Научная статья на тему 'Особенности предпринимательской среды и проблемы малого бизнеса республики Северная Осетия-Алания'

Особенности предпринимательской среды и проблемы малого бизнеса республики Северная Осетия-Алания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
730
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНФРАСТРУКТУРА / SMALL BUSINESS / GOVERNMENT SUPPORT / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теблоева Виктория Валерьевна

Вовлечение в экономический процесс резервов малого бизнеса и создание повсеместно благоприятных условий для его функционирования будут во многом способствовать повышению динамики и социальной направленности экономического развития как России в целом, так и отдельных ее регионов, в частности республик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ENVIRONMENT FEATURES AND SMALL BUSINESS PROBLEMS IN THE NORTH OSSETIA ALANIA

Small business resources' involvement in the economic process and creation of favorable conditions for its operation will promote dynamics increase and social orientation of economic development both in Russia and its regions, and republics in particular.

Текст научной работы на тему «Особенности предпринимательской среды и проблемы малого бизнеса республики Северная Осетия-Алания»

УДК 334.7(470.65)

ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, инфраструктура

В. В. Теблоева

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

Вовлечение в экономический процесс резервов малого бизнеса и создание повсеместно благоприятных условий для его функционирования будут во многом способствовать повышению динамики и социальной направленности экономического развития как России в целом, так и отдельных ее регионов, в частности республик.

Республика Северная Осетия — Алания относится к числу небольших по размерам субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в настоящее время по показателям уровня жизни республика Северная Осетия занимает 60-е место в РФ, среднедушевой доход населения составляет 9073,3 руб. в месяц.

Основными проблемами социально-экономического развития республики являются: высокий уровень безработицы, бедность, необходимость интеграции беженцев и переселенцев. По статистическим данным, РСО — Алания на конец 2008 г. занимает 72-е место по уровню безработицы по РФ и 6 место по ЮФО, 11 тыс. человек числятся безработными. Свыше 30% населения живут на доходы ниже прожиточного минимума. Данные проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной экономической политики в республике, отрицательно влияют на общественно-политическую обстановку в регионе.

Реформирование современной российской экономики с целью ее развития в рыночных условиях выдвигает на первый план проблемы достижения устойчивого экономического роста во всех регионах, входящих в состав РФ. Опыт развития мировой и отечественной экономики показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на содействие малому бизнесу, крайне важна для достижения сбалансированного экономического роста. Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально функционировать и развиваться.

Именно малые предприятия в значительной степени сохраняют рынок как конъюнктурную среду свободного бизнеса и помогают решению социальных проблем. Но необходимые системные изменения в малом предпринимательстве невозможны без соответствующих институциональных изменений.

С учетом того, что способ организации экономики тесно связан и обусловлен его институциональной средой, в РСО — Алании необходимо значительно усилить внимание к роли институтов и институциональной среды для формирования современного малого предпринимательства, обоснования направлений его развития.

Среди факторов институциональной среды, негативно влияющих на деятельность субъектов малого предпринимательства в РСО — Алания, предприниматели отмечают: сложность сбыта, недостаток собственных денежных средств, отсутствие в достаточных объемах необходимой финансовой и информационной помощи со стороны государственных структур, призванных оказывать поддержку и содействие предпринимателям.

Основной причиной, порождающей эти проблемы, помимо таких факторов, как инфляция и высокий уровень налогообложения, является отсутствие эффективно функционирующей региональной системы институционального и инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства, формирование которой, как представляется, является первоочередной задачей в системе мер поддержки малого предпринимательства в условиях современного состояния экономики.

За последние годы стало крайне необходимо развивать элементы инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности и высоких технологий, маркетинга, консалтинга, предприятиям необходимо решать проблемы, связанные с подготовкой кадров, внедрением технологий, ноу-хау и инноваций, факторинговыми услугами с предприятиями сферы образования, науки, банками и т. д.

