Научная статья на тему 'К вопросу о развитии предпринимательства в республике Северная Осетия-Алания: история и современность'

К вопросу о развитии предпринимательства в республике Северная Осетия-Алания: история и современность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабисов В. Д.

Проведен историко-экономический анализ развития предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии предпринимательства в республике Северная Осетия-Алания: история и современность»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

23^

КАБИСОВ В.Д.

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственного технологического университета), аспирант кафедры экономической теории, 362021 , РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Космонавта Николаева, 44

к вопросу о развитии предпринимательства в республике

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТь

Проведен историко-экономический анализ развития предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания.

Ключевые слова: Республика Северная Осетия-Алания; предпринимательство; историко-экономичес-кий анализ; экономика

Коды классификатора JEL: L26, L28, O18

При историко-экономическом анализе предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) следует учитывать ряд условий.

1. Эволюция теории предпринимательства отражает историко-экономические и социо-культурные особенности развития человеческой цивилизации и связана с генезисом экономической мысли в целом.

2. Генезис предпринимательства, как в странах с развитыми рыночными отношениями, так и в Российской Федерации отражает динамику экономической науки, восходя от первых простых фундаментальных ^ предпринимательских постановок, связанных с капиталом-собственностью и риском до современных .о психосоциальных концепций. Современные исследователи систематизируют сложившиеся подходы к [] эволюции предпринимательства, используя различные методологические принципы, переходя от мо- (О нофункциональности к системности и комплексности взаимодействия признаков.

3. Длительный исторический путь и большое количество научных работ по сущности предприниматель- ^ ства не решили проблему полноценного его историко-экономического исследования. Диапазон кон- ¡7 цептуальных подходов к содержанию и оценке роли предпринимательства в человеческой цивилизации щ до настоящего времени чрезвычайно широк и неоднозначен: от рассмотрения эклектических призна- ;> ков, до придания предпринимательству миссии общественного развития. В этой связи можно предполо- О жить, что генезис предпринимательства тесно коррелирован с условиями исторически обусловленного типа социально-экономического прогресса, приоритетами политических и экономических интересов и д социо-культурными обстоятельствами в конкретном обществе. □

История развития предпринимательства в Осетии неотделима от истории человеческой цивилизации и Ш начинается еще в условиях первобытно-общинного строя, когда сложились обменные операции. Первобыт- О ный охотник и кочевник-скотовод стали первыми посредниками в торговых операциях, обменивая нехитрые о продукты своего хозяйства на те товары, которые сами производить не умели.

Позже предпринимательство наиболее активно проявило себя во времена освоения торговых путей и воз-

ф

0

ведения первых крупных поселений на территории современной Осетии. Со временем стали применяться О-такие формы предпринимательства, как использование наемного труда, товарного земледелия и торгового т

1

>

скотоводства, ремесленных мастерских, использовались такие понятия, как прибыль, кредит, долг и т.п.

К концу XIX века предприниматели Осетии имели собственные торговые заведения, которых в 1890 г. в Алагире насчитывалось 25, Христиановском - 19, Батакаюрте - 18, Эльхотово - 12, Кадгароне - 11, Хумалаге - о 9. [1, с. 5]. Усиление интеграции Осетии и России, проведение железнодорожных линий Ростов-Владикавказ х в 1875 г., Владикавказ-Новороссийск в 1888 г., Владикавказ-Махачкала в 1894 г. стало мощным стимулом $ развития предпринимательской деятельности в отраслях промышленности и финансово-кредитной сфере. о По данным 1891 г. только во Владикавказском округе число торговых заведений достигло 249, а сумма их годового оборота - 436,7 тыс. руб. [3, с. 50]. Торговый капитал вкладывался преимущественно в организацию ^ мелкотоварных промышленных и сельскохозяйственных производств. Количество фабрик и заводов по со- о стоянию на 1887 г. уже составило 521 ед. с объемом производства около 351,6 тыс. руб. [3, с. 63].

