Научная статья на тему 'К вопросу о развитии финансово-экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне'

К вопросу о развитии финансово-экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЙ СПРОС / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Н.А.

Рассмотрены общие подходы к разработке и реализации финансово-экономических механизмов стимулирования инновационной активности и перспективные механизмы в части стимулирования инновационного спроса и предложения на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии финансово-экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне»

УДК (336.1:332.1):001.895

к вопросу о развитии финансово-экономических механизмов

стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне

н. а. степанова,

кандидат экономических наук,

ученый секретарь E-mail: stepanova@yaknet. com научно-исследовательский институт региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

Рассмотрены общие подходы к разработке и реализации финансово-экономических механизмов стимулирования инновационной активности и перспективные механизмы в части стимулирования инновационного спроса и предложения на региональном уровне. Сделан вывод о том, что для обеспечения регулирующего влияния государства на инновационную сферу недостаточно установить налоговые льготы на постоянной основе, они должны быть направлены на повышение эффективности всех этапов процесса воспроизводства.

Ключевые слова: финансово-экономический механизм, инновационный спрос, инновационное предложение, регион.

Вопрос о необходимости активизации инновационной деятельности и выработки наиболее эффективных механизмов ее стимулирования чрезвычайно актуален для регионов Российской Федерации. инновационная деятельность в регионе должна быть направлена на то, чтобы по мере решения стратегических геополитических и экономических задач развития территории эффективно использовались возможности для развития «региона ради самого региона»: формировалась качественная среда обитания для его населения; возникали новые виды экономической деятельности, конкурентоспо-

собные в долгосрочной перспективе; происходило развитие человеческого капитала в регионе.

Должна быть разработана стратегия инновационного развития региона как поэтапный план развития инновационной деятельности в отдельных сферах его социально-экономической жизни, придания целенаправленного и системного характера инновационному развитию. Речь в данной стратегии должна идти о системе региональных интересов, принципиально соответствующих общегосударственному вектору развития, включающих стабильность воспроизводства, постоянное сохранение и приумножение потенциалов региона. Региональная инновационная стратегия должна быть нацелена на качественное развитие конкретных местных проектов, компаний, отраслей и территориальных кластеров, механизмов эффективного использования имеющихся в регионе ресурсов для этих целей. и уже в рамках данной стратегии должны быть разработаны конкретные механизмы ее реализации, в том числе финансово-экономические [1, 4].

к общим подходам к разработке и реализации финансово-экономических механизмов стимулирования инновационной активности на региональном уровне относятся следующие: • интеграция используемых финансово-экономических механизмов стимулирования иннова-

ционной деятельности в ценовую (тарифную), финансово-кредитную и бюджетно-налоговую политики (стратегии) региона;

• использование первоначально подходов персонификации, адресности применения региональных финансово-экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности, формирование так называемых «пакетов» для стимулирования полных инновационных циклов или технологических цепочек. Это позволит, с одной стороны, направить усилия на формирование точек роста в виде научно-технических направлений, перспективных для создания и развития на их основе высокотехнологических и (экспортно ориентированных) секторов в экономике региона. С другой стороны, позволит в сравнительно сжатые сроки запустить механизмы привлечения новых технологий извне региона для модернизации технологически отсталых отраслей и территорий;

• отход (в среднесрочной перспективе) от различных форм субсидирования, актуализация рыночных механизмов перераспределения средств из традиционных сфер экономической деятельности в инновационную;

• предварительная оценка и прогнозирование последствий внедрения тех или иных механизмов стимулирования инноваций. Возможно, что полезный результат от внедрения таковых может быть нивелирован в связи с ростом административных барьеров и издержек. Можно отметить опубликованные в июле 2011 г. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (одобренные Правительством РФ 07.07.2011), в которых Минфин России обосновывает усиление контрольных механизмов путем проведения инвентаризации налоговых льгот, предоставленных инновато-рам, с целью оценки их эффективности.

В части стимулирования спроса на инновации имеются перспективные финансово-экономические механизмы инновационной деятельности на региональном уровне, к которым можно отнести следующие.

