Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИРУЕМЫЙ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫХ БАНКИ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Караваев Александр Александрович, Четверикова Александра Ивановна

В статье проводится исследование общей и частной превенции субъектами данной государственной деятельности в период профилактических мероприятий COVID-19. Авторами проведен краткий анализ нормативной правовой основы, регламентирующий данные общественные отношения. Отмечены дискуссионные моменты нормативного правового регулирования в сфере получения доступа к обследованию семейно-бытовых условий и фактического состояния профилактируемого лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Караваев Александр Александрович, Четверикова Александра Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF PREVENTION OF MINOR OFFENSES IN THE PERIOD OF SELF-ISOLATION

The article examines general and private prevention by the subjects of this state activity during the period of preventive measures for COVID-19. A brief analysis of the regulatory legal framework governing these public relations is indicated. The controversial aspects of normative legal regulation in the field of gaining access to examination of family and living conditions and the actual state of the person being prevented are noted.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ»

УДК 342.9

DOI 10.23672/g9649-8663-6400-j

Караваев Александр Александрович

кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Воронежский институт МВД России [email protected]

Четверикова Александра Ивановна

преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Воронежский институт МВД России. [email protected]

Alexander A. Karavaev

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. [email protected]

Alexandra I. Chetverikova

Lecturer at the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. [email protected]

Актуальные проблемы

реализации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в период самоизоляции

Current problems

of implementation of prevention of minor offenses in the period of self-isolation

Аннотация. В статье проводится исследование общей и частной превенции субъектами данной государственной деятельности в период профилактических мероприятий COVID-19. Авторами проведен краткий анализ нормативной правовой основы, регламентирующий данные общественные отношения. Отмечены дискуссионные моменты нормативного правового регулирования в сфере получения доступа к обследованию семейно-бытовых условий и фактического состояния профилактируемого лица.

Ключевые слова: правовое воспитание, несовершеннолетний, правонарушение, профилактическая деятельность, профилактируемый, субъекты профилактики, получение информации, информационных банки данных.

Annotation. The article examines general and private prevention by the subjects of this state activity during the period of preventive measures for COVID-19. A brief analysis of the regulatory legal framework governing these public relations is indicated. The controversial aspects of normative legal regulation in the field of gaining access to examination of family and living conditions and the actual state of the person being prevented are noted.

Keywords: legal education, juvenile, offense, preventive activity, prophylactic, subjects of prevention, obtaining information, information databanks.

Объективная эпидемиологическая ситуация, сложившаяся в обществе, продиктовала необходимость нахождения практически всех социальных страт на изоляции. Безусловность исполнения указанных ограничений не подвергается сомнению с позиции сохранения жизни и здоровья. Россия столкнулась с внешним эпидемиологическим вызовом, который, в широком понимании, угрожает практически каждому члену общества. Отдельная опасность коронавирусной инфекции заключается в возможных осложнениях для организма человека, уже после перенесенного заболевания. Все это предопределило масштабность и беспрецедентность мер, использованных руководством страны, с целью недопущения эпидемии, а также приведения ситуации к объективной норме. Одним из элементов

ограничительного характера вводимого на период карантина, являлось дистанционное обучение в образовательных организациях, самоизоляция несовершеннолетних по месту проживания, удаленное осуществление трудовой и коммерческой деятельности, запреты различного формата на посещение мест общественного питания и т.д.

Вопросам практической реализации общей и частной превенции посветили свои работы такие известные ученые, как Л.И. Беляева, A.A. Беженцев, A.A. Бакаев, Ф.П. Васильев, И.М. Гальперин, A.A. Герцензон, Ю.Н. Демидов, Т.М. За-нина, И.И. Карпец, B.B. Кирюхин, Н.Ф. Кузнецова,

B.Н. Кудрявцев, A.C. Михлин, B.C. Овчинский,

C.С. Остроумов, Э.Ф. Побегайло, Н.И. Остапенко и другие. При этом, отдельного монографи-

ческого исследования вопросов профилактической деятельности различных субъектов именно в период проведения самоизоляции в рамках борьбы с сОУЮ-19, в настоящее время, не реализовано.

