Научная статья на тему 'К вопросу о разграничении правового режима и иных смежных юридических категорий'

К вопросу о разграничении правового режима и иных смежных юридических категорий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1745
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ / НОРМА ПРАВА / ИНСТИТУТ ПРАВА / ОТРАСЛЬ ПРАВА / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / LEGAL REGULATIONS / LEGAL STATUS / RULE OF LAW / INSTITUTE OF LAW / BRANCH OF LAW / LEGAL MECHANISM / MECHANISM OF LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Галина Серафимовна

В статье рассматриваются вопросы соотношения правового режима с такими юридическими категориями, как «правовое состояние», «норма права», «институт права», «отрасль права», «правовой статус», «правовой механизм», «механизм правового регулирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of delimitation of the legal regime and other related legal categories

The article considers the issues of correlation of the legal regime of such legal terms as «legal state», «rule of law», «Institute of law», «the branch of law», «legal status», «legal mechanism and the mechanism of legal regulation».

Текст научной работы на тему «К вопросу о разграничении правового режима и иных смежных юридических категорий»

УДК 340.12 ББК 67.0

Г.С.Беляева

К вопросу о разграничении правового режима и иных смежных юридических категорий

В статье рассматриваются вопросы соотношения правового режима с такими юридическими категориями, как «правовое состояние», «норма права», «институт права», «отрасль права», «правовой статус», «правовой механизм», «механизм правового регулирования».

Ключевые слова: правовой режим, правовое состояние, норма права, институт права, отрасль права, правовой статус, правовой механизм, механизм правового регулирования.

G.S.Beliaeva

To the question of delimitation of the legal regime and other related legal categories

The article considers the issues of correlation of the legal regime of such legal terms as «legal state», «rule of law», «Institute of law», «the branch oflaw», «legal status», «legal mechanism and the mechanism of legal regulation».

Keywords: legal regulations, legal status, rule of law, institute of law, branch of law, legal status, legal mechanism, mechanism of legal regulation.

В вопросе поиска оптимального определения понятия правового режима безусловно важным моментом является выявление его соотношения и разграничения со смежными юридическими категориями.

«Правовой режим» и «правовое состояние». Правовое состояние представляет собой разновидность социального состояния, способ юридического бытия субъектов, объектов или общественных отношений в определенный момент времени и в определенном пространстве, как правило, закрепленный в установленном законом порядке.

По мнению Н.И. Матузова, категория «правовое состояние» методологически плодотворна при анализе целой группы различных политико-юридических явлений. Особенно целесообразно исследование названной категории в качестве методологического инструмента при анализе правового сознания, правовой культуры, законности, правопорядка, юридической ответственности. Явно или неявно, но научное познание в области юриспруденции обычно начинается с выделения и интерпретации состояний, в которых находится, может или должен находиться тот или иной правовой объект [1].

Правовой режим является категорией, достаточно тесно связанной с правовым состоянием. И если последнее применяется преимуществен-

но к характеристике правового положения субъектов, объектов или общественных отношений, то правовой режим - категория более универсальная, поскольку активно используется в отношении большого круга правовых явлений.

Если еще раз обратиться к этимологии понятия режим, то в самом общем виде в его определении можно выделить два аспекта: режим как способ существования некоего объекта (реально существующая совокупность определенных параметров того или иного объекта) и как путь достижения данного способа существования (совокупность правил, способов и методов, направленных на достижение данных параметров объекта).

Следовательно, в своем материальном значении, и в этом можно согласиться с позицией Ю.С. Новиковой, понятие «правовой режим» может быть признано тождественным понятию «правовое состояние» и пониматься как способ существования какого-либо объекта, выражающийся в виде его характеристик в определенный момент времени и в определенном пространстве [2].

Данную точку зрения подтверждают и Н.И. Матузов и A.B. Малько, которые утверждают, что правовой режим, призванный упорядочить социальные состояния (процессы) и обладающий соответствующими элементами, сам вы-

ступает в качестве разновидности правового состояния [3].

