Научная статья на тему 'Психологические механизмы идентификации религиозной молодежи в современной России'

Психологические механизмы идентификации религиозной молодежи в современной России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS / IDENTIFICATION AND IDENTITY / VALUE ORIENTATIONS / RELIGIOUS YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколовская И. Э.

Статья посвящена вопросам психологических механизмов идентификации религиозной молодежи. Автором высказано предположение, что молодежь, являющаяся носителем религиозного сознания, имеет устойчивую форму и механизмы идентификации в кризисных ситуациях. В структуре идентификации данной группы молодежи особое место занимают религиозное сознание и ценностные ориентации, которые являются базовыми видами идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS RELIGIOUS IDENTIFICATION OF YOUTH IN MODERN RUSSIA

This paper is devoted to the psychological mechanisms of identification of religious youth. The author suggested that the youth, which is the bearer of the religious consciousness, has a stable shape and authentication mechanisms in crisis situations. In the structure identification of this group of young people occupy a special place of religious consciousness and values, which are the basic kinds of identity.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы идентификации религиозной молодежи в современной России»

ние не показывает степень сформированности этой идентичности. То есть, понятие сформированность можно рассматривать в двух аспектах - принятие или непринятие себя [2, с. 37].

Возникает вопрос, как же формируется этническая идентичность? Этническая идентичность - это комплексный феномен, в формировании которого большую роль играют средовые факторы (стихийные и целенаправленные), а на индивидуальном уровне семейное воспитание.

По мнению А.Ю. Аксеновой, этническая идентичность формируется с участием двух взаимодействующих между собой факторов: институциональных - иммиграция, внутренняя миграция, национализм; и индивидуальных - мотивы, символы, тактические и стратегические цели индивида. В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, которые следует соотносить с этапами психического развития ребенка:

1) в 6—7 лет ребенок приобретает первые — фрагментарные и несистематичные — знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;

2) в 8—9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации — национальность родителей, место проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства;

3) в младшем подростковом возрасте (10—11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. Первые «проблески» диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3—4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий — цвета кожи, волос — детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение. Процесс межкуль-турного взаимодействия, также как и процесс этнической самоидентификации, осуществляется под влиянием взаимоотношений в семье, отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Процесс этот происходит стихийно. Для того чтобы

Библиографический список

сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность.

Главенствующую роль в формировании этнической идентичности следует отдавать основным институтам социализации. Институты социализации разного уровня - это мощный фактор воспитания, самовоспитания детей. В полиэтничном обществе знание принадлежности к той или иной этнической среде приобретается ребенком раньше, чем в моноэтничном, и осознается более четко. Школа как важнейший социальный институт призвана помочь обществу стать более гуманным и толерантным. Это место открытого человеческого общения, поэтому ее психологический климат должен способствовать личностному росту учеников, учителей, администрации, родителей [1, с. 43].

С точки зрения А.В. Сухарева, воспитание должно быть первичным по отношению к процессу предметного обучения, недопустима информационная перегрузка эмоционально и нравственно незрелой психики.. Содержание обучения в современной культурно-исторической ситуации, особенно на относительно ранних возрастных этапах, должно быть максимально этно-функционально согласованно с этносредой рождения и проживания учащихся [2, с. 104].

Формированию этнической идентичности отводится главенствующая роль. Образование рассматривается как важнейший структурный элемент процесса возрождения, сохранения и развития культуры этноса. А.Б. Панькин, считает, проблема разрыва и преемственности поколений - одна из самых существенных для человечества. Возрождение и сохранение этнической культуры в современных условиях становится возможным только в случае определения, сохранения и развития темы культуры этноса, через использование в педагогической практике, посредством системы образования этнических, духовных и культурных особенностей, воспитывающих в человеке уважение к себе, терпимость и взаимопонимание с представителями других этнических групп [3, с. 96].

Итак, можно сделать вывод, что система образования, решая свои внутренние задачи, строит общее культурное поле, в котором процесс межгруппового взаимодействия строился не по пути дифференциации, а по пути интеграции всех членов процесса. Основными направлениями этого процесса должны быть изучение особенностей представителей различных этнических общностей, их нравов и обычаев, традиций, языка; изучение системы межэтнических отношений, морально-психологической атмосферы в полиэтничном коллективе, сплочение коллектива; предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе; формирование культуры межэтнического общения.

1. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: словарь / под общ. ред. А.Г Козловой. - СПб., 2007.

2. Сухарев, А.В. Этнофункциональный аспект воспитания и психотерапии. - М. - Воронеж, 2008.

3. Панькин, А.Б. Формирование этнокультурной личности. - М.; Воронеж, 2006.

Bibliography

1. Ehtnotolerantnostj podrostka: vospitanie v semje i shkole: slovarj / pod obth. red. A.G Kozlovoyj. - SPb., 2007.

2. Sukharev, A.V. Ehtnofunkcionaljnihyj aspekt vospitaniya i psikhoterapii. - M. - Voronezh, 2008.

3. Panjkin, A.B. Formirovanie ehtnokuljturnoyj lichnosti. - M.; Voronezh, 2006.

Статья поступила в редакцию 26.09.12

УДК 159+101

Sokolovsky I.E. PSYCHOLOGICAL MECHANISMS RELIGIOUS IDENTIFICATION OF YOUTH IN MODERN RUSSIA. This paper is devoted to the psychological mechanisms of identification of religious youth. The author suggested that the youth, which is the bearer of the religious consciousness, has a stable shape and authentication mechanisms in crisis situations. In the structure identification of this group of young people occupy a special place of religious consciousness and values, which are the basic kinds ofidentity.

Key words: religious consciousness, identification and identity, value orientations, religious youth.

И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. НОУ ВПО «ПСТГУ», докторант каф. социальной педагогики

и психологии МПГУ, г. Москва, Е-mail: iren3d@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья посвящена вопросам психологических механизмов идентификации религиозной молодежи. Автором высказано предположение, что молодежь, являющаяся носителем религиозного сознания, имеет устойчивую форму и механизмы идентификации в кризисных ситуациях. В структуре идентификации данной группы молодежи особое место занимают религиозное сознание и ценностные ориентации, которые являются базовыми видами идентичности.

Ключевые слова: религиозная идентификация и идентичность, религиозное сознание, ценностные ориентации религиозной молодежи.

Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью феномена религиозного сознания современного человека и, прежде всего, молодежи. Особенности религиозного сознания предопределяют формирование особенного образа и жизненной позиции, а также процесс ее идентификации при взаимодействии со своими сверстниками из числа молодежи, свободной от религиозного сознания. Кроме того, актуализация вопросов анализа религиозного сознания в контексте социальных трансформаций переходного общества обусловлена беспрецедентным усилением кризисных явлений в развитии отечественной культуры. Они достигли значений, затрагивающих «физический баланс» самого существования культуры.

Структурные изменения всего уклада современной российской жизни свидетельствуют о том, что когда общество вступает в эпоху модернизации, то в первую очередь оно отказывается от воспроизводства именно образа жизни. Оно стремится к его кардинальному изменению, подвергая отрицанию совокупность его проявлений - традиционные средства труда, организацию производства и быта, ментальные конструкции, традиционные установки и ценности и прочее.

Одной из самых глубоких причин кризиса современной культуры было и остается разворачивание тех следствий, которые скрыто содержатся в абсолютизации, чрезмерной акцентировке в нем задач модернизации и отрыве их от функции воспроизводства и сохранения общества. Ведь в подавляющем большинстве философских позиций сегодня декларируется как высшая ценность «развитие индивидуальности и творческого потенциала личности». В исследованиях диалектики религиозного сознания в переходных ситуациях я опираюсь на работы методологического характера, связанные с изучением тематики свободы личности, прежде всего религиозно ориентированной, и феномена переходности в социальном, культурном и персонологическом смысле. Здесь большое значение имели классические труды Гегеля, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, П.А. Сорокина, Э.В. Ильенкова, И.Л. Солоневича - в сочинении с результатами новейших исследований проблематика и свободы и образования, представленными в работах В.В. Балахонс-кого, А.П. Валицкой, А.А. Грякалова, А.П. Желобова, А.А. Королькова, М.Л. Лезгиной, В.В. Миронова, В.Н. Назарова, Ч.С. Кирвеля, А.С. Колесникова, А.П. Огурцова, В.С. Пусько, И.Б. Романенко, В.И. Стрельченко и др.

