I. ПРАВО 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
1.1. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОГРАНИЧЕНИЯ
Беляева Галина Серафимовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права Юго-Западного государственного университета Место работы: Юго-Западный государственный
университет
Аннотация: В статье рассматриваются сущностные характеристики правового режима ограничения как вида правового режима. Автором выявляются признаки правового режима ограничения и дается его понятие.
Ключевые слова: правовой режим, правовой режим ограничения, формы правового ограничения, ограничивающие правовые средства.
TO A QUESTION OF CONCEPT OF A LEGAL REGIME OF RESTRICTION
Belyaeva Galina Serafimovna, candidate of jurisprudence, associate professor, associate professor of department of theory of state and law South Western state university
Place of employment: South Western state university
Annotation: The article is devoted to the essential characteristics of the legal regime of restrictions as a kind of legal regime. The author analyzes the characteristic features of legal regime of restrictions and gives its concept.
Keywords: the legal regime, the legal regime of restrictions, forms of legal restrictions, restricting legal tools.
Прежде чем приступить к рассмотрению понятия правового режима ограничения, целесообразно остановиться на краткой характеристике правового режима в целом, поскольку правовой режим ограничения (наряду со стимулирующим правовым режимом) является основным подвидом правового режима, характеризующим определенный способ правового регулирования (по соотношению в нем стимулов и ограничений), основанным на системе ограничивающих правовых средств и соответствующих правовых методах и принципах.
Обращает на себя внимание то, что понятие правового режима в общей теории права подвергалось более или менее глубокому анализу достаточно давно, однако четкого представления о данной категории так и не было получено. Как результат, несмотря на многообразие значений рассматриваемого понятия в юридической литературе, оно пока не получило полного освещения и, в основном, используется в различных отраслевых исследованиях применительно к характеристике объектов правового регулирования.
Отметим, что относительно определения правового режима в общей теории права существует несколько основных подходов, на подробной характеристике
которых мы останавливаться не будем1, но суть их такова.
Правовой режим в разное время определялся как «социальный режим некоторого объекта, закрепленный
правовыми нормами и обеспеченный совокупностью
2
юридических средств» ; «порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования» ; результат регулирующего воздействия на общественные отношения систем (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных
«4
отношений ; система условий и методик осуществления правового регулирования, определенный «распорядок» действия права, необходимый для оптимального достижения соответствующих целей»5; порядок
регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, создающих особую направленность регулирования и характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний6 и другие.
Со своей стороны заметим, что своеобразным
«синтезированным» определением правового режима, разработанным с учетом всех аспектов высказанных точек зрения, можно считать позицию Н.И. Матузова и А.В. Малько, ориентированную на функциональную характеристику права: «правовой режим есть особый порядок регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень
благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права»7.
Наряду с этим, в рамках данной школы нельзя не упомянуть определение правового режима,
предложенное О.С. Родионовым: «правовой режим - это
установленный законодательством особый порядок регулирования, представленный специфическим комплексом правовых средств, который при помощи оптимального сочетания стимулирующих и ограничивающих элементов создает конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности в целях
1 Подробнее об этом см., напр.: Придворов Н.А., Брыксина Г.С. Правовой режим органа государственной власти (теоретикоправовой аспект) // Ленинградский юридический журнал. 2007. № 3 (9). С. 5-22.
2 Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1987. С. 258-259.
3 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185.
4 См.: Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 123.
5 Янгол Н.Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы: курс лекций. СПб, 2006. С. 13.
6 Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории права. Н.Новгород, 1992. С. 29.
7 Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Известия вузов. Правоведение. 1996. № 4. С. 17-18.
Беляева Г. С.
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОГРАНИЧЕНИЯ
беспрепятственной реализации субъектами права своих интересов»8.
Таким образом, как показывают приведенные выше мнения относительно понятия правового режима, значимой можно назвать такую характеристику правовых режимов, как «степень благоприятности (неблагоприятности) для удовлетворения субъектов права», так называемый «информационно-
психологический аспект правового регулирования», характеризующийся сочетанием правовых стимулов и ограничений9.
Надо сказать, что к данному выводу приводят и другие исследователи. Так, С.С. Алексеев отмечает, что «правовой режим выражает ... наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности», и при этом отмечает «первостепенное значение для освещения правовых режимов различных правовых
преимуществ и ограничений»10.
Безусловно, в каждой из представленных характеристик правового режима имеется рациональное зерно, в связи с чем можно выделить основные черты (признаки), характеризующие правовой режим
ограничения (как вид правового), и предпринять попытку систематизировать их.