Актуально отметить, что подобная деятельность и до самоизоляции нуждалась в определенных правовых и организационно-технических доработках, о чем в своих трудах отмечали обозначенные ученые. Введение масштабной самоизоляции, по мнению авторов, привнесло конкретные изменения в профилактику, и оценивать подобные новеллы исключительно с положительной стороны нам представляется достаточно дискуссионным.

В широком понимании, систему субъектов профилактической деятельности можно классифицировать на три основные группы:

1) государственные органы (федеральные, региональные), в том числе, должностные лица, а также - подчиненные им службы, учреждения, организации;

2) юридические лица, принимающие участие в профилактической деятельности на основании и в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

3) физические лица, чья компетенция и полномочия в сфере профилактической деятельности регламентированы нормативными правовыми предписаниями.

Необходимо отметить, что в рамках одной научной статьи рассмотреть проблемные аспекты реализации профилактической деятельности в период проведения самоизоляции граждан, для всех задействованных государственных субъектов, не позволит объем проводимого исследования. Анализу будет подлежать деятельность государственных учреждений, на примере МВД России (а именно, инспекции по делам несовершеннолетних). Учитывая смежность задач, целей общей и частной превенции правонарушений, актуальность исследования сохранит свое значение для иных государственных органов, задействованных в данном сегменте общественных отношений (Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, ФСИН России, органы управления здравоохранением и т.д.).

Авторский коллектив не будет подвергать анализу деятельность юридических и физических лиц (пункты 2, 3 предложенной классификации) в сфере профилактики правонарушений реализуемой в период проведения самоизоляции, однако, он надеется на создание предпосылок к научной дискуссии для дальнейшего осмысления обозначенного вопроса в рамках иных работ по смежной тематике.

Рассматривая деятельность инспектора подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, нам представляется актуальным отметить высокую значимость работы профилактического характера, поскольку несовершен-

нолетние правонарушители в некоторых случаях избирают девиантную модель поведения исключительно из-за недостаточной информированности о возможности привлечения к уголовной, административной ответственности за совершение определенного набора действий, которые впоследствии образуют состав правонарушения [1, с. 97].

Превенция в деятельности инспектора подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел должна занимать фактический приоритет, поскольку ряд противоправных действий, совершенных несовершеннолетним (к примеру, употребление наркотических средств и психотропных веществ, совершение противоправных деяний против половой свободы и неприкосновенности, насильственные действия против жизни и т.д.) даже после понесенного им, установленного в рамках действующего законодательства наказания за совершенное деяние, не прекратит своего деструктивного воздействия на его (ребенка) личность, а в некоторых случаях, не позволит вернуться в социум полноценным его членом.

В контексте изоляционных мероприятий, инспектор по делам несовершеннолетних органа внутренних дел может столкнуться с организационными и правовыми трудностями в сфере реализации обозначенной деятельности. Статья 5 ФЗ № 120 [2] предопределила перечень лиц, в отношении которых необходимо реализовывать методику общей и частной превенции. Наибольший интерес из перечисленных групп, вызывают несовершеннолетние, которые подпадают под действие обозначенного перечня, и в период самоизоляции обязаны находиться по месту проживания. К ним относятся:

- лица, употребляющие наркотические вещества (психотропные средства и т.д., без назначения врача);

- правонарушители (за совершенные административные и уголовные деликты, не повлекшие фактического лишения свободы в качестве наказания);

- лица, освобожденные от уголовной ответственности (или учреждений уголовно-исполнительной системы);

- лица, в отношении которых избрана мера пресечения;

- обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений;

- условно-досрочно освобожденные;

- лица, которым предоставлена отсрочка исполнения приговора (отбывания наказания);

- осужденные условно;

- лица, в отношении которых назначены принудительные меры воспитательного характера.

Из перечисленных категорий несовершеннолетних можно выделить три центральные группы,

которые, в широком понимании, могут включать в себя несколько подвидов. К таким основным группам мы относим:

1) правонарушителей (различных категорий), связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами и т.д.;

2) правонарушителей (различных категорий), ожидающих санкции за совершенное деяние;

3) правонарушители (различных категорий), в отношении которых установленная законом санкция реализована, либо определенное судом наказание отбыто, исполняется, отменено.

