Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурат И.Л., Тебекин А.В.

Рассмотрены основные методологические подходы к управлению проектами с учетом специфики инновационной деятельности в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION ON PROGRESS OF METHODOLOGY OF DESIGN MANAGEMENT BY INNOVATIVE ACTIVITY IN SYSTEM OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The basic methodological approaches to management of projects in view of a specific character of innovative activity in system of the maximum vocational training are considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

щихся на знании и науке. Необходимо также подумать, какая государственная политика может содействовать такой экономике» [2, Р- 3].

Эксперты Экономического комитета АТЭС' определили характерные черты этой новой системы хозяйства, при которой «производство и распределение, а также использование знаний стали основной движущей силой роста, создания богатства и занятости во всех отраслях». Констатируется следующее: «...в таких экономиках именно способность переводить идеи в полезные продукты и процессы становится для фирм источником повышения их конкурентоспособности. Те фирмы, которые не в состоянии эффективно использовать преимущества знаний, могут уступить свою долю участия на рынке более инновационным соперникам» [I, р. 5 7].

Информационные и коммуникационные технологии во многом предопределяют динамику инновационного развития, прежде всего. Сингапура, Южной Корен, а затем и в Малайзии, Таиланде. Индонезии, Вьетнаме и других странах.

В Индонезии развитие капитализма в целом характеризуется нерешенностью основных социально-экономических проблем, что предопределяет его неустойчивость и порождает напряженность в обществе. Здесь давно уже ведутся поиски приемлемого пути развития. варианты которого пока еще далеки от экономики знаний. Тем не менее, в Индонезии отдельные элементы будущей экономической архитектоники проступают достаточно отчетливо. Многие экономисты на Западе, а также в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, рассматривают перспективу создания экономики знаний как весьма продуктивную макроэкономическую модель. Что касается Индонезии. Мьянмы. Брунея и др. стран, то они лишь начинают нащупывать контуры такой модели, которая была бы применима в условиях их социально-экономической действительности [14. с. 16. 17].

Необходимость сочетать интересы обеих сторон в каждом случае предопределяет и подход к решению проблем. Но для всех принимаемых программ характерно признание определяющей роли государства в обеспечении условий инновационной деятельности: создаются так называемые центры ускоренного роста, инновационно-технические кластеры, особые экономические зоны, технопарки. Государство содействует также формированию необходимых

для экономики знаний институтов - фондового рынка, венчурного капитала, малого и среднего инновационного бизнеса.

Литература:

1. АРЕС Economy Outlook 2003. АРЕС Economy Committee. Singapore, 2003.

2. АРЕС Economy Committee (2000). Towards Knowledge -Based Economies in APEC. Singapore. 2003.

3. Bell D. Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y.. 1976.

4. Lall Dipak. State and Development. New Dehly. 1998.

5. Sakaya T. The Knowledge - Value Revolution or A History of the Future. Tokyo N.Y.. 1991.

6. World Investment Report 2011. Non-Equity Modes o! International Production and Development. NY & Geneva: UNCTAD 2011.232 p.

7. World Economic Forum. The Global Competitiveness Report. 2011 2012. Geneva, 2011. 267 p.

8. Андрианов В. Внешнеэкономические связи «новых индустриальных» стран // Банковский ряд. 2006. № 06 08. С. 7 21.

9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опы-гг соцнального прогнозирования. М.. 1973.

10. Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: начала тси ций, перспективы. М.. 2002.

11 Дженннгс С. Развивающиеся рынки: созидательное ра -шение // Ведомости. 2009. 8 июня.

12. Канаев Е.. Курилко А. Юго-Восточная Азия в уело мирового финансово-экономического кризиса // МЭ и МО I Ж. №2. С. 38 46.

13. Новая индустриальная волна на Западе. Антологии редакцией В.Л. Иноземцева. М.: Acadcmia, 1999.

14. Пахомова Л.Ф. Модели процветания (Сингапур. Мал; Таиланд, Индонезия). М.: Институт востоковедения РАИ. ЭЙ* 16. 17.

15. Рейснер Л.И..Симония II.А. Эволюция восточных синтез традиционного и современного. М.. 1984.

