УДК 378; 070
А. А. Сидякина
Пермский государственный научный исследовательский университет, Пермь
ПРОЕКТ «ВУЗ-ФЛАЭРТИАНА» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ-ЖУРНАЛИСТАМИ ПГНИУ)
В статье рассматривается опыт кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ, активно использующей участие студентов в социокультурных проектах как средство формирования профессиональных компетенций. В качестве примера обобщаются профессионально-образовательные возможности, которые дает студенту-журналисту участие в проекте «ВУЗ-Флаэртиана» - конкурсе студенческих программ документального кино, ставшем концептуальной основой для создания газеты о кинематографе.
Ключевые слова: «ВУЗ-Флаэртиана», документальное кино, медиаобразование, конвергентная журналистика, газета о кино.
Журналистика относится к одной из наиболее динамично развивающихся профессий. Стремительно модернизируются техника и технология производства информации, ее форма и содержание, каналы распространения. Более того, меняется потребитель информации, не только желающий получать ее оперативно в максимально удобном для себя формате, но и сам готовый участвовать в ее производстве, зачастую конкурируя с профессиональным журналистом. От медиапользователя, в свою очередь, это требует «постоянного расширения его компетенций, а в обществе в целом - формирования и развития основ принципиально иной информационной культуры» [5. С. 35]. Исследователи, занимающиеся актуальными проблемами конвергенции в СМИ, полагают, что журналист сегодня обязан быть универсальным - должен уметь создавать материалы для разных видов СМИ (газет, телевидения, радио и Интернета), должен уметь совмещать различные роли, в том числе репортера, редактора, колумниста, интервьюера, организатора медиа-проекта и т. д. [2]. Среди изменений, затронувших функциональную модель деятельности журналиста, отмечают «владение минимумом технических навыков для сбора и фиксации информации, способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно, обладание более отточенными навыками написания коротких заметок и броских заголовков, управление сообществами, продвижение контента и т. д.» [4. С. 9]. Западные и российские эксперты, рассматривая процесс конвергенции «с точки зрения пересмотра профессиональных ролей и навыков» [1], в новом и актуальном ракурсе предъявляют проблематику журналистского образования.
В поле размышлений о воспитании «конвергентного журналиста», способного удовлетворить информационные потребности современной аудитории, особую ценность представляют идеи ме-диаобразования, которое многими исследователями рассматривается как коммуникативная платформа, объединяющая автора и аудиторию, создающая пространство общения и взаимопонимания.
Проблематика медиаобразования совмещает фундаментальные основы формирования человеческой и профессиональной личности с актуальными трендами социально-гуманитарных технологий. В отечественной науке комплексная роль медиакультуры и медиаобразования в процессе становления полноценно развитой личности и осмысленного социума представлена в работах А. В. Федорова, Н. Б. Кирилловой, А. П. Короченского, А. В. Шарикова, К. Э. Разлогова и многих других. Некоторым обобщением может послужить мнение А. В. Федорова, одного из ведущих российских специалистов в данной области: «Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний, полученных в процессе изучения традиционных дисциплин гуманитарного цикла. <...> Необходимость целенаправленного медиаобразования в современном учебном процессе представляется совершенно очевидной» [8].
Применительно к журналистике медиаобразование предполагает не только овладение знаниями и навыками в области медиакультуры, но и систему взаимодействий с аудиторией [3]. Аудитория в рамках данной концепции предстает активной участницей информационного производства, существенно влияющей на политику СМИ.
В этой связи актуальным представляется медиаобразовательный опыт кафедры журналистики 111НИУ, активно использующей участие студентов в социокультурных проектах как средство формирования профессиональных компетенций. В качестве примера обобщим профессионально-образовательные возможности, которые дает студенту-журналисту участие в проекте «ВУЗ-Флаэртиана».