Как уже было сказано ранее, установление правового режима необходимо для наступления определенного социального результата (эффекта или состояния), к которому стремится законодатель, путем выбора наиболее оптимальных способов и средств в качестве цели его достижения. В качестве такой цели регулирования нередко выступает развитие, закрепление, охрана или прекращение какого-либо правового состояния.

Таким образом, если под правовым режимом понимать порядок, (систему методов) правового регулирования, то правовое состояние - это те цель и результат, к которому законодатель стремится, устанавливая тот или иной правовой режим.

Тем самым правовой режим создает в рамках правового состояния условия оптимального функционирования и существования субъектов как обладателей субъективных прав и юридических обязанностей и объектов права как носителей определенных качеств и свойств, имеющих юридическое значение. Правовой режим определяет порядок регулирования правового состояния, то есть он устанавливается законодателем, а реализуется посредством перехода в правовое состояние.

Правовое состояние носит стабилизирующий (устойчивый) характер, является длящимся во времени (например, брак, родство, гражданство, дееспособность, недееспособность и другие).

Характер и особенности содержания и проявления правового состояния оказывают непосредственное влияние на выбор средств и способов их регулирования.

В случае если правовое состояние оказывает позитивное влияние на общественные отношения и их участников как носителей последнего, законодатель стимулирует его существование и развитие. Например, в соответствии со ст. 1 Семейного кодекса РФ, семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Если же правовое состояние оказывает в целом негативное воздействие, то законодатель стремится ограничить его, вернуть в первоначальное состояние. Например, в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» решение о приобре-

тении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

В свою очередь, и само содержание правового состояния будет оказывать влияние на способы, методы, типы правового регулирования, выбор юридического инструментария в рамках правовых режимов.

Если правовое состояние складывается в рамках частного права, то регулирование будет осуществляться по общедозволительному типу, то есть общий порядок возникновения, изменения или прекращения правового состояния будет происходить по воле его носителя (носителей). Например, в соответствии со ст. 12 СК РФ для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак.

Если правовое состояние реализуется в сфере публичного права, то первоочередное значение имеет не воля носителей правового состояния, а интересы общества или государства (публичный интерес). Например, в соответствии со ст. 86 Уголовного кодекса РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость как правовое состояние возникает тем самым по воле законодателя путем вынесения правоприменительного акта вне зависимости от (и даже против) воли лица - носителя этого правового состояния.

Подводя итог, можно заключить, что разграничение понятий «правовое состояние» и «правовой режим» происходит по следующим основаниям:

- правовой режим - это порядок правового регулирования, сочетающий в себе комплекс правовых средств такового. Правовое состояние - это способ правового проявления субъектов, объектов, общественных отношений;

- правовое режим олицетворяет порядок правового регулирования, правовое состояние -цель и результат такового.

Таким образом, соотношение понятий «правовое состояние» и «правовой режим» происходит по формуле: «правовой режим - это всегда определенное состояние, но не каждое правовое состояние - правовой режим».

«Правовой режим» и «норма», «институт», «отрасль права». С нашей точки зрения, отождествление данных категорий является методологически неверным по следующим причинам. Указанные категории детально разработаны юридической наукой, сформулированы их понятия, признаки, структуры, классификации и т.д. Нормы права объединяются в отрасли, отрасли делятся на институты, которые

в свою очередь могут образовывать подотрасли и субинституты (подинституты). Правовые режимы представляют собой качественно иное образование и в данные рамки не укладывается.

Кроме того, данное деление норм права разработано юридической наукой и употребляется только в научных источниках и учебной литературе, в то время как категория «правовой режим» широко представлена и в нормативноправовых актах различного уровня.

Указанные категории различаются и по объему. Нормы, отрасли, институты права, будучи элементами содержания права, включаются в текст нормативно-правового акта или целой группы актов. Правовой режим, в свою очередь, тоже устанавливается этими актами, но не охватывается ими полностью, а лишь путем изложения определенного правила поведения.

Правовые нормы, естественно, составляют основу правового режима в регулируемой режимом ситуации, однако он не сводится к их совокупности.

