Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ'

К ВОПРОСУ О РЕШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая задача / этапы решения педагогической задачи / педагогическая ситуация / способы решения педагогической задачи / процесс решения педагогической задачи / развитие педагогического мышления / профессиональная деятельность / pedagogical task / stages of solving a pedagogical task / pedagogical situation / methods of solving a pedagogical task / the process of solving a pedagogical task / the development of pedagogical thinking / professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарычева Мария Эдуардовна

В данной статье поднимается важный вопрос об актуальности использования проблемных методов обучения в педагогической практике. Упоминается метод ситуаций или метод кейсов как один из проблемных методов, предусматривающих изучение и поиск решения конкретных жизненных ситуаций, возникающих в практической деятельности. Дается представление о том, что подразумевается под педагогической ситуацией и педагогической задачей. Определяется сущность и структура педагогических задач, представлены основные этапы и план решения. Основываясь на теоретических положениях, приводятся основные виды педагогических задач (стратегические, тактические, оперативные) и выделяются их особенности. Уточняется, что педагогическая задача, независимо от ее принадлежности к какой-либо группе, категории или степени сложности содержит единое, характерное для каждой из задач подобного рода, качество, предопределённое тем, что такие задачи являются средствами социального управления. Рассматриваются и объясняются взаимосвязи терминов «педагогический процесс», «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». В статье разграничиваются понятия «процесс решения задачи» и «способ решения задачи». Так, способ решения совокупность определенных, совершаемых один за другим, процессов, реализация которых приводит к разрешению установленной задачи. Он обуславливается уровнем строгости детерминации предстоящих процессов. Выделяют алгоритмический и неалгоритмический способ решения педагогических задач. Процесс решения же предполагает осуществление конкретного способа, как «фрагмента функционирования решателя», использованного им вследствие поиска разрешения задачи. В выводах обозначено, что решение педагогической задачи это воссоздание и имитация процессов разработки и принятия решений, непосредственно совершаемых педагогом. Главной предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи, вследствие применения какой-либо методики, является инициативно увлеченное сотрудничество основных субъектов образовательного процесса педагога и обучающихся. Целью использования педагогических задач в практике современного преподавания является развитие педагогического мышления, повышение педагогического мастерства и получение поведенческого опыта во всевозможных ситуациях, возникающих в процессе обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарычева Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article raises an important question about the relevance of the use of problematic teaching methods in pedagogical practice. The method of situations or the method of cases is mentioned as one of the problematic methods involving the study and search for solutions to specific life situations that arise in practice. An idea is given of what is meant by the pedagogical situation and pedagogical task. The essence and structure of pedagogical tasks are determined, the main stages and the solution plan are presented. Based on theoretical positions, the main types of pedagogical tasks (strategic, tactical, operational) are given and their features are highlighted. It is clarified that the pedagogical task, regardless of its belonging to any group, category or degree of complexity, contains a single quality characteristic of each of the tasks of this kind, predetermined by the fact that such tasks are means of social management. The interrelations of the terms "pedagogical process", "pedagogical situation" and "pedagogical task" are considered and explained. The article distinguishes between the concepts of "problem solving process" and "problem solving method". So, the solution method is a set of certain processes performed one after another, the implementation of which leads to the resolution of the established task. It is conditioned by the level of rigor of determination of upcoming processes. There are algorithmic and non-algorithmic ways of solving pedagogical problems. The solution process involves the implementation of a specific method, as a "fragment of the solver's functioning", used by him as a result of the search for a solution to the problem. The conclusions indicate that the solution of the pedagogical task is the recreation and imitation of the processes of development and decision-making directly performed by the teacher. The main prerequisite for a professional productive solution of a pedagogical task, as a result of the application of any methodology, is the proactive enthusiastic cooperation of the main subjects of the educational process the teacher and the students. The purpose of using pedagogical tasks in the practice of modern teaching is to develop pedagogical thinking, improve pedagogical skills and gain behavioral experience in all kinds of situations that arise in the process of teaching and upbringing.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Литература:

1. Браташова, Э.В. Сравнительный анализ китайского и английского языков / Э.В. Браташова, А.Н. Луханина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: 9 междунар. науч. практ. конф. / отв. ред. A.A. Гиричев. - Белгород, 2018.-С. 352-355

2. Бурая, Е.А. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс: учебник для студентов лингв, вузов и фак. - 3-е изд., стер. / Е.А. Бурая. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.

