Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довгаль Н.Д.

Информатизация социального пространства меняет современный подход к образованию. В статье рассматривается дистанционное образование, как ключевое понятие инновационного образовательного пространства. На основе анализа российского и зарубежного (немецкого) опыта выявлены преимущества и недостатки дистанционных технологий и методов обучения.The informatization of the social space changes the way of the modern education. The paper reviews the distance education as a key term of the innovative education space. The advantages and disadvantages of the distance technology and the educational methods are searched out on the base of the analysis of Russian and foreign (German) experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

5. Кокин А.С., Бутяев К.С. Совершенствование преддоговорных кредитных отношений среднего и малого бизнеса // А.С. Кокин, К.С. Бутяев / Деньги и кредит. - 2015. - № 12. - С. 38-42.

6. Матросова С.В., Рейхерт Н.В. Проблемы финансирования малого предпринимательства в России // С.В. Матросова, Н.В. Рейхерт / Проблемы современной экономики. - 2015. - № 2. - С. 175-177.

7. Соколинская Н. Аналитическое обеспечение комплексной оценки рисков кредитования предприятий малого бизнеса // Н. Соколинская / РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. - № 2. - С. 191-192.

8. Рэнкинг по объемам выданных кредитов МСБ за 2015 год // РА «Эксперт». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/rankingtable/ ?table_folder=/bank/frb_2015/main

Довгаль Н. Д. студент

направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование / Иностранный язык (английский) и Иностранный язык (французский)»

Дальневосточный Федеральный университет филиала ДВФУ в г. Уссурийске Россия, г. Уссурийск

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

РОССИИ

Информатизация социального пространства меняет современный подход к образованию. В статье рассматривается дистанционное образование, как ключевое понятие инновационного образовательного пространства. На основе анализа российского и зарубежного (немецкого) опыта выявлены преимущества и недостатки дистанционных технологий и методов обучения.

Ключевые слова: информатизация, дистанционное образование, Болонская система, ФГОС.

The informatization of the social space changes the way of the modern education. The paper reviews the distance education as a key term of the innovative education space. The advantages and disadvantages of the distance technology and the educational methods are searched out on the base of the analysis of Russian and foreign (German) experience.

Key words: informatization, distance education, Bologna system, FSES.

Мир настолько быстро меняется, что в скором будущем система знаний и деятельности будут существенно отличаться от тех, которые мы можем наблюдать сегодня. Актуальность выбранной темы состоит в том, что новое поколение будет жить уже совершенно в новом мире, с новыми приоритетами и задачами. Поэтому, чтобы подготовить детей к жизни в современном мире, необходимо пересмотреть уже неактуальные подходы к образованию. Ведь, выпускники школ будут выполнять государственно

важные социально-экономические задачи, и от того, как они будут подготовлены, зависит успех запланированных государственных программ и процветание общества. Данную тему уже изучали такие российские ученые и исследователи, как: Е.С. Полат, А.В. Хуторской, О.В. Кузнецова, И.А. Евстигнеева, С.А. Федорова. Современные, приоритеты мировой педагогики обусловлены двумя факторами: объемным, непрекращающимся потоком информации в разных областях и осознанием современным обществом потребности в гибких системах образования, дающих возможность быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям окружающей среды [14, с. 48]. Для России актуальность реформ в области образования обусловлена вступлением России в 2003 году в Болонский процесс (1999г. -Болонская декларация) [3].

Современный ФГОС определяет в качестве базового набора основных дисциплин лишь 50% образовательной программы бакалавреата [3]. Очевидно, что ВУЗы становятся все более и более независимыми в создании учебного плана и формах его реализации. В том числе, все более доступным становится дистанционное обучение, осуществляемое в ведущих вузах страны. Оно является одним из проявлений инноваций в современном образовании. Инновационная деятельность - это комплекс таких принимаемых мер, которые обеспечивают инновационный процесс на определенном уровне образования[8, с. 297]. Под инновационным процессом понимается процесс, связанный с внедрением нового, произведением перемен [12, с. 342].

