ТЕОРИЯ ПРАВА
В.Ю. Панченко*, И.В. Пикулева**
Реалистическое понимание правовых режимов: к постановке проблемы***
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию правовых режимов. Авторы статьи, анализируя нормативную трактовку правовых режимов, приходят к выводу о ее недостаточности и бессилии в объяснении различий реального действия одинаковых наборов нормативно-регулятивных средств, необходимости реалистического понимания правовых режимов как юридико-факти-ческой характеристики правореализационных процессов. В работе проводится аналогия между понятиями «правовой режим» и «политический режим», выявляется общее сущностное начало правового и политического режимов — оба явления характеризуют право и государство в функциональном, дея-тельностном аспектах. С этих позиций реальная степень использования и обеспеченности прав и законных интересов обосновывается в качестве главного критерия правовых режимов той или иной области общественных отношений. Кроме того, авторами обозначены основные направления последующей теоретико-правовой разработки понятия правового режима, его видов и уровней. Ключевые слова: правовой режим, правовое регулирование, политический режим, права человека, реализация права, законные интересы, правовая жизнь, правовая политика, правовая деятельность, теория права.
Анализ оперирования понятием «правовой режим» в публикациях ученых-юристов последнего десятилетия, в том числе диссертационного и монографического характера, показывает, что данный термин несет как самостоятельную познавательную нагрузку, обоснованно используется для характеристики правового регулирования, так и употребляется к месту и не к месту, выступает своего рода украшением, тогда как вкладываемое в него содержание вполне укладывается в рамки традиционных категорий способов, методов, типов и иных характеристик правового регулирования1.
Можно считать относительно устоявшимся в отечественном правоведении понимание право-
1 См., напр.: Кальгина А.А. Правовой режим банковского счета: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Овлащенко А.В. Правовой режим морских пространств Латвии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Попов В.В. Правовой режим земель железнодорожного транспорта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
вого режима как особого порядка правового регулирования конкретной области общественных отношений, состоящего из совокупности юридических средств и отличающегося определенным их сочетанием2.
Представляется, что такая трактовка понятия «правовой режим» (которую можно условно обозначить «нормативной») отражает правовую жизнь только в нормативном срезе, показывает отношение нормативно-регулятивных средств (правовых норм, нормативных обобщений) к удовлетворению опосредуемых правом разнообразных интересов субъектов права. Если содержание нормативного регулирования адекватно выражает потребности людей и организаций и правовые процедуры их удовлетворения, право-
2 См., напр.: Косак А.В., Малько А.В. Основы теории пра-
вовых режимов // Малько А.В., Барзилова И.С. Правовые
режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 8.
© Панченко В.Ю., 2015
* Панченко Владислав Юрьевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и
права Юридического института Сибирского федерального университета.
[panchenkovlad@mail.ru]
660075, Россия, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 6-224. © Пикулева И.В., 2015
** Пикулева Ирина Владимировна — студент Юридического института Сибирского федерального университета. [pikuleva_94@mail.ru]
660075, Россия, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 6-224.
*** Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект № 14-33-01293.
вой режим следует признать благоприятным, в противном случае — неблагоприятным в той или иной степени.
Нормативная трактовка понятия «правовой режим» оказывается бессильной для объяснения различий реального действия одинаковых наборов нормативно-регулятивных средств, примеров которых в практике предостаточно3. В этой связи актуальной представляется разработка категории правового режима как характеристики, отражающей не только нормативно запрограммированную правотворческими органами, но и реальную степень обеспеченности прав и законных интересов субъектов в определенных областях общественных отношений. Сами же по себе юридические средства, приемы, способы, методы выступают в таком подходе к пониманию правового режима в качестве основы, ориентира, системы координат для исследования реального состояния их использования или причин невозможности использования в правовой жизни.
