Научная статья на тему 'Институционализация новых форм социального взаимодействия: пространство коворкинга'

Институционализация новых форм социального взаимодействия: пространство коворкинга Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2178
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОВОРКИНГ / ПРОСТРАНСТВО КОВОРКИНГА / СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / СООБЩЕСТВО / СОВМЕСТНАЯ РАБОТА / НОВЫЕ РАБОЧИЕ ПРОСТРАНСТВА / ФРИЛАНСЕРЫ / SOCIAL INTERACTION / COWORKING / COWORKING SPACE / SOCIAL COMMUNITY / COLLABORATIVE WORK / NEW WORKSPACES / FREELANCERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полтавская Мария Борисовна

Коворкинг является малоизученным явлением для отечественной науки. Коворкинг представляет собой модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми, используют общее пространство для своей деятельности. В статье коворкинг рассматривается как одна из новых форм социального взаимодействия, прослеживается история становления и институционализация коворкинг-сообществ. Коворкинг анализируется как пространство, предназначенное для совместной работы, а также как сообщество, способствующее профессиональному росту фрилансеров, предпринимателей-новаторов и всех, кто является независимыми работниками. Используются данные 4-го Глобального коворкинг опроса (4th Global Coworking Survey), проведенного в 2013 г. онлайн журналом о коворкинге «Deskmag». Приводятся примеры поддержки коворкинг-центров государственными и муниципальными структурами в России и европейских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF NEW FORMS OF SOCIAL INTERACTION: COWORKING SPACE

Coworking is an understudied phenomenon in Russian science. Coworking is a style of work that involves a shared working environment, often an office, and independent activity. The study traces the hыistory of coworking spaces and the process of institutionalization of coworking. In the article coworking is treated as a space for collaborative work and as a community, which contributes to professional growth of freelancers, entrepreneurs/innovators and all independent workers. The author uses data of the 4th Global Coworking Survey 2013 which was conducted by the online Deskmag journal. The author gives examples of coworking centers support by municipalities and government structures in Russia and European countries.

Текст научной работы на тему «Институционализация новых форм социального взаимодействия: пространство коворкинга»

УДК 316.47+316.353 ББК 60.5

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ПРОСТРАНСТВО КОВОРКИНГА1

Полтавская Мария Борисовна

Кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии

Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Волгоградский филиал)

poltavskayamb@yandex. ru

ул. Гагарина, 8, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Коворкинг является малоизученным явлением для отечественной науки. Коворкинг представляет собой модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми, используют общее пространство для своей деятельности. В статье коворкинг рассматривается как одна из новых форм социального взаимодействия, прослеживается история становления и институционализация коворкинг-сообществ. Коворкинг анализируется как пространство, предназначенное для совместной работы, а также как сообщество, способствующее профессиональному росту фрилансеров, предпринимателей-новаторов и всех, кто является независимыми работниками. Используются данные 4-го Глобального коворкинг опроса (4th Global Coworking Survey), проведенного в 2013 г. онлайн журналом о коворкинге «Deskmag». Приводятся примеры поддержки коворкинг-центров государственными и муниципальными структурами в России и европейских странах.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, коворкинг, пространство ковор-кинга, социальная общность, сообщество, совместная работа, новые рабочие пространства, фрилансеры.

Современные медиа и информационные технологии (IT) способствуют формированию новых социальных общностей, социальных пространств, трансформируя сложившиеся ранее социальные отношения и социальную структуру. Появляются новые формы социального взаимодействия, специфические территориальные и пространственные образования, по-иному конструируется рабочее пространство. g Сетевые источники, в частности Вики-педия, трактует коворкинг (с англ. co-working - совместно работающие) как мо-« дель работы, в которой участники, оставаясь S независимыми и свободными, используют Ц общее пространство для своей деятельности. ¡Я Как схема организации рабочих мест ковор-© кинг представляет собой совместный офис,

где параллельно работают фрилансеры и проектные команды. Коворгинг-центр оборудован офисной инфраструктурой, имеет зону отдыха, переговорные площадки.

Коворкинг как самостоятельный объект изучения остается на периферии исследовательского внимания. Происходящие социальные трансформации нуждаются в фокусированном и целенаправленном изучении.