Под дистанционным образованием понимается целенаправленное и методически организованное руководство учебной деятельностью и развитием лиц, которые находятся в отдалении от образовательного учреждения и не вступают в контакт с педагогическим персоналом [2, с. 273]. Общение с преподавателем может осуществляться только интерактивно, с помощью дистанционных образовательных технологий, то есть образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [6]. Обычно такое обучение практикуется через переписку, где педагог контролирует и корректирует деятельность учащегося, или через средства массовой коммуникации (например, инструкции и консультации по телефону) [2, с. 273]. Дистанционное обучение предполагает максимум самостоятельной работы учащегося по освоению изучаемого материала.

Цель дистанционного обучения - предоставление возможности учащимся получать основное, дополнительное или профессиональное образование непосредственно по месту жительства [11, с.37].

Ученые полагают, что в будущем человек будет посвящать 40% своего времени дистанционному обучению [17, с. 229]. Таким образом, научно-педагогические разработки в этой области представляют интерес не только для ученых, но и для преподавателей, студентов педагогических вузов.

Тогда как за границей дистанционное обучение уже стало нормой, в России оно пока не приобрело такого масштаба. Однако с каждым годом дистанционная деятельность российских образовательных учреждений становится все более и более активной. Все большее количество ВУЗов присоединяются к системе, предлагая студентам самые разнообразные курсы. На федеральном портале «Российское образование» предоставлен довольно обширный список образовательных учреждений с возможностью дистанционного обучения [4]. Среди них есть и наш ДВФУ. Реализацией программ дистанционного образования в ДВФУ занимается Центр дистанционного образования.

В положении о Центре дистанционного образования ДВФУ указано, что деятельность Центра регламентируется: Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями правительства, уставом ДВФУ и др [15]. Несмотря на то, что университет относительно новый, на сайте предоставляется широкий выбор различных направлений подготовки: прикладная информатика, торговое дело, филология, социальная работа, педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование, менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, экономика, гостиничное дело, психолого-педагогическое образование. Реализацией всех этих программ занимается Центр дистанционного образования [18]. Неудивительно, что в 2015 году ДВФУ вошел в список 40 лучших ВУЗов России [16].

Также среди ВУЗов активно развивающих дистанционные формы обучения следует выделить: МГУ электроники и математики, МГУ им. Ломоносова, Современный гуманитарный университет, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, МГУ экономики статистики и информатики, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, Тамбовский государственный технический университет, Томский политехнический университет, Уральский государственный технический университет [7].

В основном качественное дистанционное обучение платное. Но есть и ВУЗы, предлагающие бесплатные курсы. Однако в данном случае ВУЗ не ставит целью образование как таковое. Курсы направлены на развитие определенных умений и навыков, которые просто будут дополнением к уже полученным знаниям. Например, известным таким ВУЗом является Новосибирский Государственный университет, предлагающий любому желающему пройти бесплатный и неограниченный во времени курс «Основы финансов». Цель данного курса - способствовать распространению финансовой грамотности среди населения РФ. А пройдя курс, учащийся получает сертификат [13].

Изменение модели «учитель-ученик» привело к преобразованиям в традиционной образовательной системе. Все чаще преподаватели

предлагают выполнить школьникам и студентам задание на сайтах в Интернете в дополнение к упражнениям учебника. С одной стороны, такая форма обучения имеет много преимуществ: преодоление пространства и времени, относительно быстрая обратная связь, доступность удаленных образовательных учреждений, легкость и оперативность взаимодействия учеников, большая мотивация, практически безграничные возможности самовыражения, снятие психологических барьеров, которые присутствуют в очном общении, экономическая доступность, возможность индивидуального комфортного графика и оборудования. Конечно, нельзя не отметить, что дистанционное обучение дает возможность реализации инклюзивного образования. Это шанс получить достойное образование для тех детей, которые по каким-то причинам не могут посещать школу. Они общаются со сверстниками, принимают участие в учебной деятельности наравне с остальными. Придя в институт, такие дети могут не только успешно осваивать предметы, но и заниматься научной деятельностью, участвуя в различных веб-конференциях, например, в вебинарах.

С другой стороны, дистанционное образование поднимает необходимость решения некоторых проблем: методологического, философского, психолого-педагогического характера, проблем дидактики и воспитания [17, с. 225]. Рассмотрим данные проблемы подробнее.