Истоки иного, ненормативного понимания правового режима, которое с учетом его сущностных характеристик можно именовать реалистическим (юридико-фактическим), обнаруживаются в работах С.С. Алексеева4, который писал, что «помимо всего иного, само существование явле-
3 Так, яркий пример различия в практике осуществления права на предпринимательскую деятельность в разных субъектах РФ при одинаковых нормативных условиях приводит Л. Дальгрен, бывший генеральный директор IKEA в России: в одном субъекте федерации «областные чиновники... отказались выдавать любые разрешения, если строительство не будет поручено определенной фирме. Строительство в результате заняло втрое больше времени, чем необходимо. обошлось нам где-то на 5 миллионов долларов дороже; за-темновая администрация. города. объявила недействительными все соглашения, которые мы заключили с предыдущей администрацией»; тогда как в другом регионе: «как только мэр. назначил своего заместителя. лично курировать проект ИКЕА, который, в свою очередь, был объявлен приоритетным. и спустя год после того, как я впервые переступил порог мэрии, чтобы рассказать о себе, компании ИКЕА и земельном участке, который мы присмотрели. открылся магазин ИКЕА. Это абсолютный рекорд, нигде в мире открытие не происходило так быстро». «Когда мне, — пишет Л. Дальгрен, — рассказывают о российской бюрократии, особенно в регионах, я всегда привожу пример Казани. Когда я вспоминаю Казань, я не могу отогнать от себя мысли о том, что вся Россия могла бы быть такой же активной, открытой и динамичной. Никаких препятствий или бюрократических проволочек не было и в помине. Почему в других регионах чиновники не делают все возможное, чтобы превратить Россию в самую привлекательную для инвестиций страну в мире? Теоретически, предпосылки для стимулирования инвестиционных проектов во всех регионах более или менее одинаковы. Но на практике различия в инвестиционном климате того или иного региона могут быть весьма впечатляющими. Зависит это в конечном итоге только от людей, принимающих решения» (Дальгрен Л. Вопреки абсурду, или как я покорял Россию, а она — меня. Воспоминания бывшего генерального директора IKEA в России. М.: Альпина: Бизнес букс, 2010. URL: http://www.litmir.net/br/?b=140078 (дата обращения: 25.03.2014)).
4 См. подробнее: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989; Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2002.
ний, обозначаемых термином "правовой режим", и их значение в правовой действительности свидетельствуют о многомерности, многогранности, "объемности" права, ключевое значение нормативности при характеристике права вовсе не означает сведения всей правовой действительности к одной лишь "совокупности норм". Как только право рассматривается в динамике, в функционировании, так сразу же оно раскрывается новыми существенными гранями»5.
Правовой режим как явление находится не только в сфере возможного, но и в сфере действительного, относится к реальной правовой деятельности, юридической практике, правовой жизни, а как понятие отражает реальное состояние, положение и значение действующих правовых институтов, демонстрируя, как, каким образом государство в лице законодателя и иных правотворческих органов устанавливает баланс интересов участников общественных отношений в различных сферах правовой жизни, определяет приоритеты одних интересов и подчиняет им другие6 не только в нормах права, но и в их практическом действии. Правовой режим в его реалистическом понимании отражает не только нормативные ограничения или льготы, но и состояние реальной возможности или невозможности пользования правами, что и свидетельствует о благоприятности или неблагоприятности правового режима.
Понятие «правовой режим» для правовой жизни схоже с понятием «политический режим» для жизни политической, последнее характеризует динамическую, функциональную сторону государства, то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе7. Правовой режим является функциональной характеристикой права8, отражающей то, как действует право в условиях тех или иных обстоятельств, какой правовой «климат» создает применительно к конкретным общественным отношениям и в то же время придает правовой жизни определенную направленность, задает курс и вектор развития, непосредственно определяя черты и параметры правового регулирования соответствующих общественных отношений. Иными словами, правовой режим отражает, во-первых, реальное состояние правовой практики, во-вторых, приемы, средства, способы, методы, с помощью которых достигается тот или иной ре-
5 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве // Алексеев С.С. Собр. соч. Т. 2. М.: Статут, 2010. С. 381.
6 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 17-18.
7 См.: Хоменко С.М. Политический режим как элемент формы государства: теоретико-правовые и методологические особенности исследования // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 4. С. 79.