1. Совершенствование механизмов финансирования научных исследований и разработок из региональных бюджетов. Исходя из того, что результаты фундаментальных исследований имеют общегосударственный эффект и финансируются

из средств федерального бюджета, представляется логичным, что работы по заказу бюджетов регионов должны преимущественно проходить в поле прикладных исследований и разработок, ориентированных на достижение практических региональных эффектов. Целесообразно частично переходить на финансирование приоритетных НИР как составных частей региональных инновационных проектов. это позволит повысить эффективность бюджетных расходов, широко использовать механизмы частно-государственного партнерства при выполнении НИОКР. Как показывает опыт, уже на этапе формирования представляется необходимым предъявлять повышенные требования: к поступающим заявкам, которые должны содержать сведения о содержании работ; к получаемым научно-техническим результатам и планам по их использованию в деятельности органов власти, хозяйствующих субъектов, предварительной оценке эффектов от ее выполнения. Результаты выполнения планов должны отслеживаться уполномоченной организацией. При этом тщательная проработка технических заданий, в том числе с привлечением местных исследователей еще на стадии формирования заявок, позволит, во-первых, выявить наиболее перспективные темы, во вторых, повысить качество работ.

2. Установление льготных условий страхования рисков субъектам, реализующим инновационные проекты, для снижения рисков компаний при внедрении инновационных проектов. Такие механизмы существуют на региональном уровне, например, в законе Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2005 №№ 79-ЗАО «Об инновационной деятельности» говорится, что страхование субъектов инновационной деятельности (а также субъектов, обеспечивающих инновационную деятельность), зарегистрированных в автономном округе, может осуществляться на льготных условиях [2]. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим инновационным фондом. Финансовые риски, связанные с исполнением государственного окружного инновационного заказа, и инвестиции, направляемые на финансирование инновационной деятельности, подлежат страхованию участниками инновационной деятельности. При этом предприятиям и организациям, осуществляющим инновационную деятельность, в целях перераспределения финансовых рисков и привлечения дополнительных средств на реализацию инновационных мероприя-

тий разрешается создавать страховые фонды путем отчисления от 1 до 3 % от себестоимости произведенной продукции.

3. Стимулирование технологической модернизации основных фондов хозяйствующих субъектов региона представляется необходимым шагом на пути к инновационному развитию. Степень износа основных фондов в Республике Саха (Якутия) по итогам 2009 г. составляет 41,8 %, имеет место недостаточный уровень их обновления (5 %) и ликвидации (0,8 %). По количеству используемых передовых технологий в экономике наш регион отстает от других регионов России. С учетом нарастающей инвестиционной активности в регионе за счет привлеченных (кредитных) средств достаточно эффективными представляются меры облегчения доступа к инвестиционным ресурсам, используемым для внедрения передовых технологий, в том числе субсидирование процентной ставки по кредитам, частичное залоговое обеспечение заемных средств, направляемых на технологическую модернизацию хозяйствующих субъектов. Стимулирование модернизации должно осуществляться также в рамках реализации инвестиционной политики. Соответствующие требования к получателям средств инвестиционных бюджетов регионов целесообразно дополнить условиями, стимулирующими внедрение инновационных технологий на стадии отбора проектов, разработки проектно-сметных обоснований и пр. При этом полезный эффект будет усиливаться за счет существующего механизма ускоренной амортизации технологического оборудования, в том числе установленной в 2009 г. амортизационной премии при введении в эксплуатацию энергоэффективного оборудования.

4. Внедрение в условия конкурсов на заключение государственных контрактов требований, касающихся не только стоимости поставляемого оборудования и технологий (например для медицинских, образовательных, энергетических и иных учреждений), но также стоимости и сроков их дальнейшей эксплуатации в целях повышения спроса на инновационные технологии в государственном секторе экономики и конкурентоспособности инновационной продукции.

Механизмы стимулирования инновационного предложения активно развиваются на федеральном уровне. К ним относятся различные формы прямого финансирования инноваций, в том числе через систему государственных целевых программ, фондов

финансирования инноваций на посевной стадии, венчурных фондов, банковский сектор. С 2009 г. в условиях постоянного роста налоговой нагрузки на бизнес в Российской Федерации последовательно вводится комплексный налоговый режим поддержки инновационной деятельности, перекладывающий налоговое бремя на предпринимателей, занятых в традиционных секторах (включая малый и средний бизнес в сфере торговли). Тем не менее на уровне региона часть такого комплексного налогового режима не работает. В связи с этим целесообразно применить дополнительные механизмы стимулирования инновационной деятельности в регионе.

Для хозяйствующих субъектов, внедряющих разработки в соответствии с региональными приоритетами, следует ввести в качестве стимулирующей меры налоговые льготы или возмещения по расходам на содержание научно-производственного персонала.

