Научная статья на тему 'К вопросу о реализации государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности»'

К вопросу о реализации государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
429
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ / УДЕЛЬНЫЙ ВЕС УГОЛОВНЫХ ДЕЛ / КАЧЕСТВО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / PRELIMINARY INVESTIGATION / PROPORTION OF CRIMINAL CASES / QUALITY OF THE PRELIMINARY INVESTIGATION / COMPENSATION FOR DAMAGES / DEPARTMENTAL PROCEDURAL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сахарова Е.Г.

Повышение качества предварительного следствия предполагает обеспечение полного и всестороннего производства предварительного следствия по уголовным делам, постоянное совершенствование его организации и методики, применение более совершенных технических средств, усиление ведомственного контроля. В 2014 году принята государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности», включающая подпрограмму «Предварительное следствие». В статье рассматриваются основные направления совершенствования деятельности органов предварительного следствия в ходе реализации указанной программы. На основе анализа таких показателей, как удельный вес уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, из числа уголовных дел, направленных прокурору с обвинительным заключением; число лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, сделан вывод об эффективности принимаемых мер по достижению цели и решению задач программы, несмотря на имеющиеся сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the implementation of the state program of the Russian Federation “Ensuring public order and combating crime”

Improving the quality of the preliminary investigation involves providing a complete and comprehensive preliminary investigation in criminal cases, continuous improvement of its organization and methodology, application of more sophisticated technical means, strengthening the departmental control. In 2014, the state program of the Russian Federation “Ensuring public order and combating crime”, including the subprogram “Preliminary investigation”, was adopted. The main directions for improving the activities of the bodies of preliminary investigation during the implementation of this program are considered in the article. Basing on the analysis of such indicators as: the proportion of criminal cases returned for further investigation from the number of criminal cases sent to the prosecutor’s office with the indictment and the number of persons wrongly prosecuted, the author comes to the conclusion about the effectiveness of the measures taken to achieve the goal and the objectives of the program, despite the difficulties.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности»»

Раздел 9. Совершенствование правоохранительной практики

САХАРОВА Е.Г., кандидат юридических наук, saxarowaewgenia@mail.ru Кафедра организации расследования преступлений и судебных экспертиз; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

SAKHAROVA E.G.,

Candidate of Legal Sciences,

saxarowaewgenia@mail.ru

Chair of crime detection and forensics;

Tyumen Advanced Training Institute

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Amurskaya St. 75,

Tyumen, 625049,

Russian Federation

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ»

Аннотация. Повышение качества предварительного следствия предполагает обеспечение полного и всестороннего производства предварительного следствия по уголовным делам, постоянное совершенствование его организации и методики, применение более совершенных технических средств, усиление ведомственного контроля. В 2014 году принята государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности», включающая подпрограмму «Предварительное следствие». В статье рассматриваются основные направления совершенствования деятельности органов предварительного следствия в ходе реализации указанной программы. На основе анализа таких показателей, как удельный вес уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, из числа уголовных дел, направленных прокурору с обвинительным заключением; число лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, сделан вывод об эффективности принимаемых мер по достижению цели и решению задач программы, несмотря на имеющиеся сложности.

Ключевые слова: предварительное следствие; удельный вес уголовных дел; качество предварительного следствия; возмещение вреда; ведомственный процессуальный контроль.

TO THE QUESTION OF THE IMPLEMENTATION OF THE STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION "ENSURING PUBLIC ORDER AND COMBATING CRIME"

Annotation. Improving the quality of the preliminary investigation involves providing a complete and comprehensive preliminary investigation in criminal cases, continuous improvement of its organization and methodology, application of more sophisticated technical means, strengthening the departmental control. In 2014, the state program of the Russian Federation "Ensuring public order and combating crime", including the subprogram "Preliminary investigation", was adopted. The main directions for improving the activities of the bodies of preliminary investigation during the implementation of this program are considered in the article. Basing on the analysis of such indicators as: the proportion of criminal cases returned for further investigation from the number of criminal cases sent to the prosecutor's office with the indictment and the number of persons wrongly prosecuted, the author comes to the conclusion about the effectiveness of the measures taken to achieve the goal and the objectives of the program, despite the difficulties.

