Научная статья на тему 'К вопросу о реализации научно-методического сопровождения активизации самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования'

К вопросу о реализации научно-методического сопровождения активизации самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации научно-методического сопровождения активизации самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования»

времени «достучаться» до каждого ребенка, и если не изменить, то хотя бы смягчить искаженную картину мира, негативные стереотипы поведения. В арсенале специалистов, работающих с детскими оздоровительными заездами имеются различные методики и технологии, среди которых определенное место занимает постоянно совершенствующаяся инновационная оздоровительная социально-культурная реабилитационная технология «Здравствуйте». Эта технология стала своеобразной «ниточкой», которая связала медицину, культуру, спорт и туризм с детьми.

Литература

1. Образование и здоровье / Проблемы, региональный опыт, перспективы // Коллективная монография: И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин: Кузбасский: региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Кемерово, 2005.

2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.

3. «Курортные ведомости». - № 4 (43) - 2007.

4. «Курортные ведомости». - № 5 (32) - 2005.

И. Г. Вертилецкая

старший преподаватель заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин КРИПК и ПРО

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях изменения парадигмы образования, важнейшей составляющей которой является идея непрерывности образования, процесс формирования профессиональных качеств и развития способностей личности учителя должен происходить в течение всей жизни. Очевиден факт, что полученные учителями при обучении в вузе знания и умения со временем становятся недостаточными для решения новых, стоящих перед школой задач, и это, в свою очередь, предполагает их постоянное обновление и совершенствование, в том числе с помощью самообразования.

Под самообразованием учителя в учреждении системы повышения квалификации нами понимается инициативная познавательная деятельность учителя, включающая систематический поиск необходимой информации (её генерацию и презентацию) по индивидуальной методической теме и способствующая накоплению новых знаний, развитию профессиональных умений и приобретению нового педагогического опыта. Самообразование позволяет учителю самостоятельно решать на практике личностно и общественно значимые образовательные цели, выбирать адекватные поставленным задачам способы достижения качества педагогического труда.

Вместе с тем, практика показывает, что современный учитель не в полной мере владеет практическими умениями самостоятельно оценивать педагогические явления и опыт своих коллег, обобщать и описывать результаты собственной профессиональной деятельности, планировать и осуществлять работу над индивидуальной методической темой, организовывать педагогический эксперимент. Учитывая, что становление учителя происходит не только в период его базовой подготовки, но и в период обучения в учреждении системы повышения квалификации (СПК), в числе особенно важных

и актуальных проблем профессионального образования называется активизации самообразования учителя. Анализ исследований активизации повышения квалификации учителей, а также личный опыт организации курсовой подготовки в учреждении дополнительного профессионального образования позволяет говорить о том, что стимулирование активности, самоорганизации и самообразования через совершенствование приёмов учебно-познавательной деятельности учителя (имеющего определенный педагогический стаж) способствует повышению качества педагогического труда.

Понимая под активизацией самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования побуждение учителя к активному включению в работу над индивидуальной методической темой в период курсовой подготовки, мы полагаем, что ее достижение будет обеспечено, во-первых, высоким уровнем мотивации личности на постоянное самообразование; во-вторых, сформированной потребностью личности в самостоятельном поиске и усвоении необходимых знаний и совершенствовании профессиональных умений. Кроме этого, достижение активизации самообразования учителя будет способствовать развитию инициативности и готовности учителя к удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей. Результатом активизации самообразования учителя в СПК, на наш взгляд, является позитивная динамика его уровня самообразования по окончании курсовой подготовки. Совершенствование уровня самообразования учителя характеризуется наличием у него определённого мировоззрения, относительно устойчивых жизненных целей и перспектив, навыков постоянного самоанализа и самообобщения имеющегося опыта, самодисциплины и самоконтроля.

В связи с этим, мы полагаем, что для достижения активизации самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования необходимо создание педагогических условий, поэтапно обеспечивающих активную включённость учителя в процесс самообразования как личностно значимую деятельность. Однако ближе всего к решению задач активизации самообразования взрослых нам представляется использование термина «научно-методическое сопровождение», направленное на совершенствование профессиональной компетентности учителя и уровня его самообразования. В своем понимании научно-методического сопровождения самообразования учителя мы опираемся на определение М. Р. Битяновой, которая рассматривает «сопровождение» как «движение вместе, рядом, а иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути, не пытаясь контролировать, навязывать свои ориентиры. Сопровождение является основой профессиональной деятельности педагогов и психологов и ориентировано на создание условий (педагогических, психологических и социальных) успешного обучения и развития личности в ситуациях взаимодействия» [1, с. 4].

