Научная статья на тему 'К вопросу о развитии методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования'

К вопросу о развитии методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / METHODOLOGY OF PROJECT MANAGEMENT / INNOVATIVE ACTIVITY / HIGHER EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурат И. Л.

Рассмотрены основные методологические подходы проектного управления с позиций развитии методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF THE PROJECT MANAGEMENT INNOVATION METHODOLOGY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

The main methodological approaches of project management from positions development of methodology of project management by innovative activity in higher education system are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования»

из Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основные задачи инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования, вытекающие из Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, приведены в табл.1-3.

Установлено, что в вопросах формирования инновационного человека (табл.1) основные задачи инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования связаны с активным производством и воспроизводством носителей интеллектуального капитала.

Определено, что в части развития инновационного бизнеса (табл.2) основные задачи инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования связаны с дополнением традиционных функций вузов по обучению молодежи искусству осуществления инновационной деятельности функциями формирования и обеспечения функционирования бизнес-единиц, специализирующихся не только на генерации инновационных идей, но и на производстве инновационной продукции. При этом экономические системы высшего профессионального образования должны довести указанные единицы инновационного бизнеса до уровня самостоятельных участников рынка.

В рамках решения стратегической задачи инновационного развития государства вузы призваны активно способствовать внедрению инноваций в систему управления государством на основе развития схем непрерывного образования (табл.3).

Определение основных задач инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования позволяют провести анализ факторов и условий осуществления инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования.

Литература

1. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер. " М.: Эксмо, 2005.

2. Рыгалин, Д.Б. Инновационные взаимодействия: компетент-ностный подход к развитию неравновесных экономических систем. Монография. - М.: МИЭТ, 2008.

3. Семина, Л.А. Развитие инновационно-инвестиционной деятельности в регионе/Л.А. Семина// - Барнаул: Азбука, 2010.

4. Тебекин, А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2012.

5. Карпова Е.Г. Инструменты управления инновационной деятельностью // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2010. - №7-9 (30). - С. 187-193.

6. Гохберг, Л.М. Новая инновационная система для "новой экономики". Препринт WP5/2002/02 Москва, ГУ - ВШЭ, 2002.

7. Еленева, Ю. Я., Лукашевич, Е. В. Теоретические основы разработки концептуальной модели управления финансированием инновационной деятельности промышленных предприятий. // Управление экономическими системами. №3, 2012.

8. Инновационный менеджмент. Справочное пособие/Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э.Миндеди. - СПб.: Наука, 1997.

9. Кураков, Л.П., Краснов, А.Г, Назаров, А.В. Экономика: инновационные подходы: Учебное пособие. - М.: Гелиос , 1998. - 600 с.

10. Макарьева, В. Ю. Теоретические основы инновационной деятельностиорганизации.// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2009, № 9.

11. Инновационный менеджмент / под ред. С. Д. Ильенковой. " М. : ЮНИТИ, 1998.

12. Янсен, Ф. Эпоха инноваций / Ф. Янсен. - М. : ИНФРА-М, 2002.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сурат И.Л., к.э.н., доцент Института мировой экономики и информатизации

Рассмотрены основные методологические подходы проектного управления с позиций развитии методологии проектного управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: методология проектного управления, инновационная деятельность, система высшего профессионального образования.

TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF THE PROJECT MANAGEMENT INNOVATION METHODOLOGY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Surat I., Ph.D., assistant professor, Institute of World Economy and Informatization

The main methodological approaches ofproject management from positions development of methodology ofproject management by innovative activity in higher education system are considered.

Keywords: methodology of project management, innovative activity, higher education system.

Управление проектами, как одна из форм целевой управленческой деятельности применительно к уникальному процессу, состоящему из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринимаемой для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам, имеет множество определений.

Так согласно стандарту Project Management Body of Knowledge (РМВоК) управление проектами (project management) представляет собой область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие целипроектапри балансировании между объемом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие четкого заранее определенного плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями (в отличие от процессного, функционального управления, управления уровнем услуг).