Keywords: preliminary investigation; proportion of criminal cases; quality of the preliminary investigation; compensation for damages; departmental procedural control.

Основные направления деятельности органов предварительного следствия обусловливаются их предназначением, а именно обеспечением соблюдения прав и свобод лиц, пострадавших от совершенных в отношении их преступных деяний. В

связи с этим совершенствование деятельности органов предварительного следствия является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Сфера уголовного судопроизводства уже на протяжении многих лет под-

вергается постоянному реформированию. Преобразования касаются как законодательной базы, так и практической реализации законодательных норм в процессе расследования преступлений. Таким образом, государство стремится создать оптимальную систему деятельности органов предварительного следствия или, иначе говоря, создать достаточные предпосылки для качественной работы следователей.

Качество законодательства возможно оценить, проанализировав нормативную базу, регламентирующую уголовное судопроизводство. Качество же деятельности следователей должно оцениваться, как отмечает К.В. Степанов, в совокупности реальных признаков процессуальной деятельности следователя [1], исходя прежде всего из материалов уголовных дел.

Несмотря на предпринимаемые меры по повышению эффективности деятельности органов предварительного следствия, в настоящее время в деятельности следователей имеют место различного рода нарушения, носящие процессуальный характер. Кроме того, остается недостаточно высоким процент раскрываемости уголовных дел относительно количества регистрируемых сообщений (заявлений) о преступлениях.

Для повышения качества и эффективности деятельности органов предварительного следствия в Российской Федерации в 2014 году была принята государственная программа, включающая подпрограмму «Предварительное следствие». Цель подпрограммы «Предварительное следствие» определена как совершенствование деятельности следователей органов внутренних дел по расследованию преступлений*.

Количественными и качественными показателями или, как указано в подпрограмме, целевыми индикаторами, характеризующими реализацию подпрограммы, являются: удельный вес уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, из числа уголовных дел, направленных прокурору с обвинительным заключением; число лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности.

* Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. N 345 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 18 (ч. IV). Ст. 2188.

В результате реализации подпрограммы ожидается повышение уровня защищенности интересов личности, общества и государства от преступных посягательств; улучшение деятельности следователей органов внутренних дел Российской Федерации по раскрытию и расследованию преступлений; повышение показателей качества и объективности предварительного следствия.

Анализ реализации указанной Государственной программы позволяет сделать определенные выводы, подтверждаемые статистическими данными. Следует отметить, что с января по июль 2017 года было зарегистрировано 1 201 196 преступлений, что на 10,2 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Тенденция уменьшения количества зарегистрированных преступлений сохраняется с 2016 года, по итогам которого количество преступлений снизилось на 9,6 % [2]. В связи с общим состоянием преступности министр вну-трен них дел В. А. Колокольцев, подводя итоги деятельности органов внутренних дел за 2016 г., доложил, что «принимаемые Министерством меры по укреплению правопорядка, повышению защищенности граждан и общества позволили обеспечить контроль над оперативной обстановкой. Продолжает сохраняться тенденция по улучшению большинства показателей, характеризующих криминальную ситуацию в стране: сократилось как общее количество зарегистрированных преступлений, так и тяжких и особо тяжких составов» [3].

Анализируя итоги работы органов предварительного следствия за январь - июль 2017 года, следует отметить, что количество раскрытых преступлений, предварительное следствие по которым обязательно, уменьшилось на 9,5 % и составило 292 142 [2]. Данный показатель деятельности Министерства внутренних дел, который складывается, в частности, из итогов деятельности органов предварительного расследования, был прокомментирован Президентом Российской Федерации на коллегии МВД России. В.В. Путин отметил, что «почти половина преступлений, как и прежде, остаются нераскрытыми. Имеющийся у Министерства потенциал используется далеко не в полном объеме, в том числе в таких чувствительных для общества сферах, как борьба с коррупци-

ей, защита граждан, их собственности и бизнеса от преступных посягательств» [3].