В то же время государственная поддержка малого предпринимательства остро необхо-

дима, так как начинающим предприниматель порой не имеет четкого представления даже о сфере своей будущей деятельности, не говоря уже о бизнес-проектировании, маркетинге, бухгалтерском учете, законодательных нормах и т. д. Когда простейшие услуги делового консультирования станут доступными каждому предпринимателю, как по своевременности, так и по цене, это станет первым шагом в создании комплексной системы предпринимательской инфраструктуры.

До настоящего времени инфраструктура поддержки малого предпринимательства не является полной и комплексной, отсутствует целостность функционирования системы, что, естественно, сказывается на эффективности мероприятий по управлению предпринимательской средой и оказанию помощи мелким предпринимательским структурам.

По результатам исследований, динамика инфраструктурных организаций, выполняющих работы для предприятий РСО — Алания, практически не растет. Наибольшее число организаций инфраструктуры сосредоточено в области правового обеспечения, транспортного обслуживания, сфере НИОКР (рис. 1).

Причины отсутствия многих видов услуг в экономике РСО — Алания сложно объяснить.

Прежде всего для наведения порядка в данной области необходимо формирование более эффективной структуры с единым контролирующим органом во главе, наделенным соответствующими полномочиями. Это позволит обос-

нованнее распределять выделяемые бюджетные средства и осуществлять контроль за их более эффективным использованием.

В условиях ограниченности ресурсов необходимо нацелить государственную поддержку на наиболее острые проблемы развития малого предпринимательства, решаемые с помощью гарантирования займов, компенсации процентных ставок, лизинга, аренды помещений и земельных участков, доступа к информационным ресурсам, подготовки и переобучения кадров, т. е. обеспечение конкурентных институциональных предпосылок, а также налогового, финансового и делового консультирования.

Основными проблемами малых форм хозяйствования также являются безденежье и ограниченный доступ к внешнему финансированию.

Популярность банковского кредитования год от года падает. Кредитование в коммерческих банках РСО — Алании не вызывает доверия у предпринимателей по ряду причин:

— большой перечень документации и финансовой отчетности для получения банковского кредита;

— длительность оформления кредита;

— высокая процентная ставка, устанавливаемая банками;

— взяточничество и коррупция среди персонала кредитной организации (взятки достигают 10—30% от суммы кредита);

— короткие сроки кредитов (до 12 месяцев) и отсутствие льготного периода делают невозможным кредитование производства и перера-

4

I

лз

I—

о.

о

о

5

♦ организации, выполняющие НИОКР

— - правовое обслуживание

— ■А — экономика, управление

— - менеджмент персонала —Ж— информация

—•—связь ~ транспорт

■маркетинг

годы

Рис. 1. Динамика инфраструктурных организаций, выполняющих работы для малых предприятий РСО—Алания

в 2000-2008 гг.

ботки сельскохозяйственной продукции, имеющих ярко выраженную сезонность доходов и расходов, а также длительный бизнес-цикл (например, бычков на продажу выращивают 2—3 года).

Потребности финансирования малого бизнеса РСО — Алании разнятся в зависимости от вида деятельности. Предприниматели, занятые сельским хозяйством и сельскохозяйственной переработкой, испытывают большие потребности в кредитах, пытаются максимально использовать все возможности финансового рынка, а предприниматели, занятые торговлей и услугами, ограничиваются собственными средствами и средствами друзей и знакомых.

В республике есть еще и так называемый неформальный бизнес, то есть бизнес, не прошедший процедуры государственной регистрации. Особенно велика его доля в сельской местности. В условиях безработицы для населения единственный способ обеспечить минимально приемлемый уровень существования — это наличие собственного подсобного хозяйства, которое становится подчас единственным источником как натуральных, так и денежных поступлений.

С учетом неформального сегмента малый бизнес в республике достаточно многочислен. Следовательно, проблема заключается не столько в отсутствии малого бизнеса, сколько в его низкой эффективности. Он в первую очередь нацелен на выживание и обеспечение первичных потребностей семьи.

