Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ ВУЗА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ ВУЗА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / МАССМЕДИА / ЦИФРОВАЯ ЭПОХА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ТЕКСТ СМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилов В. В.

Статья посвящена вопросу формирования специальных компетенций студентов-журналистов в цифровую эпоху. Проблема заключается в том, что в современной журналистике появились новые технологии, новые способы обработки и трансляции информационных материалов, новые способы взаимодействия с аудиторией. Появились также новые журналистские профессии, которые стали ответом на социальный запрос и вызовы времени. Автор статьи предлагает внести ряд изменений в систему подготовки журналистов в вузе. Новые методы и образовательные технологии должны, по мнению автора, быть реализованы в системе, например, в рамках виртуального медиапарка. Участники проекта, студенты-журналисты, работают на общую цель, используя современные технологии. Педагог (практикующий журналист) выступает в качестве фасилитатора, который направляет деятельность студентов, дает ей объективную оценку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF SPECIAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY JOURNALISM STUDENTS IN THE DIGITAL AGE

The article is devoted to the formation of special competencies of journalism students in the digital age. The problem is that new technologies, new ways of processing and broadcasting information materials, new ways of interacting with the audience have appeared in modern journalism. New journalistic professions that have become a response to the social demand and challenges of the time have also appeared. The author of the article suggests making a number of changes in the system of training journalists at the university. According to the author, new methods and educational technologies should be implemented in the system, for example, within the framework of a virtual media park. The project participants, student journalists, work for a common goal using modern technologies. The teacher (practicing journalist) acts as a facilitator that directs the activities of students and assesses it objectively.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ ВУЗА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ»

DOI 10.26105/SSPU.2022.76.1.002 УДК 378.016:070.1 ББК 74.480.25

В.В. ГАВРИЛОВ К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ

СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ ВУЗА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

V.V. GAVRILOV ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT

OF SPECIAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY JOURNALISM STUDENTS IN THE DIGITAL AGE

Статья посвящена вопросу формирования специальных компетенций студентов-журналистов в цифровую эпоху. Проблема заключается в том, что в современной журналистике появились новые технологии, новые способы обработки и трансляции информационных материалов, новые способы взаимодействия с аудиторией. Появились также новые журналистские профессии, которые стали ответом на социальный запрос и вызовы времени. Автор статьи предлагает внести ряд изменений в систему подготовки журналистов в вузе. Новые методы и образовательные технологии должны, по мнению автора, быть реализованы в системе, например, в рамках виртуального ме-диапарка. Участники проекта, студенты-журналисты, работают на общую цель, используя современные технологии. Педагог (практикующий журналист) выступает в качестве фасилитатора, который направляет деятельность студентов, дает ей объективную оценку.

The article is devoted to the formation of special competencies of journalism students in the digital age. The problem is that new technologies, new ways of processing and broadcasting information materials, new ways of interacting with the audience have appeared in modern journalism. New journalistic professions that have become a response to the social demand and challenges of the time have also appeared. The author of the article suggests making a number of changes in the system of training journalists at the university. According to the author, new methods and educational technologies should be implemented in the system, for example, within the framework of a virtual media park. The project participants, student journalists, work for a common goal using modern technologies. The teacher (practicing journalist) acts as a facilitator that directs the activities of students and assesses it objectively

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетенция, креативность, массмедиа, цифровая эпоха, информационная культура, текст СМИ.

KEY WORDS: competence, creativity, mass media, digital age, information culture, media text.

