Научная статья на тему 'Анализ данных мониторинга психофункционального состояния студентов факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета'

Анализ данных мониторинга психофункционального состояния студентов факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / АДАПТАЦИЯ / СТРЕССОГЕННЫЙ THE FACTOR / СТРЕССОГЕННЫЙ ФАКТОР / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / HEALTH / A PSYCHOFUNCTIONAL CONDITION / ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL PRESSURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осадчая Е. А.

В статье приводится сравнительный анализ данных мониторинга психофункционального состояния студентов разных курсов факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета: оценка физического состояния, определение биологического возраста, оценка нервно-психического напряжения организма, отношение студентов к вузу, атмосфера в учебной группе, оценка уровня развития адаптационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осадчая Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE DATA OF MONITORING OF A PSYCHOFUNCTIONAL CONDITION OF STUDENTS OF FACULTY OF PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY OF THE ORYOL STATE UNIVERSITY

In article the comparative analysis of the data of monitoring of a psychofunctional condition of students of different courses of faculty of pedagogics and psychology of the Oryol state university is resulted: an estimation of a physical condition, definition of biological age, an estimation of psychological pressure of an organism, the relation of students to high school, atmosphere in educational group, an estimation of a level of development of adaptable abilities.

Текст научной работы на тему «Анализ данных мониторинга психофункционального состояния студентов факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета»

Е.А. ОСАДЧАЯ, кандидат биологических наук, доцент кафедры здоровья ребёнка факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета Тел. 8 910 20611 00; eaosad@mail.ru

АНАЛИЗ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА*

В статье приводится сравнительный анализ данных мониторинга психофункционального состояния студентов разных курсов факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета: оценка физического состояния, определение биологического возраста, оценка нервно-психического напряжения организма, отношение студентов к вузу, атмосфера в учебной группе, оценка уровня развития адаптационных способностей.

Ключевые слова: здоровье, психофункциональное состояние, адаптация, стрессогенный фактор, нервно-психическое напряжение.

Состояние здоровья молодежи - показатель здоровья нации, одна из характеристик социально-экономического, духовно-нравственного, научного и культурного развития общества. К сожалению, Россия относится к числу стран, где за последние десятилетия наблюдается тенденция ухудшения здоровья молодежи. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования.

Образовательный процесс вуза имеет свои специфические особенности, связанные с интенсивной умственной деятельностью и эмоциональным напряжением, способным приводить к перенапряжению гомеостатических регуляторных механизмов организма и заболеваниям (Н.А. Агаджанян, 1995, 1997, 1998, 2003; В.П. Дегтярёв и др., 1995, 1999, 2003; Т.Ш. Миннибаев и др., 2001; В.Г. Самохвалов и др., 2001; И.А. Камаев и др., 2002; Ю.Л. Кислицын и др., 2003; В.И. Торшин и др., 2003; Н.А. Горбач и др., 2004; А.В. Жарова, 2004; Е.А. Осадчая, 2004, 2008).

В последние годы обостряется проблема профилактики и ранней диагностики психосоматических заболеваний у молодых людей, основным компонентом которых являются психофизиологические нарушения, возникающие при учебных нагрузках (В.П. Дегтярёв, 1995, 1999, 2003; Г.М. Куцов и др., 1995, 1999; Ю.В. Щербатых, 2000;

В.И. Бадиков и др., 2001; Е.А. Юматов, 2001; Д.В. Плотников, 2001, 2002; Л.Н. Гундарева и др., 2004; Г.П. Золотникова, 2004; С.В. Михайлиди, 2004).

Образ жизни студентов тесно связан со здоровьем. От того, как они будут контролировать свои поведение и действия в вузе и вне его, во многом зависит дальнейшее функционирование их органов и систем, а также всего организма в целом. Немаловажную роль играет снижение уровня двигательной активности. Интенсификация учебного процесса в вузе приводит к преобладанию статических нагрузок, что способствует сокращению объема двигательной активности.

