140
Юридическая наука. 2015. № 4
К ВОПРОСУ О РАЗЪЯСНЕНИИ СЛЕДОВАТЕЛЕМ НЕКОТОРЫХ ПРАВ ПОТЕРПЕВШЕМУ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
УХАНОВА Надежда Владимировна
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, возникающие на практике в связи с неполным разъяснением следующих прав потерпевшего: право иметь представителя; право ходатайствовать о применении мер безопасности; право ходатайствовать об уведомлении потерпевшего о прибытии осужденного к месту отбывания наказания, выезде за его пределы, освобождении. Выдвигаются предложения по повышению эффективности разъяснения следователем указанных прав потерпевшего.
Annotation. The article considers some problems that arise in practice connected with incomplete interpretation of the following rights of a victim: rights to have a representative; rights to solicit application of security measures; rights to solicit informing a victim of arrival of a convict to the correctional facility, departure out of it or release. The author makes a suggestion concerning the effectiveness increase of interpretation for a victim the mentioned rights by an investigator.
Ключевые слова: потерпевший, признание потерпевшим, права потерпевшего, разъяснение прав потерпевшему, право иметь представителя, бесплатная юридическая помощь, меры безопасности, уведомление потерпевшего.
Keywords: victim; finding of a victim; rights of a victim; interpretation of rights for a victim; right to have a representative; free legal assistance; security measures; informing a victim.
Число лиц, потерпевших от преступных посягательств в 2013 году в Российской Федерации, составило 1 566 900 чел., в 2014 году -1 595 700 чел. (с учетом данных по Крымскому федеральному округу)1, т. е. более 1,5 млн чел. в год приобретают статус потерпевшего по уголовному делу.
В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений охраняются законом. Вместе с тем изучение следственной и судебной практики показало, что работа с потерпевшими в ходе предварительного следствия не всегда ведется на должном уровне.
В следственной практике имели место случаи затягивания принятия решений о признании физических и юридических лиц потерпевшими по уголовному делу. Так, при рассмотрении судами жалоб в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) были установлены случаи, когда лица, которым преступлением причинен имущественный вред, не признавались потерпевшими. Такие примеры имелись в практике органов предварительного расследования Став-
1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL : www.gks.ru/ wps/ wcm/ connect/ ross-tat_main/ rosstat/ ru/ statistics/ population/infraction/#.
ропольского края, Амурской, Свердловской, Иркутской областей2.
В научной литературе высказано предложение о внесении в ч. 1 ст. 125 УПК РФ изменений, согласно которым законодательно была бы предусмотрена возможность обжалования отказа в признании потерпевшим3. На наш взгляд, данное предложение заслуживает поддержки.
Разъяснение прав потерпевшему включено в процедуру его допроса, регламентированную ст. 189, ч. 5 ст. 164 УПК РФ4. В случае нарушения этих процессуальных требований показания потерпевшего, которому не разъяснены его права, являются недопустимым доказательством, и это может явиться основанием возвращения уголовного дела для дополнительного расследования, причиной прекращения уголовного дела или постановления судом оправдательного приговора по делу.
Пример вынесения судом оправдательного приговора вследствие признания показаний потерпевшего недопустимым доказательством
2 Терекян В.А. Рассмотрение судом в порядке ст. 125 УПК РФ жалоб на непризнание дознавателем, следователем лица потерпевшим по уголовному делу // Российский следователь. 2015. № 16. С. 19-20.
3 Там же. С. 23.
4 Быков В. Допрос потерпевшего // Законность. 2014. № 6. С. 28.
Уголовный процесс
141
известен судебной практике: процессуальные нарушения, допущенные при проведении следователем допроса малолетней потерпевшей, явились одним из оснований, по которым суд постановил оправдательный приговор5 *.
В этой связи возникает вопрос о том, что считать разъяснением процессуальных прав потерпевшему.
С целью изучения практики разъяснения прав потерпевшему в ноябре 2015 года было опрошено 17 следователей органов внутренних дел г. Москвы, средний стаж которых - шесть лет работы по специальности, 70 % из них расследуют экономические преступления, 53 % -общеуголовные.
Выяснено, что на практике встречаются следующие способы разъяснения прав, которые могут применяться одновременно:
- следователь предлагает потерпевшему перечень его прав для личного прочтения (ответили 41 % опрошенных следователей);
- следователь зачитывает потерпевшему перечень прав (18 % следователей);
- следователь вручает потерпевшему копию постановления о признании потерпевшим, в которой приведен перечень прав, предусмотренных ст. 42 УПК РФ (65 % респондентов);
- следователь устно разъясняет некоторые права, которыми потерпевший может воспользоваться на предварительном следствии (41 % следователей).
