Научная статья на тему 'К вопросу о религиозном составе населения русских поселков в Голодной степи (начало XX века)'

К вопросу о религиозном составе населения русских поселков в Голодной степи (начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / SETTLERS / РУССКИЕ ПОСЕЛКИ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / ГОЛОДНАЯ СТЕПЬ / HUNGRY STEPPE / РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ / RELIGIOUS SECTS / РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ / RELIGIOUS COMPOSITION / ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ / ORTHODOX CHRISTIANS / КАТОЛИКИ / CATHOLICS / СЕКТАНТЫ / RUSSIAN VILLAGES / SECTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирзаева Назира Джумановна, Расулова Мафтуна Абдували Кизи

В статье анализируется религиозный состав русских поселков, образованных в Голодной степи в конце XIX начале XX веков. Рассматриваются особенности переселенческой политики Российской империи в отношении православных и сектантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о религиозном составе населения русских поселков в Голодной степи (начало XX века)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

On the issue of religious composition of the population of Russian settlements in the Hungry Steppe (the beginning of XX century) Mirzaeva N.1, Rasulova M.2 К вопросу о религиозном составе населения русских поселков в Голодной степи (начало XX века) Мирзаева Н. Дж.1, Расулова М. А.2

'Мирзаева Назира Джумановна /Mirzaeva Nazira — кандидат исторических наук, старший преподаватель;

2Расулова Мафтуна Абдували кизи / Rasulova Maftuna - студент, кафедра истории, социально-экономический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется религиозный состав русских поселков, образованных в Голодной степи в конце XIX - начале XX веков. Рассматриваются особенности переселенческой политики Российской империи в отношении православных и сектантов.

Abstract: the article examines the religious composition of the Russian settlements formed in the Hunger steppe at the end ofXIX- beginning of the XX centuries. The features of the resettlement policy of the Russian Empire against Orthodox and sectarians.

Ключевые слова: переселенцы, русские поселки, Российская империя, Голодная степь, религиозные секты, религиозный состав, православные христиане, католики, сектанты.

Keywords: settlers, Russian villages, the Russian Empire, Hungry Steppe, religious sects, religious composition, Orthodox Christians, Catholics, sects.

Религиозный состав населения русских поселков, организованных в Голодной степи в конце XIX -начале XX вв., был различным. Основная часть населения поселков были верующими православного течения христианства. Администрация была более благожелательна к переехавшим православным, чем к представителям других религий.

Если отношение правительства Российской империи было относительно доброжелательным в отношении к немцам-лютеранам, то с представителями общины католиков оно было прохладным. Баптистов же, которые не употребляли спиртного и не курили табака, считали опорой колонии. Секте немцев-меннонитов было разрешено создавать свои поселки и дана возможность упорядочить свой религиозный образ жизни, так как они считались одним из полезных элементов для колонии. К 1919 году количество таких поселков дошло до пяти [1, с. 257]. Первым меннонитским поселком в Туркестане считается поселок «Орлово», который был основан бывшими членами меннонитской общины, изгнанными из общины по причине признания ими воинской повинности [2, с. 151]. Но администрация Российской империи не давала разрешения для переезда католикам, которые перешли в православие, они по своему поисхождению обязательно должны были быть русскими [3].

В 1896-1897 годах Великий князь Н. К. Романов разместил в поселке «Верхний Волынский» баптистов, в поселке «Нижний Волынский» и в поселке «Обетований», состоящем из представителей Оренбургского казачьего войска, молокан, в поселке «Конногвардейский» - хлыстов и других [2, с. 152-153].

В первые годы переселенческого движения не придавалось серьезного значения религиозному составу переселенцев. В 1898 году население, проживающее в поселке «Запорожский» (84 чел.), «Николаевский» (75 чел.), «Конногвардейский» (56 чел.), «Романовский» (83 чел.), «Надеждинский» (76 чел.), «Обетованный» (153 чел.), было православным, и только лишь население поселка «Верхний Волынский» (128 чел.) было молоканами [4]. Как видно, в первые годы пересленческого движения население русских поселков по своему религиозному составу в основном состояло из православных христиан.

В 1906-1911 годах в целях предупреждения нехватки земли и голода, во времена революции 19051907 годов и Столыпинской аграрной реформы Российское правительство стремилось переселить население как можно дальше от центра [5, с. 15-16]. В эти годы в Голодную степь были переселены в поселок «Спасский» в 1906 году - 16 хозяйств, в 1907 году - 37, в 1908 году - 56, в 1909 году - 55 хозяйств. В поселок «Романовский» было переселено в 1906 году - 9, в 1907 году - 12, в 1908 году - 5, в 1909 году - 12 семей. В другие поселки приехало от 5 до 10 семей [5, с. 128].

