Научная статья на тему 'К вопросу о разработке проекта Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса'

К вопросу о разработке проекта Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ВФСК ГТО / ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиндина Ирина Васильевна, Кочеткова Ирина Вячеславовна

В статье говорится о разработанной программе подготовки и оценки уровня физического развития студентов факультета физической культуры «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», в которой положена система оценки на основе летнего полиатлона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиндина Ирина Васильевна, Кочеткова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке проекта Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса»

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА

„ Шиндина Ирина Васильевна,

’'1 Кочеткова Ирина Вячеславовна,

Мордовский государственный педагогический ин-' ститут имени М. Е. Евсевъева, г. Саранск

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье говорится о разработанной программе подготовки и оценки уровня физического развития студентов факультета физической культуры «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», в которой положена система оценки на основе летнего полиатлона.

Ключевые слова: нормативно-правовая основа, ВФСК ГТО, факультет о физической культуры, педагогическое физкультурно-спортивное совершенство- ? вание, студенты.

В России в последние годы проблема с состоянием здоровья населения обострилась. Согласно данным медицинской статистики, сегодня россиян преследуют болезни образа жизни: сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, онкология, ожирение, обусловленные высоким уровнем употребления алкоголя, курением, неправильным питанием и малоподвижным образом жизни. Особую тревогу вызывает рост физически ослабленных детей и молодежи. В целом, в России порядка 60 % обучающихся имеют проблемы со здоровьем.

Однако сегодня в системе школьного и вузовского образования практически нет полноценного урока физической культуры, где бы физическое воспитание и физкультурное образование школьников и студентов шли бы параллельно и одновременно. В лучшем случае, есть подготовка школьников, направленная на выполнение неких нормативов физической подготовленности, увязанных с оценкой. Реалии сегодняшнего дня таковы, что, во-первых, существующий объем по физической культуре (три часа в неделю) не обеспечивает обучающимся физиологически необходимой нормы потребности в двигательной активности, достаточной для нормального развития основных систем и моторики активно растущего молодого организма (к тому же далеко не все школы имеют достаточную для подобной загруженности материальнотехническую базу, что актуализирует проблему качества образования); во -

237

а

вторых, увлечение интеллектуальным развитием, компьютерными играми и т. п., привело к отсутствию у большинства учащихся мотивации к занятию физической культурой и спортом, к появлению стремления получить освобождение от данного урока. Так, в среднем в российской школе количество детей, освобожденных от занятий по физкультуре, достигает 40 %. Бесспорно, свою лепту в процесс депопуляразии внесли и СМИ, и общественные обсуждения по отмене оценок по физической культуре в школе. Не последнюю роль сыграла профессиональная подготовка самого учителя, которая подчас оставляет желать лучшего. С одной стороны, физкультура в подавляющем большинстве российских школ, скорее, дань истории, чем предмет, направленный на оздоровление молодого поколения. 16-18 % учителей,

проводящие ее, работают не по специальности. Педагоги не проявляют должной объективности при оценивании. По мнению школьных учителей, более чем в 50 % случаев им приходится дотягивать оценку ученика по предмету до минимального уровня. С другой стороны, заработная плата преподавателей физкультуры, тренеров-профессионалов, особенно детского спорта, сегодня чрезвычайно низкая и удовлетвориться ею может только человек, фанатично _ преданный профессии. Многие хорошие специалисты, сегодня уходят из профессии или навсегда уезжают из страны.

Немаловажной причиной низкого вовлечения учащихся в занятия физической культурой и массовым спортом являются финансовые трудности родителей при определении ребенка в спортивные секции, что является отголоском общей коммерциализации спорта.

Всё перечисленное сказывается на престиже физкультуры и в условиях отсутствия у молодежи ориентации на здоровый образ жизни является серьезным ударом по здоровью нации. При этом, как показывает практика, президентские состязания, в которые также проник дух формализма, не смогли изменить ситуацию кардинально. Школа по-прежнему не справляется со 100 % подготовкой детей к жизни.

Сегодня школе и вузу необходимы новые стандарты образования и физической подготовленности по физической культуре и спорту, нужен новый физкультурно-оздоровительный комплекс. Тем более, что подобный позитивный опыт имеется в отечественной истории. Это физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», эффективно действующий в стране с 1931 по 1991 гг. как единая государственная система физического воспитания, охватывающая практически все население в возрасте от 6 до 60 лет. Включенный в систему патриотического воспитания, комплекс был положен в основу содержания всех учебных программ по физкультуре. Движения под лозунгами сдачи норм ГТО способствовали пробуждению интереса к физкультурной деятельности и спорту. Например, в 1972-1975 гг. его нормы и требования выполнили свыше 58 млн.

23 8

чел. (т. е. порядка 23 % от общей численности населения).

В Республике Мордовия накоплен определенный опыт вовлечения молодежи в занятия физической культурой и спортом, имеются разработки, апробирования и внедрения комплексов оценки физической подготовленности и здоровья населения, которые преимущественно основываются на советском комплексе ГТО, но скорректированы с учетом современных реалий. Так, по решению Комиссии по развитию массовой физической культуры и «спорта для всех» Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту был разработан проект нового физкультурно-спортивного комплекса и проведена его апробация в Республике Мордовия. Результаты и подробный отчет о проекте отражены в сборнике «Актуальные проблемы разработки государственного физкультурно-спортивного комплекса Российской Федерации (результаты апробации в Республике Мордовия)».

