Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
учитель / педагогическая деятельность / проблемные ситуации / решение проблемных ситуаций / алгоритм решения / педагогические знания / способы и приемы оперирования педагогическим знанием / готовность учителя к продуктивному решению проблемных ситуаций / программа методической работы с учителями / teacher / pedagogical activity / problem situations / solution of problem situations / solution algorithm / pedagogical knowledge / methods and techniques of dealing with pedagogical knowledge / readiness of the teacher for productive solution of problem situations / teacher guidance program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Анастасия Николаевна, Мазниченко Марина Александровна

В современном усложняющемся социальном и профессиональном контексте педагогической деятельности у учителя часто возникают проблемные ситуации, переключающие его с практической педагогической деятельности на мыслительную деятельность по их разрешению. В процессе анализа и поиска способов решения таких ситуаций учитель обращается к различным видам, источникам, формам педагогического знания. Однако в настоящее время в педагогической науке не разработаны теоретические основы применения учителем различных видов и источников педагогических знаний в решении проблемных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности, и программа подготовки учителя к их продуктивному решению. Цель настоящей статьи – описать программу методической работы с учителями по подготовке их к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности и результаты ее опытно-экспериментальной апробации. В статье уточнены признаки и специфика проблемных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности учителя. Представлена их типология, позволяющая обоснованно выбирать способы решения. Описана программа подготовки учителей к их решению. Программа основана на принципах проблемности, приоритета дистанционных форматов методической работы с учителями, горизонтального обучения и неформального образования, персонализации методической работы, использования в методической работе дидактического потенциала научных и обыденных педагогических знаний. Содержание программы представлено четырьмя модулями: «Проблемная ситуация как атрибут педагогической деятельности учителя», «Многообразие видов, источников, содержания, форм педагогического знания о способах решения проблемных ситуаций в педагогической деятельности», «Алгоритм и способы решения проблемных ситуаций в педагогической деятельности», «Обмен опытом решения проблемных ситуаций в педагогической деятельности». Каждый модуль включает онлайн-заседание профессионального сообщества учителей «Клуб педагогического мастерства», размещение и обсуждение тематических постов и подкастов в телеграм-канале сообщества, выполнение учителями индивидуальных заданий и кейсов, участие в составлении коллективных электронных методических документов, экспресс-опросы, направленные на рефлексию полученных знаний и опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER TRAINING FOR PROBLEM SOLVING IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES

In today’s complicated social and professional context of pedagogical activity, teachers often face problematic situations, switching them from practical pedagogical activities to mental activities to resolve them. In the process of analysis and finding solutions to such problems, the teacher appeals to various types, sources, forms of pedagogical knowledge. At present, however, the pedagogical science has not developed a theoretical basis for the application of various types and sources of pedagogical knowledge in solving problematic situations, a program to prepare teachers to deal with them productively. The purpose of this article is to describe the program of methodological work with teachers to prepare them for a productive solution of problem situations in pedagogical activity and the results of its experimental testing. The article specifies the features of problematic situations arising in the teacher’s pedagogical activity. Their typology, allowing to reasonably choose ways of solving them is presented. A program of training teachers to solve them is described. The program is based on the principles of problem character, priority of remote formats of methodological work with teachers, horizontal learning and non-formal education, personalization of methodological work, use in it of didactic potential of academic and everyday pedagogical knowledge. The content of the program is presented in four modules: “Problem situation as an attribute of the pedagogical activity of the teacher”, “Variety of types, sources, content, forms of pedagogical knowledge about the ways of solving problem situations in pedagogical activity”, “Algorithm and methods of solution of problem situations in pedagogical activity”, “Exchange of experience of solution of problem situations in pedagogical activity”. Each module includes an online meeting of the professional community of teachers “Pedagogical Skills Club”, placement and discussion of thematic posts and podcasts in the telegram-channel of the community, fulfillment by teachers of individual tasks and cases, participation in the drafting of collective electronic methodological documents, rapid surveys aimed at reflection of the knowledge and experience gained.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 371.13+371.14 ББК 74

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-126-140

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕМ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Н. Платонова, М. А. Мазниченко

Аннотация. В современном усложняющемся социальном и профессиональном контексте педагогической деятельности у учителя часто возникают проблемные ситуации, переключающие его с практической педагогической деятельности на мыслительную деятельность по их разрешению. В процессе анализа и поиска способов решения таких ситуаций учитель обращается к различным видам, источникам, формам педагогического знания. Однако в настоящее время в педагогической науке не разработаны теоретические основы применения учителем различных видов и источников педагогических знаний в решении проблемных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности, и программа подготовки учителя к их продуктивному решению. Цель настоящей статьи - описать программу методической работы с учителями по подготовке их к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности и результаты ее опытно-экспериментальной апробации. В статье уточнены признаки и специфика проблемных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности учителя. Представлена их типология, позволяющая обоснованно выбирать способы решения. Описана программа подготовки учителей к их решению. Программа основана на принципах проблемности, приоритета дистанционных форматов методической работы с учителями, горизонтального обучения и неформального образования, персонализации методической работы, использования в методической работе дидактического потенциала научных и обыденных педагогических знаний. Содержание программы представлено четырьмя модулями: «Проблемная ситуация как атрибут педагогической деятельности учителя», «Многообразие видов, источников, содержания, форм педагогического знания о способах решения проблемных ситуаций в педагогической деятельности», «Алгоритм и способы решения проблемных ситуаций в педагогической деятельности», «Обмен опытом решения проблемных