Специфика реализации инновационных проектов состоит в их ресурсоемкости и высоких рисках, связанных с новыми рынками. В условиях ограниченности средств на дальнейшую разработку инновации необходимость занижать цены на этапе внедрения делает компанию уязвимой на этапе выхода на рынок. Здесь могут быть актуальными методы компенсации затрат, связанных с внедрением инновационной продукции на рынки с установлением различных методов ценообразования.

Что касается методов привлечения средств в инновационную сферу, то необходимо активно способствовать актуализации рентных источников инноваций. Определенный результат может быть получен путем снижения ставки налога на прибыль хозяйствующих субъектов (региональной составляющей) при реинвестировании ее в инновационную деятельность на территории региона или через специально созданный региональный фонд финансирования науки и инноваций. Эффективным является вовлечение средств населения в инновационную сферу на основе развития бизнес-ангельских сообществ.

особым налоговым статусом продолжают пользоваться резиденты технико-внедренческих зон, в особенности «Сколково» (нулевая ставка по налогу на прибыль, право на освобождение от НДС, уменьшенные в 2 раза страховые взносы на фонд оплаты труда). можно предложить на региональном уровне инициативы по присвоению статусов резидентов таких зон приоритетным компаниям или группам компаний.

Для снижения себестоимости инновационной продукции представляется целесообразным рассмотреть вопрос о расширении перечня расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта по упрощенной системе налогообложения (включить в перечень не только расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов, но также расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования).

Существенной проблемой для инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки. Соответственно, результатом введения специального налогового режима для инновационных организаций станет снижение общего налогового бремени на инновационную сферу российской экономики. Эта мера позволит также осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать сложные вопросы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием предприятий инновационной сферы [3].

Для обеспечения регулирующего влияния государства на инновационную сферу через налоговую политику недостаточно установить льготы на постоянной основе. Налоговые льготы в сфере инноваций должны быть направлены на повышение эффективности всех этапов процесса воспроизводства - от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее инновационное производство и проекты. Налоговая политика государства должна быть нацелена на повышение мотивации бизнеса к занятию инновациями путем снижения налогового бремени в этой сфере. Без решения этой первоочередной задачи невозможно создание финансовой базы для построения инновационной экономики в России. Стимулирование инновационной деятельности предполагает создание условий, в которых осуществление этой деятельности будет выгодным. Степень выгодности может быть измерена размером чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Это может быть достигнуто посредством снижения налоговых платежей при увеличении инновационных и инвестиционных усилий предприятия. Было бы логичным увязать размер снижения налоговых платежей с величиной затрат на НИОКР. Это снижение предлагается производить по двум направ-

лениям: уменьшение текущих налоговых платежей в момент осуществления затрат на НИОКР, а также посредством ускоренной амортизации стоимости НИОКР, патентов и лицензий, находящихся на балансе предприятия и образующих его нематериальные активы. Снижение текущих налоговых платежей рекомендуется проводить пропорционально абсолютному увеличению затрат на НИОКР с установлением предельного размера снижения налоговых выплат. С этой целью представляется целесообразным установить долевые коэффициенты по отношению к приросту затрат на НИОКР для определения размера уменьшения налоговых платежей. Но поскольку базовые величины затрат на НИОКР могут быть весьма значительными, следует определить предельную долю уменьшения налоговых выплат [4].

Для интеллектуальных продуктов, находящихся на балансе предприятия, имеет смысл установить ускоренный порядок списания стоимости. Ускоренная амортизация может осуществляться по различным схемам. Было бы правильным применить механизм кратного уменьшающегося остатка. Причем размер уменьшения должен быть связан с отнесением тех или иных предприятий к высокотехнологичным отраслям. Очевидно, что предприятия сферы телекоммуникаций, вычислительной техники, полупроводников должны иметь возможности списания затрат на НИОКР в течение 3-5 лет.

Список литературы

1. Колоколов В. А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 1. URL: http://www. cfin. ru/press/management/2002-1/08.shtml.

2. Мягкова Ю. Ю. Государственное регулирование страхования инновационных рисков // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://www. jurnal. org/articles/2011/ekon10. html.

3. Степанов А. В., Томилко Ю. В. Налоговые механизмы стимулирования инновационной деятельности: задачи и перспективы. URL: http://www. dcorpus. ru/st4.html.

4. Степанова Н. А., Ноговицын Р. Р. Малое предпринимательство северного региона в условиях перехода на инновационный путь развития. Якутск: Сфера, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.