УДК 378
Любченко Ольга Андреевна
кандидат педагогических наук, доцент
Ганичева Алла Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
Каитов Александр Пилялович
кандидат социологических наук, доцент Московский городской педагогический университет [email protected], [email protected], [email protected]
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ КОВОКРИНГОВОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
В статье представлены теоретико-прикладные аспекты разработки коворкинговой среды в педагогическом вузе. Статья раскрывает сущностную характеристику содержание понятия «коворкинг», предпосылки формирования коворкинга, историю его развития. Коворкинг позиционируется как организация в современном вузе нового образовательного рабочего пространства. Такой подход к организации обучения позволяет создать инновационный образовательный контент с использованием технологий дистанционного обучения в системе Moodle, предполагающий комплексное аппаратное и программное обеспечение сервера СДО. Виртуальный контент электронной коворкинговой среды позволяет создать целый кластер коворкинговых моделей: панорамную лекцию, виртуальный дискуссионный клуб, «Образовательный перископ», «Университет-42», вебинары, общение в чатах и др.
Ключевые слова: коворкинг, образовательный контент, коворкинговое пространство современного вуза.
По прошествии довольно длительной реализации Болонских соглашений российские вузы подошли к этапу объективных оценок тех проблем и негативных тенденций, без анализа которых модернизация профессионального образования невозможна как масштабный и глубокий процесс. Мы связываем современный этап модернизации российского образования с поиском новых технологий, обеспечивающих непрерывность образования («образование в течение всей жизни»). Виртуальный кластер электронной образовательной среды выходит на новые рубежи.
В переходе национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослых наметились следующие тенденции:
- сокращение срока обучения (государство в период мирового экономического кризиса не может в полной мере финансировать долгосрочное пребывание в высшей школе все возрастающей массы студентов);
- рынок труда, действительно, нуждается в кадрах с различным уровнем квалификации, а в ряде случаев, полной перепрофилизации кадров, что в свою очередь связано с широким внедрением программ дистанционного образования [3, с. 46].
Во всех областях подготовки кадров должны быть созданы разумные механизмы инновационных практик. Нам видится решение вышеназванных проблем посредством внедрения технологии дистанционного образования в непрерывном профессиональном образовании взрослых. Методологический подход требует учитывать определенные ресурсы для успешной реализации основ дистанционной педагогики: информационное и учебно-методическое обеспечение, мотивационную готовность обучающихся, профессиональные ком-
петенции профессорско-преподавательского состава, осуществляющего такое сопровождение.
Системный анализ научно-методической литературы выявил, что в профессиональном сознании научного сообщества понятие «образовательный коворкинг» только входит в орбиту инновационных технологий высшей школы. Понятие «электронный образовательный коворкинг» не представлено вовсе, что, с одной стороны, позволяет нам представить описание модели нового образовательного контента на примере подготовки студентов и магистрантов в современном педагогическом вузе.
Определимся с этимологией основного понятия. Термин «коворкинг» образован от англ. «со^огкш^» - «совместная работа». Этимология этого понятия может быть представлена в широком и узком планах. В широком смысле коворкинг представляет собой своеобразный подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве. В узком смысле - это рабочее пространство, удаленный коллективный офис [7].
Основополагающим принципом коворкинговой среды является возможность арендовать рабочее место с необходимым оборудованием для работы. Подобные рабочие центры оснащены не только рабочими местами с высокоскоростным Интернетом и факсом, разнообразной оргтехникой, средствами связи, но и удобной зоной для отдыха, кулерами с водой, кофейными автоматами, оригинальной мебелью.
История появления первых коворкинговых зон берет свое начало в 2005 году, когда программист Бред Ньюберг, размышляя между понятиями «свобода» и «независимость», пришел к интересному выводу о возможности совместить офисную работу и деятельность фрилансеров. Этот симбиоз - «и то, и другое», он назвал «коворкинг» или совместный офис, где параллельно над новыми стартапами могут трудиться несколько микро-коллективов или отдельные фрилансеры [6].
134
Вестник КГУ ^ 2018
© Любченко О.А., Ганичева А.Н., Каитов А.П., 2018
Коворкинг принципиально по-новому меняет ощущения от работы: наряду с комфортным индивидуальным локальным офисом в нем созданы условия работы по типу университетского кампуса, где в едином деловом пространстве совмещены работа, библиотека, клуб, кафе, спортзал и др.