Как известно, сущность явления всегда проявляется посредством изучения его признаков, поэтому приступим к их установлению и характеристике.
Первое - нормативно-правовое закрепление. Нормативно-правовое закрепление правовых режимов посредством письменной формы позволяет, с одной стороны, четко обозначить комплекс правовых средств, используемых для регулирования ситуации, а с другой является своеобразным стимулом для субъектов права к правомерному поведению в рамках выбранного правового режима. Следовательно, субъекты права, в силу закона вовлеченные в определенные правоотношения, уже с самого начала видят в них свое место (роль), получают представление как о возможной ответственности за нарушение правового режима, так и о позитивных моментах участия в правоотношениях.
Что касается правового режима ограничения, то при его нормативно-правовом закреплении имеются определенные особенности: он детально разработан, как правило, содержит в себе исчерпывающий перечень субъектов, объектов, средств правового регулирования и т.д., не предусматривает для актов нижестоящих органов и должностных лиц вариативности поведения.
Например, ст. 11Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»11 содержит являющийся исчерпывающим перечень ограничений, связанные с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации.
Второе - специфическая цель правого режима, которая состоит в том, чтобы определенным способом регламентировать отдельные области общественных отношений посредством выделения во временных и пространственных границах тех или иных субъектов и объектов права.
8 Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством. Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 38.
9 См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 31-41.
10 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 186, 66.
11 Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
В этом случае специфическая цель правового режима ограничения совпадает с целью правового режима стимулирующего характера.
Характеризуя цель правового режима конструктивно, по нашему мнению, говорить о непосредственной его цели (обеспечение специфического порядка регулирования общественных отношений), и о его конечной (окончательной) цели, по существу совпадающей с целью осуществления любого вида юридической деятельности, а именно: «воплощенный в себе итог соответствующих действий и операций ее субъектов и участников»12, то есть законное и обоснованное рассмотрение и разрешение любого юридического дела.
В этом плане трудно согласиться с мнением И.Р. Забугина, который считает, что целью правового режима ограничения является «сдерживание противозаконного поведения»13, поскольку это самое «сдерживание» проявляется не как цель правового режима, а лишь как способ его реализации. В целом же все правовые режимы направлены на удовлетворение интересов субъектов права, обеспечение нормального функционирования общественных отношений. Вопрос «сдерживания противозаконного поведения» тем самым лежит в плоскости средств, а не целей правового регулирования и относится к дальнейшим признакам правового режима ограничения.
Наряду с этим, при характеристике признаков правового режима ограничения необходимо отметить особый порядок регулирования.
Особенность любого правового режима проявляется тогда, когда создается и используется особая комбинация правовых средств, включающая в себя общие дозволения и запреты, позитивные обязывания и рекомендации, стимулы и ограничения и т.д. Но в любой комбинации, по верному выражению М.М. Султыгова, с одной доминантой: «Ведь не случайно в рамках правового режима проявляются различные способы правового регулирования, но в каждом режиме это во многом определяет его специфический настрой - один из способов зачастую выступает как приоритет или доминанта над другим, вследствие чего этот приоритетный способ играет определяющую роль в правовом регулировании и создает при этом особое специфическое направление или удобную для себя атмосферу, «климат»14.
Правовой режим ограничения складывается из системы соответствующих ограничивающих средств (запретов, позитивных обязываний, приостановлений, наказаний, пределов, изъятий, цензов, квот, лимитов и т.д.).
Наиболее часто используемым законодателем формой правового ограничения является запрет. Характеризуя специфику запрета как формы правового ограничения, необходимо сказать, что за его нарушение применяются меры юридической ответственности. Норма права, устанавливающая правовой запрет, предполагает и наличие мер государственного принуждения, обеспечивающих соблюдение установленного законом
12 Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. М., 2005. С. 15.
13 См.: Забугин И.Р. Специальный правовой режим ограничения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1(4). С. 71.
14 Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти. Дисс.... докт. юр. наук. СПб, 2005. С. 45-46.
правила поведения, а в случаях его нарушения -наказание виновного.
Данное положение находит свое подтверждение в действующем законодательстве. Так, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ»15 в п. 4 ст. 17 закрепляет положение о том, что за несоблюдение запретов, связанных с государственной службой, устанавливается ответственность.
Из изложенного выше вытекает следующий признак правового режима: создание оптимальных условий для субъектов права для реализации своих интересов.
Правовой режим ограничения (в противовес режиму стимулирующего характера) создает для определенных субъектов права режим неблагоприятности, поскольку, по верному выражению А.В. Малько, направлен на сдерживание их интересов и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны в правоотношении и общественных интересов в охране и защите16.
