Научная статья на тему 'К вопросу о разработке модели формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания'

К вопросу о разработке модели формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL EDUCATION TEACHER (PE TEACHER) / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ / FORMATION OF READINESS / MODEL / HEALTH IMPROVEMENT OF CHILDREN / THERAPEUTIC SWIMMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рехнер Ю. Ю.

В статье рассматривается проблема формирования готовности педагога к оздоровительной работе, а также представлены модель формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания, структура данной модели, ее компоненты и критерии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE DEVELOPMENT OF MODEL OF FORMATION OF READINESS OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER TO THE HEALTH IMPROVEMENT OF CHILDREN MEANS OF SWIMMING

The article deals with the problem of training a Physical Education teacher (PE teacher) to practice wellness activities. It represents the model of training a PE teacher to carry out the activities aimed at improving children's health by means of swimming, the structure of the model, its elements and criteria.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке модели формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания»

свидетельствует лишний раз о крайне интересной ситуации, в которую поставлена наша молодежь.

Современная жизнь требует принятия самостоятельных решений, однако молодой человек, являющийся носителем религиозного сознания, способен лишь на то, чтобы рефлексировать над своими переживания, не переводя их на конструктивный уровень. Именно поэтому эта часть молодежи является маргинальной, отчужденной от социальной активной и общественного строительства.

Если это связывать с типами идентичности, которые предложены Дж. Марсия, то идентичность как гипотетически психологическая структура, которая проявляет себя феноменологически через паттерны решения проблем индивидом, подтвердилась в нашем исследовании. Таким образом, идентичность связана с психологическими характеристиками личности студента, проявленными в стратегиях поведения в кризисных ситуациях, где идентичность развивается и способствует приобретению чувства непрерывности, направленности и осмысленности жизни. А это, по нашему мнению, и является тем психологическим ядром, которое лежит в формировании картины мира человека.

В связи с этим, мы имеем устойчивую форму идентичности, которая связана с принятием на себя обязательств со стратегией преодоления кризиса и с определенными психологическими характеристиками личности. Это дает основание вводить собственную типологию механизма идентификации, как устойчивой, неустойчивой и переходной форм, где одним из про-

Библиографический список

явлений устойчивой идентификации является поддерживающая ее в моменты кризиса гибкие механизмы трансформация тех или иных форм идентичности и их видоизменений, наиболее подходящих к современным обстоятельствам с учетом базовых ценностей. По нашему мнению, формы идентичности иерархически организованы и имеют различные уровни выраженности по степени интенсивности.

Таким образом, полученные предварительные данные подтвердили широкие возможности методики «Исследование статусов идентичности по Дж.Марсия» и представления об идентичности, а также позволили сформулировать интересующую нас религиозную идентичность, где для религиозного сознания личности очень важны выделенные критерии иерархичности и степень протекания механизмов идентификации на каждом уровне. Специфика религиозной идентичности в ее крестообразнос-ти, где горизонталь (статусы идентичности) и вертикаль (иерархии идентичности и ее уровни) пересекаясь друг с другом, дают нам в своем сопряжении то психологическое ядро, которое лежит в формировании картины мира человека.

В заключении хотелось бы сказать, что изучение механизмов идентификации религиозной молодежи и взаимосвязь их с психологическими характеристиками личности составляют основу для дальнейших эмпирических исследований, и способствуют разработке вопроса психологических оснований становления религиозного сознания личности.

1. Татарко, С.А.. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж.Марсии // Психологическая диагностика. - 2009. - № 1.

2. Bartholomew, K. Coded semi-structured interviews in social psychological research / Bartholomew K., Henderson A.J.Z., Marcia J.E. //

Handbook of Research Methods in Social and Personality Psychology / Eds. H.T. Reis, C.M. Judd. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 2000.

3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М., 1996.

