Научная статья на тему 'К вопросу о методах и средствах методики специальной подготовки в условиях полигонной базы в образовательных учреждениях МВД России'

К вопросу о методах и средствах методики специальной подготовки в условиях полигонной базы в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ЭКСТРЕМИЗМ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ / ПОЛИГОН / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / SPECIAL TRAINING / POLICE OFFICER / EXTREMISM / PERSONAL SAFETY / TRAINING PROGRAMS / LANDFILL / FIREARMS / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старцев Алексей Михайлович

Статья посвящена эффективности использования в процессе специальной подготовки методов и средств, с целью формирования профессиональных компетенций, повышения результативности и интенсификации учебного процесса. Раскрываются особенности образовательного процесса в целях достижения высоких показателей сформированности навыков и умений по дисциплинам специальной подготовки. Приведены результаты исследования с применением полигонных форм обучения, где раскрываются возможности совершенствования и организации познавательной деятельности у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старцев Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of methods and means of special training methods in the conditions of the polygon base in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia

The article is devoted to the effectiveness of using methods and tools in the process of special training in order to form professional competencies, increase the effectiveness and intensification of the educational process. Revealed the features of the educational process in order to achieve high indicators of formation of skills and abilities in the disciplines of special training. Made the results of the study with the use of polygon forms of training, where the possibilities of improving and organizing cognitive activity in students are revealed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методах и средствах методики специальной подготовки в условиях полигонной базы в образовательных учреждениях МВД России»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10069 © А.М. Старцев, 2020

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ И СРЕДСТВАХ МЕТОДИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИГОННОЙ БАЗЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

Алексей Михайлович Старцев,

начальник кафедры специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Статья посвящена эффективности использования в процессе специальной подготовки методов и средств, с целью формирования профессиональных компетенций, повышения результативности и интенсификации учебного процесса. Раскрываются особенности образовательного процесса в целях достижения высоких показателей сформированности навыков и умений по дисциплинам специальной подготовки. Приведены результаты исследования с применением полигонных форм обучения, где раскрываются возможности совершенствования и организации познавательной деятельности у обучающихся.

Ключевые слова: специальная подготовка, сотрудник полиции, экстремизм, личная безопасность, программ обучения, полигон, огнестрельное оружие, профессиональная компетентность, педагогический эксперимент.

ON THE ISSUE OF METHODS AND MEANS OF SPECIAL TRAINING METHODS IN THE CONDITIONS OF THE POLYGON BASE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Aleksey M. Starcev,

Head of the Department of Special Tactics Educational and Scientific Complex of Special Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article is devoted to the effectiveness of using methods and tools in the process of special training in order to form professional competencies, increase the effectiveness and intensification of the educational process. Revealed the features of the educational process in order to achieve high indicators of formation of skills and abilities in the disciplines of special training. Made the results of the study with the use of polygon forms of training, where the possibilities of improving and organizing cognitive activity in students are revealed.

Keywords: special training, police officer, extremism, personal safety, training programs, landfill, firearms, professional competence, pedagogical experiment.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Старцев А.М. К вопросу о методах и средствах методики специальной подготовки в условиях полигонной базы в образовательных учреждениях МВД России. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):359-64.

В настоящее время совершенствование техно- ется возрастающей угрозой национальной безопас-

логий профессиональной подготовки вызывает не- ности обществу и государству посредством роста

обходимость корректировки соотношения форм и масштабов криминализации в условиях междуна-

более эффективного сочетания различных методов родной напряженности. Молодежный экстремизм

и средств обучения. Актуальность в профессиональ- [1, с. 12—15], незаконная миграция, незаконный

ной подготовке обучающихся в образовательных оборот оружия и наркотических веществ являются

учреждениях МВД России состоит в том, что с пер- источниками опасностей и напряженности для со-

вых дней обучения они имеют статус сотрудников трудников полиции при защите законных интересов

правоохранительной органов, постоянно привлека- общества в различных сферах жизнедеятельности. ются к несению службы по охране общественного Подготовка квалифицированного специали-

