Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование инновационной деятельности: за рубежный опыт и российские реалии'

Налоговое стимулирование инновационной деятельности: за рубежный опыт и российские реалии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степаненко Д. М.

В статье исследуется налоговое стимулирование инновационной деятельности как элемент государственной инновационной политики. Анализируется зарубежный опыт налоговой поддержки инновационной активности. Предлагается задействовать в России механизмы стимулирования инновационной деятельности за счет льготного обложения налогами на прибыль и на имущество в специально оговоренных случаях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX STIMULATION OF INNOVATION ACTIVITY: FOREIGN PRACTICE AND RUSSIAN REALITIES

Tax stimulation of innovation activity as an element of state policy is investigated in the article. Foreign practice of tax backing of innovation activities is analysed. Mechanisms of stimulation of the innovation activities are suggested to be downloaded in Russia by tax remissions on profits and property in particularly stated occasions.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инновационной деятельности: за рубежный опыт и российские реалии»

ЭКОНОМИКА

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ Степаненко Д.М.

В статье исследуется налоговое стимулирование инновационной деятельности как элемент государственной инновационной политики. Анализируется зарубежный опыт налоговой поддержки инновационной активности. Предлагается задействовать в России механизмы стимулирования инновационной деятельности за счет льготного обложения налогами на прибыль и на имущество в специально оговоренных случаях.

TAX STIMULATION OF INNOVATION ACTIVITY: FOREIGN PRACTICE AND RUSSIAN REALITIES D.M. Stepanenko

Tax stimulation of innovation activity as an element of state policy is investigated in the article. Foreign practice of tax backing of innovation activities is analysed. Mechanisms of stimulation of the innovation activities are suggested to be downloaded in Russia by tax remissions on profits and property in particularly stated occasions.

Налоговая поддержка инновационной деятельности реализуется посредством установления государством особых условий исчисления и уплаты налогов, взимаемых в бюджет страны, в зависимости от характера и масштабов новаторских мероприятий субъектов хозяйствования, действующих на ее территории. При этом данный системный элемент государственной инновационной политики сам представляет собой систему, элементами которой являются указанные особые условия исчисления и уплаты каждого конкретного налогового платежа, имеющего место в стране и способного определенным образом влиять на масштабы новаторской активности в ней.

Налоговое стимулирование инновационной деятельности, играя ведущую роль в создании для субъектов хозяйствования финансовых стимулов ее осуществления, и, как следствие этого, будучи одним из глав-

ных элементов инновационной политики, включает в себя следующие основные инструменты:

1) выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, инновационной продукции применительно к НДС или нового оборудования применительно к налогу на имущество);

2) сокращение налогооблагаемой базы (например, на величину прибыли, направленной на НИОКР, применительно к налогу на прибыль);

3) предоставление налоговых кредитов (уменьшение ставки налогообложения) для субъектов инновационной сферы;

4) полное освобождение от налогообложения (на определенный период времени) отдельных налогооблагаемых объектов либо отдельных субъектов хозяйствования, осуществляющих инновационную деятельность;

5) увеличение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, не осуществляющие инновационную деятельность, для побуждения их к ее активному осуществлению.

Посредством использования специфических налоговых механизмов государство способно оказывать влияние на величину средств, остающихся в распоряжении субъектов инновационной деятельности, на их использование по целевому назначению. Таким образом, имеет место стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов, предприятия побуждаются к внедрению новых технологий, а также к постоянному обновлению и совершенствованию ассортимента выпускаемой ими продукции.

Привлечение инвестиций в инновации со стороны физических и юридических лиц является важным звеном налоговой составляющей инновационной политики. В рамках ее реализации государство способно стимулировать [1]:

1) направление собственных средств субъектов хозяйствования на финансирование инновационной деятельности;

2) предоставление коммерческими банками кредитных ресурсов инновационно активным предприятиям, а также инвестирование собственных средств банков в такие предприятия;

3) накопление средств физическими лицами, которые также могут выступать в роли инвесторов применительно к инновационной деятельности через финансовый рынок.