Во-первых, несмотря на то, что часто говорят о самостоятельности учащихся в процессе дистанционного обучения, считать его полностью таковым было бы не совсем корректно. Ученикам требуются инструкции по прохождению курса, средства навигации на сайте, поддержка при возникновении разного рода вопросов [7, с.55]. Для поиска ответов на вопросы, ученику необходима определенная база знаний, которая бы задавала направление его исследованиям. Эту базу он может получить либо на уроке, либо из материалов, предоставленных педагогом. Дистанционное обучение невозможно без участия преподавателя, который координирует весь процесс, отбирает достоверную информацию.

Кроме того, не каждый студент умеет самостоятельно поддерживать мотивацию. Преподаватели ВУЗов, работающие с такими студентами, знают, насколько важно регулярно проводить контрольные и самостоятельные работы, проверять домашние задания [10]. Дистанционное обучение не может этого дать. Преподаватель не видит реальной картины знаний студентов, не чувствует, насколько верно они понимают материал. Учащемуся ничего не мешает пользоваться Интернетом или другой помощью во время дистанционного написания разного рода проверочных работ.

Кроме того, сильной мотивацией является сравнение себя с другими. Немногие учащиеся безразличны к тому, что в классе они находятся среди отстающих. Важны не только отметки сверстников, но и их работа у доски, ответы на занятиях [10]. Сам факт, что кто-то разбирается в предмете лучше, может мотивировать ученика прилагать все больше и больше усилий.

Немаловажно, что наблюдение за работой других помогает лучше понять и усвоить материал, так как обсуждаемая информация будет высказана близким учащемуся языком. Таким образом, образовательного учреждения и преподавателя в данном процессе высока.

Отсюда следуют две проблемы. Во-первых, не все задумываются о роли преподавателя и в итоге становятся жертвами мошенников, предлагающих свои электронные курсы с громкими названиями, но на деле использующих непроверенную, лженаучную информацию и не имеющих сертификатов для ведения образовательной деятельности. К сожалению, это довольно распространенная проблема, так как в России отсутствует централизованная система сертификации и аккредитации электронных курсов [10]. Во-вторых, многие преподаватели оказываются не готовы к такого рода прогрессу в образовании. Безусловно, сказывается их недостаточная мотивация [10]. Создание новых методических материалов требует много времени и сил, которых у преподавателя нет, так как ежедневная подготовка к урокам уже представляет достаточно трудоемкую работу. К тому же, некоторые педагоги не поддерживают введение новых технологий, потому что сами испытывают трудности в данном вопросе. Это касается прежде всего, старшего поколения, которое получило прекрасное образование, когда таких нововведений еще не существовало, и они полагают, что проверенные методы лучше разовьют способности ученика. Для них проблема заключается в том, чтобы гармонично сочетать новые технологии с традиционными приемами, многие из которых актуальны до сих пор.

К тому же, известно, что процесс обучения тесно связан с воспитанием. Цель воспитания - всесторонне развитая личность [6]. К сожалению, дистанционное образование не в состоянии реализовать данную цель в полной мере. Ведь прежде всего, для ученика важен личный пример педагога. Можно раздать ученикам пособия с правилами, но это будет только теория. Присутствуя на уроке, ученик видит, как разговаривает педагог, реагирует на разные ответы учащихся, относится к ним, общается с коллегами. Даже внешний вид учителя играет значительную роль. Нельзя требовать от учеников уважения устава школы (ношение сменной обуви, соблюдение делового стиля одежды), если учитель сам не следует этим правилам. Таким образом, со школьной скамьи дети учатся жить в современном мире и понимать границу между свободой и вседозволенностью, соблюдать закон, правила поведения, принятые в обществе традиции.