16. Тойганбаева А.Е. Новые информационные техноло один из факторов развития стран Юго-Восточной Азии менные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. Г-1 ^

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сураг И.Л.. к.э.н.. Институт мировой экономики и информатизации Гебекин А.В.. д.э.н., д.т.н.. профессор Института мировой экономики и информатизации

Рассмотрены основные методологические подходы к управлению проектами с учетом специфики инновационной i системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: методология, управление проектами, инновационная деятельность, система высшего профессиональна

ТО A QUESTION ON PROGRESS OF METHODOLOGY OF DESIGN MANAGE ' BY INNOVATIVE ACTIVITY IN SYSTEM OF THE HIGHER PROFESSION

EDUCATION

Surat l„ Ph.D. Institute of world economy ami informatization Tchekin A., doctor economy, professor. Institute of world economy and informatization

The basic methodological approaches lo management of projects in view of a specific character of innovative activity in sy su-m 11 vocational training are considered.

Keywords: methodology, management of project, innovative activity, higher education system.

Повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономических процессах развития России.

Рост значения человеческого капитала определяется целым комплексом условий социально-экономического развития.

Во-первых, уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики на международной арене во многом определяется качеством подготовки высококвалифицированных кадров

в системе высшего профессионального обраюв.

Во-вторых. Россия практически исчерпала . преимущества, которые ранее были связаны . силой и экономией на развитии образования . поскольку требования к профессионализму к. ной экономике многократно возросли. Суш курешшя с европейскими, азиатскими и 1р> шепни квалифицированных кадров.

В-третьих, сокращение численности насе

сируемого в основном ¡а счет представителен стран ближнего за-рубожья, н снижение уровня занятости в экономике РФ. свидетельствующее о сокращении конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, вынуждает идти нашу страну по инновационному пути развития, начиная с наращивания человеческого капитала. Центральную роль в наращивании интеллектуального человеческого капитала играет система высшего профессионального образования.

Таким образом, формирование национальной инновационной экономики невозможно без модернизации системы образования, являющейся, с одной стороны, одной из наиболее консервативных систем социально-экономического развития общества, а. с другой стороны, основой динамичного экономического роста н социального развития общества.

Конкуренция различных систем образования, сформировавшаяся в РФ, с одной стороны, была призвана стать ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, гибкой адаптации к сформировавшимся и нарождающимся требованиям рынка. С другой стороны, нельзя не признать ошибки в развитии системы высшего профессионального образования r РФ, о чем свидетельствует не только места отечественных ВУЗов в международных рейтингах, но и уровень социально-экономического развития России в целом.

Ускорение темпов социально-экономического развития общества приводит к тому, что сегодня не вызывает сомнений то. что в основу развития системы высшего профессионального образования должны быть положены принципы инновационного проектного управления, включая реализацию таких принципов как открытость образования к рыночным запросам, конкурсный отбор перспективных идей, комплексность принимаемых решений и т.д.

В стране сегодня обозначен переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие которого неразрывно связано с мировой фундаментальной наукой, ориентировано на формирование творческой социально ответственной личности. Этот переход возможен только при реализации инновационного проектного управления. Вместе с тем следует признать, что до настоящего времени не сформирован единый эффективный методологический подход к реализации про-ектного управления в системе высшего профессионального образования.

В этой связи рассмотрим методологическую основу к реализации проектного управления в целом.

Управление проектами, как одна из форм целевой управленческой деятельности применительно к уникальному процессу, состоящему из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринимаемой для достижения цепи, соответствующей конкретным требованиям. включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам, имеет множество определений.

Гак согласно стандарту Project Management Body of Knowledge (PMBoK) управление проектами (project management) представляет собой область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объемом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством п рисками. Ключевым

Рис. I. Классическая форма тройственной ограниченности для проекта

фактором успеха проектного управления является наличие четкого заранее определенного плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями (в отличие от процессного, функционального управления, управления уровнем услуг).

Согласно другому стандарту (Р2М — «А Guide book of Project and Program Management t'or Enterprisc Innovation») управление проектами представляет собой сочетание науки и искусства, которые используются в профессиональных сферах проекта, чтобы создать продукт проекта, который бы удовлетворил миссию проекта, путем организации надежной команды проекта, эффективно сочетающей технические и управленческие методы, создает наибольшую ценность и демонстрирует эффективные результаты работы.

