Научная статья на тему 'К вопросу о разработке содержания и психолого-педагогических оснований технологий охраны здоровья участников образовательного процесса высшего учебного заведения*'

К вопросу о разработке содержания и психолого-педагогических оснований технологий охраны здоровья участников образовательного процесса высшего учебного заведения* Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / АДАПТАЦИЯ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТРЕССОГЕННЫЙ ФАКТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / STRESS / ADAPTATION / HEALTH STATUS / PSYCHOFUNCTIONAL STATUS / STRESS FACTOR / PROFESSIONAL EDUCATION / MODEL / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочарова Н. И.

В статье представлены некоторые результаты исследования по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)». В краткой форме рассматриваются основные данные мониторинга психофункционального и психологического состояния студентов и преподавателей вуза, результаты оценки влияния стрессогенных факторов образовательного процесса на здоровье его участников. Особое внимание уделяется обоснованию научно-организационных основ функционирования отдельно взятого факультета на здоровьесберегающей основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочарова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке содержания и психолого-педагогических оснований технологий охраны здоровья участников образовательного процесса высшего учебного заведения*»

Н.И. БОЧАРОВА, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, заведующая кафедрой здоровья ребёнка Орловского государственного университет Тея. 89051680401; bochar07@mail.ru

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ

И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ОСНОВАНИЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ*

В статье представлены некоторые результаты исследования по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)». В краткой форме рассматриваются основные данные мониторинга психофункционального и психологического состояния студентов и преподавателей вуза, результаты оценки влияния стрессогенных факторов образовательного процесса на здоровье его участников. Особое внимание уделяется обоснованию научно-организационных основ функционирования отдельно взятого факультета на здоровьесберегающей основе.

Ключевые слова: стресс, адаптация, состояние здоровья, психофункциональное состояние, стрессогенный фактор, профессиональная подготовка, модель, качество образования.

Осмысление проблемы здоровьесбережения в системе вузовского образования, анализ научных исследований и практики свидетельствуют о том, что здоровьесберегающая деятельность может рассматриваться как резерв повышения качества образования.

Актуальность темы исследования определяется противоречием между необходимостью продуктивного использования образовательного пространства вуза в сохранении здоровья участников образовательного процесса и невозможностью его обеспечить из-за отсутствия целостного организационно-управленческого, психолого-пе-дагогического и медико-физиологического подходов к здоровьесбережению. Важность изучения данной проблемы усиливается в ситуации, когда рассматриваются вопросы вузовской подготовки студентов, овладевающих педагогическими и психологическими специальностями. Это обусловлено тем, что важной составляющей их будущей профессиональной деятельности является работа по охране и укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях.

Разработка и внедрение содержания и технологий такого подхода позволит, с од -ной стороны, минимизировать воздействие негативных аспектов образовательной среды на психологическое и соматическое здоровье участников образовательного процесса и оптимизировать процесс обучения в вузе, а с другой - разработать и реализовать программу формирования культуры здоровья студента - будущего педагога и психолога.

© Н.И. Бочарова

* Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 годы»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Анализ научных исследований и практического опыта позволяет определить современное учреждение высшего профессионального образования как динамичную систему, характеризующуюся, с одной стороны, относительной автономностью, с другой - интеграционными процессами и многообразием связей с образовательными, медицинскими, социокультурными учреждениями региона, России и мирового сообщества. Здоровьесберегающая деятельность отдельно взятого вуза, в нашем случае Орловского государственного университета, осуществляется в конкретных условиях, которые определяются социокультурной средой, экологической ситуацией региона, а также традициями вуза, спецификой содержания и технологий его образовательной деятельности, контингента преподавателей и студентов, материальной базы, особенностями управления образовательным процессом.

Изучение и анализ данных факторов предшествовали разработке и внедрению мониторинга, который ориентирован на выявление влияния образовательной среды на различные аспекты (психологический, физиологический, педагогический, социальный) состояния здоровья участников образовательного процесса вуза, а также выявление особенностей адаптации студентов к учебному процессу.