Конечно, и в школе, и в ВУЗе происходит социализация личности. Учащиеся узнают, как жить в социуме, общаться со сверстниками и старшими. Дистанционное обучение не может этого дать [14, с.15]. У студента нет возможности лично обратиться к преподавателю, строить отношения в коллективе. А ведь коммуникативные навыки очень важны. Без их практики ученик может испытывать различные трудности: ему будет

сложно обратиться к человеку, в разговоре такой учащийся будет стесняться, не будет знать, как выразить свои мысли, так как в Интернете нет прямого контакта между людьми, и зачастую мы даже не видим оппонента. Это создает новую проблему - непонимание фраз собеседника. Прежде всего, коммуникаторам не хватает жестов, эмоций и мимики. Решением этой проблемы стали средства эмоциональных реакций, «смайлики», и так называемый «капс» (от англ. «CapsLock»), который используют для написания текста заглавными буквами, что в Интернет-дискурсе означает повышение интонации [5]. Однако такой стиль общения не может быть использован в деловой переписке. Поэтому непонимание все-таки может возникнуть.

Конечно, для учащегося, который с другими людьми общается только дистанционно, по Интернету, будет невозможным выступление перед аудиторией. Тем не менее, это необходимо. Ведь, в институте студенты часто готовят различные проекты, участвуют в конференциях, а в конце обучения защищают дипломные работы. Все устные выступления тренируют ораторские способности, учат не теряться перед аудиторией, быстро находить ответы на задаваемые вопросы, отстаивать свою точку зрения, говорить четко и ясно. Таким образом, очевидно, что ценность данных способностей для взрослой жизни высока.

Одним из важнейших недостатков дистанционного обучения можно считать его чрезмерную популярность. Однако не любую профессию можно освоить дистанционно. В основном, это профессии, требующие практики: врач, учитель, инженер и др. Страшно представить, что было бы, если бы эти люди обучались дистанционно. К сожалению, не все понимают, что в данном случае, электронное обучение не может быть основным, а может идти только в дополнение к основному образованию.

В Европе дистанционное обучение появилось гораздо раньше (в 1837 г. в Великобритании, после основания Лондонского университета), чем в России (1917 год), и сегодня представляет довольно развитую систему[9]. Данный вид обучения очень популярен по ряду причин.

Так в Германии для некоторых граждан дистанционное обучение -единственная возможность получить высшее образование, которое является достаточно дорогим. Бывают случаи, когда дистанционное обучение может быть немного дешевле традиционного. Стоимость его варьируется в зависимости от выбранной дисциплины и составляет примерно от 200 до 400 евро за семестр.

К недостаткам относят трудности коммуникаций преподавателя и студента (виртуальное общение затрудняет понимание, часто ответы приходят не сразу и приходится ждать, когда другой человек проверит почту), отсутствие живого общения с товарищами, необходимость наличия и развитости таких личностных качеств, как: дисциплинированность, трудолюбие, ответственность. Также необходимо уметь распределять свое время, так как учащимся приходится часто выполнять различные работы на

проверку знаний: тесты, доклады, семестровые работы - все это необходимо сделать за назначенное время. Кроме того в качестве методов контроля может выступать собеседование по Скайпу.

С другой стороны, такая деятельность развивает самоорганизацию. Студентами было замечено, что часто те, кто обучается дистанционно, показывают лучшие результаты, чем те, что обучается на очной основе. Известно, что дистанционное обучение в Германии довольно высокого качества. Закончив электронный курс, студент может свободно поступить в магистратуру, а некоторым удается защитить докторскую диссертацию. Проблемы с мошенниками, организующими свои электронные курсы, также не выявлено. Государство тщательно следит за качеством образования, каждому учреждению необходимо получить определенные документы, разрешающие ведение образовательной деятельности, в том числе и дистанционной.

Также, существуют университеты, предлагающие только электронное обучение. Примером является известный Хагенский заочный университет. Это единственный государственный заочный университет в Германии. Подготовка бакалавров ведется по следующим направлениям: информатика, педагогика, культурология, политология, психология, математика, юриспруденция, бизнес. Также университет предлагает обучение в магистратуре и докторантуре [19].

Несмотря на развитость дистанционной системы, большинство немцев все же предпочитает очную форму обучения, так как она представляется более удобной [1].

Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что для России целесообразно применять смешанный тип обучения. Сейчас так поступает большинство ВУЗов страны, вводя в очную систему элементы дистанционного обучения. Серьезной причиной этого явления является состояние телекоммуникационной инфраструктуры и компьютерного обеспечения, отсутствие компьютерных систем проверки знаний надлежащего качества. К проблемам можно также отнести низкую теоретическую проработку данного вопроса: отсутствие четко заявленных целей, задай, требований к содержанию и формам обучения.