ВВЕДЕНИЕ. В сфере наших научных интересов лежит педагогическое сопровождение, обеспечивающее развитие специальных компетенций студентов-журналистов вуза в цифровую эпоху. Долгое время вузовское журналистское образование было своеобразным мостиком от теоретических аспектов создания публицистического текста к практической работе в редакции. Кардинальные изменения в журналистской профессии начали происходить с появлением Интернета, расширявшего аудиторию СМИ, увеличивавше-

го возможности поиска информации. Появилась возможность получать обратную связь от читателей / зрителей / слушателей в режиме реального времени. Однако цифровая эпоха принесла с собой и определенного рода угрозы. С появлением социальных сетей возросло количество авторов, не имевших специального образования (блогеры, тик-токеры, ютуберы и т.д.), которые стали перетягивать на себя внимание аудитории. При этом качество материалов оставляло желать лучшего. Снизилась планка оценки публикаций, уровень критичности по отношению к ним, проверка истинности тех или иных фактов (чему ранее любая редакция придавала огромное значение) стала считаться чем-то необязательным. Профессиональным журналистам в настоящее время приходится бороться за внимание аудитории, искать новые способы и формы подачи материалов. В этой связи, по нашему глубокому убеждению, назрела необходимость пересмотра традиционных педагогических технологий работы со студентами-журналистами в вузе.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — определение методологического подхода к развитию специальных компетенций студентов-журналистов в цифровую эпоху.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В работе использовались следующие методы: методы анкетирования, теоретико-методологического анализа (изучение степени разработанности проблемы) и метод дискурсивной рефлексии (построение теоретических положений и формулировка практических рекомендаций на основе имеющегося опыта).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для начала определимся с понятием «цифровизация», а также обозначим кратко те изменения, которые она привнесла в работу современного журналиста. Цифровизация означает «вытеснение всего аналогового» из различных сфер общественной жизни, их «оцифровку» и, как следствие, создание специфической цифровой среды, в которой параллельно существуют медиа разных уровней, легко объединяющиеся в одно целое; в которой существует «избыточный» выбор медиаконтента с улучшенным доступом и разумными затратами (чаще всего бесплатно) для пользователя и постоянно создаются новые медиапродукты, сочетающие в себе весь спектр возможностей этой среды» [9]. Расширилось количество журналистских профессий: в редакциях появляются web-дизайнеры, медиа-планеры, медиабайеры, комьюнити-менеджеры, райтеры и рерайтеры, модераторы, SMM-менеджеры, специалисты дата-отделов, отделов визуализации и виртуальной реальности [9]; требуются специалисты в области технологий и методов сбора данных, их интерпретации, сторителлинга, дистрибуции контента [6]. Активно развиваются мультимедийная, иммерсивная, автоматизированная и роботизированная журналистика [1].

Кроме того, не следует забывать о таком важном процессе, происходящем в современной журналистике, как «конвергенция». Процесс этот активно изучается учеными в настоящее время. В широком смысле это и объединение медиаплатформ, и объединение медиатехнологий (яркий тому пример — лонгрид). ТВ, радио, печатные издания отступают на второй план, переходят в цифровой формат или исчезают вовсе. Меняются способы медиапотребления. Потребитель информации, медиаконтента в современном обществе отказывается от традиционных медиа в пользу социальных сетей и цифровых источников информации, которые находятся на одном устройстве (смартфон или (реже) ноутбук) [8]. Кроме того, А.Ю. Суворова рассматривает конвергенцию и как слияние профессиональных качеств журналиста [14].

Нельзя также не обратить внимания на тот факт, что и сами студенты-журналисты, испытывая на себе влияние цифровых технологий, меняют собственные взгляды на мир и профессию, корректируют приоритетные нравственные ценности. В настоящее время происходят изменения в самоидентификации молодежи. Об этом, анализируя итоги социологического исследования, пишут В.Ф. Олешко, Е.В. Олешко и О.С. Мухина: «Проведенное исследование показало, что тематическую палитру наиболее сущностной про-

блематики для личностного самоопределения респондентов составили: вопросы выбора целей и средств самореализации; самоидентификация в контексте проявления человеком свободы в принятии решений; проблемы поколенческих различий и межпоколенческой коммуникации; а также все, что связано с перманентными технологическими трансформациями и повсеместной цифровизацией, влияющими как на процессы профессиональной идентификации индивидов, так и на развитие сфер экономики и политики в целом... Вместе с тем более трети респондентов акцентировали внимание на психологических проблемах, являющихся следствием цифровизации,— своей зависимости от Интернета и гаджетов, депрессиях и различного вида расстройствах»» [10, с. 152]. Как видим, многие проблемы, ставшие актуальными, первостепенными для современной пишущей молодежи, еще два десятилетия назад казались незначительными или даже надуманными, фантастическими.

