УДК 378.147
Mergaliev D.M., Akparova G. Т., Aikina L.P. ADDRESSING THE CHALLENGES OF COLLECTIVE MUSIC PLAYING IN ORCHESTRA CLASS. The article discusses the features of organization of an educational process in an orchestral group, aimed at solving problems of collective music playing. The authors examine the importance of combination of forms of training individually, in a large group, in a small-numbered group.
Key words: orchestra class, professional skills of a performing musician, ensemble performance.
Д.М. Мергалиев, канд. искусствоведения, Казахский Национальный университет искусств, г. Астана, E-mail: Mergaliev_D@mail.ru; Г.Т. Акпарова, канд. искусствоведения, доц., Казахский Национальный университет искусств, г. Астана, E-mail: gakparova@mail.ru; Л.П. Айкина, канд. пед. наук, доц. АГАКИ, E-mail: ajk-lyubov@yandex.ru
К ВОПРОСУ О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В ОРКЕСТРОВОМ КЛАССЕ
В статье рассматриваются особенности организации учебно-воспитательного процесса в оркестровом классе, направленные на решение проблем коллективного музицирования, анализируется важность сочетания индивидуальных, мелкогрупповых и групповых форм обучения.
Ключевые слова: оркестровый класс, профессиональное мастерство музыканта-исполнителя, ансамблевое исполнительство.
В обучении высококвалифицированных инструменталистов-исполнителей, в подготовке их к дальнейшей профессиональной деятельности важная роль отводится оркестровому классу, как учебной дисциплине. Во время репетиций оркестрового класса решаются широкий круг задач: формирование у студента широкого художественного и музыкального кругозора, совершенствование исполнительской культуры, работа над интонацией, изучением штрихов, звукоизвлечением и фразировкой, работа над балансом звучания в оркестровых группах и балансом между группами оркестра в сочинениях композиторов различных стилей и эпох, практика взаимодействия с дирижёром, привитие навыков исполнения в оркестровых пьесах солирующих партий и многое другое.
Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются они их объединенными усилиями [1].
Умение играть с одним или несколькими партнерами - очень важная сторона профессионального мастерства оркестранта, поскольку сольное выступление артиста (без аккомпанемента, без партнеров) возможно лишь в очень ограниченных сферах инструментальной деятельности. Кроме того, оркестровое исполнение по сравнению с ансамблевым нередко бывает более привлекательным для слушателей, поскольку оркестр обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями, для оркестрового исполнения доступно гораздо большее применение разнообразных приемов игры, широкое использование самых различных тембровых и гармонических соединении инструментов.
Столь широкий круг задач требует и специальной организации учебно-воспитательного процесса в коллективе, позволяющей решать поставленные задачи комплексно.
Важнейшим условием организации процесса обучения игре на музыкальном инструменте являются индивидуальные занятия. Они служат основой совершенствования исполнительского мастерства и творческого роста не только в рамках специального класса, но и являются базой подготовки студентов в качестве участников оркестра как на начальном этапе становления коллектива как художественно-исполнительской единицы, так и в последующее время, когда оркестр достигнет определенных художественных результатов. Учитывая, что правильная организация индивидуальных занятий является важным условием, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса в оркестре, руководитель исполнительского коллектива должен включить в расписание дни и часы проведения индивидуальных занятий с каждым студентом-оркестрантом, ставя перед ним определенные учебные и исполнительские задач, которые студент решает позднее, во время, запланированное на самостоятельные репетиционные и учебные занятия. Индивидуальные занятия с руководителем оркестрового коллектива позволяют
достичь единства в оркестровом звучании, так как студентам -оркестрантам должны быть понятны требования и методы преподавания руководителя оркестра. Только в этом случае оркестр заиграет на более профессиональном уровне.
Самостоятельная работа студентов представляет собой значительную часть учебно-воспитательного процесса подготовки оркестрантов в плане овладения ими навыками музыкально-исполнительского искусства. Ведь от того, насколько успешно осваивает каждый студент исполнительское мастерство, зависит в целом творческий рост оркестра, его исполнительское мастерство. Для этого необходимо уделять большое внимание организации самостоятельной работы музыкантов.
Существенную помощь в адаптации новых участников оркестрового коллектива к общему исполнительскому уровню помогает практика прикрепления более подготовленных студентов к вновь поступившим. Они могут оказывать весьма плодотворную помощь в овладении навыками игры на инструменте, объяснить особенности трактовки тех или иных музыкально-выразительных средств в исполнявшихся ранее произведениях.
Безусловно, большое значение в учебно-воспитательной работе оркестровых коллективов приобретают групповые занятия. В начальный период рекомендуется вести раздельно, по партиям или по группам, то есть сначала необходимо проработать музыкальный материал с каждой партией отдельно, например, с домбрами-тенорами, с домра-примой, шертерами и басами, затем с кобызовыми инструментами и точно так же с сыр-наями (баяны). Нередки ситуации, когда требуются отдельные занятия даже с ударными инструментами, особенно, если их много. При встречающихся технических сложностях руководитель должен объяснить студентам-оркестрантам их сущность, показать особенности исполнения, а затем отрабатывать с группой, постепенно устраняя недостатки в исполнении. Таким образом, музыкальный материал каждой партии оркестра разучивается отдельно, пока он не будет хорошо усвоен.
По мере того, как участники овладевают навыками игры на инструменте, осваивают музыкальное произведение, будет целесообразным объединить исполнителей в небольшие ансамбли, приучая к совместной, коллективной игре.
Как правило, после мелкогрупповых занятий с отдельными партиями общие репетиции становятся намного продуктивнее, идут быстрее и позволяют решить поставленные исполнительские задачи.
Практика показывает, что самым распространенным недостатком оркестров является посредственное качество звучания. Безусловно, многое зависит и от качества самих инструментов. Но чаще всего причина этого явления заключается в том, что не все руководители, особенно не имеющие специальной подготовки, уделяют достаточное внимание, как настройке инструментов, так и развитию исполнительских навыков, умений правильного прочтения и интерпретации нотного текста.
Именно эти задачи должны лежать в основе групповых занятий. Руководителю необходимо в процессе работы с оркестром регулярно следить и корректировать строй отдельных инструментов, поскольку воспитание у музыкантов навыков качественной игры является одним из важнейших моментов работы в оркестре. Поэтому желательно с первых занятий необходимо приучать студентов-оркестрантов самостоятельно настраивать инструмент.
Основной задачей, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях в процессе работы над музыкальными произведениями является совершенствование исполнительского мастерства студентов-оркестрантов, формирование навыков чистоты исполнения, темповой и ритмической слаженности (коллективности исполнения), динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости и т.д [2]. Важно
Библиографический список
студентов-оркестрантов приучать к труду, работоспособности, повышать их мотивацию в решении исполнительских задач, добиваться систематичности и целеустремленности в самостоятельной подготовке. Требовательность к самому себе нужно воспитывать у студентов всегда, ведь преодолевать трудности мы сможем тогда, когда будем требовательны к себе.
Таким образом, особенностью организации образовательного процесса в оркестровом классе являются комплексность и многообразие учебно-воспитательных задач: от достижения исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания до воспитания чувства ответственности за качество освоения собственной партии. Решение этих задачи способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
1. Готлиб, А. Основы ансамблевой техники. - М., 1971.
2. Кузнецов, В. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. - М., 1986. Bibliography
1. Gotlib, A. Osnovih ansamblevoyj tekhniki. - M., 1971.
2. Kuznecov, V. Rabota s samodeyateljnihmi ehstradnihmi orkestrami i ansamblyami. - M., 1986.
Статья поступила в редакцию 24.08.14