Цель исследования - дать комплексный социально-философский и психологический анализ проблемы определения, статуса и содержания феномена религиозного сознания в соотнесенности со стратегиями развития современного переходного общества. Исследовать проблемы феномена религиозного сознания с социально-философской и психологической точек зрения и определить основные модели его действия в ситуации переходного общества. Обосновать и апробировать модели становления картины мира у религиозной молодежи в современной России через механизм идентификации.

Объект исследования - часть российской молодежи, являющаяся носителем религиозного сознания.

Предметом исследования являются механизмы идентификации становления религиозного сознания личности.

Гипотеза исследования: религиозное сознание имеет устойчивую форму и механизмы идентификации в кризисных ситуациях, поэтому эти механизмы следует определить и доказать, а в структуре идентификации религиозной молодежи особое место занимают религиозное сознание и ценностные ориентации, которые являются базовыми видами идентичности. А это, по нашему мнению, и является тем психологическим ядром, которое лежит в формировании картины мира человека. Таким образом, мы имеем устойчивую форму идентичности, которая связана с принятием на себя обязательств со стратегией преодоления кризиса и с определенными психологическими характеристиками личности.

Методы и организация исследования. Эмпирической базой исследования стали педагогический и социальный факультеты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, Москва), факультет педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ, Новосибирск), факультет психологии Института деловых коммуникаций (ИДК, Москва).

В исследовании приняли участие 70 студентов 1-У курсов ПСТГУ в возрасте от 17 до 30 лет и 80 студентов НГПУ 1-У курсов в возрасте от 17 до 25 лет, а также 20 студентов ИДК II курса в возрасте от 23 - 30 лет. Гендерные различия в исследовании не учитывались.

Для решения поставленных задач мы планировали использование следующих методов и методик исследования: теоретический анализ источников, обобщение и интерпретация научных данных; метод опроса, анкетирование, диагностическое интервью, наблюдение и обобщение психологического и педагогического опыта.

Для изучения психологических характеристик идентификации религиозной молодежи мы использовали следующие методики, но в данной статье анализ результатов будет представлен по двум (1 и 2) методикам:

1. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова.

2. Методика статусов идентичности по Дж. Марсия (адаптация С.А. Татарко) [1].

3. Анкета-опросник для студенческой молодежи «Я и мое отношение к религии».

4. Тест «Личностная самоидентификация» (адаптация специализированной анкеты для определения типа личностной идентичности подростка С.С. Носова).

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. В ее основе лежит положение о том, что представления о значимых ценностях формируются в процессе социализации личности в результате интериоризации общекультурных ценностей. Результат процесса интериоризации неоднозначен, что приводит к существенному разбросу ценностных ориентаций. Опросник состоит из 66 вопросов, на которые светская и религиозная молодежь отвечала «да» или «нет». С помощью этой методики были определены степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности. В Опросник были включены следующие ценностные ориентации:

1) приятное времяпрепровождение, отдых;

2) высокое материальное благосостояние;

3) поиск и наслаждение прекрасным;

4) помощь и милосердие к другим людям;

5) любовь;

6) познание нового в мире, природе, человеке;

7) высокий социальный статус и управление людьми;

8) признание и уважение людей, и влияние на окружающих;

9) социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;

10) общение;

11) здоровье.

По результатам тестирования выстраивался сначала индивидуальный графический профиль, а затем строился групповой.

В результате можно сделать вывод, что светская молодежь в большей степени направлена на ценностные ориентации пунктов 1, 2, 3, 5, 7, 8, 10, а религиозная молодежь - 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, где ценностные ориентации двух исследуемых групп кардинально противоположны. В религиозной группе задачи нравственного совершенствования являются ведущими, и все остальное является поддерживающим. В светской группе ведущими являются разнообразные задачи, предположительно профессиональные. Объединяет эти группы ценностные ориентации: общение и профессиональный интерес. Полученные результаты позволяют вносить определенную коррекцию в наше понимание психолого-коррекционной работы с молодежью в современной России.

Методика исследования статусов идентичности по Дж. Марсия (адаптация С.А. Татарко).

