Научная статья на тему 'К вопросу о разработке процессного подхода'

К вопросу о разработке процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ / ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ / COMPETITIVENESS / COST SAVING / PROCESS APPROACH TO MANAGEMENT / DEVELOPMENT PROCEDURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мойзес Борис Борисович, Чикунов Виктор Леонидович, Суртаева Анна Владимировна

Вопросы актуальности разработки и внедрения как самой системы менеджмента качества (СМК), так ее отдельных элементов всегда находятся под пристальным вниманием. Если многие склоняются к перспективности создания документации СМК, то споры по ее составу, по составу элементов, в нее входящих, модели построения СМК обсуждаются и по сей день. Одним из таких спорных моментов является построение СМК на основе процессного подхода. Существует несколько точек зрения, которые укрупненно можно свести к двум позициям, первая из которых основана на утверждении, что внедрение процессного подхода эффективно только для крупных компаний. Согласно второй процессный подход может дать результаты и для компаний малого и среднего бизнеса. Цель работы разработать и внедрить системный процесс в компании малого бизнеса с последующим мониторингом ее деятельности для подтверждения той или иной точки зрения на практике в определенной сфере деятельности. На данном этапе основным методом исследований стал анализ литературных источников по тематике проблемы с целью выработки плана дальнейшей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It is of current importance to develop and implement the quality management system (QMS) as a whole system and its components as well. The efficiency of QMS documentation is agreed by the majority but components of the system and a model are still disputed. One of the controversial moments is a process approach to QMS. There are several opinions to the subject which can be divided into two main positions. One of them is a belief that a process approach is efficient only for the large scale commercial institutions. As to the second point of view, the process approach is efficient for the small and medium-size enterprises. The aim of work is to develop and implement the process approach in small-size enterprise and then to monitor its function for confirming one or another point of view in practice in specific fields. At this stage the basic research method is literature data analysis to work out a plan for future work.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке процессного подхода»

УДК 338.22.021.4:330.4

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Б.Б. Мойзес, В.Л. Чикунов, А.В. Суртаева

Томский политехнический университет E-mail: mbb@tpu.ru

Вопросы актуальности разработки и внедрения как самой системы менеджмента качества (СМК), так ее отдельных элементов всегда находятся под пристальным вниманием. Если многие склоняются к перспективности создания документации СМК, то споры по ее составу, по составу элементов, в нее входящих, модели построения СМК обсуждаются и по сей день. Одним из таких спорных моментов является построение СМК на основе процессного подхода. Существует несколько точек зрения, которые укрупненно можно свести к двум позициям, первая из которых основана на утверждении, что внедрение процессного подхода эффективно только для крупных компаний. Согласно второй процессный подход может дать результаты и для компаний малого и среднего бизнеса. Цель работы - разработать и внедрить системный процесс в компании малого бизнеса с последующим мониторингом ее деятельности для подтверждения той или иной точки зрения на практике в определенной сфере деятельности. На данном этапе основным методом исследований стал анализ литературных источников по тематике проблемы с целью выработки плана дальнейшей работы.

Ключевые слова:

Конкурентоспособность, снижение издержек, процессный подход к управлению, порядок разработки.

Повышение конкурентоспособности - одна из основных задач деятельности любой компании, под которой понимается организация, предприятие, фирма и т. д.

Отмечается [1], что основными путями повышения конкурентоспособности являются:

• снижение издержек как способность организации выпускать товар (предоставлять услуги), аналогичный существующим, но с меньшими затратами, чем у конкурентов; • дифференциация товара (услуги) - придание товару (услуге) свойств, отличающих его от аналогичного, произведенного другой организацией.

Один из способов снижения издержек - оптимизация бизнес-процессов [2] как совокупности взаимосвязанных мероприятий и задач, направленных на создание определенной продукции и представляемых для наглядности блок-схемами [3].

Таким образом, управление деятельностью организации через бизнес-процессы может привести к повышению конкурентоспособности.

Рассмотрение деятельности любой компании через сеть бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании, называется процессным подходом.

Мнения, касающиеся внедрения процессного подхода, разнообразны. Одни авторы утверждают, что разработка и внедрение процессного подхода эффективно только для крупных компаний, т. к. для малых компаний основные конкурентные преимущества - гибкость и оперативность, а жесткие, регламентированные схемы процессов сводят на нет упомянутые преимущества [4].