Первоначально коворкинговые площадки стали открываться в Европе и США. Первое место по открытию коворкинговых зон принадлежит США, второе - Германии. Начиная с единичных проектов, коворкинг быстро завоевал сторонников в Европе и количество коворкингов за 5 лет увеличилось с единиц до 130. В страновом разрезе современная ситуация выглядит следующим образом: США - 781 сообщество; Германия - 230 сообществ; Испания - 199 сообществ; Великобритания - 154 сообщества; Япония - 129 сообществ; Франция - 121 сообщество; Бразилия - 95 сообществ [8, с. 166].
Варианты европейского и американского ко-воркинга разнообразны: от командных стартапов до единичных работников. Так, сотрудник за умеренную (для Европы) плату арендует в открытом офисном пространстве отдельное рабочее место (рабочий стол) с факсом, выходом в Интернет, сопутствующими услугами, зоной релакса. Анализ зарубежного опыта создания коворкинговых площадок показал, что наряду с «открытым совместным офисом» рабочее пространство коворкинга может быть оборудовано спортивным залом, кафе, комнатой для детей (с профессиональными аниматорами), юридической консультацией и др. Суть коворкинга - организация комфортной среды для работы. Известен европейский опыт посещения коворкинга совместно с любимыми животными.
Следует отметить, что в основном, партнерами коворкинга становятся представители малого бизнеса и люди творческих профессий - дизайнеры, архитекторы, представители IT- и медиа-индустрии, т.е. специалисты, в деятельности которых значимыми являются профессиональная независимость (свобода) и психологический комфорт [1, с. 135].
Коворкинговая среда востребована, прежде всего, молодыми сотрудниками - возраст пользователей составляет от 25 до 39 лет. Средний возраст ориентированных на коворкинг, около 34 лет. По гендерному составу две трети из них - мужчины. Область их деятельности - творческие профессии и медиа-проекты. Свыше половины из них являются фрилансерами, однако известен опыт США, где более 35% занятых по системе ковор-кинга работают на корпорации и получают зарплату по месту работы.
Внешне коворкинг-центры практически не отличаются от обычных офисов: рабочие места оборудованы, наблюдается рабочий ритм - в целом, обстановка такая же. Главное отличие работников коворкинговой среды в том, что они не являются
коллегами, они не подчиняются единому руководству и «не ждут распоряжений». Сотрудники коворкинговых зон работают по принципу «сам себе режиссер»: они сами ставят себе задачи, планируют сроки, оптимизируют поиск решения проблемы, минимизируют затраты, прогнозируют результаты.
Каждый работник коворкинг-пространства оплачивает определенную часть от общей суммы арендной платы. Размер оплаты зависит от многих аспектов:
- от величины рабочего места;
- от временной аренды или аренды на постоянной основе;
- от местоположения и доступности к общественным видам транспорта;
- от оборудования рабочего места и дополнительных услуг;
- от частоты посещения (каждый день, несколько раз в неделю).
Отличие коворкинговых пространств от традиционного офиса, где ожидаемы типы рабочих отношений и превалирует определенная степень доверия между сотрудниками, выполняющими общую работу, здесь - в коворкинг-центре, трудно предвидеть с кем придется взаимодействовать и чье рабочее место будет находиться рядом. С психологической точки зрения такая особенность может вызвать дискомфорт. Для интровертов присутствие большого количества незнакомых, часто сменяющихся людей рядом, может служить дополнительным источником раздражительности. В таких условиях риск возникновения конфликтов с малознакомыми людьми, как правило, выше.
Модель коворкинга представляет собой группу участников, которые, оставаясь свободными и независимыми, используют общее пространство для профессиональной деятельности. При этом, заметим, что это пространство является современной комфортной оборудованной средой для работы, что позволяет экономить на аренде офиса.
