Научная статья на тему 'К вопросу о разработке методологии управления качеством проектов создания и развития бизнес-инкубаторов'

К вопросу о разработке методологии управления качеством проектов создания и развития бизнес-инкубаторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ / ПРОДУКЦИЯ / BUSINESS INCUBATORS / INNOVATIVE ACTIVITY / REALISATION OF PROJECTS / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Норкина А. Н.

Рассмотрены место и роль инновационных проектов как объектов управления качеством в системе хозяйствования с позиций разработки методологии управления качеством проектов создания и развития бизнес-инкубаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Норкина А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION ON WORKING OUT OF METHODOLOGY OF QUALITY MANAGEMENT OF PROJECTS OF CREATION AND DEVELOPMENT OF BUSINESS INCUBATORS

The place and role of innovative projects as objects of quality management in system of managing from items of working out of methodology of quality management of projects of creation and development of business incubators are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке методологии управления качеством проектов создания и развития бизнес-инкубаторов»

Следующий прогнозируемый «пик» экономического развития в России, исходя из логики предыдущих рассуждений, можно ожидать в 2015-2018 годах, что вполне согласуется с небесспорным долгосрочным прогнозом роста российской экономики10.

Ожидаемый рост экономического развития будет связан со многими факторами, среди которых можно выделить, в первую очередь, те проблемы, которые вынудят Россию повысить экономическую активность:

- значительное истощение к этому времени месторождений углеводородного и стратегического сырья (урана - до 2017 года, нефти — до 2022, газа и угля — до 2025 года)11, разведанных еще во времена СССР,

- ожидаемое истощение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния,

- подготовка и проведение Олимпиады в г. Сочи,

- и т.д.

Все эти проблемы призваны генерировать экономический рост на основе развития промышленных предприятий.

Для нас в данном случае важно, что в ближайшее десятилетие нас ожидает рост национальной экономики на фоне спада мировой экономики (см. варианты 5 и 6 таблицы 1).

Проблемы долгосрочного экономического роста промышленных предприятий во многом связаны с продолжающимися тенденциями деградации научно-производственного потенциала, где С.Ю. Глазьев отмечает, что: «Несмотря на происходящее в последние годы оживление экономики, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного и резкого падения производства и инвестиций. К 1998 г. уровень производства в России сократился по сравнению с 1990 г. на 42,5%, а инвестиции в

основной капитал - на 79%. Хотя с 1999 г. наблюдается устойчивый рост ВВП, сегодня он едва дотягивает до дореформенного уровня» (рис.1)12.

С.Ю. Глазьев при этом отмечает, что темпы роста основных экономических показателей России остаются меньше, чем в любой стране «восьмерки», вдвое меньше, чем в Индии и вчетверо меньше, чем в Китае.

Рассматривая передовой опыт стран Южно-Восточной Азии (в частности Южной Кореи и Китая) применительно к развитию информационных технологий, А.В. Тебекин утверждает13, что в России возможно изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону, если перейти от существующей схемы создания информационных технологий (рис.2) к перспективной (рис.3). Рассматривая схему рис.3, А.В. Тебекин отмечает14, что при ее реализации у России появится перспектива принять активного участие в реализации всех стадий жизненного цикла продукции информационных технологий. При этом будет обеспечен рост числа рабочих мест, уровень решения социальных проблем и, в конечном итоге, увеличится ВВП России, что является экономической основой национальной безопасности и процветания государства.

Проводя определенные аналогии и резюмируя перспективные пути развития отечественной промышленности в различных отраслях хозяйственной деятельности, для решения проблемы разработки стратегии перспективной инвестиционной политики экономического роста промышленных предприятий в России предлагается алгоритм, представленный на рис.4.

Реализация приведенного на рис.4 алгоритма представляется перспективным вариантом решения проблемы долгосрочного экономического роста промышленных предприятий в России.

10 Долгосрочный прогноз роста российской экономики на период 2006-2015 гг. Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты РФ, 2006.

11 А.В. Тебекин. Инновационное развитие экономики. - М.: МГАДА, 2008.

12 С.Ю. Глазьев. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Научный доклад. Москва, 2007.

13 Тебекин А.В. Управление инновационно-инвестиционной деятельностью в сфере информационных технологий. - М.: Палеотип, 2006.

14 Там же.

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ

Норкина А.Н., зам. директора института инновационного менеджмента МИФИ

Рассмотрены место и роль инновационных проектов как объектов управления качеством в системе хозяйствования с позиций разработки методологии управления качеством проектов создания и развития бизнес-инкубаторов.

Ключевые слова: бизнес-инкубаторы, инновационная активность, реализация проектов, продукция.