В качестве одного из наиболее действенных инструментов налогового стимулирования, имеющих место в инновационной сфере, выступают налоговые льготы, представляющие собой полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с законодательством страны. Благодаря льготам обеспечивается дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам, реализуется присущая налоговому стимулированию гибкость. Изменение в зависимости от экономической конъюнкту-

ры размеров и состава налоговых льгот создает для государства возможность воздействовать на инновационную активность субъектов хозяйствования, стимулировать инвестиции в инновации.

Как свидетельствует опыт различных государств, среди налоговых льгот, призванных стимулировать инновационную деятельность, могут быть выделены следующие [2; 3]:

1) инвестиционные скидки с налога на прибыль в размере, соответствующем определенной процентной доле от стоимости внедряемого инновационного оборудования;

2) скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР;

3) отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях;

4) создание за счет фонда прибыли инновационных фондов специального назначения, не облагаемых налогом;

5) обложение прибыли инновационно активных организаций по пониженным ставкам (для небольших предприятий);

6) «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

7) льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

8) льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

9) уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;

10) вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.

Степаненко Д. М.

Налоговые льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в виде «инвестиционного налогового кредита». Как правило, эта льгота дается компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий. Инвестиционная налоговая скидка вычитается (кредитуется) из суммы начисленного налога на прибыль компании. При этом данная скидка предоставляется лишь после ввода новой техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически: его не надо доказывать и обосновывать, так как оно прямо закреплено законодательством.

Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 50% в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов), 10-15% в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании - освоенные или неосвоенные районы страны) и 100% в Ирландии. В США данная льгота в отношении инвестиций применяется лишь для энергетического оборудования [2, с. 19].

Налоговые льготы применительно к НИОКР предоставляются на Западе чаще всего в виде скидок с расходов компаний на эти цели. При этом существуют два вида данного рода налоговых скидок - объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат. Так, например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии 100% расходов на НИОКР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия, Австрия, предприятия энергетических отраслей полностью исключают расходы на НИОКР из прибыли до налогообложения.

Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Эта скидка действует после того, как указанные расходы были произведены. В США

и Канаде она составляет 20%. Однако здесь имеется ряд ограничений. Так, например, в США налоговая скидка на прирост НИОКР применяется лишь к тем расходам на НИОКР, которые направлены на создание новой продукции или разработку новых технологических процессов (не распространяется на расходы, связанные с изменением типа или вида продукции, косметическими, сезонными и прочими модификациями). Кроме того, установлен лимит на льготы -дополнительные расходы на НИОКР (на которые распространяется льгота) не должны превышать 50% суммы базисных затрат за определенный период. В Канаде размер льготы увеличивается до 30% для условий труднодоступных и экономически неразвитых районов.

Широкое распространение налоговый кредит для исследований получил во Франции. Эта льгота позволяет предприятиям, осуществившим НИОКР, вычесть часть затрат из начисленного налога на прибыль. Согласно французскому механизму применения налогового кредита, предприятия могут забрать из налога 50% разницы между затратами на исследования, реализованными в текущем году, и средним арифметическим двух предыдущих лет. Кроме того, малые предприятия, когда они являются неналогооблагаемыми (не получили прибыль), могут в некоторых случаях возместить сумму причитающегося налогового кредита, который становится в этом случае государственной субсидией.

Таким образом, проводится в жизнь следующий принцип: чем больше предприятие осуществляет НИОКР в последующем году, тем больше сумма соответствующей налоговой льготы. Обозначенный подход ориентирован на то, чтобы стимулировать предприятия ежегодно увеличивать затраты на НИОКР.

Комплекс мер государственной поддержки инновационной сферы American Competitiveness Initiative, о котором было объявлено Президентом США в феврале

2006 года, предусматривал реформу системы налоговых льгот по расходам на НИОКР в данной стране, суть которой заключается как в увеличении их общего объема, так и в существенном упрощении указанной системы. В 2007 году сумма налоговых льгот по расходам на НИОКР составила 4,6 млрд. долларов США, а в 2016 году предполагается в размере уже 12,3 млрд. долларов США, что в сумме за 10 лет даст бизнесу чистую экономию в размере 86,4 млрд. долларов США [4, с. 33].

Отдельным видом поддержки государством инновационной деятельности в Бельгии выступает политика уменьшения налоговой базы для предприятий, выпускающих на рынки новые продукты. В данном случае государственным органом, принимающим решение о снижении налоговой нагрузки на предприятие, выступает Министерство финансов Бельгии. В частности, «прием на работу дополнительного сотрудника, вовлеченного в научные исследования в Бельгии», служит основанием для высвобождения части прибыли предприятия от налогообложения.