Одним из главных факторов адаптации студентов является экзаменационный период, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся для многих студентов повышенным чувством ответственности. Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлением об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как не--------- специфической реакции организма на предъявляемые ему требования и рассмотре-

© Е.А. Осадчая * статья по гранту

ния его как общего адаптационного синдрома (Г. Селье, 1960).

Психофизиологические исследования, направленные на изучение конституциональных особенностей человека и его адаптивных возможностей, выявление критериев оценки риска функциональных нарушений организма на индивидуальном уровне, ранняя диагностика пограничных состояний у студентов являются чрезвычайно необходимыми для разработки адекватной научно обоснованной организационно-управленческой и психо-лого-педагогической модели целостного подхода к развитию здоровьесберегающего образовательного пространства вуза.

В связи с этим кафедрой здоровья ребенка выполнено исследование при поддержке гранта в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» по проекту «Разработка содержания и психолого-педагогических оснований технологий охраны здоровья участников образовательного процесса высшего учебного заведения».

Целью данного исследования была оценка психофункционального состояния студентов.

В исследовании приняли участие 80 студентов факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета. В связи с тем, что процесс адаптации обучающихся к образовательной среде (всем её составляющим) непрерывный, в исследование были включены студенты разных лет обучения. Наиболее показательны в этом отношении данные, полученные в результате сопоставительного обследования студентов младших (первого и второго года обучения) и старших кур-

сов (предпоследнего и завершающего). Поэтому испытуемые были разделены нами на две группы («группа 1» - младшие курсы, 35 респондентов и «группа 2» - старшие курсы, 45 респондентов).

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, эмпирические методы: изучение документации, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование; экспериментальные методики: пуль-сометрия, измерение артериального давления, методики: «Оценка физического состояния», «Определение биологического возраста», «Оценка нервно-психического напряжения», «Отношение студентов к вузу», «Оценка уровня развития адаптационных способностей» с применением компьютерных диагностических программ Effecton Studio (г. Москва, 2008).

Результаты исследования. Анализ показателей физического состояния и биологического возраста студентов младших и старших курсов. При изучении физического состояния студентов двух возрастных групп нами были получены пять основных индексов развития: индекс Кетле, характеризующий уровень развития мас-со-ростовых показателей; индекс Робинсона, характеризующий качество регуляции сердечнососудистой системы; индекс Скибинского, характеризующий функциональные возможности органов дыхания и кровообращения; индекс Шаповаловой, характеризующий уровень развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, а также функциональные возможности кардио-респираторной системы, и индекс Ру-фье, характеризующий уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы (табл.1).

Таблица 1 - Средние значения основных индексов развития студентов

Курсы Индекс Кетле Индекс Робинсона Индекс Скибинского Индекс Шаповаловой Индекс Руфье

Группа 1 (начало обучения), п=35 355,2±8,8 100,5±3,2 1533,9±265,2 199,4±17,9 13,1±1,1

Min - max 281-514 75-157 467-8048 59-479 3-31

Группа 2 (конец обучения), п=45 357,2*±7,7 98,2*±2,8 1254,6±91,6 175,4*±12,6 12,3*±0,7

Min - max 256-472 70-142 507-3500 55-456 -1-21

Примечание: * - достоверность различий между двумя группами (р<0,05).

На основании данных индексов общий уровень физического состояния каждого участника эксперимента может быть оценен как низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий.

Анализ полученных результатов показал, что в группе студентов младших курсов практически у половины испытуемых (48,6%) выявлен низкий уровень физического здоровья, у 20% - уровень

ниже среднего, у 22,9% - средний, уровень выше среднего - у 5,7% и высокий уровень - у 2,8% (табл. 2, рис. 1). У 26% студентов младших курсов отмечен недостаток веса и у 3% - его избыток (по индексу Кетле).

В группе студентов старших курсов нами в 100% случаев был выявлен низкий уровень физического здоровья (табл. 2, рис. 6). У 25% студентов старших курсов отмечен недостаток веса и у 2% - его избыток (по индексу Кетле).