На рубеже Х1Х-ХХ вв. предпринимательство Осетии оказалось в сложном положении, обусловленным об- 2 щероссийским экономическим кризис, разорительной русско-японской войной, а, позже, событиями револю- ^ ции, первой мировой войны. Малоземелье, отсутствие рабочих мест и средств к существованию обусловили т массовую эмиграцию населения трудоспособного возраста из дореволюционной Осетии. В 1906-1907 гг.

только в США из Северной Осетии выехало на заработки около 10-12% всего мужского взрослого населения, о

о.

что составляло более пяти тысяч человек.

После Октябрьской революции 1917 года усилия власти были направлены на ликвидацию рыночных отношений, национализацию предприятий, введение принципов планового хозяйствования, подавление час- о тной предпринимательской деятельности. $

В условиях административно-командной системы предпринимательство РСО-Алания развивалось в четырех основных формах: 1) государственное предпринимательство, 2) колхозно-кооперативное предпринимательс- ^ тво, 3) предпринимательство на основе личного подсобного хозяйства, 4) теневое предпринимательство. ф

Государственное предпринимательство РСО-Алания представляло собой форму осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, кото- § рые были уполномочены управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) § органами власти республики (местное предприятие). Ядром государственного предпринимательства в про- ^

мышленности выступали, как правило, крупные специализированные предприятия, вокруг которых формировалась соответствующая инфраструктурная сеть под непосредственным управлением со стороны министерства или вышестоящей организации.

В условиях советской системы хозяйствования в нашей стране развитие экономики республики осуществлялось на планово-административной основе с учетом генеральных схем развития и размещения производительных сил [4, с.415]. Предпринимательство в большей степени было ориентировано на промышленность, считавшейся приоритетной отраслью народного хозяйства, в которую направлялись основные ресурсы: финансовые средства, материалы, высококвалифицированные кадры, результаты научных разработок. Показатели развития промышленности определяли достижения экономики страны и отражались в важнейших плановых и отчетных государственных документах [2, с. 54].

В РСО-Алания государственное предпринимательство включало предприятия промышленности, стоящих на самостоятельном балансе, число которых к 1980 году составило 148. Данные предприятия были сосредоточены в ряде следующих основных отраслей: добыча полезных ископаемых; производство пищевых продуктов; текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; обработка древесины и производство изделий из дерева; издательская и полиграфическая деятельность; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования; производство электроэнергии.

Развитие государственного предпринимательства осуществлялось в рамках управления отраслями по иерархической схеме подчиненности: «министерство—предприятие», определяющей отраслевую политику, ^ движение материалов, финансов, информации, распоряжений и отчетов. Функционирование и развитие госу-^ дарственного предпринимательства было направлено на: 1) удовлетворение текущих потребностей населе-0 ния, производства и отраслей народного хозяйства; 2) обеспечение перспективного развития предприятий.

Колхозно-кооперативное предпринимательство осуществлялось предприятиями сельского хозяйства, а также предприятиями потребительской кооперации. С учетом решающей роли государства в его влиянии на ^ сельское хозяйство колхозно-кооперативное предпринимательство также фактически представляло собой 2 особую форму государственного предпринимательства.

щ В начале 80-х гг. в РСО-Алания число колхозов и совхозов составило соответственно 45 и 36. Посевная ]> площадь всех сельскохозяйственных культур - 204 тыс. га. Поголовье крупного рогатого скота - 184 тыс.

0 голов, свиней - 165 тыс. голов, овец и коз - 172 тыс. голов. Производство зерна достигло уровня 334 тыс. т., мяса (в убойном весе) - 30 тыс. т., молока - 138 тыс. т.

