К ВОПРОСУ О РАЗНООБРАЗИИ ВИДОВ ПРОЕКТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы разнообразия видов проектов и критикуются традиционные подходы к классификации проектов, которые не приводят к существенным изменениям в адаптивности системы управления. В качестве новых подходов, повышающих гибкость проектного управления, разрабатываются концепции развивающихся и открытых проектов. Выработка этих концепций логично вытекает из критики современных подходов к классификации проектов.
Ключевые слова: проект, проектное управление, терминальный проект, развивающийся проект, открытый проект, классификация проектов, типология проектов.
TO THE QUESTION OF A VARIETY OF TYPES OF PROJECTS
Annotation. Critical inquiry in the question of project classification. The article considers the problem of variety of project types and criticizes the traditional approaches to project classifications. Two new types of projects are suggested — developing and open projects. These new types organically follow from the critique of the existing approaches to project classifications.
Keywords: project, project management, terminal project, developing project, open project, project classification, project typology.
Введение. Доминирующее направление в современной теории проектного управления представляет проекты как инициативы, имеющие четкое начало и завершение и которые можно назвать терминальными проектами. Но хозяйственная практика удивляет многообразием форм проектной деятельности. Одной из проблем развития методологии управления проектом, таким образом, становится преодоление избыточно одностороннего взгляда на проекты и на проектное управление [10]. Набор методов и моделей проектного управления, да и вся система управления проектом, должны изменяться в зависимости от того, какими проектами управляет организация [1].
В статье рассматриваются проблемы разнообразия видов проектов и критикуются традиционные подходы к классификации проектов, которые не приводят к существенным изменениям в адаптивности системы управления. В качестве новых подходов, повышающих гибкость проектного управления, разрабатываются концепции развивающихся и открытых проектов. Выработка этих концепций логично вытекает из критики современных подходов к классификации проектов.
Критика подходов к классификации проектов. Практически каждый учебник по управлению проектами содержит в себе классификацию проектов [4]. Но при этом большинство из них обладают рядом недостатков. Практически все из встречающихся классификаций проектов строятся на выделении самого понятия «проект», как некой специфической деятельности, к которой применяется «обычное» управление, несколько обогащенное дополнительным управленческим инструментарием. Но если внимательно вглядеться в наиболее полные и содержательных из таких классификаций, то оказывается, что они покрывают практически все виды человеческой деятельности, пытаясь при этом разделять их по несущественным с точки зрения управления проектом классификационным группам. Таким образом, добросовестный подход к классификации проекта сам по себе приводит к необходимости серьезного переосмысления современной концепции управления проектом, к переходу от управления проектами к проектному управлению, применимому практически к любой сознатель-
УДК 338.2 Н.В. Титова
C.A. Титов
Natalya Titova Sergey Titov
© Титова Н.В., Титов С.А., 2015
ной (как индивидуальной, так и, естественно, в большей степени, общественной) деятельности.
Но это вовсе не означает, что сама по себе классификация проектов не нужно. Необходимо изменить сам подход к классификации, и тогда она сможет быть полезной с точки зрения представления различных возможностей проектного управления [7]. Т.е. необходимо выделить не виды и типы проектов, а различные модификации проектного управления. При этом, отдавая дань устоявшейся терминологии, можно называть такие модификации по-старому, т.е. называть их проектами, так как они во многом определяются объектом проектного управления. Но цель такой классификации должна состоять не в выделении различных предметных областей, в рамках которых управление проектом так или иначе применимо, а в определении различных видов, разновидностей самого проектного управления, зависящих как от предметной области, так и от специфики самого объекта проектного управления, да и от многих других факторов, таких как состояние окружающей внешней среды, организационно-структурные решения по системе управления проектом, технологическая сложность создаваемых объектов или производимой продукции, и т.д. Не имеется смысла выделять различные проекты по объему вовлекаемых средств, выделяя большие, средние, малые проекты, но при этом не говоря ни слова, а есть ли существенное различие в сути проектного управления, реализуемого по отношению к этим различным проектам. Пожалуй, бесполезно в рамках книги, посвященной общей методологии управления проектом, а не каким-либо ее специфическим приложениям в тех или иных предметных областях, выделять проекты по народнохозяйственному масштабу, при этом не обозначая, а что существенно меняется в проектном управлении на каждом из этих уровней народного хозяйства. Естественно, в содержании, организационной структуре, системе финансирования проекта меняется многое. И это существенно отличает проекты государственного масштаба от проектов муниципального или среднекорпоративного уровня. Но с точки зрения совокупности управленческих подходов, методов, средств и инструментария может ничего и не меняться [6].
