PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE INTERNATIONAL
DISTRIBUTION AGREEMENT
D.IMAMOVAa
Tashkent state University of law, Tashkent, 100047, Uzbekistan
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО ДОГОВОРА
Д.ИМАМОВА "
Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан
Аннотация: в данной статье автор раскрывает проблемы правового регулирования международного дистрибьюторского договора и предлагает правовое урегулирование дистрибьюторского договора в законодательстве Республики Узбекистан.
Ключевые слова: дистрибьюторский договор, дистрибьютор, поставщик, сбыт товаров на определенной территории
Abstract: In this article, the author reveals the problems of the legal regulation of the international distribution contract and the legal settlement of the distribution contract in the legislation of the Republic of Uzbekistan.
Key words: distributor agreement, distributor, supplier, distribution of goods in a certain area
Аннотация:
ушбумацоладамуаллифхалцародистрибьюторшартноманингууцуцийтартибгасолишмуаммоларни куриб чицди ва Узбекистон Республикасининг цонунчилигида дистрибьюторшартномани ууцуций тартибга солишни таклиф цилди.
Калит сузлар: дистрибьютор шартнома, дистрибьютор, етказиб берувчи, маълум бир уудудда товарни сотиш.
В настоящее время одним из распространенных видов внешнеэкономической сделки в договорной практике является международный дистрибьюторский договор, предусматривающий предоставление исключительного или единоличного права продажи или сбыта товаров на определенной территории.
Следует отметить, что до сих пор отсутствует унифицированное международное правовое регулирование международного дистрибьюторского договора, а также его унифицированное международное определение. Кроме того, в соответствии с законодательством многих стран дистрибьюторский договор не подлежит специальному правовому регулированию. Так, в зарубежных странах данный вид внешнеэкономической сделки широко используется производителями (поставщиками) для организации сбыта своих товаров на определенной территории, в частности, когда по каким-либо причинам создание в этом регионе филиальной сети является затруднительным,так, к примеру, distributorship в США предоставляет дистрибьютору право вступать во взаимоотношения с несколькими производителями (поставщиками) аналогичных товаров и считается удобной альтернативой договору франчайзинга и агентскому договору [3, с. 81]. В Великобритании на практике дистрибьюторский договор именуется соглашением о единоличном праве на сбыт, который предусматривает, что продавец, английская производственная или торговая фирма предоставляет покупателю, иностранной фирме единоличные права торговать на ограниченной территории в отношении товаров определенного
вида[6, с. 132]. В Нидерландах под дистрибьюторским договором понимается договор, на основании которого одна сторона (дистрибьютор) приобретает у производителя или иного поставщика на основании договора купли-продажи товары и принимает на себя обязательство распространять и перепродавать данные товары третьим лицам от своего имени и за свой счет. Во Франции дистрибьюторский договор - это соглашение между поставщиком и дистрибьютором, на основании которого поставщик поставляет дистрибьютору товары и услуги, а дистрибьютор продвигает их на определенной территории [5, с. 37].
На сегодняшний день наиболее обширным законодательное регулирование дистрибьюторского договора представляется в государствах Латинской Америки, которые на основании, имеющих законодательных норм, касающиеся дистрибьюторского договора, можно условно подразделить на три группы: 1) государства, в которых нормы о дистрибьюторском договоре находятся в Гражданском кодексе (Федеративная Республика Бразилия); 2) государства, в которых дистрибьюторский договор урегулирован в Торговом кодексе (Республика Гватемала); 3) государства, в которых в отношении дистрибьюторского договора принят специальный закон, регулирующий особенности правового положения сторон и отношений между ними (Республика Парагвай; Свободно ассоциированное государство Пуэрто-Рико; Республика Гондурас). В отличие от законодательного закрепления дистрибьюторского договора в государствах Латинской Америки, в странах Европейского союза дело обстоит иначе. Лишь Королевство Бельгия обладает отдельным законодательством, регулирующим деятельность дистрибьюторов и производителей. В других странах Европейского союза осуществляется регулирование агентского договора, а обособленное правовое регулирование дистрибьюторского договора отсутствует [2, с. 15].