На основании этого Президентом РФ было обращено внимание на следующие приоритетные задачи, стоящие перед Министерством внутренних дел. Это прежде всего обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, сокращение количества преступлений, совершенных в общественных местах.

Вместе с уменьшением показателей раскрываемости преступлений, в январе - июле 2017 года отмечается снижение на 7,6 % раскрываемости так называемых преступлений прошлых лет. Их количество в указанном периоде составило 38 082 [2]. По нашему мнению, низкие показатели раскрываемости преступлений, относящихся к категории прошлых лет, приводят к созданию предпосылок для продолжения противоправной деятельности, тем самым нарушается один из основополагающих правовых принципов - неотвратимость наказания. Кроме того, остаются не восстановленными нарушенные преступлением законные права и интересы граждан, юридических лиц. В связи с этим считаем, что расследование преступлений прошлых лет было и остается одним из приоритетных направлений деятельности органов предварительного расследования.

Сформулированные в подпрограмме цели, поставленные задачи и целевые показатели программы позволяют определить основные направления совершенствования деятельности органов предварительного следствия в сфере реализации подпрограммы «Предварительное следствие»:

- соблюдение законности в деятельности органов предварительного следствия;

- повышение качества расследования;

- повышение показателей по возмещению вреда, причиненного преступлением.

Следует отметить, что показатели законности и качества в деятельности органов предварительного следствия оцениваются по различным критериям, которые будут рассмотрены ниже.

В связи с интенсификацией социально-экономических процессов, происходящих в современном обществе, повышается сложность расследуемых преступлений, а также усиливаются требования по обе-

спечению прав и свобод граждан в ходе предварительного следствия.

кроме того, сложности в процессе расследования возникают в связи с постоянным внесением изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Несвоевременное ознакомление с изменениями в законодательстве и, соответственно, несвоевременное реагирование следователей на эти изменения в своей профессиональной деятельности приводят к нарушениям законности в деятельности органов предварительного следствия.

Полагаем, что для укрепления законности в деятельности следователей, а также повышения качества их процессуальной и непроцессуальной деятельности должен совершенствоваться ведомственный процессуальный контроль и организационно-методическое обеспечение расследования преступлений.

Ведомственный процессуальный контроль осуществляется уполномоченными руководителями органов предварительного следствия.

Эта деятельность заключается в реализации процессуальных прав по изучению материалов уголовных дел, принятию процессуальных и управленческих решений по уголовным делам, производство по которым окончено, и поступившим ходатайствам следователей, проверке уголовных дел и даче по ним указаний об устранении недостатков и дальнейшем направлении расследования, а также ведению контрольных производств по уголовным делам. Сфера «ведомственного контроля», как отмечают ученые, имеет отдельные проблемы законодательного регулирования и практического применения. Однако вопросы совершенствования указанной сферы могут быть рассмотрены в рамках отдельного научного исследования [4].

Применительно к оценке качества осуществления ведомственного процессуального контроля следует анализировать показатели деятельности органов предварительного следствия, выраженные в количестве лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, а также количестве уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, от числа направленных прокурору с обвинительным заключением.

Кроме того, указанные выше критерии оценки эффективности осуществления ведомственного контроля свидетельствуют и об эффективности мер, направленных на обеспечение качества и объективности предварительного следствия, соблюдение законности при производстве предварительного следствия, и об уровне защищенности личности от незаконного и необоснованного обвинения.

Снижение количества указанных показателей свидетельствует о положительной динамике в деятельности органов предварительного следствия.