И здесь возникает очень важный вопрос: «Каких профессиональных качеств, компетенций ждет от журналистов, выпускников вуза общество? Каков современный социальный запрос?»

Исследователи Н.С. Авдонина и В.Н. Богатырёва считают, что к традиционным требованиям, предъявляемым к журналистам, добавились навыки, связанные с погружением в технологические аспекты: веб-вёрстка, SMM, анализ данных, освоение инфографики, фото— и видеосъёмка, технологии монтажа, навыки интерактивного общения с аудиторией и геймификации. Это означает, что журналисты сегодня должны быть максимально универсальными, мультимедийно думающими и технологически подкованными; в редакциях стали востребованы программисты, мыслящие как журналисты, и журналисты, имеющие навыки программирования. Такой тип журналистов, которых ещё называют сетевыми, стремительно вытесняет с медиарынка тех, кто работает «по старинке» [1, с. 15].

Вне всякого сомнения, традиционные способы педагогического воздействия в современной высшей школе, и особенно по отношению к студентам-журналистам, всегда отличавшимся обостренным чувством справедливости и открытой гражданской позицией, недопустимы и неэффективны.

В этой связи необходимо, в рамках педагогического процесса высшей школы, выработать эффективную модель сотрудничества с молодежью. Мы согласны с мнением В.Ф. Олешко, Е.В. Олешко и О.С. Мухиной о том, что наиболее продуктивным по отношению к студенческой молодежи является «открытый диалог, предоставление ей правовых, экономических возможностей и социальных гарантий для саморазвития» [10, с. 152].

При этом приходится констатировать, что учебные планы и уровень подготовки самих педагогов, работающих с журналистами, не соответствуют тем колоссальным изменениям, которые происходят в настоящее время при переходе «с аналога на цифру».

Ведущий специалист по теории и истории педагогики И.П. Подласый пишет следующее: «Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя. Обучение путем «делания» в 6-7 раз продуктивнее обучения путем «слушания». Продуктивность усвоения знаний, умений прямо пропорциональна объему практического применения знаний, умений» [13]. Исследователь предлагает перейти от теоретизирования к практике, и для будущих журналистов такой подход особенно актуален. Недостаточно на лекционных занятиях отметить изменения, которые происходят в современной журналистике (цифровизация, конвергентность, появление новых профессий). Также недостаточно назвать и описать угрозы, которые несет цифровизация будущим специалистам. Необходимо научить студентов применять полученные знания на практике, иметь опыт борьбы с возможными угрозами.

В этой связи возрастает роль дополнительных занятий, мастер-классов с приглашенными специалистами, лабораторий, производственных практик, проектной деятельности. Задача наставника — погрузить обучающихся в рамках учебного процесса в подготовку реальных продуктов для СМИ, созданных с учетов современных условий и требований общества. При этом сам педагог должен быть не только теоретиком, но и практиком, то есть быть действующим журналистом, погруженным в медиасреду, знать основные проблемы, угрозы и точки роста современной журналистской деятельности.

С учетом сказанного выше, назовем те ключевые компетенции, знания, умения и навыки, которые, вслед за Л.П. Шестеркиной, мы считаем необходимым развивать у студентов-журналистов в первую очередь: «— знание информационных потребностей своей аудитории;

— понимание системы ценностей целевой аудитории: фигуры-«маяки», референтные группы, язык, стилевые предпочтения; причастность к определенным сообществам;

— понимание важности сетевого сообщества для медиакомпаний и одиночных производителей интернет-контента;

— умение собирать информацию с помощью сетевых сообществ и иметь навык работы с медиатекстами в Интернете;

— умение правильно отвечать на вопросы ситуативных задач, возникающих в системе сетевого общения, а также обладание навыками работы в совместных редакторских средах для рассылки, редактирования и поддержки контента (информации);

— умение использовать рабочие ссылки, писать совместные с поисковиками заголовки, пользоваться и управлять семантическими указателями и/или категориями в системе медиатекста, работать в различных системах управления (Joomla, Wordpress, Drupal), JavaScript (язык сценариев) и др. Кроме того, базовым умением для студентов должен быть навык съемок, записи и редактирования фото-, видео-, радиоматериалов» [15].