Исследование проведено на базе факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета. В нём приняло участие всего 532 студента и 56 преподавателей.

В процессе создания и реализации системы мониторинга было организовано взаимодействие специалистов в области физиологии, педагогики и психологии.

Цель исследования: улучшение качества образования за счёт повышения уровня здоровья и изменение ценностных ориентаций его участников.

Основные задачи проекта:

1) создание целостной системы мониторинга психофункционального состояния обучающихся и преподавателей с учетом экологических и социально-экономических рисков;

2) мониторинг образовательной среды с точки зрения ее влияния на состояние здоровья участников образовательного процесса вуза;

3) изучение влияния стрессогенных факторов образовательного процесса на здоровье студентов и преподавателей;

4) изучение особенностей адаптации студентов к учебному процессу;

5) разработка научно-организационных основ деятельности подразделений вуза по предупреждению заболеваний и выработке положительных ценностных ориентаций участников образовательного процесса;

6) разработка научно-методических основ обучения студентов и преподавателей стратегиям поведения, обеспечивающим устойчивость к негативным социальным влияниям;

7) развитие у студентов и преподавателей способности к распознаванию и оценке рискованных ситуаций, а также формированию правильного поведения в них;

8) разработка научно-методического обеспечения процесса формирования позитивной студенческой и преподавательской субкультуры;

9) разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс факультета педагогики и психологии программ профессиональной подготовки студентов к деятельности по оздоровлению детей в образовательных учреждениях разного типа.

В основу исследования положен комплекс валидных и надежных методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования: теоретический анализ и синтез, эмпирические методы: изучение документации, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование; экспериментальные методики: пульсометрия, измерение АД (артериального давления), методика электроэнцефалографии с использованием аппаратно-программного электроэн-цефалографического комплекса фирмы «МИЦАР» (г. Санкт-Петербург), методики «Оценка физического состояния», «Определение биологического возраста», «Оценка нервно-психического напряжения» с применением компьютерных диагностических программ Effecton Studio (г. Москва, 2008).

Не имея цели анализа всех полученных результатов исследования, обобщённо остановимся на изложении некоторых из них.

Анализ состояния физического и функционального здоровья первокурсников позволяет отметить, что большой процент студентов имеют уровень физического и функционального здоровья низкий и ниже среднего. Результаты оценки физического здоровья позволяют сделать вывод о проявлении тенденции к его снижению от начала к концу обучения, что является крайне неблагоприятным показателем влияния условий обучения в вузе на здоровье студентов.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Исследования позволили получить объективную картину психофункционального состояния первокурсников в период их адаптации к обучению в вузе. В связи с тем, что процесс адаптации обучающихся к образовательной среде непрерывный, в исследование были включены студенты разных лет обучения [1, 2 ].

Анализ данных по выявлению типа стрессо-устойчивости показал, что 90% студентов относятся к типу «А». Такие люди испытывают постоянное напряжение сил, проявляют неустойчивость к стрессам, тяжело адаптируются к окружающей среде. И всего 10% студентов относятся к типу «Б»: такие люди обладают высокой стрессоустой-чивостью, им бывает легче адаптироваться к окружающей среде (см. рис. 1).

тип Б тип А

соотношение типов

Рис. 1. Типы стрессоустойчивости

Расчет адаптационного потенциала по формуле Баевского Р.М. показал, что у 56% студентов отмечена удовлетворительная адаптация, а у 44% студентов наблюдается напряжение адаптационных механизмов. Неудовлетворительная адаптация и срыв адаптационных механизмов не выявлены ни у одного студента (см. рис. 2).

в %

■ удовлетворительная адаптация

■ напряжение адаптационных механизмов

срыв адаптационных механизмов

У

* / у

у*

Рис. 2. Адаптационный потенциал

Показатели электроэнцефалограммы позволяют выделить некоторые особенности адаптации первокурсников: тревожность, психологическую неустойчивость, одновременно сочетающуюся с готовностью к общению, неагрессивные особенности студентов, ограниченные возможности социальной адаптации [1].