Конкурс «ВУЗ-Флаэртиана» возник как дочерний проект Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», проходящего в Перми с 1995 года. Руководство «Флаэртианы» (президент фестиваля - режиссер-документалист П. Печенкин) традиционно и охотно предоставляет возможность для участия студентов в фестивальных мероприятиях - кинопросмотрах, дискуссиях, мастер-классах и т. д., что само по себе способствует расширению социокультурного горизонта начинающих журналистов, их общей социализации и получению профессиональных навыков. Активному приобщению студентов к фестивальной работе способствуют удобные сроки проведения «Флаэртианы» - осень, в последние годы - середина сентября. Ежегодно волонтеры из числа студентов-журналистов участвуют в подготовительной и организационной работе фестиваля, - тем самым приобретают ценный опыт в сфере культурного менеджмента, навыки организации общественного события, включаются в творческо-деловую атмосферу фестиваля, в общении с участниками и членами жюри кинофорума получают информацию из «первых рук», повышают уровень владения иностранными языками.
Фестиваль предоставляет зрителям насыщенную и разнообразную программу фильмов, событий, мероприятий. К примеру, среди отмеченных студентами фестивальных событий текущего 2017-го года (помимо международного и российского конкурсов) - творческая встреча с председателем международного жюри, российским писателем Леонидом Юзефовичем (Москва), мастер-классы польского документалиста Мацея Дрыгаса, кинооператора Каспера Лисовского, лекция директора фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба» Лилии Немченко (Екатеринбург), презентация питчинг-платформы Pitch the Doc, презентации программ Красногорского архива кинофотодокументов и др. Фестивальные фильмы и творческие встречи дают материал для формирования навыков рецензирования, интервьюирования, становятся информационным поводом для написания журналистских работ, в том числе по заказу пермских СМИ.
С 2008 года «Флаэртиана» начала предпринимать дополнительные меры, направленные на активизацию студенческого интереса. Сначала в рамках фестиваля была организована специальная информационная программа «Свежий взгляд», составленная и проведенная студентами-журналистами классического университета. В 2009 году организаторы пошли дальше: в преддверие большого фестиваля был объявлен и впервые проведен межвузовский конкурс «ВУЗ-Флаэртиана». Суть его в том, что на основе фильмофонда «Флаэртианы» разных лет студенты различных специальностей составляли программы документальных фильмов, актуальные в сфере их профессии, после чего самостоятельно организовывали открытые кинопоказы и дискуссии на площадках своего вуза. Положение о конкурсе предусматривало ряд параметров оценки программы (актуальность и оригинальность концепции, соответствие выбранных фильмов заявленной концепции, качество организации дискуссии, уровень технической организации показа, качество рекламно-информационной поддержки программы, количество зрителей на каждом из показов и т.д.). Оценивала каждую из заявленных на конкурс программ экспертная комиссия, в которую входили пермские режиссеры-документалисты, преподаватели вузов, журналисты, а также сами студенты-конкурсанты - представители конкурирующих вузов. Завершалась «ВУЗ-Флаэртиана» непосредственно перед началом большой «Флаэртианы», на торжественном открытии которой объявлялись итоги и награждались победители студенческого конкурса.
В 2009 году в конкурсе приняли участие 6 пермских вузов, в 2010 их количество увеличилось до 9 (всего в том году было представлено 29 студенческих дискуссионных кинопрограмм). Постепенно видоизменяясь, в 2017 году «ВУЗ-Флаэртиана» шагнула на новый уровень: в одном из корпусов Пермского государственного национального исследовательского университета начал работу студенческий кинотеатр документального кино «Ступени», ставший живой дискуссионной площадкой для показа и обсуждения «флаэртианского» кино.
Неизменно главной целью проекта «ВУЗ-Флаэртиана» является повышение профессиональных и гражданских компетенций выпускников вузов и колледжей. Возникающий при этом диалог студентов разных вузов и специальностей - будущих педагогов, журналистов, социологов, экономистов, биологов, психологов и т. д. - неоднократно был отмечен как важный прецедент использования документальному кино в качестве инструмента медиаобразования и «артефакта тонкого управления» (П. Печенкин) социально-политическими процессами.
