Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗМЕРЕ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ОТ ХМЕЛЕУБОРОЧНОЙ МАШИНЫ ЧХ-4Л'

К ВОПРОСУ О РАЗМЕРЕ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ОТ ХМЕЛЕУБОРОЧНОЙ МАШИНЫ ЧХ-4Л Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Я.Я. Кирильчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗМЕРЕ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ОТ ХМЕЛЕУБОРОЧНОЙ МАШИНЫ ЧХ-4Л»

риторий относится и Астраханская область, где ежегодно формируется самый крупный в РСФСР сводный ССО численностью около 40 ООО человек.

Если учесть, что системы гарантированного водоснабжения и канализации в сельской местности , пока находятся в стадии строительства, а заболеваемость кишечными инфекциями среди местного населения в летний период особенно высока, то становится понятным значительный риск заражения иногородных студентов, приезжающих на сельскохозяйственные работы почти из 50 городов страны. В этих условиях одним из главных путей профилактики кишечных инфекций с их фекально-оральным механизмом передачи возбудителей может быть высокий уровень санитарной культуры бойцов ССО.

Для установления уровня знаний вопросов профилактики кишечных инфекций бойцами отрядов и их поведения в отношении предупреждения заражения нами проведен анкетный опрос 730 человек, прибывших в Астраханскую область из различных районов страны: Прибалтики, Сибири, Казахстана, с севера и из центра Европейской части страны. Опрос вели по анкете, разработанной Цент-ральным научно-исследовательским институтом са-* нитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР. Оценку знаний, поведения и мотивацию неправильного поведения устанавливали после анализа письменных ответов студентов. Анонимный характер анкеты позволял исключить возможный субъективизм со стороны опрашиваемых и стандартизировать результаты.

Оценка знаний путей передачи возбудителей кишечных инфекций и правил, которые необходимо выполнять во избежание заболеваний, показала, что хорошо ответить на совокупность вопросов смогли лишь 3,6% бойцов ССО. Удовлетворительные знания показали 40,4% опрошенных, в то время как 56,0% получили неудовлетворительную оценку. При дальнейшем анализе материалов самый низкий уровень выявлен у бойцов отрядов, сформированных в Костроме (50,0%), Воронеже (64,1 %), Ульяновске (73,3%) и Московской обнасти (85,7%). В сибирском отряде (Иркутск и Ангарск) бойцы так же плохо (62,5—63,3%) ориентировались в вопросах элементарной эпидемиологии и профилактики кишечных инфекций. Не намного лучше обстоя-

УДК «14.7:633.791

В настоящее время в связи со специализацией и концентрацией хозяйств осуществляется более полная механизация технологических процессов в хме-

ло дело и у прибалтийских студентов. Так, в калининградском отряде неудовлетворительные знания имели 51,3% опрошенных, в ленинградском — 51,6%, в рижском — 53,9%. В отрядах из Казахстана уровень знаний колебался в широком диапазоне: алмаатинские студенты дали всего 27,3 % неудовлетворительных ответов, а карагандинские— 52,1%.

При анализе поведения бойцов ССО в отношении предупреждения заражения и распространения инфекций выявлена довольно неприглядная картина. Правильное поведение среди студентов прибалтийских отрядов отмечено лишь у 13,4%, среди сибиряков — у 18,7%, среди бойцов центрального района — у 20,3 %, среди казахстанских студентов— у 23,1%, среди северян (Сыктывкар) — у 31,5%. Оказалось, что около половины (46,2—59,9%) студентов при появлении явных признаков заболевания вообще не считали нужным обращаться к врачу, а занимались в основном самолечением. Судя по письменным ответам, у половины (51,1%) бойцов отсутствовала привычка систематически мыть руки перед едой или после пользования туалетом. Еще больше (51,9%) студентов не считали нужным систематически мыть кипяченой или водопроводной водой овощи, фрукты и зелень перед употреблением. Многие (16,6—34,2%) считали вполне нормальным купаться в непредусмотренных местах, даже несмотря на запрещение.