3. Жукаускене, Т.С. Сравнительный анализ фонемы и слогоморфемы в английском и китайском языках / Т.С. Жукаускене // Язык и культура. Приложение. - Томск: Изд-во «Национальный исследовательский Томский государственный университет»., 2012. - С. 5-12

4. Кичигина, Е.В. Английский язык: Учебное пособие по фонетике / Е.В. Кичигина, P.A. Поперекова, Т.В. Финаева и др. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2002. - 113 с.

5. Сушкова, И.М. Иноязычная лексика в современном китайском языке / И.М. Сушкова, Найсюй. Сунь // Вестник науки Сибири. Серия Филология. Педагогика. -2014. -№1(11). -С. 188-192

6. Черемисина, Т.Е. Китайские заимствования в современном английском языке как элемент культурно-языковых контактов / Т.Е. Черемисина // Московский государственный лингвистический университет. - 2019. - №6(822). - С. 91-107

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Шарычева Мария Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

К ВОПРОСУ О РЕШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Аннотация. В данной статье поднимается важный вопрос об актуальности использования проблемных методов обучения в педагогической практике. Упоминается метод ситуаций или метод кейсов как один из проблемных методов, предусматривающих изучение и поиск решения конкретных жизненных ситуаций, возникающих в практической деятельности. Дается представление о том, что подразумевается под педагогической ситуацией и педагогической задачей. Определяется сущность и структура педагогических задач, представлены основные этапы и план решения. Основываясь на теоретических положениях, приводятся основные виды педагогических задач (стратегические, тактические, оперативные) и выделяются их особенности. Уточняется, что педагогическая задача, независимо от ее принадлежности к какой-либо группе, категории или степени сложности содержит единое, характерное для каждой из задач подобного рода, качество, предопределённое тем, что такие задачи являются средствами социального управления. Рассматриваются и объясняются взаимосвязи терминов «педагогический процесс», «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». В статье разграничиваются понятия «процесс решения задачи» и «способ решения задачи». Так, способ решения - совокупность определенных, совершаемых один за другим, процессов, реализация которых приводит к разрешению установленной задачи. Он обуславливается уровнем строгости детерминации предстоящих процессов. Выделяют алгоритмический и неалгоритмический способ решения педагогических задач. Процесс решения же предполагает осуществление конкретного способа, как «фрагмента функционирования решателя», использованного им вследствие поиска разрешения задачи. В выводах обозначено, что решение педагогической задачи - это воссоздание и имитация процессов разработки и принятия решений, непосредственно совершаемых педагогом. Главной предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи, вследствие применения какой-либо методики, является инициативно увлеченное сотрудничество основных субъектов образовательного процесса - педагога и обучающихся. Целью использования педагогических задач в практике современного преподавания является развитие педагогического мышления, повышение педагогического мастерства и получение поведенческого опыта во всевозможных ситуациях, возникающих в процессе обучения и воспитания.

Ключевые слова: педагогическая задача, этапы решения педагогической задачи, педагогическая ситуация, способы решения педагогической задачи, процесс решения педагогической задачи, развитие педагогического мышления, профессиональная деятельность.

