т национального проекта «Общественный договор, 2007.

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию. 30 ноября 2010 г. - [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/9637

4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2553-р - [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/70291746/

5. Федеральный закон №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» - [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //www .rosmintrud.ru/docs/laws/112

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7. Проект дорожной карты «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» - [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://old.asi.ru/npi/more/?ID=13456.

© Косенко О.Ю., 2016

УДК 368

З. Ф. Шарифьянова

канд. экон. наук, доцент Л. И. Курбанова

Финансовый Университет при Правительстве РФ

(Уфимский филиал)

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПОЛИСА ОСАГО

Аннотация

В данной статье выявлены проблемы, возникающие при заключении полиса ОСАГО. В частности, идет речь о навязывании дополнительных услуг, о внесении поправок в законодательство, о правах страхователей и о путях решения проблем по ОСАГО.

Ключевые слова

Страхование жизни, автовладелец, страховщик, договор, страховой полис, автомобиль, страхователь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.