Налоговое стимулирование инновационной деятельности предполагает в большинстве случаев снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. Однако указанный подход не исчерпывает всего содержания отмеченного элемента государственной инновационной политики. Принципом, наиболее точно отражающим характер данного элемента, является принцип «кнута и пряника». И хотя в рассматриваемом случае использование «пряника» в виде различного рода налоговых преференций играет преобладающую роль, в ряде отдельных ситуаций государством может быть применен и «кнут», предполагающий усиление налогового давления на предприятия.

Такого рода воздействие может быть использовано в отношении субъектов хозяйствования, не осуществляющих или не в должной мере осуществляющих инновационную деятельность, а также в отношении

предприятий, эксплуатирующих полностью самортизированное старое оборудование, заведомо непригодное для производства конкурентоспособной продукции. Конкретным примером применения указанного «кнута» является практикуемый в Германии подход к уплате налога на имущество, в соответствии с которым полностью самортизированное, но эксплуатируемое оборудование облагается отмеченным налогом исходя из его первоначальной стоимости [5].

Налоговым кодексом Российской Федерации также предусмотрены определенные льготы в отношении субъектов, осуществляющих инновационную деятельность. В частности, на территории России не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость такие операции, как [6, с. 152]:

1) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

2) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

3) выполнение организациями научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав указанных работ включаются следующие виды деятельности:

а) разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

б) разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

Степаненко Д. М.

в) создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

От обложения налогом на доходы физических лиц в России освобождаются [6, с. 284]:

1) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством России;

2) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования по перечню, премий, утверждаемому Правительством России.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится в том числе и имущество, полученное организацией в виде средств из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и (или) научнотехнической деятельности [6, с. 324].

Вместе с тем Налоговым кодексом России установлено, что при определении на-

логовой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются следующие расходы, так или иначе связанные с инновационной деятельностью [6, с. 378 - 382]:

1) расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации технического перевооружения объектов основных средств;

2) суммы отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, а также в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В Российской Федерации предусмотрено освобождение от обложения налогом на имущество организаций имущества государственных научных центров [6, с. 653]. В то же время применительно к указанному налогу не предусматривается какой-либо льготный порядок обложения им для предприятий, использующих инновационное оборудование. В результате этого субъекты хозяйствования, использующие такое оборудование, вынуждены уплачивать налог на имущество в больших размерах, так как новое оборудование является, как правило, наиболее дорогостоящим.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления налогоплательщикам инвестиционного налогового кредита, который определен как такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов [6, с. 56].

Инвестиционный налоговый кредит мо-

жет быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. В частности, инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии таких оснований, как [6, с. 57 - 58]:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности.

По результатам проведенного анализа правовых норм, регламентирующих налоговую поддержку создания и внедрения инноваций в Российской Федерации, очевидным представляется вывод о том, что масштабы указанной поддержки в стране весьма незначительны.

В целом на сегодняшний день в России отсутствует комплексный целенаправленный подход к налоговому стимулированию инновационной деятельности. Если такое стимулирование и существует, то оно носит крайне ограниченный характер и весьма незначительно затрагивает внедренческую деятельность.

При этом уровень инновационной активности в Российской Федерации в настоящий момент весьма невысок. Как свидетельствует статистика, удельный вес орга-

низаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в

2007 году составлял 9,4%, в 2008 году -9,6% [7, с. 562].

В рамках претворения в жизнь налогового стимулирования инновационной деятельности налогообложение следует рассматривать не столько как способ формирования государственных доходов, сколько как инструмент регулирования экономических отношений, призванный обеспечивать интенсивное хозяйственное развитие страны на основе достижения на ее территории должного уровня новаторской активности. При этом могут быть выделены два основополагающих принципа реализации налоговой составляющей инновационной политики:

1) взимание каждого налога должно быть организовано так, чтобы в рамках данного процесса национальные субъекты хозяйствования имели выгоды от осуществления ими новаторской деятельности;

2) взимание каждого налога следует организовать так, чтобы при этом отечественные предприятия не имели прямых дополнительных затрат (в пользу государства) от проявления ими инновационной активности.