Проведенное комплексное исследование психофункционального и психологического состояния студентов позволяет заключить, что процесс их адаптации к образовательной среде зависит от психофизиологического статуса и протекает по-разному. По состоянию здоровья студенты факультета находятся в «зоне риска». Более половины из них пребывают в, так называемом, третьем состоянии, т.е. имеют все предпосылки для развития серьезных болезней. Субъективно большинство студентов дают своему здоровью хорошую оценку. Об этом свидетельствуют данные психологического тестирования. Однако объективные данные говорят об обратном. Студент пока еще «держится на плаву» за счет резервных возможностей своего организма, не замечая неблагоприятных сдвигов в состоянии здоровья. Полученные нами данные наглядно демонстрируют тенденцию к ухудшению здоровья и снижению резервов организма от начала к концу обучения в вузе [2].

На данном этапе нами были получены и проанализированы результаты мониторинга психофункционального и психологического состояния преподавателей.

Преподаватели были разделены на группы по принципу стажа профессиональной деятельности. Нами выделено четыре группы:

- первая группа преподавателей со стажем профессиональной деятельности до 7 лет. Мы её условно обозначили «МС» (молодые специалисты);

- вторая группа - опытные специалисты со стажем профессиональной деятельности от 8 до 13 лет. Группа обозначена «ОС-1»;

- третья группа - опытные специалисты со стажем профессиональной деятельности от 1 4 до 20 лет. Группа обозначена «ОС-2»;

- четвёртая группа - профессионалы. Стаж их профессиональной деятельности от 20 лет и выше. Группа обозначена «ПФ».

Изучение особенностей психофункционального состояния преподавателей с помощью методики электроэнцефалографического исследования, позволяет отметить, что сильнее утомляются

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

молодые специалисты (МС) в связи с началом профессиональной деятельности, но их характеризует в целом положительный эмоциональный настрой. В группе опытных специалистов получены данные, свидетельствующие о высокой адап-тированности к профессиональной деятельности. В группе преподавателей-профессионалов зафиксирован рост эмоциональной напряженности в связи с ухудшением состояния здоровья [1].

Методика «Трудовой стресс» (Ч.Д. Спилбер-гер). Установлено, что для молодых специалистов максимальным стрессогенным воздействием обладает необходимость переходить от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным нагрузкам. Для опытных преподавателей со стажем до 1 3 лет - необходимость выполнять новые или совершенно незнакомые задания.

Для преподавателей со стажем свыше 1 3 лет -несправедливость в оплате труда и распределении материальных поощрений, отсутствие времени для удовлетворения личных нужд и отдыха.

По мнению педагогов группы «МС», профессиональные стрессоры воздействуют на них реже, чем на преподавателей других подвыборок. Чаще других испытывают на себе воздействие стрессогенных ситуаций преподаватели группы «ОС-2» (о т 1 4 до 20 лет).

Стрессоустойчивость преподавателей изучалась с помощью методики Щербатых Ю. В. Сопоставительный анализ выраженности отдельных составляющих стрессоустойчивости испытуемых разных групп, позволяет утверждать, что повышенной реакцией на обстоятельства, на ко -торые человек не может повлиять в принципе, отличаются преподаватели группы «ОС-2» и «ОС-1» (ср. зн. -28,6 и 27,0 соотв.).

Склонность все излишне усложнять даже в ситуациях, не дающих на то оснований, выражена у испытуемых группы «ОС-2» (ср. зн. -27,5). Различия показателей испытуемых групп «МС» и «ОС-2» по шкале «склонность все излишне усложнять» достоверны (р?0,05). Наибольшая предрасположенность к психосоматическим заболеваниям обнаружена у преподавателей группы «ОС-2» (ср. зн. -23,5), наименьшая - у молодых специалистов (ср. зн. -16,9).