Annotation. This article raises an important question about the relevance of the use of problematic teaching methods in pedagogical practice. The method of situations or the method of cases is mentioned as one of the problematic methods involving the study and search for solutions to specific life situations that arise in practice. An idea is given of what is meant by the pedagogical situation and pedagogical task. The essence and structure of pedagogical tasks are determined, the main stages and the solution plan are presented. Based on theoretical positions, the main types of pedagogical tasks (strategic, tactical, operational) are given and their features are highlighted. It is clarified that the pedagogical task, regardless of its belonging to any group, category or degree of complexity, contains a single quality characteristic of each of the tasks of this kind, predetermined by the fact that such tasks are means of social management. The interrelations of the terms "pedagogical process", "pedagogical situation" and "pedagogical task" are considered and explained. The article distinguishes between the concepts of "problem solving process" and "problem solving method". So, the solution method is a set of certain processes performed one after another, the implementation of which leads to the resolution of the established task. It is conditioned by the level of rigor of determination of upcoming processes. There are algorithmic and non-algorithmic ways of solving pedagogical problems. The solution process involves the implementation of a specific method, as a "fragment of the solver's functioning", used by him as a result of the search for a solution to the problem. The conclusions indicate that the solution of the pedagogical task is the recreation and imitation of the processes of development and decision-making directly performed by the teacher. The main prerequisite for a professional productive solution of a pedagogical task, as a result of the application of any methodology, is the proactive enthusiastic cooperation of the main subjects of the educational process - the teacher and the students. The purpose of using pedagogical tasks in the practice of modern teaching is to develop pedagogical thinking, improve pedagogical skills and gain behavioral experience in all kinds of situations that arise in the process of teaching and upbringing.

Key words: pedagogical task, stages of solving a pedagogical task, pedagogical situation, methods of solving a pedagogical task, the process of solving a pedagogical task, the development of pedagogical thinking, professional activity.

Введение. Практика современного образования нуждается в создании и введении в учебный процесс новых средств и методов обучения. Активное обучение, обучение в сотрудничестве и проблемный метод - методы, наиболее часто и широко используемые в современном процессе начального, среднего и высшего образования. Метод ситуаций (метод кейсов) -

один из проблемных методов, которые предусматривает изучение и поиск решения конкретных жизненных ситуаций, возникающих в практической деятельности [1, С. 85-86].

Педагогический процесс трактуется как непрерывная цепь педагогических ситуаций, которые взаимосвязаны и взаимопродолжаются одна в другой; это самые изменчивые, стремительно развивающиеся элементы образовательного процесса [1, С. 86].

Под педагогической ситуацией подразумевают совокупность условий, при которых осуществляется решение профессиональных задач. При этом педагогическая ситуация есть концентрация сильных и слабых мест образовательного процесса. Педагогические ситуации, охватывающие актуальные проблемы современного образовательного процесса, подразумевают под собой решение педагогических задач.

Изложение основного материала статьи. Принимая во внимание исследуемые явления, установим, что необходимо понимать под педагогической задачей. Педагогическая задача - это проанализированная педагогическая ситуация, имеющая в своем составе цель и потребность изучения и изменения реальности [2, С. 251-252]. В том случае, если в качестве толкования педагогических задач признают их назначение в учебно-образовательном процессе, данные задачи характеризуются как задачи, определяющие сущность и структуру педагогической деятельности.

Обращаясь к вопросу о видах педагогических задач, нужно отметить, что, согласно временному показателю, все педагогические задачи подразделяются на:

• стратегические (задачи, становление которых осуществляется в качестве определенных взглядов на базовую культуру человека, представляющую собой предмет педагогических задач. Такие задачи назначаются извне, отображая конкретные запросы развития общества, что обусловливает ориентиры и конечные результаты педагогической деятельности;

• тактические (стратегические задачи, преобразующиеся в ходе педагогической деятельности, в тактические. Не изменяя ориентированности на достижение поставленной цели, тактические задачи соотнесены с той или иной конкретной фазой разрешения стратегических задач);

• оперативные (актуальные на данный момент задачи, возникающие в определенный промежуток времени и требующие быстрого исполнения) [2, С. 506].

