Научная статья на тему 'К вопросу о роли изобразительного искусства в формировании коммуникативных способностей учащихся начальных классов'

К вопросу о роли изобразительного искусства в формировании коммуникативных способностей учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COMMUNICATIVE SKILLS / REPRESENTATIONAL WORK / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ARTISTIC ABILITIES / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетникова Елена Сергеевна

В данной статье рассматривается актуальная проблема формирования коммуникативных способностей учащихся начальных классов. Актуальность данной проблемы подтверждается результатами эксперимента, в котором приняли участие учащиеся начальных классов, учителя, родители. Было установлено, что предмет «Изобразительное искусство» имеет огромный потенциал в формировании коммуникативно-речевых способностей у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SIGNIFICANCE OF VISUAL ARTS IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PUPILS OF PRIMARY SCHOOL

This article is devoted to the topical problem of forming communicative abilities of pupils of primary classes. The urgency of this problem is confirmed by the results of the experiment, which was attended by primary school pupils, teachers and parents. The experiment proved that the subject of «Art» has a great potential in shaping the pupils' communicative skills.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли изобразительного искусства в формировании коммуникативных способностей учащихся начальных классов»

3. Новоселова Н. Почва // Энциклопедия «Круго-свет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/118/1011885/ 1011885a1.htm (дата обращения 19.10.2011).

4. Суперабсорбент (влагоудерживатель). Суперабсорбент сер. AQUASORB™ // Компания «Ресурс Экология», Официальный представитель в Уральском и Сибирском регионах компании ООО «СНФ Балтреагент» [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://www.uvss. ru/prod/superabsorbent.html (дата обращения 19.10.2011).

5. Blume R. Strukturiertes Wasser - Von Gelatine und Polysacchariden bis zu den Superabsorbern // Prof. Blumes Bildungsserver für Chemie [Электронный ресурс]. - Режим доступе: http://www. chemieunterricht.de/dc2/tip/09_05.htm (дата обращения 19.10.2011).

К ВОПРОСУ О РОЛИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ON THE ISSUE OF SIGNIFICANCE OF VISUAL ARTS IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PUPILS OF PRIMARY SCHOOL

Е. С. Решетникова

E. S. Reshetnikova

В данной статье рассматривается актуальная проблема формирования коммуникативных способностей учащихся начальных классов. Актуальность данной проблемы подтверждается результатами эксперимента, в котором приняли участие учащиеся начальных классов, учителя, родители. Было установлено, что предмет «Изобразительное искусство» имеет огромный потенциал в формировании коммуникативно-речевых способностей у учащихся.

Ключевые слова: коммуникативные способности, изобразительная деятельность, художественные способности, духовная культура.

This article is devoted to the topical problem of forming communicative abilities of pupils of primary classes. The urgency of this problem is confirmed by the results of the experiment, which was attended by primary school pupils, teachers and parents. The experiment proved that the subject of «Art» has a great potential in shaping the pupils' communicative skills.

Keywords: communicative skills, representational work, artistic abilities, spiritual culture.

Общеизвестно, что коммуникативно-речевые способности являются важной составляющей гармоничного развития личности. Успешность практического овладения ребенком коммуникативными способностями связана с развитием форм общения с учителями, родителями, сверстниками, которые представляют собой определенный онтогенический уровень коммуникативной деятельности (Л. Н. Гамигузова, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова и др.).

Проведенное нами экспериментальное исследование учащихся начальных классов г. Курска показало, что уровень их коммуникативно-речевой активности невысок. Всего в эксперименте было задействовано 135 детей 1-3-х классов школ № 1, № 21, № 27 г. Курска и школы № 12 г. Старый Оскол Белгородской обл. Базой для проведения эксперимента служили уроки изобразительного искусства и внеурочные формы художественно-творческой деятельности детей.

В процессе наблюдения за изобразительной деятельностью учащихся нами были определены три группы детей по уровню сформированности коммуникативно-речевых способностей. В I группу входили учащиеся с достаточным или средним уровнем сформированности коммуникативно-речевых способностей. Данным детям была свойственна активность в общении как со сверстниками, так и учителями, прослеживалась инициативность в установлении речевых контактов. Большую часть входивших в эту группу (78%) составляли девочки.

Во II группу входили учащиеся, у которых уровень сформированности коммуникативно-речевых способностей был ниже среднего. Учащиеся данной группы не проявляли активности в общении со сверстниками и учителями, для них в большей степени характерен эгоцентризм и трудности в поддержании беседы.