В целом, преподаватели со значительным стажем трудовой деятельности (группа «ОС-2») чаще других испытывают на себе отрицательное воздействие стресс-факторов, обладают повышенной

стрессочувствительностью. Таким образом, многолетняя педагогическая деятельность выступает фактором снижения стрессоустойчивости специалистов [ 3 ].

Полученные в исследовании данные в дальнейшем были использованы для разработки стратегий и методов работы по оптимизации учебной и профессиональной деятельности студентов и преподавателей вуза, а также оказания адресной психологической помощи в профилактике и купировании учебных и профессиональных стрессов, смягчении и преодолении их негативного влияния на участников образовательного процесса.

Информационно-аналитическая деятельность, проведённая на первом этапе, позволила осуществлять прогноз и текущую коррекцию отклонений в психофизическом состоянии и поведении участников образовательного процесса и разработать модель функционирования факультета педагогики и психологии на здоровьесберегающей основе.

Разработанная модель организации учебно-воспитательного процесса основана на идее интеграции деятельности всех участников образовательного процесса и видов учебной и профессиональной деятельности.

При составлении теоретической модели мы исходили из определения, что она представляет собой совокупность логически взаимосвязанных абстрактных понятий, описывающих предметную область изучения. В нашем случае это - организация учебно-воспитательной работы факультета педагогики и психологии. В качестве элементов модели выступают теоретические конструкты, которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом (см. рисунок 3).

Концептуальная составляющая модели разрабатывалась на основе методологии личностнодеятельностного подхода, согласно которому студент и преподаватель должен не просто усваивать информацию о сущности здорового образа жизни, особенностях стресс-факторов образовательного процесса, а, находясь в активной деятельностной позиции, воспринимать полученные знания как личностную ценность и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности, в том, числе в процессе обучения в вузе. Данная стратегия как методологическая основа образовательного процесса в вузе предусматривает наличие цели, условий, методов, приемов и средств достижения, этапов конкретной практической деятельности и предполагает

Рис.

3. Модель функционирования факультета педагогики и психологии на здоровьесберегающей основе Условные обозначения: УД - учебная деятельность; ВР - воспитательная работа;

ДПО - программы дополнительного профессионального образования.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

осуществление определенных психолого-педагоги-ческих действий, способствующих осознанию участниками образовательного процесса ценности здорового образа жизни, обогащению опыта здоровьесберегающей деятельности и противодействия возможным негативным воздействиям образовательной среды.

Разрабатывая содержательную составляющую модели, мы исходили из того, что формирование установки на здоровый образ жизни в образовательном процессе вуза будет эффективным, если сознание студента и преподавателя обретет здоровьецентрический тип, когда он не только «знает», но и «воспринимает», «мыслит», «ведет себя» в соответствии с нормами здорового образа жизни.

В целях этого в образовательном процессе вуза должны соблюдаться три основных условия:

1. Обеспечение сознательного усвоения участниками образовательного процесса необходимого объема теоретических знаний и навыков, связанных с осуществлением здорового образа жизни и противодействия возможным негативным влияниям образовательной среды;

2. Формирование отношения участников образовательного процесса к здоровому образу жизни как личностной ценности;

3. Активное вовлечение студентов и преподавателей в комплекс психолого-педагогических мероприятий профилактического и обучающего содержания.

Приняв эти положения как доминантные, мы разработали содержание модели, представляющей совокупность четырёх блоков:

Первый блок - диагностический. Это комплекс мероприятий по мониторингу образовательной среды с точки зрения её влияния на состояние здоровья участников образовательного процесса, психофункционального состояния студентов и преподавателей. Данный блок лежит в основе организации всей системы работы факультета по здо-ровьесбережению участников его образовательного процесса. С учётом полученных данных о состоянии образовательной среды (самобытности, оценки стрессфакторов) и выявленных психофизиологических групп студентов и преподавателей планируется реализация всей системы организационно - управленческих, информационно-просветительских и практических мероприятий, проводимых на факультете.