Осуществляя научно-методическое сопровождение этапов активизации самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования, необходимо учитывать, что, с одной стороны, развитие стремления учителя к повышению собственного уровня самообразования способствует его самореализации и успешности в профессиональной деятельности, а это, в свою очередь, проявляется в особенностях активизации самообразования учителя с определённым педагогическим стажем, предопределяющих:

- специфику повышения квалификации учителя, которая выражается в углублении его профессиональной специализации, повышении уровня профессиональной компетентности и психологической переориентации личности на постоянное самообразование;

- актуализацию профессионально-личностных качеств и умений молодого специалиста, учителя-практика, учителя-профессионала;

- планирование содержания курсов повышения квалификации с опорой на образовательные запросы учителей и их профессиональные затруднения в самообразовании;

- нерегламентированность и постоянный характер самообразования, обеспечивающие непрерывность повышения квалификации учителя и качество педагогического труда.

С другой стороны, реализуя научно-методическое сопровождение этапов активизации самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования, важно учитывать индивидуальные профессиональные затруднения, типичные для учителей с определённым педагогическим стажем, возникающие в процессе работы над темой по самообразованию:

- для молодого специалиста (21-30 лет) характерно отсутствие навыков практической деятельности; неумение выбрать актуальную методическую тему по самообразованию; отсутствие аналитических умений и умений педагогической рефлексии; разносторонность интересов создаёт трудности в планировании самообразования на перспективу;

- для учителя-практика (31-45 лет) характерна завышенная самооценка собственных возможностей в реализации намеченных планов; недостаточные умения анализировать и оценивать результаты труда; отсутствие умений, позволяющих преодолевать возрастные кризисы; недостаточные умения систематизации, обобщения и презентации накопленного опыта;

- для учителя-профессионала (старше - 45 лет) характерно снижение уровня самообразования на фоне ослабления интересов и профессиональных притязаний; консерватизм и неумение применять на практике новые методики и технологии обучения; проблемы очередного возрастного кризиса и неумение его преодолевать; недостаточные умения в обобщении, распространении собственного опыта и передаче его молодым учителям.

Исходя из этого, научно-методическое сопровождение этапов активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации рассматривается нами как средство реализации его творческого потенциала. Поэтому оно проявляется, прежде всего, в непрерывном взаимодействии методиста с педагогом в контексте его реальной профессиональной деятельности, предполагает осуществление не только образовательной, но и реабилитационной, информационно-ориентационной, и организационной работы с учителями. Раскрывая основные подходы к реализации научно-методического сопровождения самообразования учителя, мы рассматриваем его как комплекс мер, включающий в себя скорректированное содержание программы курсов повышения квалификации, средства диагностики профессиональных затруднений педагогов, совокупность форм и видов консультирования, методов и средств преобразования исходного уровня самообразования учителя на начало обучения на курсах повышения квалификации и присвоения им нового продуктивного опыта по окончании обучения. Данный комплекс мер, основанный на широком участии методистов и преподавателей учреждения СПК, неразрывно связан с развитием всех субъектов образовательного процесса.

Все сказанное выше позволяет нам определить алгоритм реализации научно-методического сопровождения этапов активизации самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования, включая мотивационно-диагности-ческий, планово-прогностический и содержательно-методический этапы. Каждый из обозначенных этапов обеспечивает, на наш взгляд, дифференциацию содержания и форм повышения квалификации, ориентированных на повышение уровня самообразования учителя.