© Платонова А. Н., Мазниченко М. А., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ситуаций в педагогической деятельности». Каждый модуль включает онлайн-засе-дание профессионального сообщества учителей «Клуб педагогического мастерства», размещение и обсуждение тематических постов и подкастов в телеграм-канале сообщества, выполнение учителями индивидуальных заданий и кейсов, участие в составлении коллективных электронных методических документов, экспресс-опросы, направленные на рефлексию полученных знаний и опыта.

Ключевые слова: учитель, педагогическая деятельность, проблемные ситуации, решение проблемных ситуаций, алгоритм решения, педагогические знания, способы и приемы оперирования педагогическим знанием, готовность учителя к продуктивному решению проблемных ситуаций, программа методической работы с учителями

Для цитирования: Платонова А. Н., Мазниченко М. А. Подготовка учителей к решению

проблемных ситуаций в педагогической деятельности // Наука и школа. 2024. № 3.

С. 126-140. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-126-140.

TEACHER TRAINING FOR PROBLEM SOLVING IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES

А. N. Platonova, M. A. Maznichenko

Abstract. In today's complicated social and professional context of pedagogical activity, teachers often face problematic situations, switching them from practical pedagogical activities to mental activities to resolve them. In the process of analysis and finding solutions to such problems, the teacher appeals to various types, sources, forms of pedagogical knowledge. At present, however, the pedagogical science has not developed a theoretical basis for the application of various types and sources of pedagogical knowledge in solving problematic situations, a program to prepare teachers to deal with them productively. The purpose of this article is to describe the program of methodological work with teachers to prepare them for a productive solution of problem situations in pedagogical activity and the results of its experimental testing. The article specifies the features of problematic situations arising in the teacher's pedagogical activity. Their typology, allowing to reasonably choose ways of solving them is presented. A program of training teachers to solve them is described. The program is based on the principles of problem character, priority of remote formats of methodological work with teachers, horizontal learning and non-formal education, personalization of methodological work, use in it of didactic potential of academic and everyday pedagogical knowledge. The content of the program is presented in four modules: "Problem situation as an attribute of the pedagogical activity of the teacher", "Variety of types, sources, content, forms of pedagogical knowledge about the ways of solving problem situations in pedagogical activity", "Algorithm and methods of solution of problem situations in pedagogical activity", "Exchange of experience of solution of problem situations in pedagogical activity". Each module includes an online meeting of the professional community of teachers "Pedagogical Skills Club", placement and discussion of thematic posts and podcasts in the telegram-channel of the community, fulfillment by teachers of individual tasks and cases, participation in the drafting of collective electronic methodological documents, rapid surveys aimed at reflection of the knowledge and experience gained.

Keywords: teacher, pedagogical activity, problem situations, solution of problem situations, solution algorithm, pedagogical knowledge, methods and techniques of dealing with pedagogical knowledge, readiness of the teacher for productive solution of problem situations, teacher guidance program

Cite as: Platonova A. N., Maznichenko M. A. Teacher training for problem solving in pedagogical activities. Nauka i shkola. 2024, No. 3, pp. 126-140. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-126-140.

Постановка проблемы, обзор имеющихся исследований

В педагогической деятельности учителя нередко возникают проблемные ситуации, отражающие столкновение с противоречием в процессе выполнения или рефлексии педагогической деятельности, переключающим его с практической педагогической деятельности на поисковую.

В педагогической и психологической науке описаны сущность и признаки, разработаны типологии: проблемных ситуаций [1; 2], проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности специалистов [3; 4], педагогических ситуаций [5; 6], профессиональных затруднений учителя [7; 8], сложных ситуаций в образовательной среде [9], трудных ситуаций профессионального становления учителя [10], профессиональных проблем учителей [11].

Педагогическая ситуация понимается в педагогике как «составная часть педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогическая реалия, через которую педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой» [12, с. 1].

Применительно к учителю Ю. А. Тукачев использует термин «ситуация педагогической деятельности», понимая под ним реакцию учителя на возникшие в педагогической деятельности обстоятельства, «технику педагогического бытия» [13] (по аналогии с «техниками бытия» Х. Томэ [14]).

Проблемная ситуация понимается как объективное противоречие между целью (задуманным, желаемым, требуемым, нормативным) и возможностью ее осуществления с данными ресурсами в данных условиях; дефицит знаний, преодолеваемый мышлением; средство «запуска» мыслительного процесса [15].

В педагогике проблемная ситуация изучена в контексте теории проблемного обучения [1; 2].