Эффект синергии повышает эффективность коммуникации и в ходе традиционных форм ковор-кинговой среды: научных и научно-практических и научно-методических конференций, профессионально-ориентированных семинаров, эдьютейн-ментов, спитингов. Рассматривая совместный офис как площадку постоянного обмена идеями и опытом, А.Д. Захаров [5, с. 45] позиционирует коворкинг-сообщество как платформу для формирования новых бизнес-контактов. К предпосылкам формирования коворкинга он отнес:
- гибкий график работы. В такое пространство можно прийти поработать в любое удобное время суток (даже ночью или в выходные дни);
- равенство и демократизм. В коворкинг-про-странстве нет ограничений на профессию или статус участника. Такие площадки удобны для компа-
ний, которые только начинают выходить на рынок и не имеют средств для съема полноценного офиса;
- возможность скоростного старта. Можно с первого дня приступить к работе, не делать ремонт в помещении, не покупать мебель и т. д. Просто пришел - поработал и ушел.
Популярность коворкинга начинает сегодня распространяться не только на фрилансеров. В исследовании Е.В. Гориной [4, с. 127] отмечается превалирование положительных аспектов ковор-кинговой среды:
- возможность широкого профессионального общения;
- снижение стоимости аренды рабочего помещения;
- комфортные условия для профессионального развития. В практике создания современных ко-воркинг-центров организуются образовательные программы для арендаторов;
- взаимопомощь и ускорение продвижения проектов;
- комфортная рабочая атмосфера, позволяющая совмещать условия для плодотворного труда и отдыха;
- экономятся личные средства на покупку необходимой оргтехники (факс, компьютер, сканер, принтер и др.). Справедливости ради следует отметить, что все оборудование может входить в цену аренды, а может оплачиваться дополнительно.
Одним из новых форматов коворкинговой среды можно, по праву, считать появление антикафе. В начале 2000-х годов в крупных городах России, стали открываться тайм-кафейни (антикафе) - место для встреч, которое арендовалось посетителями на определенное время. Подобные заведения позиционировались, прежде всего, для общения, а не для еды. В антикафе предлагались напитки, десерты, игры, тренинги, мастер-классы, встречи с интересными людьми, коворкинговые зоны.
Специфика функционирования таких ковор-кинговых пространств заключалось в том, что посетители могли приносить свою еду; за предоставленные услуги дополнительная плата не взималась, - оплачивалось лишь проведенное в кофейне время. Мебель в тайм-кафейне (анти-кафе) может удобно варьироваться под коворкинговые проекты. В отдельных залах удобно моделировать специально организованные пространства, где участники коворкинга могут общаться друг с другом, обмениваться идеями, обсуждать проекты с коллегами.
Слияние концептов коворкинга и антикафе А.Д. Захаров [5, с. 46] связывает с зарождением экономического кризиса и необходимостью в «выживании на рынке». Постепенно коворкинг становится частью антикафе и преобразуется в спитинг.
Термин «спитинг» образован от английских глаголов: «speak» - «говорить» и «eat» - «есть». В таких коворкинг-зонах легко создавать и менять
условия под разнообразные виды и содержание профессиональной деятельности: какое-то время организовать работу с ноутбуком в тихой рабочей зоне, затем «сделать паузу» и переместиться в другое пространство, где можно развернуть дискуссию с партнерами; затем, вновь продолжить работу или дистанцироваться в спортивную или приватную зону релакса.
Гибкий график коворкинг-пространств, возможность выбора ритма работы и отдыха постепенно находит все больше сторонников. В Московском городском педагогическом университете (ГАОУ ВО МГПУ) организация спитингов в форме ковор-кинговых площадок начала практиковаться с декабря 2015 года в работе со студентами очно-заочной формы обучения с расширенным вектором приглашенных участников: профессорско-преподавательский состав разных учебных заведений, бизнес-тренеры, коучи и др. Опыт организации таких форм доказал свою эффективность и прошел апробацию в качестве итоговых форм организации учебного процесса в системе бакалавриата, магистратуры и переподготовки кадров [2].
Разработка любого инновационного продукта требует системного анализа основных предикатов. Такой подход позволяет определить этимологию основных понятий, точный вектор локации в построении теоретической модели, успешность ее реализации и адекватность выводов на этапе анализа полученных результатов.