Дж. Марсиа разработал статусную модель идентичности как методологический план к эриксоновским теоретическим представлениям с целью их эмпирического изучения. В настоящее время эта модель приобрела самостоятельное значение. Дж. Марсиа выделил четыре статуса идентичности (состояния идентичности) - это четыре варианта окончания кризиса идентичности в возрасте от 17 до 25 года. Дж. Марсия обратился к рассмотрению идентичности как гипотетической психологической структуре, которая проявляет себя феноменологически через -паттерны решения индивидом проблем. Так, например, 17-летний молодой человек, окончивший школу, должен ответить себе на два вопроса: «Кто я есть сейчас?» и «Кем мне быть в будущем?» [2]. Их осмысление, осуществление трудного выбора из многочисленных возможных вариантов и реализация принятого решения - все это, развивает идентичность, способствует приобретению чувства непрерывности, направленности и осмысленности жизни.

Критерием для выделения статусов служили два параметра:

1. Наличие или отсутствие кризиса.

2. Принятие обязательств по двум основным сферам функционирования: профессия и идеология.

Таблица 1

Критерии для выделения статусов идентичности

Позиция Статусы идентичности

профессии и идеологии Достигнутая идентичность Предрешенная Диффузная идентичность Мораторий

Кризис Пройден (present) Отсутствует (absent) присутствует или отсутствует в кризисе

Приятие на себя обязательств присутствует Присутствует отсутствует присутствует, но размыто

Термин «кризис» относится к тому периоду больших усилий в жизни человека, когда он раздумывает, какой выбрать профессиональный путь (карьеру) и каким целям, ценностям, убеждениям следует следовать в жизни. Принятие обязательств предполагает принятие твердых решений относительно выбора профессии и идеологии, а также выработку целевых стратегий для реализации принятых решений.

Методика исследования статусов идентичности представляет собой опросник-интервью, выявляющий такие статусы идентичности как «выбор профессии», «религиозные убеждения», «отношение к семье», «политические убеждения», которые разделены на два основных блока - это «выбор профессии» и «идеология». В него нами были включены утверждения, направленные на выявление религиозной идентичности.

Рассмотрим структуру интервью методики подробнее. Итак, она состоит из перечня вопросов, разбитых на относительно независимые по тематике блоки. Количество вопросов меняется в зависимости от цели исследования и, соответственно, от числа включаемых в интервью тематических блоков: в среднем около 200-300 открытых вопросов и нескольких десятков закрытых вопросов. Каждый блок вопросов направлен на получение информации об индивидуальном опыте участника исследования в той или иной жизненной сфере. Отбор жизненных сфер для рассмотрения в интервью проводился нами с учетом двух критериев: во-первых, в содержании вопросов должна затрагиваться проблематика тех жизненных сфер, которые важны для студента в течение определенного хронологического периода. Другой критерий касался принципиальной возможности получить вариативные ответы на эти вопросы, спектр которых должен соответствовать четырем статусам идентичности: предрешенной, достигнутой, диффузной и мораторию.

Для примера рассмотрим основную направленность двух блоков - «Религиозные убеждения» и «Выбор профессии». С помощью вопросов, включенных в блок «Религиозные убеждения», необходимо оценить, в какой степени человек проработал свои взгляды по религиозным вопросам: верит ли он в Бога; как часто он считает нужным посещать церковь, насколько аккуратно соблюдает обряды; участвует ли в организованном отправлении религиозных культов и жизни религиозной общины (например, прихожан церкви) или имеет глубоко личную религиозную ориентацию и не включен в религиозные группы; какую позицию он занимает по различным вопросам религиозной доктрины; при каких обстоятельствах считает допустимым поменять религию; допускает ли возможность заключить брак с человеком другого вероисповедания; какое религиозное обучение считает необходимым для детей. Если человек не религиозен в общепринятом смысле слова, обсуждается его личная жизненная философия, в первую очередь вопросы этики, социальной ответственности, смысла жизни.

В блоке вопросов «Выбор профессии» рассматривается, в какой степени студент проработал вопросы, связанные с профессиональным выбором: принято ли им решение, куда он пойдет работать, изучает ли он спрос на представителей той или иной специальности, которую он получает, учась в вузе; обсуждает ли он с родителями свой профессиональный выбор или родители сами выбирают профессиональную жизнь своего ребенка; может быть, в вопросах выбора профессии он получает советы от друзей, как значимого окружения; может быть студенту не принципиально где он будет работать, или он боится принимать ответственные решения по поводу профессионального выбора без своих родителей; волнует ли его вопрос в каком окружении он будет работать (религиозном или нет).