Для изменения сложившейся ситуации необходимо осуществить следующие мероприятия:

— финансирование инвестиционных проектов в приоритетных отраслях (АПК, малое промышленное производство, малая строительная индустрия, информационный сервис, туристическая индустрия и т. д.);

— ускоренное освоение новых кредитноинвестиционных механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;

— развитие эффективной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

— устранение административных барьеров;

— совершенствование информационного, образовательного, консультативного, правового обеспечения предпринимательства;

— размещение государственных и муниципальных заказов среди субъектов малого предпринимательства;

— развитие финансового лизинга, франчайзинга;

— производственно-технологическая кооперация с крупным производством.

Интенсивность развития малого бизнеса во многом зависит от политики, проводимой на региональном уровне. Важно, что сегодня есть понимание необходимости и высокой значимости развития малых форм хозяйствования для повышения уровня жизни населения, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в регионах.

Анализ статистических данных демонстрирует, что за последние годы наблюдаются институциональные изменения, которые привели к положительным результатам.

Общеэкономические показатели развития Республики Северная Осетия — Алания за последние годы свидетельствуют о достаточно устойчивой экономической ситуации в республике. Валовой региональный продукт в целом имеет ежегодный прирост около 6% в сопоставимых ценах [1, 3] (рис. 2.).

Анализ основных показателей финансовохозяйственной деятельности малого предпринимательства в Республике Северная Осетия — Алания выявил следующие результаты. На конец 2008 г. в республике зарегистрировано 1686 субъектов малого предпринимательства [3]. По числу малых предприятий РСО — Алания заняла 72-е место в РФ. Результаты анализа динамики количества малых предприятий за последние 5 лет представлены на рисунке 3.

Уровень развития малого предпринимательства и его институциональных условий в регионе характеризует такой показатель, как количество малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей: средний показатель по РФ в 2008 г. составил — 8 единиц; в РСО — Алании — 2,4 единицы.

Республиканский показатель намного ниже общероссийского, более чем в 30 раз ниже

50 000 -45 000 ■

40 000 -35 000 -ю 30 000-

£ 25 000 -

I 20 000-

15 000 -10 000 -5 000-0-

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 годы

Рис. 2 .Динамика роста валового регионального продукта РСО—Алании в 2000-2008 гг.

уровня стран с развитой рыночной экономикой и на порядок меньше требуемого критического уровня развития данного сектора в целом для России. Это опять же свидетельствует о неразвитости институциональных условий сектора малого предпринимательства как РФ в целом, так и в РСО — Алании в частности.

Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства показал, что если с 2005 по 2007 год включительно наблюдался рост количества малых предприятий в сельском хозяйстве [1], то за 2008 г. сокращение предприятий этой отрасли составило 32%. Сокращение также наблюдается и в промышленности на 24% по сравнению с показателями 2005 г., в оптовой и розничной торговле — 31%, финансовая деятельность сократилась в 2 раза. Рост количества малых предприятий наблюдается в следующих отраслях: транспорт и связь — 12%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 31%, здравоохранение

- 112% [3].

Статистические данные, характеризующие отраслевую структуру малого предприниматель-

2500|

юоа

500-

223 7 1414 2038

164} 168 6

2004

2005

2006

годы

2007

2008

Рис. 3. Число малых предприятий в РСО—Алании в 2000-2008 гг. (на конец года, единиц)

ства, показали, что большинство предприятий на конец 2008 г. было сосредоточено на следующих направлениях: торговля и общественное питание, обрабатывающие производства, строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (рис. 4).

Оборот деятельности малых предприятий за 2008г. составил 11940,400 млн руб., что на 25,73% больше, чем в предыдущем году. Удельный вес прибыльных малых предприятий в общем числе малых предприятий составил 70%. Отгружено товаров собственного производства, работ и услуг собственными силами малых предприятий на 8269,301 млн руб. Темп роста по данному показателю составил 127,4% [3].

Среднесписочная численность постоянных работников имеет тенденцию к сокращению. Если среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых предприятиях на конец 2004 г., составляла 22,1 тыс. чел., то на конец 2008 года — лишь 17,021 тыс. чел. [3].

Инвестиции в основной капитал малых предприятий составили 421,269 млн руб. (данные за 2008 г.), что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году.