4. Cote J. Identity Studies: How Close Are We to Developing a Social Science of Identity? - An Appraisal of the Field // Identity: An International

J. of Theory and Research. 2006. N 6(1).

Bibliography

1. Tatarko, S.A.. Izmerenie identichnosti v ramkakh statusnoyj modeli Dzh.Marsii // Psikhologicheskaya diagnostika. - 2009. - № 1.

2. Bartholomew, K. Coded semi-structured interviews in social psychological research / Bartholomew K., Henderson A.J.Z., Marcia J.E. //

Handbook of Research Methods in Social and Personality Psychology / Eds. H.T. Reis, C.M. Judd. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 2000.

3. Ehrikson, Eh. Identichnostj: yunostj i krizis / obth. red. i predisl. A.V. Tolstihkh. - M., 1996.

4. Cote J. Identity Studies: How Close Are We to Developing a Social Science of Identity? - An Appraisal of the Field // Identity: An International

J. of Theory and Research. 2006. N 6(1).

Статья поступила в редакцию 26.08.12

УДК 378.016:615.825

Rechner J.J. TO THE QUESTION ABOUT THE DEVELOPMENT OF MODEL OF FORMATION OF READINESS OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER TO THE HEALTH IMPROVEMENT OF CHILDREN MEANS OF SWIMMING. The article deals with the problem of training a Physical Education teacher (PE teacher) to practice wellness activities. It represents the model of training a PE teacher to carry out the activities aimed at improving children's health by means of swimming, the structure of the model, its elements and criteria.

Key words: formation of readiness, model, Physical Education teacher (PE teacher), health improvement of children, therapeutic swimming.

Ю.Ю. Рехнер, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: yu.rehner@yandex.ru

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЛАВАНИЯ

В статье рассматривается проблема формирования готовности педагога к оздоровительной работе, а также представлены модель формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания, структура данной модели, ее компоненты и критерии.

Ключевые слова: формирование готовности, модель, педагог по физической культуре, оздоровление детей, оздоровительное плавание.

Проблема готовности к различным видам деятельности начинает всесторонне рассматриваться отечественными учеными сравнительно недавно (с конца 50-х - начала 60-х гг.). Несмотря на это, в различных отраслях науки накоплен объемный материал, характеризующий готовность к выполнению различных видов деятельности. Под готовностью к профессиональной деятельности понимается система интегративных качеств, свойств, знаний и умений личности с учетом осознания социальной ответственности. Профессиональная готовность характеризуется

стремлением выполнить свое общественное предназначение, установкой на реализацию личностного потенциала [1].

Анализ литературы показал, что понятие «готовность к педагогической деятельности» современными учеными определяется через систему качеств личности педагога, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, базируясь на высоком уровне знаний, сформированных умениях и навыках, а также устойчивой мотивации к педагогической деятельности [2].

Проблема формирования готовности к педагогической деятельности - всеобъемлющая проблема теории и практики педагогического образования. Однако среди проблем готовности недостаточно четко выделен и изучен один из значимых ее аспектов - готовность к оздоровительной работе, уровень которой определяет общую педагогическую профессиональную зрелость педагога. Многие авторы (С.И. Архангельский, О.А. Аяшев, В.И. Байдак, В.К. Бальсевич, Ю.К. Васильев, В.М. Выдрин и др.) проблемы педагогического образования в области физической культуры и оздоровления детей видят в том, что в учебных заведениях различного уровня обучение сориентировано в основном на телесную, физическую подготовленность и развитие, а не на восприятие и понимание ценностей физической культуры. Внимание в первую очередь уделяется количественным показателям, выполнению нормативов, но не формированию профессиональной культуры, овладению знаниями и понятием сущности физической культуры как результата всеобщей исторической деятельности людей [3]. Недостаточно разработаны теоретические и методологические аспекты технологий процесса формирования профессиональной готовности педагогов по физической культуре к оздоровлению детей. Не накоплен необходимый совокупный материал, характеризующий показатели процесса развития профессиональной готовности студентов факультета физической культуры на разных этапах их вузовской подготовки. Недостаточно использованы современные методологические направления и тенденции при изучении данной проблемы. Именно в этой связи предметом исследования является процесс формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровительной работе, которая рассматривается как подсистема общей профессиональной готовности будущих педагогов к их профессиональной деятельности.