Применительно к организационно-методическому обеспечению расследования преступлений следует отметить, что оно осуществляется контрольно-методическими, информационно-аналитическими и иными подразделениями, на которые возложены подобные функции. Указанная деятельность предусматривает изучение, анализ хода и результатов деятельности по расследованию уголовных дел, подготовку управленческих решений, рассмотрение ходатайств следователей с подготовкой процессуальных решений, рассмотрение обращений и принятие при их разрешении соответствующих управленческих решений, выявление и внедрение передового и положительного опыта, организацию исполнения международных поручений о правовой помощи.

Следующим критерием оценки законности и качества деятельности следователей является обеспечение конституционных прав граждан. В частности, подлежат оценке такие показатели, как количество граждан, реабилитированных на стадии следствия и в ходе судебного разбирательства.

При оценке законности и качества предварительного следствия учитывается также количество оправдательных приговоров, вынесенных судами первой и апелляционной инстанций, количество уголовных дел, возвращенных для производства дополнительного расследования прокурорами и судами в порядке ст. 237 УПК РФ.

Как отметил В.М. Лебедев в своем выступлении на подведении итогов работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в целом за 2016 год судами первой инстанции было рассмотрено 960 тысяч

уголовных дел в отношении 1 млн лиц. Обвинительные приговоры вынесены в отношении 765 тыс. лиц, из них 230 тыс. лиц освобождены от уголовной ответственности по различным процессуальным основаниям. В общем порядке судебного разбирательства уголовные дела рассмотрены в отношении более 345 тыс. лиц, а количество освобожденных от уголовной ответственности - более 115 тыс. лиц. осуждено 220 тыс. лиц, оправдано 3,5 тыс., по реабилитирующим основаниям прекращены дела в отношении 10 тыс., по не-реабилитирующим - в отношении более 105 тыс. лиц. Приговоры по менее тяжкому обвинению постановлены в отношении более 29 тыс. лиц. В отношении 11 тыс. лиц уголовные дела возвращены прокурору в связи с существенным нарушением закона, препятствующим рассмотрению судами дел [5].

Полагаем, что каждый случай прекращения уголовных дел по реабилитирующим основаниям должен быть проанализирован с позиции выявления причин, способствовавших таким фактам. Ход обжалования каждого судебного решения по реабилитирующим основаниям должен быть взят под личный контроль руководства следственных подразделений.

Проведенный анализ позволил выделить следующие причины, послужившие основанием для возвращения уголовных дел:

- нарушения требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации при предъявлении обвинения и составлении обвинительного заключения, выразившиеся в отсутствии квалифицирующих признаков объективной стороны преступления в предъявленном обвинении, неверно указанном времени и месте совершения преступления;

- неполный объем проведенного расследования; нарушение прав обвиняемого на защиту;

- неправильная квалификация преступления.

По результатам рассмотрения каждого случая «брака» в работе следователей руководством следственных управлений применяются меры дисциплинарного воздействия как в отношении самих следователей, допустивших нарушения, так и в отношении их непосредственных руково-

дителей за ненадлежащий процессуальный контроль. Для улучшения качества деятельности следователей необходимо не только выявлять эти нарушения и налагать соответствующие взыскания, но и предупреждать их, обобщая и рассматривая случаи допущенных среди личного состава следственных подразделений нарушений.

Указанные выше показатели следует рассматривать вместе с таким показателем государственной программы, как удельный вес возмещенного ущерба от фактически причинного по уголовным делам, оконченным следователями, наиболее полно отражающим состояние дел по возмещению потерпевшим причиненного ущерба.

Возмещение причиненного ущерба заключается в установлении, изъятии и возврате потерпевшим и гражданским истцам похищенного имущества и денежных средств, организации добровольного возмещения лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности, причиненного ущерба, обеспечении гражданских исков путем наложения ареста на имущество.