Педагогическая задача, вне зависимости от того, к какой группе, категории и степени сложности ее относят, в обязательном порядке содержит единое, характерное для всех задач подобного рода, качество, предопределённое тем, что такие задачи являются средствами социального управления. По этой причине ход решения педагогических задач выстраивается согласно выполнению условия: цель будет достигнута только в том случае, если общее решение совершается вследствие решения отдельных познавательных и практических задач, в то же время как отдельные задачи - фазы решения педагогической задачи в целом.

В структурном составе педагогической ситуации выделяют следующие звенья: педагог, обучающиеся, их коммуникация эмоционально-интеллектуального характера. Подобные структурные простота и ясность могут казаться обманчивыми, потому как в таком строении педагогической ситуации отражается одновременная деятельность двух и более сложных внутренних миров педагога и учащихся.

Рассмотрение любой педагогической ситуации происходит по следующему плану:

1. Первоначальное описание затруднения.

2. Выделение конкретных задач из сложившийся ситуации.

3. Выстраивание абстрактных моделей конкретных задач, формулирование противоречия.

4. Выстраивание абстрактных моделей конкретных задач, воспроизведение идеального конечного решения.

5. Установление методов, механизмов решения и переход к конкретному способу разрешения ситуации.

6. Определение подзадач, необходимых для воплощения в жизнь заданного плана.

7. Повтор сценария с третьего пункта для разрешения определённых подзадач.

8. Оценивание результата и рефлексия.

Согласно теории задач следует разграничивать процесс и способы решения задачи.

Принципиальное отличие педагогических задач от любых других - отсутствие одного единственно верного решения. Вследствие этого можно утверждать, что решение педагогических задач должно быть ориентировано на установление всевозможных вариаций достижения заданной цели. Деятельности по решению задачи предшествует выбор необходимого способа достижения эффективного результата.

Способ решения - совокупность определенных, совершаемых один за другим, процессов, реализация которых приводит к разрешению установленной задачи [2, С. 509].

В отношении способов решения задач выделяют такие типы, как:

• алгоритмический;

• неалгоритмический.

Способ решения обуславливается уровнем строгости детерминации предстоящих процессов.

В то же время с термином «способ решения» непосредственно взаимосвязан термин «процесс решения». В определении процесса решения задачи основополагающим является то, что это процесс, предполагающий осуществление конкретного способа, в качестве «фрагмента функционирования решателя», использованного им вследствие поиска разрешения задачи [2, С. 510].

Педагогические задачи могут определяться условиями, в ходе которых они представляют собой видовое понятие в отношении рода «задача». К условиям относят затруднения, возникающие в ходе педагогической деятельности, преодоление которых возможно реализовать несколькими способами. Одновременно с этим суть педагогических задач раскрывается посредством таких значительных показателей, как:

• двойственность средств решения задачи;

• результат решения, определяющий уровень преодоления противоречий.

В отличие от задач по математике, химии или физике решение педагогических задач заключается в неоднозначности и, как правило, интуитивном подходе к способу разрешения, что в отдельных случаях не способствует достижению необходимого результата. Именно это обуславливает потребность в изыскании научно-обоснованных алгоритмов при решении педагогических задач.

Так, ход решения любой педагогической задачи подчинен конкретному плану, существование которого подтверждается различными исследователями [3, С. 30-32]:

1. Реализация исследования возникшей педагогической ситуации - оценка начальных данных, разработка диагностических методов, выполнение диагностики, прогнозирование показателей, прогнозирование появления затруднений в ходе процессов обучения и воспитания.

2. Установление ориентиров и предсказывание конечного итога, исходя из произведенного исследования педагогической ситуации, с применением существующих средств и первоначальных предположений, целевое планирование.

3. Подготовка к педагогическому процессу и его реализация - аргументация и выбор различных форм активности обучающихся, реализация педагогического управления действий учеников.

4. Корректировка - проведение оценивания осуществлённого педагогического процесса, определение удачности / неудачности осуществления, при необходимости внесение изменений.

5. Заключительная проверка и анализ достигнутых результатов, включая сравнение с начальными показателями, оценивание результативности и рациональности используемых способов, инструментов, форм устройства педагогического процесса.