Мы считаем, что формирование готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей заключает в себе возможность частичного разрешения одной из глобальных проблем современного общества, а именно: сохранение человека как биосоциальной структуры. Одним из условий достижения этой цели является деятельность педагога по физической культуре, который не только формирует у учащихся представление о здоровье, его роли в жизни человека, но и создает, внедряет в педагогическую практику инновационные оздоровительные технологии.

Насущность поиска способов воспитания здорового человека выдвигает проблему формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению на одно из значимых мест в педагогической науке. Анализ педагогических инноваций позволил заметить недостатки в системе профессиональной подготовки кадров к оздоровительной работе, что ведет к недостаточной эффективности оздоровительных служб. Подготовка педагогов по физической культуре к оздоровительной работе проводится вузами по сокращенной программе или дополнительно. По нашему же убеждению, занятия в высшей школе нужно строить таким образом, чтобы не только укрепить здоровье студентов, но и сформировать у них готовность к оздоровительной работе. Готовность к оздоровительной работе в педагогическом образовании рассматривается как интегративное качество личности, характеризующееся наличием знаний, умений, необходимых для осуществления оздоровительной деятельности, способствующих саморазвитию, самообразованию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся среды и эффективному овладению профессиональными навыками в условиях педагогического процесса вуза.

Разработка модели формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания возможна в условиях реализации личностно-ориентированной педагогики, в которой понимание воспитательного воздействия определяется как «пробуждение» и целенаправленное «взращивание» индивидуальности в человеке. Предлагаемая модель формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания характеризуется включением студентов в активную деятельность по оздоровлению детей, формированием у них положительного отношения к оздоровительной деятельности, возникновением внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем профессионального становления, выступающих как движущая сила профессиональной готовности к осуществлению оздоровительной деятельности.

Слово «модель» (от лат. слова « modus», «modulus») означает «мера, образ, способ». В.А. Штофф дает следующее определение модели: «Модель - это система, которая с той или иной степенью сходства воспроизводит другую систему (оригинал) и замещает ее в познавательном процессе так, что изучение

модели позволяет получить информацию о воспроизводимой и отражаемой системе (оригинале)». В.А. Штофф разграничивает понимание значения модели в широком и узком смысле.

Под моделью в широком смысле понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (схематизированной или идеализированной) и наглядной форме. В более узком смысле понимают модель, когда хотят изобразить некую область явлений с помощью другой, лучше изученной, легче понимаемой, более привычной, когда, другими словами, непонятное хотят свести к понятному [4].

Цель создания модели формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания состоит в расширении и углублении возможности самореализации будущих педагогов на уровне профессионально значимых, личностно и социально желаемых стандартов. Пути и методы формирования готовности к оздоровлению детей средствами плавания многообразны, они обусловлены социальнопедагогическими условиями, закономерностями, принципами.

Модель формирования готовности педагога к оздоровлению детей средствами плавания интегрирует психологическую организацию субъекта профессиональной деятельности посредством усиления взаимосвязи следующих структурных компонентов: мотивационно-ценностного, содержательного, технологического, рефлексивного. Представляется возможным выделить четыре этапа, которые проходит будущий педагог по физической культуре в процессе формирования готовности к оздоровлению детей средствами плавания: подготовительный (формирование общих представлений о личности педагога по физической культуре, оздоровительной деятельности педагога, формирование мотивационных установок); информационный (теоретическое освоение процесса оздоровления детей средствами плавания); формирующий (построение путей предстоящей профессиональной деятельности, закрепление полученных знаний на поведенческом уровне); интегрирующий (интеграция полученных теоретических знаний и практических навыков).

Обозначенные выше этапы не изолированы, напротив, они взаимодополняют и оказывают влияние друг на друга. В нашем исследовании выделяется два этапа моделирования процесса формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания.