Согласно другому стандарту (P2M — «A Guide book of Projectand Program Management for Enterprise Innovation») управление проектами представляет собой сочетание науки и искусства, которые используются в профессиональных сферах проекта, чтобы создать продукт проекта, который бы удовлетворил миссию проекта, путем организации надежной команды проекта, эффективно сочетающей технические и управленческие методы, создает наибольшую ценность и демонстрирует эффективные результаты работы.

Таким образом, в общем случае управление проектами представляет собой область деятельности, при которой определяются и достигаются цели проекта за счет использования рациональных технологий в условиях обеспечения сбалансированности между объемом затрачиваемых ресурсов (трудовыми, финансовыми, материальными, энергетическими, временными и др.), качеством результатов и сопутствующими рисками.

Управление проектами представляет собой составную часть системы менеджмента предприятия.

финала с учетом определенных ограничений. Классически эти ограничения определены как содержание проекта, время и стоимость. Они также относятся к треугольнику управления проектами, где каждая его сторона представляет ограничение. Изменение одной стороны треугольника влияет на другие стороны. Дальнейшее уточнение ограничений выделило из содержания качество, превратив его в четвертое ограничение.

Существует и иной подход к управлению проектами, который рассматривает следующие три ограничения: финансы, время и человеческие ресурсы. При необходимости сократить сроки (время) можно увеличить количество занятых людей для решения проблемы, что непременно приведет к увеличению бюджета (стоимости). За счет того, что эта задача будет решаться быстрее, можно избежать роста бюджета, уменьшая затраты на равную величину в любом другом сегменте проекта.

Основные подходы к управлению проектами приведены в табл.1.

Учитывая содержание рассмотренных основных подходов к управлению проектами и специфику инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования уместно предположить, что в ее основе должен лежать комплекс методологических подходов проектного управления: метода PERT, метода ASD, методов PMBOK и методов инновационных проектов (стартапов).

Литература:

1. Рассел Д. Арчибальд. Управление высокотехнологичными программами и проектами = Managing High Technology Programs and Projects. — М.: «Академия АйТи», 2004. — С. 472.

2. Ньюэлл Майкл В. Управление проектами для профессионалов. Руководство по подготовке к сдаче сертификационного экзамена. — «КУДИЦ-ПРЕСС», 2008. — С. 416.

3. Том ДеМарко. Deadline. Роман об управлении проектами. — «ВЕРШИНА»«М», 2006. — С. 143.

4. Ким Хелдман. Профессиональное управление проектами. — «Бином»«Москва», 2005. — С. 517.

5. Лапыгин Ю. Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности. — Омега-Л«Москва», 2008. — С. 252.

Таблица 1. Основные подходы к управлению проектами

№ Подход Содержание Особенности Область применения Предположение

1 Метод PERT Техника оценки и анализа Техника подразумевает Метод PERT Неограниченность

(Program программ (проектов), наличие предназначен для очень ресурсов, критичен

(Project) представляющая собой неопределённости, масштабных, только срок

Evaluation and способ анализа задач, давая возможность единовременных, выполнения

Review необходимых для разработать рабочий сложных, нерутинных

Technique) выполнения. В первую очередь - анализ времени, которое требуется для выполнения каждой отдельной задачи, а также определение минимального необходимого времени для выполнения всего проекта. график проекта без точного знания деталей и необходимого времени для всех его составляющих за счет использования самой популярной части PERT — метода критического пути, опирающегося на построение сетевого графика (сетевой диаграммы PERT). проектов. Он упрощает процесс их планирования.

2 Метод «Гибкая Серия подходов к Гибкие методологии Agile-методы делают Предположение о

методология разработке программного нацелены на упор на критичности качества

разработки» обеспечения, минимизацию рисков непосредственное (под качеством здесь

(Agile software ориентированных на путём сведения общение различных понимается полнота

development использование разработки к серии групп заинтересованных удовлетворения

ASD) итеративной разработки и коротких циклов участников:заказчиков. потребностей, как

динамическое (итераций). Каждая определяющий известных, так и

формирование требований итерация представляет требования к продукту. неизвестных заранее,

и обеспечение их собой программный тестировщиков. часто создаваемых

реализации в результате проект в миниатюре и дизайнеров интерфейса, выходом нового

постоянного включает все задачи, технических писателей, продукта).

