полное их использование приведет к снижению рентабельности производства готовой продукции, и, следовательно, к снижению прибыли природопользователя.
В настоящее время совершенно очевидно, что без применения научно обоснованного механизма платного природопользования, платежей за пользование природными ресурсами немыслимо рациональное использование самого главного вида производственных ресурсов - природных ресурсов [2].
Литература
1. Кавешников Н.Т., Карев В.Б., Кавешников А.И. Управление природопользованием. - М.: КолосС, 2006.
2. Каргажанов К., Баймырзаев К. М. Научное обоснование проблемы использования природных ресурсов // Вест. КазГУ. Сер. Экономическая. - Алматы, 2001. - № 2-3.
3. Карыбаева, Ч. С. Экономический механизм регулирования природопльзования и охраны окружающей среды в Кыргызской Республике / Иссык-Кул. гос. ун-т им. К. Тыныстанова. - Каракол, 2011.
4. Медведева, О.С., Вакула М.А. Правовые и экономические основы применения современной методологии стоимостной оценки ущерба, причиняемого окружающей среде и природным ресурсам // Экол. вестн. России. - 2007. - №4.- С.22-25.
5. Шевчук А. В. Экономика природопользования (теория и практика). - М.: НИА-Природа, 1999.
УДК 383.43 Д.В. Ходос, Т.Г. Краснова, В.С. Потаев
МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Представлено содержание экономического механизма инновационного развития АПК в условиях государственно-частного партнерства и мирового опыта организации и стимулирования инновационных процессов.
Ключевые слова: АПК, экономический механизм, инновационное развитие, партнерство.
D.V. Khodos, T.G. Krasnova, V.S. Potayev MECHANISM OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX INNOVATIVE DEVELOPMENT
The matter of the economic mechanism of agrarian and industrial complex innovation development in conditions of public-private partnership and international experience in organizing and promoting the innovative processes is given.
Keywords: agrarian and industrial complex, economic mechanism, innovative development, partnership.
В современных условиях российская экономика претерпевает изменения, направленные на повышение уровня технологического перевооружения, в рамках которых агропромышленный комплекс нуждается в переходе на инновационный путь развития. Стратегическим направлением устойчивого социальноэкономического развития аграрного сектора является совершенствование форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности предприятий всех сфер АПК. Развитие новой политики эффективного взаимодействия государства и бизнеса, реально способствующей активизации инновационной деятельности в сельском хозяйстве, является одной из ключевых проблем современной России.
Реализация закона «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы положительно сказалась на развитии аграрного производства, однако, существуют определенные трудности в реализации направлений модернизации сельского хозяйств страны и ее регионов. Недостаточный уровень финансирования фундаментальной и прикладной аграрной науки, создания научнотехнических разработок, частных и государственных инвестиций и их интеграции в агробизнесе, инновационной инфраструктуры в сельском хозяйстве, неотработанность механизмов развития и стимулирования инновационной деятельности сдерживают темпы роста сельскохозяйственного производства.
Современное функционирование аграрного комплекса должно осуществляться под воздействием экономического механизма, направленного на создание научно-технологических, управленческих и органи-
зационных условий инновационного развития отрасли. Исследование рассматриваемого механизма позволяет сформировать следующее его содержание.
Экономический механизм инновационного развития АПК - это система взаимосвязанных форм и способов организации и стимулирования НИОКР, развития бизнеса в научно-технической сфере АПК и государственной поддержки на всех стадиях процесса (создание, распространение, внедрение и освоение агроинноваций) на основе взаимного партнерства его участников с целью повышения социально-экономического и инновационного развития сельскохозяйственного производства.
В соответствии со стратегией инновационного развития АПК формирование экономического механизма должно осуществляться по следующим направлениям:
• создание систем нормативно-правового регулирования инновационной деятельности;
• программно-целевое управление развитием инновационной деятельности в АПК на федеральном и региональном уровнях;
• развитие государственно-частного партнерства.
Исследование содержания экономического механизма инновационного развития АПК позволяет выделить в нем совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих составляющих, каждая из которых определяет собственные формы и способы организации и стимулирования инновационной деятельности в аграрном производстве, а также направления решаемых основных задач, среди которых: стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов по всей цепочке формирования агроинноваций; развитие потенциала хозяйствующих субъектов (инновационного, технологического, кадрового, научного, экономического и т.д.); повышение инвестиционной привлекательности отрасли; развитие инфраструктуры и рынков сбыта продукции АПК.
