УДК 342.9
РО! 10.23672/д6551-8352-1267-к
Караваев Александр Александрович
кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Воронежский институт МВД России [email protected]
Alexander A. Karavaev
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
К вопросу о реализации сотрудниками полиции превенции вовлечения несовершеннолетних в участие в несанкционированных массовых мероприятиях
On the question
of police officers 'implementation of the involvement of minors in participation in unauthorized mass activities
Аннотация. В статье производится анализ отдельных форм общей и частной превенции вовлечения несовершеннолетних в несанкционированные массовые мероприятия. Исследуются актуальные задачи и направления профилактической деятельности инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. Проанализированы актуальные направления информационной работы с несовершеннолетним, его родителем (законным представителем).
Ключевые слова: массовое мероприятие, несовершеннолетний, правонарушение, общая и частная превенция, информационные угрозы, общественно-политические мероприятие, инспектор по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Annotation. The article analyzes certain forms of general and private prevention of the involvement of minors in unauthorized mass events. The current tasks and directions of the preventive activities of the inspector for juvenile affairs of the internal affairs bodies are investigated. The current directions of information work with a minor, his parent (legal representative) are analyzed.
Keywords: mass event, minor, offense, general and private prevention, information threats, social and political event, juvenile inspector of the internal affairs bodies.
Одним из способов реализации конституционных прав и свобод человека (гражданина) является организация, либо участие в массовых мероприятиях, проводимых мирно, без оружия и в установленном действующем законодательством порядке [1]. Зачастую такие социальные события имеют разноплановый организационный контекст и могут носить политический, спортивный, культурный, социальный или смешанный характер. Целевая аудитория вовлекаемых участников массовой акции зачастую широкая, состоит из представителей различных социальных страт. Следовательно, если мероприятие носит открытый характер (доступно для неограниченного круга лиц) в нем могут принимать участие абсолютно все возрастные группы.
Деструктивные практические примеры проведения массовых мероприятий с нарушением действующего законодательства присутствуют в отечественной действительности. Они не носят системный характер, но могут иметь значительный социальный охват. Ярким примером подобной противоправной деятельности могут быть
общественно политические акции проведенный А.А. Навальным в 2017-2018 году.
При проведении данных мероприятий, по нашему мнению, несовершеннолетние участники активно вовлеклись посредствам интегративных ресурсов, социальных площадок и мессенджеров. Таким образом, достигалась определенная латент-ность обозначенной деятельности. Более того, систематизация обозначенного способа на техническом уровне и сопровождение его соответствующим медиа продуктом (репортажи, документальные фильмы и пр.) позволяло вовлечь лиц, изначально не проявлявших заинтересованность к оппозиционному политическому течению.
Подавляющее большинство граждан, которые были заинтересованы таким способом, подростки (школьники). Представители этой возрастной группы зачастую не старше 14-18 лет, легко подвергаются внушению, агрессивны, бескомпромиссны и имеют достаточно несформированное понимание о законности конкретной социально-политической деятельности. Обозначенная
возрастная категория зачастую может быть охарактеризована, как экспрессивная социальная масса, не склонная к проведению статического общественно-политического мероприятия, на которую достаточно быстро распространяется «эффект толпы».
Необходимо отметить, что отсутствие значительного объема социального опыта и жизненной практики, позволяет организаторам подобных противоправных массовых акции легко подменять изначально декламируемые цели в процессе проведения на ложные, либо отличные по своему контексту (содержанию, правовой оценке).
Следовательно, вовлекаемая социальная масса несовершеннолетних может быть умышленно склонена к совершению противоправных деяний, нарушению общественного порядка, повреждению различных видов собственности. Необходимо отметить, что сами участники массового мероприятия могут изначально не планировать совершение деликта. Сознанием участников в момент совершения противоправных действий управляют организаторы, умело ориентируя несовершеннолетних на причинение ущерба путем предоставления ложных сведений, данных, фото и видео материалов.
Таким образом, достигаются скрытые от общественности противоправные цели проведения подобных акций. Целями могут выступать нарушение стабильной политической ситуации, подрыв авторитета действующего легитимного руководства государственного аппарата, формирование деструктивных социальных настроений в широких социальных слоях, ориентирование граждан на неприязненное отношение к различным представителям (органам) исполнительной власти.
