Научная статья на тему 'К вопросу о разработке частной методики преподавания дисциплин специальной подготовки в образовательных организациях МВД России'

К вопросу о разработке частной методики преподавания дисциплин специальной подготовки в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ЭКСТРЕМИЗМ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ / ПОЛИГОН / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / SPECIAL TRAINING / POLICE OFFICER / EXTREMISM / PERSONAL SAFETY / TRAINING PROGRAMS / LANDFILL / FIREARMS / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старцев Алексей Михайлович

Статья посвящена эффективности использования в процессе специальной подготовки методов и средств, с целью формирования профессиональных компетенций, повышения результативности и интенсификации учебного процесса. Раскрываются особенности образовательного процесса в целях достижения высоких показателей сформированности навыков и умений по дисциплинам специальной подготовки. Приводятся результаты исследования с применением полигонных форм обучения, где раскрываются возможности совершенствования и организации познавательной деятельности у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старцев Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DEVELOPING A PRIVATE METHODOLOGY FOR TEACHING DISCIPLINES OF SPECIAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article is devoted to the effectiveness of using methods and tools in the process of special training in order to form professional competencies, increase the effectiveness and intensification of the educational process. The article reveals the features of the educational process in order to achieve high rates of formation of skills and abilities in the disciplines of special training. On the example of the results of a study using polygenic forms of learning, which reveals the possibilities of improving and organizing cognitive activity in students.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке частной методики преподавания дисциплин специальной подготовки в образовательных организациях МВД России»

УДК 378 ББК 74.48

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10143 © А.М. Старцев, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ЧАСТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Алексей Михайлович Старцев,

начальник кафедры специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Статья посвящена эффективности использования в процессе специальной подготовки методов и средств, с целью формирования профессиональных компетенций, повышения результативности и интенсификации учебного процесса. Раскрываются особенности образовательного процесса в целях достижения высоких показателей сформированности навыков и умений по дисциплинам специальной подготовки. Приводятся результаты исследования с применением полигонных форм обучения, где раскрываются возможности совершенствования и организации познавательной деятельности у обучающихся.

Ключевые слова: специальная подготовка, сотрудник полиции, экстремизм, личная безопасность, программ обучения, полигон, огнестрельное оружие, профессиональная компетентность, педагогический эксперимент.

ON THE ISSUE OF DEVELOPING A PRIVATE METHODOLOGY FOR TEACHING DISCIPLINES OF SPECIAL TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Aleksey M. Startsev,

Head of the Department of Special Tactics, Educational and Scientific Complex of Special Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article is devoted to the effectiveness of using methods and tools in the process of special training in order to form professional competencies, increase the effectiveness and intensification of the educational process. The article reveals the features of the educational process in order to achieve high rates of formation of skills and abilities in the disciplines of special training. On the example of the results of a study using polygenic forms of learning, which reveals the possibilities of improving and organizing cognitive activity in students.

Keywords: special training, police officer, extremism, personal safety, training programs, landfill, firearms, professional competence, pedagogical experiment.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Старцев А.М. К вопросу о разработке частной методики преподавания дисциплин специальной подготовки в образовательных организациях МВД России. Вестник экономической безопасности. 2020;(2):355-9.

Актуальность. Термин «специальная подготовка» в профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудники) появился сравнительной недавно и исторически является правопреемником понятия «боевая подготовка», что декларируется в нормативных документах как «подготовка к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также к участию в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка» [1]. Специальная подготовка - это важнейшая составляющая профессиональной, служебной и физической подго-

товки в системе профессионального обучения МВД России, необходимая для успешной реализации мер административного и государственного принуждения в повседневной служебной деятельности, что является также одним из значимых элементов профессиональной готовности обучающихся в образовательных организациях МВД России. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел является одной из важнейших дисциплин по отработке и закреплению практических умений и навыков применения теоретических знаний для решения практико-ориентируемых задач в условиях контакта с правонарушителем. Комплексная форма организа-