Мойзес Борис Борисович,

канд. техн. наук, доцент кафедры физических методов и приборов контроля качества Института нераз-рушающего контроля ТПУ. E-mail: mbb@tpu.ru Область научных интересов: современные методы и технологии управления организациями.

Чикунов Виктор Леонидович, бакалавр кафедры физических методов и приборов контроля качества Института неразрушающего контроля ТПУ. E-mail:

chikunovvitya@gmail.com Область научных интересов: современные методы и технологии управления организациями.

Суртаева Анна Владимировна, бакалавр кафедры физических методов и приборов контроля качества Института неразрушающего контроля ТПУ. E-mail: bast01.93@mail.ru Область научных интересов: современные методы и технологии управления организациями.

Другие отмечают, что интерес к внедрению процессного подхода проявляют не только большие компании, но и средние и даже малые [5].

Ряд авторов придерживаются мнения, что применение передовых идей управления, одна из которых - идея процессного подхода, позволяет добиться гибкости и положительного экономического эффекта [6].

Для всех типов организаций независимо от типа, профиля и области деятельности самая актуальная задача - построение хорошо алгоритмизированного управленческого пространства. В число наиболее передовых методов построения такого пространства входит процессный подход к управлению [7].

Для обеспечения экономической устойчивости малого и среднего предпринимательства эффективным является использование комбинации различных механизмов управления: адаптивного, процессного, антикризисного и инновационного [8].

В связи с этим актуально продолжить исследования о перспективности внедрения процессного подхода на предприятиях малого бизнеса.

Остановимся подробнее на понятии бизнес-процесса, определяя процесс как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих действий, преобразующих входные данные в выходные [9]. Бизнес-процессы - это процессы, направленные в конечном итоге на создание актуальной для потребителя продукции (услуги).

Бизнес-процесс описывается следующими параметрами (атрибутами) [4]:

• вход и выход процесса - исходный ресурс (предмет труда) и результат (продукция);

• границы процесса - начальные и конечные точки процесса;

• первичный и вторичный входы процесса - основной и поддерживающий ресурсы;

• первичный и вторичный выходы процесса - основной результат процесса;

Прежде чем рассмотреть принципы создания и внедрения процессного подхода, остановимся на задаче разработки миссии и целей деятельности компании как основы разработки сети бизнес-процессов [10, 11].

О необходимости разработки миссии до сих пор ведутся споры, отмечаются как положительные стороны, так отрицательные [12]. Сторонниками разработки миссия понимается как документ, раскрывающий смысл существования организации [13], как основа разработки политики организации в области качества [14].

Порядок создания миссии можно представить следующим образом [15-17]:

• ознакомиться с историей и традицией организации (перспективных фирм данной сферы деятельности);

• определить сферу конкуренции (среду обитания организации);

• наметить стратегию развития организации (направления деятельности, видение поведения, предполагаемые потребители продукции);

• определить конкурентные преимущества;

• определить стиль написания миссии;

• сформулировать миссию.

Формирование целей необходимо для конкретизации стратегического видения в задачи деятельности организации [18], на решение которых и направлены бизнес-процессы организации, процессный подход организации, порядок разработки которого более детально представлен ниже [19-21].

1. Формирование сети бизнес-процессов.

1.1. Анализ деятельности организации по выявлению основных и вспомогательных бизнес-процессов.

1.2. Анализ бизнес-процессов с целью выявления факторов, препятствующих эффективной работе организации.

2. Закрепление ответственности.

2.1. Корректировка схемы организационной структуры.

2.2. Закрепление бизнес-процессов за владельцами процессов.

3. Планирование деятельности в организации.

3.1. Создание рабочих групп по каждому бизнес-процессу.

3.2. Выделение ресурсов, необходимых для выполнения процесса.

4. Разработка необходимой документации.

4.1. Разработка документированных процедур.

4.2. Разработка системы документооборота процессного подхода.

4.3. ...

5. Разработка регламента выполнения бизнес-процесса.

5.1. Определение атрибутов бизнес-процесса.

5.2. Разработка матрицы атрибутов процесса (табл. 1).

Группа процессов Название процесса Вход процесса Выход процесса Хозяин процесса Критерии оценки результативности

5.3. ...

6. Внедрение и апробация процессного подхода.

Таким образом, для разработки процессного подхода необходимо в первую очередь:

• более детально рассмотреть материал по разработке и внедрению миссии организации, по формулировке целей и задач деятельности организации, по созданию и внедрению процессного подхода;

• обобщить собранный материал;

• создать на его основе план работы;

• проанализировать деятельность организации по всем требуемым направлениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. - М.: Международные отношения, 2007. - 896 с.