Активно внедряются в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии и культивируется здоровый образ жизни в Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева - единственном вузе региона, где осуществляется подготовка квалифицированных специалистов в ° области физической культуры и спорта. У нас ведется серьезная работа по формированию у обучающейся молодежи положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Важную роль в этом процессе играет разработанная и внедренная программа подготовки и оценки уровня физического развития студентов «Педагогическое физкультурно-спортивное

совершенствование». В ее основу положена система оценки летнего полиатлона. Основные виды контрольных упражнений: бег на 100 и 500 метров; метание снаряда; сгибание-разгибание рук на время, прыжок в длину с разбега; прыжок в высоту с разбега; бросок баскетбольного мяча в корзину [1].

Целесообразность введения нормативов и среза контрольных показателей обусловлена необходимостью ежегодного отслеживания уровня развития профессиональных умений и навыков будущих специалистов в сфере физической культуры. Подобная работа способствует формированию у молодых людей потребности в повышении уровня развития двигательных умений и навыков, значительно повышает интерес к занятиям физической культурой и спортом не только в учебное время, но и в процессе внеучебной деятельности. Четыре года функционирования данной системы на факультете физической культуры позволяют отметить постепенную положительную динамику уровня физической подготовленности студентов.

Опыт, накопленный нашим вузом, может стать основой для возрождения норм ГТО, о необходимости которого говорит и Президент РФ В. В. Путин.

При разработке и внедрении нового современного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса необходимо на государственном уровне

239

решить ряд задач:

1. Необходимо изменение общественных установок на физическую культуру и спорт. В иерархии жизненно важных ценностей понятие «здоровье» должно занять первое место в сознании, как родителей, так и самих школьников. Поэтому со стороны государства необходима систематическая планомерная работа по формированию активной жизненной позиции населения по отношению к спорту, в том числе посредством средств массовой информации.

2. Должна быть оптимизирована система диспансеризации школьников, которая позволит объективно определить биологический возраст и правильно распределить учащихся по медицинским группам для занятий физической культурой и спортом.

3. Сдача нормативов нового физкультурно-спортивного комплекса должна иметь федеральный статус, что подразумевает наличие особых (золотых, серебряных и бронзовых) значков, внесенных в реестр государственных наград Российской Федерации, с соответствующим удостоверением государственного образца.

4. Необходимо совершенствование материально-технической базы, предназначенной для занятий физической культурой и спортом, что предусматривает строительство и введение в эксплуатацию как новых современных физкультурно-спортивных сооружений при школах и вузах, так и развитие спортивной инфраструктуры в общественных местах.

5. Требуется разработка эффективной системы корреляции показателей по сдаче нормативов физкультурно-спортивного комплекса ГТО и школьной итоговой оценки по физической культуре.

6. Необходимо утверждение базового государственного финансирования и включение школьных и студенческих спортивных мероприятий в Единый календарный план Министерства спорта Российской Федерации, а также присуждение соответствующих спортивных разрядов и званий по итогам выступления в указанных соревнованиях. Это позволит на государственном уровне проводить качественную работу по координации системы детскоюношеского спорта, занятий в системе дополнительного образования в физкультурных кружках, спортивных секциях, туристских клубах.

7. Требуется разработка системы стимулирования физических и юридических лиц, учитывающая их вклад в пропаганду здорового образа жизни и степень вовлеченности в занятия физической культурой и спортом. В рамках нее можно предусмотреть льготы для лиц, сдавших нормативы физкультурно -спортивного комплекса (ГТО), при поступлении в вузы, военные училища, при устройстве на работу в силовые структуры, в образовательные учреждения и спортивные организации; учредить стипендии для учащихся, на протяжении нескольких лет выполняющих нормы ГТО; вовлечь школы и вузы в конкурсную

240

и грантовскую деятельность, направленную на выполнение учащимися нормативов ГТО; ввести меры по стимулированию педагогов и родителей (государственные грамоты, премии, налоговые льготы и т.п.) в случае их активной роли в деле возрождения и внедрения физкультурно-спортивного комплекса в повседневную деятельность, при условии сдачи нормативов ГТО ребенком.

8. Важно повышать престиж работников сферы физической культуры, воспитания и образования путем гарантированного трудоустройства на конкурсной основе; пересмотра заработной платы педагогам, инструкторам и тренерам; решения жилищно-бытовых вопросов. Это не только позволит обеспечить приток высококвалифицированных специалистов в образовательные и спортивные учреждения, но поднимет общий престиж физической культуры и спорта в обществе.

9. Необходимо возродить профессию спортивного врача, расширить централизованную систему непрерывного спортивного образования, включая подготовку и переподготовку - повышение квалификации вузовских тренеров-преподавателей, тренеров по олимпийским видам спорта, спортивных судей, учителей физической культуры, способных и воспитывать, и физкультурно образовывать, и грамотно тренировать, и оздоравливать нашу молодежь.

10. Следует признать систему сдачи физкультурно-спортивных нормативов (ГТО) самостоятельным видом спорта, внести его в единую Всероссийскую систему спортивной классификации для определения порядка присвоения спортивных званий и разрядов по результатам сдачи контрольных нормативов и создания условий для объективной оценки результатов [2].

В заключение подчеркнем, что здоровье ребенка - это итог его развития и ориентиром для этого развития должны стать нормы нового современного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ГТО), которые позволят качественно решить возникшие трудности по реализации школьной и вузовской программ по физической культуре и подготовить здоровое поколение молодых россиян к жизни.

Литература:

1. Кадакин, В.В. МордГПИ - самый спортивный вуз Мордовии // Ректор вуза. -2013. - № 6. - С. 26-30.

2. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе / Министерство спорта Российской Федерации. - М., 2013 г.

24 1

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.