Население поселков «Николаевский», «Романовский», «Надеждинский», «Обетованный», «Ахманкуль» состояло, в основном, из православных. В поселках «Верхний Волынский», «Нижний

Волынский» и «Спасский» проживали баптисты и молокане, а в поселках «Конногвардейский», «Сырдарьинский», «Велико-Алексеевский» проживали православные и сектанты. В отличие от православных, сектанты приехали со своими финансовыми средствами и поэтому были предприимчивее на новых землях. Они не обращались к администрации за пособиями, довольствовались выделенными им земельными участками, и даже неблагоприятные природные условия не могли ограничить их хозяйственную деятельность. Например, население поселков «Верхний Волынский» и «Нижний Волынский», состоящее из баптистов, в течение 10 лет жили без орошаемых площадей, довольствуясь ведением животноводства и молочного хозяйства. Почти все сектанты вели здоровый образ жизни, были начитанными, жили дружно с местным населением [9, с. 466]. Если православные выполняли почти все сельскохозяйственные работы вручную, то сектанты использовали в своем хозяйстве жнейки, сепараторы и другие приспособления.

Согласно сведениям о религиозных верованиях населения Мирзачуля, составленным в 1914 году, в регионе проживали 3186 человек православных, 597 раскольников и других сектантов, 2 протестанта, 2 католика и 8 армян-григорианцев. Русское правительство всячески поддерживало переселенцев, создавало условия для выполнения религиозных обрядов и церемоний. В 1910 году за счет средств Переселенческого управления в поселке «Спасский» был построен храм. В сведениях, относящихся к 1910 году, сообщается, что население поселка, состоящее из 320 семей, испытывает неудобства во время выполнения религиозных обрядов по причине малого размера храма. Для того чтобы удовлетворить потребности переселенцев, в поселке «Надеждинский» была построена церковь [6, с. 334].

Сектанты-хлысты, проживающие в поселке «Конногвардейский», считались самыми крепкими хозяйствами, они выращивали вместе с зерновыми культурами кормовые культуры и фрукты. Хозяйства баптистов, молокан и малочисленных субботников из поселков «Верхний Волынский» и «Нижний Волынский» были стабильными. Хорошо вели хозяйство также православные крестьяне поселков «Николаевский», «Надеждинский», «Романовский» и казаки поселка «Обетованный».

Чувство взаимопомощи у православных и у сектантов было одинаковым, они очень редко помогали друг другу. Среди православных, употребляющих спиртное, часто возникали взаимные ссоры, драки, семейные склоки. А сектанты, поддерживающие строгий, здоровый образ жизни, были с другими в степенных отношениях, боролись с проявлениями несдержанности и умели усмирить свой гнев. Поэтому местное население смотрело на них благожелательней, чем на православных русских. Кроме экономических связей, каждого сектанта объединяла религиозная община. Сектанты, собравшиеся в храме на богослужение, всегда дожидались прибытия всех членов общины, чтобы вместе справить его. Поэтому их социальный строй был крепче, чем у православных, что неоднократно отмечалось царскими чиновниками, которые считали, что сектанты всегда ходят трезвыми.

Таким образом, в рассматриваемый период местное население было исламского (мусульманского) вероисповедания, но религиозный состав переселенного населения отличался разнообразием. Отношение правительства Российской империи к переселенцам Голодной степи, относящимся к различным сектам, было различным. Православное население политически и экономически поддерживалось более, чем католики. По сравнению с представителями других религиозных сект, православные христиане имели большие привилегии.

Литература

1. Центральная Азия в составе Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

2. БартольдВ. В. История культурной жизни Туркестана. Ленинград: Изд. АН СССР, 1927.

3. УзР МДА. И-7-фонд, 1-руйхат, 3103-иш, 33 в.

4. УзР МДА. И-40-фонд, 1-руйхат, 33-иш. 1-5 в.; 34-иш. 1-4 в.; 35-иш. 1-3 в.; 36-иш. 1-4 в.;.37-иш.1-4 в.; 39-иш.1-7 в.; 38-иш. 1-5 в.

5. Фомченко А. П. Русское население в Туркестанском крае в конце XIX - начале ХХ вв. Социально-экономический аспект. Ташкент: Фан, 1983.

6. Пален К. Отчёт по ревизии Туркестанского края. Переселенческое дъло в Туркестанъ. Спб.: Сенатская типография, 1910.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.