Анкетирование показало, что права, которыми потерпевший может воспользоваться только на судебных стадиях, следователи не разъясняют вообще.
В ходе опроса следователей был также задан вопрос о том, какие права разъясняются потерпевшему подробно (список прав в вопросе был ограничен пятью, предусмотренными в п. 1, 8, 11, 21 ч. 2 ст. 42 УПК РФ, а также в ч. 3-4 ст. 42 УПК РФ). На этот вопрос получены следующие ответы:
- право потерпевшего знать о предъявленном обвиняемому обвинении (п. 1 ч. 2 ст. 42 УПК РФ) подробно разъясняют 29 % следователей;
- право потерпевшего иметь представите-ля-адвоката (п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ) - 35 % следователей;
5 Определение Судебной коллегии по уголовным делам
Верховного Суда РФ от 4 сентября 2014 г. № 56-АПУ14-34 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 2. С. 34-35.
- право потерпевшего знакомиться с постановлением о назначении экспертизы (п. 11 ч. 2 ст. 42 УПК РФ) - 29 % следователей;
- право потерпевшего ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных ст. 11 УПК РФ (п. 21 ч. 2 ст. 42 УПК РФ) -6 % следователей;
- право потерпевшего на заявление гражданского иска в ходе предварительного следствия (ч. 3-4 ст. 42 УПК РФ) - 82 % следователей.
Как видим, в среде следователей самым популярным из приведенного перечня прав потерпевшего является право на заявление гражданского иска, которое подробно разъясняют 82 % следователей. Наоборот, наиболее редко подробно разъясняется право потерпевшего ходатайствовать о применении мер безопасности (6 %).
В рамках настоящей статьи мы рассмотрим следующие права потерпевшего:
- право получать копию постановления о признании потерпевшим (п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ);
- право иметь представителя (п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ);
- право ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ (п. 21 ч. 2 ст. 42 УПК РФ);
- право потерпевшего получать информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, в том числе при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы (п. 21.1 ч. 2 ст. 42 УПК РФ).
Право получать копию постановления о признании потерпевшим (п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ). Несмотря на декларируемое в ч. 4 ст. 15 УПК РФ равноправие сторон обвинения и защиты, УПК РФ не предусмотрен порядок признания лица потерпевшим, в отличие от порядка привлечения лица в качестве обвиняемого (гл. 23 УПК РФ).
Отсутствие регламентации процедуры получения лицом статуса потерпевшего порождает вольную трактовку этого процессуального действия на практике. Опрос следователей показал, что копию постановления о признании потерпевшим всегда вручают 82 % опрошенных следователей, остальные 18 % делают это лишь в том случае, «если потерпевший потребует».
142
Юридическая наука. 2015. № 4
Такое положение дел обусловлено тем, что в п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ прописано право потерпевшего получить копию постановления о признании потерпевшим, а нормы, в которой была бы зафиксирована корреспондирующая этому праву обязанность следователя по вручению потерпевшему данного документа, в УПК РФ нет.
Для установления разумного баланса между процессуальными статусами потерпевшего и обвиняемого в УПК РФ необходимо предусмотреть обязанность следователя по вручению потерпевшему копии постановления о признании потерпевшим (по аналогии с ч. 8 ст. 172 УПК РФ, предусматривающей обязанность следователя вручить обвиняемому копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого).
Право потерпевшего иметь представителя (п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ). Право каждого на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации. «Исходя из буквального толкования данной нормы, к “каждому” можно отнести все процессуальные
фигуры в рамках расследования уголовного
6
дела, в том числе и потерпевшего» .
Результаты опроса следователей показали, что в их практике потерпевший использовал свое право иметь представителя:
- в единичных случаях (59 % опрошенных следователей);
- не использовали (18 %);
- только если потерпевший является юридическим лицом (18 %);
- часто, особенно по экономическим преступлениям (6 %).
В отличие от подозреваемого и обвиняемого, для потерпевшего не предусмотрено пользование помощью представителя (адвоката) бесплатно, за исключением несовершеннолетних потерпевших, не достигших возраста 16 лет, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности (ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ). Вместе с тем определенная законодательная работа в направлении обеспечения права потерпевшего на бесплатную юридическую помощь ведется.