Однако следует отметить, что никакие инновации не будут восприняты студентами и не покажут своей эффективности, если у обучающихся не будут сформированы мотивация и положительное отношение к изменениям. Студенты привыкли работать в традиционной системе (большая теоретическая часть, пассивное слушание, решение тестов, узкий спектр возможностей проявлять творческую активность, участвовать в совместной деятельности (например, проектной). Можно предположить, что перемены будут восприняты студентами негативно.

Учитывая указанные обстоятельства и с целью проверить данное предположение, в 202021 учебном году на базе Сургутского государственного педагогического университета нами было проведено анкетирование среди студентов-журналистов старших курсов (3 курс, гр. Б-8201, 20 человек и 4 курс, гр.Б-7081, 17 человек). Отметим, что в обеих группах перед анкетированием, в рамках учебной дисциплины «Анализ журналистского текста» нами была организована дискуссия с целью определения ряда актуальных тенденций в области циф-ровизации, обсуждались положительные аспекты и угрозы данного процесса, перспективы развития журналистики в новых условиях.

Цель анкетирования — выяснение отношения к новым образовательным технологиям в эпоху цифровизации.

Первый пункт анкеты предлагал студентам оценить уровень своей профессиональной готовности работать в условиях цифровизации журналистики. Подавляющее большинство студентов обеих групп оценило свою готовность как высокую (87%). Этот факт объясняется тем, что студенты уверены в своих пользовательских навыках, сфера интернет-технологий им близка. Однако в этом заключается одна из ключевых ошибок молодых специалистов: уверенное владение интернет-технологиями отнюдь не гарантирует успешного вхождения в профессию в условиях новой (цифровой) реальности.

Наш вывод косвенно подтверждается тем, что на открытый вопрос «Какие угрозы несет цифровизация журналистики?» мы получили довольно скудный набор вариантов, что подтверждает предположение о недооценке студентами, будущими журналистами, возможных трудностей, с которыми они столкнутся, начав работу в редакциях.

Варианты были предложены далеко не всеми участниками анкетирования и могут быть представлены в следующих формулировках: «Большой объем информации, которую трудно перерабатывать потребителям», «Снижение контроля за качеством информации, обилие фейковых новостей», «Появление большого количества непрофессиональных журналистов на информационных площадках различного рода».

Последний вариант свидетельствует о том, что начинающие журналисты ощущают конкуренцию со стороны «непрофессионалов» (различных блогеров и т.д.), что может служить, на наш взгляд, отличным мотиватором для дальнейшего профессионального развития обучающихся.

Кроме того, для нас важно было оценить отношение студентов к системе подготовки журналистов в высшей школе. В этой связи ключевым был следующий вопрос: «Есть ли необходимость обновить в рамках образовательного процесса набор технологий, методов обучения будущих журналистов? И если «да», то какие методы / технологии нужно добавить?». При положительном ответе студентам предлагалось выбрать варианты из перечня различных методов и технологий, так или иначе связанных с цифровизацией журналистики. При этом малознакомые методы и технологии сопровождались краткими справочными сведениями.

Из 37 человек только 16 (43,24%) отметили, что такие изменения необходимы. Очевидно, обучающие считают существующую систему образования достаточной для их подготовки. Их не смущает высокая степень теоретизации в рамках учебных курсов, поскольку практические навыки они могут получить в редакции. Также стоит отметить, что проблемы цифровизации в области журналистики не слишком сильно волнуют обучающихся, иначе желание усилить этот аспект подготовки благодаря соответствующим технологиям и методам обучения определило бы иные выборы.