Феномен коворкинга, который стал распространяться в практиках взаимодействия фрилансеров, закономерно привлек внимание зарубежных исследователей. Большое значение для понимания идеи фрилансерства имеет работа Даниэля Пинка «Free Agent Nation», опубликованная в 1997 г. [24], П. Гурстейна (Penny Gurstein) [16].

Среди авторов, исследующих коворкинг, можно назвать имена Drew Jones, Todd Sundsted, Tony Bacigalupo [22], S. Hanet-Hutchins [24], Clay Spinuzzi [26] и др. Ценным источником является онлайн журнал о ковор-кинге и новых рабочих пространствах по всему миру «Deskmag Magazine» [19]. Для понимания институционализации коворкинга следует обратиться к работам Anil K. Gupta [15].

Заслуживает внимания магистерская диссертация К. Джексон, в которой выявляются социально-экономические факторы, повлиявшие на зарождение и развитие коворгинга [21], работа M. Bilandzic на степень PhD, в которой он на основе наблюдений и глубинных интервью выявил скрытые факторы, влияющие на институционализацию коворкинга [13]. Одной из последних работ о коворкинге стало исследование Т. Батчер [14], большая подборка материала о коворкинге Juriaan van Meel и Rikke Brinko в онлайн журнале «FM-World» [23].

Среди отечественных работ преобладают исследования коворкинга в экономическом аспекте [2], [12], как новые возможности для работников СМИ [6], как пример акмеологи-ческой среды [1].

Коворкинг можно рассматривать как инновационную модель организации бизнеса, совместный офис, новый вид работы, новую систему организации труда и др. В данном исследовании нас интересует коворкинг как пространство и новая форма социального взаимодействия.

Идея добровольного совместного труда была в фокусе внимания социологов, начиная с Г. Спенсера, выделившего два типа социальности, Э. Дюркгейма, изучавшего социальную солидарность, Ф. Тенниса, разграничившего «общину», основанную на эмоциональной общности, и «общество» с его рациональным расчетом.

На протяжении своего творчества Э. Дюркгейм пытался разрешить вопрос о соотношении индивидуального и общественного, используя для этого дихотомические пары. В его работах так или иначе дихотомия «индивид - общество» находит отражение в виде «индивидуальных и коллективных фактов», «индивидуальных и коллективных представлений», «индивидуальном и коллективном сознании». Дюркгейм подчеркивал, что коллек-

тивное начало, и то, что воплощает социальную реальность, господствует в обществе.

Ф. Теннис хотел понять, что за силы способны соединять людей друг с другом, удерживать их вместе, побуждать их к взаимодействию. Формы социальной жизни Теннис разделял на три типа: социальные отношения; группы; объединения и утверждал, что «.. .достаточно наличия общих или хотя бы близких интересов, осознаваемых как таковые, чтобы пробудить взаимную симпатию» [11, с. 208].

Теннис размышляет, связан ли человек как-то с другими людьми или свободен от них: «.. .Человек связан с другими людьми постольку, поскольку знает, что он с ними связан; он знает об этом или в большей степени чувственно, или в большей степени мысленно. < ...> Как одна личность связана с другой личностью, она может быть связана со многими личностями, а те, в свою очередь, - друг с другом, так что воля каждой отдельной личности, входящей в это множество, является частью совокупной воли» [11, с. 213].

Коворгинг сочетает в себе как качества сообщества, которые Ф. Теннис именует Gemeinschaft, так и общества (Gesellschaft). Как сообщества они представляют собой совокупности, социальные солидарности, которые возникают на основе естественных человеческих отношений. В такую общность не вступают -в ней оказываются автоматически. В то же время коворкинг обладает многими чертами общества, представляя собой сознательное социальное объединение, в которое входят свободно, по собственной воле. В природе такие объединения естественным образом не возникают и не существуют, их намеренно создают и с течением времени трансформируют. Таким образом, эти два типа отношений и связей -Gemeinschaft и Gesellschaft - можно наблюдать в коворкинге.

Можно выделить различные виды заведений типа коворкинга - квартирные ковор-кинги, коворкинг-кафе (варианты: тайм-кафе, тайм-клуб, антикафе), коворкинги, совмещенные с мини-хостелом, коворкинг-инкубатор -своего рода образовательная площадка или культурно-событийный центр и др.