6 Каражелез А.В. Представление интересов потерпевших лицами, не являющимися адвокатами // Уголовный процесс. 2015. № 8. С. 78.
В научной литературе высказываются мнения о том, что действенный механизм обеспечения права потерпевшего на оказание бесплатной юридической помощи отсутствовал лишь до принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ, который ввел в ст. 131 установления, корреспондирующие норме о возмещении потерпевшему расходов на представителя, предусмотренной ч. 3 ст. 42 УПК РФ.7 В соответствии с этим Федеральным законом теперь к процессуальным издержкам, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства, относятся суммы, выплачиваемые потерпевшему на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего (п. 1.1
ч. 2 ст. 131 УПК РФ).
На наш взгляд, такое положение нельзя считать безусловным обеспечением права потерпевшего на бесплатную юридическую помощь. Компенсация на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего, имеет место при окончании судебного производства по уголовному делу, в то время как средства на оплату представителя необходимы в ходе досудебного производства. Таких средств у потерпевшего может не быть, поэтому он не сможет воспользоваться своим правом иметь представителя.
В то же время нельзя не отметить, что практика возмещения потерпевшему расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю, в порядке покрытия процессуальных издержек, наличествует. Более того, такая практика существовала еще до принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ, например, в Московском областном суде: «Расходы, понесенные потерпевшими на оплату труда адвоката, выступающего их представителем, часть судов относит к судебным издержкам и взыскивает с осужденных, руководствуясь п. 9 ч. 2 ст. 131 УПК РФ. Так, по уголовному делу по обвинению Давыдова С.Е. по ст. 264 ч. 1 УК РФ Воскресенским городским судом удовлетворено частично в сумме 10 000 руб. требование потерпевшей о взыскании расходов по оплате юридической помощи представителя... Часть судов считает указанные расходы
7 Зайцева Е. Трижды потерпевший // Законность. 2015. № 1. С. 34-35.
Уголовный процесс
143
процессуальными издержками, подлежащими взысканию за счет федерального бюджета»8.
В тех случаях, когда суды считают расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения представителю, процессуальными издержками, подлежащими взысканию за счет федерального бюджета, неясно, каков механизм определения суммы этих процессуальных издержек. При расчете суммы указанных издержек суды могут по аналогии руководствоваться приказом Минюста России № 174 и Минфина России № 122н от 5 сентября 2012 г. «Об утверждении порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела»9. Однако данный приказ рассчитан на выплату вознаграждения адвокату (защитнику), а не на покрытие процессуальных издержек потерпевшему: последние могут значительно превышать сумму вознаграждения адвоката (защитника), оказывающего юридическую помощь обвиняемому по назначению следователя, и поэтому расходы потерпевшего по оплате юридической помощи представителя будут возмещены не полностью, а частично, что подтверждает приведенный выше пример.
В этой связи вряд ли можно согласиться с авторами, которые считают, что обеспечение права потерпевшего на бесплатную юридическую помощь возможно по аналогии с правом подозреваемого (обвиняемого), т. е. по постановлению следователя из средств федерального бюджета с последующим взысканием с виновного в порядке ч. 1.1 ст. 131 УПК РФ10 *.
Исходя из неравных возможностей потерпевшего и подозреваемого (обвиняемого) пользования бесплатной юридической помо-
8 Справка Московского областного суда от 1 июня 2010 г. «По результатам изучения практики применения городскими (районными) судами Московской области норм уголовно-процессуального закона, регулирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве в 2009 году» // СПС «КонсультантПлюс».
9 Приказ Минюста России и Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 174/122н «Об утверждении порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела» // СПС «Гарант».
10 См.: Кудрявцева Т.Г., Кожухарик Д.Н. Новеллы в про-
цессуальных правах и обязанностях потерпевшего и свидетеля //
Уголовный процесс. 2015. № 2. С. 42.
щью, можно заключить, что в УПК РФ не до конца реализован принцип состязательности и равноправия сторон, предусмотренный ст. 15 УПК РФ.
В небольшой мере, для отдельных категорий потерпевших этот недостаток уголовнопроцессуального законодательства может быть компенсирован законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Это видно на примере Вологодской области, на территории которой действует постановление Правительства Вологодской области от 21 ноября 2011 г. № 1470 «Об утверждении порядка организации предоставления социальной поддержки в виде квалифицированной юридической помощи несовершеннолетним, признанным потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства, и оплаты труда адвоката и компенсации расходов, связанных с ее оказани-ем»11. В соответствии с данным постановлением социальная поддержка в виде квалифицированной юридической помощи несовершеннолетнему потерпевшему предоставляется через орган опеки и попечительства, обеспечивающий участие в уголовном деле представителя (адвоката), услуги которого оплачиваются из средств бюджета.
