Научная статья на тему 'К вопросу о разграничении прав и обязанностей государственных органов и должностных лиц в досудебном производстве'

К вопросу о разграничении прав и обязанностей государственных органов и должностных лиц в досудебном производстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / RIGHTS / DUTIES / STATE AUTHORITIES / OFFICIALS / PRE-TRIAL PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Санников Александр Сергеевич

Рассматривается соотношение прав и обязанностей государственных органов и должностных лиц в уголовном процессе, обосновывается необходимость их законодательного разграничения, так как, в отличие от других участников уголовного судопроизводства, содержание деятельности названных субъектов в своей основе строится не на праве, а на обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Санников Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On distribution of rights and duties of the state authorities and officials in the pre-trial procedure

The correlation of the rights and duties of the state authorities and officials in the criminal procedure are considered, the author grounds the necessity of their legislative separation as distinct from other participants of criminal procedure, the matter of activity of the named subjects is based on duty but not on the right.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разграничении прав и обязанностей государственных органов и должностных лиц в досудебном производстве»

УДК 343.10

К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Д. С. Санников, преподаватель кафедры криминалистики Челябинского юридиче-

ского института МВД России

Рассматривается соотношение прав и обязанностей государственных органов и должностных лиц в уголовном процессе, обосновывается необходимость их законодательного разграничения, так как, в отличие от других участников уголовного судопроизводства, содержание деятельности названных субъектов в своей основе строится не на праве, а на обязанности.

Ключевые слова: права, обязанности, государственные органы, должностные лица, досудебное производство.

УПК РФ, определяя в гл. 6 статус государственных органов и должностных лиц, использует термин «полномочия» и производные от него слова. В ч. 2 ст. 40-1 законодателем при определении статуса начальника подразделения дознания использовано слово «вправе», и только один раз в ч. 2 ст. 40 УПК РФ употребляется слово «возлагаются». Исходя из лексического и морфологического толкования, можно сделать вывод, что в последнем случае речь, видимо, идет уже не о правах и полномочиях государственного органа и должностного лица, а о его обязанностях. Еще раз отметим, что это единственный случай в нормах гл. 6 УПК РФ, где законодатель не прямо, а с какой-то излишней деликатностью пытается определить обязанности субъектов стороны обвинения. На первый взгляд может сложиться впечатление, что на указанных участников не возложено никаких обязанностей. В действительности в силу публично-правовой природы уголовного процесса, исходя из сущности функции уголовного преследования, возложенной на субъектов стороны обвинения, у них, а в особенности у государственных органов и должностных лиц, полномочия следует рассматривать как единство процессуальных прав и обязанностей.

В современном русском языке «полномочие» трактуется как «право, предоставленное кому-нибудь на совершение чего-нибудь»1.

В юридической литературе термин «полномочия» рассматривается шире, так как под ним принято понимать права и обязанности государственного органа, должностного лица2.

Исходя из этого, следует считать, что в УПК РФ указаны как права, так и обязанности государственных органов и должностных лиц. Возникает вопрос: какова причина использования законодателем по отношению к данным участникам уголовного судопроизводства слова «полномочия», а не отдельных слов «права» и «обязанности»? Чтобы разрешить этот вопрос, необходимо рассмотреть соотношение прав и обязанностей государственных органов и должностных лиц.

Использование в ст. 5 УПК РФ при раскрытии понятий дознавателя, начальника органа дознания, органов дознания, прокурора и следователя термина «полномочие» подчеркивает, что они одновременно и вправе и обязаны осуществлять предусмотренную данным законом деятельность. Еще более это подтверждается использованием в понятии дознавателя терминов «правомочия» и «полномочия», первый из которых обозначает права, а второй - права и обязанности.

В научной литературе существуют две точки зрения по поводу соотношения прав и обязанностей должностных лиц и государственных органов.

Одни ученые считают, что права не существуют в «чистом» виде, т.е. они являются одновременно и обязанностями3. По мнению Р. X. Галузо, полномочия государственных органов и должностных лиц «не могут быть истолкованы по формуле: «вправе, но не обязан», права и обязанности у них неразрывны, полномочия всегда обозначают сплав прав и обязанностей (право - обязанности)»4.

Санников А. С.

