Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО ДОГОВОРА ОТ ДРУГИХ СМЕЖНЫХ ДОГОВОРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Бобирхон Мухаммадхонович Султонов
Студент магистратуры направления «Бизнес право» Ташкентского государственного юридического университета [email protected]
В данной статье проводиться сравнительно-правовой анализ дистрибьюторского договора с другими договорными конструкциями. В частности, раскрывается отличие дистрибьюторского договора от договора поставки, агентского договора и договора франчайзинга.
Ключевые слова: Дистрибьюторский договор, поставщик, дистрибьютор, договор поставки, покупатель, агентирование, лицензиар, лицензиат.
ON THE ISSUE OF DISTINGUISHING A DISTRIBUTION AGREEMENT FROM OTHER RELATED CONTRACTUAL STRUCTURES
In this article, a comparative legal analysis of a distribution agreement with other contractual structures is carried out. In particular, the difference between a distribution agreement and a supply agreement, an agency agreement and a franchising agreement is revealed.
Keywords: Distributor agreement, supplier, distributor, supply agreement, buyer, agency, licensor, licensee
ВВЕДЕНИЕ
В гражданском праве одним из основополагающих принципов является принцип свобода договора, суть которого заключается в том, что стороны свободы при заключении договора. Стороны имеют право свободного выбора договорных конструкций и осуществления договорных правоотношений. Главным условием применения данного принципа является не противоречие заключенного договора к нормам законодательства. В настоящее время одним из самых распространенных видов договора в предпринимательской деятельности является дистрибьюторский договор, который заключается между поставщиком и дистрибьютором. Данный вид договора является непоименованным договором,
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
т.е. его правовое регулирование не закреплено в нормах законодательства Республики Узбекистан. Следовательно, в правоприменительной практике возникает спорные моменты при правовом регулировании данного вида договора, в частности наблюдается проблемы при разграничении дистрибьюторского договора от смежных договорных конструкций, таких как договор поставки, агентский договор и договора франчайзинга. Цель статьи заключается в выявлении отличительных признаков дистрибьюторского договора от других смежных договорных конструкций.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Прежде всего, следует раскрыть понятие дистрибьюторского договора. Здесь следует отметить определение, предложенное рабочей группой по созданию Европейского гражданского кодекса согласно которому «дистрибьюторский договор - договор, по которому одна сторона (поставщик), обязуется поставлять на постоянной основе товары другой стороне (дистрибьютору), а дистрибьютор в свою очередь обязуется покупать и перепродавать их за свой счет и от своего имени»[5 с.101]. Исходя из вышеприведенного определения можно выделить следующие особенности:
Во-первых, данный договор заключается с целью распространения определенного вида товаров поставщика.
Во-вторых, договор предполагает установление и соблюдение сторонами ограничительных условий.
В-третьих, договор заключается в длительный период.
В-четвертых, дистрибьютор в договоре действует от своего имени.
Предметом дистрибьюторского договора является действия сторон по продаже товара, приобретенное дистрибьютором от производителя, на условиях предусмотренное в дистрибьюторском договоре.
Соотношение дистрибьюторского договора от договора поставки. Договор поставки является одним из видов договора купли-продажи. Характерной чертой, которого является приобретение товара в предпринимательских целях. В части 1 ст. 437 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, дается следующее понятие: «По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю, для использования в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять товары и оплатить их»[1]. Вышеуказанное
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
определение подчеркивает схожесть договора поставки с дистрибьюторским договором, но при этом следует отметить, что договор поставки не может охватить весь предмет дистрибьюторского договора и не может считаться идентичным с данным видом договора. Как справедливо отметил ученый А.В. Руденко «По договору поставки обязанности покупателя исчерпываются обязанностью принять надлежащий товар и уплатить за него покупную цену. Дальнейшее вмешательство поставщика в дела покупателя является невозможным. Кроме того, поставщик не может настаивать на выполнении покупателем каких-либо планов по перепродаже товара» [4]. Следовательно, отличие дистрибьюторского договора от поставки достаточно очевидно — при заключении договора поставки у поставщика отсутствует правовые возможности по контролю за действиями покупателя. В отличие от договора поставки, предмет дистрибьюторского договора имеет более сложный характер. Предмет дистрибьюторского договора не ограничивается только купли-продажи товара, но и включает в себя дальнейшие действия сторон договора. Следовательно, купля-продажа являющийся предметом договора поставки, в дистрибьюторском договоре может быть лишь составной частью его предмета.