Кроме того, бесплатная юридическая помощь потерпевшему от преступного посягательства может быть оказана в рамках Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»12. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 23 данного Федерального закона бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования и составления документов правового характера могут оказывать юридические клиники, создаваемые в образовательных организациях высшего образования, а согласно ч. 4-5 ст. 24 - негосударственные центры бесплатной юридической помощи; при этом виды юридической помощи и категории граждан, имеющих право на ее получение,
11 Постановление Правительства Вологодской области от 21 ноября 2011 г. № 1470 «Об утверждении порядка организации предоставления социальной поддержки в виде квалифицированной юридической помощи несовершеннолетним, признанным потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства, и оплаты труда адвоката и компенсации расходов, связанных с ее оказанием». URL : u19.edu35.m/attachments/artide/131/ПП ВО № 1470.doc
12 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // СПС «Гарант».
144
Юридическая наука. 2015. № 4
а также перечень правовых вопросов, по которым оказывается помощь, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно.
В соответствии с п. 2-4 Приказа Минюста России от 1 марта 2013 г. № 24 «Об утверждении Порядка ведения списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и его размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”»13 список негосударственных центров бесплатной юридической помощи размещается на официальном сайте Министерства юстиции. Например, на сайте Минюста России имеются сведения об Адвокатском кабинете С.Г. Елисеева, № 77/3-2074 в реестре адвокатских образований г. Москвы. В указанном Адвокатском кабинете юридическая помощь на безвозмездной основе оказывается ветеранам Великой Отечественной войны, пенсионерам, многодетным семьям и другим категориям граждан по вопросам гражданского и уголовного права14. Следовательно, при обращении в данное адвокатское образование определенные категории граждан (например, пенсионеры) могут получить консультацию или иную юридическую помощь в связи с их участием в уголовном деле в качестве потерпевшего.
Полагаем, что следователю в целях эффективного обеспечения прав потерпевшего желательно разъяснять последнему возможность оказания ему бесплатной юридической помощи в рамках системы негосударственной бесплатной юридической помощи. Для этого следственные подразделения необходимо обеспечить информацией о негосударственных центрах бесплатной юридической помощи, функционирующих на территории соответствующего субъекта РФ, оказывающих помощь по уголовным дела, а также о категориях граждан, которым оказывается бесплатная юридическая помощь. Информацию такого рода
13 Приказ Минюста России от 1 марта 2013 г. № 24 «Об утверждении Порядка ведения списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и его размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”» // СПС «Гарант».
14 Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи // Официальный сайт Министерства юстиции РФ. URL : http://minjust.ru/ru/spisok-negosudarstvennyh-centrov-besplatnoy-yuridicheskoy-pomoshchi
целесообразно аккумулировать в методических рекомендациях по разъяснению и обеспечению прав потерпевшего.
Помимо этого, в указанных методических рекомендациях уместно поместить информацию о возможности оказания социальной помощи в виде бесплатной юридической помощи, если она предусмотрена законодательством субъекта РФ, как это было показано на примере Вологодской области.
В связи с правом потерпевшего иметь представителя необходимо сказать о субъекте оказания юридической помощи потерпевшему. Этим субъектом, в соответствии с ч. 1 ст. 45 УПК РФ, может быть не только адвокат, но и «иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший».
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве», разъясняется, что представителями потерпевшего могут выступать не только адвокаты, но и иные лица, способные, по мнению потерпевшего, оказать квалифицированную юридическую помощь. Полномочия таких лиц подтверждаются доверенностью или заявлением потерпевшего15.
Конституционный Суд РФ в определении от 5 декабря 2003 г. № 446-О указал, что «право потерпевшего на получение юридической помощи не может влечь за собой возникновение у него обязанности обращаться за юридическими услугами только к членам адвокатского сообщества»16 * *.
Несмотря на все это правоприменительная практика в отношении допуска следователем в качестве представителя потерпевшего иного лица (юриста, не являющегося адвокатом), противоречива. Так, в одних случаях юрист (не
15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» // Официальный сайт Верховного Суда РФ. URL : http://vsrf.m/Show_pdf.php?Id=7716
16 Определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря
2003 г. № 446-О «По жалобам граждан Л.Д. Вальдмана, С.М.