Идеальная модель налогового стимулирования инновационной деятельности в России может быть представлена в виде совокупности индивидуальных подходов к организации взимания на территории страны каждого конкретного налога, предусмотренного соответствующим законодательством, общей чертой которых призвана выступать их ярко выраженная ориентация на всяческую поддержку и стимулирование любых проявлений инновационной активности на отечественных предприятиях.

В качестве механизмов государственной поддержки инновационной деятельности могут быть предложены механизмы ее стимулирования посредством льготного обложения налогами на прибыль и на имущество в специально оговоренных случаях.

Степаненко Д. М.

При этом достаточным условием применения соответствующих налоговых льгот должно являться внедрение субъектами хозяйствования инноваций в процессе своей деятельности.

В Российской Федерации следует вести речь о снижении ставки налога на прибыль в инновационных целях. При этом целесообразным представляется обеспечить соответствие величины отмеченной налоговой льготы масштабам проявления новаторской активности и глубине, революционности внедряемых хозяйствующими субъектами прогрессивных нововведений. Это предполагает, в свою очередь, дифференцированный подход со стороны государства к организациям, внедряющим инновации.

В рамках предлагаемого подхода следует выделить ряд групп предприятий, качественно отличающихся друг от друга с позиции критерия революционности реализуемых ими инноваций:

1) субъекты хозяйствования, производящие и реализующие инновационную продукцию, не имеющую аналогов на мировом рынке, и (или) осуществляющие производство продукции с помощью революционных новаторских технологий, не имеющих аналогов в мировом масштабе. Наиболее адекватным вариантом действий в отношении обозначенной группы является предоставление предприятиям, входящим в нее, 100%-й скидки с суммы налога на прибыль в отношении прибыли, полученной ими в результате реализации указанных инноваций, сроком на три года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение специально уполномоченным органом. При этом следует предусмотреть возможность продления отмеченного срока еще на три года в случае сохранения указанными субъектами хозяйствования по истечении первых трех лет доминирующего положения на мировом рынке;

2) предприятия, производящие и реализующие инновационную продукцию, обла-

дающую высоким уровнем конкурентоспособности на мировом рынке, и (или) осуществляющие производство продукции с помощью новаторских технологий, обладающих высокой степенью новизны в мировом масштабе. В отношении прибыли, полученной такого рода субъектами хозяйствования от осуществления новаторских мероприятий, следует предусмотреть снижение ставки налогообложения на 75% по сравнению с действующей в стране основной ставкой налога на прибыль сроком на три года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение специально уполномоченным органом;

3) субъекты хозяйствования, производящие и реализующие инновационную продукцию, обладающую высокой степенью новизны и уровнем конкурентоспособности на внутреннем рынке и рынках республик СНГ и потенциально способную стать конкурентоспособной на мировом рынке, и (или) осуществляющие производство продукции с помощью новаторских технологий, обладающих высокой степенью новизны в масштабах России и республик СНГ. В отношении предприятий данной группы следует задействовать предоставление 50%-й скидки с суммы налога на прибыль в отношении прибыли, полученной ими в результате реализации указанных инноваций, сроком на три года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение специально уполномоченным органом;

4) предприятия, производящие и реализующие инновационную продукцию, обладающую новизной и высоким уровнем конкурентоспособности внутри России, но не обладающую указанными характеристиками за ее пределами, и (или) осуществляющие производство продукции с помощью технологий, новых применительно к стране. Ставку налога на прибыль в отношении обозначенных субъектов хозяйствования применительно к прибыли, полученной

ими в результате реализации инноваций, целесообразно снизить по сравнению с действующей в стране основной ставкой данного налога на 25% сроком на два года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение специально уполномоченным органом;

5) субъекты хозяйствования, производящие и реализующие инновационную продукцию, обладающую новизной лишь применительно к конкретному предприятию и конкурентоспособную на территории России, и (или) осуществляющие производство продукции с помощью технологий, новых по отношению к данному предприятию. Применительно к организациям обозначенной группы следует задействовать снижение на 10% сроком на один год с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение специально уполномоченным органом, ставки налога на прибыль по сравнению с действующей в стране основной ставкой отмеченного налога в отношении прибыли, полученной ими в результате осуществления прогрессивных нововведений.