ции проведения занятий позволяет сопоставить достигнутые конечные результаты умений и навыков, приобретенных ранее по дисциплинам огневой, физической и тактико-специальной подготовки, и разработать механизм достижения специализированных качеств, необходимых при решении различных оперативно-служебных задач. Такой подход способствует постоянному улучшению качества профессионального образования, развитию теории и практики специальной подготовки, совершенствует и интенсифицирует учебный процесс. Много мнений на эту тему было высказано в научных трудах, а также отражено в учебно-методической литературе [2-5 и др.]. Однако до сих пор отмечается неясность и разногласия в теоретической обоснованности и единстве педагогического процесса, что, несомненно, является поводом для проведения новых изысканий и поиска решений научной проблемы.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса в системе МВД России является закономерным периодом в развитии и становлении профессионального образования, что крайне необходимо с учетом современных требований к высшему и среднему образованию. Взаимосвязь систем образования тесно переплетается с дальнейшей профессиональной деятельностью и личностью выпускника. А полученные знания напрямую влияют на выживаемость сотрудника в различных условиях профессиональной жизнедеятельности, так, например: по данным МВД России в прошлом году «при исполнении служебных обязанностей погибли 59 человек и ранено три с половиной тысячи» [6]. Что позволяет сделать вывод о проведении дальнейшей целенаправленной работы по совершенствованию практико-ориентированного обучения сотрудников.

Цель исследования - повысить уровень специальной подготовленности курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России на основе построения частной методики обучения дисциплин специальной подготовки.

Методы исследования. Благодаря эмпирическим и теоретическим исследованиям (анализа научно-методической литературы), анкетированию, опросу, педагогическому наблюдению и моделированию, проводимых в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя, изучен порядок

формирования знаний, умений и навыков в период обучения курсантов на четвертом курсе, по дисциплине учебно-научного комплекса специальной подготовки.

Результаты исследования. Частная методика специальной подготовки представляет собой комплекс методов и средств, состоящий из модельных характеристик физической, огневой и тактико-специальной подготовки базирующихся на установленных требованиях руководящих документов МВД России [7; 8]. Дисциплина «Личная безопасность сотрудников ОВД» является составной частью образовательного процесса вузов МВД России в профессиональной подготовке и определяется, как индикатор готовности выпускника к выполнению оперативно-служебных задач в различных условиях служебной деятельности. Компетентност-но-ориентированное обучение строится на общих теоретических принципах и научных исследованиях предметов блока специальной подготовки, с разработанными и обоснованными методическими нормами. При проведении исследований было выяснено, что в процессе формирования профессиональных компетенций по таким дисциплинам, как физическая, огневая и тактико-специальная подготовка, недостаточно проработан вопрос проведения занятий в форме ролевой игры с применением противоборствующих сценариев со стороны ассистента-правонарушителя. Данный подход обусловлен, в первую очередь, важностью недопущения получения травм, но при этом исключается возможность формирования личностного компонента у обучающихся при совершенствовании профессионально значимых качеств. В предлагаемой нами методике вопрос техники безопасности на занятиях интегрирован в разработанные методы и приемы, позволяющие достичь эффекта полного погружения в обстановку служебной деятельности, и качественно совершенствовать умения и навыки с минимальным физическим ущербом для обучающихся без нарушений требований руководящих документов. Этому также способствуют проведение занятий с непосредственным участием представителей территориальных органов МВД России, осуществляющих практическую помощь педагогическому составу и контроль над соблюдением мер безопасности. Таким образом, достигается раз-

нонаправленный положительный педагогический эффект.

Эмпирические и теоретические исследования позволили уточнить и структурировать основные формы организации учебного процесса, отражающие профессиональную деятельность в зависимости от специализации обучающихся. По результатам анкетирования, проведенного среди практических сотрудников были определены модельные характеристики по наиболее часто повторяющимся событиям в служебной деятельности прямого контакта с правонарушителем. И на основе полученных данных разрабатывались модельные ситуации с применением педагогической технологии кейс-метод, имитирующий служебную деятельность сотрудников с акцентом на персонализированный подход, позволяющий: развить творческое тактическое мышление, нестандартность подхода к решению практических задач, самооценку действий, диагностику и прогнозирование поведения участников конкретной криминальной ситуации с учетом высокой степени опасности при физическом принуждении правонарушителя, контроль эмоционального состояния при оказании вооруженного сопротивления.