Представляется, что коворкинг способствует формированию новых сообществ. Здесь возникает вопрос, как определить тех,

кто активно участвует в коворкинге, идентифицирует себя с коворкинг пространством. Способствует ли коворкинг формированию социальной общности или мы можем говорить скорее о некой социальной совокупности? Если обратиться к значению термина «социальная совокупность» (англ. social aggregates), то он означает: 1) совокупность социальных единиц (индивидов, семей, кланов и т. д.), которая возникает путем их пространственного сближения, причем единицы эти не изменяются вследствие образования агрегата в противоположность общности (социальной группе), в которой единицы взаимосвязаны. 2) совокупность индивидов, разделяющих определенные социальные характеристики (например, демографические), но не являющихся социально организованными [5].

В свою очередь, социальная общность -(англ. community - общность, сообщество, объединение, единство, неразрывность) - это реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия [4].

Если рассматривать участников коворкин-га как людей, объединенных общими внешними признаками, такими, например, как пространственное расположение, то термин «социальная совокупность» вполне подходит. Кроме того, одно из предназначений коворкинга -это возможность работы в одном помещении людей, занимающихся совершенно различными проектами. Коворкинг выступает в данном случае как модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. Еще Г. Спенсер отмечал, что «в каждой общине есть группа явлений, которые естественно развиваются из явлений, представляемых членами этой общины, есть ряд свойств агрегата, определяемый рядом свойств единиц... Основные особенности обществ определяются основными особенностями отдельных людей <...> всюду должно существовать соответствие между особенным строем и деятельностью людей» [10, с. 325].

Однако сами участники коворкинг-цент-ров часто идентифицируют себя как принадлежащих к коворкинг-пространствам, а в англоязычном описании процесса коворгинга ча-

сто присутствуют словосочетания «coworking space», «coworking community», что свидетельствует о наличии групповых и идентификационных процессов, а совокупность индивидов становится социально организованной. Поэтому коворкинг можно рассматривать не только как бизнес модель или новую форму организации труда или бизнеса, но и как пространство, предназначенное для совместной работы. Пространство коворгинга способствует профессиональному росту тех, кто в нем находится, создает предпосылки для формирования социального сообщества участников коворкинга. На сегодняшний день границы данного социального образования размыты и нестабильны, структура и основные характеристики не описаны в достаточно мере.

Можно предположить, что основными индикаторами принадлежности к социальному сообществу коворкеров выступают специфические позиции в системе трудовых отношений и характерные содержательные особенности их труда.

Таким образом, коворкинг можно рассматривать как одну из форм профессиональных отношений, в рамках складывающихся социальных отношений. Фрилансеры, которые составляют ключевую целевую аудиторию коворкига, на рынке труда занимают нестабильное положение, их статус не закреплен, но в формирующейся социальной структуре современного общества они обладают большим ресурсным потенциалом.

Следует заметить, что коворкинг используют не только фрилансеры, но и компании, сотрудники которых разбросаны по разным городам или странам (например Google, Yandex), небольшие компании и начинающие предприниматели, которым дорого арендовать отдельный офис.

Коворкинг центры представляют собой пространство для социального и профессионального взаимодействия, на основе которых складываются социальные сообщества, с внутренними связями, взаимной идентификацией. Основу данных сообществ составляют фрилан-серы, которые характеризуются нестабильным положением в формирующейся социальной структуре современного общества, их статус не закреплен, но они обладают большим ресурсным и инновационным потенциалом.

В основе организации коворкинг-про-странств и складывающихся на их основе сообществ лежит сетевая логика. Сетевой принцип формирования коворкинг-пространств является структурообразующим, поэтому все большую популярность получает Coworking Visa, которая позволяет активным коворкерам одного пространства использовать другой ко-воркинг-центр в других городах до трех дней бесплатно.

Идея создать коворкинг пришла американскому программисту из Калифорнии Бреду Ньюбергу, который столкнулся с необходимостью выбора: остаться фрилансером и самому решать, где, когда и сколько работать или устроиться на работу в офис. Б. Ньюберг решил объединить лучшее из двух форматов -он арендовал офисное пространство и предложил своим знакомым и близким по духу людям присоединиться к нему, чтобы работать вместе. Однако некоторые считают, что первый коворкинг - это компания «C-base», созданная в Берлине осенью 1995 года [7].