Изучение мотивировки неправильного поведения бойцов ССО показало, что 17,0% не имели закрепленных гигиенических навыков, 45,2 % указали на отсутствие соответствующих условий для соблюдения гигиенических правил, а 25,2% полностью игнорировали эти правила. Довольно часто студенты использовали отговорки типа «не имеют времени вымыть руки».

Таким образом, в результате анкетированного опроса бойцов ССО из разных регионов страны установлено, что уровень санитарной культуры у данного контингента пока еще низок. Это связано со слабо поставленной санитарной пропагандой, в ССО и прежде всего перед их отъездом в неблагополучную по кишечным инфекциям местность, на что должно быть обращено особое внимание штабов ССО и органов санитарного надзора в местах формирования отрядов.

Поступила 4/1V 1980 г.

леводстве. Это особенно проявляется при уборке урожая, которая до недавнего времени выполнялась вручную (А. Б. Остроменский). С 1977 г. в хозяй-

П. П. Кирильчук

К ВОПРОСУ О РАЗМЕРЕ САНИТАРН0-ЗАЩИТН0Й ЗОНЫ ОТ ХМЕЛЕУБОРОЧНОЙ МАШИНЫ ЧХ-4Л

Житомирская областная санэпидстанция

3

— 67 —

ствах Украины начали внедряться хмелеуборочные машины ЧХ-4Л. Дальнейшее развитие хмелеводства в нашей стране будет идти при более широком внедрении машинной уборки шишек хмеля (А. М. Уманец и соавт.).

Хмелеуборочная машина ЧХ-4Л (производства ЧССР) предназначена для первичной переработки хмеля (обрывки шишек, очистки от веток и листьев и легкой упаковки шишек в мешки). Она представляет собой сооружение из облегченных конструкций — ребристых дюралюминиевых листов и стеклянных блоков. Внутри находятся магазин лоз, очесывающие и доочесывающие аппараты № 1 и 2, лозорезка, система наклонных горок, отделение тяжелых примесей, роликовый и ленточные конвейеры. В состав агрегатов всей технологической линии входит множество электродвигателей, транспортеров, вентиляторов, барабанов, роликов, цепей привода и подачи, осуществляющих враща-тельно-поступательное движение.

Таким образом, можно предположить, что профессиональным фактором, имеющим гигиеническое значение, здесь будет шум, создающийся при функционировании всех составных частей технологической линии.

В связи с этим мы поставили задачу изучить уровни шума и пыли, концентрируя внимание на распространении их за пределы машин, с целью разработки аргументированных рекомендаций по рациональному размещению их относительно жилья.

Мы определяли уровни шума на рабочих местах и через каждые 50 м на расстоянии 300 м от машины с помощью измерителя шума и вибрации ИШВ-1. Одновременно в этих местах отбирали пробы воздуха для исследования на запыленность.

Установлено, что при работе машины шум на всех рабочих местах превышает допустимый ГОСТом 12.1.003—76 на 3—9 дБА, а содержание пыли выше ПДК (ГОСТ 12.1.005—76) в 2,9— 4,2 раза.

Шум от работающей хмелеуборочной машины ЧХ-4Л распространяется на значительный радиус. Так, на расстоянии 50 м суммарный уровень звука превышал предельно допустимый на 13 ДБА, на расстоянии 100 м — на ШдБА, на расстоянии — 150 м — на 4 дБА, на расстоянии 200 м—на 2 дБА, на расстоянии — 250 м он был в пределах допустимых величин, а на расстоянии 300 м— ниже их. Данные измерения звукового давления на расстоянии 200 м свидетельствовали о превышении его при частотах 250, 500 и 1000 Гц соответственно на 4, 3 и 2 дБ. При удалении на 250 м от работающей машины звуковое давление и суммарные уровни звука не превышали допустимых, регламентированных СНиПом П-12-77.