Таблица 2 - Уровень физического здоровья студентов

Уровень Группа 1 (начало обучения), п=35 Группа 2 (конец обучения), п=45

Низкий 48,6% 100%

Ниже среднего 20,0% -

Средний 22,9% -

Выше среднего 5,7% -

Высокий 2,8% -

100,00%

90,00%-

80,00%

70,00%-

60,00%-

50,00%-

40,00%

30,00%-

20,00%-

10,00%

0,00%

I Низкий

I Ниже среднего I Средний I Выше среднего I Высокий

Группа 1

Группа 2

Рис. 1. Уровень физического здоровья студентов

Таким образом, результаты оценки физического здоровья позволяют сделать вывод о проявлении тенденции к его снижению от начала к концу обучения, что является крайне неблагоприятным показателем влияния условий обучения в вузе на здоровье студентов.

Определение биологического возраста. Биологический возраст закономерно связан с некоторыми показателями жизнедеятельности человека. Данная методика позволила нам определить биологический возраст у студентов и отклонение его величины от календарного возраста. Наличие отклонения в сторону увеличения биологического возраста свидетельствует о тенденциях старения организма. Биологический возраст и отклонение его от календарного возраста определялись в годах.

Наибольшее влияние на здоровье человека оказывают условия внешней среды и образ жизни. Неблагоприятные условия труда и быта ведут

к раннему старению и всевозможным заболеваниям.

Изучение биологического возраста студентов группы 1 (начало обучения) и группы 2 (конец обучения) показало следующее (табл. 3).

В группе 1 было выявлено, что среднее значение биологического возраста превышает среднее значение календарного возраста на 8,7 лет. Внутри группы 1 нами отмечены случаи значительного преобладания биологического возраста над календарным (паспортным). Так, у 40% участников эксперимента это преобладание составляет от 10 до 28 лет. Данный факт является крайне неблагоприятным фактором для развития и функционального состояния организма, а также здоровья в целом.

В группе 2 было выявлено, что по средним значениям биологический возраст также превышает календарный на 2,3 года. Внутри группы отмечено 18% испытуемых, у которых преобладание биоло-

Таблица 3 - Средние значения показателей по тесту «Определение биологического возраста»

Курсы Календарный возраст (среднее значение) Биологический возраст (среднее значение)

Группа 1 (начало обучения), п=35 18,8±0,2 27,5±1,3

Min - max 17-21 16-48

Группа 2 (конец обучения), п=45 22,4±0,2 24,7±0,9

Min - max 21-27 14-37

гического возраста над паспортным составляет от 10 до 16 лет.

Таким образом, у студентов младших курсов нами отмечена достаточно интенсивная тенденция к старению, которая имеет место, т.е. продолжается, и в конце обучения.

Оценка нервно-психического напряжения студентов. Изучение нервно-психического напряжения студентов показало, что у студентов

младших курсов преобладает слабое нервнопсихическое напряжение (71,4%), у 25,7% отмечено умеренное и у 2,9% - чрезмерное нервнопсихическое напряжение (табл. 4, рис. 2). У студентов старших курсов преобладающим также является слабое нервно-психическое напряжение (64%); у 27% отмечено умеренное и у 9% -чрезмерное нервно-психическое напряжение (табл. 4, рис. 2).

80,00%

70,00%-

60,00%-

50,00%

40,00%-

30,00%-

20,00%

10,00%-

0,00%

и

/

I Слабое 1 Умеренное

1 Чрезмерное

Группа 1 Группа 2

Рис. 2. Степень нервно-психического напряжения студентов Таблица 4 - Степень нервно-психического напряжения студентов

Степень нервно-психического напряжения Группа 1 (начало обучения), п=35 Группа 2 (конец обучения), п=45

Слабое 71,4% 64%

Умеренное 25,7% 27%

Чрезмерное 2,9% 9%

Лица со слабым нервно-психическим напряжением, как правило, имеют высокую адекватную самооценку, адекватное восприятие действительности, обладают высоким уровнем социализации, адекватно оценивают свою роль в коллективе,

ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения, обладают высоким уровнем нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции. Такие люди обладают высоким уровнем коммуникативных способностей, легко уста-

навливают контакты с окружающими, не конфликтны.