В III группу входили учащиеся с низким уровнем сформированности коммуникативно-речевых способно-

стей. У учащихся данной группы отсутствует заинтересованность в общении как со сверстниками, так и учителями. Для этих детей характерны ярко выраженные замкнутость и эгоцентризм.

В результате эксперимента нами также была установлена связь уровня сформированности коммуникативно-речевых и художественно-творческих способностей детей.

Так, учащиеся, относящиеся к I группе, демонстрировали более высокий уровень сформированности творческих способностей. Их тематические композиции, выполненные с использованием различных художественных материалов, на основе наблюдений и по воображению интересны, выразительны. Выполняя иллюстрации к повестям, используя цвет, колорит, линию, пятно, они стараются создать яркие образы и передать всю цветовую прелесть окружающего мира.

В работах созданных ими образы людей, животных, природы не одиноки, они всегда находятся в общении друг с другом. Выполняя работу в графике или живописи, они стараются полностью заполнить изображениями плоскость листа. В процессе беседы, анализа работ художников, работ своих одноклассников учащиеся данной группы принимают активное участие, высказывают свою точку зрения, вступают в дискуссию.

Работы учащихся II группы менее выразительны. Их колористическая и цветовая палитра более сдержанна. В тематических композициях прослеживается стереотипность мышления, трава и деревья всегда зеленые, небо и вода только голубые, а земля черная. Они испытывают определенные трудности в самостоятельном создании композиций. Плоскость листа заполняется не полностью. Они не проявляют инициативы и активности в процессе анализа работ одноклассников и работ художников.

Учащиеся, относящиеся к III группе, испытывают больше затруднения в процессе выполнения творческих заданий. Без подсказки и помощи своих товарищей и учителя в большинстве случаев они не могут выполнить тематическую композицию. Колорит и цвет в их работах очень ограничен. Природу, людей и животных они изображают, как правило, уединенными, очень мелкими и смещенными к краю плоскости листа. При этом большая часть плоскости листа остается неоправданно пустой. Задания учащимися данной группы выполняются без особого желания и энтузиазма. Следует заметить, что они с большим желанием выполняют рисование с натуры, делают копии с готовых работ, нежели тематические композиции, где в большей степени проявляются творческие способности, фантазия и воображение. Учащиеся практически не проявляют речевой активности и инициативны при обсуждении и анализе работ своих одноклассников.

Для подтверждения объективности своих наблюдений мы провели анкетирование учителей изобразительного искусства и преподавателей начальных классов, проводящих уроки изобразительного искусства. Всего в эксперименте было задействовано 34 педагога. В анкету входили следующие вопросы:

1. Влияет ли уровень сформированности коммуникативно-речевых способностей учащихся на качество выполнения их творческих работ?

2. Возможно ли с помощью изобразительного искусства развивать коммуникативно-речевые способности?

3. Какой вид деятельности на уроках изобразительного искусства наиболее эффективно влияет на развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся?

4. Какие средства, методы и приемы вы используете для развития коммуникативно-речевых способностей детей?

5. Сотрудничают ли с вами родители учащихся в развитии коммуникативно-речевых способностей детей? Если да, то в какой форме?

Ответы распределились следующим образом:

На первый вопрос положительно ответили 78%, и только 22% считают, что качество творческих работ не зависит от уровня владения детьми коммуникативно-речевыми способностями.

На вопрос, может ли повлиять изобразительное искусство на формирование коммуникативно-речевых способностей, ответы оказались следующими: 82% ответили положительно и 18% отрицательно.

Результаты ответов на третий вопрос определились следующим образом: предпочтение больше всего было отдано декоративно-прикладным видам деятельности -62%, следующими шли уроки, на которых выполняются тематические композиции, данному виду деятельности было отдано 20%. Рисование с натуры отметили 12% преподавателей и 8% учителей отдали предпочтение лепке.

На вопрос, какие средства, методы и приемы используют преподаватели для формирования коммуникативно-речевых способностей, не смогли вразумительно ответить 86%. Наиболее распространенным был ответ: «Использую свою методику». 14% преподавателей считают, что формирование коммуникативно-речевых способностей не входят в область решаемых ими задач.

На вопрос, ощущают ли преподаватели помощь родителей в формировании коммуникативно-речевых способностей у учащихся, 96% преподавателей дали отрицательный ответ. Если в 1-м классе 16% родителей интересуются успехами детей в области изобразительного искусства, то во 2-м классе этот показатель снижается до 6%, и в 3-м классе успехами детей в области изобразительной деятельности интересуются только 2% родителей. А если родителей не волнуют успехи детей в области изобразительной деятельности, то не может быть и речи об их сотрудничестве с учителем данной дисциплины в решении проблемы формирования коммуникативно-речевых способностей у их детей.