Институт и отрасль права включают все те же «тематические» родственные правила поведения, правовой режим же, помимо норм права, складывается из правоотношений, юридической ответственности, комплекса юридических фактов и т.д. Правовыми средствами, мотивирующими поведение субъектов, выступают не сами нормы права..., а те меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся... - правовые стимулы и ограничения» [4].

«Правовой режим» и «правовой статус» субъекта. Статус от лат. status (состояние, положение) определяется как правовое положение гражданина или юридического лица (организации) по отношению к государству, его органам, физическим и юридическим лицам; для коллективных субъектов права - «закрепленное уставами и положениями в объеме, необходимом для выполнения стоящих перед ним задач» [5].

В юридической литературе по вопросам разграничения вышеназванных понятий имеются следующие точки зрения.

В частности, Д.Н. Бахрах указывает, что к правотворчеству, правоприменению, к изучению права возможен статутный подход, то есть подход с точки зрения субъекта, но к юриспруденции также применим и так называемый режимный подход, то есть систематизация норм по признаку объекта [6].

Э.Ф. Шамсумова полагает, что понятие «правовой режим» шире понятия «правовой статус», поскольку правовой режим как категория практическая устанавливается лишь относительно какого-либо объекта, субъекта или деятельности. Говоря же о субъектах, по мнению автора, чаще всего речь идет о характеристике их правового статуса. Однако наличие или обладание правовым статусом еще не

предполагает установление правового режима

[7].

По мнению Б.Б. Каминского, правовой статус взаимодействует с правовым режимом той или иной отрасли права. Юридический режим является своего рода «питательной средой», в которой происходит и формируется содержание субъективных прав и юридических обязанностей гражданина, то есть его правовой статус

[8].

По нашему мнению, если говорить о соотношении правового режима и правового статуса, оно представляет собой соотношение целого и в структурном отношении его составной части: если под правовым статусом понимать сложное (комплексное) правовое средство, то правовой режим - комплекс правовых средств различного уровня (от сложных до простых). Структурные элементы правового статуса полностью входят в структуру правового режима, который, в отличие от статуса, ориентирован на такие существенные характеристики субъектов права, как объекты правового регулирования, ситуационные (временно-пространственные характеристики), метод правового регулирования (для отраслевых правовых режимов), другие объекты, обретающие конкретику в соответствии с регулируемыми ситуациями.

«Правовой режим» и «правовой механизм». Правовой механизм представляет собой комплекс юридических средств, необходимых для достижения юридических целей, действующих последовательно в соответствии с определенной юридической процедурой (схемой).

По объему правовой режим более широкое понятие, чем правовой механизм, поскольку включает более широкий набор юридических средств (инструментов), в том числе и сами правовые механизмы, охватывает специфический набор методов и типов правового регулирования.

Правовые режимы олицетворяют функциональную характеристику права - определенный порядок, они нацелены не только на результат (достижение целей правового регулирования), но и обеспечивают сам процесс регулирования, создавая его особую направленность и настрой (климат).

Правовые механизмы нацелены, прежде всего, на результат - наиболее оптимальное достижение субъектами права юридических целей и задач. Например, введенный в России в 2010 году механизм альтернативного урегулирования споров с участием посредника (медиации) направлен на урегулирование споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Таким образом, цели правовых механизмов по сравнению с режимными целями являются более предметными, конкретными.

Кроме того, правовые режимы обладают Данные категории не совпадают и по объему:

большей стабильностью поскольку, являясь помимо элементов МПР (норм права, юридиче-

разновидностью правового состояния, сами ских фактов, актов реализации права, правопри-

направлены на их закрепление и регулирова- менения), составляющих механизм реализации

ние (охрану). Правовые механизмы, напротив, правовых режимов, в его содержание входят субь-

отличаются динамичностью, поскольку пред- екгы, их правовые статусы, объекты, методы взаи-

назначены для практической деятельности и мосвязи конкретных видов субъектов с объектами,

представляют собой определенные схемы, ал- система гарантий, в том числе юридическая огвег-

горитмы, меняющиеся по мере изменения юри- сгвенносгь за нарушение режимных требований,

дической практики. Для правового режима имеют важнейшее значение

«Правовой режим» и «механизм правового такие условия, как время, пространство, круг лиц,

регулирования». Механизм правового регули- на которые он распространяется, наполняющиеся

рования (МПР) можно определить наиболее конкретным содержанием в соответствии с регули-

общую модель правового воздействия, право- руемыми социальными процессами [9].