Эффективным вариантом в организации и стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве должно стать активное участие государственного капитала на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), которое определяет использование государством механизмов, стимулирующих участие частного бизнеса в развитии инновационных процессов, позволяет объединять ресурсы, распределять прибыли и риски, способствует формированию конкурентной среды и одновременно - более эффективному использованию бюджетных средств.
Зарубежная практика применения ГЧП показывает, что данный механизм необходимо использовать в областях соприкосновения и взаимодополнения интересов государства и бизнеса, в условиях невозможности самостоятельных и независимых друг от друга действий. В сфере научно-технического и инновационного сотрудничества наиболее часто встречаются следующие формы ГЧП: софинансирование научноисследовательских проектов на доконкурентной стадии (и тогда стимулом для участия промышленности является передача прав на результаты исследований и разработок для их дальнейшей коммерциализации); софинансирование ранних стадий коммерциализации («посевное», венчурное финансирование); создание совместных исследовательских центров в областях, которые традиционно находятся в зоне ответственности государства (здравоохранение, охрана окружающей среды, оборона). Так как управление ГЧП достаточно сложное, то предельно важно первоначально распределить зоны ответственности между государством и частным бизнесом, а также определить возможные механизмы их пересмотра, не подвергающие существенному риску ни одну из сторон.
Особенно привлекателен опыт использования ГЧП в странах Юго-Восточной Азии, совершивших инновационный рывок. ГЧП был одним из основных используемых инструментов наряду с созданием материальной инфраструктуры инновационной деятельности и лицензированием патентов на зарубежные технологии. В результате осуществления двух параллельных процессов - освоения того, что было создано в более развитых странах, и создания условий для формирования собственной среды для развития инноваций и обеспечения ведущей роли частного сектора в национальной инновационной системе - удалось добиться роста финансирования сферы науки и инноваций со стороны частного бизнеса. На сегодняшний день государство и частный бизнес финансируют сферу НИОКР в пропорции от 1:1,5 (Сингапур, Малайзия) до 1:3 (Корея, Тайвань) [1].
Исследование зарубежного опыта показывает на то, что процесс инновационного развития в аграрном секторе должен начинаться со стимулирования научно-исследовательской деятельности отраслевых НИИ, путем предоставления им льгот, создания условий интеграции бизнеса, вузов и научно-исследовательских центров с инновационными малыми предприятиями, работающими по государственной научно-технической тематике в сфере АПК в рамках национальных программ.
В развитых и динамично развивающихся странах широко применяются различные формы и способы организации и государственного стимулирования инновационной деятельности в малом и среднем бизнесе. В их числе законодательные, финансовые, налоговые, имущественные механизмы стимулирования и под-
держки малых предприятий, специализирующихся в осуществлении научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок (НИОКР) [3].
Наряду с этим широко используются возможности организационного, консультационного и научнотехнического взаимодействия крупных предприятий, высших учебных заведений и исследовательских центров с инновационными малыми предприятиями в целях ускоренной реализации новых разработок и их дальнейшей успешной коммерциализации.
- создание специальных национальных программ конкурсной поддержки малых инновационных предприятий, работающих по государственной научно-технической тематике (США, Япония, Германия, Франция и др.);
- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и др.);
- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);
- дотации (практически во всех развитых странах);
- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
- создание частных инвестиционных и венчурных фондов для финансирования инновационных проектов (практически во всех развитых и развивающихся странах);
- безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
- снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США, Япония и др.);
- отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);
- предоставление ряда льгот и преференций, способствующих активизации взаимодействия малых предприятий, НИИ, университетов и крупных предприятий при реализации инновационных проектов;
- бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия и Япония).
В субъектах Российской Федерации целесообразно формирование самостоятельных региональных фондов инновационного развития сельского хозяйства.
Одной из наиболее эффективных и распространенных в странах с развитой рыночной экономикой формой стимулирования инновационной деятельности является венчурное финансирование инновационных проектов, связанных с большим риском.