На первом - в процессе изучения психолого-педагогичес-кой литературы по теме, наблюдения реального состояния готовности педагогов по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания, выделения сильных и слабых сторон, использования ряда методологических закономерностей, методов, принципов - были проведены анализ и обобщение знаний об исследуемом процессе и сформирована понятийная модель.

На втором этапе моделирования (трансформации понятийной модели в структурную) выполнялись следующие задачи:

1. Непосредственное создание наглядного образа целостного процесса формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания.

2. Определение основных структурных единиц модели, ее составных элементов.

3. Выделение совокупности связей между элементами модели.

4. Установление их иерархического соотношения.

Построение модели формирования готовности к оздоровлению детей средствами плавания базируется на принципах:

- гуманистической направленности (направленность модели на реализацию личностного потенциала студентов и преподавателей);

- научности (достоверность моделируемых явлений, процессов и предъявляемого учебного материала);

- открытости (способность к развитию и взаимодействию с внешней средой);

- интегративности (взаимодействие всех составных частей модели: цели, содержания, организационных форм и методов профессиональной подготовки);

- целостности (соответствие содержания подготовки к оздоровительной работе комплексной цели);

- динамичности (развитие модели во времени путем ее качественных состояний - уровней).

Специфика предмета и задач исследования определила структурно-организационное содержание модели формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания, включающее в себя четыре основных компонента: целевой, содержательный, технологический и результативный (рис. 1).

Рис. 1. Модель формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания

Целевой компонент формирования готовности к оздоровлению детей средствами плавания представлен единством генеральной цели и системы задач, комплексное решение которых обеспечивает ее достижение.

Генеральной целью является формирование готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания. Задачами формирования готовности к оздоровлению детей средствами плавания целесообразно считать: 1) формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающей среды; 2) формирование у студентов теоретико-методологических знаний основ физической культуры, оздоровительного плавания и базовых знаний анатомо-фи-зиологических дисциплин; 3) освоение практических навыков оздоровления средствами плавания, методов самопознания, приемов саморегуляции; 4) получение и накопление реального опыта оздоровительной работы с детьми; 5) реализация творческого потенциала студентов. Комплексное решение указанных задач обеспечивает формирование готовности к оздоровительной деятельности.

Содержательный компонент модели определяет специфическую наполненность процесса формирования готовности к оздоровлению детей средствами плавания и представляет собой относительно самостоятельную область содержания педагогического исследования, усвоение которого создает условия для овладения личностью методическими аспектами педагогической деятельности.

Реализация содержательного компонента подразумевает соблюдение ряда условий:

- содержание учебного материала необходимо конструировать таким образом, чтобы была обозначена ценность здорового образа жизни и смысл процесса оздоровления детей;

- обучение должно включать базовые психолого-педагоги-ческие знания, знания основ физической культуры, которые, в зависимости от целей и конкретных задач, требовать от студента выбора оптимального решения и осуществления в реальном процессе;

- развитие специальных знаний о плавании как эффективном средстве оздоровления детей, которые предполагают, что освоение оздоровительных технологий побудит студентов к осознанию потребности в рациональном использовании средств плавания для оздоровления детей;

- индивидуальное творчество, саморазвитие, самоутверждение, что позволяет превратить студента из пассивного субъекта педагогического воздействия в творческую личность, способную задавать направление собственного развития.

Технологический компонент модели определяет отбор форм, средств и методов процесса формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания в соответствии с его целевыми и содержательными установками, а также намечает рациональные пути и средства управления ими. Проектирование технологического компонента требует определения этапов формирования системы индивидуальных знаний, умений и ценностно-эмоциональных отношений специалиста, а также предполагает обзор соответствующих форм деятельности студентов.

