УДК 378.046.4 ББК 74.5
Статирова Ольга Ивановна
соискатель г. Челябинск Statirova Olga Ivanovna
Applicant for a Degree Chelyabinsk
Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональном самообразовании педагогов в системе повышения квалификации Using Information-Communicative Technologies in Professional Self-Education of Instructors in the System of Teacher-Improvement
В статье изложены основные положения, связанные с профессиональным самообразованием педагогических работников в системе повышения квалификации, а также представлены результаты исследования возможности применения информационно-коммуникационных технологий для активизации и интенсификации самообразовательной деятельности педагогов.
The article states main aspects connected with professional self-education of instructors in the system of teacher-improvement, also results of research of possibilities of using of information-communication technologies for to enhance the teachers' activity and intensification of self-education are presented.
Ключевые слова: педагог, самообразование, активизация, информационно-коммуникационные технологии, повышение квалификации.
Key words: instructor, self-education, activization, information-communicative technologies, teacher-improvement.
Переход общества от индустриальной к информационной стадии развития приводит к качественному изменению образования. Новая образовательная система возникает как система открытого, индивидуализированного, созидающего знания непрерывного образования человека в течение всей его жизни.
Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что любые изменения
в системе образования практически неосуществимы до тех пор, пока не происходит опережающая подготовка педагогических работников к данным изменениям. Для реализации задач, стоящих перед современным образованием, необходима эффективная система повышения квалификации работников образования, опирающаяся на наиболее передовые технологии и средства обучения, она должна обеспечивать охват повышением квалификации всех педагогов в течение всей профессиональной деятельности и непрерывность процесса повышения квалификации.
Систему повышения квалификации (СПК), вслед за В. П. Худоминским, мы рассматриваем как «упорядоченную совокупность учреждений и организаций, целью работы которых является профессионально-личностный рост педагога и оказание своевременной помощи ему в развитии и совершенствовании своей профессиональной компетентности» [7, с. 8]. Причем, педагогическая квалификация как результат обучения в системе основного (базового) педагогического образования либо переподготовки есть инвариант, в рамках которого существуют и сохраняются профессиональные качества специалиста. Компетентность же педагога как интегральная профессионально-личностная характеристика определяется готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами. Она имеет конкретно-исторический характер, динамична и может служить показателем уровня квалификации. Сочетание показателей квалификации педагога и его компетентности позволяет говорить о динамике личностно-профессионального продвижения и определить повышение квалификации педагога как «приращение образования личности, углубление профессиональной специализации, повышение уровня компетентности, психологической переориентации на основе образовательных запросов педагогов и изменений в образовательной сфере» [3, с. 53].
Обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации педагога является одним из условий достижения его качества и эффективности функционирования системы повышения квалификации педагогических кадров, её развития.
По мнению специалистов (И. П. Глинская, А. Е. Марон, Г. Н. Сериков, Е. П. Тонконогая и др.), непрерывности профессионального образования можно достичь только при тесной взаимосвязи активного самообразования педагогов и их практической деятельности с коллективной методической работой и периодической курсовой переподготовкой в СПК [2, 6].
Из вышесказанного следует, что система повышения квалификации, призванная способствовать адаптации работников образования к постоянно меняющимся социально-культурным условиям, должна развивать в педагогах потребность и готовность к непрерывному профессиональному самообразованию.
На всем протяжении развития СПК идее самообразования педагогов уделялось важное значение. Различными учеными (Ю. К. Бабанский, Т. С. Лопатина, Т. С. Полякова, П. Г. Пшебильский, М. М. Рубинштейн, В. П. Худоминский, В. П. Якунин и др.) самообразование рассматривалось как:
- особая форма инициативной познавательной деятельности, осуществляемой самостоятельно либо при поддержке методистов и преподавателей учреждений системы повышения квалификации;
- путь самосовершенствования личности, выступающий в форме определённым образом организованного самостоятельного познавательного процесса, со всеми присущими ему компонентами (потребностями, интересами, мотивами, способностями, собственно деятельностью);
- компонент системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающий самоактуализацию и самореализацию личности [1, 2].
Авторскими коллективами, научно-методическими службами СПК делались попытки создать программы самообразования в СПК; использовать творческий подход в самообразовательной деятельности путем внедрения новых методов, в частности, исследовательского; придать процессу самообразования диагностический характер; дифференцировать процесс самообразования; создать методическое обеспечение самообразовательной деятельности; развить положительную мотивацию у обучающихся; внедрить индивидуальные формы учебных занятий; использовать тренинг по осмыслению полученных знаний [6, 7].