Итак, менее половины опрошенных считают, что изменения в обучении нужны и актуальны. Их не пугают перемены. Кроме того, данное мнение свидетельствует о готовности студентов профессионально развиваться в области цифровизации журналистики, осваивать учебную информацию благодаря современным технологиям.

Ниже мы приводим таблицу (Таблица 1) выборов в порядке убывания по значимости, с краткими характеристиками каждого метода / технологии.

Таблица 1. Результаты выбора методов / технологий студентами-журналистами в процессе обучения в условиях цифровизации журналистики

Метод/ технология % выбравших Краткая характеристика

1 2 3

1. Геймификация 23% Геймификация — это «применение игровых методик в повседневных процессах ради повышения мотивации» [5]. Выделяют три основополагающих принципа технологии: мотивация, статус, вознаграждение. «Геймификация помогает создать большую вовлеченность во всех сферах, где она применяется. Повседневные рабочие задачи перестают быть монотонными и скучными, когда появляется мотивация к их выполнению. Дополнительно к вовлеченности геймификация помогает доводить задачи до финала и завершать их в назначенные сроки» [5].

1 2 3

2. Дистанцион- 17% Данная форма обучения не является принципиально новой (см. заочное обучение ное обучение, экстернат), однако во время пандемии вновь обрела популярность. Обучающийся осваивает программу удаленно, используя электронные учебники, видеокурсы, информационные и коммуникационные технологии. Отчеты о проделанной работы высылаются педагогу. Данный вид образования отличается высокой самостоятельностью студентов.

3. Одноранговое обучение (Peer instruction) 12% Интерактивный метод предложен Э. Мазуром (Гарвард, начало 1990-х). Учебная информация выводится за пределы учебного курса. Студенты знакомятся с материалом (лекциями) накануне. На занятии педагог предлагает ответить на ряд вопросов. Студенты в течение нескольких минут в группах обсуждают варианты ответов. По результатам опроса педагог может понять, насколько усвоен учебный материал, на какие вопросы следует обратить особое внимание. Автор метода предлагает следующую процедура опроса: «1) Учитель / руководство задает вопросы, основываясь на ответах студентов на чтение перед началом курса. 2) Мысли вокруг этих вопросов. 3) Индивидуальная формулировка ответов. 4) Учитель рассматривает индивидуальные ответы. 5) Учащиеся обсуждают свое мнение и мысли со своими сверстниками. 6) Индивидуальная переработка учащимися. 7) Вычитка учителем, который оценивает необходимость дополнительных объяснений, прежде чем перейти к концепции следующего урока» [4].

4. Массовый 10% Это «курс, характерным признаком которого является открытый открытый доступ (без ограничений) к учебным и контрольно-измерительным онлайн-курс материалам для слушателей в объеме, достаточном для достижения (МООК) запланированных (заявленных) результатов обучения и их оценки» [2, с. 127].

5. Peer learning 10% Технология опирается на принципы массового сотрудничества и открытых образовательных ресурсов. Взаимодействие осуществляется благодаря интернет-технологиям. Функция педагога-фасилитатора передается участникам учебного процесса или же встраивается в «создаваемые совместными усилиями учебные и методические материалы. Участники взаимного обучения, опосредованного информационно-коммуникационными технологиями, осуществляют непрерывное совместное производство общей учебной среды» и «создание учебного контекста, необходимого и достаточного для их самообразования» [7].

6. Проектная 7% Самостоятельная творческая работа обучающегося (или группы), работа имеющая, как правило, научную направленность. Проект имеет цель и согласованные методы, это деятельность по получению образа результата.

7. Тренинг 5% Форма активного обучения. Цель — передача знаний, развитие определенных умений и навыков. Как правило, в работе отражаются реальные жизненные ситуации. Включает следующие методы и приемы: ролевые игры, индивидуальные беседы, групповые дискуссии, психогимнастические упражнения. Выбор того или иного метода (или комбинация нескольких) зависит от целей и задач, которые ставит перед собой и группой педагог.