Проблемная ситуация или ситуация проблемности в профессиональной деятельности специалиста понимается как «зафиксированное субъектом значимое изменение объективной действительности, расцененное им как требующее участия мышления для преодоления противоречий, вызванных этим изменением, сопряженное с эмоциональным переживанием отмеченного противоречия» [3, с. 96].

Проблемная ситуация в контексте педагогической деятельности чаще всего рассматривается как проблемная педагогическая ситуация. Ряд исследователей считают, что любая педагогическая ситуация содержит элемент проблемности [11].

Л. Б. Ительсон под педагогической проблемной ситуацией понимает «субъективную репрезентацию противоречий объективной педагогической ситуации и процесса ее познания» [16, с. 27].

В психологической и педагогической науке разработаны классификации проблемных ситуаций, педагогических ситуаций по различным основаниям. Проблемные ситуации классифицируются по содержанию, источнику противоречия, степени проблемности [1; 2]. Педагогические ситуации - по месту возникновения и протекания,

по степени проективности, оригинальности [17], по педагогическим целям и способам создания [18], по полноте информации для решения, степени открытости, количеству решений [19], по причинам и способу возникновения, степени сложности, временному промежутку для решения [20]. Ситуации проблемности в профессиональной деятельности - по степени напряженности, по степени готовности субъекта действовать в данной ситуации (готов, не готов) [4], по содержанию [9].

Объектом изучения ряда ученых выступают этапы, способы, модели, технологии решения и моделирования (создания, проектирования) проблемных ситуаций [1; 2], научных и практических проблем [21], педагогических ситуаций [5; 6; 22], проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности [3; 4], сложных ситуаций в педагогической деятельности [9], профессиональных проблем учителя [11]. Однако в имеющихся моделях, алгоритмах, технологиях не ставится акцент на применение учителем педагогических знаний в решении проблемной ситуации, в то время как данный аспект значимо влияет на продуктивность анализа и решения проблемных ситуаций. Значимость оперирования знанием в процессе решения проблемной ситуации обоснована в работе А. П. Градова [23]. Автор приходит к выводу, что в процессе решения проблемной ситуации задействованы три категории знаний: научные, знания здравого смысла и идеологические (устанавливают нормы, ценности, ориентиры профессиональной деятельности, определяют, что хорошо, а что плохо) [23].

В поиске способов решения проблемных ситуаций в педагогической деятельности учитель обращается к различным видам, источникам, формам, содержанию педагогических знаний, как научных, так и выходящих за рамки научных. Однако в педагогической науке не систематизированы виды, источники, содержание, формы таких знаний.

Процесс решения учителем проблемной ситуации в педагогической деятельности может быть рассмотрен как последовательность мыслительных операций, совершаемых с педагогическим знанием. В этой связи необходима разработка алгоритма продуктивного решения учителем проблемной ситуации в педагогической деятельности как последовательности мыслительных операций, совершаемых с педагогическим знанием, способов и приемов оперирования педагогическими знаниями, актуализирующих их конструктивные функции в решении проблемных ситуаций и снижающих риски деструктивных. Однако в настоящее время такой алгоритм не разработан. Также необходима разработка программы, помогающей практикующим учителям овладеть таким алгоритмом.

Исходя из сказанного, в настоящей статье мы поставили цель - уточнить теоретические аспекты решения учителем проблемных ситуаций в педагогической деятельности, разработать программу методической работы, направленную на подготовку учителей к продуктивному решению таких ситуаций, представить результаты экспериментальной апробации программы.

Методология и методы исследования

В выполнении исследования мы опирались на следующие научные подходы и концепции:

• личностный подход к пониманию сущности проблемной ситуации педагогической деятельности, рассматривающий учителя как активного субъекта ее возникновения и разрешения (М. М. Кашапов, Ю. Н. Кулюткин, В. В. Сериков, Г. С. Сухобская);

• культурологическую концепцию знания как результата различных способов познания окружающей действительности, не ограничивающихся научным (И. Т. Касавин);

• знаниевый подход к решению проблемной ситуации, рассматривающий ее решение как процесс актуализации, поиска, отбора, осмысления и применения знаний, относящихся к различным категориям (А. П. Градов).

Для решения поставленной цели применялись следующие методы: типологиза-ция проблемных ситуаций, возникающих в деятельности учителя; систематизация видов, источников, содержания, форм педагогических знаний, применяемых учителем в решении проблемных ситуаций; проектирование алгоритма решения учителем проблемной ситуации как последовательности мыслительных операций с педагогическим знанием; проектирование программы методической работы с учителями, направленной на подготовку их к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности; педагогический эксперимент.

Специфика и типология проблемных ситуаций в педагогической деятельности учителя

Специфику проблемных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности учителя, отражают: «скрытый» (потенциальный) характер проблемности ряда ситуаций, требующий их идентификации учителем как проблемных; персонифици-рованность содержания, восприятия и способов разрешения; активная роль учителя как субъекта возникновения и решения проблемной ситуации; необходимость адаптации теоретических знаний к возникшей ситуации в процессе их применения; ограниченность времени на решение ряда проблемных ситуаций; возможность двойственного влияния на педагогическую деятельность и личность учителя; необходимость многомерной оценки успешности разрешения.