Проведение комплексных занятий, основанных на кейс технологии, требуют кропотливой творческой работы от педагогического состава, осуществляемой на основе научно-исследовательской деятельности. Рассматривая служебную деятельность с точки зрения профессии с повышенным риском опасности для жизни и здоровья сотрудника, следует выделить приоритетные факторы, повышающие эффективность учебного процесса в контексте экстремальных ситуаций: дифференцированный подход (деление учебной группы на подгруппы по 12-15 человек); рассмотрение учебных вопросов на отдельных рабочих местах со своими учебными задачами; отработку нормативов по физической и огневой подготовленности в полноценной форменной экипировке и снаряжении; применение технических средств обучения (учебного оружия, страйкбольного и пневматического оборудования, специальных средств, макетов холодного и огнестрельного оружия); использования мультимедийного сопровождения и имитационных средств, усиливающих практическую направленность за-

нятия. Особое место при достижении целей занятия занимают организационно-управленческие действия преподавателя: выдерживание педагогической плотности; соблюдение последовательности выполнения боевых приемов борьбы; регулирование физической нагрузки, в том числе психологической при отработке модельных ситуаций; меры по устранению ошибок и предупреждения травматизма; поддержание на занятии дисциплины и необходимого эмоционального настроя обучающихся.

Для моделирования ситуаций применяются дополнительные методы и способы: усложнение условий выполнения упражнений вводными командами; повышение физические нагрузки; использование полосы препятствий с элементами городской инфраструктуры; совершенствования навыков и умений при выполнении боевых приемов борьбы до полной уверенности; создание условий для модельных событий на полигонной базе (окружающая обстановка, отвлекающие и сбивающие факторы); учебно-тренировочные схватки по упрощенным правилам самбо и рукопашного боя в защитном снаряжении; отработка силовых действий до автоматизма и на несопротивляющемся партнере при задержании правонарушителя в условиях максимально приближенных к реальным событиям.

Рассматриваемая методика отличается поэтапным формированием профессиональных компетенций и фундаментальными принципами дидактики «от простого к сложному», «от частного к общему». Последовательность изучения материала укладывается в четыре этапа: на первом этапе происходит анализ исходных данных обучающихся по огневой, физической и тактико-специальной подготовленности за четырехлетний период обучения, на втором этапе рассматриваются общие вопросы технико-тактических действий с оружием, специальными средствами и физической силы в ситуациях служебной деятельности, третий этап предусматривает комплексное обучение курсантов в зависимости от специализации игровым методом через модельные ситуации и заканчивается четвертым этапом - проведением комплексного контроля знаний (зачет).

В результате таких занятий обучающиеся, при решении ситуационных задач своевременно устра-

няют разобщенность и несогласованность при выполнении сложных технико-тактических действий силового характера с оружием и без. Благодаря вариативности, методика специальной подготовки способна решать не только ближайшие тактические, но и стратегические задачи: подавление непосредственной угрозы жизни и здоровью гражданам путем создания условий для благоприятного конечного результата тактического замысла по пресечению действий правонарушителя. Для реализации принципа условно-ситуационного моделирования вся профессиональная деятельность сотрудников была структурно разделена на типы поведения в служебной, оперативной и внеслужебной деятельности, сопряженных с различной степенью рисков и угроз. Каждому из видов деятельности при обучении соответствует установленный комплекс упражнений, направленный на решение конкретного круга задач. Внимание акцентировалось на универсальности и интегральности методов, определяющих алгоритм и порядок действий обучающихся при выполнении приемов, нормативов и решения практических заданий.

Достижение педагогической цели, как сформи-рованность профессиональных компетенций, установленных федеральным образовательным стандартом, вырабатывается за счет грамотно организованного педагогического процесса на занятиях [10]. А строгая последовательность в изучении материала определяет совокупность приемов и способов, необходимых для выработки двигательно-мотор-ных качеств у обучающегося, направленных на создание алгоритмического постоянства в экстренной ситуации.