Остальные варианты технологий и методов, предложенные студентам, набрали менее 5%. Как видим, значительная часть студентов открыта новым формам и методам обучения, готова осваивать новые компетенции с использованием интернет-технологий. Работа

с данными технологиями позволит им в дальнейшем быть более успешными на рынке труда, легче влиться в современный коллектив редакции, освоить новые журналистские профессии, о которых говорилось выше. Кроме того, наш опыт показывает, что использование активных форм и методов обучения, работа с интернет-технологиями повышают мотивацию обучающихся к освоению новых знаний.

Однако не все технологии могут быть одинаково эффективны, не каждая позволяет повысить уровень профессиональной готовности работать в условиях цифровизации в СМИ города и региона.

Скорее всего, здесь стоит говорить о комбинации определённых технологий, форм и методов обучения, которые должны работать на одну цель и применяться в системе.

Мы уверены, что эффективное журналистское образование невозможно без создания особой творческой среды, организованной в системе, имеющей практикоориентирован-ный характер. Важнейшим свойством такой среды будет являться ее воссоздаваемость, воспроизводимость, которая обеспечивается прежде всего возможностью вхождения в данную среду студентов первого и второго курсов. Такого рода обновление коллектива, в рамках которого старшие обучают младших, демонстрируют новые приемы работы, возможно при снятии ограничений на самостоятельное творчество и самовыражение. При этом педагог выступает как фасилитатор, наставник, направляющая сила, ставит задачи, которые предлагается решать студентам в процессе совместной работы.

По мнению Ю.М. Ершова, это может быть своего рода медиапарк, обладающий таким свойством, как эмерджентность: «Этот медиапарк, с одной стороны, создает в университете важный средовой и синергетический эффект, с другой — его авторы участвуют в университетском разделении труда и наполнении общественной жизни творчеством. Специалисты по медиа и дизайну, допустим, полноценно могут участвовать в 1Т-проектах, художники в проектировании сложных систем коммуникаций, знания возникают на стыках и соединениях наук» [3, с. 16]. Данный подход кажется нам оправданным и достаточно перспективным. Задача педагога в этом случае — создать действующее (а не формальное) сообщество думающих, творческих, свободных и инициативных журналистов, своего рода команду специалистов разной направленности, которые вместе будут решать поставленные задачи.

Однако для того, чтобы команда «медиапарка» заработала, а их деятельность была эффективной, необходимо, чтобы все ее члены имели развитые компетенции в области работы с цифровыми медиа. Эту задачу можно решить, например, в рамках реализации актуального интернет-проекта или в рамках деятельности журналистской лаборатории. И в том и в другом случае итогом совместной деятельности должен стать некий интернет-продукт (информационная площадка, сайт, интернет-издание), где молодые журналисты могли бы публиковать свои работы, получать обратную связь. Известно, что у современной журналистики две функции: информационная и воздействующая. На наш взгляд, именно воздействующая функция должна стать для авторов студенческого проекта определяющей. Мы имеем в виду конкретную позитивную цель (пропаганда спорта, ЗОЖ, значимая социальная инициатива, просвещение в определенной области и т.д.), которую будут решать студенты в рамках проекта. При этом инициатива должна исходить от самих студентов. Они должны чувствовать ответственность за то, что делают и видеть результаты своего труда. Проект должен быть среднесрочным (4-5 лет), чтобы, как уже говорилось, была возможность обновлять творческий коллектив, чтобы старшие обучали младших. Значимые результаты проекта стали бы весомой частью портфолио выпускника вуза.