Прежде всего, среди необходимых технологических элементов следует назвать учебную деятельность академического типа. Однако следует помнить, что речь идет не о традиционном характере обучения, а о реализации образовательных программ. При этом значимым условием становления новой парадигмы выступает организация специального обучения, подразумевающего введение студентов в круг вопросов, касающихся оздоровительной деятельности педагога, плавания как эффективного

Библиографический список

средства оздоровления детей. Важным звеном технологической цепочки модели является мониторинг уровня готовности к оздоровлению детей средствами плавания. Вне всякого сомнения, любая целесообразная деятельность становится оптимальной лишь при условии постоянного контроля происходящих изменений и регулярной оценки достигнутого уровня развития формируемого качества. Именно мониторинг позволяет получать оперативную информацию о текущем состоянии готовности педагога к оздоровлению детей средствами плавания, вносить своевременные коррективы в процесс ее формирования.

Результативный компонент в модели педагогической системы предполагает осуществление систематического контроля и поэлементного анализа на основе разработанного критериального аппарата, что дает возможность упорядочить процесс формируемых умений, определить достигнутый уровень готовности к оздоровлению детей средствами плавания на занятиях по плаванию. Для определения уровней развития необходима разработка системы критериев. В качестве критериев готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания использовались: эмоционально-ценностное отношение и мотивированность, когнитивность, технологическая готовность, рефлексивное поведение. Эмоционально-ценностное отношение рассматривается как результат освоения педагогом собственного опыта к здоровью, степень осознания им ценности здорового образа жизни и плавания в процессе оздоровления детей. Говоря о мотивированности, мы имеем в виду силу и устойчивость мотивации, а также стремление овладеть теорией и практикой оздоровления детей. Когнитивность базируется на характеристиках содержательного компонента. Показателями данного критерия являются теоретико-методологические знания основ физической культуры, полнота и системность знаний о плавании, как эффективном средстве оздоровления детей и познавательная активность в области оздоровления детей. Технологическая готовность представляет собой совокупную сформированность проектировочных, организаторских, коммуникативных и практических умений. «Рефлексивное поведение» заключается в совокупности профессиональных действий и поступков педагогов по физической культуре, соответствующих рефлексивным ожиданиям субъектов рефлексивной деятельности. Показателями критерия являются оценка, анализ и коррекция педагогических действий в процессе оздоровления детей средствами плавания и способность к самопознанию.

Уровневые характеристики также используются в процессе диагностики, которые обычно имеют ступенчатую структуру, отражающую постепенное восхождение субъекта деятельности от полного отсутствия измеряемого свойства личности до его максимально возможного проявления. Определяя уровень как отражение характера развития качества, мы выявили четыре уровня сформированности готовности педагога к оздоровлению детей средствами плавания: адаптивный, продуктивный, репродуктивный, креативный.

Студенты в процессе реализации модели должны не только обладать набором определенных теоретических знаний, но и совершенствовать умения, осознанно оперировать полученными знаниями на практике в процессе решения практических задач по осуществлению оздоровительной деятельности. Таким образом, в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах данной модели важно помнить, что условием реализации модели выступает достижение гармоничного уравновешивания двух начал, первого - общие представления о здоровье детей, о плавании как эффективном средстве оздоровления детей, и второго - собственные притязания личности студента на достижения поставленной цели.

1. Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Барнаул, 2000.

2. Дурай-Новакова, К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1983.

3. Гришина, Е.П. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2005.

4. Штофф, В.А. Роль моделей в познании. - Л., 1963.

Bibliography

1. Abaskalova, N.P. Teoriya i praktika formirovaniya zdorovogo obraza zhizni uchathikhsya i studentov v sisteme «shkola-vuz»: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Barnaul, 2000.

2. Durayj-Novakova, K.M. Formirovanie professionaljnoyj gotovnosti studentov k pedagogicheskoyj deyateljnosti: dis. ... d-ra ped. nauk. -M., 1983.

3. Grishina, E.P. Formirovanie gotovnosti buduthego uchitelya fizicheskoyj kuljturih k sozdaniyu i realizacii zdorovjesberegayuthikh obrazovateljnihkh tekhnologiyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Samara, 2005.

4. Shtoff, V.A. Rolj modeleyj v poznanii. - L., 1963.

Статья поступила в редакцию 25.08.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.