Следующим шагом в становлении ковор-кинга было открытие в январе 2002 г. в Вене общественного центра для предпринимателей. Первая локальная сеть коворкинг пространст появилась в Вене в 2004 г., а в 2005 г. была создана первая глобальная сеть коворкингов в Лондоне. На сегодняшний день глобальная сеть «The Hub» является крупнейшей сетью коворкинг пространства, охватывающей пять континентов.

Первый официальный коворкинг открыл свои двери 9 августа 2005 г. в Сан-Франциско в Spiral Muse. Основанное программистом Брэдом Ньюбергом первое коворкинг-про-странство было организовано как некоммерческое объединение. Коворкинг появился как реакция на изолированные офисы, в которых нельзя было плодотворно работать. Ньюберг заключил соглашение с женским сообществом Spiral Muse в районе San Francisco's Mission, чтобы использовать их пространство в рабочее время несколько дней в неделю. Интересен факт, что изначально Б. Ньюберг хотел назвать то, что он создал совсем не коворкинг, а «9 to 5 Group», однако термин не прижился [19].

С 2005 г., вслед за США коворкинг-цен-тры начали открываться в Европе и по всему

миру. По данным глобальной переписи ковор-кингов (Global Coworking Census 2013), проведенной порталом Deskwanted.com, в начале 2013 г. в мире насчитывалось 2 498 коворкин-гов в 80 странах мира.

В России Екатеринбург стал первым городом, где в 2008 г. открылся коворкинг-центр, однако из-за экономического кризиса долго не просуществовал. Со временем коворкинги появились в Санкт-Петербурге и Москве. Это были так называемые коворкинги «первой волны». Вторая волна началась в 2011 г. с таких проектов, как «Зона действия» (Санкт-Петербург) и «Flacon Coworking (Москва). В России коворкинг-центры в основном представлены в Москве, Санк-Петербурге, появились они и в Перми, Новосибирске, Архангельске, Екатеринбурге и других городах.

Согласно статистическим данным в США 1/5 рынка труда составляют независимые ра-ботники-фрилансеры, или как называют этот сектор «the 1099 Economy»2. В 2009 г. по данным официальной статистики самозанятых в экономике США было 21,1 млн человек. По данным Economic Modeling Specialists International (EMSI) в 2011 г. более 40 млн американцев работали в секторе самозанятых [20].

Государственный сектор во многих европейских странах считает коворкинг инструментом экономического развития и в настоящее время готов вносить свой вклад в финансирование коворкинг пространства, так как заинтересован в совместных проектах и партнерстве.

Есть успешные примеры финансирования коворкингов за счет муниципалитетов, например, город Тель-Авив за свой счет финансирует два коворкинг пространства - The Library и the Social Lab [29]. В 2011 г. в Бельгии стартовала программа «Creative Wallonia» в целях поддержки креативных новаторских групп и инноваций, которые выходили бы за рамки простых открытий или изобретений. Эта программа позволила создать восемь коворкинг-пространств, на финансирование которых выделялось ежегодно от 50 до 100 тыс. евро [18].

Во Франции первые коворкинг пространства открылись в 2008 г., и на начало 2013 г. их функционировало около шестидесяти. В отличие от большинства европейских коворкинг-пространств, которые, как правило, создают-

ся коммерческими компаниями по инициативе снизу, ситуация во Франции более сложная. Государственные и общественные органы активно участвуют в региональных проектах, а французское министерство промышленности даже признало коворкинг движущей силой инноваций и экономического развития.

Можно встретить множество проектов коворкинга, существующих на условиях долгосрочного государственно-частного партнерства. Коворкинг-пространства la Cantine and Mutinerie являются пионерами государственного коворкинга в Париже. Для французских коворкингов характерна стратегия их создания «сверху вниз», что находится в противоречии с противоположной стратегией, восходящей «снизу вверх» и спонтанным характером взаимодействия, свойственным данному виду пространств.

