Научная статья на тему 'К вопросу о родительском просвещении как необходимом условии коррекционной работы учителя-логопеда'

К вопросу о родительском просвещении как необходимом условии коррекционной работы учителя-логопеда Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
94
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о родительском просвещении как необходимом условии коррекционной работы учителя-логопеда»

Г. Ю. Троицкая

К вопросу о родительском просвещении как необходимом условии коррекционной работы учителя-логопеда

Задержка речевого развития - это нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставании в темпе развития. По последним данным задержка речевого развития отмечается чуть ли не у каждого четвертого ребенка. Подозревая и раньше, что их малыш «не как все», родители уверяют себя, что в этом виноват темперамент ребенка, его индивидуальные особенности, и порой поздно начинают бить тревогу в попытке узнать, что могут сделать и кто может помочь, когда врачи или логопед поставили диагноз: «Задержка речевого развития». Задержка речевого развития - это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого даже врачам бывает трудно разобраться, поэтому первое, что должны знать родители, заподозревшие у своего малыша проблемы с речью, что необходимо комплексно обследовать ребенка у детского невропатолога, психоневролога, отоларинголога, логопеда, психолога, дефектолога. Очень важно, чтобы родители, заметившие у малыша признаки задержки речевого развития, не просто надеялись на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком, потому что для такого малыша важен каждый день. При этом не нужно забывать, что учить ребенка можно только играя. Занятия должны быть регулярными, но непродолжительными (10-15 мин). Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал; «Теперь ты», «Можно», «Начинай». Необходимо постоянно стимулировать действия ребенка, хвалить него даже за незначительный успех, вызывать желание говорить: «Умница», «Повтори, ты можешь», «У тебя все получится».

Каждый день, рисуя вместе с малышом, занимаясь с пластилином, собирая кубики, складывая мозаику, разрезные картинки, пазлы, прыгая, бегая, лазая, вы развиваете мелкую и общую моторику малыша; запоминая цвета, геометрические фигуры, размеры окружающих предметов, читая книги, рассказывая о том, что на ваш взгляд будет полезно и интересно знать вашему малышу, прося выполнить какую-нибудь определенную вашу просьбу, вы развиваете понимание ребенком речи, расширяете его пассивный словарь, который впоследствии будет переходить в активный.

Вы также можете научить ребенка правильно дышать: вдыхать и выдыхать через рот и через нос, вдыхать через рот, выдыхать через нос и самое главное, что важно для формирования правильной речи, вдыхать через нос и плавно, медленно выдыхать через рот. В этом вам помогут разнообразные игрушки: свистульки, дудочки,

268

мыльные пузыри, тренажеры на дыхание, сдувание с ладони пылинок, бумажек легких предметов, а также материал из интернета «Игры и упражнения по развитию речевого дыхания». При этом важно следить за тем, чтобы малыш не надувал щеки, правильно вытягивал губки и дул медленно, плавно.

Как научить язычок правильно выполнять разные упражнения, вам расскажет книга «Тру - ля - ля», а также большое количество наглядного материала в интернете по теме: «Артикуляторная гимнастика».

Развивайте зрительное внимание, память, используя игры: -«Кто убежал?», «Кто прибежал?» (На столе выставляете 2-3 игрушки, Проговаривая вместе с ребенком «1, 2, 3, игрушка прибеги (убеги)», добавляете (или убираете) одну игрушку, просите малыша назвать эту игрушку, если животное, вспомнить, как оно разговаривает); «Кто лишний» (На столе выставляются фигурки животных, раскладываются картинки животных, предметов, например: зайца, медведя, кошки. Ребенка просят показать или, в зависимости от речевых возможностей ребенка, сказать, кто лишний и почему.- Это кошка, она живет дома, это домашнее животное); «Найди такую же игрушку, картинку»; «Парные картинки», «Парочки»; «Собери узор»; «Найди маму для малыша» и другие, смотри в интернете. Развитию слухового внимания и памяти у ребенка помогут игры: «На чем я играла?», «Что звучало?» (С использованием звучащих игрушек: бубна, погремушки, молоточка, металлофона, любых предметов, издающих характерный звук: шуршащей бумаги, звон ключей. Из двух предметов, спрятанных взрослым за спиной и звучащих по очереди, малыш должен определить и показать, какой из этих предметов звучал); «Где позвонили» (По звучанию колокольчика определить направление звука); «Хлопки», повторение ритма хлопками, прыжки, топанье ногами определенное количество раз по примеру взрослого; «Кто позвал?», «Кто пришел?» (ушел) (узнавание голосов взрослых, звуков, издаваемых животными); «Отгадай загадку, покажи отгадку» Например: «Живет рядом с человеком, охраняет его дом, лает, любит мясо, косточки»).

