Научная статья на тему 'О проблемах отчетности органов предварительного следствия в системе МВД России по делам о преступлениях экономической направленности'

О проблемах отчетности органов предварительного следствия в системе МВД России по делам о преступлениях экономической направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
511
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ОТЧЕТНОСТЬ / PRELIMINARY INVESTIGATION AGENCY / INVESTIGATION MANAGEMENT / ECONOMIC CRIME / REPORTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремова Е.А.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием единого и полного источника информации о результатах деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России по расследованию преступлений экономической направленности. Сделан вывод о необходимости консолидации сведений о результатах расследования уголовных дел о преступлениях данного вида в специальной форме статистического наблюдения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Data reporting issues of preliminary investigation agencies within the Interior Ministry of Russia for commercial crime cases

The article discusses the lack of a complete and unified source of information about the results of preliminary investigation agencies activity in MIA of Russia concerning investigation of economic crimes. The conclusion of the article is that the data on investigation of such criminal cases should be collected in a special form of statistical observation.

Текст научной работы на тему «О проблемах отчетности органов предварительного следствия в системе МВД России по делам о преступлениях экономической направленности»

_I

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

правоохранительной деятельности

Е.А. ЕФРЕМОВА,

старший преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений (Академия управления МВД России)

E.A. EFREMOVА,

Senior lecturer, Department of management of crime investigation agencies (Management Academy оf the Ministry For Internal Affairs)

УДК 343.37

О проблемах отчетности органов предварительного следствия в системе МВД России по делам о преступлениях экономической направленности

Issues of accountability of preliminary investigation economic crimes agencies in the system of Ministry of Interior Affairs of Russia

В статье рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием единого и полного источника информации о результатах деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России по расследованию преступлений экономической направленности.

Органы предварительного следствия, организация расследования, преступления экономической направленности, отчетность.

The paper considers the issues related to the lack of the integrated and essential information source on the performance of preliminary investigation economic crimes agencies in the system of Ministry of Interior Affairs of Russia.

Bodies of a consequence, organization of investigation, crime of an economic orientation, reporting.

Реализуя свои полномочия, направленные на обеспечение деятельности подчиненных органов и их должностных лиц, осуществляющих в пределах компетенции исполнение законодательства Российской Федерации о производстве предварительного следствия по делам о преступлениях экономической направленности, субъекты управления в целях упорядочивания данной деятельности должны владеть полной и объективной информацией, а именно:

— количественные и качественные характеристики преступлений экономической направ-

ленности как в масштабе обслуживаемой территории, так и государства в целом;

— результаты расследования уголовных дел о преступлениях экономической направленности: нагрузка следователей, количество оконченных производством уголовных дел (направленные в суд, прекращенные, приостановленные производством);

— качество расследования уголовных дел о преступлениях экономической направленности — дела, возвращенные прокурором для дополнительного расследования, и судом — прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ;

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

28

— сроки расследования уголовных дел о преступлениях экономической направленности — дела, оконченные в срок, превышающий установленный УПК РФ для производства предварительного следствия;

— состояние законности при производстве предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях экономической направленности — число лиц, дела о которых прекращены производством и оправданные судом по реабилитирующим основаниям; лиц, содержавшихся под стражей, дела о которых прекращены производством и оправданные судом по реабилитирующим основаниям;

— о возмещении материального ущерба по оконченным делам о преступлениях экономической направленности;

— о мерах по предупреждению преступлений экономической направленности.