порядка и исполнения функций сотрудника поли- ста в области обеспечения национальной безопас-

ции во внеслужебное время. Одним из дидактиче- ности требует особого подхода в образовательном

ских принципов высшей школы в профессиональ- процессе. Программы обучения по дисциплинам

ной подготовке является связь обучения с жизнью и специальной подготовки в рамках профессиональ-

практикой профессиональной деятельности сотруд- ной служебной и физической подготовки предус-

ников полиции. Такая необходимость обуславлива- матривают различные формы проведения занятий

с целью практико-ориентированности обучаемых, приобретения ими знаний, умений и навыков, необходимых для решения оперативно-служебных задач в повседневной деятельности сотрудников полиции. Применение игровых технологий в образовательном процессе раскрывает психологические и творческие механизмы у обучаемых, обеспечивая активность, реалистичность, ответственность на занятии, а также определяет и утверждает профессиональную готовность к выполнению служебного долга будущего выпускника вуза МВД России. Используя игровой стиль проведения занятий как наиболее продуктивный метод обучения, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, мы четко определяем цель и прогнозируемый педагогический результат. При этом, опираясь на эмпирический материал и статистические данные служебной деятельности сотрудников полиции, производим выборку, а в дальнейшем воссоздаем модельные ситуации на основе реальных событий, где доминирующим фактором является повышенный риск угрозы человеческой жизни и осуществление основных направлений деятельности полиции [2]. Таким образом, реализация данной цели возможна только при наличии специально подготовленной полигонной базы и организованного на высоком методическом уровне учебного процесса.

Спрос на профессионального и компетентного сотрудника полиции обуславливается не только потребностью общества, но и строго регламентируется нормативными правовыми актами Министерства образования. В частности, в Федеральном образовательном государственном стандарте в числе требований к реализации программы специалитета указан перечень материально-технического обеспечения учебного процесса в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка — «К нему относятся: табельное оружие, специальные средства, необходимые для осуществления специальной подготовки обучающихся, полигоны для отработки навыков служебной деятельности; центр (класс) деловых игр; тиры (для стрельбы из табельного оружия); спортивные залы (общефизической и профессионально-прикладной физической

подготовки); кабинеты, тренажерами и другими техническими средствами и оборудованием» [3].

Моделирование ситуаций служебной деятельности ОВД в виде типовых задач формирует у обучающих образовательных учреждений МВД России также ряд положительных качеств: познаватель-ность, креативность мышления, коммуникативность, компетентность, морально-волевую стойкость и само образованность. Задачи с моделированием ситуаций предполагают описание эталонных требований, таких, как: функции, выполняемые в процессе служебной деятельности; профессиональные и специальные качества, необходимые для решения поставленных задач.

По мнению А.Н. Леонтьева, познание объекта через его моделирование лишь позволяет близко подойти к его изучению [4]. Другой ученый педагог Краевский В.В. определял, что модель является лишь средством воспроизведения определенной части настоящего с целью ее глубокого понимания и осмысления [5, с. 393]. А.М. Матюшкин и М.И. Махмутов [6] рассматривали моделирование как конкретизацию учебного материала через решение проблемных ситуаций.

Основываясь на мнении вышеуказанных ученых, можно констатировать необходимость включения в образовательный процесс педагогических игр (ролевые, деловые, предметные), способствующих максимальному усвоению общественного опыта с интеграцией в социальную среду, воспитывающих в человеке самовыражение и персональную ответственность.

Для обучающихся в вузах МВД России возможность профессиональной самореализации на подготовительном этапе является важнейшим компонентом к быстрой адаптации в условиях профессиональной деятельности. По мнению ряда ученых, овладение учебным материалом через призму игровой формы проведения занятий носит исключительный характер в познавательной целесообразности и системном характере становления личности. Л.С. Выготский отмечал: «Игра содержит в себе все тенденции развития...» [7]. С.Л. Рубинштейн писал: «Что в игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию» [8, с. 489]. «Игра — это всегда свободное применение своих сил и свое-

го творчества, даже в рамках установленных правил» [9] — писала Н.К. Крупская.