Следует отметить, что полученные результаты позволили нам выявить начинающееся перенапряжение регуляторных систем организма студентов как младших курсов (2,9%), так и старших курсов (9%). Кроме того, к концу обучения заметна тенденция к росту данного показателя (рис. 2).

В случае диагностики чрезмерного нервно-психического напряжения возможен переход от до-нозологического состояния к патологическому и срыв адаптационных механизмов.

Лица с подобной степенью нервно-психического напряжения имеют низкий уровень социализации, такие люди не могут адекватно оценивать свои место и роль в коллективе, они не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. Такие люди обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, у них достаточно часто отсутствуют адекватность самооценки и адекватность восприятия действительности. У них низкий уровень коммуникативных способностей, труд-

ности в контактах с окружающими, возможны внезапное проявление агрессивности, повышенная конфликтность, нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния.

Таким образом, выявленные студенты с чрезмерной степенью нервно-психического напряжения составляют «группу риска», т.к. плохо адаптируются к изменяющимся условиям, требуют повышенного внимания и создания условий для более мягкого протекания адаптационного процесса. Необходимо своевременное диагностирование таких лиц для корректировки процесса возбуждения, тренировки уравновешенности и предупреждения развития заболеваний.

Анализ отношения студентов разных курсов к вузу. Методика «Отношение студентов к вузу» позволила выявить отношение между учащимися в группе (атмосфера в учебной группе) и отношение учащихся к учебному заведению, в котором они учатся.

Нами были получены следующие результаты, представленные в таблицах 5 и 6 на рисунках 3 и 4.

Таблица 5 - Отношение студентов к вузу

Отношение к вузу Группа 1 (начало обучения), п=35 Группа 2 (конец обучения), п=45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отличное 11% 2,5%

Хорошее 32% 13%

Среднее 54% 64%

Неважное 3% 18%

Плохое — 2,5%

Так, среди студентов младших курсов отношение к вузу распределилось следующим образом: отличное и хорошее - 43%, среднее - 54%, неважное - 3%, т.е. в целом отношение к учебному заведению в начале обучения благоприятное. Атмосфера в учебной группе среди студентов младших кур-

сов также большей частью благоприятная - для 23% отличная и для 54% хорошая. Но следует отметить, что в 23% случаев для студентов младших курсов нами отмечена удовлетворительная атмосфера, что можно объяснить незавершенностью процесса адаптации к коллективу и условиям обучения.

Таблица 6 - Атмосфера в учебной группе

Атмосфера в учебной группе Группа 1 (начало обучения), п=35 Группа 2 (конец обучения), п=45

Отличная 23% 4%

Хорошая 54% 63%

Удовлетворительная 23% 33%

■ Отличное Ш Хорошее

■ Среднее ^ Неважное □ Плохое

Рис. 3. Отношение студентов к вузу

Несколько иная картина обнаружилась по результатам анализа показателей студентов старших курсов, а именно - снижение благоприятного отношения к вузу. Так, отличное и хорошее отношение к вузу отмечено нами лишь у 2,5% и 13% старшекурсников, среднее - у 64%, а вот неважное и даже плохое - у 20,5%. Атмосфера в

учебной группе среди студентов старших курсов также ухудшается: лишь для 4% она отличная, для 63% - хорошая и уже для 33% - удовлетворительная.

Таким образом, заметна явная тенденция к ухудшению отношения к вузу и атмосферы в учебной группе от начала к концу обучения.