Под «контентом» в данном контексте нами понимается вся информация, которая загружается в электронную оболочку с соблюдением строгих правил и прав законности (информационное наполнение ресурса). К таким ресурсам могут быть отнесены веб-сайты конкретных организаций. В логике наших рассуждений, вся информация, размещенная на сайтах Интернета, в определенной степени является контентом, под определение которого попадает текстовое наполнение ресурса (видеоролики, аудиозаписи и видеозаписи конкретных событий).
Цель экспериментальной работы МГПУ - разработка и внедрение модели дистанционных технологий в подготовку обучающихся бакалавриата и магистратуры на основе системы «Moodle», т.е. разработка именно обучающего контента. Отличительной особенностью обучающего контента является «полезность» информационного ресурса. Наполняемость обучающего контента будет включать тематические мастер-классы, чаты, вебинары, бук-трейлеры, буктьюбы, обучающие видео, пошаговые инструкции к выполнению учебных заданий и т.п.).
Таким образом, создание электронной ковор-кинговой среды (ЭКС) является электронным образовательным контентом, своеобразным тематическим образовательным ресурсом с использованием дистанционных технологий обучения.
Нам видится необходимость разработки синерге-тического образовательного контента, интегратив-но объединяющего современные инновационные образовательные продукты - создание кластера моделей использования дистанционных технологий в подготовке магистрантов.
ЭКС является системообразующим фактором образовательного кластера, включающего описание моделей: панорамная лекция, виртуальный дискуссионный клуб, «Образовательный перископ», «Университет-42», электронная коворкин-говая среда.
При этом, коворкинг является не только одной из инновационных моделей использования дистанционных технологий, но и той базовой платформой, на которую «нанизываются» все вышеназванные модели.
В разработке модели контента можно выделить три этапа:
- проектировочный, в котором определяются цели, задачи, система критериев оценки, прогнозируются риски и т.п.;
- функциональный, предусматривающий последовательность уровней реализации модели;
- управленческий, включающий промежуточные результаты, их анализ, выводы.
Модель контента ЭКС мы позиционируем в широком и узком значении. В широком смысле - такая модель выстраивается как параллель двух субъектов образовательного процесса: «преподаватель - обучающийся», где под обучающимся понимается студент-бакалавр и магистрант, использующие дистанционные технологии на основе системы Moodle.
При этом заметим, что один субъект образовательного контента (преподаватель вуза) - создает и дополняет его содержание; другой субъект - обучающийся, является активным пользователем электронной коворкинговой среды, где для него созданы все условия для организации личного образовательного пространства, позволяющего общаться в чатах и форумах с коллегами и другими обучающимися.
В случае возникших проблем обучающийся имеет возможность обратиться к преподавателю за консультацией, просмотреть освещение интересующего вопроса в разных моделях ЭКС.
Начальной точкой в создании обучающего контента ЭКС является формирование кадрового ресурса, способного создать электронный образовательный контент во всем своем многообразии (кластер моделей: панорамная лекция, виртуальный дискуссионный клуб, «Образовательный перископ», «Университет-42», вебинары, общение в чатах, коворкинг и др.).
Второй ступенью в реализации модели является размещение инновационного образовательного контента с использованием технологий дистанци-
онного обучения в системе Moodle, предполагающая комплексное аппаратное и программное обеспечение сервера СДО.
Разработанное программное обеспечение модели ЭКС должно быть связано с веб-браузером обоих пользователей (преподавателя и обучающегося).
Таким образом, этап реализации включает этап подготовки обучающегося к работе в данном контенте: его регистрация на портале, ознакомление с навигацией контента и сопровождение обучающегося в ходе апробации.
В отдельных моделях роль тьютора-наставника, проверяющего и курирующего работу студента-бакалавра, делегирована магистранту. В помощь обучающимся, как сопровождение, был разработан профессиональный буктрейлер. Термин «бук-трейлер» образован от англ. «booktrailer», который представляет собой короткий рассказ в произвольной форме о какой-либо книге. Профессиональный буктрейлер развивается параллельно с буктьюбом. Русскоязычный сегмент буктьюберов только зарождается, и здесь мы видим широкое поле для реализации инновационных подходов. Популяризация буктрейлера и буктьюб стала быстро нарастать в виде анонса, рекламы какого-либо нового знаменательного события или важного мероприятия. Сегодня буктрейлинг вышел за рамки только печатной продукции, что дает нам основание экстраполировать его на систему дистанционного образования в системе высшей школы.
