Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ СТОЧНЫХ ВОД ПРОИЗВОДСТВА АНТИМИКРОБНЫХ ТКАНЕЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ СТОЧНЫХ ВОД ПРОИЗВОДСТВА АНТИМИКРОБНЫХ ТКАНЕЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Б Р. Витвицкая, И Н. Скачкова, А А. Семенова, Г А. Савоничева, Т А. Захарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ СТОЧНЫХ ВОД ПРОИЗВОДСТВА АНТИМИКРОБНЫХ ТКАНЕЙ»

мы проектирования. Глава 12. Защита от шума. М., Уманец А. М., Онуфриенко Ю. Ф., Маталяс Н. П. —

¡1978, с. 3. В кн.: Хмелеводство. Киев, 1979, вып. 1, с. 58—61. Остроменский А. Б. — В кн.: Хмелеводство. Киев, 1979,

ВЫП. 1, С. 52—57. Поступила 24/ХП 1979 г.

¥

Краткие сообщения

УДК 614.777:628.39:615.468.21.012

Б. Р. Витвицкая, И. Н. Скачкова, А. А. Семенова, Г. А. Савоничева,

Т. А. Захарова

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ СТОЧНЫХ ВОД ПРОИЗВОДСТВА АНТИМИКРОБНЫХ ТКАНЕЙ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

В соответствии с «Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» предусматривается дальнейший рост производства химических ♦¡олокон. В настоящее время в СССР одежда для населения производится на 50% из химического волокна и синтетических материалов, что позволяет значительно расширить ее ассортимент. Разнообразие материалов для одежды, безусловно, имеет гигиеническую значимость для обеспечения профилактики заболеваний, защиты кожных покровов и др.

Для профилактики и лечения гнойничковых заболеваний рекомендуется использование белья и перевязочных материалов из антимикробных тканей. Технология получения антимикробных тканей разработана проблемной лабораторией кафедры технологии химических волокон Московского текстильного института. Согласно регламенту технологического процесса, суточное количество сточных вод равно 8500—10 500 м8. Как показали данные анализов в сточные воды в процессе промывки поступает до 10,5 кг полидиметилвинилпиридиний метилсульфата (ППС) и 0,3—1.8 кг гексахлорофена (ГХФ).

Применение антимикробных тканей весьма перспективно как для профилактики гнойничковых заболеваний у контингента войсковых частей, рабочих механосборочных цехов, так и для снижения частоты маститов и гнойничковых поражений у лиц, находящихся в родильных и хирургических отделениях.

В условиях реальной перспективы развития производства антимикробных тканей сформулирована задача санитарно-гигиенической оценки степени опасности для здоровья населения основных компонентов сточных вод. потенциально опасных с точки зрения загрязнения водоемов.

ППС (С10=Н16ЫО45) является высокомолекулярным полимером, обладающим флокулирующими свойствами, благодаря чему он весьма перспективен для подготовки питьевых вод, очистки и обезвоживания осадков промышленных сточных вод. Применение ППС в производстве антимикробных тканей для пропитки их полимерной основой представляет одно из направлений использования флоку-лирующнх свойств этого полимера, при этом полимеризация ППС происходит непосредственно на ткани из мономера диметилвинилпиридиннй метилсульфата. " Перед нами была поставлена задача изучить влияние ППС на органолептические свойства воды, санитарный режим водоемов, определить степень токсичности в условиях острых, подострых и хронических экспериментов. В результате изучения влияния ППС на органолептиче-

ские свойства воды установлена пороговая концентрация ППС по влиянию на запах воды на уровне 7,0 мг/л при 20 °С, так и при подогревании до 60 °С. В значительно более высоких концентрациях данное соединение придает воде вяжущий привкус и опалесценцию. При исследовании спектрофотометрическим методом стабильности водных растворов в концентрациях, используемых для осветления сточных вод, установлена высокая стабильность водных растворов ППС, поскольку на протяжении 20 сут наблюдения были получены одинаковые характеристические кривые.