Шумовой режим близлежащей к машинам территории зависел не только от расстояния от источника шума, но и от характера застройки, ее замкнутости и озеленения. Даже одинокие постройки, деревья и кусты являются существенным препятствием для распространения шума. Так, суммарный уровень звука и звукового давления на расстоянии 200 м, измеряемый за отдельными кустами и постройками, не превышал допустимого. Следовательно, при невозможности снижения шума в самом источнике, т е. хмелеуборочной машине, одним из профилактических мероприятий является удаление машин от жилой застройки и создание озелененных защитных полос между ними.

Одновременно с обрывом шишек происходит выброс листьев хмеля, лепестков шишек и пыли, а также измельченной лозы на прицепы, находящиеся за пределами машин. В результате под воздействием ветра растительная пыль сносится на значительное расстояние, загрязняя атмосферный воздух. По нашим данным, средняя концентрация ныли на расстоянии 50 м от работающей хмелеуборочной машины превышала ПДК (СН 245—71) в 7 раз, на расстоянии 100 м — в 5,4 раза, на расстоянии 150 м — в 3,4 раза, на расстоянии 200 м — в 2,4 раза, на расстоянии 250 м — в 2,1 раза, на расстоянии 300 м — в 1,5 раза.

В санитарных нормах проектирования промышленных предприятий СН 245-71 предусмотрено, что «предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных веществ, а также источниками повышенных уровней шума, следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами».

Выводы

1. Санитарно-защитная зона от хмелеуборочных машин ЧХ-4Л к жилым и общественным зданиям, детским дошкольным учреждениям и школам должна быть не менее 250 м при строительстве их на открытых площадках.

2. Ввиду превышения ПДК пыли на расстоянии 300 м в 1,5 раза хмелеуборочные машины необходимо размещать с подветренной стороны по отношению к указанным объектам (жилые и общественные здания и др.).

3. При проектировании строительства машин ЧХ-4Л необходимо планировать закладку полос зеленых насаждений из пород быстрорастущих деревьев и кустарников с плотным смыканием крон деревьев друг с другом и заполнением пространства под кронами, что обеспечит задержку пыли и звуковой волны.

ЛИТЕРАТУРА

ГОСТ 12.1.005—76. Воздух рабочей зоны. М., 1976. Санитарные нормы проектирования промышленных пред-

ГОСТ 12.1.003—76. Шум. Общие требования безопасности. приятии. СН 245—71. М., 1972, с. 6, 89—94. М., 1976. Строительные нормы и правила СНиП П-12—77. Ч. 2. Нор-

мы проектирования. Глава 12. Защита от шума. М., Уманец А. М., Онуфриенко Ю. Ф., Маталяс Н. П. —

¡1978, с. 3. В кн.: Хмелеводство. Киев, 1979, вып. 1, с. 58—61. Остроменский А. Б. — В кн.: Хмелеводство. Киев, 1979,

ВЫП. 1, С. 52—57. Поступила 24/ХП 1979 г.

¥

Краткие сообщения

УДК 614.777:628.39:615.468.21.012

Б. Р. Витвицкая, И. Н. Скачкова, А. А. Семенова, Г. А. Савоничева,

Т. А. Захарова

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ СТОЧНЫХ ВОД ПРОИЗВОДСТВА АНТИМИКРОБНЫХ ТКАНЕЙ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

В соответствии с «Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» предусматривается дальнейший рост производства химических ♦¡олокон. В настоящее время в СССР одежда для населения производится на 50% из химического волокна и синтетических материалов, что позволяет значительно расширить ее ассортимент. Разнообразие материалов для одежды, безусловно, имеет гигиеническую значимость для обеспечения профилактики заболеваний, защиты кожных покровов и др.

Для профилактики и лечения гнойничковых заболеваний рекомендуется использование белья и перевязочных материалов из антимикробных тканей. Технология получения антимикробных тканей разработана проблемной лабораторией кафедры технологии химических волокон Московского текстильного института. Согласно регламенту технологического процесса, суточное количество сточных вод равно 8500—10 500 м8. Как показали данные анализов в сточные воды в процессе промывки поступает до 10,5 кг полидиметилвинилниридиний метилсульфата (ППС) и 0,3—1.8 кг гексахлорофена (ГХФ).