Весьма важным представляется также вопрос о том, кто будет устанавливать, насколько инновационной является выпускаемая предприятием продукция или используемая им технология. Очевидно, что ответ на этот вопрос может быть получен только по результатам соответствующего экспертного заключения специально уполномоченной структуры.

В связи с этим видится целесообразным создание при Федеральном агентстве по науке и инновациям Комитета по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. В структуру указанного Комитета должны входить его соответствующие подразделения в субъектах Российской Федерации, на которые и следует возложить обязанность принимать решения о соответствии производимой тем или иным субъектом хозяй-

ствования продукции или внедренной технологии требованиям, установленным для получения льготы.

Соответствующее решение Комитета по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации в лице его структурного подразделения в соответствующем субъекте Российской Федерации должно автоматически выступать в качестве гаранта правомерности применения предприятием налоговой льготы, стимулирующей производство инновационной продукции или внедрение инновационных технологий.

Схема взаимодействия между субъектом хозяйствования, желающим задействовать налоговую льготу по производству инновационной продукции или внедрению инновационной технологии, и Комитетом по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации в лице его структурного подразделения в соответствующем субъекте Российской Федерации должна включать в себя ряд этапов (представлена в таблице 1).

Следует также предусмотреть льготный порядок обложения налогом на имущество применительно к российским предприятиям, использующим инновационное оборудование. Такого рода порядок призван устранять ситуацию, при которой отечественные субъекты хозяйствования вынуждены в случае использования ими нового оборудования из-за его, как правило, достаточно высокой стоимости уплачивать указанный налог в достаточно больших размерах.

При этом опять-таки является важным обеспечить дифференцированный подход, определяющий степень стимулирующего воздействия в рамках предлагаемого порядка обложения налогом на имущество в зависимости от степени новизны используемого оборудования.

В Российской Федерации следует вести речь об освобождении инновационного оборудования хозяйствующих субъектов от обложения налогом на имущество в тече-

Степаненко Д. М.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схема взаимодействия между субъектом хозяйствования, желающим задействовать налоговую льготу по производству инновационной продукции или внедрению инновационной технологии, и Комитете мпо вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации в лице его структурного подразделения в соответствующем субъекте Российской Федерации Номер Содержание этапа этапа

1 этап Предприятие предоставляет в структурное подразделение Комитета по вопросам

налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации заявку на предоставление налоговой льготы со ссылкой на соответствующую норму законодательства. В своей заявке субъект хозяйствования должен обозначить существенные качественные хар актер и стики производимой продукции или внедренной технологии, позволяющие квалифицировать их как инновационные. Заявка также должна содержать информацию о степени новизны соответствующей продукции или технологии, то есть о тоь; являются они новыми в мире, в рамках СНГ, в России либо обладают качеством новизны __________лишь применительно к данному конкретному предприятию____________________________

2 этап Комитет по в опросам налогового сти мулир о в ания инновационной деятельности

в Российской Федерации в лице его структурного подразделения в соответствующем субъекте Российской Федерации экспертным путем проверяет информацию, содержащуюся в заявке субъектахозяйствования на предоставление налоговой льготы, и в зависимости от результатов такой проверки принимает решение о ее удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении

3 этап В трехдневный срок после принятия соответствующего решения Комитет по

вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации в лице его структурного подразделения в соответствующем субъекте Российской Федерации уведомляет о нем предприятие, подавшее заявку на предоставление налоговой льготы

4 этап Если принятое решение Комитета по в опросам налогового стимулирования

инновационной деятельности в Российской Федерации в лице его структурного подразделения в соответствующем субъекте Российской Ф едерации по заявке субъекта хозяйствования на предоставление налоговой льготы носит положительный характер, то с первого числа месяца, следующего за месяцеи в котором оно было принято, предприятие, заявка которого удовлетворена, начинает применять на практике соответствующую налоговую льготу

ние определенного периода времени. Наиболее адекватным видится подход, при котором отмеченный период времени определяется как часть срока полезного использования объектов основных средств, то есть как часть срока начисления амортизации на оборудование.