При испытании ППС в концентрациях 10, 50 и 100 мг/л в 5- и 20-суточном опыте установлено, что в концентрациях 50 и 100 мг/л ППС вызывает повышение биохимического потребления кислорода (ВПК) на 10—15% по сравнению с контролем. Пороговая концентрация по влиянию на санитарный режим водоемов (рН, ВПК, процессы аммонификации, нитрификации, рост сапрофитной микрофлоры) равна 10 мг/л. В острых опытах на белых мышах, белых крысах и морских свинках установлена среднесмер-тельная доза на уровне 1700± 15, 2200±20 и 1970±16мг/кг соответственно. Клиническая картина отравления характеризовалась некоторой адинамией животных, вегетативными расстройствами, небольшим тремором, общей реакцией на звук. Гибель животных отмечалась в основном в первые 1—3 сут. Результаты острых опытов свидетельствовали об умеренной степени токсичности вещества и одинаковой видовой чувствительности лабораторных животных к действию ППС.

В 20-дневном опыте при ежедневном введении крысам по 5 мл водного раствора ППС (1250 мг/кг) изучали кумулятивные свойства ППС. На протяжении опыта летальных исходов не было. У забитых животных определяли коэффициенты массы внутренних органов, активность холин-эстеразы в печени и почках, время подвижности, кислото-и осмоустойчивость сперматозоидов. Отмечено снижение активности холинэстеразы в печени и почках (соответственно 97 и 100 ед. экст. при 200 и 165 ед. экст. в контроле). В нодостром 3-месячном опыте на крысах изучено действие ППС в дозах 400 и 80 мг/кг. На протяжении опыта при действии дозы 400 мг/кг отмечены достоверное снижение массы тела, выраженный ретикулоцитоз, повышение уровня мочевины в сыворотке крови, изменение суммационно-по-рогового показателя (СПП), значительное снижение содержания витамина С в печени и почках, что позволяет отнести ППС к веществам со слабо выраженными кумулятивными свойствами.

В условиях хронического опыта изучено функциональ-

ное состояние животных при действии ППС из расчета 20, 2 и 0,2 мг/кг с использованием 22 тестов. Установлено повышение активности холинэстеразы, количества ретикуло-цитов, увеличение латентного периода и процента выпадения положительного условного рефлекса при дозах 20 и 2 мг/кг. При дозе 0,2 мг/кг (4,0 мг/л) не выявлено изменений, что позволяет считать данную дозу не действующей на организм теплокровных животных.

Сопоставление пороговых концентраций по различным показателям возможного неблагоприятного влияния ППС на условия водопользования и здоровье населения позволяет сделать вывод о том, что лимитирующим признаком вредности является санитарно-токсикологический. Допустимая концентрация ППС в воде водоемов рекомендована на уровне 4,0 мг/л.

ГХФ (С1ЭНв02С1в) — порошок беловато-кремового цвета, хорошо растворимый в ацетоне, спирте и эфире, растворимость в водных растворах 3,0 мг/л без изменений органолептических свойств воды. Влияние ГХФ на процессы самоочищения водоемов изучено в 7 сериях 5—7-суточных и в 2 сериях 20-суточных опытов. Исследованы концентрации 3, 0,3, 0,1 и 0,03 мг/л. Установлено, что данное соединение оказывает выраженное ингибирующее влияние на динамику потребления кислорода, рост и развитие сапрофитной микрофлоры в концентрациях 3, 0,3 и даже 0,1 мг/л. Недействующей по влиянию на ВПК, активную реакцию воды и процессы минерализации органических веществ оказалась концентрация 0,03 мг/л.

В острых опытах на белых мышах, белых крысах, кроликах и морских свинках при введении ГХФ в масляных растворах среднесмертельные дозы определены на уровне соответственно 90—200, 150 и 197 мг/кг, что свидетельствует о высокой токсичности ГХФ. Изучение кумулятивных свойств ГХФ на белых мышах в дозах 18, 3,6 и 0,9 мг/кг (1/5,'/2& и 1/,00 LD60) позволило сделать вывод о слабо выраженных кумулятивных свойствах ГХФ. В результате подострого опыта на белых крысах при введении ГХФ в дозах 38,8 и 1,8 мг/кг выявлено уменьшение СПП, резкое снижение количества SH-rpynn в крови, увеличение показателей агломерации лейкоцитов. Изменения были выражены при дозе 38 мг/кг, минимально действующей дозой являлась доза 8 мг/кг.