Параллельно учите ребенка говорить. Сначала научите малыша петь по одной гласной: А, У, И, О, Ы, Э, затем Я, Е, Ё, Ю, потом сочетание из двух гласных АУ, ИА,ОУ, после этого из трех гласных: ИАУ, ЫОА. Учиться петь без голоса, тихо, громко, с разной интонацией (радостно, грустно, удивленно). Ребенку можно показывать артикуляцию звука или саму букву. В этом вам помогут игры: «Узнай, пропой», «Составь букву, пропой», «Волшебный кубик» (на каждой грани кубика изображен либо кубик, либо сама буква или сочетание двух, трех букв. Ребенок кидает кубик, узнает и поет букву или сочетание букв, изображенных на кубике). Далее тренируйте малыша в

269

произношении слогов с сохранными звуками в следующей последовательности: прямые слоги: МА-МА, МЯ-МЯ, обратные: УМ-УП, смешанные: МУ-УМ, С твердыми и мягкими согласными; ВА-ВЯ, со стечением согласных: МНО. Сначала ребенок слушает, затем повторяет вместе с вами, а потом самостоятельно. В этом вам помогут буквы, карточки с напечатанными слогами; игры: «Составь, прочитай». «Читаем слоги», «Катаемся на лифте», кубики с буквами, «Волшебный мешочек» (доставание карточек слогов из мешочка). Можно использовать кубики Зайцева. Одновременно работайте над произношением звукоподражаний, сначала состоящих из одной гласной: А, У, И, затем из двух гласных: АУ, ИА, УА, из прямых слогов: МУ, БЕ, из обратных слогов: УХ, АХ, из слогов со стечением согласных: КВА, из двух слогов: КО-КО, ПИ-ПИ, МЯ-У, из трех слогов: И-ГО-ГО. Повторять надо на слух, используя игрушки, наборы фигурок домашних и диких животных, птиц, картинки, кубики, иллюстрации из книг, игры «Сложи картинку, назови», «Сложи кубики», «Что это?», «Кто это?», «Волшебный кубик»; настольные игры: «Веселые зверята», «В лесу», «Веселый поезд», «Мама, папа и малыш», «Лото» и др. Затем ребенка надо учить произносить слова разной слоговой структуры: двусложные слова с прямыми слогами: мама, киты, дома; односложные: ива, кит; трехсложные слова с прямыми слогами: малина, машина, ягоды, собака; односложные с закрытым слогом: гусь, сок; двусложные слова с закрытым слогом: банан, лимон, паук, утюг; двусложные слова из закрытых слогов со стечением согласных: бублик, индюк, дождик; трехсложные слова с закрытым слогом: магазин, самолет, колобок. В этом вам помогут игры: «Принеси картинку, назови», «Выбери картинку, назови»,»Что это?», «Я назову, а ты найди», «Лото», «Домино»,кубики , разрезные картинки.

Паралельно работайте над глаголами. Сначала уточняйте понимание ребенком значения слов-глаголов игры - поручения: «Найди и покажи на картинках»; повторяйте глаголы по слогам: идет, си-дит, ле-жит; просите ребенка самого пробовать произносить слово-глагол,используя картинки, жизненные ситуации, игры: «Что делает Миша?», «Что делает..», «Волшебный кубик».

Прежде, чем читать книгу малышу, полистайте ее вместе с ним, рассмотрите картинки, посточнно задавая вопросы малышу: «Кто это?», «Что делает?». Это вынуждает ребенка говорить сначала односложно, а через некоторое время и фразой (игры: «Попроси», «Скажи, что хочешь», «Повтори» помогают малышу начать общаться при помощи фразы: «Дай», «Мама, дай», «Дай Юле», «Мама, дай Юле мяч». «Дайте , пожалуйста, мне ... и др.) Уточняйте понимание малышом значение предлогов НА, В, ПОД, НАД, ЗА, ОКОЛО, С, учите правильно употреблять их.В этом вам помогут

270

игры: «Положи зайку на стул, под стул, около стула», «Где лежит Миша?, «Куда спряталась собачка?»

Не забывайте: все звуки, слоги, слова взрослому необходимо произносить медленно, четко, с хорошо показанной артикуляцией, что помогает многим малышам начать говорить. Повторение одного и того же слога, слова необходимо проводить многократно, чтобы ребенок запомнил его и смог правильно произносить. Перед повторением необходимо выяснять, знает ли малыш значение слова или нет, подробно объяснять значение незнакомых слов, так как хорошо знакомые слова ребенок запоминает лучше и быстрее. Обязательно хвалить малыша за любую попытку говорить, даже если он говорит не совсем правильно, корректно поправлять и ни в коем случае не смеяться над его неудачами. Чем раньше начата работа по преодолению задержки речевого развития, чем регулярнее будут занятия-игры, тем эффективнее будут результаты.

Е. С. Тушева, Е. Л. Павлова

Формирование понятийного словаря у дошкольников с задержкой психического развития

Формирование понятийного словаря у детей с задержкой психического развития является необходимым условием их коррекционно-развивающего обучения. Изучение особенностей понятийной лексики детей данной категории и накопленный опыт формирования их активного словаря убеждают нас в успешной реализации коррекционно-развивающей работы в заданном направлении (Г.В. Бабина, Л.Б. Баряева, Е.А. Екжанова, Ю.А. Костенкова, Т.С. Овчинникова, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тиргер и др.)

Слово - важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом высказывания. Словами обозначаются понятия, которые обретает необходимую для общения материальную оболочку. Поэтому объем понятийного словаря и его разнообразие рассматриваются в методике развития речи как важное условие формирования коммуникативных умений. Работа по формированию элементарных представлений и понятий дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) выступает как одно из основных условий готовности к школьному обучению.

271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.