Вместе с тем единого источника, в котором были бы сконцентрированы указанные выше сведения, не существует. Для подтверждения данного тезиса следует обратиться к действующим формам статистического наблюдения за деятельностью органов предварительного следствия в обозначенной области. При этом следует отметить, что всю отчетность можно классифицировать по различным основаниям, а именно:

1) по субъекту утверждения и введения в действие (отчетность Генпрокуратуры РФ; иных ведомств, в компетенцию которых входит расследование преступлений экономической направленности);

2) по субъекту наблюдения (отчетность органов, осуществляющих расследование преступлений экономической направленности; отчетность иных служб и подразделений, осуществляющих выявление и раскрытие данных преступлений);

3) по предмету наблюдения (отчетность о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях экономической направленности; выявлении, раскрытии и расследовании данных преступлений; профилактики, возмещения ущерба по делам о преступлениях экономической направленности);

4) по определенным группам преступлений экономической направленности (отчетность по преступлениям, связанным с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем; преступлениям, совершаемым в сфере жилищно-коммунального хозяйства и др.).

Представленный классификационный перечень отчетности не является исчерпывающим и может быть продолжен по иным основаниям, например, по периоду отчетности, срокам предоставления отчетности и т. п.

Прежде чем приступить к рассмотрению существующей отчетности, следует отметить, что, независимо от вида, к которому относится та или иная форма отчетности, она основывается на перечнях статей УК РФ, используемых при ее формировании, вводимых, начиная с 1997 г., ежегодными совместными указаниями Генпрокуратуры РФ и МВД России. В настоящее время действует указание Генпрокуратуры РФ, МВД России «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» от 15 февраля 2012 г. № 52-11/2 [7, 8].

Остановимся на краткой характеристике некоторых форм отчетности о результатах деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России по преступлениям экономической направленности.

Приказом Генпрокуратуры РФ от 8 мая 2013 г. № 190 [4] утверждены и введены в действие формы федерального статистического наблюдения № 1-ЕМ «Сведения об основных показателях следственной работы и дознания» и № 1-Е «Сведения о следственной работе и дознания». Анализ содержания обозначенных форм статистической отчетности дает основание констатировать отсутствие в них сведений о результатах расследования уголовных дел о преступлениях экономической направленности. В данных документах аккумулируется большей частью общая информация о результатах деятельности указанных органов. Наличие в ряде разделов сведений о расследовании уголовных дел по отдельным видам преступлений (например: ст. 159-159.6, 160, 187 УК РФ и т. д.) не вносит ясности, поскольку ссылка только на соответствующую статью особенной части УК РФ не позволяет определить направленность преступления.

Приказом Генпрокуратуры РФ от 19 февраля 2013 г. № 75 [6] утверждены и введены в действие формы федерального статистического наблюдения № 1-Э «Единый отчет о преступности в сфере экономики» и № 2-Э «Единый отчет о лицах, совершивших преступления в сфере экономики». В обозначенных документах отражены сведения о результатах деятельности правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных только статьями гл. 21-23 раздела VIII особенной части УК РФ, а также о лицах, их совершивших. Данное обстоятельство не позволяет адекватно оценить результаты такой деятельности органов предварительного следствия по всем делам о преступлениях экономической направленности.

Приказом Генпрокуратуры РФ от 8 мая 2013 г. № 189 [5] утверждена и введена в действие форма федерального статистического наблюдения

№ 2-Е о рассмотрении правоохранительными органами сообщений о преступлениях. В данном отчете находит отражение информация о поступивших в соответствующий орган сообщениях, принятых по ним решениях и сроках рассмотрения по конкретной статье каждой главы особенной части УК РФ. Таким образом, существующая форма статистического наблюдения, во-первых, отражает только одно направление деятельности правоохранительных органов по расследованию преступлений, во-вторых, отражает составы преступлений в соответствии со структурой уголовного закона, не определяя их экономическую направленность.

Не вносит ясность в обозначенную проблематику и существующая ведомственная отчетность по преступлениям экономической направленности. Так, приказом МВД России «О статистической отчетности органов внутренних дел Российской Федерации» от 28 февраля 2012 г. № 134 [2] утверждена статистическая отчетность 5-БЭП, которая отражает результаты работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел России по выявлению преступлений данного вида, в частности, с разбивкой по сферам экономической деятельности. Кроме того, в этом документе фиксируются сведения о причиненном ущербе и принятых мерах по его возмещению по уголовным делам о преступлениях экономической направленности, выявленных данными подразделениями, а также о результатах расследования обозначенных уголовных дел. И несмотря на то что такая форма отчетности аккумулирует информацию о преступлениях экономической направленности, она нацелена только на результаты деятельности определенного подразделения органа внутренних дел.

