Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса»'

Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса»»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2011. № 2. С. 60-61.

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

11 ноября 2011 г. на факультете психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса». В этот раз конференция проходила в заочной форме.

Целью мероприятия был обмен научным и практическим опытом в области сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса и профилактики факторов, приводящих к его ухудшению. Основными задачами, которые ставили перед собой организаторы конференции, выступали: обмен опытом в сфере внедрения стандартов третьего поколения и установления связи данного процесса с психологическим здоровьем субъектов образования; привлечение к сотрудничеству представителей сферы образования, практических психологов, медицинских работников, оказывающих помощь в поддержке психологического здоровья населения; разработка и осуществление совместных научных, образовательных и коррекционно-развивающих программ; внедрение в практику научных разработок, связанных с психологической поддержкой субъектов образовательного процесса

В связи с поставленными задачами были предложены следующие направления работы конференции:

1. Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса в компетенциях стандартов третьего поколения;

2. Профессиональный стресс и выгорание педагогов: диагностика, профилактика и преодоление;

3. Психологическая поддержка студентов и преподавателей в процессе учебно-профессиональной деятельности;

4. Психологическая служба вуза: организация, проблемы, востребованность и перспективы развития.

В конференции приняли участие исследователи и практикующие психологи, занимающиеся проблемами здоровья населения страны, преподаватели и аспиранты, студенты и выпускники факультета психологии Омского государственного университета, преподаватели и сотрудники других вузов нашего города, а также специалисты, представляющие другие города России. Тематика конференции вызвала интерес психологов, ученых и практиков Москвы, Магнитогорска, Уфы, Иркутска, Челябинска.

Следует отметить достаточно обширную тематику статей, подготовленных участниками конференции. В рамках направления конференции «Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса в компетенциях стандартов третьего поколения» были представлены сообщения, посвященные психологическим особенностям состояния дискомфорта у студентов, кризису юности как этапу творческого становления профессионала, влиянию уровня субъективного контроля на переживание и преодоление кризиса юности выпускниками вузов и колледжей, увлеченности онлайн играми как фактору психологического нездоровья студентов, формированию коммуникативной компетентности бакалавров педагогики в системе современного профессионального образования, эмоциональным и коммуникативным особенностям личности школьного психолога с различным стажем деятельности, разработке программ подготовки учителя начальных классов как условия формирования компетенции в области здоровьесберегающей деятельности, анализу опыта разработки и реализации программы поддержания психофизиологического здоровья преподавателей вуза.

В поле научных интересов авторов секции «Профессиональный стресс и выгорание педагогов: диагностика, профилактика и преодоление» попали проблема психофизиологических механизмов развития профессио-

нального стресса, определение стресс-факторов профессиональной деятельности преподавателя вуза и ролевого конфликта как одного из них, специфика эмоционального выгорания педагогов и способов его психокоррекции, формирование навыков психологической саморегуляции у субъектов образовательного процесса, в том числе повышение их стрессо-устойчивости и актуализация иных ресурсов преодоления профессионального стресса.

Особый научный и практический интерес участников вызвало направление «Психологическая поддержка студентов и преподавателей в процессе учебно-профессиональной деятельности», в рамках которого обсуждались вопросы социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе как фактора их психологического здоровья, одним из аспектов которой выступила групповая динамика студенческой группы, особенности взаимосвязи прокрастинации и перфекционизма современных студентов, а также особенности жизненной стратегии личности как фактора учебной деятельности студентов, способы преодоления трудных жизненных ситуаций студенческой молодёжью, в том числе трудностей итоговой и текущей аттестации, представления об образе педагога-дефектолога. Преподаватели, ученые, практики также предлагали конкретные способы работы с закономерно возникающими затруднениями через реализацию творческого потенциала личности в юношеском возрасте, коррекцию психоэмоционального состояния субъектов образовательного процесса с помощью воздействия на организм, создание системы специальных психологических услуг для оптантов зрелого возраста.

Последнее направление конференции -«Психологическая служба вуза: организация,

проблемы, востребованность и перспективы развития» - является особенно актуальным в последнее время для нашего факультета, к которому обратилась администрация университета с предложением о создании этого подразделения на базе ОмГУ. В рамках этого направления конференции были представлены сообщения об особенностях организации психологической службы ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в реализации компетентностного подхода подготовки специалистов высшего профессионального образования, а также о перспективах развития психологической службы в Магнитогорском государственном университете. Ряд статей был посвящен анализу конкретных направлений деятельности психологической службы вуза, в частности, карьерный тьюторинг, психологическая поддержка неуспевающих студентов, интеллектуальный туризм, социально-педагогическое сопровождение обучающихся зрелого и пожилого возрастов.

По итогам работы конференции будет выпущен сборника материалов, обобщающий научный и практический опыт специалистов в области сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса, а также контроля факторов, приводящих к его ухудшению.

В следующем году факультетом психологии запланировано проведение очередного научного мероприятия по традиционной для сотрудников и преподавателей тематике -Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы и антиресурсы в современных копинг-иссле-дованиях». Уверены, что и эта конференция пройдет на высоком содержательном и организационном уровне, объединяя представителей психологической науки и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.