Таким образом, в общем случае управление проектами представляет собой область деятельности, при которой определяются и достигаются цели проекта за счет использования рациональных технологий в условиях обеспечения сбалансированности между объемом затрачиваемых ресурсов (трудовыми, финансовыми, материальными, энергетическими, временными и др.). качеством результатов и сопутствующими рисками.

Управление проектами представляет собой составную часть системы менеджмента предприятия.

Продуктами проекта могут быть продукция предприятия (результаты научных и маркетинговых исследовании, проектно-кон-структорская и технологическая документация на новое изделие, разработанные для заказчика) и решение разных внутренних производственных задач (повышение качества продукции и эффективности организации труда, оптимизация финансовых потоков п т.-Д.).

В основе современных методов управления проектами лежат методики структуризации работ и сетевого планирования, разработанные в конце 1450-х годов в США.

В основе описания любого проекта лежит классическая форма тройственной ограниченности, демонстрирующая баланс между содержанием проекта, стоимостью и временем его реализации при заданном уровне качества (рис. I).

Как любое начинание проект должен протекать и достигать финала с учетом определенных ограничений. Классически эти ограничения определены как содержание проекта, время и стоимость. Они также относятся к треугольнику управления проектами, где каждая его сторона представляет ограничение. Изменение одной стороны треугольника влияет на другие стороны. Дальнейшее уточнение ограничений выделило из содержания качество, превратив его в четвертое ограничение.

Существует и иной подход к управлению проектами, который рассматривает следующие три ограничения: финансы, время н человеческие ресурсы. При необходимости сократить сроки (время) можно увеличить количество занятых люден для решения проблемы, что непременно приведет к увеличению бюджета (стоимости). За счет того, что эта задача будет решаться быстрее, можно избежать роста бюджета, уменьшая затраты на равную величину в любом другом сегменте проекта.

Основные подходы к управлению проектами приведены в табл. I.

Учитывая содержание рассмотренных основных подходов к управлению проектами и специфику инновационной деятельности в системе высшего профессионального образования уместно предположить, что в ее основе должен лежать комплекс методологических подходов проектного управления: метода PERT. метода ASD. методов РМВОК и методов инновационных проектов (стар-тапов).

Литература:

1. Рассел Д. Арчибальд. Управление высокотехнологичными программами и проектами Managing High Technology Programs and Projects. — M.: «Академия АйТи». 2004. — С. 472.

2. Ньюэлл Майкл В. Управление проектами для профессионалов. Руководство по подготовке к сдаче сертификационного экзамена. — «КУДИЦ-ПРЕСС». 2008. — С. 416.

3. Том Де Марко. Deadline. Роман об управлении проектами. — «ВЕРШИНА»«М». 2006. — С. 143.

4. Ким Хслдман. Профессиональное управление проектами. — «Бнном»«Москва», 2005. С. 517.

5. Лапыгии Ю. II. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности. — Омсга-Л«Москва», 2008. — С. 252.

Таблица I. Основные подходы к управлению проектами

№ Подход Содержание Особенности Область применения Предположение

1 Метод PERT (Program (Project) Техника оценки и Техника Метод PERT Неограниченность

Evaluation and Review Technique) анализа программ подразумевает предназначен для ресурсов, критичен

(проектов), наличие очень только срок

представляющая неопределённости масштабных. выполнения

собой способ , давая единовременных.

анализа задач, возможность ¿южных.

необходимых для разработать •«рутинных

выполнения. 13 рабочий грэфмх проектов. Он

первую очередь - проекта без )решает процесс

анализ времени. точного маши iix планирования.