К настоящему моменту вопросы, связанные с самообразованием педагогов в СПК, по-прежнему остаются одной из актуальных проблем профессионального образования. Необходимость активизации самообразовательной деятельности педагогов в СПК требует поиска и внедрения в практику повышения квалификации педагогов новых технологий обучения взрослых, стимулирующих образовательную активность личности.
На наш взгляд, одним из путей решения обозначенной проблемы может стать целенаправленное использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе повышения квалификации. Кроме того, широкое применение ИКТ в самообразовании представляется объективно неизбежным в силу реально прогнозируемых качественных изменений в структурах познавательной и практической деятельности человека, связанных с информатизацией общества в целом. Это обстоятельство предопределяет использование средств ИКТ в самообразовательной деятельности педагога.
Практически все исследователи вопросов информатизации образования (А. А. Андреев, Б. С. Гершунский, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, С. В. Панюкова, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.) приходят к единому выводу о высокой эффективности использования ИКТ в учебном процессе. «Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей средств ИКТ, использование которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого» [5, с. 13]. К таким возможностям относятся: незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ; компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов и явлений как реально протекающих, так и виртуальных; архивное хранение больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкий доступ пользователя к банкам данных; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-
методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения. Кроме того, компьютерные телекоммуникации создают уникальную учебно-познавательную среду интерактивного взаимодействия представителей различных групп пользователей независимо от их места нахождения.
Применение средств ИКТ в образовании способствует усилению познавательной мотивации обучаемых, увеличению доли самостоятельной учебной деятельности, формированию личности обучаемого за счет развития его способности к образованию, самообучению, самовоспитанию, самоактуализации, самореализации [4, 5].
Анализ механизмов повышения квалификации и образовательных возможностей ИКТ позволил нам выдвинуть предположение, что целенаправленное использование ИКТ в СПК способствует активизации образовательной и самообразовательной деятельности педагогов. На наш взгляд, этому благоприятствует целый ряд факторов, детерминируемых спецификой средств ИКТ:
1. Технологии обучения с использованием аудиовизуальных средств комплексной обработки информации, предоставляющих новые возможности наглядности изучения материала, являются одними из наиболее интенсивных, что способствует познавательной мотивации обучающихся.
2. Работа с программами дистанционного обучения, электронной почтой, электронными библиотеками и электронными банками данных на файловых серверах, поиск информации с помощью поисковых систем Интернет, использование телеконференций и форумов предполагают не только получение информации, но и анализ конкретных ситуаций. Это способствует развитию умения принимать решения в различных ситуациях, в том числе и экстремальных; развитию навыков самостоятельной работы обучающихся, превращающей их из пассивного потребителя информации в исследователя; успешное выполнение педагогами такого рода работы требует от них не только знаний, но и творческой активности.
3. Интенсивная организация учебного процесса предполагает наличие
оперативной обратной связи, быстрое получение объективной информации о ходе образовательного процесса, об уровне подготовленности обучающихся, а также оперативное регулирование и коррекцию учебного процесса. В теории поэтапного формирования умственных действий в учебном процессе показано, что умственное действие формируется более эффективно, если в ходе обучения осуществляется контроль за отдельными его этапами. В самообразовательном процессе с использованием ИКТ мощным средством обратной связи становится компьютерный самоконтроль.
4. Реализация возможностей современных технологий информационного взаимодействия расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения, становится возможным приобщение обучающегося к современным методам продуцирования, обработки, хранения, передачи и транслирования информации, представленной в любой форме.
5. Средства ИКТ предоставляют обучающимся доступ к самой различной информации, что стимулирует самостоятельный ее поиск. Самостоятельность приобретения части знаний с использованием компьютера способствует формированию психологической, теоретической и практической готовности обучающихся к самообразованию.
Для подтверждения выдвинутого предположения о возможности активизации самообразовательной деятельности педагогов средствами ИКТ нами было проведено экспериментальное исследование, базой которого стал Челябинский институт развития профессионального образования (ЧИРПО). Исследованием было охвачено 782 педагога из 35 учреждений начального профессионального образования (НПО) Челябинской области, проходящих обучение по курсу «Базовая ИКТ-компетентность руководящих и педагогических работников образовательных учреждений» в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализованного в Челябинской области в 2005-2008 гг.
Экспериментальная работа осуществлялась поэтапно.
Первый этап - собственно получение педагогами базовых знаний по ком-
пьютерным технологиям, к которым относят основные понятия об аппаратном и программном обеспечении, интерфейсе операционной системы Windows, основах работы с программным пакетом Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), а также принцип работы в глобальной сети Интернет.