д Предпринимательство на основе личного подсобного хозяйства представляло собой определенную форму □ частного (индивидуального, семейного) предпринимательства. С середины пятидесятых годов в результате

01 волюнтаристского подхода к управлению сельским хозяйством роль личных подсобных хозяйств постепенно О снижалась. После XXVII съезда партии в Северной Осетии была проведена определенная работа по развитию о личных подсобных хозяйств граждан. Так, колхозами и совхозами республики только в одном 1984 году за-^ куплено у населения 14 409 голов крупного рогатого скота, 2464 голов свиней, 18 231 голов овец и коз общим о живым весом 4377 тонн мяса и 3848 тонн молока.

^ В частном подсобном хозяйстве в 80-е гг. производилось от 40 до 50% картофеля, от 12 до 15% продукции ^ животноводства, до 70% плодов, ягод, фруктов. При этом личное подсобное хозяйство занимало не более 10% площадей от всей общей сельскохозяйственной площади.

0 Теневое предпринимательство - это латентная (скрытая) форма хозяйственной деятельности, осуществляем емая с нарушением установленного законодательства. Наиболее распространенными видами деятельности

1 в сфере теневой экономики республики 70-80-х гг. стали следующие:

® - частники занимались выращиванием цветов, ягод, картофеля, ранних овощей на продажу и удовлетво-о ряли примерно 80% спроса;

о - разведение домашних животных (коров, свиней, птицу);

^ - посредничество (так, на колхозных рынках республики доминировали перекупщики с фиктивными оп-^ равками колхозов);

Ф - на долю теневой экономики приходилось до 70% ремонта квартир, 40% ремонта автомобилей и 30% ^ ремонта бытовой техники;

£3 - пошив и ремонт одежды и обуви (в ателье до 40% работ выполнялись без официального оформления § заказа);

0 - разведение пушных зверей (нутрия, кролики, норка, ондатра и т.д.) с последующим изготовлением голо-£ вных уборов (например, пользующиеся высоким спросом зимние меховые шапки 100% изготавливались ^ индивидуальным образом), пошив шуб;

1 - строительные работы (бригады строителей выполняли работы, как для населения, так и в государственен ных предприятий);

и - другие услуги (медицинские, транспортные, парикмахерские и т.д.).

Подобными видами работ в теневом секторе экономики занималось не менее 70% работающего населения о РСО-Алания. Чаще всего эти подобные полезные обществу виды деятельности осуществлялись скрытным об-^ разом. Принципиальное значение для дальнейшего этапа развития предпринимательства в республике имели Ц принятые в 1986 году Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1987 году Закон «О государственен ном предприятии», а также постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предпри-о ятий с участием иностранного капитала (1987 год), Закон «О кооперации в СССР», которые превратили коопе-О рацию в широко разветвленную систему, органически связанную с государственным сектором экономики.

Эти и другие правовые акты фактически легализовали частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг. Начался подьем кооперативного движения в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг. За три года (1988-1990 гг.) в республике было создано более 300 кооперативов в различных отраслях. Особой популярностью кооперативы пользовались в сфере бытового обслуживания населения (уборка и ремонт квартир, ремонт бытового инвентаря, ремонт обуви и т.д.), промышленности (производство товаров ширпотреба), торговли. Следует отметить, что наибольшую активность в создании кооперативов показали государственные предприятия, которые (непосредственно или через подставных лиц) выступали учредителями новой формы предпринимательской деятельности. К 1989 году практически все крупные предприятия республики имели в своем окружении от 3 и более кооперативов, выступая по отношению к ним в роли «материнской» компании.

В начале 90-е гг. в РСО-Алания обозначился кризис кооперативного предпринимательства, который был обусловлен усилением мер по регламентации их деятельности, повышением ставок налогообложения, введения ограничений на виды деятельности и т.д.

В законе РСФСР «О предпринимателях и предпринимательской деятельности», принятом 25 декабря года, частное предпринимательство было признано общественно полезным делом. Данный закон по своей сути подвел итог легализации предпринимательства на этапе дорыночных реформ.