70% 60% 50% -40% -30% -20% 10% Н 0%

-*71

/7

:

г

&

г

I Отличная I Хорошая

3 Удовлетворительная

Группа 1 Группа 2

Рис. 4. Атмосфера в учебной группе

Оценка уровня развития адаптационных способностей студентов. Проблема адаптации студентов к обучению в условиях высшего учебного заведения является актуальной на сегодняшний день. Нередко в первые месяцы студенческой жизни первокурсники сталкиваются с трудностями, возникающими при переходе в новые условия обучения.

Проблема адаптации актуальна не только для студентов-первокурсников, она достаточно значима и для студентов более старших курсов. Для каждого этапа обучения можно выделить свои наиболее остро стоящие проблемы, противоречия, тре-

бующие включения адаптационных механизмов организма, создающие порой высокое нервноэмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов.

В ходе анализа результатов оценки уровня развития адаптационных способностей студентов все участники данного этапа эксперимента распределились на три группы:

1) Группа хороших адаптационных способностей

Лица этой группы легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый

коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации. Они, как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остается в пределах нормы, работоспособность сохраняется. Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности.

2) Группа удовлетворительной адаптации

Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды.

Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Процесс социализации осложнен, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности.

Функциональное состояние в начальные этапы

адаптации может быть нарушено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.

3) Группа заниженной адаптации

Эта группа обладает признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело.

Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки.

Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности.

Низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими. Низкий уровень социализации, не может адекватно оценить своиместо и роль в коллективе.

Результаты распределения студентов по группам адаптационных способностей представлены нами в таблице 7.

Таблица 7 - Уровень развития адаптационных способностей студентов

Группа адаптации Группа 1 (начало обучения), п=35 Группа 2 (конец обучения), п=45

1. Г руппа хороших адаптационных способностей 8,6% —

2. Группа удовлетворительной адаптации 40% 48%

3. Группа заниженной адаптации 51,4% 52%

Из таблицы 7 видно, что более половины студентов младших курсов (51,4%) вошли в группу 3 -заниженной адаптации, т.е. адаптационные процессы протекают тяжело, их психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния.

40% студентов младших курсов составили группу 2 - удовлетворительной адаптации, для которой успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Функциональное состояние таких студентов в начальные этапы адаптации может быть нарушено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.

Группу 1 - хороших адаптационных способностей составили лишь 8,6% студентов младших курсов. Функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остается в пределах нормы, работоспособность сохраняется. Студенты этой группы легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив,

достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации.

Студенты старших курсов распределились на две группы: 52% составили неблагоприятную группу 3 - заниженной адаптации, и 48% составили пограничную группу 2 - удовлетворительной адаптации. В благоприятную группу 1 - хороших адаптационных способностей не вошел ни один студент-старшекурсник.

Также для изучения адаптационных возможностей студентов-первокурсников было проведено анкетирование по составленной нами анкете, которая включала в себя вопросы по следующим критериям:

• субъективная оценка уровня адаптации к окружающим условиям;

• трудности учебного процесса;

• режим: ночной сон, приготовление домашних заданий, отдых и досуг, занятия спортом, прием пищи;

• субъективная оценка общего состояния здоровья: общее самочувствие, наличие утомления, начальные проявления дисфункций сосудов головного мозга в виде головокружений, головных болей; начальные признаки нарушений со стороны нервной системы (проявляющиеся как беспокойство, страх, тревога, волнение, возбуждение, бессонница и т.п.); начальные признаки нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы (боли в области сердца, неприятные ощущения, нарушение ритма сердцебиений, АД систолическое 130 мм рт. ст. и выше); начальные проявления нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта (неприятные ощущения, боли, диарея, запоры). В анкетировании приняли участие 222 первокурсника разных лет обучения.

Итак, первокурсники субъективно оценили свой уровень адаптации к окружающим условиям. Результаты распределились следующим образом:

Средний уровень - 72% (уровень трудоспособности достаточно высок, однако это достигается за счет ресурсов здоровья. Компенсация состояния возможна с помощью двигательной активности, полноценного питания, общения).

Уровень ниже среднего - 18% (необходимо изменить образ жизни на правильный, учитывая факторы риска).