В настоящее время для обеспечения качественной организации учебной деятельности обучаемых и совершенствования образовательного процесса в профессиональной подготовке руководство образовательных учреждений МВД России встало на путь кардинального развития условий решения этой важнейшей задачи. Создание подразделений, регулирующих учебную и научную деятельность специализированного профиля подготовки, с приоритетными направлениями повышение качества учебного процесса и углубление его научной составляющей, позволило определить перспективный вектор развития в получении специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач в служебной деятельности [10]. Согласно утверждениям В.А. Хромова и В.Н. Кося-кина — «эффективное получение этих специальных знаний возможно только через модернизированную дифференцируемую комплексную систему подготовки» [11, с. 268—270].

Основополагающими функциями учебно-научного комплекса специальной подготовки (далее — УНК СП) являются:

- усиление практической направленности образовательного процесса по дисциплинам огневой, физической, личной безопасности сотрудников органов внутренних дел и тактико-специальной подготовки;

- совершенствование средств, форм и методов проведения занятий по дисциплинам специальной подготовки, в том числе, профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников полиции;

- разработка и внедрение современных образовательных технологий и методик в образовательный процесс; повышение эффективности использования полигонной базы в образовательной деятельности по дисциплинам специальной подготовки.

Важнейшим методом обучения по дисциплинам специальной подготовки является моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе через трансформацию в учебно-профессиональные задачи. И такие задачи с успехом решаются с помощью материально-технического оснащения УНК СП: учебно-практический полигон комплексной подготовки «Фрагмент города»; закрытый многофункциональный трансформируе-

мый специальный полигон по «Основам личной безопасности сотрудников органов внутренних»; центр специальной подготовки Университета; полигоны (стрелковые тиры), располагающиеся на территории Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Положительным опытом повышения качества и эффективности учебного процесса, а также межведомственного взаимодействия является привлечение к проведению занятий представителей других правоохранительных органов Российской Федерации, войск национальной гвардии, ФСБ и МЧС. При проведении практических занятий с моделированием ситуаций используются активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций; метод сценариев; метод инцидентов; круговая тренировка; соревновательный метод. Особое место отводится ролевой игре, в процессе которой:

- происходит моделирование ситуации служебной деятельности в зависимости от специализации обучающихся;

- проводится анализ ситуации служебной деятельности и оценка тактических действий обучаемых в процессе решения задач;

- осуществляется мониторинг и прогнозирование поведения участников деловой игры, с учетом риска и опасности при задержании подозреваемого;

- определяется готовность снаряжения, экипировки и вооружения;

- оценивается эмоциональное состояние участников процесса;

- рассматриваются возможности альтернативных действий участников ситуации, при оказании вооруженного сопротивления;

- закрепляются навыки применения физической силы и специальных средств, владение огнестрельным оружием [12].

Что повышает качество и уровень учебного процесса, эффективно влияет на особенности индивидуального подхода и недопущения травматизма. При этом практические занятия должны проводится не менее двух преподавателей, с делением учебной взвода (группы) на подгруппы (отделения) в количестве от 10 до 12 человек и распределяются по установленным учебным местам. Отработка учебных вопросов и задач (нормативов) выполняются в форменной одежде по сезону, с вооружением и экипировкой, соответствующей специфике

деятельности сотрудников ОВД и выполняемым обучаемыми задачам. Процессе обучения предусматривал использование: учебного оружия, макеты массогабаритные, страйкбольное, пейнтбольное и пневматическое оборудование, специальные средства и их имитацию, макеты холодного оружия. В ходе отработки практических заданий и выполнения упражнений по преодолению элементов полосы препятствий могут применяться отвлекающие факторы (средства имитации взрыва, пожара и холостые патроны). Контроль знаний, обучающихся проводится в форме текущей, предварительной и промежуточной аттестации.