Идентифицировать проблемные ситуации и обоснованно выбирать способ их решения учителю может помочь следующая типология:

Ситуации неопределенности характеризуются отсутствием внешне заданных целевых ориентиров, содержания, норм педагогической деятельности, непредсказуемостью результатов. Разрешение таких ситуаций связано с поиском «точек опоры», которые могут носить ценностно-смысловой (ценности, смыслы, отношения) либо эвристический (новые практические педагогические знания, полученные учителем на основе имеющихся) характер.

Ситуации изменчивости требуют реагирования на непрогнозируемое поведение учеников, на неожиданные изменения условий педагогической деятельности (например, срыв урока, переход на дистанционное обучение в период пандемии), когда не получается следовать намеченному плану. Решение таких ситуаций связано с принятием изменений, быстрым реагированием и адаптацией к ним.

Ситуации психологической напряженности требуют принятия рациональных педагогических решений в условиях сильных эмоциональных переживаний, психического давления, устойчивых помех (провоцирование конфликта учеником или родителем, столкновение с психологически трудной проблемой, переутомление и др.), которые побуждают учителя к импульсивным действиям. Для разрешения таких ситуаций необходимо совладать с негативным эмоциональным состоянием и принять разумное педагогическое решение.

Ситуации выбора характеризуются неоднозначностью решения (педагогические, нравственные дилеммы). Решение таких ситуаций связано с определением альтернатив и критериев выбора того или иного способа решения.

Ситуации овладения новым педагогическим опытом связаны с изменением условий, содержания, средств, задач, нормативно-методической базы педагогической

деятельности, требуют овладения новым профессиональным опытом, функциями (работа по новым образовательным стандартам, федеральным образовательным программам и учебникам, участие в реализации инновационного проекта, применение новых цифровых технологий и др.).

В ситуациях повышенной ответственности учитель сталкивается с необходимостью взять на себя более высокий уровень ответственности, чем тот, который привычен для него (провести открытый урок, выступить с презентацией своего опыта на педсовете, организовать длительный туристический поход группы детей, помочь ученику справиться с неожиданно возникшим на уроке приступом заболевания и др.). Для разрешения таких ситуаций учителю необходимо разделить ответственность (с коллегами, родителями, учеником) или изменить отношение к ней.

Виды, источники, содержание, формы педагогических знаний, применяемых учителем в решении проблемных ситуаций в педагогической деятельности

Процесс решения учителем проблемной ситуации в педагогической деятельности представляет собой актуализацию, поиск, отбор, осмысление и применение педагогических знаний о ситуации и способах ее разрешения, представленных в понятийно-представленческих, образно-символических или деятельностно-практических формах.

В процессе решения проблемной ситуации учитель обращается к трем видам педагогического знания:

• научному, источниками которого могут выступать научная и учебно-методическая литература, курсовая подготовка, собственное исследование;

• обыденному, источники которого - личный жизненный и профессиональный опыт учителя, педагогический опыт народа, коллег, духовный опыт народа, представленный в искусстве, религии, морали и мифологии;

• программно-предписательному, источники которого - программные, нормативно-правовые, инструктивно-методические документы сферы образования.

Содержание педагогических знаний может быть описательным или нормативным, ранее усвоенным учителем или новым для него, конструктивным или деструктивным для решения возникшей ситуации, может быть представлено в явном или неявном виде (различные формы неинтерпретируемой наглядно-чувственной образности, педагогические стереотипы, знания-навыки, иррациональные установки, интуитивные решения).

В решении проблемных ситуаций в педагогической деятельности учитель может обращаться к понятийным, образно-символическим, деятельностно-практическим формам педагогического знания.

Алгоритм продуктивного решения учителем проблемных ситуаций в педагогической деятельности

Алгоритм продуктивного решения учителем проблемной ситуации в педагогической деятельности включает следующие этапы:

• идентификация ситуации как проблемной;

• анализ ситуации и ее трансформация в познавательные задачи;

• поиск и нахождение решения ситуации;

• ситуативная адаптация и практическое применение решения;

• многомерная оценка успешности разрешения ситуации.

На каждом этапе существуют возможности актуализации конструктивных функций педагогических знаний и риски их деструктивного влияния на разрешение проблемной ситуации. Для актуализации конструктивных функций учителю необходимо на каждом этапе совершать мыслительные операции с педагогическим знанием, соответствующие задачам этапа, и применять продуктивные способы и приемы оперирования педагогическим знанием (табл. 1).

