МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
Таблица 3.
Доходы и расходы по операциям с ценными бумагами в ПАО «МДМ Банк» на 01.01.2014 и на 01.01.2015 г.г.
Наименование показателя На 01.01.2014г., На 01.01.2015., Отклонение, Темп
млн. руб. млн. руб. млн.руб. роста, %
Процентные доходы от вложений в ценные бумаги 1 532,90 2 576,30 1 043,40 168,1
Процентные расходы по выпущенным долговым обязательствам 857,6 551,5 -306,1 64,3
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, имеющимися в наличии для продажи 1 302,7 -1 003,60 -2 306,3 -77,0
Изменения резерва на возможные потери по
ценным бумагам, имеющимся в наличии для 189,4 -2 650 -2 839,6 -1399
продажи
Таким образом, активные операции наглядно свидетельствуют о том, что национальная система коммерческих банков играет важную роль в функционировании экономики. Список использованной литературы:
1. Годовой отчет ПАО «МДМ Банк» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:// www.mdm.ru/ дата обращения 15.02.2016 г.
2. Конобеева Е.Е. Исследование и тенденции рынка банковских услуг в России/ Е.Е. Конобеева, О.Е. Конобеева// Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 (часть 7).- С. 1441-1445.
3. Скворцова Н.А. Инновационное развитие регионов в условиях экономического пространства/ Н.А.Скворцова, О.А. Лебедева, Е.А. Сотникова // Фундаментальные исследования.- 2015. -№ 2-6.- С. 12651268.
© Конобеева О.Е., Конобеева Е.Е., Лебедева О.А., 2016
УДК 338.467
О.Ю. Косенко
доктор экон. наук, доцент, Пятигорский государственный лингвистический
Университет г.Пятигорск E-mail: kosenko_oksana@mail.ru
К ВОПРОСУ О РОЛИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ
УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
Аннотация
В статье показана роль негосударственных организаций в оказании социальных услуг населению. Выявлены основные этапы в развитии негосударственных организаций в современной России. Рассмотрены возможные пути взаимодействия НГО с органами власти в сфере оказания социальных услуг.
Ключевые слова
негосударственные организации, социальные услуги населению, некоммерческий сектор, социальная
сфера.
Участие негосударственных организаций (НГО) в оказании социальных услуг населению, прежде всего, в социальной сфере является широко распространенной практикой во многих странах. Оно позволяет существенно повысить эффективность использования общественных ресурсов, выделяемых на эти цели, активно внедрять в практику инновационные социальные технологии, привлекать внебюджетные
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
инвестиции для развития объектов социальной инфраструктуры. Следует обратить внимание на тот факт, что потребность в расширении предоставления негосударственными организациями услуг в социальной сфере определена общей неразвитостью некоммерческого сектора в Российской Федерации. Кроме того, нельзя отрицать и недовольство значительной части населения деятельностью бизнес-структур, оказывающих услуги в социальной сфере.
Российская государственная политика по отношению к структурам гражданского общества еще только формируется. Начиная с 1993 года, происходили существенные изменения в отношении государства к структурам гражданского общества - от равнодушия и игнорирования роли НКО в решении социальных проблем до установки на сотрудничество и всеобъемлющую поддержку государством.
Основы функционирования современного российского некоммерческого сектора были заложены законодательной ветвью российской власти в период реформ 1990-х годов в ходе общей реконструкции государственного устройства страны после распада советской системы. С учетом целевой установки реформ в целом на создание правового демократического государства эти рамки создали условия для развития структур гражданского общества, достаточно схожие с условиями в развитых зарубежных странах.
В 90-е годы государство избирательно оказывало поддержку ограниченному кругу организаций. Это было связано с известными финансовыми затруднениями. Однако в тот же период российские НКО имели достаточно большие льготы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, освобождались от подоходного налога. Имелись налоговые вычеты для организаций, занимающихся благотворительной деятельностью.
В первой половине 2000-х годов появилась настоятельная необходимость в государственном урегулировании деятельности НКО в России. Множественность организационно-правовых форм НКО и недостатки правовой базы, регулирующей некоммерческую деятельность, создавали условия для подозрений со стороны государства, что некоммерческий статус используется лишь как ширма для вполне коммерческой деятельности и служит для уклонения от уплаты налогов [1]. В этот период государство проводит перерегистрацию НКО, ужесточает правила обязательной отчетности, значительно повышая этими мерами издержки ведения некоммерческой деятельности [2,187]. В период 2000-2001 гг. была проведена налоговая реформа, принят Налоговый кодекс, что привело к отмене почти всех налоговых льгот для НКО.
Вместе с тем, с 2002 года были реализованы попытки привлечения представителей гражданского общества в качестве экспертов в созданные консультативные органы, рабочие группы при органах власти, например, при Министерстве труда и социального развития, Министерстве финансов. В эти годы прошла серия гражданских форумов в Москве и регионах России. Государство явно демонстрировало желание выстроить систему взаимоотношений с НКО.
После 2005 года вновь меняется законодательство, регулирующее деятельность НКО, пересматриваются ограничения, и ставится вопрос о возможности налогового стимулирования и прямой государственной финансовой поддержки социально значимых видов деятельности НКО. В итоге принимаются законы о выделении государственных ресурсов на цели развития благотворительных и социально ориентированных НКО.
