Научная статья на тему 'К вопросу о правовой природе дистрибьюторского договора'

К вопросу о правовой природе дистрибьюторского договора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2384
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР / ДИСТРИБЬЮЦИЯ / ДИСТРИБЬЮТОРСКИЙ ДОГОВОР / ДИСТРИБЬЮТОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стригунова Дина Павловна

Целью настоящей статьи является анализ мнений ученых относительно понятия и правовой природы дистрибьюторского договора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE LEGAL NATURE OF THE DISTRIBUTION AGREEMENT

TO THE QUESTION ABOUT THE LEGAL NATURE OF THE DISTRIBUTION AGREEMENT

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовой природе дистрибьюторского договора»

УДК 346.3

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО ДОГОВОРА

Аннотация. Целью настоящей статьи является анализ мнений ученых относительно понятия и правовой природы дистрибьюторского договора.

Ключевые слова: договор, дистрибьюция, дистрибьюторский договор, дистрибьютор.

TO THE QUESTION ABOUT THE LEGAL NATURE OF THE DISTRIBUTION AGREEMENT

Annotation. The aim of the article is analysis of views about the definition and legal nature of the distribution agreement.

Keywords: agreement, distribution, distribution contract, distributor.

В настоящее время в практике российских предпринимателей получил широкое распространение вид гражданско-правового договора, которым опосредуется организация сбыта товаров на определенной территории, согласованной в данном договоре. Подобные договоры именуют дистрибьюторскими договорами, договорами о предоставлении исключительного, или единоличного права продажи, договорами о сбыте товаров.

Специальные нормы, регулирующие дистрибьюторский договор, в отечественном законодательстве отсутствуют. Не существует унифицированного международного правового регулирования дистрибьюторского договора. В национальном законодательстве многих зарубежных стран он также не подлежит специальному правовому регулированию.

На практике дистрибьюторский договор представляет собой соглашение, по которому одна сторона (поставщик) предоставляет другой стороне (дистрибьютору) право на определенной территории распространять товары, приобретенные у поставщика. То есть дистрибьюторский договор относится к непоименованным договорам торгово-распределительного характера, представляя собой разновидность коммерческой сделки, поскольку его участниками являются предприниматели. Нередко в литературе указанный договор относят к посредническим ввиду того, что дистрибьютор оказывает поставщику услуги, связанные со сбытом товаров. При этом дистрибьютора считают фактическим посредником, поскольку он покупает и продает товар от своего имени, за свой счет по самостоятельно заключенным договорам. Считая возможным отнести дистрибьютора к посредникам в экономическом смысле, полагаем, что в юридическом смысле указанное лицо посредником не является, поскольку действует за свой счет и от своего имени.

Нужно отметить, что определение дистрибьюторского договора содержится в Модельных правилах европейского частного права 2009 г. [6] В ст. IV.E.-5:101 указанных Правил под дистрибьюторским договором понимается договор, в силу которого одна сторона, поставщик, обязуется на постоянной основе поставлять другой стороне, дистрибьютору, продукт, а дистрибьютор обязуется покупать его либо принимать, оплачивать и продавать третьим лицам от своего имени и в своих интересах. При этом указанные Правила предусматривают три модели дистрибьюторского договора: исключительный и избирательный дистрибьюторские договоры, а также исключительные договоры о закупках. Различия между этими договорами состоят в том, что по исключительному дистрибьюторскому договору поставщик осуществляет поставку определенного продукта (товара) на определенной территории или для определенной группы потребителей только одному дистрибьютору. По избирательным договорам поставщик обязуется поставлять товар дистрибьюторам, отвечающим определенным критериям. Исключительный договор о закупках предполагает, что дистрибьютор обязуется покупать, принимать и оплачивать товар только у определенного поставщика или у указанного им лица. Не вдаваясь в рамках настоящей статьи в анализ определений разновидностей рассматриваемых договоров с точки зрения конкурентного права, отметим, что Модельные правила европейского

Д.П. Стригунова

Dina Strigunova

© Стригунова Д.П., 2015

частного права формально источником права не являются и потому могут служить лишь рекомендацией для сторон заключаемых договоров, в частности российских предпринимателей.

Отсутствие легального закрепления дистрибьюторского договора позволяет российским участникам по своему усмотрению определять его предмет, формулировать иные условия, устанавливать взаимные права и обязанности. С одной стороны, это согласуется с главным принципом гражданского права, закрепленным в ст. 421 ГК РФ, - свободой договора, однако в то же время усложняет работу судов по квалификации складывающихся договорных отношений, поскольку условия дистрибьюторских договоров, оформляющих казалось бы сходные отношения, у разных предпринимателей могут существенно различаться. По этой причине в разное время дистрибьюторские договоры квалифицировались и продолжают квалифицироваться судами по-разному: как агентские соглашения, договоры на организацию отношений по поставкам продукции с оказанием услуг по поиску покупателей, смешанные договоры, сочетающие в себе элементы поставки, агентирования и коммерческой концессии, договоры купли-продажи и т.п. [1].