TO A QUESTION ON WORKING OUT OF METHODOLOGY OF QUALITY MANAGEMENT OF PROJECTS OF CREATION AND DEVELOPMENT OF BUSINESS INCUBATORS

Norkina A., The deputy director of institute of innovative management MIFI

The place and role of innovative projects as objects of quality management in system of managing from items of working out of methodology of quality management ofprojects of creation and development of business incubators are considered.

Keywords: business incubators, innovative activity, realisation of projects, production.

В современных условиях развития отечественной экономики государство все большее внимание уделяет такой форме стимулирования инновационной активности как создание и развитие бизнес-инкубаторов.

Создание бизнес-инкубаторов в Российской Федерации в докризисный период приобрело масштабы заметного социально-экономического явления, призванного повысить эффективность отечественной экономики.

Анализ опыта реализации проектов создания и развития бизнес-инкубаторов в нашей стране позволяет выявить ряд особенностей в их эволюционном развитии.

Во-первых, обращает на себя внимание инновационный характер развития бизнес-инкубаторов, следствием которого является широкий спектр направлений их экономической деятельности, от-

ражающий индивидуальный характер осуществляемых работ и затрудняющий (в силу специализации) процессы управления ими.

Во-вторых, характер развития бизнес-инкубаторов, подобно созданию свободных экономических зон свидетельствует о том, что развиваемые направления бизнеса нередко существенно отличаются от первоначально запланированных. Это также приводит к существенным сложностям в реализации процессов управления.

Следовательно, индивидуальность и неопределенность реализации проектов создания и развития бизнес-инкубаторов снижает эффективность использования привлекаемых в них инвестиционных ресурсов, с одной стороны.

С другой стороны, опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в различных регионах России позволил выявить ряд существенных закономерностей.

Во-первых, при всем многообразии реализуемых в бизнес-инкубаторах предпринимательских идей, сам процесс реализации проектов создания и развития бизнес-инкубаторов приобрел множественный характер, а значит, содержит ряд стереотипных черт, в первую очередь, связанных с характером ресурсного обеспечения.

Во-вторых, формализация этапов проектов создания и развития бизнес-инкубаторов также говорит о возможности выделения в этих этапах общих (эквивалентных) черт, позволяющих реализовать цикличное улучшение осуществления проектов.

Указанные общие черты реализации проектов создания и развития бизнес-инкубаторов свидетельствуют о возможности совершенствования процессов использования ресурсов, выделяемых на осуществление проектов, с одной стороны, и повышение эффективности получаемых результатов деятельности бизнес-инкубаторов за счет совершенствования процессов проектного управления, с другой стороны.

Таким образом, проекты создания и развития бизнес-инкубаторов следует рассматривать как рыночный продукт, потребность которого обусловила множественность этих проектов.

Несоответствие между рыночной потребностью в проектах создания и развития бизнес-инкубаторов и возможностями управления этими проектами, осложненными мировым экономическим кризисом, требует разработки методологии управления качеством проектов создания и развития бизнес-инкубаторов, что и предопределило актуальность темы исследования, представляющей собой важную научную задачу.

По мере развития мировой экономики и перехода ее из фазы количественного насыщения рынка продукцией (фаза индустриального развития) к фазе качественного совершенствования продукции на насыщенном рынке (фаза постиндустриального развития) существенно изменились пропорции традиционной и инновационной продукции (в общей их массе) в пользу последних.

В отечественной практике специалисты нередком считают, что русским вариантом английского слова innovation, переводимое как «введение новаций», является «нововведение». При этом русское понятие «нововведение» в буквальном смысле трактуется как «введение нового» и означает процесс использования новшества. Новшества, когда принимаются к распространению, в таком качестве выступают как инновации1.

Таким образом, в качестве отличительного признака понятия инновации отечественные специалисты в первую очередь рассматривают распространение новшества. Не соглашаясь с этой распространенной точкой зрения, в данной работе мы будем отталкиваться от классического определения инновации Й. Шумпетера, согласно которому инновация представляет собой научно-техническую комбинацию, мотивированную предпринимательским духом2.

С учетом основных признаков инновации (новизна, востребованность на рынке и способность приносить прибыль), будем исходить из того, что инновационный процесс может проявляться в трех формах3:

- простая внутрифирменная, подразумевающая, что инновация создается для собственного использования (то есть не приобретает непосредственно товарную форму) и может не являться предметом распространения (тиражирования);

- простая межфирменная, означающая, что инновация является главным объектом купли-продажи между предприятием-разра-ботчиком и предприятием-пользователем инновации, когда инновация также может не являться предметом распространения;

- расширенная, когда инновация как объект купли-продажи подлежит тиражированию.