Для оценки эффективности применения игрового метода обучения с использованием специализированного полигона на практических занятиях по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД» в рамках педагогического эксперимента было проведено исследование на примере курсантов 4 курса, обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность. В процессе исследования анализировалась динамика развития показателей профессиональной компетенции (ПК-18): «Способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства, применяемые в деятельности правоохранительных органов, по линии которых осуществляется подготовка специалистов». В качестве планируемых результатов исследования мы обозначили следующие индикаторы достижения данной компетенций: знать меры безопасности при обращении с оружием и специальными средствами; тактику применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в чрезвычайных ситуациях и особых условиях; уметь производить поиск и задержание правонарушителей в различной оперативно-служебной обстановке, проводить осмотр и наружный досмотр задержанных; применять оружие, специальные средства и физическую силу в условиях военного или чрезвычайного положения; владеть приемами тактической стрельбы из штатного оружия.

При выборе экспериментальных групп осуществлялся учет показателей по огневой, физической и тактической подготовке, что позволило сформиро-

вать однородные по составу группы: одна контрольная и опытная по 30 человек каждая. Экспериментальные группы находились под постоянным педагогическим контролем преподавателей, измерение производилось в 2018—2019 учебном году восьмого семестра обучения, до начала эксперимента и после. В целях эффективности применения игровых технологий в учебном процессе были разработаны практические задания с учетом технологической схемой деловой игры, имитирующие события, произошедшие в реальном времени. Критерии оценок действий обучаемого, согласно условиям задачи, определяла группа экспертов из числа профессорско-преподавательского состава кафедр, входящих в УНК СП, а также приглашенных сотрудников практических органов ГУВД МВД России г. Москвы. Оценивались такие показатели, как:

1) меры безопасности при обращении с оружием в условиях городской инфраструктуры;

2) применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в раках действующего законодательства;

3) взаимодействие в составе подразделения (группы) и тактические действия при применении штатного оружия в условиях огневого контакта;

4) применение физической силы и специальных средств;

5) выполнение контрольных стрельб в условиях физической и психологической напряженности;

6) обеспечение личной профессиональной безопасности.

Одно из примерных заданий выглядит следующим образом: «Предупреждение и пресечение опасных посягательств, при проверке документов в вариативных условиях». Задача: остановить в одиночку (в составе наряда — по указанию преподавателя) подозрительное лицо (статист, определенный преподавателем из числа подготовленных обучаемых или практический сотрудник) и проверить у него документы. Вариативные условия: короткая дистанция (до 3 метров); наличие напарника (да, нет); наличие посторонних граждан (да, нет); проверяемое лицо (мужчина или женщина; один проверяемый или несколько; наличие в руках предметов и элементов одежды и т.п.); место проверки документов (открытое пространство, в помещении); состояние освещенности места проверки (хорошее,

недостаточное). Варианты действий проверяемого объекта: действует спокойно, вежливо; озирается по сторонам, суетится, долго ищет документы, нервничает; осуществляет нападение (невооруженное или вооруженное (нож, пистолет, палка)); момент нападения (напасть по сигналу руководителя или самостоятельно). При проведении эксперимента контрольная группа обучалась по традиционной методике, а опытная — с использованием полигонной базы и решением практических заданий различного уровня усложненности, согласно тематическому плану рабочей программы учебной дисциплины [12]. В ходе исследования по полученным данным, указанным в табл. 1, мы видим, что обучающиеся в опытной группе по динамике сформированности профессиональных компетенций имеют прогрессирующий результат, по сравнению с контрольной группой. Таким образом, исследования показали, что обучающиеся опытной группы по уровню знаний показали результат на 52,8% лучше, чем обучающиеся контрольной группы, по уровню умений на 55,7% лучше, по уровню владений на 33,6%. Средний уровень повышения результативности при этом у опытных групп наблюдался в знаниях на 71,9%, в умении на 80%, во владении на 65,8%.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что использование метода игрового обучения в совокупности с подготовленной материально-технической базой позволяет достичь высоких результатов в процессе развития у курсантов профессионально важных качеств, формирования готовности к решению оперативно-служебных задач. При этом

учебный игровой процесс характеризовался высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебно-воспитательный процесс; творческим характером занятий, направленностью на развитие или приобретение профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений; незаурядным потенциалом достижения субъективной позиции в образовательном процессе [13, с. 7—12].