8 См.: Косак А.В., Малько А.В. Указ. соч. С. 7.
зультат нормативного воздействия на общественные отношения.
Продолжая аналогию с политическим режимом, следует отметить, что правовые режимы являются определенной «надстройкой», которая устанавливается над уже существующими правовыми институтами9. Другими словами, правовой режим характеризует то, как на практике осуществляются нормы права, направленные на регламентацию определенного участка социальной жизни для создания желаемого правового состояния, определения степени обеспеченности прав и законных интересов субъектов права и меры благоприятности всех правовых факторов для их реализации.
Необходима разработка такого понятия правового режима, которая отражала бы его направленность на создание желаемого правового климата, состояния общественных отношений. Это определяет методологическое значение этой категории для познания реального функционирования права как нормативного регулятора на том или ином участке правовой жизни, которое проявляется как минимум в двух функциях категории «правовой режим».
Первая функция заключается в возможности измерения посредством системы индикаторов реальной степени обеспеченности прав и законных интересов субъектов права и меры благоприятности для удовлетворения этих интересов, что позволяет определить общие тенденции развития реальной правовой деятельности, юридической практики. Индикаторы, по которым определяется правовой режим, должны позволять выявить не только формальные особенности правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений, но и объективно существующие, практические условия реализации права, которые могут быть выражены в фактическом содействии или воспрепятствовании реализации прав и законных интересов субъектов права.
Вторая функция категории «правовой режим» видится в том, что, характеризуя реальное состояние обеспеченности прав и законных интересов, удовлетворенности опосредуемых правом интересов субъектов права в различных сферах правовой жизни, понятие «правовой режим» фиксирует, с одной стороны, исходное состояние той или иной сферы правовой жизни как объекта правовой политики, а с другой — призвано смоделировать ее новое состояние как результат воздействия с помощью тех или иных политико-правовых средств.
Реалистический подход к пониманию правового режима предполагает наличие двух слагае-
мых в его содержании — «должного» и «сущего», то есть реалистический подход ни в коем случае не отрицает нормативной трактовки понятия правового режима и свойственных ему признаков, отражающих правовой режим как единую конструкцию комплекса правовых средств различного состава и уровня10.
Так, в юридической науке справедливо отмечается, что правовые режимы устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством, его принудительной силой, имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений11.
С.С. Алексеев отмечал, что «правовой режим выражает неразрывную связь правовой формы и содержания регулируемых правовых отношений. Благодаря этой характерной черте, правовые режимы позволяют видеть глубокое социальное содержание права и решать социальные задачи в неразрывной связи с содержанием регулируемых отношений»12.
В литературе особое внимание обращено на комплексную структуру правового режима, соединяющую в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств различного состава и уровня (простые и комплексные) и характеризующую особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, позитивных обязываний13.
Г.С. Беляева, указывая на системный характер правового режима как явления, отмечает, что «правовой режим, как инструмент в системе правового регулирования, одновременно и сам является системным образованием, состоящий из подсистем, характеризующихся целостностью, целесообразностью, логичностью, сочетаемостью. Правовой режим — это упорядоченная совокупность (система) правовых средств. В рамках этой системы правовые средства сочетаются строго определенным образом, тесно взаимосвязаны и действуют комплексно, создают определенную атмосферу правового регулирования — степень благоприятности (неблагоприятности) для удовлетворения интересов субъектов права»14.
И.С. Барзилова подчеркивает особую роль правовых режимов в плане установления правового статуса субъектов, их субъективных прав и юридических обязанностей, определения по-
9 См.: Ориу М. Основы публичного права. М.: Инфра-М, 2013. С. 221.
10 См.: Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Курск, 2013. С. 14.
11 См. подробнее: Косак А.В., Малько А.В. Указ. соч. С. 8; Кулапов В. Л., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Норма, 2009. С. 343.
12 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве // Собр. соч. Т. 2. С. 382.
13 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения // Алексеев С.С. Собр. соч. Т. 6. С. 264; Беляева Г.С. Указ. соч. С. 13.