Исходя из выше сказанного, попытаемся представить классификацию не проектов, а классификацию различных подходов к проектному управлению, исходя из самой разной специфики предметных областей. Т.е. попробуем выделить разные модификации управления проектом, используемые на практике.
Терминальные (конечные) проекты. Это традиционно понимаемые, классические виды деятельности, описываемые в большинстве печатных изданий по управлению проектом. Они представляют собой проекты с четким жизненным циклом, обозначаемым моментами, когда проекта еще не было и когда его уже нет [5]. Перед проектом ставится четкая разовая цель, достижение которой означает завершение проекта. Поставленная разовая цель достигается полностью, а высвободившиеся материально-технические, людские, информационные или финансовые ресурсы направляются для достижения других целей. Чаще всего в рамках терминальных проектов создается или разрабатывается какой-то один сложных комплекс продукции. Классическим примером терминального проекта является строительный проект, т.е. строительство какого-либо промышленного или гражданского объекта. Но если рассмотреть реальную практику строительной деятельности, то оказывается, что даже в такой классической проектной сфере традиционные подходы подвергаются значительно корректировке. Создание строительного объекта никогда не является окончательным результатом, после которого никаких следов от проекта не остается. Можно указать момент, когда проекта еще не было, например, продемонстрировать фотографию, изображающую свалку мусора на том месте, где впоследствии появился мусоросжигательный комбинат. Но вот четко указать момент, когда проекта уже нет, значительно сложнее. Так как чаще всего традиционные терминальные проекты, и строительные в частности, создают некую продукцию, которая в дальнейшем эксплуатируется, потребляется в течение неопределенно длительного времени без существенного изменения физической формы и используется как средство для достижения каких-либо целей субъектов, осуществляющих эксплуатацию, а затем может подвергаться дальнейшему изменению, совершенствованию, развитию. Но в виду
того, что традиционное управление проектами чаще всего не рассматривает стадии эксплуатации, то и сам проект приходится искусственно «обрубать». В теории такое возможно (но допустимо ли?), но практику к счастью в такое прокрустово ложе традиционного понимания не уложить. Это вовсе не означает, что терминальные проекты никоим образом не соответствуют действительности и являются надуманным продуктом интеллектуальной деятельности, оторвавшейся от реальной жизни. Совсем нет, классические терминальные проекты имеют место быть, например, в том же строительстве при возведении здания или сооружения на условиях «под ключ» генподрядной организацией обобщенно может рассматривать как именно такой конечный проект. «Обобщенно» означает, что все-таки активность генподрядной организации выйдет за пределы стадии реализации в период эксплуатации в виде гарантийного обслуживания, технической поддержки и иных других, на сегодняшний день широко распространенных и продолжающихся развиваться, форм участия производителя в процессе эксплуатации его продукции. И при этом свести такую пост-реализационную деятельность к единовременному завершению проекта невозможно. Но все же с точки зрения генподрядной фирмы постреализационная деятельность вовлекает незначительный ресурс и занимает малую долю внимания менеджмента по сравнению с предыдущими стадиями проектирования (разработки проекта здания или сооружения) и непосредственного строительства (реализации проекта) [3]. И поэтому эту деятельность можно условно выносить за рамки основного проекта без особого ущерба для эффективности деятельности.
Но такой пример реализации терминального проекта необходимо рассматривать как один, и, пожалуй, не самый распространенный, частный случай управления проектом. Сводить все проектное управления исключительно к терминальным проектам представляется нецелесообразным. А именно этим занимается сложившаяся на сегодня в России и ставшая уже по умолчанию традиционной методология управления проектами. Этому есть и объективное оправдание. На сегодняшний день актуальность проектного управления вышла за рамки инвестиционно-строительного комплекса и ныне осознается во многих динамично развивающихся сферах хозяйственной деятельности, таких как информационные технологии, консалтинг, деловые услуги. Да и в инвестиционно-строительной сфере экономики появляются новые формы, которые не укладываются в традиционные концепции.
Развивающиеся проекты. Это проекты, на момент их инициации, не имеющие однозначных целей, достижение которых означало бы завершение проекта. Такие «терминальные» цели в развивающихся проектах обязательно появляются, но момент их появления зависит от многих факторов, и в первую очередь, от эффективности ранее осуществленной деятельности. Иными словами, хоть развивающийся проект, в отличие от терминального проекта, не имеет известной на начало точки завершения, но эта точка существует и развивающийся проект рано или поздно завершается, так как рано или поздно исчерпывается набор гипотез и концептуальных решений, заложенных в проект при его инициации. Наиболее ярким примером такого вида проектного управления является управление деятельностью по созданию сложных программно-аппаратных комплексов [8].