Кроме того, на завершающем этапе эксперимента мы провели дополнительное исследование с целью проверки действенности и целесообразности введения новых педагогических методов и средств обучения. По данным анкетирования, призванного выявить самооценку обучающихся для определения уровня влияния игровых технологий на функциональные возможности организма и успешность подготовленности к служебной деятельности по охране общественной безопасности, были получены следующие результаты: до эксперимента в опытной группе у обучаемых наблюдался высокий уровень самооценки своих знаний, умений и навыков, а также личностных качеств (15%), после эксперимента — 40%; в контрольной группе некоторые обучающие обозначили повышение уровня, но незначительно — 15% до эксперимента и 23% после. В среднем значении на высоком уровне повышение произошло в опытной группе на 25%, у контрольной группы на 8%.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что курсанты, обучавшиеся в опытной группе, значительно приблизились к сформирован-ности профессиональной компетенции по изучаемой

Таблица 1

Динамика сформированности ПК-18

№ п/п Индикаторы и критерий достижения компетенции Экспериментальные группы

ОГ (30) КГ (30)

Результаты эксперимента (%)

до после до после

1. знает I 54,6 96,5 59,4 68,5

II 55,2 85,2 54, 8 60,4

2. итого 109,8 181,7 114,2 128,9

3. умеет III 44,6 86,4 45,8 58,7

IV 50 88,2 43,6 60,2

4. итого 94,6 174,6 89,4 118,9

5. владеет V 40,2 76,7 42,6 50,2

VI 35,6 64,9 38,8 57,8

6. итого 75,8 141,6 81,4 108

Таблица 2

Результаты самооценки обучающихся сформированности профессиональных компетенций

№ п/п Уровни самооценки сформированности профессиональных компетенций Экспериментальные группы

ОГ (30) КГ (30)

Результаты эксперимента (%)

до после до после

1. I — низкий 55 12 50 52

2. II — средний 30 48 35 25

3. III — высокий 15 40 15 23

дисциплине с применением современных средств обеспечения и методов образовательного процесса.

Вывод: подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что внедрение инновационных технологий в педагогическую деятельность открывает большие возможности при достижении поставленных целей профессионального обучения.

Литература

1. Акимова Г.В. Некоторые аспекты противодействия молодежному экстремизму в // Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: теоретические и практические аспекты: сборник по материалам межведомственной научно-практической конференции. Домодедово: ВИПК МВД России, 2019.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.

5. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2006.

6. Матюшкин А.М., Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография. В 3 кн. / под ред. Е.В. Ковалевской. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гуманитарного университета, 2010.

7. Выготский Л.С. Педология подростка: в трех томах, 1929, 1930 и 1931; М.:

изд-во БЗО 2 МГУ (т. 1 и 2) и ЦИПККНО (т. 3).

8. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. СПб., 1998.

9. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. Т. 4. Трудовое воспитание и политехническое образование. М.: Изд.-во АПН, 1959.

10. Приказ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя от 26 апреля 2019 г. № 563 «Об утверждении положений об учебно-научных комплексах Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя».

11. Хромов В.А., Косякин В.Н. Система комплексной физической подготовки курсантов и слушателей МВД России. Способы оптимизации учебного процесса // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2.

12. Рабочая программа учебной дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» (подготовлена в соответствии с ФГОС ВО — программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры с учетом требований приказа Миноборнауки от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры» по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность; специализация: оперативно-розыскная деятельность; узкая специализация: деятельность оперуполномоченного уголовного розыска). М., Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2019.

13. Авдеева Е.В., Евсеева И.Г. Использование игровых технологий в образовательном процессе университета МВД России // Социально-гуманитарное обозрение. 2018. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.