Соотношение дистрибьюторского договора и агентского договора. В научной литературе дается следующее определение к агентскому договору: « это договор между лицом, нанимающим агента (принципалом), и самим агентом, согласно которому агенту поручается на определенных условиях выполнение от имени и в интересах нанимателя определенного рода услуг, действий, обязательств, на что агент получает необходимые полномочия»[3 а258]. При сопоставлении указанного определения агентского до-говора с предложенным выше определением дистрибьюторского договора можно выявить следующие различия вытекающих из них отношений:
Во-первых, в дистрибьюторском договоре дистрибьютор действует от своего имени и в собственных интересах. Дистрибьютор, как правило, не имеет право действовать от имени поставщика и за его счет. А в агентском договоре, агент действует от имени принципала и его интересах. Это имеет принципиально важное значение в классификации договора. В дистрибьюторском договоре отсутствует необходимый элемент предмета агентского договора - действие в чужих интересах. Как правил отметил А.В.Руденко «Именовать дистрибьютора посредником правильно лишь отчасти — он является посредником в экономическом смысле, а не в юридическом, так как отсутствует важнейший юридический признак посредничества — действие в чужом интересе» [4].
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
Во-вторых, Дистрибьюторский договор всегда предполагает обязанность дистрибьютора осуществлять мероприятия, направленные на повышение уровня продаж товаров поставщика (так называемое «продвижение»).
В-третьих, Установление гарантированного минимума продаж характерно именно для дистрибьюторского договора и не имеет смысла для агентского договора, так как последний предполагает, что действия по продаже осуществляются самим принципалом в лице агента [2].
Соотношение дистрибьюторского договора с договором франчайзинга. Говоря о договоре франчайзинга следует отметить, что законодателем дано следующее определение: «По договору комплексной предпринимательской лицензии (договору о франшизинге) одна сторона (комплексный лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (комплексному лицензиату) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и изобретения и др.), предусмотренных договором, в предпринимательской деятельности лицензиата»[1]. Исходя из сравнительного анализа, определений договора франчайзинга и дистрибьюторского договора, можно видеть кардинальную отличию в предмете вышеуказанных договоров. Как и было сказано ранее в дистрибьюторском договоре предметом является действия сторон по продаже товара, приобретенное дистрибьютором от производителя. А в договоре франчайзинга предметом является право пользование объектов исключительных прав за счет вознаграждения. Кроме этого, можно отметить и другие отличия дистрибьюторского договора и договора франчайзинга. По договору франчайзинга очень высока степень сотрудничества лицензиат и лицензиар. Так, лицензиар оказывает лицензиату услуги по обучению персонала, выполняет работы по оформлению коммерческих помещений контрагента, инструктирует относительно эффективных методик ведения бизнеса, а также контролирует предпринимательскую деятельность пользователя. По дистрибьюторскому договору работа сторон друг с другом обычно ограничивается приобретением товаров для перепродажи и послепродажным обслуживанием.
Подводя итоги, нужно отметить, что вышеизложенное свидетельствует, что дистрибьюторские отношения не могут отождествляться с отношениями поставки, агентирования или франчайзинга. Следовательно, дистрибьюторским
ВЫВОД
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230
договор является самостоятельным договором, который имеет свой особенный предмет и условия не характерные ни с одним из поименным договором.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)
1. Гражданский кодекс Республики Узбекистан от 29 августа 1996г. Национальная база данных законодательства 30.03.2022 г., № 03/22/761/0250.
2. Каширина Т.В. Отличие дистрибьюторского договора от смежных правоотношений// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2012. №6.
3. Кибак Г., Мишина Т., Цонова И. Гражданское право. Особенная часть. Учебное пособие. Издание 4-е, дополненное и переработанное. Кишинев: CEP USM, 2006г.
4. Руденко, А.В. О дистрибьюторском договоре /А.В. Руденко// «Юрист» №6, 2006г [Электронный ресурс] https://center-bereg.ru/b14189.html
5. Commercial Agency, Franchise and Distribution Contracts / Martijn W. Hesselink ,Jacobien W. Rutgers, Odavia Bueno Diaz.-Oxford University Press,2006. - 371p.