Григорьева и региональной общественной организации “Объединение вкладчиков МММ” на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” // СПС «КонсультантПлюс».
Уголовный процесс
145
адвокат) допускается следователем в качестве представителя потерпевшего на основании ходатайства последнего, в других - имеет место необоснованный отказ следователя потерпев-
17
шему в удовлетворении такого ходатайства .
В связи с данной проблемой А.В. Караже-лез рекомендует потерпевшему в случае отказа следователя в удовлетворении ходатайства о допуске в качестве представителя юриста, не являющегося адвокатом, обращаться в суд с жалобой на нарушение конституционного права на защиту18. Соглашаясь с данным предложением, добавим, что в предлагаемых нами методических рекомендациях целесообразно разъяснить следователям положения уголовно-процессуального закона об участии в качестве представителя потерпевшего иного лица (в частности, юриста, который не является адвокатом).
Подводя итог вопросу о праве потерпевшего иметь представителя, следует заключить, что при разъяснении данного права следователю целесообразно информировать потерпевшего:
1) о возможности возмещения расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего, в порядке покрытия процессуальных издержек (ч. 1, 2 ст. 131 УПК РФ);
2) возможности оказания бесплатной юридической помощи потерпевшему в системе негосударственной бесплатной юридической помощи, предусмотренной Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», юридическими клиниками и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи (сведения о последних размещены на официальном сайте Минюста России);
3) возможности оказания социальной помощи в виде бесплатной юридической помощи для отдельных категорий населения в тех субъектах РФ, где такая помощь предусмотрена;
4) возможности допуска в качестве представителя потерпевшего иного лица, не являющегося адвокатом (ч. 1 ст. 45 УПК РФ).
Право потерпевшего ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ (п. 21 ч. 2 ст. 42
17 Каражелез А.В. Представление интересов потерпевших лицами, не являющимися адвокатами. С. 80-81.
18 Там же. С. 81.
УПК РФ). Опасения за свою жизнь и жизнь родственников, близких людей, а также за собственное имущество могут быть мотивами для отказа потерпевшего от помощи предварительному следствию в доказывании, в частности, причинами отказа от дачи показаний, прохождения освидетельствования, дачи образцов для сравнительного исследования, участия в экспертном исследовании19 20.
Верховный Суд РФ обращает внимание на своевременность разъяснения потерпевшему права ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренного п. 21 ч. 2
ст. 42 УПК РФ, должностным лицом, осущест-
20
вляющим уголовное судопроизводство .
Содержание данного права потерпевшего таково, что недостаточно просто озвучить (зачитать) его: необходимо разъяснить, в чем заключаются меры безопасности. С этой целью следователь должен перечислить процессуальные меры безопасности, предусмотренные в ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК РФ.
Кроме того, целесообразно разъяснить потерпевшему, что следователь вправе по его ходатайству принять решение о применении иных мер безопасности (непроцессуальных), предусмотренных Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»21.
Право потерпевшего на извещение о прибытии осужденного к месту отбывания наказания, выезде за его пределы, а также об освобождении (п. 21.1 ч. 2 ст. 42 УПК РФ). Этим правом потерпевший может воспользоваться только на судебных стадиях рассмотрения уголовного дела. Однако разъяснять его целесообразно на стадии предварительного следствия в связи с разъяснением права потерпевшего ходатайствовать о применении мер безопасности. Все эти меры, включая предусмотренное п. 21.1 ст. 42 УПК РФ извещение потерпевшего о прибытии осужденного к мес-
19 Зайцева Е. Трижды потерпевший. С. 36.
20 Пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» // Официальный сайт Верховного Суда РФ. URL : http://vsrf.m/Show_pdf.php?Id=7716
21 Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СПС «Гарант».
146
Юридическая наука. 2015. № 4
ту отбывания наказания, выезде за его пределы, а также об освобождении, целесообразно применять в комплексе для более эффективного обеспечения безопасности потерпевшего.
Думается, что следователю при разъяснении данного права потерпевшему желательно пояснить, что в соответствии с ч. 5 ст. 313 УПК РФ суд по ходатайству потерпевшего одновременно с постановлением приговора выносит постановление об уведомлении потерпевшего или его законного представителя, которое направляется администрации органа или учреждения, исполняющего наказание. Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее - УИК РФ) предусмотрены сроки уведомления потерпевшего (ст. 17, ч. 6.1 ст. 97, ч. 1 ст. 172.1 УИК РФ)22.