В логико-временном плане развивающийся проект складывается из отдельных инициатив по дальнейшему совершенствованию, развитию ранее разработанной продукции. При этом такие инициативы также носят проектно-ориентированный характер, и по сути могут рассматриваться как самостоятельные последовательные подпроекты. Последовательная природа подпроектов дальнейшего развития имеет помимо всего прочего в плане управления содержанием иерархическую структуру. Каждый из подпроектов развития продукции (создания очередной версии продукции) не начинается с чистого листа, ему всегда предшествует то или иное решение по содержанию продукции, заложенное в самую первоначальную модель содержания проекта, дерево продукции проекта. Накопленные на момент инициации очередного подпроекта данные заставляют усомниться в эффективности отдельных решений, и происходит возврат, «откат» на определенные узлы дерева продукции более высокого уровня. А затем происходит перепроектирование продукции от этих узлов (к которым произошел
возврат) дерева продукции вниз, на нижние уровни иерархии, но уже на основе новых данных по параметрам функционирования и эксплуатации продукции. Таким образом, по ходу всего развивающегося проекта происходит появление иерархической совокупности решений по продукции [9]. Такой иерархический характер версионной модификации структуры содержания проекта и структуры продукции проекта можно продемонстрировать на примере разработки и развития программного обеспечения. Вслед за созданием первой версии программы появляются подверсии с номерами «1.1» или еще более нижнего уровня «1.1.1». В зависимости от потребностей подверсии первой версии программы могут увеличиваться в количестве («1.2», «1.3» и так далее), или же происходить разработка подверсий более нижнего уровня, таких как «1.1.2», «1.1.10», «1.2.5» и так далее. После того как потенциал решений первой версии будет исчерпан, переходит развитие новой, второй версии программного продукта с последующим развитием ее подверсий. Таким образом по ходу развивающегося проекта складывается сложная иерархическая система последовательного (а иногда и параллельного) управления структурой продукции. Количественный код той или иной версии определяется самым нижним уровнем структуры продукции, который не подвергается изменениям. Иными словами, версии «1.3.4» и «1.3.7» созданы на базе версии «1.3» на основе модификаций третьего уровня, а второй уровень явился нижним уровнем структуры продукции, который не подвергается изменениям при разработке этих версий. Этот нижний, не подвергаемый изменениям уровень является базовым для создания всех производных от него версий. Такая иерархическая модель наглядно демонстрирует существенные особенности развивающегося проекта (конечно, реальная нумерация и кодификация различных версий продукции определяется не только и не столько логикой внесения изменения в конфигурацию продукции).
Отсюда можно сделать вывод, что одной из важных особенностей развивающегося проекта является особое внимание подсистеме управления содержанием и управление структурой продукции (часто это понятие называют управлением конфигурацией, в силу распространенности этого термина будем использовать его как равнозначный синоним). Если в рамках терминального проекта управление содержание сводится к одноактному проектированию содержания и продукции проекта, и дальнейшему контролю за отклонениями (которые чаще всего нежелательны и допустимы лишь в известных пределах и при определенных обстоятельствах), то развивающийся проекта построен на постоянном изменении, сознательном совершенствовании и управлении конфигурацией продукции проекта. В связи с широким распространением развивающихся проектов тематика управления конфигурацией становится чрезвычайно актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Разрабатываются различные методы, средства и подходы к эффективному управлению конфигурацией проекта. Создаются специализированные программные продукты для контроля за всеми изменениями в конфигурацию продукции, их обоснованием. Во многих проектах появляется даже специальные должности, ответственные за управление конфигурацией и содержанием продукции проекта. Но следует признать, что пока это развитие протекает без сильной связи с теорией управления проектами, так как подобного рода развивающиеся проекты либо вообще игнорируются, либо воспринимаются как традиционные терминальные.
Открытые проекты. В рамках концепции открытого проекта предлагается отказаться от четко заданных и неизменных целей проекта, при достижении которых проект перестает существовать. Но в отличие от развивающегося проекта происходит также отказ от даже потенциальной возможности завершения проекта. Он бесконечен по своей первоначальной природе, а не по возможностям развития содержания проекта и его продукции. Если временные границы развивающегося проекта определяются возможностями базовых концепций, заложенных изначально при инициации проекта, то жизненный цикл открытого проекта принципиально открыт и не ограничен также, как и не ограничен его содержательный аспект, который постоянно меняется исходя из динамики саморазвития управляемой системой.
Концепцию открытого проекта наиболее полноценно можно продемонстрировать на примере применения проектного управления к проблематике управления долгосрочным социально-экономическим развитием региона.