Таким образом, в двух из трех своих форм инновация может не являться предметом распространения, но при этом содержать все вышеперечисленные признаки: новизну, востребованность на рынке и способность приносить прибыль.

Рассматривая три категории продукции, согласно модели качества Н.Кано4 (рис.1), выделим переход во времени от продукции привлекательного качества, обладающей неожиданными для потребителя инновационными свойствами, о которой порой не говорят, поскольку не знают, к продукции требуемого качества, то есть к обладающей традиционными свойствами, о которой знают и уже говорят.

Рассматриваемый переход, по сути, является условным (необязательным), поскольку не каждая инновация «приживается» на рынке, с одной стороны. С другой стороны, любая принятая рынком инновация подвержена моральному старению (обязательный

переход от продукции с требуемым качеством - традиционной к продукции с базовым качеством - морально устаревшей), и поэтому с течением времени, вектор которого представлен на рис.1, возникает необходимость в смене одной инновации другой.

Уровень удовлетворенности потребителя Не говорят ^ Очень Привлекательное доволен качество г Требуемое У качество Полностью обеспечено ^ ►

Совершенно / не обеспечено “ Степень Базовое обеспечения (основное) качества ^^качсство Не говорят Очень недоволен

Рис.1. Модель качества Н. Кано.

Следовательно, в качестве ключевого признака инновации, помимо рассмотренных основных признаков (новизна, востребованность на рынке и способность приносить прибыль), следует выделить цикличность инноваций, которую целесообразно рассматривать с позиций процессного подхода, присущего Международным стандартам ИСО серии 90005.

Поскольку основу процессного подхода составляет необходимость не только выделения из совокупности процессов наиболее экономически значимых и постоянная их оценка, но и совершенствование соотношения «вход - выход» («ресурсы - результат») по всем процессам, функционирующим в рамках управляемой системы, то, значит, на каждом следующем цикле развития управляемой системы должна повышаться ее экономическая эффективность.

Таким образом, применение процессного подхода должно способствовать цикличному и поступательному повышению эффективности результатов деятельности управляемой системы.

Кроме того, на современном этапе развития экономики, в условиях ускорения научно-технического прогресса и сокращения жизненного цикла продукции произошло изменение пропорций между различными категориями продукции (рис.1): инновационной продукцией (привлекательного качества), традиционной продукцией (требуемого качества) и морально устаревшей продукцией (с базовым качеством). Результаты этих изменений применительно к индустриальному и постиндустриальному этапам развития экономики приведены на рис.2 и 3 соответственно.

Таким образом, в настоящее время, в период постиндустриального развития, возрастает доля инновационной продукции, а значит, возрастает необходимость и интенсивность реализации инновационных проектов как источников создания инновационной продукции.

Рис.2. Пропорции между различными категориями продукции в период индустриального развития (ненасыщенный рынок).

Типовая структура этапов жизненного цикла создаваемой инновационной продукции на примере материального продукта представлена в табл.16.

В современной практике инновационные проекты принято рассматривать как сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на перспективных направлениях развития науки и техники.

При изучении инноваций в рамках проектов реализуется типовая схема анализа, представленная в табл.2.

На первом этапе инновационного анализа выявляются продуктовые, технологические, процессные, методические и организационные составляющие инновации.

Кроме того, на первом этапе предварительно определяются

Таблица 1. Этапы жизненного цикла создаваемой инновационной продукции

№ Название Содержание

1 Зарождение идеи Технико-экономическое обоснование целесообразности и эффективности реализации идеи (бизнес-планирование)

2 Поиск ресурсов на реализацию идеи Поиск необходимого сырья, объектов недвижимости, технологий и оборудования их реализующих, квалифицированной рабочей силы и, в конечном итоге, - финансов.

3 Разработка макета Осуществление этапа научно-исследовательской работы с математическим и физическим моделированием новой продукции

4 Разработка опытного образца Осуществление этапа опытно-конструкторской работы с изготовлением опытной партии продукции, в результате испытаний которой формируется нормативная документация (конструкторская, технологическая), по которой будет осуществляться серийное производство.

5 Изготовление пробной партии Начало серийного освоения продукции, сопровождаемое отработкой технологии производства, изучением реакции потребителей на предлагаемую продукцию и соответствующими корректировками нормативной документации.

6 Начало серийного производства Серийное производство продукции, сопровождающееся ростом объемов производства и появлением прибыли от ее реализации

7. Выход в точку окупаемости Быстрый рост объемов производства и реализации продукции, формирующий прибыль, достаточную для покрытия всех предыдущих расходов.