Таблица 1

Алгоритм продуктивного применения учителем педагогических знаний в процессе решения проблемной ситуации в педагогической деятельности

Этап Способы и приемы оперирования учителя педагогическим знанием

Идентификация ситуации как проблемной Словесное проговаривание ситуации с целью рефлексии ее эмпирического восприятия. Обсуждение ситуации с коллегой, наставником, педагогом-психологом. Обнаружение схожих ситуаций в опыте коллег, в действиях героев литературных произведений, фильмов. «Другая модель» (сравнение собственного и другого восприятия возникшей ситуации). Юмористическое обыгрывание ситуации

Анализ ситуации и ее трансформация в познавательные задачи Вербализация неявных знаний о ситуации. «Оспаривание» ранее усвоенных учителем знаний о ситуации. «Маятник». «Перевертыши». Анализ ситуации в расширяющихся контекстах. Сочинение мотивирующих историй о ситуации (сторителлинг). Положительная вербализация ситуации. Определение личностных смыслов ситуации. Постановка вопросов к себе

Поиск и нахождение решения ситуации Метафорическое обозначение ситуации и способа ее разрешения (семантический гештальт). Выявление «узких мест» и способов их «расшивки». Мысленный эксперимент, направленный на оценку адекватности найденного способа решения конкретной ситуации. Иллюстрация теоретических научно-педагогических знаний конкретными ситуациями, примерами. Обнаружение диалектичных и взаимодополняющих представлений о проблемной ситуации. Каузальный анализ опыта коллег посредством рефлексивного описания последовательности их действий. Комбинирование. Систематизация. Озарение (инсайт). Принятие решения, основанного на педагогической интуиции или здравом смысле

Ситуативная адаптация и практическое применение найденного способа решения Ситуативная (сюжетная) иллюстрация теоретических знаний. Перевод понятийно-представленческих знаний в знания-действия. Формирование ориентировочной основы (схемы, модели, сценария, алгоритма) действий в проблемной ситуации на основе ведущей идеи. Реализация схемы (модели, сценария)

Окончание табл. 1

Этап Способы и приемы оперирования учителя педагогическим знанием

Многомерная оценка успешности разрешения ситуации Оценка результативности разрешения ситуации с позиций: ■ педагогической результативности; ■ соблюдения нравственных норм и реализации гуманистических педагогических ценностей; ■ профессионального и личностного развития учителя; ■ психологической удовлетворенности учителя. Прогнозирование развития ситуации (в т. ч. новых проблем, которые могут возникнуть)

Программа методической работы с учителями, направленная на подготовку их к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности

Актуальным направлением методической работы с учителями в школе выступает формирование у них готовности к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности, представленной мотивационным, когнитивным и операциональным компонентами. Формирование такой готовности обеспечивает реализация программы методической работы. Программа основана на принципах проблемности, приоритета дистанционных форматов методической работы с учителями, горизонтального обучения и неформального образования, персонализации методической работы, использования в методической работе дидактического потенциала научных и обыденных педагогических знаний.

Цель программы: формирование у учителей готовности к продуктивному решению проблемных ситуаций педагогической деятельности.

Содержание программы представлено в табл. 2.

Таблица 2

Программа подготовки учителей к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности

Модули Содержание методической работы с учителями

Модуль 1. «Проблемная ситуация как атрибут педагогической деятельности учителя» Онлайн-заседание Клуба педагогического мастерства «Проблемная ситуация в педагогической деятельности учителя». Тематические недели, посвященные изучению отдельных типов проблемных ситуаций педагогической деятельности на основе размещенных в телеграм-канале постов и подкастов. Выполнение учителями индивидуальных заданий по поиску примеров изучаемого типа проблемных ситуаций. Создание учителями коллективного электронного документа «Банк проблемных ситуаций педагогической деятельности». Выполнение учителями кейсов на идентификацию проблемных ситуаций. Экспресс-опрос о частоте возникновения проблемных ситуаций в собственной деятельности

Окончание табл. 2

Модули Содержание методической работы с учителями

Модуль 2. «Многообразие видов, источников, содержания, форм педагогического знания о способах решения проблемных ситуаций педагогической деятельности» Онлайн-заседание Клуба педагогического мастерства «Многообразие видов и источников педагогических знаний». Тематические недели, посвященные изучению отдельных видов и источников педагогических знаний на основе размещенных в телеграм-канале постов и подкастов. Выполнение учителями индивидуальных заданий по изучению рекомендуемых источников педагогических знаний и составлению их аннотаций. Создание учителями коллективного электронного документа «Электронная картотека источников педагогических знаний для решения проблемных ситуаций». Выполнение учителями кейсов на отбор педагогических знаний для решения проблемных ситуаций. Экспресс-опросы о возможностях различных видов и источников педагогических знаний

Модуль 3. «Алгоритм и способы решения проблемных ситуаций педагогической деятельности» Онлайн-заседание Клуба педагогического мастерства «Алгоритм продуктивного разрешения проблемных ситуаций педагогической деятельности». Тематические недели, посвященные изучению отдельных этапов решения проблемных ситуаций. Выполнение учителями индивидуальных заданий и упражнений на овладение способами и приемами оперирования педагогическими знаниями на изучаемом этапе. Создание учителями коллективного электронного документа «Банк лучших практик решения проблемных ситуаций педагогической деятельности». Выполнение учителями кейсов по решению проблемных ситуаций педагогической деятельности. Экспресс-опрос о трудностях в решении проблемных ситуаций и способах их преодоления