Этим же приказом, а также приказом МВД России «Об утверждении форм статистической отчетности» от 27 июня 2006 г. № 503 [1] утверждены и введены в действие отчеты о результатах выявления и расследования определенных групп преступлений экономической направленности:

— форма «Нацпроект» — о результатах работы по защите средств федерального бюджета, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов;

— форма «5-Л» — о результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, следствие по которым обязательно;

— Форма «5-КФ» — о результатах работы органов внутренних дел по борьбе с незаконным производством и оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции.

Тем самым обозначенные формы отчетности ограничены содержанием информации только по определенным преступлениям экономической направленности.

Отметим, что в МВД России существует еще одна форма отчетности — форма 5, утвержденная и введенная в действие приказом МВД России от 3 апреля 2013 г. № 189, содержащая наиболее полные сведения о результатах выявления и раскрытия преступлений экономической направленности, отражающая результаты деятельности органов предварительного следствия, а именно:

— о выявленных преступлениях экономической направленности;

— о причиненном материальном ущербе, его добровольном погашении и изъятии имущества, денежных средств, ценностей по преступлениям экономической направленности, по оконченным и приостановленным уголовным делам (в том числе по преступлениям, по которым предварительное следствие обязательно);

— о преступлениях экономической направленности, следствие по которым обязательно (по видам экономической деятельности);

— о выявленных лицах, совершивших преступления экономической направленности (по оконченным расследованием уголовным делам).

Однако и данная форма отчетности не является совершенной, поскольку в ней зафиксированы не все показатели работы органов предварительного следствия по делам о преступлениях рассматриваемого вида. В частности, не нашли отражения сведения об основаниях прекращения уголовных дел, приостановлении предварительного расследования по п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, нарушении законности, принятых профилактических мерах и др. Кроме того, из информации, содержащейся в отчете, не представляется возможным сделать вывод о том, каким органом предварительного следствия, какого ведомства и уровня управления принимались соответствующие решения.

Также мы можем отметить отсутствие единого источника информации о результатах расследования уголовных дел о преступлениях экономической направленности в самих органах предварительного следствия. Вводимые субъектами управления данные носят неопределенный характер, затрагивают только отдельные направления деятельности либо относятся к каким-либо группам или составам преступлений.

В частности, приказ Следственного департамента МВД России «Об организации ведомственного контроля при рассмотрении материалов проверки в порядке ст. 140—145 УПК РФ о преступлениях экономической и коррупционной направленности» от 26 октября 2011 г.

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

29

S н и о X

л

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

30

№ 55 [9] определил ежеквартальное направление в Следственный департамент МВД России следующей информации: о рассмотрении материалов проверок по сообщениям о преступлениях обозначенного вида, возбуждении по ним уголовных дел, отмене незаконных и необоснованных постановлений о возбуждении уголовных дел, результатах расследования дел указанной направленности. Форма предоставления обозначенной информации определена письмом Следственного департамента «О реализации приказа Следственного департамента МВД России № 55» от 2 декабря 2011 г. № 17/3-30397 [15].

Определенная информация направляется в Следственный департамент МВД России по преступлениям, связанным с деятельностью «финансовых пирамид» [12]; по преступлениям, совершаемым в кредитно-финансовой системе [13], в банковской сфере [14], в сфере топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности [11]; по преступлениям, предусмотренным ст. 174,174-1 УК РФ [10], и др.

Однако такие сведения носят оперативный, непостоянный характер, в результате чего они не могут восполнить системное накопление информации о результатах деятельности органов предварительного следствия по делам о преступлениях экономической направленности.