В Москве при поддержке столичного правительства с середины 2013 г. реализуется программа «Москва: Коворкинг 2.0». Созданы первые государственные коворкинги, например, коворкинг ВАО (Восточный административный округ Москвы) [9], обсуждаются идеи подземных коворкингов, которые, по мнению чиновников, будут удобными с точки зрения расположения в городе. Так, под Пушкинской площадью может быть реализован проект по строительству сети офисных переговорных, включенный в концепцию освоения подземного пространства Москвы [8].

Коворкинг на западе успешно институционализируется. С 2010 по 2013 г. состоялись конференции Coworking Europe (Coworking Europe 2010, Brüssels; Coworking Europe 2011, Berlin; Coworking Europe 2012, Paris; Coworking Europe 2013, Barcelona). В ноябре 2014 г. в Португалии планируется провести Coworking Europe 2014.

Первое глобальное исследование коворкинга было проведено в 2011 г., результаты опубликованы в серии статей в онлайн журнале о коворкинге Deskmag [19]. Обратимся к результатам четвертого исследования, проведенного в 2013 году [28]3. Опрос проводился среди 2 706 членов коворкинг-центров с 6 ноября по 31 декабря 2013 года.

Существующая потребность в коворкинг-пространствах гораздо больше наличия свободных мест. Что касается перспектив коворкин-

га в 2014 г., то прогнозируют увеличение размера доходов более 70 % респондентов; объем работы тоже увеличится - считают 90 % опрошенных членов коворкинга. Увеличится и количество свободного времени считают более 70 % опрошенных, а 20 % склонны полагать, что оно останется прежним. Увеличится и количество контактов, причем значительно -считают 80 % респондентов.

71 % опрошенных участников коворкин-га отмечают, что коворкинг должен состоять из более чем 30 членов, в то время как 59 % полагают, что участников должно быть менее 29 человек. Популярность коворкинг пространства остается неизменной. На вопрос «Как долго вы собираетесь оставаться в своем коворкинге?» 60 % ответили, что не планируют его покидать; хотят покинуть в течение года 18 % опрошенных, покинут в течение трех месяцев 14 %.

Как будут развиваться коворкинги в 2014 г. - за счет количества участников - считают 90 %, за счет доходов - 85 %, за счет чувства общности - 81 % , за счет роста числа событий - 72 %.

Перспективы на 2014 г. оптимистичны -60 % существующих коворкинг-центров планируют приобрести новое пространство и расшириться. Планы развития коворкинга таковы, что 66 % считают этот формат прибыльным, 62 % - ни прибыльным, ни убыточным, 48 % - убыточным.

Что касается создания в 2014 г. новых коворкингов, то здесь ситуация несколько стабилизировалась, что говорит о наступающем насыщении рынка. В 2014 г. только 40 % ко-воркинг-пространств были созданы меньше чем год назад.

Набирающий обороты мировой тренд создания коворкингов как моделей совместной работы в чем-то опровергает идею З. Баумана о тотальной индивидуализированности современного общества и отрицании любых форм социальности. Возможно, это трансформирующаяся в результате информационного прогресса форма взаимодействия людей, описанная в работах М. Кастельса, утверждавшего, что частное вторгается на территорию общественного.

Именно экономически активная молодежь в первую очередь готова творить в но-

вых рабочих пространствах [3]. Популярность коворкинга в мире растет, такие центры появились не только в развитых странах, но и в Эфиопии, Кении, и данная форма взаимодействия - новое поле для социологов, изучающих проблемы трансформации социальной солидарности.

Подводя итог, сделаем выводы.

- Для успешного развития и функционирования коворкинг-пространств необходим постоянный обмен между членами сообщества результатами деятельности или их совместная работа.

- Основным механизмом создания и поддержания коворкинг-сообществ и коворкинг-пространств является коммуникация.

- Результаты деятельности подобных сообществ оказывают влияние на конституи-рование социальных отношений.

- Развитие IT, распространение беспроводных технологий Wi-Fi способствуют становлению коворкинг пространств, становятся их основой, инфраструктурой. Информационные технологии выступают в качестве инфраструктуры для современных социальных отношений и новых форм социального взаимодействия.

- Успешные социальные практики временных команд и проектов, методы управления ими становятся примерами и начинают влиять на распространение новых форм социального и профессионального взаимодействия.

- Личная заинтересованность в совершенствовании профессиональной деятельности является фактором выбора такой формы социального взаимодействия, как коворкинг.