Студенты-журналисты ПГНИУ регулярно с 2009 года принимают участие в конкурсе документальных программ «ВУЗ-Флаэртианы». За прошедшие годы вузовской аудитории были предложены разнообразные программы документальных фильмов, отражающие актуальную для начинающих журналистов проблематику. Представленную на конкурс «ВУЗ-Флаэртиана» программу студентов-журналистов «Эмансипация [править]» (автор и модератор М. Пакните) посетило в общей сложности около 300 человек, зрительская аудитория программы Е. Сабировой «Провинция - вокруг или внутри?» составила 260 человек. Одна из программ последующих лет была построена на показах фильмов, снятых самими студентами-журналистами (среди них «ПоТемки» Н. Исмаиловой, «Человек-добрый четверг» А. Пермяковой и др.).
Опираясь на опыт участия в конкурсе, мы можем отметить, что проект «ВУЗ-Флаэртиана» соединяет в себе новейшие тренды журналистики и журналистского образования. Во-первых, участник проекта в процессе реализации своей программы получает навыки работы с различными видами СМИ. Ведь нужно не только выработать концепцию, подобрать фильмы и составить программу, но еще и обеспечить присутствие на показах аудитории - дать объявления и анонсы для радио и ТВ, написать материалы в газеты, устроить рекламную кампанию в Интернете - в социальных сетях, блог-платформах и т. д. Для привлечения зрителей автор программы пишет информационное сообщение на радио ПГНИУ, объявление для сайта университета, составляет текст для рекламно-информационных постеров и листовок. Обычно проводится активная работа с Интернет-аудиторией в Твиттере и социальных сетях ^асеЬоок, ВКонтакте, Instagram). Здесь же заинтересованные участники дискуссии вступают в диалог, делятся своими мыслями, продолжают обсуждение фильма.
Кроме того, участники конкурса сами готовятся к дискуссиям, определяют основные направления мысли разговора, модерируют обсуждение. Пожалуй, это самое сложное в конкурсе, но благодаря этому участник получает ценные навыки прямого общения с аудиторией. Несмотря на то, что в ходе учебы студенты получают опыт публичного выступления (например, на научных конференциях), редко кому удается попрактиковаться в ведении дискуссии. А это необходимый навык для теле- или радио-журналиста. Таким образом, участники конкурса на небольшой период времени попадают в зону конвергентной журналистики.
Зрители, присутствующие на показах фильмов в рамках конкурса «ВУЗ-Флаэртиана», также активно включаются в образовательный процесс. Эта задача изначально ставится перед участниками конкурса, которые намеренно выбирают для своих программ фильмы, так или иначе связанные с профессией журналиста. Вопросы, поднимаемые в ходе дискуссий, касаются как широкой общественной (общечеловеческой, социально-политической, национальной, гендерной, поколенческой) проблематики, так и сугубо журналисткой. Так, на материале посвященного А. Политковской фильма «Анна. Семь лет на линии фронта» (фильм голландского режиссера М. Новиковой представлен к показу клубом «Фронтлайн в России») рассматривались такие темы, как личность журналиста, понимание сущности и границ профессии, профессиональная этика, экстремальная журналистика, женщина в журналистике. Другие фильмы («Лакшми и я», «Май-оми», «Как стать стервой», «Лиза» и т.д.) дали толчок к осмыслению специфики портретного интервью, метода наблюдения, репортажного и очеркового начала в документальном кино и журналистике. После каждой встречи присутствующим студентам-журналистам разных курсов предлагалось подготовить творческие работы - в соответствии с изучаемой в ходе учебного процесса дисциплиной. Наиболее удачные тексты были опубликованы на сайтах ПГНИУ, Пермской Синематеки, в студенческой прессе.
В 2010 году на волне конкурса «ВУЗ-Флаэртиана» (в котором приняли участие уже более 3,5 тыс. пермских студентов), кафедрой журналистки было организовано одноименное студенческое СМИ (печатная газета и Интернет-портал). Таким образом, газета о документальном кино «ВУЗ-Флаэртиана» (куратор - доцент кафедры журналистики А. А. Сидякина) объединила два медиао-
бразовательных направления: просвещение читательской аудитории в сфере документалистики и визуального искусства, а также обучение студентов-журналистов - авторов газеты.