Такая крупная и сложная система как регион представляет собой большую и открытую систему, развивающуюся и функционирующую с учетом разнообразных динамических процессов, имеющих циклическую и хаотическую природу. Социально-экономическое развитие региона пронизывают экономические циклы самого различного рода, начиная с недельного цикла рабочей недели и заканчивая длинными волнами Кондратьева. Помимо экономической динамики на развитие региона оказывают влияние и другого рода процессы экологического, социального, политического, технического характера, складывающиеся в некую общесистемную, чрезвычайно сложную динамику. На развитие региона оказывают свое воздействие огромное количество факторов, которые просто невозможно учесть, не говоря уж о том, чтобы управлять ими на долгосрочной основе. Элементы региональной территориальной системы соединяются в очень сложные комплексы и подсистемы, управлять которыми на основе какого-то единого однозначного подхода просто не представляется возможным. Поэтому необходимо органичное соединение самых разных подходов на методологической базе управления, позволяющей эффективно управлять такими сложными системами. Целевые показатели состояния управляемой региональной системы постоянно изменяются в силу внутренних тенденций ее саморазвития и внешних, экзогенных случайных факторов. Относиться к этим целевым показателям как к конечным целям нельзя даже в самом долгосрочном плане.
Это вовсе не означает безвольного движения по течению развития системы или бесцельной деятельности, но подразумевает организованную работу по постоянному текущему пересмотру целей. В открытом проекте формируется два уровня управления. Обычные, конечные цели нижнего уровня носят подчиненный характер по отношению к более общим, программным и стратегическим, более долговременным и более широким по масштабам управления целям, которые по мере повышения уровня управления социально-экономическим развитием системы начинают приобретать характер направляющих ориентиров развития.
Некоторые элементы такого подхода уже несколько лет существуют как в отечественной, так и в зарубежной практике в рамках некогда популярного в советское время программно-целевого управления и скользящего планирования (за рубежом этот подход называется «roll -on planning», т.е. волновое, катящееся или текучее планирование) [2]. Скользящее планирование подразумевает систему из нескольких временных горизонтов планирования: краткосрочного и долгосрочного. Краткосрочное планы являются элементами долгосрочного плана. При этом краткосрочные планы имеют четкие, фиксированные цели, которые с определенной периодичностью контролируются. Но в рамках контроля краткосрочных планов, происходит анализ выполнения долгосрочных планов, и корректировка их, исходя из обнаруженных в ходе выполнения краткосрочных планов проблем.
Например, существует годовой и месячный план. Каждый месяц происходит контроль месячных планов и корректировка годовых планов. При этом годовой план носит характер обобщающий, стратегический и включает в себя никогда не достижимые по сути цели-ориентиры, а месячный план - традиционный четкий план, соответствующий традиционному понятию проекта.
Управление открытым проектом предполагает применение подобного «скользящего» принципа не только к функции планирования, но также и ко всем другим функциям и подсистемам управления.
Открытый проект не должен быть неправильно истолкован как постоянное изменение целей и неэффективное использование ресурсов. На более низком временном и содержательном уровне открытый проект состоит из конкретных и четко обозримых укрупненных комплексов работ (подпро-ектов), имеющих четкие, выполняемые критерии. Но при этом общие рамки проекта и конечные цели становятся динамически изменяемыми в зависимости от текущих тенденций саморазвития управляе-
мой системы и воздействия внешних факторов. Таким образом, достигается необходимая гибкость управления сложными открытыми системами и жесткость управления отдельными подпроектами, имеющими вполне конкретные и осязаемые результаты.
Исходя из всего вышесказанного, открытые проекты можно охарактеризовать следующим образом. Открытые проекты не имеют однозначных целей, достижение которых означало бы завершение проекта, не только на момент их инициации, но и в дальнейшем ходе управления проектом. Цели открытого проекта носят индикативный характер и сознательно изменяются с течением времени. Жизненный цикл открытого проекта имеет в себе стадии разработки и реализации, но временная структура этого цикла имеет волновой, принципиально неограниченный во времени рисунок. Верхний уровень управления открытым проектом определяет основные долгосрочные цели и показатели. Нижний уровень состоит из более конкретных терминальных проектов, у каждого из которых есть достаточно четкие цели и показатели. При завершении определенного периода или при достижении какой-либо узловой точки (вехи) на верхнем уровне открытого проекта на сознательно управляемой основе происходит гладкое, скользящее перепроектирование содержания, изменение календарных планов, контрольных показателей по стоимости и качеству. При этом последовательно происходит достижение целей нижнего уровня, а также пересмотр целей верхнего уровня.