Решение любой педагогической задачи следует оканчивать посредством выдвижения теоретического обоснования произведенного решения, при этом устанавливается другая педагогическая задача. Стало быть, схема решения педагогической задачи охватывает не только процесс решения установленной задачи, но и проведение оценки полученных итогов. Цель подобной работы есть осознание и исправление ошибок (недочетов) при дальнейшей организации педагогического процесса. Практика решения педагогических задач способствует росту профессиональных умений педагога, приобретению поведенческого опыта в различных обстоятельствах.

Выводы. Таким образом, решение педагогической задачи - это воссоздание и имитация процессов разработки и принятия решений, непосредственно совершаемых педагогом. Главной предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи, вследствие применения какой-либо методики, является инициативно увлеченное сотрудничество основных субъектов образовательного процесса - педагога и обучающихся. Целью использования педагогических задач в практике современного преподавания является развитие педагогического мышления, повышение педагогического мастерства и получение поведенческого опыта во всевозможных ситуациях, возникающих в процессе обучения и воспитания.

Литература:

1. Бейзеров, В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации / В.А. Бейзеров. - М.: Флинта, 2014.-162 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. -М.: Академия, 2002. - 576 с.

3. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Л.Ф. Спирин. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 176 с.

4. Теплов, Б.П. Проблемы различий / Б.П. Теплов. - М.: Издательство МГЛУ, 1961. - 278 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Швецова Резеда Фаритовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Кожемякина Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках математики. Авторы дают определения понятий «способности», «творческие способности». Творческие способности рассматриваются как динамическое образование, которое формируется на основе творческих задатков. Они формируют предпосылки для последующего развития различных способностей. Показано, что способности есть у каждого индивидуума, и их необходимо развивать. Своевременное развитие способностей, в том числе и творческих - это залог успешной реализации задуманного человеком. В статье приводятся методики и инструментарий диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников. Авторы предлагают некоторые способы развития творческих способностей младших школьников на уроках математики. В статье рассмотрены некоторые критерии, уровни развития творческих способностей учащихся, которые могут использоваться в методических разработках и планах учебных занятий.

Ключевые слова: творческие способности, способности, творческая деятельность.

Annotation. The article deals with the actual problems of the development of creative abilities of younger schoolchildren in mathematics lessons. The authors define the concepts of "abilities", "creative abilities". Creative abilities are considered as a dynamic education, which is formed on the basis of creative inclinations. They form the prerequisites for the subsequent development of various abilities. It is shown that every individual has abilities, and they need to be developed. The timely development of abilities, including creative ones, is the key to the successful implementation of what a person has conceived. The article presents methods and tools for diagnosing the level of development of creative abilities of younger schoolchildren. The authors suggest some ways to develop the creative abilities of younger students in math lessons. The article discusses some criteria, levels of development of creative abilities of students that can be used in methodological developments and lesson plans.

Key words: creative abilities, abilities, creative activity.

Введение. В различных сферах человеческой жизни и деятельности всегда была важна возможность творить и создавать новое, производя его в ходе собственной деятельности - как в образовательной, так и в творческой деятельности. Вопросы, связанные с развитием у учащихся творческих способностей, актуальны на сегодняшний день. Существующая в наше время проблема творческого развития является одной из важнейших, настолько, что Богоявленская Д.Б. считает её проблемой века. Для развития человеческой цивилизации требуются талантливые и творческие люди.

Способность к творчеству - отличительная особенность человека, используя которую он может существовать в одном мире с окружающей природой, творить и не вредить при этом, преумножать, не разрушая. Развитие творческих способностей в раннем возрасте - залог успеха обучающегося Г11. Сами собой они не могут развиваться. Присутствующая в Российской Федерации система школьного образования практически не предусматривается в себе систематического и последовательного развития у школьников творческих способностей. В таких условиях развитие творческих способностей младшего школьника проходит обычно стихийно, поэтому они не способны достигать высоких результатов. Важным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.