Сегодня дистанционное обучение активно развивается, все больше и больше ВУЗов подключаются к процессу. Это однозначно предоставит населению более широкие возможности качественного образования, а России обеспечит престижное место на мировом рынке образовательных услуг.

Использованные источники:

1. Информатор о системе дистанционного образования в ФРГ: Йоханнес Шак, студент Дрезденского технического университета

2. Батышев С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / под ред. С.Я. Батышева. - М., 1998. - 568 с.

3. Болонский процесс и реформа российской системы образования.

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.bstu.ru/about/important/vpo/reform

4. Дистанционное обучение / Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.edu.ru/index.php?c_page_num=1 &page_id= 196&op=doOrgs

5. Евстигнеева И.А., Федорова С.А. Развитие компенсаторных умений в процессе обучения иностранному языку в рамках Интернет-дискурса на примере социальных сетей / И.А. Евстигнеева, С.А. Федорова // Pedagogical sciences. - 2014. - Т.9. №12. - С. 284-288.

6. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii

7. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М. Ибрагимов; под ред. А.Н. Ковшова. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 336 с.

8. Краевский В.В. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской - М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 352 с.

9. Краткая история развития дистанционного образования / WebSoft [Электронный ресурс]. - Режим доступа: кйр://хх.пеШ1У

10. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: За и против / О.В. Кузнецова // Pedagogical sciences. - 2015. - №8. - С.362-364.

11. Непочатых И.А. Мультимедиа курсы в системе дистанционного обучения / И.А. Непочатых // Использование информационно-коммуникативных технологий в современной системе образования: Сборник статей. Региональная научно-практическая конференция. - 2011. - С. 37-41.

12. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн.: Современный литератор, 2007. - 976 с.

13. Основы финансов: онлайн-курс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://osnovi-finansov.ru/course/about/

14. Полат Е.С. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 192 с.

15. Положение о центре дистанционного образования, 2015 / Дистанционное обучение ДВФУ: Документы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Мр://хх.пе1/0Ш

16. Рейтинги ВУЗов 2015 / International group of rating agencies. Эксперт РА. Рейтинговое агенство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2015/#vuz_raiting

17. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 256 с.

18. Центр дистанционного образования / Дистанционное обучение ДВФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dvfu.ru/education/distance-education/

19. FernUniversität in Hagen. Overview [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.femuni-hagen.de/english/study/overview.shtml

Драгунова Е.А. студент Агаларова Е. Г., к. э.н.

доцент

кафедра экономической теории и экономики АПК Ставропольский государственный аграрный университет

Россия, г. Ставрополь

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Аннотация:

В статье, на основе аналитического обзора путей повышения конкурентоспособности продукции АПК, рассматривается возможность импортозамещения в современных геополитических реалиях.

Ключевые слова:

импортозамещение; сельское хозяйство; АПК;

конкурентоспособность

Одним из важных стратегических направлений российской аграрной политики является импортозамещение. Обусловлено это критически важной ролью агропродовольственного сектора в экономике, необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны, а также потребностью населения в продуктах питания. Следует отметить, что на продовольствие приходится примерно треть всех товаров и услуг, составляющих потребление населения России и называемых в системе национальных счетов потреблением домашних хозяйств. Это более 15% стоимости ВВП. При этом удельный вес продукции сельского хозяйства в структуре российского ВВП составляет 4%. Тем не менее, доля импорта продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами в России, которая в 2015 году, по данным Росстата, составила 34 %, остается неоправданно высоким показателем для страны, обладающей огромным природным потенциалом, значительным человеческим и производственным капиталом, и если в недалеком прошлом с таким положением, безусловно, ухудшающим состояние продовольственной безопасности, еще можно было мириться, то в современных геополитических реалиях актуальность импортозамещения существенно возросла. Объясняется это тенденциями в мировой политике и экономике, главными из которых являются экономические санкции против России. Наша страна была вынуждена принять ответные меры, включающие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.