8. Продолжение роста Продолжение роста объемов производства и расширения рынка реализации продукции

9. Замедление роста Замедление роста объемов производства и реализации продукции, вызванное моральным старением продукции, ростом уровня конкуренции и «пресыщением» рынка предлагаемой продукцией

10. Остановка роста Насыщение рынка предлагаемой продукцией, соответствующее равенству объемов предложения и спроса при постоянстве последнего. При этом в результате проведения и реализации результатов функционально-стоимостного анализа прибыль от продажи продукции продолжает расти.

11. Спад Объемы спроса на морально устаревшую продукцию падают. Все вложения в совершенствование этой продукции прекращаются, поскольку становится очевидной необходимость выпуска новой продукции. При этом одновременно решается проблема замены производства продукции более новым и постепенного демонтажа и продажи на менее притязательные рынки прав производства и соответствующего оборудования для морально устаревшей продукции.

12. Завершение жизненного цикла Прекращение выпуска морально устаревшей продукции после достижения объемами производства и прибылью от сбыта морально устаревшей продукции минимальных предельных значений

1 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2008.

2 Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.

3 Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2001.

4 Н. Кано, Ш. Цуйи, Н. Сераку, Ф. Такахаши «Привлекательное качество и должное качество (1), (2)» Окт. 1982.

5 Хилл Н., Сельф Б., Роше Г. «Измерение удовлетворенности потребителя по стандарту ИСО 9000:2000». - М.: Технологии, 2004.

6 Тебекин А.В. Инновационное развитие экономики. - М.: МГАДА, 2008 г.

Морально

устаревшая

продукция

Рис.3. Пропорции между различными категориями продукции в период постиндустриального развития (насыщенный рынок).

Таблица 2. Типовая схема инновационного анализа

Этап

Определение сущности I идентификация вида инновации

Определение

направления

анализа

инновационного проекта и

установление показателей качества

продукции________

Моделирование

инновационных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

процессов

Реализация

методов

инновационного

анализа

Осуществление проектного подхода к

финансированию инноваций

Содержание анализа

1) Выбор между технологическими, организационноуправленческими и социально-экономическими инновациями.

2) Определение методов оценки научно-технической новизны, экономической и социальной эффективности инновации.

3) Установление модели инновационного развития

1) Сбор научно-технической, маркетинговой и внутрипроизводственной информации.

2) Установление научно-технической и технологической новизны, проведение стоимостных оценок новшества, оценка реальности и последствий реализации инновации.

3) Определение характеристик научно-технического уровня

инноваций, установление критериев оценки инновационного проекта, включая показатели и критерии оценки качества создаваемой продукции.____________________________________

1) Реализация централизованного подхода к моделированию инновационного процесса, управлению инновациями с позиций конкурентоспособности.

2) Моделирование процессов реализации и распространения инноваций.

3) Реализация мультиплицированного подхода к

использованию отраслевых инноваций_______________________

1) Установление принципов определения затрат на инновацию.

2) Использование теории ожиданий в инновационном анализе, метода “затраты - результаты”, функциональностоимостного анализа, включая оценку стоимости изменения или достижения заданного параметра функций.

3) Реализация программно-целевого подхода и методов математического и статистического моделирования в инновационном процессе.

4) Осуществление сравнительного анализа в инновационном процессе, включая: межобъектное сравнение, сравнение со стандартами и лучшими достижениями отрасли, страны, мира с позиций возможного повышения

конкурентоспособности.____________________________________

1) Определение подготовленности реализации инновации.

2) Оценка приемлемости инновационного риска.

3) Расчет экономической и социальной эффективности инвестиционного проекта, экономических и социальных последствий инновации.

4) Расчет чистого денежного потока при инновационном

проектировании.________________________________________

методы оценки научно-технической новизны, экономической и социальной эффективности инновации в соответствии с выбранными приоритетами научно-технического, технологического и экономического развития экономической системы, стремящейся осуществить инновацию в рамках модели инновационного развития. Анализируются возможные механизмы диффузии инноваций на мик-ро- и макроэкономическом уровне.

На втором этапе устанавливаются основные направления анализа организационно-технического и технологического уровня производства и формируются критерии оценки инновационного проекта.

На третьем этапе фактически анализируются сильные и слабые стороны тех или иных вариантов моделирования инновационных процессов для рассматриваемого типа инноваций, включая анализ возможностей привлечения внедренческих организаций малого бизнеса для продвижения инновации.