За январь - июль 2017 г. ущерб от преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 246 602 549 тыс. руб., что меньше аналогичного показателя прошлого года (за январь - июль 2016 г. - 325 317 791 тыс. руб.) [2].

Следует положительно отметить работу следственных подразделений по защите конституционных прав граждан, пострадавших от преступных посягательств, в части проведения всего комплекса мероприятий, направленных на возмещение потерпевшим причиненного ущерба. В некоторых отделах полиции достаточно активно организована работа в данном направлении, и ущерб возмещается до 100 %.

Однако, несмотря на то, что общая сумма установленного ущерба незначительно снизилась, деятельность по обеспечению возмещения причиненного преступлением вреда остается недостаточно высокой, чтобы можно было делать выводы о том, что нарушенные имущественные права граждан восстановлены в полном объеме. Как отмечает Н.В. Кривощеков, «одной из основных причин этого выступает непринятие своевременных мер к установлению похищенного имущества

или денежных средств, а также имущества, на которое может быть наложен арест» [6].

Таким образом, несмотря на имеющиеся недоработки и недостаточно высокие итоги по отдельным направлениям деятельности органов предварительного следствия, указанные показатели в комплексе в полной мере характеризуют эффективность принимаемых мер по достижению цели и решению задач, предусмотренных подпрограммой. Об улучшении показателей деятельности органов предварительного следствия свидетельствуют также данные, представленные в отчете о ходе реализации программы за 2016 г. [7].

В заключение необходимо отметить, что окончание первого этапа реализации государственной программы характеризуется стабилизацией и улучшением значений многих показателей подпрограммы, появились положительные результаты предпринятых мер по совершенствованию организационно-методического руководства деятельностью подчиненных органов предварительного следствия, ведомственного процессуального контроля, организации расследования преступлений, а также направленных на повышение уровня материального обеспечения и социального статуса сотрудников следственных подразделений системы МВД России.

Все прогнозируемые показатели государственной программы - соблюдение законности и качества предварительного следствия, возмещение ущерба потерпевшим, сроки расследования - выдержаны.

На втором этапе реализации программы (2016-2020 гг.) предстоит добиться существенного улучшения значений показателей программы.

Предполагается, что реализация государственной программы позволит повысить эффективность раскрытия наиболее общественно опасных (тяжких и особо тяжких) преступлений и в результате сократить число таких преступлений, оставшихся нераскрытыми.

Планируется достичь значительного снижения удельного веса уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, от числа направленных прокурору с обвинительным заключением, и количества лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности. Кроме того, ожидается рост показателей,

отражающих состояние дел по возмещению потерпевшим причиненного ущерба.

Таким образом, результатом реализации программы должно стать повышение качества и уровня объективности предварительного следствия, обеспечение полного и всестороннего производства

предварительного следствия по уголовным делам, совершенствование организации и методики производства предварительного следствия, применение более совершенных технических средств, усиление ведомственного контроля за предварительным следствием.

Список литературы

1. Степанов К.В. Проблемы качества предварительного расследования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Ростов н/Д, 2004.

2. Состояние преступности в России за январь - июль 2017 г. М.: ГИАЦ МВД России, 2017.

3. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54014 (дата обращения: 20 мая 2017 г).

4. Сиверская Л.А. Ведомственный процессуальный контроль за рассмотрением сообщений о преступлении // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. N 1. С. 221-225.

5. URL: https://zakon.rU/blog/2017/3/9/na_soveschanii-seminare_predsedatelej_sudov_podveli_itogi_ proshedshego_goda_i_opredelili_prioritety_ (дата обращения: 20 мая 2017 г).

6. Кривощеков Н.В. Наложение ареста на имущество, полученное в ходе преступной деятельности, находящееся у «других лиц»: особенности практики // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. N 4 (34). С. 102-109.

7. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/gosprogram/Gosprogramma/отчет-о-ходе-реализации-программы-2016 (дата обращения: 20 авг. 2017 г).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.