Критический уровень - 10% (необходимо срочно принимать активные меры после консультации специалиста). Данная группа студентов отмечает, что утром они не могут заставить себя встать, стали вспыльчивы, часто плохо спят, испытывают постоянную усталость, чувствуют себя «как на иголках», постоянно возбуждены, беспокоят блуждающие боли непонятного характера, иногда одышка.

Первокурсники указывают на следующие трудности учебного процесса:

1 место - боязнь сессии - 100%,

2 место - нехватка времени - 82%,

3 место - тяжелые учебные предметы - 59%,

4 место - вторая смена - 49%,

5 место - страх перед аудиторией - 36%,

6 место - боязнь преподавателя - 31%.

Режим. Многие студенты указывают на то, что

у них не организован распорядок дня. У большинства ночной сон составляет 7-8 часов и даже более, до 10 часов - 77%. Однако есть студенты, у которых ночной сон составляет 6 часов - 20,5% и даже всего 4-5 часов - 2,5%.

Многие отмечают, что долго не могут заснуть и плохо спят - 59%, а иногда утром, проснувшись, не чувствуют себя отдохнувшими - 82%.

Приготовление домашних заданий. На подготовку к занятиям дома 67% студентов затрачивают 1-3 часа, а 33% - 4-5 часов.

Отдых и досуг первокурсников в основном заключается в прогулке на свежем воздухе, просмотре телепередач или просто лежании на диване. По продолжительности он занимает:

1 час в сутки - 13%,

2 часа - 56%,

3 часа - 18%,

4 часа - 5%.

У 5% студентов отдых заключается в прогулке 1 раз в неделю (!), а у 3% совсем нет времени на отдых. Следует отметить, что занятия спортом в этом списке отсутствуют (!).

Прием пищи у большинства первокурсников составляет 1-2 раза в сутки, где довольно часто отсутствуют горячие блюда.

Известно, что адаптированность - это способность человека реализовать себя, стать хорошим специалистом и при этом сохранить здоровье.

Поэтому нами было проведено дополнительное анкетирование студентов и дана субъективная оценка общего состояния их здоровья во время учебы в вузе.

Ухудшение общего самочувствия отмечают 79% студентов.

Утомление - 95%.

Начальные проявления дисфункций сосудов головного мозга в виде головокружений, головных болей - 72%.

Начальные признаки нарушений со стороны нервной системы (проявляющиеся как беспокойство, страх, тревога, волнение, возбуждение, бессонница и т.п.) - 79%.

Начальные признаки нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы (боли в области сердца, неприятные ощущения, нарушение ритма сердцебиений, АД систолическое 130 мм рт. ст. и выше) - 46%.

Начальные проявления нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта (неприятные ощущения, боли, диарея, запоры) - 36%.

Следует отметить, что 10% студентов 1 курса дезадаптированы (болезнь - 4,5%, пропуски без особых причин - 5,5%).

Обучение на 1 курсе - наиболее сложный этап студенческой жизни. Начальный период учебы в вузе характеризуется воздействием на организм студентов ряда новых факторов, среди которых: особенности учебного процесса, новый коллектив и жилищные условия, неподготовленность к самостоятельной организации режима труда, отдыха, питания, быта.

В процессе адаптации студентов к условиям обучения у них повышается эмоциональное напряжение, которое может принимать хронический характер и становиться патогенетической основой как

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

психических, так и функциональных изменений. Особое место среди них занимают сдвиги в системе кровообращения, способные при определенных условиях привести к развитию патологии. Обучение в вузе объективно требует большого напряжения всех систем организма. Сдача экзаменов и зачетов создает стрессовую ситуацию с активацией всех сил организма, что может привести к перегрузкам вегетативной и эндокринной систем, высшей нервной деятельности (ВНД), эмоциональной сферы и, как следствие, стать звеном в возникновении психосоматическихзаболеваний.