Второй этап - адаптация базовых знаний для возможности решения различных образовательных задач, в том числе методические основы подготовки дидактических материалов средствами MS Office, использование Интернета и электронных образовательных ресурсов в педагогической деятельности и др.
Третий этап - организация самостоятельной работы слушателей по применению полученных знаний для создания практико-ориентированных (учетом содержания предмета, профессии НПО) выпускных работ. При этом саму процедуру защиты созданных работ мы считали одной из форм повышения квалификации педагогов, организуя их квалифицированную экспертизу и подробное обсуждение результатов.
Четвертый этап - этап отсроченного эксперимента - собственно самообразовательная деятельность педагогов, закончивших освоение базовой ИКТ-компетентности в институте, но оставшихся в системе повышения квалификации, а потому сохранивших постоянную педагогическую поддержку со стороны профессорско-педагогического и методического состава ЧИРПО. Результатом самообразования на этом этапе, позволяющим судить о его эффективности, были разработанные педагогами и представленные на экспертизу цифровые образовательные ресурсы, непосредственно связанные с практической деятельностью каждого из участвующих в эксперименте.
На каждом из этапов экспериментального исследования по методике Фе-тискина Н. П., Козлова В. В., и Мануйлова Г. М. проводилось измерение готовности педагогов к профессионально-педагогическому самообразованию. При этом оценивались мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты самообразования педагогов и фиксировались низкий (репродуктивный), средний (самостоятельный), оптимальный (поисковый) и высокий (научно-исследовательский) уровни готовности к педагогическому самообразо-
ванию. Динамика изменения уровня готовности к самообразованию позволяла судить об его активизации. Собранные эмпирические данные, подвергшиеся специальной статистической обработке, свидетельствуют о существенной активизации самообразовательной деятельности педагогов при осуществлении ее в ИКТ-насыщенной среде системы повышения квалификации.
На рисунке 1 представлено частотное распределение педагогов по уровню готовности к самообразованию на начальном (первом) этапе эксперимента и по его окончании (на четвертом этапе). Если на первом этапе репродуктивный уровень зафиксирован у 5,24% педагогов, участвующих в исследовании, самостоятельный - 57,16%, поисковый - 34,14%, а научно-исследовательский -3,45%, то по итогам отсроченного (четвертого) этапа репродуктивный уровень - 0,26% педагогов, самостоятельный - 21,99%, поисковый - 58,06%, научно-исследовательский - 19,69% педагогов из числа участвующих в исследовании. Сравнение рассчитанного значения ^критерия Стьюдента (^=3,21) с его критическим значением ^ =1,96) позволяет говорить о достоверности различий в уровнях готовности педагогов к самообразованию на начальном и завершающем этапах эксперимента.
Рис. 1. Частотное распределение педагогов по уровню готовности к самообразованию
Причем, более подробный анализ выявляет на первом и втором этапах увеличение когнитивной составляющей и, частично, мотивационной, на третьем - мотивационной и деятельностной, а на четвертом - когнитивной, дея-тельностной и рефлексивной. Таким образом, проведенные экспериментальные исследования полностью подтверждают выдвинутое предположение об активизации самообразовательной деятельности педагогов средствами ИКТ. Объем выборочной совокупности позволяет считать ее репрезентативной, а полученные данные - со статистической значимостью 95% (р<0,05) отнести ко всей генеральной совокупности руководящих и педагогических работников учреждений НПО Челябинской области, проходящих повышение квалификации в ЧИРПО.
Проведенное исследование позволило нам уточнить понятие самообразования педагогов в ИКТ-насыщенной среде СПК как саморегулируемой многокомпонентной личностно и профессионально значимой самостоятельной познавательной деятельности педагога, способствующей развитию его профессиональной компетентности и обусловленной особенностями применения ИКТ в качестве средства самообразования.
ИКТ при этом следует рассматривать в качестве средства получения знаний, совершенствующего процесс самообразования, повышающего его эффективность и качество; в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания; в качестве средства развития личности обучающегося; в качестве объекта изучения; в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента; в качестве средства самоконтроля и самокоррекции результатов самообразовательной деятельности; в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления процессом самообразования; в качестве средства коммуникаций в целях распространения и изучения передового педагогического опыта.