Создание электронной коворкинговой среды в системе высшего учебного заведения является, по сути, «белым пятном», разработка и реализация которого давно назрела. Такой инновационный контент в системе внедрения дистанционного образования и дистанционных технологий остро необходимым. Он позволяет студентам и преподавателям организовать профессиональное общение «в удобном формате», экономит время, силы, финансовые затраты и др.
Таким образом, виртуальный кластер электронной коворкинговой среды представляет собой ком -плекс взаимосвязанных действий и процедур, направленный на формирование исследовательских и управленческих компетенций у магистрантов и студентов бакалавриата. Построение виртуального кластера способно обеспечить инновационный качественный продукт реализации образовательной услуги в новом формате.
Библиографический список
1. Артюхин Я.Н. Коворкинг как пример акмео-логической среды // Акмеология. - 2013. - № 1. -С. 135.
2. Ганичева А.Н. Спитинг как инновационная форма организации обучения в сетевом взаимодействии // Университетский округ МГПУ - преемственность и перспективы развития: материа-
лы ежегодной город. конф. (Москва, 7-8 февраля 2017 г.) / отв. ред. и сост.: С. Д. Якушева, Л.В. Полякова. - М.: МГПУ, 2017. - С. 42-47.
3. Ганичева А.Н. Технологии дистанционного образования в непрерывном профессиональном образовании взрослых // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых: Материалы III Междунар. науч.-метод. конф. Минск, 21 окт. 2016 г. В 2 ч. - Минск: РИВШ, 2016. - Ч. 1. - С. 45-49.
4. Горина Е.В. Коворкинг как «общая мастерская» в современных условиях // Контенсус. -2015. - № 11. - С. 126-129.
5. Захаров А.Д. Коворкинг и антикафе как принципиально новый способ ведения бизнеса и создания стартапов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. -№ 8-1. - С. 44-46.
6. История коворкинга [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ecoworking.ru/about (дата обращения: 09.03.2018).
7. Коворкинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Coworking (дата обращения: 11.03.2018).
8. Мелихова Ю.М., Шатаева О. В. Перспективы развития коворкинг-центров в России и за рубежом // Ученые записки. - 2013. - Т. 2. - № 5. - С. 166.
References
1. Artyuhin YA.N. Kovorking kak primer akmeologicheskoj sredy // Akmeologiya. - 2013. -№ 1. - S. 135.
2. Ganicheva A.N. Spiting kak innovacionnaya forma organizacii obucheniya v setevom vzaimodejstvii // Universitetskij okrug MGPU -preemstvennost' i perspektivy razvitiya: materialy ezhegodnoj gorod. konf. (Moskva, 7-8 fevralya 2017 g.) / otv. red. i sost.: S.D. YAkusheva, L.V. Polyakova. - M.: MGPU, 2017. - S. 42-47.
3. Ganicheva A.N. Tekhnologii distancionnogo obrazovaniya v nepreryvnom professional'nom obrazovanii vzroslyh // Sovremennye tendencii v dopolnitel'nom obrazovanii vzroslyh: Materialy III Mezhdunar. nauch.-metod. konf. Minsk, 21 okt. 2016 g. V 2 ch. - Minsk: RIVSH, 2016. - CH. 1. -S. 45-49.
4. Gorina E.V. Kovorking kak «obshchaya masterskaya» v sovremennyh usloviyah // Kontensus. -2015. - № 11. - S. 126-129.
5. Zaharov A.D. Kovorking i antikafe kak principial'no novyj sposob vedeniya biznesa i sozdaniya startapov // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2015. - № 8-1. - S. 44-46.
6. Istoriya kovorkinga [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://ecoworking.ru/about (data obrashcheniya: 09.03.2018).
7. Kovorking [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://en.wikipedia.org/wiki/Coworking (data obrashcheniya: 11.03.2018).
8. Melihova YU.M., SHataeva O. V. Perspektivy razvitiya kovorking-centrov v Rossii i za rubezhom // Uchenye zapiski. - 2013. - T. 2. - № 5. - S. 166.