Модуль 4 «Обмен опытом решения проблемных ситуаций педагогической деятельности» Онлайн-заседание Клуба педагогического мастерства «Мой опыт решения проблемных ситуаций педагогической деятельности». Тематические недели, посвященные изучению лучших практик решения проблемных ситуаций педагогической деятельности. Выполнение учителями кейсов на само- и взаимодиагностику успешности решения проблемных ситуаций. Создание учителями коллективного электронного документа «Трудности в решении проблемных ситуаций педагогической деятельности и способы их преодоления». Наставничество более успешных в разрешении проблемных ситуаций учителей над испытывающими трудности в их разрешении. Экспресс-опрос о полезности пройденной программы

Ход и результаты опытно-экспериментальной апробации программы методической работы

В опытно-экспериментальной работе по апробации программы участвовали две группы учителей - экспериментальная группа - 52 учителя НОУ Гимназия «Школа бизнеса» г. Сочи (ЭГ) и контрольная группа - 67 учителей СОШ № 10 г. Сочи (КГ). Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение учебного года: с сентября 2020 г. по май 2021 г. в три этапа.

На подготовительном этапе были определены критерии, показатели, методики диагностики готовности учителей к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности (табл. з), проведена исходная диагностика сформиро-ванности такой готовности у учителей контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 3

Критерии, показатели, методики диагностики готовности учителей к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности

Критерии Показатели Методики диагностики

Мотивационный ■ Стремление идентифицировать и разрешать возникающие в педагогической деятельности проблемные ситуации. ■ Потребность в поиске и генерировании новых педагогических знаний, приобретении нового педагогического опыта для решения возникающих проблемных ситуаций. ■ Стремление продуктивно применять в решении проблемных ситуаций различные виды, источники, содержание и формы педагогических знаний Опросник

Знаниевый Владение знаниями: ■ сущности, признаков, специфики, типологии проблемных ситуаций педагогической деятельности; ■ видов, источников, форм, содержания, конструктивных и деструктивных функций, критериев отбора педагогических знаний, применяемых в решении проблемных ситуаций; ■ алгоритма продуктивного решения проблемной ситуации; ■ способов и приемов оперирования педагогическими знаниями на каждом этапе решения проблемной ситуации Тест из 25 заданий с множественным и перекрестным выбором

Практический Умения: ■ идентифицировать и типологизировать проблемные ситуации, возникающие в педагогической деятельности; ■ применять алгоритм решения проблемной ситуации, способы и приемы оперирования педагогическими знаниями, актуализирующие их конструктивные функции; ■ проводить многомерную оценку продуктивности решения проблемной ситуации Диагностический кейс, включающий решение пяти проблемных ситуаций педагогической деятельности по предложенному алгоритму

Окончание табл. 3

Критерии Показатели Методики диагностики

Результативный ■ Частота возникновения проблемных ситуаций в деятельности учителя. ■ Педагогическая результативность решения учителем проблемных ситуаций. ■ Психологическая удовлетворенность решением проблемных ситуаций. ■ Продуктивность применения в решении проблемных ситуаций педагогических знаний из различных источников Самооценка продуктивности решения проблемных ситуаций

Результаты исходной диагностики показали, что наиболее высокий уровень готовности к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности отмечен по мотивационному критерию (примерно половина учителей имеют высокий уровень). По знаниевому критерию высокий уровень готовности сформирован только у 17,3% учителей ЭГ и у 25,4% учителей КГ. На наиболее низком уровне готовность сформирована по практическому и результативному критериям: более половины учителей как контрольной, так и экспериментальной групп находятся на низком уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самооценка успешности решения проблемных ситуаций показала, что более половины учителей как экспериментальной, так и контрольной групп постоянно или часто встречаются с различными типами проблемных ситуаций в педагогической деятельности. Результативность разрешения таких ситуаций большинство учителей обеих групп оценивают невысоко (от 1 до 3 баллов из 5 возможных). Более высоко учителя оценивают продуктивность разрешения проблемных ситуаций выбора и повышенной ответственности. Наиболее низко - ситуаций изменчивости и психологической напряженности. Продуктивность применения педагогических знаний в решении проблемных ситуаций большинство учителей оценивают невысоко (1-3 балла по пятибалльной системе).

На основном этапе, который продолжался с сентября 2020 г. по май 2021 г., с учителями НОУ Гимназия «Школа бизнеса» была реализована разработанная программа методической работы. В СОШ № 10 г. Сочи, на базе которой была создана контрольная группа, данная программа не реализовывалась - проводилась традиционная методическая работа с учителями.

По окончании реализации программы методической работы в мае 2021 г. была проведена итоговая диагностика готовности учителей контрольной и экспериментальной групп к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности. Итоговая диагностика показала позитивные изменения в уровнях сформированности готовности учителей ЭГ к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности по всем критериям: мотивационному, знаниевому, операциональному, результативному. Наибольшие изменения произошли по мотивационному критерию, наименьшие - по операциональному.

Результаты самооценки учителями ЭГ успешности решения проблемных ситуаций на итоговом срезе показали значительное снижение частоты возникновения таких ситуаций и повышение успешности их преодоления, в то время как показатели контрольной группы остались на прежнем уровне. Наибольшие положительные изменения произошли в отношении ситуаций психологической напряженности, неопределенности и изменчивости.