14 Беляева Г.С. Указ. соч. С. 12-13.
рядка взаимоотношении между ними, предусматривающего соответствующие юридические процедуры15.
Однако реалистический подход к пониманию правовых режимов делает акцент на том, что правовой режим — это не только система правовых средств-установлений, закрепленных в формальных источниках права и находящихся в сфере должного, а прежде всего — отражение действительного состояния, положения и значения этих нормативно установленных комплексов правовых средств, их реального действия, использования или неиспользования в той или иной степени в правовой деятельности субъектов права. Поэтому характеристик правовых режимов, которые даются с позиций их нормативного понимания, оказывается недостаточно.
Рассматривая правовой режим в реалистическом понимании, можно выделить как минимум следующие его особенности.
Во-первых, правовой режим отражает, как на практике действуют нормативно-регулятивные средства, направленные на регламентацию определенного участка правовой жизни. Иными словами, реалистический подход к пониманию правовых режимов не ограничивается констатацией того, что нормативно-регулятивные средства приобретают значение универсальных юридических инструментов правовой политики, посредством которых становится возможным достижение некоторых правовых целей, предопределяется общая специфика правового режима и действия правового регулирования того или иного участка правовой жизни. При всей значимости для познания закономерностей правовой жизни анализ нормативных правовых актов и иных формальных источников права позволяет определить лишь наличие или отсутствие предоставленных государством (или сконструированных самими субъектами права в пределах их правотворческих полномочий) наборов правовых средств, характер направленности правового регулирования в зависимости от того, какие средства доминируют в структуре правового режима, а следовательно, и степень жесткости юридического регулирования, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности16. Такой анализ — необходимое, но недостаточное условие для познания правовых режимов.
Полнота «картины» будет достигнута только тогда, когда будет установлен результат (или про-
дукт17) воздействия соответствующих нормативно-регулятивных средств на те или иные общественные отношения.
Во-вторых, правовой режим является не только нормативной, но и юридико-фактиче-ской характеристикой правореализационного процесса, в котором нормы права претворяются в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений18. Реализация права как понятие, отражающее «процесс результативного воздействия права на общественные отношения»19, показывает действительное состояние доступности осуществления той или иной нормативной возможности субъектами права, что и свидетельствует о благоприятности или неблагоприятности правового режима.
В-третьих, степень благоприятности или неблагоприятности правового режима устанавливается главным образом в отношении реализации правовых возможностей теми или иными субъектами права, то есть прав20 (свобод21) и законных интересов. Иногда характеристика правовых режимов ведется применительно к определенным объектам, но «режим объекта» — это лишь сокращенное словесное обозначение порядка регулирования, выраженного в характере и объеме прав по отношению к объекту (тем или иным природным объектам, видам государственного имущества, земле и т.д.)22. Центральным элементом правового режима выступают не комплексы нормативно-регулятивных средств, а в первую очередь — характеристики процесса реализации прав и законных интересов с точки зрения особенностей их использования: простоты (сложности), доступности (недоступности), массовости (единичности) и т.д.
Поскольку реалистическое понимание правового режима нуждается в серьезной теорети-
15 См.: Барзилова И.С. Теоретико-отраслевые основания исследования понятия правового режима // Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / под ред. А.В. Малько, И.С. Барзиловой. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 23.
16 См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве // Собр. соч. Т. 2. С. 383.
17 Понятия «продукт», «продуцирование» не являются широко распространенными в юриспруденции, которая оперирует в основном понятием «результат». Однако «продукт» (и процесс его получения — «продуцирование») не сводим к ее результату, поскольку «может быть выражением адекватного достижения цели, ее невыполнения, недовыполнения либо перевыполнения» (Образцов В.А. Криминалистика: парные категории. М.: Юрлитинформ, 2007. С. 31).
18 См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 412.
19 Ромашов Р.А. Теория государства и права: краткий курс. СПб.: Питер, 2010. С. 157.
20 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения // Алексеев С.С. Собр. соч. Т. 6. С. 264.