Механизмы функционирования новых пространств социального взаимодействия в условиях постоянных социальных трансформаций и интенсивного развития сферы IT, которая является основой для конструирования подобных коворкинг-пространств, требуют изучения. Коворкинг как пространство взаимодействия и новая формы организации рабочего пространства находится в стадии ин-ституционализации, границы данного феномена являются изменчивыми и неустойчивыми.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-13-34501г(р).

2 Фрилансеров в США еще называют «Free Agent Nation», подчеркивая тем самым, что это люди, не связанные профессиональными контрактами. Название «The 1099 Economy» появилось вследствие того, что согласно американскому законодательству все, кто работает по индивидуальным договорам с работодателями или заказчиками, должны отчитываться в налоговые органы, заполняя форму «Form 1099».

3 Анкету-опросник The 4th Global Coworking Survey можно посмотреть здесь URL: https:// dl.dropboxusercontent.com/u/64387613/4th%20GCS/ 4th%20Global%20Coworking%20Survey%20-%20Questionnaire%20Codebook.pdf.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Артюхин, Я. Н. «Коворкинг» как пример ак-меологической среды / Я. Н. Артюхин // Акмеоло-гия. - 2013. - № 1. - С. 135-136.

2. Белай, В. И. Коворкинг как перспективное направление в современной экономике / В. И. Белай, Е. Н. Страданченкова // Альманах современной науки и образования. - Грамота, 2013. -№ 10(77). - C. 30-32.

3. Васильева, Е. Н. Молодежные и детские общественные организации как агенты формирования экономической активности молодежи / Е. Н. Васильева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2012. - № 3 (18). -С. 168-171.

4. Википедия: социальная общность. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org /wiki/ социальная общность. - Загл. с экрана.

5. Википедия: социальная совокупность. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ социальная совокупность. -Загл. с экрана.

6. Елизаров, А. В. Новые возможности для работников СМИ - коворкинг / А. В. Елизаров, В. В. Лисуков // Вестник ИМСИТа. - 2011. - № 34.- С. 37-38.

7. История коворкинга. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.tiki-toki.com/ timeline/entry/156192/The-History-Of-Coworking-Presented-By-Deskmag#vars!date=1995-05-28_08:55:49! - Загл. с экрана.

8. Коворкинг: большие перспективы маленького формата. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.arendator.ru/artides/5/art/63751/. - Загл. с экрана.

9. Коворкинг ВАО. - Электрон.текстовые дан. -Режим доступа: http://www.hopesandfears.com/ hopesandfears/entrepreneurs/hf/120129-coworking. -Загл. с экрана.

10. Тексты по истории социологии XIX-XX веков. Хрестоматия / сост. и отв. ред. В. И. Добрень-ков, Л. П. Беленкова. - М. : Наука, 1994. - 383 с.

11. Теннис, Ф. Общность и общество / Ф. Теннис // Социологический журнал. - 1998. - N° 3-4. -С. 207-229.

12. Чистякова, О. В. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры предпринимательства на мезоуровне: теория, методология и практика / О. В. Чистякова. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014.- 412 с.

13. Bilandzic, М. The Embodied Hybrid Space -Designing Social and Digital Interventions to Facilitate Connected Learning in Coworking Spaces / М. Bilandzic. - Electronic text data. - Mode of access: http: //kavasmlikon.files.wordpress.com/2013/09/ markbilandzic_phdthesis.pdf. - Title from screen.

14. Butcher, Т. Coworking: Locating Community at Work / T. Butcher. - Melbourne. : RMIT University, 2013. - 156 р.

15. Gupta Anil, K. The Co-Working Space Concept / K. Gupta Anil. - Leforestier : CINE Term project Anne, 2009. - 87 р.

16. Gurstein, P. Wired to the World, Chained to the Home. - Vancouver : Canada : University of British Columbia Press, 2001. - 132 р.

17. Coworking's First Name. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.deskmag.com/en/9-to-5-group-coworking-first-name. - Title from screen.