В контрольной группе значимых изменений в уровнях готовности к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности не произошло. Значимость различий между результатами исходной и итоговой диагностики в экспериментальной группе и отсутствие значимых различий между результатами исходной и итоговой диагностики в контрольной группе подтверждены статистически с использованием критерия Пирсона х2 (табл. 4).

Таблица 4

Рабочая таблица для критерия Пирсона - ЭГ

Уровень Р исх Р кон Р - Р исх кон (Р - Р J2 исх кон (Р - Р J2/ Р исх кон кон

Мотивационный критерий

Высокий 26 37 11 121 3,27

Средний 16 13 2 4 0,31

Низкий 10 2 8 64 32,00

Сумма 35,58

Знаниевый критерий

Высокий 9 27 18 324 12,00

Средний 35 22 13 169 7,68

Низкий 8 3 5 25 8,33

Сумма %2 28,01

Практический критерий

Высокий 4 12 8 64 5,33

Средний 17 25 8 64 2,56

Низкий 31 15 16 256 17,06

Сумма у? 24,99

Результативный критерий

Высокий 5 15 10 100 6,67

Средний 15 26 11 121 4,65

Низкий 32 11 21 441 40,09

Сумма %2 711,74

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной программы методической работы в формировании готовности учителей к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

• атрибутом усложняющегося социального и профессионального контекста деятельности современного учителя выступают проблемные ситуации неопределенности, изменчивости, психологической напряженности, овладения новым педагогическим опытом, выбора, повышенной ответственности;

• в решении проблемных ситуаций учитель применяет многообразные виды, источники, содержание, формы педагогических знаний, которые могут оказывать как конструктивное, так и деструктивное влияние на процесс их решения;

• для актуализации конструктивного влияния учителю необходимо применять алгоритм, раскрывающий этапы разрешения проблемной ситуации, способы и приемы оперирования педагогическим знанием на каждом этапе;

• сформировать у учителей готовность к продуктивному решению проблемных ситуаций в педагогической деятельности позволяет программа методической работы, основанная на принципах проблемности, приоритета дистанционных форматов методической работы с учителями, горизонтального обучения и неформального образования, персонализации методической работы, использования в методической работе дидактического потенциала научных и обыденных педагогических знаний. Содержание программы представлено четырьмя модулями, включающими онлайн-заседания Клуба педагогического мастерства, тематические недели с изучением постов в телеграм-канале, выполнением индивидуальных заданий и кейсов, участие в составлении электронных коллективных методических документов, экспресс-опросы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 206 с.

2. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 364 с.

3. Конева Е. В. Ситуации проблемности как часть профессионального опыта // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 3 (56). С. 94-100.

4. Шеломенцева И. И. Ситуация как предмет управленческой деятельности менеджера // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. № 1 (3). С. 41-46.

5. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Я. И. Петров [и др.]; под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. 120 с.

6. Спирин Л. Ф. Основы педагогического анализа. Ярославль: КГПИ, 1985. 85 с.

7. Андрощук Н. А., Виноградова А. П. Профессиональные затруднения учителей и пути их преодоления // Специфика педагогического образования в регионах России. 2015. № 1. С. 63-64.

8. Виноградова А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 184-190.

9. Скрипкина Т. П., Ванданова Э. Л., Бакшиханова С. С. Модели решения сложных ситуаций в педагогической деятельности // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. 2021. № 1. С. 163-177.

10. Ваграмян М. В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в становлении профессионализма: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 125 с.

11. Темина С. Ю. Профессиональные проблемы учителя и технология их решения на основе системной интеграции научных подходов // Актуальные проблемы психологического знания. 2011. № 4 (21). С. 102-108.

12. Синтяева Г. А. Педагогическая ситуация - часть педагогического процесса. URL: https://www. rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/3_103529.doc.htm (дата обращения: 29.07.2023).

13. Тукачев Ю. А. Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта педагога // Личностно ориентированное профессиональное образование: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Часть II. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. С. 109-112.

14. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ: в 2 т. Т. 1: Теория. М.: Прогресс: Литера, 2002. 575 с.

15. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. 147 с.

16. Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1970. 264 с.

17. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник. Екатеринбург: Изд-во Свердловского инж.-пед. ин-та, 1993. 320 с.

18. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 304 с.

19. Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2008. 253 с.

20. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во Ленинградского гос. унта, 1992. 142 с.

21. Bransford J., Stein B. S. The IDEAL Problem Solver: A Guide for Improving Thinking, Learning, and Creativity. New York: Freeman, 1983.

22. Кашапов М. М. Теория и практика решения педагогической ситуации. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1997. 100 с.

23. Градов А. П. Понятие проблемной ситуации // Научно-технические ведомости СПбГПУ Экономические науки. 2014. № 6 (209). С. 18-26.