Образно иллюстрируя открытый проект, можно сказать, что по своей сути он похож с движением в темноте с зажженным светом (следует обратить внимание, что слово «прожектор», которое в данном случае может быть использовано для обозначения этого «зажженного света», является одно-коренным со словом «проект»). Перед нами возникает освещенный участок. Мы продвигаемся по нему, исходя из заданных нами направлений. Но, проходя один освещенный участок, мы постепенно обнаруживаем другой участок со своей спецификой, системой препятствий и возможностей. Это вносит определенные коррективы в наши дальнейшие движения. Мы можем обнаружить совершенно новые пути, что повлечет за собой кардинальное изменение целей. Также мы можем зайти в тупик, что повлечет за собой возврат и также изменение целей. Но можем и плавно двигаться дальше. Если в ходе традиционного терминального проекта мы «проецируем» проект на плоскость предположител ь-но стабильную, по крайней мере ограниченную содержанием проекта, то в ходе открытого проекта мы проецируем не заданную ограниченную модель, а общие направления, высвечивающие наши возможности по управлению постоянно изменяющейся, динамической предметной областью.
Управлять большими и сложными социально-экономическими системами, такими как регион, в традиционном смысле невозможно. Здесь целесообразней использовать термин «направление», а не «управление». Активные энергичные управляющие воздействия чаще всего вызывают непредсказуемые и нежелательные последствия в поведении сложной системы. Поэтому основным принципом открытого проекта является согласование, гармонизация системы и методов управления с закономерностями и тенденциями саморазвития управляемой системы.
Также, как и в развивающемся проекте при управлении открытым проектом особо важная роль принадлежит управлению содержанием, в которое входит постоянная деятельность по переопределению целей и показателей высшего уровня, по корректировке конкретных целей нижнего уровня, изменение совокупности работ и подпроектов, направленных на достижение целей. Но кроме этого усложняется характер и других подсистем управления проектом.
Выводы. Таким образом, в настоящей статье представлена попытка выделения нескольких типов проектов - терминальных, развивающихся и открытых. При этом данные типы отличаются не только по самим характеристикам самих проектов, но и по подходам к организации управления проектами. Во многом выявленные типы проектов базируются на различиях в жизненных циклах создаваемых в проектах продуктов. Но это не отрицает того, что для управления различными типами проектов требуется вносить изменения в системы управления проектами.
Библиографический список
1. Карасев, В. А. Исследование практических подходов к адаптации системы контроля проектов к стратегии инновационной компании / В. А. Карасев, С. А. Титов // Экономика и предпринимательство. 2014. - № 52. - С. 522-526.
2. Мазур, И. И. Инвестиционно-строительный инжиниринг: справочник для профессионалов / И. И. Мазур,
B. Д. Шапиро, А. В. Гинзбург, С. А. Титов [и др.] - М., 2010. ISBN: 978-5-370-01767-4
3. Мазур, И. И. Девелопмент недвижимости: справочник для профессионалов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро,
C. А. Титов, [и др.] - М., 2009. ISBN: 978-5-370-02098-8, 978-5-89674-034-6
4. Разу, М. Л. Управление проектом: основы проектного управления / М. Л. Разу, Ю. В. Якутин, Б. М. Разу, С. А. Титов, [и др.] 3-е изд. перераб. и доп. - М. : КноРус, 2011. - 768 с. ISBN: 978-5-406-00194-3
5. Суетин, С. Н. Управление портфелем проектов: стратегический уровень проектного управления / С. Н. Суетин, С. А. Титов // Экономика и предпринимательство. 2014. - № 5-2. - С. 509-515.
6. Титов, С. А. Исследование преимуществ проектно-ориентированных организационных форм с позиций ресурсной теории фирмы / С. А. Титов, // Инициативы XXI века. 2011. - № 4-5. - С. 55-58.
7. Титов, С. А. Организационное обучение и адаптация в контексте управления проектами / С. А. Титов, // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. - № 7. - С. 095-098.
8. Титов, С. А. Исследование масштабов использования проектно-ориентированных форм организации хозяйственной деятельности в высокотехнологических секторах экономики / С. А. Титов, // Cloud of Science. 2014. - Т. 1. - № 1. - С. 155-176.
9. Титов, С. А. Использование методики интегрированной разработки продукции (IPD) в рамках управления инновационными проектами / С. А. Титов, Н. Н. Барчан // Экономика и предпринимательство. 2014. - № 6. - С. 515-520.
10. Титов, С. А. Исследование общих причин неудачных инновационных проектов / С. А. Титов, Л. Я. Гордеева // Экономика и предпринимательство. 2014. - № 4-2. - С. 784-788.