В отечественной литературе первые определения дистрибьюторского договора были сформулированы применительно к сфере международных торговых операций, осуществляемых советскими внешнеторговыми операциями. В этой связи В.С. Поздняков выделял соглашения о предоставлении исключительного права продажи и соглашения о предоставлении преимущественного права продажи. По его мнению, по соглашению о предоставлении исключительного права продажи экспортер отказывается от продажи определенных товаров (договорных товаров) на определенной территории (договорной территории) в пользу избранного им иностранного импортера, который вследствие этого становится монопольным продавцом таких товаров, покупаемых им у экспортера, на договорной территории. По соглашению о предоставлении преимущественного права продажи экспортер обязуется каждое свое предложение о продаже договорных товаров на договорной территории направлять в первую очередь избранному им иностранному импортеру, который, таким образом, приобретает преимущественное право продажи, в случае отказа указанного импортера экспортер вправе предлагать такие товары и другим покупателям на договорной территории [8, с. 97].

В современной юридической науке дистрибьюторский договор явился предметом анализа в работах целого ряда ученых. Определения рассматриваемого договора предлагались

B.В. Витрянским, А.Б. Борисовой, А.М. Партиным, В.А. Масловой и другими.

Наиболее близким нам видится определение, сформулированное профессором

C.А. Андреевой, которая предлагает понимать под дистрибьюторским договором соглашение, по которому одна сторона (дистрибьютор) принимает на себя обязанности по распространению и продвижению определенного товара от своего имени и за свой счет на определенной территории и (или) определенному кругу покупателей, а также оказанию иных сопутствующих услуг, а другая сторона (поставщик) обязуется не поставлять указанный товар для реализации самостоятельно или посредством третьих лиц (эксклюзивная дистрибьюция) и (либо) создавать привилегированное положение дистрибьютора по сравнению с иными покупателями [1]. Таким образом, указанное определение несколько отличается от того, что предлагается Модельными правилами европейского частного права. В целом же, проведенный анализ определений дистрибьюторского договора, сформулированных отечественными учеными, показывает, что, несмотря на некоторые различия, цель договора - направленность на дальнейшую перепродажу купленного у поставщика товара и организацию его сбыта -просматривается во всех из них. При этом главный, на наш взгляд, вопрос заключается в том, включать ли обязательство по продаже товара в предмет дистрибьюторского договора.

Отсутствие легального закрепления дистрибьюторского договора позволяет исследователям по-разному оценивать его правовую природу. В частности, А.М. Партин считает дистрибьюторский договор самостоятельным соглашением в системе договоров по российскому праву, не предусмотренным в ГК РФ и относящимся к общей группе договоров, направленных на оказание услуг [7, с. 10].

В.А. Маслова относит дистрибьюторский договор к непоименованным смешанным договорам, в котором соединяются элемент поименованного договора поставки (параграф 2 главы 30 ГК РФ) и элемент, не свойственный поименованным договорам, который регулирует организацию последующей перепродажи товаров, приобретенных дистрибьютором у поставщика. Условие дист-

рибьюторского договора об организации сбыта обладает признаками организационного договора, для которых в законодательстве отсутствует специальное регулирование [5, с. 11]. Как видно, указанный автор включает в предмет дистрибьюторского договора действия по поставке товара. Схожего мнения придерживается И.В. Рыкова, которая в работе, посвященной франчайзингу, проводит разграничение между договором франчайзинга и дистрибьюторским договором, и приходит к выводу, что дистрибьюторский договор является по существу договором купли-продажи или поставки и, соответственно должен регулироваться нормами, предусмотренными для этих типов договоров.

Мнение о смешанной природе дистрибьюторского договора поддерживается и другими авторами. Например, Т. Григорьев в работе, посвященной трансграничным дистрибьюторским соглашениям, отмечает, что дистрибьюторский договор может сочетать признаки договоров купли-продажи, поставки, перевозки, агентского договора, коммерческой концессии и иных видов обязательств [2, с. 28]. Однако указанный автор не исключает конструкции дистрибьюторского договора как организационного договора - в тех случаях, когда в дистрибьюторском договоре не содержится существенных условий поставки, а перечислены только общие условия продажи товаров. Некоторые ученые также полагают, что дистрибьюторские договор может строиться различными способами и может быть рамочным, смешанным, комплексным и т.п., в связи с чем, очевидно, четкой правовой природы иметь он не будет, что представляется не совсем правильным. Подобной позиции в настоящее время придерживаются суды, которые, как отмечает С.А. Андреева, «часто применяют ситуационный подход при квалификации дистрибьюторского договора, т.е. в зависимости от заявленных требований в конкретном деле» [1].