На основании расчетных уравнений для выбора доз в хроническом опыте с учетом среднекумулятивных свойств изучено действие ГХФ в дозах 3, 0,3 и 0,03 мг/кг при 6-месячной затравке белых крыс. Установлено, что при дозе 3 мг/кг снижалась активность холинэстеразы, повышалось количество ретикулоцитов, активности альдолазы, что четко коррелировало с уменьшением порога нервно-мышечной возбудимости и возрастанием агломерации лейкоцитов. При применении ГХФ из расчета 0,3 мг/кг появились преходящие изменения функционального характера. Доза 0,03 мг/кг не вызвала каких-либо нарушений. Таким образом, ГХФ в концентрации 0,6 мг/л (0,03 мг/кг) безопасен для здоровья человека.

В плане отдаленных последствий изучено гонадоток-сическое действие ГХФ (время подвижности и общее количество сперматозоидов, кислото- и осмоустойчивость) и обнаружена олигоспермия лишь при максимальной дозе. Имеющиеся в литературе многочисленные данные (Rose;

Wisniewski и Cammer; и др.) свидетельствуют об отсутствии эмбриотоксического действия ГХФ. Сопоставление пороговых концентраций ГХФ явилось основанием для нормирования этого соединения по общесаннтарному признаку вредности на уровне 0,03 мг/л.

Для пропитки тканей полимерной основой может использоваться вместо ППС натриевая соль полиакриловой кислоты (ПАК) — порошок светло-серого цвета, раство- 4 ряющегося в воде на уровне 2% раствора. При проведении опытов по изучению влияния ПАК на качество воды установлено, что ведущим признаком является вяжущий привкус, интенсивность которого 2 балла определяется на уровне 15 мг/л. При изучении влияния ПАК на санитарный режим водоемов установлено, что в концентрациях 50 и 100 мг/л он вызывает повышение биохимического потребления кислорода (ВПК) на 22 и 44% в первые и на 15—17% в последующие сутки наблюдения в течение 3—8 сут. Не обнаружено влияния на динамику ВПК и интенсивность развития сапрофитной микрофлоры при концентрации 25 мг/л, являющейся пороговой по общесанитарному признаку вредности.

В острых опытах на белых мышах и белых крысах в результате дробного введения водных растворов установлены среднесмертельные дозы ПАК на уровне 9600 и 10 000 мг/кг. В условиях 2-месячного опыта при перо-ральном введении ПАК белым мышам из расчета 2500 мг/кг гибели их не наблюдалось. Отсутствие летального эффекта в опыте при условии ежедневного введения 2500 мг/кг свидетельствует о слабо выраженных кумулятивных свойствах ПАК. В подостром эксперименте на белых крысах при введении его в дозах 200, 50 и 10 мг/кг изучено функциональное состояние животных с использованием^ тестов, адекватных токсикодинамике акрилатов: активность ферментов, морфологический состав крови: количество ретикулоцитов, СПП. Результаты исследований позволили выявить проявление интоксикации только при дозе 200 мг/кг. Исходя из результатов ранее проведенных исследований ПАК и его производных и учитывая данные литературы (Н. А. Рахманина и Б. Р. Витвицкая; Н. В. Климкина и Плитман С. И., и др.), свидетельствующие также о малой кумулятивности полиакрилатов, мы сочли возможным воспользоваться рекомендациями «Методических указаний» относительно применения расчетного уравнения для определения максимально недействующей дозы (МНД) для малокумулятивных веществ: МНД=0,9 lg LD50—3,6. Согласно этому уравнению, МНД для полиакрилата натрия равна 1,0 мг/кг (20 мг/л). Сопоставление пороговых концентраций позволяет рекомендовать ПДК для ПАК на уровне 15 мг/л по санитарно-токсикологическому признаку вредности. .

В результате проведенных развернутых исследованийw установлены гигиенические нормативы допустимого содержания в воде водоемов: ППС — 4,0 мг/л по санитарно-токсикологическому признаку вредности, ГХФ — 0,03 мг/л по общесанитарному признаку вредности, ПАК — 15,0 мг/л по санитарно-токсикологическому признаку вредности. Разработанные гигиенические нормативы являются основанием для разрешения промышленного производства антимикробных тканей.

ЛИТЕРАТУРА

Климкина Н. В., Плитман С. И. — В кн.: Биохимиче- ликанской конф. по подготовке питьевой воды. М., 1967 ские методы исследования в гигиене. М., 1973, с. 87— с. 45—47.

91. Rose A. L., Wisnleu/ski Н. М., Cammer W. — J. neurol.

Рахманина Н. А., Витвицкая Б. Р. Материалы респуб- Sei., 1975, v. 24, p. 425—435.

Поступила 8/V 1980 г-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.