Другие ученые считают, что не все права указанных участников являются одновременно их обязанностями5. Так, по мнению И. В. Коршуновой, «не любое право органа государственной власти есть одновременно и его обязанность. Например, у суда как органа государственной власти есть именно право (а не обязанность) изменить меру пресечения обвиняемому»6.

Анализ ст. 110 УПК РФ, регулирующей порядок отмены и изменения меры пресечения, показывает, что прямое предписание закона, т.е. неиспользование законодателем термина «вправе», свидетельствует о возложении на суд или судью обязанности, а не предоставлении права изменить меру пресечения подозреваемому или обвиняемому.

В качестве аргумента данной позиции можно привести следующие нормы УПК РФ, закрепляющие права следователя, дознавателя в чистом виде: 1) ст. 24 «Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон» и ст. 28 «Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием», согласно которым при наличии указанных в них оснований следователь, дознаватель по своему усмотрению вправе, но не обязаны принять соответствующее решение; 2) ст. 97 «Основания для избрания меры пресечения», в соответствии с которой следователь, дознаватель также по своему усмотрению вправе, а не обязаны избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных УПК РФ. Так, следователь, дознаватель может, например, избрать меру пресечения - подписку о невыезде, а может и ограничиться такой мерой процессуального принуждения, как обязательство о явке; 3) ст. 192 «Очная ставка», согласно которой следователь даже при наличии существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц вправе, а не обязан провести указанное следственное действие, так как подтвердить достоверность одних показаний и опровергнуть другие показания следователь может путем производства других следственных действий.

В целом права государственных органов и должностных лиц являются одновременно и их обязанностями, так как данные субъекты уполномочены осуществлять уголовнопроцессуальную деятельность от имени государства, поэтому оно и обязывает их исполнять эту деятельность. Отсюда следует, что осуществление государственными органами и

должностными лицами любых процессуальных действий является их обязанностью перед государством. Помимо этого осуществление некоторых процессуальных действий является обязанностью государственных органов и должностных лиц перед другими участниками уголовного судопроизводства.

Производство следственных действий одновременно является и правом и обязанностью следователя, дознавателя: обязанностью - потому, что без производства следственных действий не возможно осуществление указанными субъектами расследования по уголовному делу; правом - потому, что виды следственных действий, последовательность, количество, время их производства определяются следователем, дознавателем. Производство следственных действий является обязанностью следователя, дознавателя в соответствии с назначением уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), а именно с целью защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, либо защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Из этого следует, что право производства следственных действий данными субъектами является в то же время их обязанностью перед другими участниками уголовного судопроизводства, а именно перед потерпевшим либо подозреваемым, обвиняемым.

Мы разделяем точку зрения С. С. Алексеева, считающего, что «государственный орган, осуществляющий властные функции, не только вправе, но и обязан осуществлять возложенные на него задачи. Иногда считают, что здесь происходит «слияние» права и обязанности. Это не так. Правомочия и обязанности сохраняют в рамках компетенции относительно самостоятельный характер»7.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что права государственных органов (органа дознания) и должностных лиц (прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, дознавателя) в то же время являются их обязанностями перед государством и другими участниками уголовного судопроизводства, призваны для решения задач и достижения назначения уголовного судопроизводства. Вся уголовно-процессуальная деятельность государственных органов и должностных лиц как представителей государства, т.е. уполномоченных осуществлять эту деятельность от

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

имени государства, является их обязанностью, а способы ее осуществления (например, для следователя, дознавателя - определение видов следственных действий, последовательности, количества, времени их производства, для прокурора - выбор способов прокурорского надзора, для руководителя следственного органа - выбор способов ведомственного контроля за работой подчиненных ему следователей) является их правом.

Таким образом, уголовно-процессуальная деятельность государственных органов и должностных лиц, в отличие от других участников уголовного судопроизводства, включая таких субъектов стороны обвинения, как потерпевший, гражданский истец, их представители, строится не на праве, а на обязанности8. Закрепленные в гл. 6 УПК РФ полномочия государственных органов и должностных лиц: 1) не позволяют в полной мере осознать ими основу построения их уголовно-процессуальной деятельности, 2) затрудняют определить, какие из указанных полномочий являются их правами, а какие - их обязанностями. Подтверждением этому являются результаты проведенного нами анкетирования следователей и дознавателей, согласно которому только 50 % опрошенных респондентов указали, что уголовно-процессуальная деятельность государственных органов и должностных лиц строится на обязанности.