Согласно статьи 2 ФЗ «О полиции» [2] одним из основных направлений ее деятельности является профилактика противоправных деяний. Подобная нормативная правовая конструкция согласуется с концепцией преобладание методов убеждения над принуждением. Поскольку предупреждение деликта влечет меньшие затраты государственных издержек, направленных на привлечение виновного к ответственности, а также восстановления нарушенного права потерпевшей стороны.
Отсутствие деструктивных последствий (как и самого факта правонарушения) не требует социальной адаптации лица, привлеченного к ответственности, после понесенного наказания в рамках, установленных действующим законодательством. В широком понимании, превенция способствует воспитанию правосознания у гражданина, что представляется нам, более прогрессивной методикой, направленной на поддержание надлежащего уровня общественного порядка и безопасности.
Задачи по профилактике правонарушений несовершеннолетних реализуются широким кругом подразделений полиции. Титульной обозначенная функция является для подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних
дел. С точки зрения правового регламентирования превенция в деятельности инспектора подразделения по делам несовершеннолетних закреплена целым перечнем нормативных правовых предписаний. Рассмотрим некоторые из них более подробно соотнося их с контекстом проводимого исследования.
Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [3] в своих положениях (ст. 6) отражает конкретные направления превентивной деятельности: протекция социальных единиц и государства от посягательств противоправного характера; развитие и систематизация учета профилактического характера, ориентированного на субъект демонстрирующий склонность к совершению деликта; превенция безнадзорности (беспризорности, правонарушений) и иных действий ребенка носящих антиобщественный характер; разработка государственных (муниципальных) программ в сфере превенции; выявление и устранение причин (условий) создающих предпосылки для совершения действий противоправного характера; выявление потенциальных потерпевших и лиц пострадавших от противоправных деяний.
Данный перечень направлений профилактической деятельности, по нашему мнению, достаточно широк и охватывает различные социальные категории. Определенный научный интерес, с позиции профилактики вовлечения несовершеннолетних в несанкционированные массовые мероприятия является выявление потенциальных потерпевших и лиц пострадавших от противоправных деяний. Поскольку вовлекаемый несовершеннолетний первично является жертвой противоправного деяния организатора, а уже вторично, самостоятельно становится правонарушителем в случае выполнения действий за совершение которых установленная административная, уголовная санкция.
Компаративный анализ положений статьи 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4] позволяет отметить центральные задачи субъектов, задействованных в профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних: превенция безнадзорности (беспризорности), а также правовых деликтов совершаемых несовершеннолетним; протекция прав, свобод, законных интересов ребенка; реабилитация (в том числе социально-педагогическая) несовершеннолетнего который находится в социально опасном положении; превенция (общая, частная) вовлечения ребенка в противоправную деятельность или склонения к суициду.
Представляется актуальным, отметить заключительный элемент обозначенной системы, на котором нормотворец акцентирует внимание фактического правоприменителя на недопущении случаев вовлечения несовершеннолетних в деятельность, которую возможно квалифицировать как противоправную. В широком понимании, деятельность несовершеннолетнего в данном контексте
может образовывать составы преступления, административного правонарушения, иного социально деструктивного значения.
Положения ФЗ № 182 разделяют превентивную деятельность на общую и частую согласно социальному охвату. Общая профилактика ориентирована на неопределенный круг лиц, который в полном объеме может и не вовлекать в совершения противоправных действий. Частная превенция имеет более точный (адресный) характер и реализуется в отношении непосредственного представителя социума.
На уровне ведомственного нормативного правового регулирования необходимо отметить приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» [5]. В рамках обозначенного нормативного правового предписания реализованы положения законодательства федерального уровня, обозначенные нами ранее. Инспектор в рамках проверки сообщений о противоправных деяниях реализует превентивную деятельность с правонарушителем, в обязательном порядке выявляет причины и условия, способствовавшие совершению деликта, организует дальнейшую профилактическую деятельность.