Подводя итог, необходимо сделать следующие выводы.
1. Для установления баланса между процессуальными статусами потерпевшего и обвиняемого, в целях реализации принципа состязательности сторон в УПК РФ целесообразно внести дополнение об обязанности следователя по вручению потерпевшему копии постановления о признании потерпевшим.
2. В целях квалифицированного разъяснения прав потерпевшему в каждом субъекте РФ необходимо разработать методические рекомендации для следователей с учетом специфики нормативно-правовой базы, а также судебной и следственной практики соответствующего субъекта РФ, в которых предусмотреть необходимость разъяснения:
а) в связи с правом потерпевшего иметь представителя (п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ):
- возможности возмещения расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего, в порядке покрытия процессуальных издержек (ч. 1, 2 ст. 131 УПК РФ);
- возможности оказания бесплатной юридической помощи потерпевшему в системе негосударственной бесплатной юридической помощи, предусмотренной Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», юридическими клиниками и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи (сведения о последних размещены на официальном сайте Минюста России);
- возможности оказания социальной помощи в виде бесплатной юридической помощи для отдельных категорий населения в тех субъектах РФ, где такая помощь предусмотрена;
- возможности допуска в качестве представителя потерпевшего иного лица, не являющегося адвокатом (ч. 1 ст. 45 УПК РФ);
б) в связи с правом потерпевшего ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ (п. 21 ч. 2 ст. 42 УПК РФ) видов процессуальных и непроцессуальных мер безопасности;
в) в связи с правом потерпевшего получать уведомления о прибытии осужденного к месту отбывания наказания, выезде за его пределы, освобождении (п. 21.1 ч. 2 ст. 42 УПК РФ) процессуального порядка принятия судом решения об уведомлении потерпевшего, а также сроков, в течение которых администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, производится уведомление потерпевшего согласно ст. 17, 97, 172.1 УИК РФ.
Библиографический список
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] // Сайт Конституции Российской Федерации. - Режим доступа : http://constitution.garant.ru/.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СПС «Гарант».
5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Ро ссийской Федерации» // СПС «Гарант».
22 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
Уголовный процесс
147
6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» [Электронный ресурс] // Рос. газ. : официальный сайт. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/12/30/sudoproizvodstvo-dok.html
7. Приказ Минюста России и Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 174/122н «Об утверждении порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела» // СПС «Гарант».
8. Приказ Минюста России от 1 марта 2013 г. № 24 «Об утверждении Порядка ведения списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и его размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”» // СПС «Гарант».
9. Постановление Правительства Вологодской области от 21 ноября 2011 г. № 1470 «Об утверждении порядка организации предоставления социальной поддержки в виде квалифицированной юридической помощи несовершеннолетним, признанным потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства, и оплаты труда адвоката и компенсации расходов, связанных с ее оказанием» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : u 19.edu35.ru/attachments/article/131/1III ВО № 1470.doc
10. Определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2003 г. № 446-О «По жалобам граждан Л.Д. Вальдмана, С.М. Григорьева и региональной общественной организации “Объединение вкладчиков МММ” на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда РФ. - Режим доступа : http://vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=7716
12. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2014 г. № 56-АПУ14-34 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2015. - № 2. - С. 34-35.
13. Справка Московского областного суда от 1 июня 2010 г. «По результатам изучения практики применения городскими (районными) судами Московской области норм уголовнопроцессуального закона, регулирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве в 2009 году» // СПС «КонсультантПлюс».
14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ infraction/#.
15. Быков, В. Допрос потерпевшего // Законность. - 2014. - № 6. - С. 26-32.
16. Зайцева, Е. Трижды потерпевший // Законность. - 2015. - № 1. - С. 34-38.
17. Каражелез, А.В. Представление интересов потерпевших лицами, не являющимися адвокатами // Уголовный процесс. - 2015. - № 8. - С. 78-81.
18. Кудрявцева, Т.Г. Новеллы в процессуальных правах и обязанностях потерпевшего и свидетеля / Т.Г. Кудрявцева, Д.Н. Кожухарик // Уголовный процесс. - 2015. - № 2. - С. 40-47.
19. Терекян, В.А. Рассмотрение судом в порядке ст. 125 УПК РФ жалоб на непризнание дознавателем, следователем лица потерпевшим по уголовному делу // Российский следователь. - 2015. -№ 16. - С. 19-23.