2. Программа семинара «Управление издержками компании» / profobus.ru: информ. портал. 2009-2014. - URL: profobus.ru/tsk/view/29615 (дата обращения: 01.04.2014).

3. Бизнес-процесс / ru.wikipedia.org: информ. портал. 2014. - URL: ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%E7%ED%E5%F1 -%EF%F0%EE%F6%E5%F1 %F1 (дата обращения: 01.04.2014).

4. Бизнес-процесс / center-yf.ru: портал Центра управления финансами. 2009-2014. - URL: cen-ter-yf.ru/data/ip/Biznes-process.php (дата обращения: 01.04.2014).

5. Процессный подход как основа системы лояльности / open-school.biz: портал Открытой школы управления. 2003-2014. - URL: open-school.biz/Pages/?id=178&m=65 (дата обращения: 15.03.2014).

6. Внедрение процессного подхода в управлении персоналом на предприятиях Омска / hr-portal.ru: портал Сообщества HR-Менеджеров. 2004-2013. - URL: hr-portal.ru/article/vnedrenie-processnogo-podhoda-v-upravlenii-personalom-na-predpriyatiyah-omska (дата обращения: 01.04.2014).

7. Система управления. Процессный подход / rich-c.ru: портал компании Рич Консалт. 2012. -URL: rich-c.ru/processnyy-podhod-k-upravleniyu (дата обращения: 01.04.2014).

8. Митякова О.И. Концепция устойчивого развития малых и средних предприятий / webhost.unn.ru: портал Нижегородского государственного университета. 1994-2014. - URL: webhost.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99990193_West_econ_finans_2005_1(7)/6.pdf (дата обращения: 01.04.2014).

9. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. -М.: Госстандарт России, 2003. - 34 с.

10. Юрченко Е. Процессный подход к управлению: суть и основные принципы / fb.ru: информ. портал. 2014. - URL: fb.ru/article/33935/protsessnyiy-podhod-k-upravleniyu-sut-i-osnovnyie-printsipyi (дата обращения: 01.04.2014).

11. А что мы предлагаем клиентам? На примере процессного подхода в управлении / b2b-group.ru: портал группы компаний «b2b». 2014. - URL: b2b-group.ru/publications/2013/01/09/1 (дата обращения: 01.04.2014).

12. Кому нужна миссия? / prostobankir.com.ua: портал компании Простобанк Консалтинг. 20062014 - URL: prostobankir.com.ua/marketing_reklama_pr/stati/komu_nuzhna_missiya (дата обращения: 01.04.2014).

13. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: учеб. - 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998. - 527 с.

14. Суртаева А.В., Мойзес Б.Б. Политика в области качества, как основополагающий фактор конкурентоспособности организации // Труды XVIII Международной научно-практической конференции «Качество - стратегия XXI века», 9-12 декабря, 2013, ТПУ, г. Томск.

15. Определение миссии. Определение целей / iteam.ru: информ. портал. 2002-2013. - URL: iteam.ru/publications/strategy/section_15/article_876 (дата обращения: 20.03.2014).

16. Ляшко Ф.Е., Приходько В.И., Тютюшкина Г.С. Стратегический менеджмент в авиастроении / textb.net: информ. портал. - URL: textb.net/93/16.html (дата обращения: 01.04.2014).

17. Глава 5. Планирование антикризисной стратегии / nnre.ru: информ. портал. 2014. - URL: nnre.ru/delovaja_literatura/priemy_antikrizisnogo_menedzhmenta/p5.php (дата обращения: 01.04.2014).

18. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

19. Коротаева О.В. Процессный подход и его роль в повышении эффективности деятельности российских компаний / vestnik.vsu.ru: портал журнала «Вестник Воронежского государственного университета» 2014. - URL: vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2011/01/2011-01-27.pdf (дата обращения: 20.03.2014).

20. Этапы внедрения процессного подхода / hr-portal.ru: портал Сообщества HR-Менеджеров. 2004-2013. - URL: hr-portal.ru/article/etapy-vnedreniya-processnogo-podhoda (дата обращения: 20.03.2014).

21. Бубнов С.А. Как разработать простую процессную систему управления компании? / bestlog.su: портал компании Bestlog. 2004-2014. - URL: bestlog.su/public/Process_Management.pdf (дата обращения: 01.04.2014).

Поступила 16.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.