В гл. 6 УПК РФ полномочия должностных лиц и государственных органов должны быть четко разграничены на права и обязанности как равнозначные элементы их правого положения. 96 % опрошенных респондентов указали на необходимость данного разграничения.

Рассмотрим на примере возможность разграничения полномочий следователя, предусмотренных ст. 38 УПК РФ.

В п. 1 ч. 2 ст. 38 УПК РФ предусмотрена обязанность следователя возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ. С одной стороны, возбуждение уголовного дела является правом следователя, вытекающим из обязанности принимать по результатам рассмотрения сообщения о преступления одно из решений, предусмотренных п. 1 ст. 145 УПК РФ, т.е. является одним из этих решений. В то же время при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, обязан возбуждать уголовное дело, т.е. соблюдать установленную

законом процедуру возбуждения уголовного дела.

Использование законодателем в п. 2 ч. 2 ст. 38 УПК РФ предлога «или» уже подразумевает под собой предоставление следователю права выбора совершать одно из действий: 1) принимать уголовное дело к своему производству; 2) передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности. Поэтому данные действия несомненно относятся к правам. Однако в случаях, предусмотренных ст. 156 и ч. 5 ст. 152 УПК РФ, они становятся обязанностями.

В п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ содержатся две обязанности следователя, подчеркивающие его процессуальную самостоятельность: 1) самостоятельно направлять ход расследования, 2) принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

В п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ указано право следователя давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Дача следователем таких поручений не обязательна по каждому уголовному делу, а зависит от складывающейся следственной ситуации по конкретному уголовному делу. К тому же указанные процессуальные действия следователь может провести сам.

В п. 5 ч. 2 ст. 38 УПК РФ отражено право следователя обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставлении обвинительного заключения и устранении выявленных недостатков. Данное право следователя прямо закреплено в ч. 4 ст. 221 УПК РФ. При этом оно порождает обязанность следователя получать согласие руководителя следственного

Санников А. С.

органа на обжалование решений прокурора. Однако основным в данном случае является право, так как указанная обязанность возникает только в том случае, если следователь воспользуется правом обжалования.

Таким образом, четкое разграничение и закрепление прав и обязанностей в законе будет способствовать более точному определению государственными органами и должностными лицами линии своего поведения в ходе осуществления ими уголовно-процес-суальной деятельности. Они будут точно знать, какие действия обязаны выполнить, а какие - вправе. В свою очередь знание данными участниками своих обязанностей будет способствовать соблюдению корреспондирующих им прав других участников уголовного судопроизводства, а, следовательно, и упорядочению складывающихся между ними уголовно-процессуальных отношений.

1 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1963. С. 545.

2 См.: Божьев В. П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975. С. 143; Руководство для следователей / под общ. ред. В. В. Мозякова. М., 2005. С. 50; Об-

щая теория государства и права: учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 2000, С. 233; Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакь-ян. М., 2000. С. 429.

3 См., например: Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. Т. 2 / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 313; Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П. А. Лупин-ская. М., 2001. С. 57-58; Воронин Э. И. Полномочия органов предварительного расследования по новому Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: учебное пособие / Э. И. Воронин, С. Э. Воронин,

A. А. Белавин. Хабаровск, 2003. С. 30; Ванин Д. В. Функциональное назначение деятельности следователя и его полномочия в состязательном уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 130-134.

4 Якупов Р. X. Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. В. Н. Галузо. М., 1998. С. 91.

5 См., например: Коршунова И. В. Обязанность как правовая категория: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 25; Дармаева В. Д. Уголовно-процес-суальный статус следователя: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 10-11; Дармаева В. Д. Следователь в уголовном судопроизводстве. М., 2007. С. 12.

6 Коршунова И. В. Указ. соч. С. 25.

7 Алексеев С. С. Общая теория социалистического права (курс лекций): учебное пособие. Выпуск второй. Нормы права и правоотношения. Свердловск, 1964. С. 129.

8 См.: Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред.

B. П. Божьева. М., 2000. С. 141.

Статья поступила в редакцию 10 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.