Анализ отраслевой структуры инвестиций в основной капитал малых предприятий выявил, что практически инвестируются в республике только следующие отрасли: строительство 28,9%, промышленность — 28,3%, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования — 42,8%.

Несмотря на позитивные тенденции в развитии экономики страны, социально-экономическая обстановка в республике остается сложной. Среди наиболее важных проблем, сдерживающих ее развитие, следует назвать:

I Сектор 1

Строительство

11,3%

I Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств

| Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

| | Транспорт и связь

| | Прочие виды деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35,5%

Рис. 4. Число малых предприятий в РСО—Алании по видам экономической деятельности

(на конец 2008 г., в процентах)

— недостаток инвестиций;

— нехватка квалифицированного управленческого персонала;

— недостаточно интенсивное использование сельскохозяйственных земель;

— недостаточный уровень диверсификации производительных сил;

— недостаточная развитость нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;

— слабая освоенность имеющихся рекреационных ресурсов;

— высокая зависимость бюджета от федеральной финансовой помощи, дефицит собственных финансовых ресурсов.

Выявленный комплекс проблем республики является типичным для многих регионов

России: спад промышленного производства, ухудшение демографической ситуации, падение уровня жизни. Тем не менее, на фоне остальных северокавказских республик Северная Осетия выделяется относительно высокими перспективами экономического роста.

Список литературы

1. Регионы России. Социально-экономические показатели 2008 : стат. сборник / Росстат. М., 2008. 999 с.

2. Малое предпринимательство в Республике Северная Осетия — Алания : стат. сборник. Владикавказ, 2008.

3. Основные показатели деятельности малого предпринимательства по Республике Северная Осетия — Алания (январь — декабрь 2008 г.): бюллетень. Владикавказ, 2009.

УДК 330.42

ключевые слова: региональная экономика, спрос, предложение, устойчивость, хаотические состояния, странный аттрактор

Л. А. Коршунов, Г. П. Быстрай

ДЕТЕРМИНИРОВАННОЕ НЕПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА1

Классическая задача спроса и предложения на товар, сформулированная впервые А. Маршаллом, сведена в нелинейной постановке к модели Лоренца и описывает устойчивые циклические процессы товарного рынка, включая возрастание амплитуды цен при приближении к кризису (инфляцию), нарушение устойчивости при возрастании непроизводственных затрат, основные стадии развития кризиса, включая стадию хаотического поведения времени нахождения в каждом из аттракторов (точек равновесия), возможность выхода из кризисной ситуации за счет изменения некоторых параметров. Данный подход использован для построения качественной модели изменения цен товаров в предкризисный и кризисный периоды, а также нахождения времени достоверного прогнозирования.

1 Работа частично финансировалась за счет Целевой программы УрО РАН поддержки междисциплинарных проектов, выполняемых в содружестве с учеными СО и ДВО РАН в рамках интеграционного проекта «Социально-экономический иммунитет региона: диагностика и прогноз защищенности от кризисных явлений» (проект №09-С-6-1001 «Диагностика состояния, моделирование тенденций и прогноз развития регионов России на период до 2030 г.»).

А. Маршаллом установлен механизм воздействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товаров в условиях совершенной конкуренции [6]. Спрос и предложение имеют связь с ценой: спрос, как правило, при росте цены уменьшается и при ее уменьшении растет; предложение в большинстве случаев с ростом цены растет и при снижении цены падает. Поэтому устойчивая цена, цена равновесия, устанавливается в той точке, где спрос уравнивается с предложением (т. е. при графическом изображении в точке пересечения кривых спроса и предложения). Цена, превышающая цену равновесия, ведет к превышению предложения над спросом, что неминуемо действует в сторону снижения цены. Цена, оказавшаяся ниже цены равновесия, ведет к превышению спроса над предложением, что действует в сторону повышения цены. Только при цене равновесия А0 спрос уравнивается с предложением (уравнивается в том смысле, что не возникает стимулов для изменения трех функционально связанных величин — спроса, предложения, цены). Одним из аспектов экономического кризиса может быть нарушение равновесия между спросом и предложением на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.