взаимодействия внутри необходимые для менеджеров и т.д. По окончании каждой

самоорганизующихся выдачи мини-прироста итерации выполняется

рабочих групп, состоящих по функциональности: переоценка

из специалистов планирование, анализ приоритетов

различного профиля. требований, разработки.

Среди методик класса проектирование,

гибких методологий кодирование,

наиболее известны гибкие тестирование и

методики экстремальное документирование.

программирование,

DSDM, Scrum.

Рис.1. Классическая форма тройственной ограниченности для проекта

Продуктами проекта могут быть продукция предприятия (результаты научных и маркетинговых исследований, проектно-конструк-торская и технологическая документация на новое изделие, разработанные для заказчика) и решение разных внутренних производственных задач (повышение качества продукции и эффективности организации труда, оптимизация финансовых потоков и т. д.).

В основе современных методов управления проектами лежат методики структуризации работ и сетевого планирования, разработанные в конце 1950-х годов в США.

В основе описания любого проекта лежит классическая форма тройственной ограниченности, демонстрирующая баланс между содержанием проекта, стоимостью и временем его реализации при заданном уровне качества (рис.1).

Как любое начинание проект должен протекать и достигать

3 Методы Свод знаний по В настоящем стандарте Институт управления Предположение о

PMBOK (Project управлению проектами описываются суть проектами — неизменности

Management представляет собой сумму процессов управления международный требований и низких

Body of профессиональных знаний проектами в терминах некоммерческий рисках. Классические

Knowledge) по управлению проектами. интеграции между институт управления методы РМВОК во

Руководство РМВОК процессами и проектами, многом опирающийся

фиксирует части Свода взаимодействий между разработавший набор на модель водопада

знаний по управлению ними, а также цели, международно (или каскадную

проектами, признанных в которым они служат. признанных стандартов модель). Каскадная

качестве успешной Эти процессы по управлению модель (англ. waterfall

практики. разделены на пять проектами, программами, model) — модель

Является Американским групп, называемых портфелями проектов и процесса разработки

национальным стандартом. «группы процессов развития компетенций программного

управления проектом»: менеджеров проектов и обеспечения, в которой

- группа процессов программ использует процесс разработки

инициации,- группа Методы РМВОК в выглядит как поток.

процессов качестве основного последовательно

планирования, справочного материала проходящий фазы

- Группа процессов для своих программ по анализа требований,

исполнения, - Группа профессиональному проектирования,

процессов мониторинга развитию. реализации,

и управления; тестирования,

- Группа завершающих интеграции и

процессов поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Метод Стартап или стартап- Наиболее часто Термин стартап Предположение о

инновационных компания (от англ. start- упоминается применяется для всех высоких рисках

проектов up — запускать) — сокращённая отраслей экономики. На проекта

(стартапов) компания с короткой классификация стадий примере сферы

историей операционной развития стартапов. информационных

деятельности. Как согласно которой технологий и интернет-

правило, такие компании стартап проходит в проектов, в 1Т

созданы недавно, своём развитии 5 стартапами называют

находятся в стадии стадий: посевную новые компании, только

развития или исследования стадию (seed stage). появляющиеся или

перспективных рынков. стадию запуска (startup планируемые к

Термин стартап стал stage), стадию роста созданию. 1Т-стартапы не

популярным во времена (growth stage), стадию привязаны к агрессивным

пузыря доткомов, когда расширения (expansion маркетинговым и пиар-

было создано большое stage) и стадию методам, направленным

количество интернет- «выхода» (exit stage). на быструю раскрутку

компаний. Новые проекты фирмы. 1Т-стартапы

в отраслях высоких могут создаваться на

технологий часто длительный срок и с

называют хайтек-стартап. большим сроком выхода

на рынок (к примеру,

создание продукта в

течение двух лет и

только после этого выход

па рынок и продвижение)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.