Мы полагаем, что при реализации научно-методического сопровождения активизации самообразования учителя в СПК на мотивационно-диагностическом этапе должна осуществляться андрагогическая диагностика (с помощью тестов и анкет) исходного уровня самообразования и профессиональной подготовки учителя, имеющего определённый педагогический стаж, оценка его профессионально-личностных качеств и предпочтений в познавательной и самообразовательной деятельности как в предметной области, так и по межпредметным, воспитательным проблемам. Диагностика и самодиагностика предполагают создание атмосферы доверия между учителем и специалистами учреждения системы повышения квалификации, обеспечивает развитие реф-

лексивных способностей педагога, осознание существующих педагогических проблем, определение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей личности, что в целом способствует созданию и поиску оптимальных путей преодоления профессиональных затруднений. В связи с этим, ведущей формой работы становится организация и проведение рефлексивного тренинга, что связано с необходимостью оказания учителю помощи в самопознании и адекватной самооценке личностных и профессиональных возможностей. Проведение рефлексивного тренинга «Условия профессионального роста современного учителя» способствует созданию психологического комфорта в группе и формированию у учителя положительной внутренней мотивации к самообразованию в учреждении дополнительного профессионального образования. На основе анализа результатов диагностики и оценки уровня самообразования учителей методистом-куратором могут быть внесены коррективы в программу курсов повышения квалификации, например, с учетом запроса слушателей с определённым педагогическим стажем дополнительно введён цикл проблемно-познавательных лекций психолого-пе-дагогичекого блока (вопросы теории развития личности, синдрома профессионального сгорания и т. п.). Осуществить личностно-ориентированное обучение в течение непродолжительного пребывания учителя на курсах практически очень сложно, но выбрать и создать педагогические условия, обеспечивающие активизацию самообразования и профессионально-личностное развитие учителя, возможно через практическое освоение индивидуальных программ повышения квалификации.

Научно-методическое сопровождение на планово-прогностическом этапе активизации самообразования учителя в СПК будет обеспечивать комплексное прогнозирование самообразования слушателя курсов в учреждении дополнительного профессионального образования Научно-методическое сопровождение самообразования учителя в СПК может осуществляться индивидуально при итоговом собеседовании или в форме групповых занятий, например, по программе спецкурса «Самообразование как фактор профессионального роста педагога», включающего комплекс развивающих заданий, способствующих развитию у педагога способностей самооценки. С учетом образовательных запросов и профессиональных затруднений учителем может быть составлена индивидуальная программа самообразования, которая включает следующие примерные разделы:

1. «Мои ценностные ориентации и цели самообразования» -собеседование с методистами, преподавателями учреждения дополнительного профессионального образования по итогам диагностики затруднений в профессиональной и самообразовательной деятельности, выявление ценностных ориентаций и целей личностного и профессионального роста.

2. «Оперативный план и задачи самообразования на период обучения на курсах повышения квалификации» - тематические консультации со специалистами СПК с целью конкретизации темы, составление оперативного плана деятельности на период обучения, постановка задач (определение тактики), включая выбор научно-методической литературы, вариативных спецкурсов и формы презентации результатов самообразования в СПК.

3. «Мои действия» - экспертиза программно-методических материалов, составление итоговой работы, организация и проведение мастер-класса, подготовка к участию в программе круглого стола по обмену опытом, проведение рефлексии по итогам обучения на курсах повышения квалификации и оценка результативности самообразования.

4. «Перспективный план самообразования» - разработка личного творческого плана (стратегии) самообразования в межкурсовой период. Планируя будущую самообразовательную деятельность, учитель определяет цели, структуру и сроки выполнения действий, составляющих новую программу профессионального роста.

На содержательно-методическом этапе активизации самообразования учителя в СПК научно-методическое сопровождение, с нашей точки зрения, должно быть направ-

лено на оказание непрерывной профессиональной помощи учителю в решении задач самообразования, поставленных в процессе усвоения теоретических знаний на лекциях и умений на практических занятиях, проблемных семинарах, а также в ходе самостоятельной работы и через непосредственное участие в мастер-классах и практикумах. Осуществление учителем осознанного выбора форм, видов консультирования, методов и средств самообразования, а также выполнение индивидуальной программы самообразования, - все это позволит учителю приобрести новый продуктивный опыт самообразования в СПК через самостоятельное реферирование, проектирование, разработку методических материалов по теме самообразования, оформление картотеки педагогического опыта, подготовку итоговых работ и т. п.