В процессе беседы с родителями мы убедились, что большая часть из них не осознает той огромной роли, которую играет изобразительное искусство в формировании духовной культуры ребенка, развитии у него фантазии, воображения, зрительной памяти, коммуникативно-речевых способностей - всего того, что является фундаментом творческих способностей личности.

Многие родители отмечали, что для занятий изобразительным искусством нужен талант или особый дар, а такого таланта у их детей нет, да и в жизни, как они считают, вряд ли детям пригодятся приобретенные на занятиях изобразительного искусства знания и умения.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что многие преподаватели, а отчасти и руководители общеобразовательных учебных заведений, также считают, что предмет «Изобразительное искусство» в школе не столь важный, чтобы уделять ему серьезное внимание. Поэтому проводить уроки изобразительного искусства может любой педагог, даже если он не имеет специального художественно-педагогического образования.

Как много сказано и написано в научной и художественной литературе о соотношении искусства и науки, о гармоничном их дополнении друг другом, исключающем методологический антагонизм. Примером этого может служить то, что великий Эйнштейн играл на скрипке, отец кибернетики Винер сочинял романы, физик-теоретик А. Б. Мигдал увлекался живописью, физик-механик, один из основоположников советской космонавтики академик РАН Б. В. Раушенбах написал книгу «Системы перспективы в изобразительном искусстве».

И, казалось бы, споры о приоритете науки над искусством должны уйти в прошлое, ведь искусство выполняет важнейшую функцию человечества: оно формирует общественную историческую память. И самое разумное - это поставить знак равенства между данными сферами человеческой деятельности.

С. В. Гальперин совершенно справедливо отмечает: «Цель, провозглашенная наукой: подчинение сил природы, - резко разошлась с целью, которую испокон века преследует искусство, - поиска идеала красоты. Несмотря на то, что истинность в науке, по выражению Эйнштейна, - сочетание внутреннего совершенства с внешним оправданием, - нынешняя наука продолжает жертвовать первым ради второго - полезности...

Ушли в прошлое времена, когда наука и искусство в обществе были равноправными партнерами. Науку стали называть главной производительной силой: она создавала иллюзию подчинения окружающего мира человеку (горькие плоды этой иллюзии мы только начинаем пожинать). Поскольку в иерархии общественных ценностей наука заняла гораздо более высокую ступень, нежели искусство, она начала активно вытеснять его» [1, с. 114].

Данная тенденция приоритета науки не могла не отразиться на системе образования. Как мы отмечали выше, искусство в школе в целом и изобразительное ис-

кусство в частности оказались обделенными, не требующими достойного внимания, в какой-то степени необязательным дисциплинами, находящимися на периферии рейтинга образовательных предметов. Социолог Е. Н. Шубин замечает: «Мне кажется, что наша педагогика еще не осмыслила значение открытия функциональной асимметрии головного мозга человека (левое полушарие - центр логических дискурсивных операций, правое - центр образного, интуитивного, эмоционального мышления), не заметила, что на протяжении десятилетий в школе делается упор на развитие левого полушария, что вело к своеобразной атрофии образного мышления молодежи» (цит. по: [1, с. 114]).

Такое отношение отдельных руководителей образования, преподавателей и родителей не могло не сказаться на мотивации детей заниматься данным видом деятельности. И это является одной из причин того, что к 5-6-м классам у большинства учащихся происходит угасание интереса к изобразительной деятельности и желания ею заниматься.

Проведенное исследование в констатирующем эксперименте позволило нам сделать следующие выводы:

- Большая часть преподавателей изобразительного искусства считают, что предмет «Изобразительное искусство» имеет огромный потенциал в формировании у учащихся коммуникативно-речевых способностей.

- Коммуникативно-речевые способности влияют на уровень сформированности творческих способностей учащихся.

- Основным видом деятельности, где наиболее эффективно могут формироваться коммуникативно-речевые способности, являются уроки, на которых учащиеся занимаются различными видами декоративно-прикладного искусства.

- Родители не проявляют активности в сотрудничестве с учителями изобразительного искусства для решения проблемы формирования коммуникативно-речевых способностей у учащихся.

- У преподавателей изобразительного искусства в школе отсутствует методическая система формирования коммуникативно-речевых способностей, что не позволяет им эффективно решать данную проблему.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гальперин С. В. Мое мировидение: Курс лекций.

- М.: Российский открытый университет, 1992.

- 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.