По мнению Т.В. Кашириной дистрибьюторские отношения являются по своей правовой природе организационными договорами и имеют следующие особенности:

1) носят территориальный характер (дистрибьютор) осуществляет свою деятельность на определенной территории, под которой понимается часть государства, государство либо несколько государств);

2) складываются в связи с распространением определенного вида товаров конкретного производителя (поставщика);

3) предполагают установление и соблюдение сторонами ряда ограничительных условий;

4) в их основе лежит сотрудничество сторон по обеспечению качества товаров, повышению уровня продаж;

5) предоставляют дистрибьютору возможность ограниченного использования товарных знаков и фирменного наименования производителя (поставщика);

6) как правило, носят долгосрочный характер [3, с. 64].

Соглашаясь в целом с приведенными особенностями рассматриваемого договора, выскажем мнение о том, что условие об организации сбыта дистрибьютором (включая территорию, ограничительные оговорки и т.п.) является, на наш взгляд, квалифицирующим признаком дистрибьюторского договора. Данное обстоятельство позволяет отнести указанный договор к так называемым организационным договорам.

Об организационных отношениях в отечественной литературе писал, в частности О.А. Красавчиков, который считал, что организационное отношение складывается из действий организационных (неимущественных, неличных, нетрудовых и т.д.), направленных на упорядочение (нормализацию) организуемых отношений. Его объектом является упорядоченность отношений, связей, действий участников организуемых отношений [4, с. 52].

Анализ приведенных и других позиций ученых относительно понимания правовой природы дистрибьюторского договора позволяет согласиться с теми из них, кто усматривает в дистрибьюторском договоре организационную правовую природу. При этом представляется, что предмет указанного договора не охватывает обязательство по поставке, а включает лишь организационные условия, связанные с поставкой, предваряющие заключение самостоятельных договоров поставки. В то же время нельзя не признать тот факт, что в рамках дистрибьюторского договора в целях дальнейшего распространения товаров, приобретенных у поставщика, им могут передаваться товарные знаки, а это уже характерно для лицензионного договора. При этом следует поддержать точку зрения С.А. Андреевой, которая считает, что передача исключительных прав на средства индивидуализации

в рамках дистрибьюторского договора «имеет вторичное значение и служит выполнению основной цели договора - продвижению и реализации товара» [1].

Учитывая то, что дистрибьюторский договор имеет свои отличительные признаки, полагаем, что он должен найти отражение в ГК РФ в качестве самостоятельного вида. Это не только бы облегчило деятельность судов и предпринимателей, но сделало также более привлекательным российское законодательство с позиции применимого материального права для регулирования международных дистрибьюторских отношений между российскими и иностранными предпринимателями. Учитывая некоторые сходства данного договора с договором коммерческой концессии, помещенной в гл. 54 ГК РФ, нормы которой, кстати, могли бы быть заимствованы для формулирования соответствующих положений о дистрибьюторском договоре, полагаем возможным ввести в ГК РФ главу 54.1 «Дистрибьюторский договор». При этом видится необходимость детальной проработки законодателем условий рассматриваемого договора и его разновидностей.

Библиографический список

1. Андреева, С. А. Квалификация дистрибьюторского договора по российскому праву и отграничение от смежных договорных конструкций [Электронный ресурс] / С. А. Андреева // Конкурентное право. -2013. - № 3. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2. Григорьев, Т. Особенности трансграничных дистрибьюторских соглашений и договора торгового представительства / Т. Григорьев // Право и экономика. - 2012. - № 7. - С. 27-35.

3. Каширина, Т. В. Дистрибьюторский договор и его место в системе договоров ГК РФ / Т. В. Каширина // Закон. - 2011. - № 6. - С. 60-68.

4. Красавчиков, О. А. Гражданские организационно-правовые отношения / О. А. Красавчиков // Категории науки гражданского права : избранные труды. В 2 т. Т. 1. - М., 2005. - С. 53-55.

5. Маслова, В. А. Дистрибьюторский договор как правовой инструмент организации сбыта товаров : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук / В. А. Маслова. - М., 2011.

6. Модельные правила европейского частного права / Пер. с англ.; Науч. ред. Н.Ю. Рассказова. - М. : Статут, 2013. - 989 с.

7. Партин, А. М. Правовая природа дистрибьюторских соглашений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. М. Партин. - М., 2010.

8. Поздняков, В. С. Экспортно-импортные операции. Правовое регулирование / В. С. Поздняков. - М. : Международные отношения, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.