Так, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
И, наконец, последний признак правового режима заключается в том, что этот режим соответствующим образом структурирован.
С нашей точки зрения, правовой режим ограничения включает в себя такие компоненты, как принципы, правовые средства и правовые гарантии. Представляется, что предложенная структура (состав) правового режима наиболее оптимальна, поскольку в ней четко представлены составляющие (компоненты) исследуемой категории, и она в полной мере отвечает его содержанию.
Суммируя вышесказанное, правовой режим ограничения можно определить как особый нормативный порядок регулирования на основе установленных и обеспеченных государством ограничивающих правовых средств, создающий конкретную степень неблагоприятности в целях реализации субъектами права своих интересов, который выражается в специфике способов и гарантий его реализации, ответственности за нарушение режимных требований и основывается на действии общих принципов, приводящих все его элементы в единую упорядоченную систему.
Список литературы:
1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
2. Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории права. Н.Новгород, 1992.
3. Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. М., 2005.
4. Забугин И.Р. Специальный правовой режим ограничения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1(4).
5. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1987. С. 258-259.
6. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Известия вузов. Правоведение. 1996. № 4. С. 17-18.
8. Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.
9. Придворов Н.А., Брыксина Г.С. Правовой режим органа государственной власти (теоретико-правовой аспект) // Ленинградский юридический журнал. 2007. № 3 (9). С. 5-22.
10. Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
11. Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти: дис.. докт. юр. наук. СПб, 2005.
12. Янгол Н.Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы: курс лекций. СПб, 2006.
Reference list:
1. Alekseev S. S. The general permissions and the general interdictions in the Soviet law. M., 1989.
2. Babayev V. K. Baranov V.M., Goyman V. I. Dictionary of categories and concepts of the general theory of the law. N. Novgorod, 1992.
3. Belyaev V.P. Control and supervision in the Russian state. M., 2005.
4. Zabugin I.R. Special legal regime of restriction // Vector of science of the Tolyatti state university. 2011 . No. 1(4).
5. Isakov V. B. The mechanism of legal regulation and legal regimes // Problems of the theory of the state and the law / Under the editorship of
5. S. Alekseev. M., 1987. P. 258-259.
6. Malko A.V. Incentives and restriction in the law. M., 2003.
7. Matuzov N. I., Malko A.V. Legal regimes: theory and practice questions // News of higher education institutions. Jurisprudence. 1996 . No. 4. P. 17-18.
8. Morozova L.A. The constitutional regulation in the USSR. M., 1985.
9. Pridvorov N.A., Bryksina G. S. Legal regime of public authority (teoretiko-legal aspect) // Leningrad legal magazine. 2007 . No. 3 (9). P. 5-22.
10 . Rodionov O. S. Mechanism of establishment of legal regimes in Russian legislation: the thesis on competition of a scientific degree of the candidate of jurisprudence. Saratov, 2001.
11. Sultygov M. M. Constitutional legal regime of restriction of the government: the thesis on competition of a scientific degree of the doctor of jurisprudence. SPb, 2005.
12. Yangol N. G. Extraordinary legislation and exclusive legal regimes: course of lectures. SPb, 2006.
РЕЦЕНЗИЯ
Как справедливо отмечается в юридической литературе, правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование общественных отношений, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов, что особенно важно в период экономических, политических и социальных преобразований, осуществляемых сегодня в России.
Это дает основание полагать, что проблемы правового режима являются актуальными, а его общетеоретическое осмысление -важной задачей юридической науки на современном этапе.
В связи с изложенным обоснованным и своевременным представляется обращение автора к осознанию и уяснению сущности и содержания названной проблематики, ее дальнейшей научной разработке.
Обращает на себя внимание научная и практическая значимость рецензируемого исследования, поскольку теоретический анализ понятия и признаков правового режима дает возможность выхода в практическую плоскость.
Отметим также, что положения статьи в определенной мере дополняют и развивают раздел теории права, посвященный средствам правого регулирования, могут быть использованы в научной деятельности и учебном процессе, а также при совершенствовании российского законодательства и в правоприменении.
Все изложенное позволяет сделать вывод о доброкачественности представленной Г.С. Беляевой статьи.
Таким образом, рецензируемая статья Г.С. Беляевой является актуальной, теоретически и практически значимой работой, что позволяет рекомендовать ее к изданию.
Зав. кафедрой теории государства и права Юго-Западного государственного университета, доктор юридических наук, профессор
О. Г. Ларина
15 ^брание законодательства РФ. 2004. № 31. Cr. 2063.
16 Cм.: Малько АБ. Указ соч. C. 91.