В ряде регионов с целью получения достоверной и полной информации о результатах деятельности подчиненных подразделений по расследованию преступлений экономической направленности субъектами управления, помимо установленных, введены локальные специализированные отчеты, которым свойственны аналогичные недостатки.

Список литературы

1. Об утверждении форм статистической отчетности: приказ МВД России от 27 июня 2006 г. № 503 (в ред. от 3 апреля 2013 г. № 189).

2. О статистической отчетности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 28 февраля 2012 г. № 134.

3. О едином учете преступлений: приказ Генпрокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития и торговли России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399.

4. Об утверждении и введении в действие форм федерального статистического наблюдения № 1-Е «Сведения о следственной работе и дознания» и № 1-ЕМ «Сведения об основных показателях следственной работы и дознания», а также Инструкции по составлению отчетности по формам федерального стати-

Следовательно, единый источник, отражающий сведения о результатах расследования органами предварительного следствия преступлений экономической направленности, отсутствует. При этом разнообразие форм статистического наблюдения не позволяет обеспечить полноту и комплексность собираемой информации. Это наносит информационный ущерб аналитической работе и, соответственно, приводит к несвоевременному принятию управленческих решений и их качественной составляющей по организации расследования преступлений экономической направленности органами предварительного следствия в системе МВД России.

Для преодоления этого в процессе организации расследования преступлений указанного вида предлагается консолидировать сведения о результатах деятельности органов предварительного следствия по делам о преступлениях экономической направленности в специальной форме статистического наблюдения, отвечающей таким принципам, как качество (полнота информации) и количество (информация о деятельности указанных органов в зависимости от форм предварительного расследования и ведомственной принадлежности).

Необходимо также внести в целях реализации данного предложения соответствующие изменения в учетные документы [3], которые служат основой для формирования совокупности сведений о результатах деятельности органов предварительного следствия по делам о преступлениях экономической направленности, отражаемых в соответствующих формах статистического наблюдения.

стического наблюдения 1-Е, 1-ЕМ: приказ Генпрокуратуры РФ от 8 мая 2013 г. № 190.

5. Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения № 2-Е о рассмотрении сообщения о преступлении и Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения № 2-Е: приказ Генпрокуратуры РФ от 8 мая 2013 г. № 189.

6. Об утверждении форм федерального статистического наблюдения № 1-Э, № 2-Э: приказ Генпрокуратуры РФ от 19 февраля 2013 г. № 75.

7. О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: указание Генпрокуратуры РФ и МВД России от 15 февраля 2012 г. № 52-11/2 (в ред. от 15 августа 2012 г. № 283-1/3).

8. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности: указание Генпрокуратуры РФ № 52—11, МВД России от 15 февраля 2012 г. № 2.

9. Об организации ведомственного контроля при рассмотрении материалов проверки в порядке ст. 140—145 УПК Российской Федерации о преступлениях экономической и коррупционной направленности: приказ Следственного департамента МВД России от 26 октября 2011 г. № 55.

10. О мерах по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем: указание Следственного департамента МВД России от 28 мая 2013 г. № 17/3—13085.

11. Об исполнении поручения: указание Следственного департамента МВД России от 24 апреля 2013 г. №17/3-10327.

12. О направлении обзора: указание Следственного департамента МВД России от 31 октября 2012 г. № 17/3-25833.

13. Об организации контроля за расследованием уголовных дел о преступлениях в кредитно-финансовой системе: указание Следственного департамента МВД России от 16 августа 2012 г. № 17/3-19601.

14. О предоставлении информации: указание Следственного департамента МВД России от 19 апреля 2012 г. № 17/3-9210.

15. О реализации приказа Следственного департамента МВД России № 55: информационное письмо Следственного департамента от 2 декабря 2011 г. № 17/3-30397.

Тел.: 8 (499) 745-82-23

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О ы н

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.