21 Поскольку механизм реализации как прав, так и свобод идентичен, их вполне допустимо рассматривать как разные словесные обозначения одного и того же явления — гарантированных правом возможностей (См. об этом: Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2009. С. 79-81; Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы, законные интересы: проблемы юридического обеспечения. М.: Норма, 2010. С. 16-18).
22 См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве // Алексеев С.С. Собр. соч. Т. 2. С. 382.
ко-правовой разработке, в качестве основных направлений его научного исследования могут быть обозначены следующие:
- установление связей категории «правовой режим» с другими категориями, обновление видения соотношения правового режима со средствами, способами, методами, типами и иными параметрами правового регулирования, при этом особую роль в раскрытии когнитивного потенциала понятия «правовой режим» играет понятие «правовая жизнь» (отражающее область действительного (сущего), где правовые режимы функционируют);
- особое внимание должно уделяться правовому режиму в первую очередь как познавательному средству, способному охарактеризовать
Библиография:
реальное состояние правовой жизни в сравнении с состояниями аналогичных сегментов правовой жизни в других регионах, других государствах (сравнительно-правовой аспект), в этом случае категория «правовой режим» способна быть эффективным средством совершенствования той или иной области правовой жизни, средством правовой политики; необходимо вести научный поиск критериев (индикаторов, показателей), по которым должны устанавливаться характер правового режима (благоприятный, неблагоприятный) и различаться степени благоприятности (неблагоприятности) правовых режимов, что может служить основой для типологий последних.
1. Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2009. 448 с.
2. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения // Алексеев С.С. Собр. соч. Т 6. М.: Статут, 2010. 558 с.
3. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2002. 601 с.
4. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве // Алексеев С.С. Собр. соч. Т 2. М.: Статут, 2010. С. 226-467.
5. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. 286 с.
6. Барзилова И.С. Теоретико-отраслевые основания исследования понятия правового режима // Малько А.В., Барзилова И.С. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 20-34.
7. Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Курск, 2013. 44 с.
8. Дальгрен Л. Вопреки абсурду, или как я покорял Россию, а она — меня. Воспоминания бывшего генерального директора IKEA в России. URL: http://wwwlitmir.net/br/?b=140078
9. Кальгина А.А. Правовой режим банковского счета: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 24 с.
10. Косак А.В., Малько А.В. Основы теории правовых режимов // Малько А.В., Барзилова И.С. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 5-19.
11. Кулапов В. Л., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Норма, 2009. 383 с.
12. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы, законные интересы: проблемы юридического обеспечения. М.: Норма, 2010. 192 с.
13. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 16-29.
14. Образцов В.А. Криминалистика: парные категории. М.: Юрлитинформ, 2007. 296 с.
15. Овлащенко А.В. Правовой режим морских пространств Латвии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 20 с.
16. Ориу М. Основы публичного права. М.: Инфра-М, 2013. 572 с.
17. Попов В.В. Правовой режим земель железнодорожного транспорта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 29 с.
18. Ромашов Р.А. Теория государства и права: краткий курс. СПб.: Питер, 2010. 304 с.
19. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. 672 с.
20. Хоменко С.М. Политический режим как элемент формы государства: теоретико-правовые и методологические особенности исследования // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 4. С. 77-80.
References (transliteration):
1. Avtonomov A.S. Prava cheloveka, pravozashhitnaja i pravoohranitel'naja dejatel'nost'. M.: Fond «Liberarnajamissija»,
2009. 448 s.
2. Alekseev S.S. Voshozhdenie k pravu. Poiski i reshenija // Alekseev S.S. Sobr. soch. T. 6. M.: Statut, 2010. 558 s.
3. Alekseev S.S. Voshozhdenie k pravu. Poiski i reshenija. M.: Norma, 2002. 601 s.
4. Alekseev S.S. Obshhie dozvolenija i obshhie zaprety v sovetskom prave // Alekseev S.S. Sobr. soch. T. 2. M.: Statut,
2010. S. 226-467.
5. Alekseev S.S. Obshhie dozvolenija i obshhie zaprety v sovetskom prave. M.: Jurid. lit., 1989. 286 s.
6. Barzilova I.S. Teoretiko-otraslevye osnovanija issledovanija ponjatija pravovogo rezhima // Mal'ko A.V., Barzilova I.S. Pravovye rezhimy: obshheteoreticheskij i otraslevye aspekty. M.: Jurlitinform, 2012. S. 20-34.