В рамках данного исследования нам представляется актуальным сделать приоритет на лицах первой категории, а именно, правонарушители (различных категорий), связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами и т.д. Данная категория курируется, преимущественно, подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Однако это не умаляет значимости профилактической работы и в отношении оставшихся двух категорий, но, как представляется авторам,

- во-первых, профилактический контроль над оставшимися двумя категориями со стороны органов внутренних дел реализуется не только инспекторским составом подразделения по делам несовершеннолетних;

- во-вторых, фактическая латентность правонарушений, совершенных первой группой лиц, и возможность совершения сопутствующих деликтов формулирует определенный приоритет для научного осмысления.

Основаниями для проведения профилактической деятельности согласно статье 6 фЗ № 120 являются:

- заявление родителей либо несовершеннолетнего;

- приговор (определение, решение) суда;

- постановление комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, органов следствия и дознания, либо руководителя территориального органа внутренних дел, заключение руководителя учреждения (органа) системы профилактики.

В рамках профилактического посещения несовершеннолетнего по месту его проживания (регистрации) инспектором по делам несовершеннолетних органа внутренних дел возможна ситуация, когда, фактически, осмотреть ребенка (установить внешние признаки опьянения либо их отсутствие) и место его проживания сотруднику полиции не позволят. При этом конституционными правами любого человека на территории Российской Федерации являются его жизнь и здоровье. В свою очередь, статья 7 ФЗ № 124 [3] определяет, что должностные лица органов внутренних дел в пределах установленной действующим законодательством компетенции обязаны

содействовать ребенку в реализации и защите его законных прав (интересов). Необходимо отметить, что в рамках данной правовой конструкции нормы, сформулирован посыл на поощрение исполнения несовершеннолетним обязанностей, а также поддержки в области правоприменения с целью защиты его прав и законных интересов.

Следовательно, если профилактируемый инспектором ребенок обозначит в рамках посещения формальный отказ открыть дверь для проведения беседы и осмотра, ссылаясь при этом на меры по профилактике коронавирусной инфекции и необходимости соблюдения социальной дистанции, у сотрудника полиции не остается вариантов за исключением того, как ожидать периода послабления или отмены профилактических мероприятий. В случае, когда инспектор по делам несовершеннолетних будет настаивать на визуальном (личном) контакте с профилактируемым, это будет идти в противоречие с нормами Конституции РФ и ФЗ № 124. Если максимально гиперболизировать обозначенную ситуацию, то можно трактовать ее как формальное посягательство со стороны сотрудника полиции на здоровье несовершеннолетнего, что фактически расходится с основной и центральной задачей полиции, а именно, с защитой законных прав и свобод граждан. При этом несовершеннолетний, которого не смог осмотреть инспектор, может находиться в состоянии опьянения либо в обстановке, угрожающей его жизни или здоровью.

Необходимо отметить, что несовершеннолетние лица, зачастую, не проживают самостоятельно либо отдельно от родителей, законных представителей, опекунов. Однако на практике, в данной сфере общественных отношений присутствуют случаи сокрытия родителями противоправных (или иных социально не одобряемых) действий, совершенных несовершеннолетним, находящимися на их попечении. Подобная поведенческая мотивация может быть сформирована не только желанием взрослого самостоятельно разобраться в создавшейся ситуации, но и представлять определенный способ ухода от административной или уголовной ответственности.

Приказ МВД России № 845 [4] закрепляет ряд положений относительно проведения профилактической работы инспекторским составом подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. Мы не будем детально анализировать исключительно все пункты Инструкции, а остановимся на наиболее актуальных для нас с позиции обозначенной проблемы. Профилактические мероприятия в рамках преодоления эпидемиологического порога продолжаются и в настоящее время, однако, наиболее строго (речь идет о необходимости фактической изоляции от социума) они были реализована в различных субъектах ориентировочно от 6 до 9 месяцев.