В рамках предлагаемого механизма стимулирования использования нового обору-

дования объекты активной части основных средств, подпадающие под его действие, могут быть распределены на следующие группы:

1) оборудование, являющееся на момент начала его использования новым в мировом масштабе. Применительно к таким объектам основных средств представляется целесообразным освобождение их от об-

Таблица 2

Схема взаимодействия между субъектом хозяйствования, желающим задействовать налоговую льготу по внедрению и использованию инновационного оборудования, и Комитетом по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации в лице его структурного подразделения в соответствующем субъекте Российской Федерации Номер Содержание этапа этапа

1 этап Подача предприятием в структурное подразделение Комитета по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Ф едерации в соответствующем субъекте Российской Федерации до начала использования нового оборудования заявки на предоставление налоговой льготы со ссылкой на соответствующую норму законодательства. В своей заявке субъект хозяйствования должен обозначить существенные качественные характеристики оборудования, которое будет им внедряться и использоваться, позволяющие квалифицировать его как инновационное. Заявка также должна содержать информацию о степени новизны соответствующего оборудования, то есть о тощ является оно новым в мире, в России либо обладает качеством новизны лишь применительно к данному конкретному предприятию_____________________________

2 этап Проверка Комитетом по вопросам налогового стимулирования инновационной

деятельности в Российской Федерации в лице его структурного подразделения в соответствующем субъекте Российской Федерации экспертным путем информации, содержащейся в заявке субъекта хозяйствования на предоставление налоговой льготы, и, в зависимости отрезультатов такой проверки, принятие решения об удовлетворении заявки либо об отказе в ее удовлетворении

3 этап Ув ед о мление Ко митето мповопросам налогов ого стимулир ования

инновационной деятельности в Российской Федерации в лице его структурного подразделения в соответствующем субъекте Российской Ф едерации о принятом им решении в трехдневный срок по еле его принятия предприятия, подавшего заявку на предоставление налоговой льготы

4 этап Применение предприятием на практике соответствующей налоговой льготы с

мо мента начала использования инновационного оборудования в том случае; если принятое решение Комитета по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации в лице его структурного подразделения в соответствующем субъекте Российской Ф едерации по заявке субъекта хозяйствования на ее предоставление носит положительный хар актер

ложения налогом на имущество в течение 50% срока амортизации;

2) оборудование, являющееся на момент начала его использования новым в масштабах Российской Федерации. В отношении данных объектов основных средств следует задействовать освобождение их от обложения налогом на имущество в течение 25% срока амортизации;

3) оборудование, являющееся на момент начала его использования новым лишь при-

менительно к конкретному предприятию. В данном случае речь может идти об освобождении таких объектов основных средств от обложения налогом на имущество в течение 10% срока их амортизации.

Как и в случае с механизмом стимулирования инновационной деятельности посредством льготного обложения налогом на прибыль, обязанность давать ответ на вопрос о том, насколько инновационным является внедряемое или используемое тем или

Степаненко Д. М.

иным субъектом хозяйствования оборудование, следует возложить на Комитет по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации в лице его структурного подразделения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

По аналогии с представленной выше может быть обозначена и схема взаимодействия между субъектом хозяйствования, желающим задействовать налоговую льго-

ту по внедрению и использованию инновационного оборудования, и указанным Комитетом в лице его структурного подразделения в соответствующем субъекте Российской Федерации (представлена в таблице 2).

После истечения периода предоставления предлагаемой льготы исчисление налога на имущество должно производиться исходя из остаточной стоимости оборудования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шкиндерова Н.В. Налогообложение и инновации / Н.В. Шкиндерова // Белорусский экономический журнал. 2000. № 3. С. 59 - 67.

2. Белов В.Н. К вопросу о российской инновационной политике. Зарубежный опыт / В.Н. Белов // Инновационная политика и инновационный бизнес в России. Аналитический вестник. 2001. № 5 (146). С. 16 - 27.

3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. СПб.: Питер, 2003. 400 с.

4. Литовченко С.Е. Инновационный бизнес: основа ускоренного роста экономики Российской Федерации / С.Е. Литовченко [и др.] // Инновации. 2006. № 5 (92). С. 26 - 43.

5. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: справочник / О.В. Мещерякова. М.: Фонд «Правовая культура», 1995. 240 с.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Проспект, КноРус, 2010. 704 с.

7. Российский статистический ежегодник. 2009. М.: Росстат, 2009. 795 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.