ВЫВОДЫ. Процессы информатизации, активно развивающиеся в российской журналистике, требуют от выпускников вузов новых компетенций. Традиционные умения и навыки молодых специалистов дополняются их способностью использовать в своей работе

интернет-технологии и компьютерные программы: веб-вёрстка, SMM, анализ данных, работа с инфографикой, фото— и видеосъёмка и компьютерная обработка фото— и видеоматериалов, технологии монтажа, элементы программирования, интерактивное взаимодействие с аудиторией, геймификация и многое другое. Редакции требуется универсальный специалист, мультимедийно думающий и технологически подкованный. Для подобного типа журналистов даже предлагается особый термин «сетевой журналист». Именно такой журналист в ближайшее время составит (и уже составляет) конкуренцию журналистам, работающим в рамках традиционной парадигмы. Следовательно, освоение интернет-технологий в вузе обеспечит выпускникам конкурентные преимущества перед коллегами по цеху (СМИ, реклама, связи с общественностью). Для достижения данной цели необходимо выполнить два условия:

1) педагоги, работающие со студентами, должны обладать высокой квалификацией, владеть информационными технологиями и быть журналистами-практиками, знать процесс создания медиапродукта изнутри;

2) необходимо использовать новые образовательные технологии, связанные с цифрови-зацией журналистики. Работа должна осуществляться не фрагментарно и выборочно, а в системе, с ориентацией на практическую деятельность в редакции. Для этого было бы уместно организовать в рамках учебного процесса (конкретной дисциплины) медиапарк (некое информационное сообщество единомышленников), распределить среди студентов различных курсов роли (журналистские профессии: главный редактор, дизайнер, корреспондент, рекламист, фотограф, оператор, монтажёр, специалист по связям с общественностью и т.д., определить цель (реализация меди-апроекта). Координация действий может и должна осуществляться дистанционно. Педагог как фасилитатор направляет, корректирует деятельность виртуального сообщества, которое готовит конкретный медиапродукт, имеющий социальную значимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдонина Н.С., Богатырёва В.Н. Актуальные тенденции цифровой журналистики и новых медиа // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. № 2(39). 2020. С. 9-18.

2. Гречушкина Н.В. Он-лайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 126-134.

3. Ершов Ю.М. Модели журналистского образования в цифровую эпоху // Журналистский ежегодник. 2016. № 5. С. 13.-16.

4. Интерактивное обучение по методу Эрика Мазура. URL: http://didaktor.ru/interaktivnoe-obuchenie-ро-ше^и-епка-и^ига/ (дата обращения: 25.12.20021).

5. Карасева Л. Геймификация: как игровой подход помогает в обучении и на работе. URL: https://trends.rbc.rU/trends/education/605c6f2f9a79473a61646994https://trends.rbc.ru/trends/educa tion/605c6f2f9a79473a61646994 (дата обращения: 25.12.2021)

6. Кастельс М., Паркс М., ван дер Хаак Б. Будущее журналистики: cетевая журналистика (пер.

B. Гатова) // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. С. 268-298.

7. Корнели Д., Данофф Ч. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности. Пер. И. Травкина. URL: http://www.connectedlearning.ru/home/ravnogogika/1st-paper (дата обращения: 25.12.20021).

8. Лосева Н. Аудитория новых медиа // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016.

C. 31-86.

9. Мультимедийная журналистика / под общ.ред. А. Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 413 с.

10. Олешко В.Ф., Олешко Е.В., Мухина О.С. Проблема самоидентификации студентов-журналистов цифровой эпохи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2021. № 4. С. 135-157.

11. Отечественная теория медиа: основные понятия: словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. 246 с.

12. Паранько С.В. Инструментарий и навыки журналиста // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. С. 6-31.

13. Подласый И.П. Научные закономерности эффективного обучения и приобретения навыков. URL: http://www.elitarium.ru/ nauchnye+ zakonomernosti+jeffektivnoje+obuchenije+priobretenije+ navykov/ (дата обращения 12.10.2021)

14. Суворова А. Ю. Новые медиа: к вопросу о категориально-понятийном аппарате // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 4 А. С. 735-745.

15. Шестеркина Л.П. Подготовка журналиста универсального типа в условиях конвергенции СМИ. URL: http://presslife.ru/ content/view/535 (дата обращения 12.12.2021).

REFERENCES

1. Avdonina N.S., Bogatyryova V.N. Aktual'nye tendencii cifrovoj zhurnalistiki i novyh media [Current trends in digital journalism and new media] // Vestnik Priamurskogo gosudarstvennogo universiteta im. SHolom-Alejhema. № 2(39). 2020. S.9-18. (In Russian).