Распад СССР, переход страны к рыночной экономике, кризисные явления в экономике 90-х годов значительно изменили специализацию республики. Главными отраслями республики в объеме выпускаемой продукции стали: пищевая промышленность (19%), цветная металлургия (17%), машиностроение, металлообработка (15%) и электроэнергетика (14%). Сегодня, наибольшее число самостоятельных предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании (23%), промышленности (18%), общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (13%), сельском хозяйстве 10%), строительстве (9%). Удельный ^Г вес объемов производства приватизированных предприятий достиг 65,5% к общему объему производства, а ^ темпы роста производства на приватизированных предприятиях на 24,6 пункта выше, чем по предприятиям о государственного сектора.

Общее количество учтенных хозяйствующих субъектов в РСО-Алания неуклонно увеличивалось на протяжении 90-х гг. и к 2000 г. составило около 13,5 тысяч предприятий.

В 1995 г. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской

И

Федерации» определил основы формирования системы государственной поддержки и развития малого пред- ^ принимательства. Законодательная база государственного регулирования сферы предпринимательства в Северной Осетии была заложена с принятием закона №170 от 16 декабря 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания». Государственное регулирование (д предпринимательской деятельности предполагало создание системы государственной поддержки, которая О включала формирование информационной, финансово-имущественной инфраструктуры для обслуживания ^ субъектов малого предпринимательства; льготные условия налогообложения, кредитования; страхования предпринимательских рисков и др. В качестве механизма обобщения и регулирования мер государственной поддержки предпринимательства указанным законом были определены федеральные, региональные и муниципальные программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства. С 1996 г. последующие этапы реализации государственной политики развития предпринимательства в республике ^ носят относительно последовательный и постоянный характер, базируются на региональных программах по ® приоритетным направлениям предпринимательской деятельности.

К началу 2009 года в РСО-Алания количество субъектов малого предпринимательства превысило 22 ты- ^ сячи, число занятых в малом бизнесе составляет около 36 тысяч человек, из которых, более 17,0 тысяч - индивидуальные предприниматели. Соответственно увеличился объем производимой ими продукции и услуг, который исчисляется миллиардными суммами и приближается к 10 млрд. руб. Характерно, что в отличие от ш общефедеральных тенденций развитие малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания преимущественно базируется на отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, строи- ^

О

О о

I—

ш

0

1_

0

1_

о

тельства, транспорта, связи, торговли и общественного питания. ^

Анализ состояния и динамика преобразований в сфере предпринимательства Республики Северная Осе- о тия-Алания позволяет сделать вывод о положительных тенденциях его развития в конце 90-х годов XX века и начале XXI века. При этом поступательное движение к прогрессивным формам предпринимательства обеспечивается созданием благоприятного нормативно-правового поля и инвестиционной политики, механизмов

поощрения предпринимательской деятельности, финансово-кредитной, имущественной поддержки, форми- ^

рованием рыночной инфраструктуры, системы информационного и кадрового обеспечения. ^

В настоящее время перед предпринимательством РСО-Алания стоят сложные проблемы интеграции в ми- о

рохозяйственные процессы на основе обеспечения высокой конкурентоспособности и эффективности. ^

I

ЛИТЕРАТУРА о

1. Баграева И.И. История развития предпринимательства в Северной Осетии, краткий исторический обзор. & Владикавказ, 2003.

2. Главный фактор экономического роста / Б.Г. Владимиров, В.Д. Камаев, Е.П. Попов, Д.Е. Сорокин; Под ред. о Б.Г. Владимирова. - М.: Экономика, 1988. ^

3. Ортабаев Б.Х. Развитие промышленности и торговли в Северной Осетии в конце XIX - начале XX вв. (1890- | 1917 гг.). Орджоникидзе, 1978. о

4. Экономика, организация и планирование промышленного производства / Под ред. Ю.А. Санамова. - М.: о Высшая школа, 1985. О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.