вой режим - как особую разновидность МПР, Суммируя вышесказанное, правовой режим

специфический механизм правового регули- можно определить как особый порядок право-

рования, особым образом регулирующий кон- вого регулирования общественных отноше-

кретную группу общественных отношений, ний, основанный на определенном сочетании

направленный на конкретные виды объектов правовых средств и способов правового ре-

(субъектов), в рамках которого последние дей- гулирования, гарантий и принципов, направ-

ствуют. ленный путем создания благоприятных (неПравовой режим реализуется через МПР, благоприятных) условий для удовлетворения

это его своеобразная проекция на определен- интересов субъектов права на достижение

ную социальную ситуацию. оптимального социального порядка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матузов Н.И. Правовая система и личность Саратов, 1986. С. 15-16, 27.

2. Новикова Ю.С. Правовое состояние и правовой режим: вопросы разграничения понятий // Вестник УЮрГУ 2006. № 13. С. 21.

3. Малько А.В., Матузов Н.И. Правовые режимы: понятие и виды// Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. тр. Вып. 4. Право и политика: современные проблемы становления и развития. Воронеж, 1996. С. 17.

4. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Известия вузов. Правоведение. 1998. № 3. С. 134.

5. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1987. С.454, 458.

6. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2002. С. 411.

7. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 119-120.

8. Каминский Б.Б. Индивидуальный правовой статус личности: Дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1986. С. 29.

9. Матузов Н.И., Малько А.В, Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 66.

REFERENCES

1. Matuzov N.I. Pravovaia sistema i lichnost' [Legal system and the identity]. Saratov, 1986. pp.15-16,27.

2. Novikova Iu.S. Legal status and legal regime: the issues of delimitation of the concepts. Vestnik Iuzhno-Ural'skogogosudarstvennogo universiteta - Herald of the South Ural state University, 2006, no.13. p.21.

3. Mal'ko A.V., Matuzov N.I. Pravovye rezhimy: poniatie i vidy [Legal regimes: the concept and types]. Pravovaia nauka i reforma iuridicheskogo obrazovaniia: Sb. nauch. tr. Vyp. 4. Pravo i politika: sovremennye problemy stanovleniia i razvitiia [Legal science and the reform of legal education: Law and politics: a modern problems of formation and development]. Voronezh, 1996. p. 17.

Mal'ko A.V Incentives and restrictions in the law. Izvestiia vuzov. Pravovedenie - Proceedings of the universities. jurisprudence, 1998, no.3. p.134 (in Russian).

Iuridicheskii entsiklopedicheskiislovar' [Legal encyclopaedic dictionary] / Pod red. A.Ia. Sukhareva [Ed. by A.Ia.Sukharev]. M., 1987. p.454,458.

Bakhrakh D.N. Administrativnoe pravo Rossii: Uchebnik dlia vuzov [Administrative law in Russia: Textbook for universities]. Moscow, 2002. p.411.

Shamsumova E.F. Pravovye rezhimy (teoreticheskii aspekt): Diss. ... kand. iurid. nauk [Legal regimes (theoretical aspect): Diss. ... PhD in law]. Ekaterinburg, 2001. pp.119-120.

Kaminskii B.B. Individual'nyi pravovoi status lichnosti: Diss.... kand. iurid. nauk [Individual legal status of an individual: Diss. ... PhD in law]. Sverdlovsk, 1986. p. 29.

Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Political and legal regimes: actual aspects. Obshchestvennye nauki i sovremennost' - Public Sciences and modernity, 1997, no.1. p.66 (in Russian).

Информация об авторе: Information about the author:

Беляева Галина Серафимовна Beliaeva Galina Serafimovna

(Россия, Белгород) (Russia, Belgorod)

Доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры Associate professor, PhD in law, associate professor of теории государства и права. Department of theory of state and law.

Юго-Западный государственный университет. Southwest State University.

E-mail: belvp46@mail.ru E-mail: belvp46@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.