Эффективность применения ИКТ в качестве средства профессионального самообразования педагогов в СПК зависит:
- от операционной способности педагогов к использованию ИКТ - уро-
вень их компьютерной грамотности должен быть достаточным для осуществления этой деятельности;
- от мотивированной готовности педагогов к самообразованию средствами ИКТ - необходима активизация их самообразовательной деятельности в СПК;
- от педагогического сопровождения самообразования педагогов со стороны СПК - оно должно быть комплексным и пролонгированным.
Под педагогическим сопровождением мы понимаем систему педагогических действий, обеспечивающих создание условий для принятия субъектом развития (в нашем случае педагогом) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. В основе сопровождения лежит единство функций диагностики существа возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее разрешения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; а также первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Педагогическое сопровождение связанно с нейтрализацией прогнозируемых трудностей и оказанием оперативной помощи, основывается на принципах равнозначности и дополнительности субъектов и может реализовываться тремя этапами: подготовительным, совместных действий, рефлексивным.
Практика показывает, что специально организованное освоение педагогами ИКТ, во-первых, изменяет операционный состав их профессиональной деятельности, причем, применение средств ИКТ в самообразовании сопровождается непрерывным освоением педагогами самих технологий, что развивает их ИКТ-компетентность.
Во-вторых, создание ситуации успешности и результативности самообразовательной деятельности благодаря использованию ИКТ способствует удовлетворение профессиональных затруднений и повышает мотивацию педагога к выполнению многих профессиональных обязанностей.
Наблюдаемое изменение мотивационного и операционного состава профессиональной деятельности, являющееся, по мнению специалистов СПК,
основным механизмом повышения квалификации, приводит к приращению образования личности, углублению профессиональной специализации и повышению уровня общепрофессиональной компетентности, что и составляет суть повышения квалификации. Активизация же прфессионального самообразования педагогов средствами ИКТ, зафиксированная в ходе экспериментального исследования, поддерживает непрерывность этого процесса.
Таким образом, использование ИКТ как средства самообразования педагогов в системе повышения квалификации выводит всю систему на новый уровень качества и эффективности, способствует решению многих профессиональных проблем педагогических работников, позволяет воспринимать новые идеи, заниматься инновациями, самосовершенствоваться профессионально и потому способствует успешности реформирования российского образования в соответствии с современными требованиями - ведь именно педагог является основным субъектом, призванным решать задачи развития образования, и именно он является ресурсом повышения качества образования.
Библиографический список
1. Вертилецкая, И. Г. Активизация самообразования учителя в системе повышения квалификации [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Вертилецкая И Г. - Новокузнецк, 2007. - 236 с.
2. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / А. К. Громцева. - М. : Просвещение, 1983. - 178 с.
3. Клюев, Ф. Н. Управление качеством подготовки инженерно-педагогических кадров [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ф. Н. Клюев. - Н. Новгород : Изд-во Волж. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. - 144 с.
4. Панюкова, С. В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий [Текст] / С. В. Панюкова. - М. : Изд-во РАО, 1998. - 120 с.
5. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании : Дидактические проблемы. Перспективы использования [Текст]. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 205 с.
6. Тарита, Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Тарита Л. Г. - СПб, 2000. - 179 с.
7. Худоминский, П. В. Развитие системы повышения квалификации педа-
готических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.) [Текст] / П. В. Худоминский. - М. : Педагогика, 1986. - 184 с.
Bibliography
1. Vertiletskaya, I. G. Activization of self-education of teachers in the system of teacher-improvement [Text] : dissertation ... candidate of pedagogy / I. G. Vertiletskaya. - Novokuznetsk, 2007. - 236 p.
2. Gromtseva, A. K. Forming the school-student's readiness for self-education : manual on the elective course for students of pedagogy. - M. : Prosveshenyie, 1983. - 178 p.
3. Cluev, F. N. Management of the quality of educating engineers-instructors [Text] : manual / F. N. Cluev. - Nishny Novgorod : Volgsky state professional-pedagogical university Press, 2006. - 144 p.
4. Panukova, S. V. Concept of realization of personality-centred education with use informational and communication technologies [Text] / S. V. Panukova. -Moscow : Russian academy of Press, 1998. - 120 p.
5. Robert, I. V. Modern informational technologies in education. Didactical problems. Future use [Text]. - M. : School-Press, 1994. - 205 p.
6. Tarita, L. G. Methodological support of innovational processes in managing education system of districts [Text] : dissertation ... candidate of pedagogy / Tarita L. G. - St. Petersburg, 2000. - 179 p.
7. Hudominsky, P. V. Development of teacher-improvement system of Soviet school (1917-1981 years) [Text] / P. V. Hudominsky. - Moscow : Pedagogy, 1986. - 184 p.