Тематический спектр газеты «ВУЗ-Флаэртиана» был достаточно широк - кино в Перми, медиао-бразование, проекты фестиваля «Флаэртиана», актуальные тенденции в сфере документального и авторского игрового кинематографа. Смысловым центром газеты стало документальное кино, но также на страницах издания обсуждались разнообразные тематические пересечения: театр-doc, видеопоэзия, кино в литературе, сплав истории и современности и т.д. Героями интервью «Вуз-Флаэртианы» в разное время становились такие известные фигуры в мире кино и современного искусства, как режиссеры Т. Бальмес (Франция), С. Вагнер (Великобритания), кинокритики члены ФИПРЕССИ Б. Бессерглик (Франция), М. Ньюдорп (Нидерланды), писатели В. Курицын, А. Родионов, А. Зензи-нов, пермские режиссеры и операторы, студенты-режиссеры, актеры, медиапсихологи и т. д.
Поскольку печатная версия газеты распространялась в вузах и культурных точках Перми, перед редакцией сразу была поставлена задача выпускать качественное издание. Уже по итогам четырех выпусков газета заслужила высокую оценку читателей и профессиональных журналистов. Победы авторов издания «ВУЗ-Флаэртиана» на Международном фестивале студенческих СМИ «Жираф-СМИ» в Челябинске (2011 и 2013 годы) стали показателем уровня не только самой газеты, но и в целом «ВУЗ-Флаэртианы», которая началась как конкурс и выросла в проект-движение, объединивший пермских студентов общим интересом к документальному кино, человеку и своей профессии. Среди многочисленных отзывов отметим слова писателя и журналиста Владимира Киршина: «Первое, самое сильное впечатление от каждого нового выпуска газеты - свежесть, новизна. Свежесть восприятия жизни, и киноискусства, в частности. Газету делают молодые, талантливые люди. Их язык не закоснел штампами, мировоззрение не разъела ирония. В их материалах нет желчи. И с другой стороны, нет натужного оптимизма, планового «позитива». Естественность существования - редкое в наше дни, очень ценное качество» [6].
В 2013 году газета «ВУЗ-Флаэртиана» была переименована в «Субтитры». В редакторской колонке первого номера была выражена концепция обновленного издания: «Новое название, лаконичное и ёмкое, отражает нашу главную цель. Субтитры - текст, бегущий по краешку кадра, помогающий понять смысл того, что происходит на экране. Это простые и точные слова, составляющие одно целое с видеорядом. Мы постараемся, чтобы наши «Субтитры» были интересны, удобны, отличались высоким качеством и не требовали установки дополнительного программного обеспечения. И, конечно, мы не планируем их отключить» [7. С. 1].
Интернет-версия газеты «Субтитры» (gazetasubtitry.ru) сразу начала отличаться от печатной. В ней происходили регулярные обновления, публиковалось гораздо большее количество материалов, в том числе мультимедийные тексты (фотогалереи, видео), для оживления новостного контента появилась лента Твиттера, в которой транслировались короткие сообщения. Помимо сайта, возникли группы газеты «Субтитры» в социальных сетях (ВКонтакте и на «Facebook»).
С 2015 года газета «Субтитры» существует лишь в Интернет-версии. Издание продолжает оставаться некоммерческим, безгонорарным. В последние годы наряду со студентами в нем работают также дипломированные профессионалы - выпускники кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ.
Автор выражает признательность Е. Сабировой и Е. Луговой за активное участие в разработке темы.
Список литературы
1. Баранова, Е. А. Процесс конвергенции СМИ и журналистское образование [Электронный ресурс] / Е. А. Баранова // Медиаскоп. - 2010. - № 1. - URL: http://www.mediascope.ru/issues/262 (дата обращения: 12.09.2017).
2. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные [Текст] / под ред. А. Г. Качкаевой. - М., 2010. - 200 с.
3. Журналистика и медиаобразование - 2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22-24 сент. 2010 г.) [Текст] / под ред. проф. А. П. Короченского, проф. М. Ю. Казак. -Белгород: БелГУ, 2010.- 532 с.
4. Копылов, О. В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции: автореферат дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / О. В. Копылов. -Екатеринбург, 2013. - 19 с.
5. Олешко, Е. В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: учеб. пособие [Текст] / Е. В. Олешко; науч. ред. Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 128 с.
6. «Субтитры». Об издании [Электронный ресурс] / Сайт онлайн-журнала «Субтитры»: издание о документальном кино. - URL: http://gazetasubtitry.ru/one/?id=3 (дата обращения: 16.10.2017).
7. Так далеко, так близко [Текст] // Субтитры. - 2014. - № 1. - Март.
8. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория, методика [Текст] / А. В. Федоров // Медиа и современная социокультурная ситуация. - Ростов н/Д: ЦВВР, 2001. - 708 с.
THE PROJECT «UNIVERSITY-FLAHERTIANA» AS A TOOL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES (FROM EXPERIENCE WITH STUDENTS-JOURNALISTS, PERM, RUSSIA)
Sidyakina A. A., Perm State Scientific Research University, Perm, [email protected]
The article discusses the experience of media education in the Department ofjournalism and mass communication, Perm state University, intensive participation ofstudents in social and cultural projects as means of formation of professional competence. As an example, summarizes the vocational and educational opportunities offered student-journalist participation in the project "UNIVERSITY-Flahertia-na" - contest of student programs, documentaries, which became the conceptual basis for the creation of the newspaper on the film (printed and Internet versions). In turn, the work in the student newspaper about the movie contributes to the introduction in educational process of the latest trends in journalism and journalism education.
Keywords: "UNIVERSITY-Flahertiana", documentaries, media education, convergent journalism, the newspaper about the movie.
References
1. Baranova, E. A. (2010), "Protsess konvergentsii SMI i zhurnalistskoe obrazovanie" [=The process of media convergence and journalism education], in: Mediaskop [=Mediaskop], no. 1, available at: www.mediascope.ru/issues/262, accessed 12.09.2017. (In Russ).
2. Zhurnalistika i konvergentsiya: pochemu i kak traditsionnyie SMI prevraschayutsya v multimediynyie (2010) [=Journalism and convergence: why and how traditional media into multimedia], Moscow, pp. 200. (In Russ).
3. Zhurnalistika i mediaobrazovanie (2010) [=Journalism and media education], Belgorod, 532 p. (In Russ).
4. Kopyilov, O. V. (2013), Osobennosti tvorcheskoy deyatelnosti zhurnalista v usloviyah mediakonvergentsii [=Specifics of creative activity of the j ournalist in the conditions of mediaconference], Ekaterinburg, 19 p. (In Russ).
5. Oleshko, E. V. (2015), Konvergentnaya zhurnalistika: Professionalnaya kultura sub'ektov informatsionnoy deyatelnosti [=Convergent journalism: the Professional culture of subjects of information activities], Ekaterinburg, Izd-vo Ural. University, 128 p. (In Russ).
6. «Subtitryi». "Ob izdanii" [=Subtitles. On the publication], in: Subtitryi [=Subtitles], available at: http://gazetasubtitry.ru/one/?id=3, accessed 16.10.2017. (In Russ).
7. "Tak daleko, tak blizko" (2014) [=So far, so close], in: Subtitryi [=Subtitles], no. 1. (In Russ).
8. Fedorov, A. V. (2001), "Media i sovremennaya sotsiokulturnaya situatsiya" [=Media I sovremennaya sociokul'turnaya situaciya], in: Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya, metodika [=Media education: history, theory, technique], Rostov-na-Donu, CWR, 708 p. (In Russ).
Сидякина Анна Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Пермский государственный научный исследовательский университет, Пермь. [email protected]