На основе исследованных нормативных правовых предписаний, представляется актуальным, отразить общую и частную превентивную деятельность инспектора по делам несовершеннолетних в сфере вовлечения несовершеннолетних к участию в несанкционированных массовых мероприятиях:
1. Общая превентивная деятельность включает в себя:
- профилактические беседы с широкой аудиторией (школы). Данная деятельность реализуется путем комплексного информирования родителей (законных представителей) о возможности совершения подобных противоправных действий в отношении их ребенка. Инспектор совместно с педагогическими работниками разъясняет возможные правовые перспективы участия несовершеннолетнего в несанкционированном массовом мероприятии, отражает актуальные социальные риски, комментирует вероятные деструктивные последствия с позиции действующего законодательства. Необходимо учитывать возможную занятость родителя (законного представителя) на рабочем месте и отсутствие вовлеченности в дела несовершеннолетнего. Данную деятельность возможно подразделить на три основных вектора:
а) родитель самостоятельно может вовлекать несовершеннолетнего в участие;
б) родитель может не проинформировать инспектора о возможных фактах (попытках) вовлечения ребенка;
в) сведения о вовлечение несовершеннолетнего «в бытовой сфере» могут поступить к инспектору
от третьих лиц (медицинские учреждения, секции, иные образовательные организации и др.);
- наглядная агитация. Необходимо использовать возможности информационных досок, уголков объявлений в образовательных организациях. В дополнении возможно провести актуальную информационную работу в сети Интернет, социальных сетях или на различных электронных социальных площадках. В рамках содержательного посыла информационного контента рекомендуется доступным языком разъяснить правовые последствия от занятий обозначенной деятельностью. Объяснить возможные риски для несовершеннолетнего;
- профилактические беседы с учащимися (деловые игры, лекции-беседы иные интерактивные формы). Целевая задача данной деятельности разъяснить модель поведения несовершеннолетнего в подобной жизненной ситуации согласно нормативным правовым предписаниям действующего законодательства. Выработать у ребенка в сознании определенную модель социально одобряемых ценностей и ориентиров.
2. Частная превентивная деятельность включает в себя:
- адресные мероприятия превентивного характера (беседы, информирование и т.д.) с лицами, вовлекающими несовершеннолетних в обозначенную деятельность. Данные лица могут быть ранее привлеченными к юридической ответственности за подобные действия. Им необходимо подробно обозначить актуальную форму ответственности, а также комплекс возможных мер направленных на предупреждение правонарушений с их стороны;
- привлечение к административной ответственности, лиц вовлекающих детей в совершение антиобщественных действий, при наличии достаточных оснований для составления протокола инспектором по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
- доставление обозначенной категории граждан в территориальные подразделения полиции для проведения профилактических мероприятий;
- ограничение родительского права (либо его лишение), в случае если вовлечением несовершеннолетнего занимается родитель (законный представитель) ребенка.
В заключении отметим, что данная деятельность сопровождается использованием значительных электронных информационных ресурсов, к которым родители (законные представители) могут не проявлять надлежащего интереса. Таким образом, ребенок потребляет информационные продукты в сети Интернет без какой-либо цензуры, сторонней оценки взрослым человеком. В некоторых случаях применяемые организаторами несанкционированных массовых акций социально-психологические методы ориентированы исключительно на подростка с несформированным
механизмом социальной защиты. По нашему мнению, комплексная превентивная работа, инспектора, родителя, педагога направленная на недопущение вовлечения ребенка в участие в
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант-Плюс».
2. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3851.
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
5. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 // СПС «КонсультантПлюс».
несанкционированном массовом мероприятии должна обязательно затрагивать информационное пространство несовершеннолетнего, в том числе и в электронной среде.
Literature:
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // SPS «ConsultantPlus».
2. On the Police: Federal Law of 07.02.2011 № 3-FZ (as amended and supplemented, entered into force on 01.03.2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Art. 900.
3. On the basics of the crime prevention system in the Russian Federation: Federal Law of 23.06.2016 № 182-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. 2016. № 26 (Part I). Art. 3851.
4. On the fundamentals of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency: Federal Law of 24.06.1999 № 120-FZ (as amended on 24.04.2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. 1999. № 26. Art. 3177.
5. On the approval of the Instructions for organizing the activities of units for minors of the internal affairs bodies of the Russian Federation: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 15.10.2013 № 845 // SPS «ConsultantPlus».