2. Grechushkina N.V. On-lajn-kurs: opredelenie i klassifikaciya [Online course: definition and classification] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. № 6. S. 126-134. (In Russian).

3. Ershov YU.M. Modeli zhurnalistskogo obrazovaniya v cifrovuyu epohu [Models of journalistic education in the digital age] // ZHurnalistskij ezhegodnik. 2016. № 5. S.13.-16. (In Russian).

4. Interaktivnoe obuchenie po metodu Erika Mazura [Interactive learning by the method of Eric Mazur]. URL: http://didaktor.ru/interaktivnoe-obuchenie-po-metodu-erika-mazura/ (data obrashcheniya: 25.12.20021). (In Russian).

5. Karaseva L. Gejmifikaciya: kak igrovoj podhod pomogaet v obuchenii i na rabote [Gamification: how the game approach helps in learning and at work]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/605c6f-2f9a79473a61646994https://trends.rbc.ru/trends/education/605c6f2f9a79473a61646994(dataobra-shcheniya: 25.12.2021). (In Russian).

6. Kastel's M., Parks M., van der Haak B. Budushchee zhurnalistiki: cetevaya zhurnalistika [The future of journalism: network journalism] (per. V. Gatova) / Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 20122016 / pod nauch. red. S. Balmaevoj i M. Lukinoj. Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 2016. S. 268-298. (In Russian).

7. Korneli D., DanoffCH. Paragogika: sinergiya samostoyatel'noj i organizovannoj uchebnoj deyatel'nosti. [Paragogics: synergy of independent and organized educational activities]. Per. I. Travkina. URL: http://www. connectedlearning.ru/home/ravnogogika/1st-paper (data obrashcheniya: 25.12.20021). (In Russian).

8. Loseva N. Auditoriya novyh media [Audience of new media] // Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 / pod nauch. red. S. Balmaevoj i M. Lukinoj. Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 2016. S. 31-86. (In Russian).

9. Mul'timedijnaya zhurnalistika [Multimedia journalism] / pod obshch.red. A.G. Kachkaevoj, S.A. SHo-movoj. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2017. 413 s. (In Russian).

10. Oleshko V. F., Oleshko E.V., Muhina O.S. Problema samoidentifikacii studentov-zhurnalistov cifrovoj epohi [The problem of self-identification of students-journalists of the digital era] // Vestn. Mosk. unta. Ser. 10. ZHurnalistika. 2021. № 4. S.135-157. (In Russian).

11. Otechestvennaya teoriya media: osnovnye ponyatiya: slovar' [Domestic media theory: basic concepts: dictionary] / pod red. E.L. Vartanovoj. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2019. 246 s. (In Russian).

12. Paran'ko S.V. Instrumentarij i navyki zhurnalista [Tools and skills of a journalist] // Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 / pod nauch. red. S. Balmaevoj i M. Lukinoj. Ekaterinburg: Gumani-tarnyj universitet, 2016. S. 6-31. (In Russian).

13. Podlasyj I.P. Nauchnye zakonomernosti effektivnogo obucheniya i priobreteniya navykov [Scientific regularities of effective training and acquisition of skills]. URL: http://www.elitarium.ru/ nauchnye+ zakonomernosti+jeffektivnoje+obuchenije+priobretenije+navykov/ (data obrashcheniya 12.10.2021). (In Russian).

14. Suvorova A. YU. Novye media: k voprosu o kategorial'no-ponyatijnom apparate [New media: on the question of the categorical and conceptual apparatus] // Kul'tura i civilizaciya. 2017. T. 7. № 4 A. S. 735-745. (In Russian).

15. SHesterkina L. P. Podgotovka zhurnalista universal'nogo tipa v usloviyah konvergencii SMI [Training of a universal type journalist in the conditions of media convergence]. URL: http://presslife.ru/ content/ view/535 (data obrashcheniya 12.12.2021). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.