На четвертом этапе анализируется стоимость создания и совершенствования функций на стадиях фундаментальных исследований, прикладных исследований, опытного производства и т.д. При этом формируются количественные параметры оценки функций, сопоставляемые в конечном итоге с затратами на их достижение. Кроме того, проводится сравнительный анализ затрат как фактор повышения конкурентоспособности.

На заключительном пятом этапе анализа оцениваются различные виды затрат на создание инновационного продукта, включая разработку соответствующей технологии, организацию, управле-

ние процессами и т.д., в том числе рассматривая инновационные проекты как предмет бизнеса с позиций рационального использования тех или иных методов управления инновационными проектами.

Рассматривая инновационный процесс с позиций управления качеством как циклический, опишем его в виде следующей цепочки7 :

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - Ос - ПП - М - Сб,

где ФИ - фундаментальные (теоретические) исследования,

ПИ - прикладные исследования,

Р - разработка,

Пр - проектирование,

С - строительство,

Ос - освоение,

ПП - промышленное производство,

М - маркетинг,

Сб - сбыт.

При анализе этой упрощенной модели следует иметь ввиду, что: существует обратная связь между различными ее элементами; длительность цикла ФИ - Ос может продолжаться свыше 10 лет. При этом каждая из фаз (ФИ - ПИ, ПИ - Р, и т.д.) обладает отно сительной само стоятельно стью.

По мере продвижения от ФИ к ПП количество новых научных сведений и информации убывает. Научно-исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами. Совершенствуется качество разработки за счет

цикличного повторения операций, приобретающих стабильный, а значит подлежащий измерению и регулированию характер.

Таким образом, мы можем говорить о возможности согласования цепочки инновационного процесса с цепочки элементов петли качества (рис.4)8.

Представляет интерес сопоставление фундаментальных, прикладных и рационализаторских разработок как разновидностей инноваций по глубине проработки.

Изменение уровня различных характеристик инноваций перечисленных видов, отличающихся по глубине проработки, представлено в табл.39.

Отдавая должное приведенной в табл.3 систематизации характеристик инноваций различной глубины переработки, считаем целесообразным ее дополнить характеристиками качества, присущими каждому из видов инноваций с учетом современного состояния социально-экономического развития общества.

Среди общей для всех видов инноваций характеристики следует отметить усложнение в результате ужесточения конкурентной борьбы обеспечения желаемого потребителем качества. Так, например, для всех видов продукции (включая товары, работы, услуги), носящей преимущественно многоэлементный (многозвенный) характер, усложняется задача обеспечения надежности продукции как составляющей ее качества. При этом цена ошибки создания инновационной продукции в условиях высокой конкуренции также существенно возрастает. В этой связи возрастает уровень требований к качеству проработки инноваций в рамках самостоятельных проектов, с одной стороны.

С другой стороны, анализируя различные по глубине проработки инновации, следует признать, что для инноваций уровня рационализаторских изысканий (табл.3) технологии их производства, как правило, проработаны на достаточно высоком уровне, что положительно сказывается на качестве реализации соответствующих проектов. Но с точки зрения удовлетворенности потребителей как главных «экзаменаторов» уровня качества инновации уровня рационализаторских изысканий многократно проигрывают инновациям уровня фундаментальных исследований (открытий) в первую очередь по функциональным возможностям.

Для правильной оценки указанных противоречий в условиях насыщения рынка и смеще-

Рис.4. Элементы петли качества.

Таблица 3. Характеристика инноваций, отличающихся по уровню глубины проработки

Характеристика Инноваций Вид инноваций

Фундаментальн ые исследования Прикладные исследования Рационализаторские изыскания

1. Период разработки 8 лет 4 года <1 года

2. Процент разработок, заканчивающих ся положительным результатом < 10 % 40-80% 100%

3. Уровень новизны Открытие Изобретение Рационализаторское предложение

4. Спектр использования результатов Межотраслевой Отраслевой Внутрифирменный

5. Стелен ь использ ованин Через 5 лет 100% 60-95% <20%

Через 10 лет 95-100% 45-70% “

Через 20 лет 60-95% 20-60% “

6. Состав привлекаемых специалистов при разработке Широких областей знаний Специализирую щихся на конкретной проблеме Специализирующихс я на конкретном вопросе

7. Объем инвестиций Большой Средний Малый

ния объема производимой продукции в сторону инновационной (рис.2, 3), сопровождающегося ростом активности реализации инновационных проектов, возникает объективная необходимость в определении тенденций развития методологии управления качеством инновационных проектов.

7 Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2001.

8 МС ИСО 9004-3-93. Стандарты в области административного управления качеством и обеспечение качества.

9 Тебекин А.В. Формирование модели инновационного развития экономики. - М.: Риалтекс, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.