С этого времени работа государственных органов по организации государственной поддержки социально ориентированных НКО основана на четкой установке, нацеленной на расширение сотрудничества государства и НКО в сфере оказания социальных услуг населению. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 2010 года тема взаимодействия государства с НКО стала одной из ключевых, дано обоснование стратегии их вовлечения в решение социальных вопросов. В Послании отмечается, что стремление государства активнее подключать некоммерческие организации к оказанию социальных услуг обусловлено тем, что НКО зачастую лучше знают ситуацию на местах, чем даже органы власти, имеют уникальный опыт и помогают людям, которые попали в трудную ситуацию. В документе подчеркивается, что участие некоммерческих организаций может сделать социальные услуги более предметными и адресными и, что крайне важно, снизит уровень коррупции в госаппарате [3].
В современных стратегических документах одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения обозначено повышение роли сектора негосударственных
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
некоммерческих организаций в предоставлении услуг в социальной сфере. В настоящее время в России на федеральном уровне начался процесс стимулирования участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2553-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», в состав которой включена подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [4]. Целью подпрограммы является увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах для повышения доступности и качества оказания государственных (муниципальных) услуг ставится задача расширения привлечения негосударственных организаций, снятия барьеров и ограничений, препятствующих доступу негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг.
Положения об участии негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении услуг в социальной сфере внесены в ряд федеральных законов, в частности в Федеральный закон №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [5], Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [6] и в ряд других.
Для реального расширения участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере в настоящее время принимается комплекс мер по совершенствованию законодательства, развитию нормативной правовой базы, методического сопровождения, анализа и распространения лучших практик.
В этих целях Минэкономразвития России совместно с Агентством социальных инициатив (АСИ) и Минтрудом РФ в 2013 году разработало Проект дорожной карты «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» [7,].
Решение задачи расширения участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере предусматривается в следующих направлениях:
- расширение спроса со стороны государства на услуги в социальной сфере, предоставляемые негосударственными организациями.
- расширение предложения услуг в социальной сфере, предоставляемых негосударственными организациями.
- развитие механизмов частно-государственного партнерства в социальной сфере.
В рамках каждого из трех направлений предлагается применять:
1. Межсекторальные меры направлены на поддержку негосударственных организаций во всех отраслям социальной сферы, включая:
меры федерального уровня, предусматривающие изменения в федеральном законодательстве и в правоприменительной практике;
меры регионального уровня, предусматривающие реализацию пилотных проектов с последующим обобщением полученных результатов и их распространением.
2. Специфические отраслевые меры, реализуемые в различных отраслях социальной сферы, в соответствии с особенностями каждой отрасли.
Как признает большинство специалистов, одной из ключевых проблем расширения государственного и муниципального спроса на услуги в социальной сфере, предоставляемые негосударственными организациями, является недостаточно эффективно работающий механизм конкурсного отбора и финансирования услуг в социальной сфере. При этом базовые механизмы, стимулирующие спрос на участие в конкурсах и финансовую поддержку победителей конкурсов созданы. К ним относятся предоставление субсидий некоммерческим организациям в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
Федерации, формирование государственного и муниципального заказа на услуги в социальной сфере, а также предоставление целевых потребительских субсидий, включая социальные ваучеры.
Для решения задачи усиления прозрачности конкурентных механизмов финансирования услуг в социальной сфере необходимо определить набор социальных услуг, которые предполагается переводить на эти механизмы. Важным аспектом работы становиться методическое обеспечение деятельности, выработка четких требований к качественным характеристикам социальных услуг, переводимых на конкурентное финансирование. Нужны общественно приемлемые, прозрачные критерии отбора поставщиков таких услуг.
Таким образом, за последние годы налицо явный прогресс в развитии взаимодействия между НКО и органами власти. Некоммерческим организациям предложено активнее участвовать в оказании социальных услуг, финансируемых государством, устранены отдельные существовавшие ранее ограничения. Несмотря на качественное изменение государственной политики в отношении данного института, уровень развития НКО пока значительно отстает от масштабов, характерных для развитых государств мира. Это сдерживает решение социальных проблем, снижает эффективность социальных программ и всей системы государственного управления.
Список использованной литературы:
1. Правовые основы функционирования некоммерческого сектора: проблемы, направления совершенствования. Отв. ред. Б.Л. Рудник, Л.И. Якобсон. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.
2. Экономические последствия нового законодательства о некоммерческих организациях. — М.: Ин-т гражданского анализа, Ин-т национального проекта «Общественный договор, 2007.
3. Послание Президента РФ Федеральному собранию. 30 ноября 2010 г. - [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/9637
4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2553-р - [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/70291746/
5. Федеральный закон №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» - [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //www .rosmintrud.ru/docs/laws/112
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
7. Проект дорожной карты «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» - [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://old.asi.ru/npi/more/?ID=13456.
© Косенко О.Ю., 2016
УДК 368
З. Ф. Шарифьянова
канд. экон. наук, доцент Л. И. Курбанова
Финансовый Университет при Правительстве РФ
(Уфимский филиал)
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПОЛИСА ОСАГО
Аннотация
В данной статье выявлены проблемы, возникающие при заключении полиса ОСАГО. В частности, идет речь о навязывании дополнительных услуг, о внесении поправок в законодательство, о правах страхователей и о путях решения проблем по ОСАГО.
Ключевые слова
Страхование жизни, автовладелец, страховщик, договор, страховой полис, автомобиль, страхователь.