Применение антимикробных тканей весьма перспективно как для профилактики гнойничковых заболеваний у контингента войсковых частей, рабочих механосборочных цехов, так и для снижения частоты маститов и гнойничковых поражений у лиц, находящихся в родильных и хирургических отделениях.

В условиях реальной перспективы развития производства антимикробных тканей сформулирована задача санитарно-гигиенической оценки степени опасности для здоровья населения основных компонентов сточных вод, потенциально опасных с точки зрения загрязнения водоемов.

ППС (С10=Н16ЫО45) является высокомолекулярным полимером, обладающим флокулирующими свойствами, благодаря чему он весьма перспективен для подготовки питьевых вод, очистки и обезвоживания осадков промышленных сточных вод. Применение ППС в производстве антимикробных тканей для пропитки их полимерной основой представляет одно из направлений использования флоку-лирующнх свойств этого полимера, при этом полимеризация ППС происходит непосредственно на ткани из мономера диметилвинилпиридиннй метилсульфата. " Перед нами была поставлена задача изучить влияние ППС на органолептические свойства воды, санитарный режим водоемов, определить степень токсичности в условиях острых, подострых и хронических экспериментов. В результате изучения влияния ППС на органолептиче-

ские свойства воды установлена пороговая концентрация ППС по влиянию на запах воды на уровне 7,0 мг/л при 20 °С, так и при подогревании до 60 °С. В значительно более высоких концентрациях данное соединение придает воде вяжущий привкус и опалесценцию. При исследовании спектрофотометрическим методом стабильности водных растворов в концентрациях, используемых для осветления сточных вод. установлена высокая стабильность водных растворов ППС, поскольку на протяжении 20 сут наблюдения были получены одинаковые характеристические кривые.

При испытании ППС в концентрациях 10, 50 и 100 мг/л в 5- и 20-суточном опыте установлено, что в концентрациях 50 и 100 мг/л ППС вызывает повышение биохимического потребления кислорода (ВПК) на 10—15% по сравнению с контролем. Пороговая концентрация по влнянию на санитарный режим водоемов (рН, ВПК, процессы аммонификации, нитрификации, рост сапрофитной микрофлоры) равна 10 мг/л. В острых опытах на белых мышах, белых крысах и морских свинках установлена среднесмер-тельная доза на уровне 1700± 15, 2200±20 и 1970±16мг/кг соответственно. Клиническая картина отравления характеризовалась некоторой адинамией животных, вегетативными расстройствами, небольшим тремором, общей реакцией на звук. Гибель животных отмечалась в основном в первые 1—3 сут. Результаты острых опытов свидетельствовали об умеренной степени токсичности вещества и одинаковой видовой чувствительности лабораторных животных к действию ППС.

В 20-дневном опыте при ежедневном введении крысам по 5 мл водного раствора ППС (1250 мг/кг) изучали кумулятивные свойства ППС. На протяжении опыта летальных исходов не было. У забитых животных определяли коэффициенты массы внутренних органов, активность холин-эстеразы в печени и почках, время подвижности, кислото-и осмоустойчивость сперматозоидов. Отмечено снижение активности холинэстеразы в печени и почках (соответственно 97 и 100 ед. экст. при 200 и 165 ед. экст. в контроле). В нодостром 3-месячном опыте на крысах изучено действие ППС в дозах 400 и 80 мг/кг. На протяжении опыта при действии дозы 400 мг/кг отмечены достоверное снижение массы тела, выраженный ретикулоцитоз, повышение уровня мочевины в сыворотке крови, изменение суммационно-по-рогового показателя (СПП), значительное снижение содержания витамина С в печени и почках, что позволяет отнести ППС к веществам со слабо выраженными кумулятивными свойствами.

В условиях хронического опыта изучено функциональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.