Суть венчурной деятельности состоит во временном объединении капиталов нескольких юридических и (или) физических лиц для создания мобильных и эффективных предприятий по доводке и коммерческой реализации отдельных инновационных проектов. Сущность венчурной деятельности в инновационной сфере заключается в риске привлечения частного капитала к взаимодействию с предпринимателями, обладающими организационным и интеллектуальным потенциалом с целью возможного получения в будущем прибыли от реализации инновационных идей и их дальнейшей коммерциализации без каких-либо гарантий на успех. Обобщающим показателем самых различных форм риска является финансовый риск предпринимателя и инвесторов, оцениваемый возможными потерями в случае неудачного (вне зависимости от конкретной причины) завершения планируемого проекта. Основными составляющими этой деятельности являются венчурное финансирование, поиск перспективных инновационных идей и предпринимателей, способных их реализовать и успешно коммерциализировать. Поэтому венчурный капитал чаще всего направляется в те отрасли, где проявляется возможность быстрой и доходной реализации наукоемкой продукции, на которую уже есть или только формируется ажиотажный спрос, приносящий наибольшую прибыль, что является серьезным препятствием для развития данной формы стимулирования в АПК [2].
Кроме того, во многих странах одним из важнейших финансовых инструментов поддержки инновационных МСП, являются государственные контракты от различных правительственных организаций на проведение НИОКР. Такие контракты предполагают тщательное согласование всех основных характеристик инновационных проектов, ожидаемые результаты, сроки исполнения и необходимые затраты. Обычно сумма предполагаемых затрат фиксируется до начала работ, а окончательный расчет осуществляется после их завершения. Субсидии и субвенции обычно предоставляются для поддержки радикальных и рисковых проектов, реализуемых инновационными МП, входящими в реестр предприятий, обладающих опытом выполнения сложных НИОКР. Государственные контракты обязательно предусматривают следующие важнейшие требования:
- получение исполнителем необходимых результатов по решению научно-технической проблемы, заявленной заказчиком, в течение определенного срока;
- предоставление заказчиком необходимого исполнителю кредитования на весь период выполнения
работ;
- гарантии заказчика на приобретение будущих результатов работы исполнителя.
Наиболее эффективной и распространенной в последние два десятилетия частной формой интенсификации инновационной деятельности в условиях рыночной экономики является венчурное финансирование инновационных проектов, связанных с большим риском.
В заключение отметим, что как показывает анализ мировой практики, в условиях перехода на инновационный путь развития АПК созидательная и регулирующая роль государства, призванного обеспечить технологический прогресс общества, возрастает. Государство становится ключевым фактором, ответственным за выработку стратегии развития и создания механизмов ее реализации и финансового обеспечения, формирования новых схем инновационного прогресса с использованием финансовых институтов развития и частной инициативы в проектах ГЧП.
Литература
1. На пороге экономики знаний (мировая практика научно-инновационного развития) / ред. А.А. Дынкин,
А.А. Дагаев. - М.: ИМЭМО РАН, 2004. - С. 86, 90, 93-94.
2. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в
России и за рубежом. - 2007. - №4.
3. Источник ИА «Альянс Медиа»: www.allmedia.ru.
---------♦'-----------
УДК 334.012.64 Д.В. Паршуков, А.К. Шлепкин, А.Б. Карпов
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
В статье рассматриваются теоретические основы формирования организационноэкономического механизма инновационного развития АПК Красноярского края. Определены отдельные недостатки его элементов.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, организационно-экономический механизм, инновационное развитие, Красноярский край.
D.V. Parshukov, A.K. Shlepkin, A.B. Karpov ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX INNOVATIVE DEVELOPMENT IN KRASNOYARSK REGION
Theoretical fundamentals of the organizational and economic mechanism formation for the agrarian and industrial complex innovative development in Krasnoyarsk region are considered in the article. Separate disadvantages of its elements are determined.
Keywords: agrarian and industrial complex, organizational and economic mechanism, innovative development, Krasnoyarsk region.
Необходимым условием повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства, увеличения технологического, кадрового, научного потенциала хозяйствующих субъектов АПК является формирование региональных и отраслевых инновационных систем с присущим им инфраструктурой, инструментами и механизмами. Основой целью обозначенных явлений должно являться развитие инновационной деятельности в регионах, а также частном бизнесе.