которое требуется деталей и

для выполнения необходимого

каждой отдельной времени для всех

задачи, а также его состз>.т* lotum

определение я счет

минимального мсполыоажшя

необходимого самоб пооуырчой

времени для части PERT-

выполнения всего метог»

проекта. критического пут*. опиравшегося на построение сетевого графика I сетевой диаграммы PERTL

2 Метод «Гибкая методология Серия подходов к Гибсие Agile-методы Предположение о

разработки» разработке метоладосии делают упор на критичности качества

(Agilesothvaredevelopment - ASD) программно! о обеспечения. кшсюш на минимизацию непосредственное общение (пол качеством здесь понимается полно га

ориентированных ил риск* путей различных групп удовлетворения

использование сведения '¿интересованных потребностей, как

итеративной разработки к участников: известных, так и

разработки и серии коротких заказчиков. неизвестных заранее,

динамическое циклов определяющий часто создаваемых

формирование | итераций! требования к выходом нового

требовании н Кажная итерация продукту, продукта).

обеспечение и\ представляет тестнровщиков. По окончании каждой

реализации в собой дизайнеров итерации выполняется

результате программный интерфейса. переоценка

постоянного проект в технических приоритетов

взаимодействия миниатюре и писателей. разработки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внутри вк.«очаст все менеджеров и т.д.

самоорганнзутощнхс шачи.

я рабочих групп. необходимые для

состоящих из выдачи мини-

специалистов прироста по

различного фун кцнонхтьност

профиля. Среди и: планирование.

методик класса аиали]

гибких четодо.к>гий требований.

наиболее известны проектирование.

гибкие методики кодирование.

экс гремальнос тестирование и

программирование. доку ментированне

DSDM, Scrum

3 Методы PMBOK Свод знаний по В настоящем Институт Предположение о

(ProjectManagementBodyolXnowledg управлению стандарте управления неизменности

e) проектами описываются суть проектами — требований и низких

представляет собой процессов международный рисках. Классические

сумму управления некоммерческий методы РМВОК во

профессиональных проектами в институт многом опирающийся

шаний по терминах управления на модель водопада

управлению интеграции между проектами. (или каскадную

проектами. процессами и разработавший модель). Каскадная

Руководство взаимодействий набор модель

РМВОК фиксирует между ними, а международно (англ. и•а1ег/а11то(1е1)

части Свода знаний также цели. признанных — модель процесса

по управлению которым они стандартов по разработки

проектами. служат. Эти управлению программного

признанных в процессы проектами, обеспечения, в

качестве успешной разделены на пять программами. которой процесс

практики. групп. портфелями разработки выглядит

Является называемых проектов и как поток.

Американским «труппы развития последовательно

национальным процессов компетенций проходящий фазы

стандартом. управления менеджеров анализа требований.

проектом»: проектов и проектирования.

- группа программ реализации.

процессов использует тестирования.

инициации, - Методы'РМВОК в интеграции и

группа процессов качестве поддержки.

планирования. основного

- Группа справочного

процессов материала для

исполнения. - своих программ по

Группа процессов профессиональном

мониторинга и у развитию.

управления;

- Группа

завершающих

процессов

4 Метод инновационных проектов Стартап или 1 (аиболсе часто Термин стартап 11редположснне о

(старталов) стартап-компания упоминается применяется для высоких рисках

(от англ. хшп-ир сокращённая всех отраслей проекта

запуска!ь)— классификация экономики. 11а

компания с стадий развития примере сферы

короткой историей стартапов. информационных

операционной согласно которой технологий и

деятельности. Как стартап проходит интернет-

правило, такие в свойм развитии проектов. в ГГ

компании созданы 5 стадий: стартапами

недавно, находятся посевную стадию называют новые

в стадии развития (.\eedslage). компании, только

или исследования стадию запуска появляющиеся или

перспективных (х/апнрмацс). планируемые к

рынков. Термин стадию роста созданию. ГГ-

стартап стал (^гаифхш^е). стартапы не

популярным во стадию привязаны к

времена пузыря расширения атрессивным

доткомов, когда {сх/ктянтнице) и маркетинговым и

было создано стадию «выхода» пиар-методам.

большое количество (ехНхШце). направленным на

интернет-компаний. быструю

11овые проекты в раскрутку фирмы.

отраслях высоких ГГ-стартапы могут

технологий часто создава гься на

называют хайтек- длительный срок и

стартап. с большим сроком

выхода на рынок

(к примеру,

создание продукта

в течение двух лет

и только после

ггого выход на

рынок и

продвижение)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.