Нам важно было понять, было ли время, когда студент много думал об этих вопросах, и если да, то когда это было; менялись ли существенно его взгляды на ту или иную тему и что стало тому причиной. Мы остановились на рассмотрении двух сфер жизни, в соответствии с представлениями Э. Эриксона, согласно которого, под идеологией понимаются «образы, идеи и идеалы, которые... являются имплицитным мировоззрением», «система идей, дающих убедительную картину мира», «неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление культуры» [3], наиболее важных для формирования идентичности - профессии и идеологии.

В качестве поведенческого критерия, дифференцирующего наличие или отсутствие идентичности, было выделено принятие или непринятие обязательств, т.е. наличие или отсутствие приверженности личностно значимым целям, ценностям и убеждениям. Для успешной дифференциации выборки критерий наличия или отсутствия обязательств потребовалось дополнить еще одним критерием - прохождения или непрохождения кризиса, исследования альтернатив, предшествующего выработке обязательств.

На пересечении двух рассмотренных критериев были составлены четыре статуса идентичности.

Диффузная идентичность, когда отсутствие связной, определенной идентичности: ни поиск, ни выбор решения респондентом не осуществлялись.

Предрешенная («предопределенная») идентичность - статус, при котором собственный внутренний поиск респондентом не был осуществлен, а решение принято под воздействием внешних обстоятельств. Студенты с таким статусом имели заранее заданные цели, правила поведения и идеалы, «пожизненный», мало подлежащий корректировке, план на будущее, составленный родителями или другими авторитетными лицами.

Для статуса «мораторий» был характерен осуществляемый в данный момент активный поиск решения проблемы, при этом само решение еще было не принято. На этой стадии студент находился в процессе конструирования идентичности - перехода от отсутствия чувства идентичности или от предрешенной идентичности к сконструированной идентичности.

Наконец, достигнутая идентичность характеризовалась самостоятельно осуществленным активным поиском решения проблемы и принятием такого решения. Лица с достигнутой идентичностью имели собственные, отличные от родительских, планы на будущее. Эти планы при необходимости могли быть пересмотрены, поскольку, с точки зрения людей с достигнутой идентичностью, будущее существует для самореализации, а не для достижения идеалов, заданных заранее кем-то другим.

Из четырех статусов идентичности два свидетельствуют о наличии «устойчивой» личной идентичности (достигнутая и предрешенная идентичность), другие два статуса - о «неустойчивой» идентичности, в большей степени подверженной изменениям в недалекой перспективе. По другому критерию -степени развития идентичности - можно объединить статусы «достигнутая идентичность» и «мораторий» как имеющие более высокую степень развития, чем предрешенная и диффузная идентичность.

В результате проведенного исследования нами было установлено, что лишь немногие испытуемые конструируют идентичность самостоятельно, а сконструированная идентичность накладывается на изначально данную в процессе принятия решений о том, кем быть, в какую социальную группу входить, какие верования и ценности разделять, какие цели ставить, что

свидетельствует лишний раз о крайне интересной ситуации, в которую поставлена наша молодежь.

Современная жизнь требует принятия самостоятельных решений, однако молодой человек, являющийся носителем религиозного сознания, способен лишь на то, чтобы рефлексировать над своими переживания, не переводя их на конструктивный уровень. Именно поэтому эта часть молодежи является маргинальной, отчужденной от социальной активной и общественного строительства.

Если это связывать с типами идентичности, которые предложены Дж. Марсия, то идентичность как гипотетически психологическая структура, которая проявляет себя феноменологически через паттерны решения проблем индивидом, подтвердилась в нашем исследовании. Таким образом, идентичность связана с психологическими характеристиками личности студента, проявленными в стратегиях поведения в кризисных ситуациях, где идентичность развивается и способствует приобретению чувства непрерывности, направленности и осмысленности жизни. А это, по нашему мнению, и является тем психологическим ядром, которое лежит в формировании картины мира человека.

В связи с этим, мы имеем устойчивую форму идентичности, которая связана с принятием на себя обязательств со стратегией преодоления кризиса и с определенными психологическими характеристиками личности. Это дает основание вводить собственную типологию механизма идентификации, как устойчивой, неустойчивой и переходной форм, где одним из про-

Библиографический список

явлений устойчивой идентификации является поддерживающая ее в моменты кризиса гибкие механизмы трансформация тех или иных форм идентичности и их видоизменений, наиболее подходящих к современным обстоятельствам с учетом базовых ценностей. По нашему мнению, формы идентичности иерархически организованы и имеют различные уровни выраженности по степени интенсивности.