Обозначенная работа завершается повторным диагностическим блоком, который мы обозначили как контрольно-оценочный. Он направлен на отслеживание эффективности проведённой работы и завершает полный цикл модели.

Второй блок - организационно-управленческий. Его содержание предусматривает работу по планированию и реализации комплекса организационно - управленческих мероприятий. Он связан с принятием и реализацией комплекса организационно-управленческих мер по оптимизации физической образовательной среды (оформления интерьера помещений, создания рекреативных зон, улучшения условий труда и обучения, закупки оборудования и пр.), планированию системы мероприятий по повышению эффективности информационно-коммуникативной и социальной среды (разработка и внедрение современных подходов к обеспечению доступной и оперативной информацией участников образовательного процесса, совершенствование функций контроля и учёта результатов труда, соблюдения работниками санитарно-гигиенических правил и норм, осуществление функции координации деятельности всех участников образовательного процесса и других специалистов (работников профилактория, медпункта ОГУ и пр.).

Содержанием блока является также составление программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам здоровьесбережения, а также разработка и включение в учебный план цикла дисциплин для студентов разных курсов обучения. Данный модуль направлен и на установление партнёрских отношений с другими учреждениями образования и здравоохранения, реализации совместных творческих проектов.

Третий блок - информационно-просветительский. Он направлен на повышение уровня информированности участников образовательного процесса в области здооровьесбережения. В силу этого, основной целью его реализации выступает психолого-педагогическое просвещение и дифференцированная профилактическая работа, ориентированная на конкретные группы студентов и преподавателей, различающиеся уровнем своего психофункционального состояния.

Информационно-просветительская работа с преподавателями предусматривает разработку и внедрение программ повышения квалификации по вопросам охраны и укрепления соматического,

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

психического и психологического здоровья участников образовательного процесса и применения здоровьесберегающих технологий в вузе; организацию тематических круглых столов и семинаров; проведение лекториев, выставок литературы; составление памяток и информационных буклетов.

Информационно-просветительская работа со студентами преимущественно направлена на формирование когнитивного компонента установки на здоровый образ жизни и предусматривает следующие направления работы: учебную деятельность (УД), воспитательную работу (ВР).

Учебная деятельность предусматривает:

- включение валеологической информации в предметы социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов с целью формирования сознательного отношения студентов к здоровому образу жизни как социальной и личностной ценности;

- разработку содержания дисциплины регионального компонента «Культура здоровья». В рамках данного курса осуществляется целостное формирование представлений студентов о роли здорового образа жизни в жизнедеятельности современного человека, а так же умений производить самооценку состояния здоровья и разрабатывать личностно-ориентированные оздоровительно - коррекционные программы;

- разработку и внедрение программ элективных курсов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении», «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе учреждения среднего профессионального образования» и др.

Воспитательная работа включает проведение тематических бесед и круглых столов, лекториев, демонстрацию на переменах в холле и рекреационных залах факультета тематических презентаций и видеофильмов по вопросам сохранения здоровья.

Четвёртый блок - практический. Основной целью планирования и реализации мероприятий этого блока выступает профилактическая и кор -рекционно-развивающая работа, ориентированная на особенности конкретных групп студентов и преподавателей, различающихся уровнем психофункционального состояния.

Он предусматривает сначала овладение студентами и преподавателями стратегиями поведения, обеспечивающими устойчивость к стресс-факторам образовательной среды и реализацию комплекса востребованных коррекционно-развивающих

мероприятий. А затем - активное включение участников образовательного процесса в содержательную деятельность по моделированию и реализации программ здорового образа жизни и психологического противодействия возможным негативным воздействиям образовательной среды.

Данный блок аналогично предыдущему в работе со студентами реализуется в двух направлениях: учебной деятельности (в том числе научноисследовательская) и воспитательной работе.