Итак, полученные результаты показывают, что для большинства студентов младших курсов процесс адаптации протекает достаточно тяжело, идет активная мобилизация резервов организма, успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды, функциональное состояние таких студентов в начальные этапы адаптации может быть нарушено, так как адаптация к комплексу факторов, специфических для высшей школы, сопровождается значительным напряжением и нарушением режима работы и отдыха, поэтому требуется постоянный контроль.

Для студентов старших курсов характерны более

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низкие показатели адаптационных способностей, т.к. особенно для студентов-пятикурсников актуальными являются проблемы подготовки и сдачи государственных экзаменов, трудоустройства, семьи, отсутствия перспектив на будущее, что создает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на их организм и снижает уровень их здоровья.

Таким образом, проведенное нами комплексное исследование позволяет заключить, что процесс адаптации студентов к условиям обучения зависит от психофизиологического статуса и протекает по-разному. По состоянию здоровья студенты факультета находятся в «зоне риска». Более половины из них пребывают в так называемом третьем состоянии, т.е. имеют все предпосылки для развития серьезных болезней. Субъективно же большинство студентов дают своему здоровью хорошую оценку, а объективные данные говорят об обратном. Студент пока еще «держится на плаву» за счет резервных возможностей своего организма, не замечая неблагоприятных сдвигов в состоянии здоровья. Однако полученные нами данные наглядно демонстрируют тенденцию к ухудшению здоровья и снижению резервов организма от начала к концу обучения в вузе.

2.

4.

5.

6.

8.

9.

Библиографический список

Агаджанян Н.А., Пономарева В.В., Ермакова Н.В. Проблема здоровья студентов и перспективы развития // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. I всерос. науч. конф. - М.: Изд-во РУДН, 1995. - С. 5-9. Агаджанян Н.А. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма // Физиология человека. - 1997. - Т. 23. - № 1. - С. 93-97.

Дегтярёв В.П., Салманов П.А. Анализ уровня эмоциональной напряженности студентов при различных формах проведения экзамена // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. I Всерос. науч. конф. - М.: Изд-во РУДН, 1995. - С. 71-72.

Здоровье студентов: Монография / Кол. авторов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 199 с. Кислицын Ю.Л., Анищенко В.С., Якунина Е.Б. Мониторинг физического состояния и резервов здоровья студентов // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Матер. XI междунар. симпоз. - М.: Издательство РУДН, 2003. - С. 248-249.

Миннибаев Т.Ш. Влияние гигиенических условий обучения на состояние здоровья и работоспособность студентов // Физиологические основы здоровья студентов: Тр. МНС по экспериментальной и прикладной физиологии / Под ред. К.В. Судакова. - М.: НИИНФ им. П.К. Анохина РАМН, 2001. - Т. 10. - С. 182-195. Савилов Е.Д., Жданова С.Н., Савилова Е.Е. Использование адаптационных реакций в качестве критерия оценки состояния здоровья // Гигиена и санитария. - 2002. - № 4.

Самохвалов В.Г., Самохвалов А.В. Динамика психологической и физиологической адаптации студентов к учебным нагрузкам // Физиологические основы здоровья студентов: Тр. МНС по экспериментальной и прикладной физиологии / Под ред. К.В. Судакова. - М.: НИИНФ им. П.К. Анохина РАМН, 2001. - Т. 10. -

С. 84-106.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960. - 254 с.

10. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С. 53-56.

3

7

E.A. OSADCHAYA

THE ANALYSIS OF THE DATA OF MONITORING OF A PSYCHOFUNCTIONAL CONDITION OF STUDENTS OF FACULTY OF PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY OF THE ORYOL STATE UNIVERSITY

In article the comparative analysis of the data of monitoring of a psychofunctional condition of students of different courses of faculty of pedagogics and psychology of the Oryol state university is resulted: an estimation of a physical condition, definition of biological age, an estimation of psychological pressure of an organism, the relation of students to high school, atmosphere in educational group, an estimation of a level of development of adaptable abilities.

Key words: health, a psychofunctional condition, adaptation, crpeccoreHHbiu the factor, psychological pressure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.