Таким образом, полученные предварительные данные подтвердили широкие возможности методики «Исследование статусов идентичности по Дж.Марсия» и представления об идентичности, а также позволили сформулировать интересующую нас религиозную идентичность, где для религиозного сознания личности очень важны выделенные критерии иерархичности и степень протекания механизмов идентификации на каждом уровне. Специфика религиозной идентичности в ее крестообразнос-ти, где горизонталь (статусы идентичности) и вертикаль (иерархии идентичности и ее уровни) пересекаясь друг с другом, дают нам в своем сопряжении то психологическое ядро, которое лежит в формировании картины мира человека.

В заключении хотелось бы сказать, что изучение механизмов идентификации религиозной молодежи и взаимосвязь их с психологическими характеристиками личности составляют основу для дальнейших эмпирических исследований, и способствуют разработке вопроса психологических оснований становления религиозного сознания личности.

1. Татарко, С.А.. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж.Марсии // Психологическая диагностика. - 2009. - № 1.

2. Bartholomew, K. Coded semi-structured interviews in social psychological research / Bartholomew K., Henderson A.J.Z., Marcia J.E. //

Handbook of Research Methods in Social and Personality Psychology / Eds. H.T. Reis, C.M. Judd. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 2000.

3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М., 1996.

4. Cote J. Identity Studies: How Close Are We to Developing a Social Science of Identity? - An Appraisal of the Field // Identity: An International

J. of Theory and Research. 2006. N 6(1).

Bibliography

1. Tatarko, S.A.. Izmerenie identichnosti v ramkakh statusnoyj modeli Dzh.Marsii // Psikhologicheskaya diagnostika. - 2009. - № 1.

2. Bartholomew, K. Coded semi-structured interviews in social psychological research / Bartholomew K., Henderson A.J.Z., Marcia J.E. //

Handbook of Research Methods in Social and Personality Psychology / Eds. H.T. Reis, C.M. Judd. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ehrikson, Eh. Identichnostj: yunostj i krizis / obth. red. i predisl. A.V. Tolstihkh. - M., 1996.

4. Cote J. Identity Studies: How Close Are We to Developing a Social Science of Identity? - An Appraisal of the Field // Identity: An International

J. of Theory and Research. 2006. N 6(1).

Статья поступила в редакцию 26.08.12

УДК 378.016:615.825

Rechner J.J. TO THE QUESTION ABOUT THE DEVELOPMENT OF MODEL OF FORMATION OF READINESS OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER TO THE HEALTH IMPROVEMENT OF CHILDREN MEANS OF SWIMMING. The article deals with the problem of training a Physical Education teacher (PE teacher) to practice wellness activities. It represents the model of training a PE teacher to carry out the activities aimed at improving children's health by means of swimming, the structure of the model, its elements and criteria.

Key words: formation of readiness, model, Physical Education teacher (PE teacher), health improvement of children, therapeutic swimming.

Ю.Ю. Рехнер, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: yu.rehner@yandex.ru

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЛАВАНИЯ

В статье рассматривается проблема формирования готовности педагога к оздоровительной работе, а также представлены модель формирования готовности педагога по физической культуре к оздоровлению детей средствами плавания, структура данной модели, ее компоненты и критерии.

Ключевые слова: формирование готовности, модель, педагог по физической культуре, оздоровление детей, оздоровительное плавание.

Проблема готовности к различным видам деятельности начинает всесторонне рассматриваться отечественными учеными сравнительно недавно (с конца 50-х - начала 60-х гг.). Несмотря на это, в различных отраслях науки накоплен объемный материал, характеризующий готовность к выполнению различных видов деятельности. Под готовностью к профессиональной деятельности понимается система интегративных качеств, свойств, знаний и умений личности с учетом осознания социальной ответственности. Профессиональная готовность характеризуется

стремлением выполнить свое общественное предназначение, установкой на реализацию личностного потенциала [1].

Анализ литературы показал, что понятие «готовность к педагогической деятельности» современными учеными определяется через систему качеств личности педагога, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, базируясь на высоком уровне знаний, сформированных умениях и навыках, а также устойчивой мотивации к педагогической деятельности [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.