Учебная деятельность (УД) предусматривает овладение студентами программами дополнительного профессионального образования «Организация оздоровительного досуга детей и студенческой молодёжи» и «Педагогическое руководство волонтёрским отрядом «Я - здоровый человек», программой специализации «Технологии формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста», содержанием элективного курса «Тео -рия и практика здоровьесберегающего образования на разных его ступенях». В ходе изучения данных программ осуществляется разработка и защита проектов, направленных на организацию оздоровительного досуга, агитацию молодежи в пользу здорового образа жизни. Содержанием данных программ является активное вовлечение студентов в выполнение групповых проектов, имеющих ярко выраженный здоровьесберегающий и здоровьеформирующий характер.

Содержанием профилактического направления является и вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, ориентированную на изучение проблем здорового образа жизни и технологий здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитательная работа (ВР) предполагает проведение тренингов саморегуляции, ассертивности, конфликтной и коммуникативной компетентности, рефлексивных тренингов и др., реализацию программ развивающих занятий по овладению стратегиями совладающего поведения, адаптации к студенческой жизни и учебной деятельности и т.д.

Содержанием воспитательной работы является также организация конкурсов на лучший тематический видеоролик, созданный студентами, подготовка волонтёрского отряда «Я - здоровый человек» к выступлениям перед студентами и школьниками с тематической программой, привлечение студентов, получающих дополнительную специальность «Организация досуговой деятельности де-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

тей и студенческой молодёжи», к проведению факультетского дня здоровья, участие в акциях «Мы

- за здоровый образ жизни», физкультурноспортивных мероприятиях.

В работе с профессорско-преподавательским составом данный блок предусматривает организацию совместного досуга. Правильно организованная досуговая деятельность способствует сплочению педагогического коллектива, принятию коллективом каждого своего члена и принятию каждым преподавателем других. Это повышает ощущение социальной надежности, уверенности в себе. Кроме того, проведение совместного досуга обеспечивает компенсацию негативных воздействий образовательной среды на педагогов позитивными.

Важным направлением коррекционно-развивающей работы выступает проведение тренингов саморегуляции, ассертивности, конфликтной ком -

петентности, коммуникативной компетентности, рефлексивных тренингов и др.; программ развивающих занятий по овладению стратегиями совла-дающего поведения, адаптации к профессии педагога (для молодых преподавателей).

Содержание модели положено в основу программы и паспорта сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета «Факультет педагогики и психологии - территория здоровья».

Модель применима к условиям высшего учебного заведения, осуществляющего подготовку студентов по педагогическим и психологическим специальностям, а также может быть адаптирована к условиям вуза любого профиля. На решение данной задачи направлен разработанный авторским коллективом алгоритм функционирования модели в режиме «отчуждаемых технологий».

Библиографический список

1. Бочарова Н.И., Добророднова, О.В., Карякина, С.Н., Лактионова, О.И., Осадчая, Е.А. Образовательная среда и здоровье участников образовательного процесса вуза: Монография [Текст] / Н.И. Бочарова. - Орёл: ГОУ ВПО «ОГУ», 2010. - 158 с.

2. Карякина С.Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения [Текст]/ С.Н. Карякина // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. -2010. - № 3 (37), часть 2. - С. 210-215.

3. Осадчая Е.А. Анализ данных мониторинга психофункционального состояния студентов факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета [Текст]/ Е.А.Осадчая // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. - 2010. - № 3 (37), часть 2. - С. 262-270.

N.I. BOCHAROVA

The results of the analytic governmental purpose-oriented program «The development of the higher education scientific potential (2009-2010)» are given in the article. We give the brief main data about the students’ and professors’ psychofunctional and psychological status. Also the estimated value of the stress factor influence upon the health of the educational process members is given. We give a special attention to the reasoning of the faculty’s health-caring scientifical and organizational foundation.

Keywords: stress, adaptation, health status, psychofunctional status, stress factor, professional education, model, quality of education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.