REFERENCES

1. Matyushkin A. M. Problemnye situatsii v myshlenii i obuchenii. Moscow: Pedagogika, 1972. 206 p.

2. Makhmutov M. I. Problemnoe obuchenie: osnovnye voprosy teorii. Moscow: Pedagogika, 1975. 364 p.

3. Koneva E. V. Situatsii problemnosti kak chast professionalnogo opyta. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2008, No. 3 (56), pp. 94-100.

4. Shelomentseva I. I. Situatsiya kak predmet upravlencheskoy deyatelnosti menedzhera. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2010, No. 1 (3), pp. 41-46.

5. Kulyutkin Yu. N., Sukhobskaya G. S., Petrov Ya. I. et al. Modelirovanie pedagogicheskikh situatsiy: Problemy povysheniya kachestva i effektivnosti obshchepedagogicheskoy podgotovki uchitelya. Ed. by Yu. N. Kulyutkin, G. S. Sukhobskaya. Moscow: Pedagogika, 1981. 120 p.

6. Spirin L. F. Osnovy pedagogicheskogo analiza. Yaroslavl: KGPI, 1985. 85 p.

7. Androshchuk N. A., Vinogradova A. P. Professionalnye zatrudneniya uchiteley i puti ikh preodoleniya. Spetsifika pedagogicheskogo obrazovaniya v regionakh Rossii. 2015, No. 1, pp. 63-64.

8. Vinogradova A. P. Issledovanie professionalnykh zatrudneniy uchiteley v postroenii obrazovatelnogo protsessa v osnovnoy shkole. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015, No. 4, pp. 184-190.

9. Skripkina T. P., Vandanova E. L., Bakshikhanova S. S. Modeli resheniya slozhnykh situatsiy v pedagogicheskoy deyatelnosti. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. 2021, No. 1, pp. 163-177.

10. Vagramyan M. V. Psikhologicheskie usloviya preodoleniya uchitelem trudnostey v stanovlenii professionalizma. PhD dissertation (Psychology). Moscow, 2000. 125 p.

11. Temina S. Yu. Professionalnye problemy uchitelya i tekhnologiya ikh resheniya na osnove sistemnoy integratsii nauchnykh podkhodov. Aktualnye problemy psikhologicheskogo znaniya. 2011, No. 4 (21), pp. 102-108.

12. Sintyaeva G. A. Pedagogicheskaya situatsiya - chast pedagogicheskogo protsessa. Available at: https://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/3_103529.doc.htm (accessed: 29.07.2023).

13. Tukachev Yu. A. Situatsii pedagogicheskoy deyatelnosti kak edinitsy analiza professionalnogo opyta pedagoga. In: Lichnostno orientirovannoe professionalnoe obrazovanie. Proceedings of the IV All-Russian scientific-practical conference. In 2 vols. Vol. II. Ekaterinburg: Izd-vo RGPPU, 2004. Pp. 109-112.

14. Thoma H, Kachele H. Sovremennyy psikhoanaliz. In 2 vols. Vol. 1: Teoriya. Moscow: Progress: Litera, 2002. 575 p. (In Russian)

15. Rubinstein S. L. O myshlenii i putyakh ego issledovaniya. Moscow: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1958. 147 p.

16. Itelson L. B. Lektsii po sovremennym problemam psikhologii obucheniya. Vladimir, 1970. 264 p.

17. Bezrukova V. S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika: uchebnik. Ekaterinburg: Izd-vo Sverdlovskogo inzh.-ped. in-ta, 1993. 320 p.

18. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogika: uchebnoe posobie. St. Petersburg: Piter, 2008. 304 p.

19. Emelyanova I. N. Teoriya i metodika vospitaniya: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Akademiya, 2008. 253 p.

20. Ginetsinskiy V. I. Osnovy teoreticheskoy pedagogiki. St. Petersburg: Izd-vo Leningradskogo gos. un-ta, 1992. 142 p.

21. Bransford J., Stein B. S. The IDEAL Problem Solver: A Guide for Improving Thinking, Learning, and Creativity. New York: Freeman, 1983.

22. Kashapov M. M. Teoriya i praktika resheniya pedagogicheskoy situatsii. Yaroslavl: Yaroslavskiy gos. un-t, 1997. 100 p.

23. Gradov A. P. Ponyatie problemnoy situatsii. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki. 2014, No. 6 (209), pp. 18-26.

Платонова Анастасия Николаевна, учитель иностранного языка, НОУ «Гимназия «Школа бизнеса» г. Сочи; соискатель лаборатории теоретической педагогики и философии образования, Институт стратегии развития образования

e-mail: cat_sochi@inbox.ru

Platonova Anastasia N., foreign language teacher, Gymnasium "School of Business", Sochi, PhD Candidate, Theoretical Pedagogy and Philosophy of Education Centre, Institute for Strategy of Education Development e-mail: cat_sochi@inbox.ru

Мазниченко Марина Александровна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет e-mail: maznichenkoma@mail.ru

Marina A. Maznichenko, ScD in Education, Leading Research Fellow, Professor, Pedagogical and Psychological and Pedagogical Education Department, Sochi State University e-mail: maznichenkoma@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.07.2023 The article was received on 31.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.