В связи с законодательной неурегулированностью международного дистрибьюторского договора возникают проблемы в правоприменительной практике. Определение судом применимых норм зависит от того, как именно он квалифицирует сложившиеся между сторонами спора отношения. В судебной практике в каждом конкретном случае дистрибьюторский договор оценивается судом, рассматривающим дело, исходя из его содержания, а также с учетом предусмотренных законодательством моделей гражданско-правовых договоров. Установив признаки и элементы такого договора, которые свойственны тем или иным договорным типам, видам или подвидам, суды квалифицируют его соответствующим образом. В случае, если суду не удается установить наличие в договоре элементов, характерных для поименованных в гражданском законодательстве договорных конструкций, суды признают дистрибьюторский договор самостоятельным, заключенным на основании принципа свободы договора [4, с. 563-566].
В тех странах, где специальное нормативное регулирование дистрибьюторских договоров отсутствует, их правовое регулирование строится в соответствии с общими нормами обязательственного и договорного права, а в некоторых странах защита дистрибьюторов осуществляется судебной практикой путем применения к ним по аналогии правил об агентах либо путем применения общих принципов законодательства [1, с. 388].
К государствам, в которых нормы о дистрибьюторском договоре закреплены в Торговом кодексе, относится Республика Гватемала. Положения, касающиеся дистрибьюторского договора, расположены в гл. II разд. II «Торговые агенты, представители и дистрибьюторы» Торгового кодекса Республики Гватемала. В соответствии со ст. 280 Торгового кодекса под дистрибьютором понимается лицо, которое самостоятельно продает, распространяет, рекламирует или распределяет товары или услуги, предоставляемые физическим либо юридическим лицом, как расположенным на территории Республики Гватемала, так и иностранным производителем, именуемым «принципал». Следует особо выделить и ст. 283, в которой закреплено условие, предоставляющее принципалу (производителю) право одновременно использовать различных агентов, дистрибьюторов и дилеров на одной территории с правом продажи аналогичных товаров, за исключением случаев, когда условие об эксклюзивности было отдельно согласовано в договоре.
Одними из государств, в которых в отношении дистрибьюторского договора принят отдельный закон, являются Республика Парагвай и Пуэрто-Рико. В соответствии с п. «С» ст. 2 Закона Республики Парагвай от 6 июля 1993 г. № 194/93 под дистрибьюцией понимается надлежащим образом оформленные договорные правоотношения между иностранной компанией и физическим или юридическим лицом, расположенным на территории Республики Парагвай, по покупке и поставке товаров с целью их перепродажи на территории Республики Парагвай либо на иной согласованной территории. Данный закон защищает национального производителя путем
установления жестких штрафных финансовых санкций за односторонний отказ дистрибьютора от исполнения договорных обязательств с производителем-резидентом Республики Парагвай. В частности, ст. 4 установлено два фактора, которыми следует руководствоваться при расчете минимальной компенсации производителю в случае расторжения, прекращения действия либо изменения условий договора со стороны иностранного дистрибьютора. При определении размера денежной компенсации будет учитываться среднегодовая валовая прибыль за последние три года, которую выручил дистрибьютор от продажи товаров производителя, а также продолжительность действия дистрибьюторского договора. Последнее условие подразделено на различные по длительности промежутки времени: от двух до пяти лет; от пяти до десяти лет; от десяти до двадцати лет и т.д.
В Пуэрто-Рико 24 июня 1964 года был принят Закон № 75 «О дистрибьюторских соглашениях», действующий в отношении всех дистрибьюторских договоров на территории Пуэрто-Рико. В соответствии со ст. 1 данного закона («Definiciones») под дистрибьютором («Distribuidor») понимается лицо, которое принимает на себя обязательство оказывать услуги по распределению и предоставлению конкретного товара, а также агентские услуги на территории Пуэрто-Рико. Контрагентом дистрибьютора по договору является принципал или концендент, под которым понимается лицо, предоставляющее права и заключающее договор с дистрибьютором. В силу этой же статьи под дистрибьюторским договором («Contratodedistribucion») понимается соглашение, заключенное между дистрибьютором и принципалом, независимо от того, на каком основании могут строиться их взаимоотношения, по которому дистрибьютор обязуется реализовывать товары или оказывать услуги в рамках концессии или франчайзинга на рынке Пуэрто-Рико. Тем самым указанная статья трактует дистрибьюторский договор максимально широко, включая в его предмет не только реализацию товаров производителя на рынке, но и смешивая такие различные понятия, как «франчайзинг» и «концессия».
Заслуживает внимания и правовое регулирование дистрибьюторского договора в Республике Гондурас, где 7 декабря 1977 г. был принят Закон об отечественных и зарубежных представителях, дистрибьюторах и агентах № 549. Между тем, несмотря на его название, Закон №549 не разграничивает понятия представителя, агента и дистрибьютора. Он регулирует договорные отношения, которые устанавливаются между отечественными и зарубежными организациями в целях распространения продукции. Представитель, агент и дистрибьютор объединены в Законе № 549 единым понятием «дилер», определения которого также не приводится. Представляется разумным и обоснованным закрепление в данном нормативном правовом акте понятия дилера и его прав и обязанностей.