18. Creative Wallonia. - Electronic text data. -Mode of access:http://www.creativewallonia.be/. -Title from screen.

19. Deskmag Magazine. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.deskmag.com. - Title from screen.

20. Erik, R. Pages. The Forgotten Fifth? Understanding and Supporting Your Community's Independent Workforce / R. Erik // Economic Development Journal. - 2012. -Vol. 11. - № 3. - pp. 1823. - Electronic text data. - Mode of access: http:// www.economicmodeling.com/. - Title from screen.

21. Jackson, K. Making Space for Others / K. Jackson. - Electronic text data. - Mode of access: http: //makingspaceforothers. com/content/home/ MakingSpaceForOthers_By_Katy_Jackson_sml2.pdf . -Title from screen.

22. Jones, D., Sundsted T., Bacigalupo T. I'm Outta Here! How Coworking is Making the Office Obsolete / D. Jones Austin. - TX. : Not an MBA Press, 2009. -147 р.

23. Juriaan van Meel. Working Apart Together. FM-World / Juriaan van Meel, R. Brinko - Electronic text data. - Mode of access: http://www.fm-world.co.uk/features/feature-articles/working-apart-together/. -Title from screen.

24. Hanet-Hutchins, S. Editing Outside the Box: Why, and How, Freelance Editors are in a Prime Position to Thrive in the Digital Publishing Landscape / S. Hanet-Hutchins // National Editors Conference, 2013. - Perth, 2013.

25. Pink Daniel H. Free Agent Nation: How America's New Independent Workers are Transforming the Way We Live / H. Pink Daniel. - 1997. - Electronic text data. - Mode of access: http:// www.fastcompany.com/33851/free-agent-nation. -Title from screen.

26. Spinuzzi, С. Working Alone Together: Coworking as Emergent Collaborative Activity / С. Spinuzzi // Journal of Business and Technical Communication. - 2012. -26 (4). - P. 399-441. doi: 10.1177/1050651912444070.

27. The 1st Global Coworking Survey. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.deskmag.com/ en/all-results-of-the-global-coworking-space-survey-200. - Title from screen.

28. The 4th Global Coworking Survey Started. -Electronic text data. - Mode of access: http:// www.deskmag.com/en/the-coworking-market-report-forecast-2014. - Title from screen.

29. The Library Tel-Aviv. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.thelibrary.co.il/. - Title from screen.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Artyukhin Ya.N. "Kovorking" kak primer akmeologicheskoy sredy ["Coworking" as an Example of Acmeological Environment]. Akmeologiya, 2013, no. 1, pp. 135-136.

2. Belay VI., Stradanchenkova E.N. Kovorking kak perspektivnoe napravlenie v sovremennoy ekonomike [Coworking as a Promising Direction in the Modern Economy]. Almanakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. Gramota Publ., 2013, no. 10 (77), pp. 30-32.

3. Vasilyeva E.N. Molodezhnye i detskie obshchestvennye organizatsii kak agenty formirovaniya ekonomicheskoy aktivnosti molodezhi [Youth and Children's Public Organizations as Agents of Forming Youth Economic Activity]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7, Filosofiya. Sotsiologiya i sothialnye tekhnologii [Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies]. 2012, no. 3 (18), pp. 168-171.

4. Vikipediya: sotsialnaya obshchnost [Wikipedia: Social Community]. Available at: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_общность.

5. Vikipediya: sotsialnaya sovokupnost [Wikipedia: Social Aggregates]. Available at: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Cоциальная_совокупность.

6. Elizarov A. V. , Lisukov V. V. Novye vozmozhnosti dlya rabotnikov SMI - kovorking [New

Opportunities for Media Professionals - Coworking]. VestnikIMSITa, 2011, no. 3-4, pp. 37-38.

7. Istoriya kovorkinga [The History of Coworking]. Available at: http://www.tiki-toki.com/ timeline/entry/156192/The-History-Of-Coworking-Presented-By-Deskmag#vars!date=1995-05-28_08:55:49.

8. Kovorking: bolshie perspektivy malenkogo formata [Coworking: Vast Prospects of Small Size]. Available at: http://www.arendator.ru/articles/5/art/63751.

9. Kovorking VAO [Coworking of VAO]. Available at: http://www.hopesandfears.com/ hopesandfears/entrepreneurs/hf/120129-coworking.

10. Dobrenkov V.I., Belenkova L.P. Teksty po istorii sotsiologii XIX-XX vekov. Khrestomatiya [The Texts on the History of Sociology of 19-20th Centuries. Anthology]. Moscow, Nauka Publ., 1994. 387 p.