Таким образом, при разработке частной методики специальной подготовки учитываются все особенности служебной деятельности сотрудника. В частности, на первых занятиях рассматриваются вопросы, включающие подготовительные (подводящие) упражнения, позволяющие развить координационные способности, точно соизмерять, поддерживать статическое и динамическое равновесие, регулировать временные и пространственные параметры движений с короткоствольным и длинноствольным оружием, закрепленные в тактическом комплексе специальных упражнений. В дальнейшем изучаются темы, содержащие блок

вопросов тактико-специальной направленности в оперативно-служебной деятельности сотрудников при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в типичных ситуациях: при патрулировании, проверке документов, обнаружении взрывоопасных предметов, досмотре и конвоировании подозреваемых, обследовании зданий, остановке подозрительного транспортного средства, поиске и преследовании правонарушителя. Отдельно рассматриваются действия сотрудника при моделировании задач служебной деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций, с помощью специализированной полигонной базы и современных технических средств обучения, силового задержания правонарушителей сопряженным методом.

При этом после каждого учебного занятия происходит педагогический контроль, все темы имеют преемственность, но при этом различны по форме и содержанию, чередование упражнений исключает монотонность в проведении занятий и спо-собствовует увеличению его плотности, обучение на каждом этапе является законченным циклом подготовки.

По итогам предварительного эксперимента были получены достоверные результаты, позволяющие судить о положительном эффекте предлагаемой методики при формировании значимых качеств, специальной подготовленности. В качестве испытуемых были выбраны две экспериментальные группы (опытная и контрольная) по 30 человек в каждой, участие в эксперименте приняли 450 обучаемых. В ходе эксперимента одной из частных задач являлось изучение влияния разработанной методики на развитие комплексных специализированных качеств у курсантов. По итогам основного педагогического эксперимента у экспериментальных групп наблюдается положительная динамика, между исходными и конечными данными в опытной группе наблюдается достоверность различий, а в контрольной группе различия отсутствовали. Проводя сравнительный анализ результатов по всем показателям в опытных и контрольных группах с разработанными модельными характеристиками, нами было отмечено, что результаты, показанные курсантами опытной группы, с использованием экспериментальной методики, имеют достоверность различий

и соответствуют оценкам «хорошо» и «отлично». В свою очередь, в контрольных группах они достигают лишь оценки «удовлетворительно».

Заключение. Таким образом, по результатам проведенного исследования определения эффективности экспериментальной методики, констатировать, что следующее, что предлагаемая методика положительно влияет на исследуемые характеристики качества организма человека и значительно улучшает работоспособность данного контингента. В ходе проведенного педагогического эксперимента было установлено, что курсанты опытной группы, занимавшиеся по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД» развили более высокий уровень специальной подготовленности, а, следовательно, показали лучшие результаты по сформи-рованности профессионально-специализированных компетенций к предстоящей оперативно-служебной деятельности.

При этом было выявлен ряд проблемных узловых моментов комплексной специальной подготовки в системе МВД России: отсутствие разработанных и научно обоснованных методик комплексной работы с обучающимися; отсутствие методик пер-сонализации и интенсификации обучения; низкая мотивационная активность курсантов и слушателей к служебной деятельности; высокая травмо-опасность при проведении занятий с активными формами сценариев задержания правонарушителя.

Тем не менее специальная подготовка остается важнейшей частью профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел МВД России.

Литература

1. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

2. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. М.: Академия управления МВД России, 1997. 135 с.

3. Гросс И.Л. Совершенствование систем качества образовательного процесса в области

специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Матер. Всеросс. конф.: «Актуальные проблемы теории и практики специальной подготовки в ОВД». М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019.

4. Шпичко В.А., Панасенко Н.А. Интеграция дисциплин криминалистики и специальной тактики с целью совершенствования профессиональной подготовки в вузах МВД России // Матер. Всеросс. конф.: «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями»». М.: 2018. №16-2. С. 122-124.

5. Хомутов А.М., Черменева С.Д. Роль и место учебной дисциплины Личная безопасность сотрудников ОВД в программе подготовки курсантов вызов МВД России // Матер. Всеросс. конф.: «Актуальные проблемы теории и практики специальной подготовки в ОВД». М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019.

6. Официальный сайт МВД России https:// мвд. рф/news/item/19639138/?year=2020&month=2& day=2.

7. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

8. Приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - с учетом требований приказа Миноборнауки от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность; специализация: оперативно-розыскная деятельность; узкая специализация: деятельность оперуполномоченного уголовного розыска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.