Пункт 57 Инструкции обозначает, что после истечения шести месяцев и при наличии оснований полагать, что профилактические цели работы инспектора не достигнуты, есть возможность по решению руководителя территориального органа МВД России продлить обозначенный срок еще на

шесть месяцев. Реализуется данная процедура путем направления мотивированного рапорта сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних руководителю территориального органа. Можно предположить, что, если несовершеннолетнего подвергнуть профилактическому учету за один месяц до наступления критической эпидемиологической ситуации, то на фактическом учете он будет находиться от 7 до 9 месяцев, при этом инспектор не сможет его видеть и реализовать посещение на дому. Данная ситуация возможна только в том случае, если учет будет продлен и руководитель усмотрит в рапорте сотрудника основания для продления. Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что несовершеннолетний, которого инспектор не смог посетить (или даже увидеть) на протяжении 6 месяцев не исправился по причине нежелания ребенка подвергать свое здоровье «формальной угрозе», данное стечение обстоятельств является достаточным основанием для продления профилактического учета.

Пункт 53.3 Инструкции предусматривает при заведении инспектором подразделения по делам несовершеннолетних учетно-профилактической карточки (или дела) обязательное проведение обследования бытовых и семейных условий жизни ребенка. Пункты 70 и 74.2 устанавливают необходимость выяснения фактического образа проживания родителей, их намерения, возможные факторы отрицательного влияния на несовершеннолетнего и посещение ребенка по месту проживания.

Следовательно, у инспектора подразделения по делам несовершеннолетних формируется целый перечень условий, которые необходимо установить и отождествить на соответствие установленным действующим законодательством нормам и правилам. Инспектор может встретить определенное противодействие со стороны его родителей, законных представителей, опекунов, а в

Литература:

1. Занина Т.М. Зарубежный опыт организации профилактической работы в отношении несовершеннолетних правонарушителей / Т.М. Занина, М.В. Бутова // Общество и право. 2019. № 2(68). С. 97-101.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 // СПС «КонсультантПлюс».

некоторых случаях - и непосредственно несовершеннолетнего. В данной ситуации сотрудник полиции лишен организационных и правовых мер воздействия на ребенка и взрослых членов его семьи, поскольку наблюдается упущение ведомственного регулирования исследуемой деятельности. В Инструкции нет конкретных алгоритмов реализации данной государственной функции, методов и способов ее проведения, возможности привлечения специалистов иных отраслей и т.д.

По мнению авторов, одним из вариантов решения обозначенной проблематики является применение систем аудиовизуальной связи. Можно реализовать данную деятельность с применением технологий удаленного доступа, как это было выполнено в образовательных организациях при проведении лекционных занятий. Однако сразу возникает несколько ключевых вопросов в части организации технического процесса и правовых последствий от полученной инспектором по делам несовершеннолетних в рамках подобного дистанционного обследования информации.

С целью решения обозначенной проблемы нам представляется актуальным внести изменения в приказ МВД России № 845, где детально изложить алгоритм и возможные способы (очно, дистанционно) проведения обследования семейно-бытовых условий несовершеннолетнего, находящегося на профилактическом учете в период проведения самоизоляции. Учитывая особенности материального положения профилактируемых и их семей, авторам представляется, что чрезмерно усложнять эту процедуру использованием дорогостоящих технических средств (исключительно ведомственной принадлежности) не является целесообразным, поскольку центральной задачей превенции не является фактическое документирование совершенных противоправных деяний, а, все-таки, создание причин (условий) для их предупреждения и недопущения деструктивного поведения несовершеннолетних с использованием преимущественно методов убеждения.

Literature:

1. Zanina T.M. Foreign experience in organizing preventive work in relation to juvenile offenders / T.M. Zanina, M.V. Butova // Society and Law. 2019. № 2(68). P. 97101.

2. On the basics of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency: Federal Law of 24.06.1999 № 120-FZ // SPS «ConsultantPlus».

3. On the basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation: Federal Law of 24.07.1998 № 124-FZ // SPS «ConsultantPlus».

4. On the approval of the Instructions for organizing the activities of units for minors of the internal affairs bodies of the Russian Federation: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 15.10.2013 № 845 // SPS «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.