11. Tennis F. Obshchnost i obshchestvo [Community and Society]. Sotsiologicheskiy zhurnal, 1998, no. 3-4. pp. 207-229.

12. Chistyakova O.V. Formirovanie i razvitie innovatsionnoy infrastruktury predprinimatelstva na mezourovne: teoriia, metodologiya i praktika [Formation and Development of Innovative Business Infrastructure on Meso-Level: Theory, Methodology and Practice]. Irkutsk, Izd-vo BGUEP, 2014. 412 p.

13. Bilandzic М. The Embodied Hybrid Space -Designing Social and Digital Interventions to Facilitate Connected Learning in Coworking Spaces. Available at: http://kavasmlikon.files.wordpress.com/ 2013/09/markbilandzic_phdthesis.pdf.

14. Butcher Т. Coworking: Locating Community at Work. Melbourne, RMIT University, 2013. 156 р.

15. Gupta Anil K. The Co-Working Space Concept. CINE Term project Anne Leforestier, 2009. 87 р.

16. Gurstein P. Wired to the World, Chained to the Home. Vancouver, University of British Columbia Press, 2001. 132 р.

17. Coworking's First Name. Available at: http:// www.deskmag.com/en/9-to-5-group-coworking-first-name.

18. Creative Wallonia. Available at: http:// www.creativewallonia.be/.

19. Deskmag Magazine. Available at: http:// www. deskmag. com.

20. Erik R. Pages. The Forgotten Fifth? Understanding and Supporting Your Community's Independent Workforce. Economic Development Journal. 2012, vol. 11, no. 3, pp.18-23.

21. Jackson K. Making Space for Others. Available at: http://makingspaceforothers.com/content/home/ MakingSpaceForOthers_By_Katy_Jackson_sml2.pdf.

22. Jones D., Sundsted T., Bacigalupo T. I'm Outta Here! How Coworking is Making the Office Obsolete. TX, Not an MBA Press, 2009. 147 р.

23. Juriaan van Meel, Rikke Brinko. Working Apart Together. FM-World. Available at: http:// www.fm-world.co.uk/features/feature-articles/ working-apart-together/.

24. Hanet-Hutchins S. Editing Outside the Box: Why, and How, Freelance Editors are in a Prime Position to Thrive in the Digital Publishing Landscape. Editing Across Borders. Papers from the 6th IPEd National Editors Conference. Perth, 2013.

25. Pink Daniel H. Free Agent Nation: How America's New Independent Workers are Transforming the Way We Live, 1997. Available at: http:// www.fastcompany.com/33851/free-agent-nation.

26. Spinuzzi С. Working Alone Together: Coworking as Emergent Collaborative Activity. Journal of Business and Technical Communication, 2012, 26 (4), pp. 399-441. doi: 10.1177/ 1050651912444070.

27. The 1st Global Coworking Survey. Available at: http://www.deskmag.com/en/all-results-of-the-global-coworking-space-survey-2000.

28. The 4th Global Coworking Survey started. Available at: http://www.deskmag.com/en/the-coworking-market-report-forecast-2014.

29. The Library Tel Aviv. Available at: http:// www.thelibrary.co.il.

INSTITUTIONALIZATION OF NEW FORMS OF SOCIAL INTERACTION: COWORKING SPACE

Poltavskaya Mariya Borisovna

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor, Department of Philosophy and Sociology,

Volgograd Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration poltavskayamb@yandex. ru

Gagarina St., 8, 400131 Volgograd, Russian Federation

Abstract. Coworking is an understudied phenomenon in Russian science. Coworking is a style of work that involves a shared working environment, often an office, and independent activity. The study traces the hbiistory of coworking spaces and the process of institutionalization of coworking. In the article coworking is treated as a space for collaborative work and as a community, which contributes to professional growth of freelancers, entrepreneurs/innovators and all independent workers. The author uses data of the 4th Global Coworking Survey 2013 which was conducted by the online Deskmag journal. The author gives examples of coworking centers support by municipalities and government structures in Russia and European countries.

Key words: social interaction, coworking, coworking space, social community, community, collaborative work, new workspaces, freelancers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.