Консультирование, предполагая доверительный контакт методиста, преподавателя СПК с учителем через диалогические формы общения, научное руководство по оформлению результатов его самообразовательной деятельности позволяет учителю внести корректировку в индивидуальный план самообразования. Консультирование, таким образом, предполагает следующие шаги совместной деятельности учителя и специалистов методической службы и системы повышения квалификации:

1) знакомство и совместное изучение профессиональной проблематики, как правило, связанной с профессиональной деятельностью учителя, выделение и анализ конкретных проблем;

2) консультации со специалистом, которые позволяют на основе субъективных и объективных потребностей учителя выбрать формы научно-методического сопровождения и помогают в разрешении возникших личностных и профессиональных проблем;

3) контроль, включающий итоговую диагностику, результаты которой определяют дальнейшую тактику совместной работы учителя и специалиста СПК.

Конечная цель содержательно-методического этапа - обобщение достигнутых результатов самообразования, презентация результатов самообразования в СПК (защита итоговой работы слушателя курсов); развитие умений педагогической рефлексии; корректировка индивидуального плана самообразования учителя на межкурсовой период. Совершенствование навыков рефлексии как комплексной мыслительной способности к постоянному анализу и оценке профессиональной деятельности обеспечивает формирование положительной внутренней мотивации учителя к постоянной самообразовательной деятельности. Важно при этом, чтобы предоставляемая учителю информация о самом себе способствовала самопознанию, раскрывала ему реальность и его возможности в сравнении с самим собой («на начало курсов» и «по окончании обучения на курсах»). Реализация личностно-ориентированного подхода на данном этапе обеспечивает не только накопление знаний и умений, но и обогащение опыта, формирование механизма самоорганизации и самореализации личности [2].

Учитывая сказанное, мы полагаем, что научно-методическое сопровождение этапов активизации самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования будет более результативным при обеспечении: 1) достоверности данных диагностического исследования профессиональных затруднений учителя; 2) профессионального подхода к разработке индивидуальных программ обучения и самообразования учителя в СПК и на межкурсовой период; 3) оптимального использования материальной базы и возможностей специалистов учреждения СПК; 4) гибкой и вместе с тем четкой, ясной и понятной помощи учителю, направленной на достижение им поставленных целей и задач постоянного самообразования; 5) учёта педагогического стажа учителя и особенностей активизации самообразования, отражающих изменение его социального статуса, позиции и стремления на разных этапах жизнедеятельности.

Специфика научно-методического сопровождения этапов активизации самообразования учителя в системе повышения квалификации, таким образом, заключается в его гибком реагировании на исходный уровень самообразования учителя и обеспечивает:

• корректировку содержания обучения (программы курсов), ориентированного на развитие интереса слушателя к постоянному самообразованию;

• введение вариативных курсов, позволяющих учителю-слушателю курсов приобрести теоретические знания и практические умения анализа и обобщения собственного педагогического опыта, получить навыки моделирования педагогических ситуаций и проектирования эффективного учебного занятия или системы работы;

• выполнение учителем проекта (индивидуально или в группе) в ходе практических занятий и самостоятельной поисково-познавательной деятельности в рамках предоставленного дополнительного, свободного от основных занятий, времени;

• консультирование учителя по вопросам презентации и издания авторских пособий, методических рекомендаций, программно-дидактических материалов и по подготовке учителя к аттестации;

• подготовку и проведение творческих мастерских, мастер-класса и круглого стола по обмену педагогическим опытом по теме самообразования;

• включение слушателей в работу научно-практических конференций и проблемных семинаров в СПК и содействие в выдвижении на профессиональные конкурсы педагогического мастерства.

Успешность самообразования в учреждении системы повышения квалификации во многом зависит от эффективности внедрения современных педагогических технологий (проектных, игровых, информационных, модульного обучения и других), способствующих активизации самообразования учителя, направленных на развитие его профессионально-личностного потенциала в новых условиях. Важно, на наш взгляд, в процессе использования различных форм, методов и средств повышения уровня самообразования учителя, имеющего определенный стаж профессиональной деятельности, осуществлять совместное субъект-субъектное взаимодействие учителей, методистов и преподавателей учреждения СПК, позволяющее учителю выбирать темп работы над темой по самообразованию. Практика проведения курсовой подготовки показывает, что личный опыт самоорганизации учителя прямо пропорционален его педагогическому стажу: чем больше стаж, тем выше и результативнее опыт самоорганизации труда и наоборот. Этот факт предопределяет необходимость внедрения педагогических технологий с целью оказания поэтапной квалифицированной помощи учителю с определённым педагогическим стажем в приобретении нового продуктивного опыта самообразования в учреждении СПК, включая:

- совершенствование аналитических способностей «молодогоучителя» (23-30 лет) и его рефлексивного отношения к себе самому и к выбранной профессии. Именно на этапе вхождения в педагогическую практику молодой специалист как никто другой нуждается в поддержке и научно-методическом сопровождении. Поэтому наиболее приемлемой для себя формой повышения квалификации начинающие учителя выбирают занятия в «Школе молодого учителя», учитывающие интересы и возможности каждого. Значительное место на занятиях в «Школе молодого учителя» необходимо отводить игровым методикам, рефлексивным тренингам общения и практическим занятиям по развитию информационной культуры начинающих педагогов, что обогащает и развивает, прежде всего, не конкретные способы деятельности и соответствующие умения, а личность в целом, создавая условия для её адаптации. Результатом самообразования молодого специалиста в СПК может стать участие в научно-практической конференции, а в перспективе - принятие решения об участии в профессиональных конкурсах педагогического мастерства. Вместе с тем, достигается единое понимание задачи самообразования как возможно более полного развития личности;

- освоение «учителем-практиком» (31-45 лет) умений использования новых педагогических технологий, осуществления инновационной деятельности, а также развитие способности адекватной оценки результатов собственного педагогического опыта и его

презентации в доступной форме. К важнейшим педагогическим условиям самообразования учителя мы относим оказание ему консультативной помощи по обобщению и систематизации имеющегося опыта по теме самообразования и разработке самообразовательной стратегии на перспективу;

- включение «учителя-профессионала» (старше 45 лет) в систему непрерывного образования, определение актуальной темы самообразования с учётом результатов его самодиагностики; обобщение и распространение собственной системы работы; проведение мастер-классов, творческих мастерских и передачу опыта молодым учителям. Поэтому научно-методическое сопровождение самообразования учителя-профессионала как действенный источник профессионального долголетия и стимул молодости может быть направлено, прежде всего, на обобщение и распространение системы работы учителя-профессионала через организацию и проведение открытых уроков и педагогических мастерских по обмену опытом. Развитие профессиональной активности и творческой деятельности возможно через передачу накопленного опыта новому поколению учителей, в том числе в форме наставничества.

Таким образом, реализация научно-методического сопровождения этапов активизации самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования выдвигает задачу разработки его содержательного и программно-методического обеспечения, которое может включать учебную программу спецкурса «Самообразование как фактор профессионального роста учителя», «Самообразование учителя в условиях перехода школы на профильное обучение» и др. Один из модулей указанных программ может включать такие занятия, как тренинг «Условия профессионального роста современного учителя», семинары-практикумы «Анализ самообразования педагога и технология обобщения педагогического опыта», «Проектирование программы элективного курса», круглый стол по презентации и защите итоговых работ учителей «Современный урок в условиях модернизации образования» и др.

Не менее важная роль должна отводиться, на наш взгляд, разработке диагностического инструментария, к которому мы относим анкеты по изучению профессиональных затруднений и уровня самообразования учителя, алгоритмы по обобщению педагогического опыта и презентации системы работы, примерную схему анализа самообразования учителя, анкеты по изучению результативности курсовой подготовки слушателей и другие дидактические материалы. Осуществляя с помощью предложенного диагностического инструментария анализ, планирование, рефлексию и оценку собственной деятельности, каждый раз относительно самого себя учитель выступает в роли руководителя, и, самоопределяясь в каждой конкретной педагогической ситуации, он может регулировать собственное поведение и деятельность так, чтобы сделать правильный выбор, решить поставленные задачи и получить новый продуктивный опыт самообразования в учреждении дополнительного профессионального образования.

Обобщая сказанное, важно отметить, что при осуществлении личностно-ориентиро-ванного и деятельностного подходов к научно-методическому сопровождению этапов активизации самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования необходимо достижение сотрудничества между учителями, методистами и преподавателями СПК, что, в свою очередь, позволит удовлетворить познавательные потребности и потребности в повышении уровня профессиональной компетентности с помощью постоянного профессионально-личностного самосовершенствования.

Литература

1. Битянова М. Р. Идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы. - 1997. -№ 3. - С. 4.

2. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.