7. Beljaeva G.S. Pravovoj rezhim: obshheteoreticheskoe issledovanie: avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. Kursk, 2013. 44 s.
8. Dal'gren L. Vopreki absurdu, ili kak ja pokorjal Rossiju, a ona — menja. Vospominanija byvshego general'nogo direk-tora IKEA v Rossii. URL: http://www.litmir.net/br/?b=140078
9. Kal'gina A.A. Pravovoj rezhim bankovskogo scheta: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2006. 24 s.
10. Kosak A.V., Mal'ko A.V. Osnovy teorii pravovyh rezhimov // Mal'ko A.V., Barzilova I.S. Pravovye rezhimy: obshheteoreticheskij i otraslevye aspekty. M.: Jurlitinform, 2012. S. 5-19.
11. Kulapov V. L., Mal'ko A.V. Teorija gosudarstva i prava. M.: Norma, 2009. 383 s.
12. Mal'ko A.V., Subochev V.V., Sheriev A.M. Prava, svobody, zakonnye interesy: problemy juridicheskogo obespechenija. M.: Norma, 2010. 192 s.
13. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Pravovye rezhimy: Voprosy teorii i praktiki // Pravovedenie. 1996. № 1. S. 16—29.
14. Obrazcov V.A. Kriminalistika: parnye kategorii. M.: Jurlitinform, 2007. 296 s.
15. Ovlashhenko A.V. Pravovoj rezhim morskih prostranstv Latvii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2006. 20 s.
16. Oriu M. Osnovy publichnogo prava. M.: Infra-M, 2013. 572 s.
17. Popov V.V. Pravovoj rezhim zemel' zheleznodorozhnogo transporta: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2002. 29 s.
18. Romashov R.A. Teorija gosudarstva i prava: kratkij kurs. SPb.: Piter, 2010. 304 s.
19. Teorija gosudarstva i prava: kurs lekcij / pod red. N.I. Matuzova, A.V. Mal'ko. M.: Jurist", 1997. 672 s.
20. Homenko S.M. Politicheskij rezhim kak jelement formy gosudarstva: teoretiko-pravovye i metodologicheskie osoben-nosti issledovanija // Jurist-Pravoved. 2010. № 4. S. 77—80.
Материал поступил в редакцию 11 сентября 2014 г.
Realistic understanding of the legal regimes: establishing the problem
PANCHENKO, Vladislav Yurievich — PhD in Law, Associate Professor of the Department of Theory of State and
Law of the Law Institute of the Siberian Federal University.
[panchenkovlad@mail.ru]
660075, Russia, Krasnoyarsk, ul. Mayerchaka, 6-224.
PIKULEVA, Irina Vladimirovna — student of the Law Institute Siberian Federal University. [pikuleva_94@mail.ru]
660075, Russia, Krasnoyarsk, ul. Maerchaka, 6-224.
Review. The article concerns various approaches to understanding legal regimes. The authors of the article analyze the normative interpretation of legal regimes and draw the conclusion that it is insufficient and incapable of explaining the difference in real application of the same combinations of normative regulation means, the need for realistic understanding of the legal regimes as legal and factual characteristics of the legal implementation processes. The article draws the analogy between the terms «legal regime» and «political regime», establishing the common basis for legal and political regimes, since both of these characterize law and state in its functional aspect. From this standpoint the real degree of application and guarantees of rights and lawful interests of people is substantiated as the main criterion of legal regime in various social spheres. The authors also point out the main directions for the further theoretical legal development of the definition of legal regime, its types and levels. Keywords: legal regime, legal regulation, political regime, human rights, implementation of right, lawful interests, legal life, legal policy, legal activity, theory of law.