Исходя из количества нормативных правовых актов, в государствах Латинской Америки сложилась достаточно устойчивая система законодательства, регулирующего дистрибьюторский договор.
Следует отметить, что в ЕС регулировании дистрибьюторских договоров имеет значение, в частности, Регламент Комиссии от 22 декабря 1999 г. № 2790/1999 о применении ст. 81(3) Консолидированной версии Договора о ЕС к категории вертикальных соглашений и к согласованной практике, который был создан для регулирования вертикальных отношений, возникающих при реализации двух близких по экономической сущности коммерческих отношений: дистрибьюторских отношений и франчайзинга [5, с. 37].
В связи с тем, что отсутствует международно-правовое регулирование дистрибьюторского договора, особого внимания заслуживают средства его негосударственного регулирования, а именно Международной торговой палатой было принято в 1988 г.Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашенийи 1993 г. - Типовой дистрибьюторский контракт. Монопольный дистрибьютор. Следующими негосударственными регуляторами, предназначены для регулирования дистрибьюторских договоров, заключаемых в странах ЕС являются Принципы европейского права: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция (ПАФД) и Модельные правила европейского частного права (Модельные правила ЕЧП).
Как в Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений, так в Типовом дистрибьюторском контракте четкого определения дистрибьюторского не содержится. Но определение дистрибьюторского договора содержится в ст. IV.E.-5:101 Модельных правил ЕЧП: по этому договору одна сторона, поставщик, обязуется на постоянной основе поставлять другой стороне, дистрибьютору, продукт, а дистрибьютор обязуется покупать его либо принимать, оплачивать и продавать третьим лицам от своего имени и в своих интересах. Данная дефиниция не отличается от определения, содержащегося в ПАФД.
В свою очередь, Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений может использоваться при составлении любых международных дистрибьюторских договоров, хотя здесь и содержится упоминание о том, что дистрибьютору часто предоставляется исключительное право сбыта, а Типовой дистрибьюторский контракт направлен на регулирование отношений с монопольным дистрибьютором-импортером, т.е. лицом, которое единолично осуществляет продвижение и сбыт товаров экспортера на закрепленной за ним территории. Модельные правила ЕЧП, также и как ПАФД достаточно четко определяют сферу применения международных дистрибьюторских договоров, выделяя три разновидности дистрибьюторских договоров: исключительный дистрибьюторский договор, избирательный дистрибьюторский договор и исключительный договор о закупках. Исключительный дистрибьюторский договор представляет собой договор, в силу которого поставщик обязуется осуществлять поставку продукции на определенной территории или для определенной группы потребителей только одному дистрибьютору (п. 2 ст. 1У.Е.-5:101 Модельных правил ЕЧП). Избирательным дистрибьюторским договором является дистрибьюторский договор, по которому поставщик обязуется напрямую или опосредованно поставлять продукцию только дистрибьюторам, отвечающим определенному критерию (п. 3 ст. 1У.Е.-5:101). Исключительный договор о закупках представляет собой соглашение, в силу которого дистрибьютор обязуется покупать, принимать и оплачивать продукцию только у определенного поставщика или указанного им лица (п. 4 ст. ГУ.Е-5:101).
Очевидно то, что также как в других видах внешнеэкономических сделках, при формулировании условий международного дистрибьюторского договора необходимо разрешить вопросы относительно юрисдикции и применимого к договору права по вопросам, в нем не урегулированным. Так, например, в соответствии с разделом 16 Руководства по составлению международных дистрибьюторских соглашений в контракте всегда следует предусматривать применимое к нему право, однако выбор какого-либо определенного права не обязательно препятствует применению общепринятых или императивных норм права страны дистрибьютора, особенно в том случае, когда спор рассматривается судом страны дистрибьютора. Споры разбираются государственными судами данной страны либо арбитражем, а в Типовом дистрибьюторском соглашений предлагается два варианта выбора применимого к дистрибьюторскому договору права: возникающие из данного договора, которые в явно выраженной или подразумеваемой форме нельзя разрешить, а также используя положения, содержащиеся в самом контракте, регулируются: общепризнанными в международной торговле принципами права, применимыми к международным дистрибьюторским контрактам; соответствующими торговыми обычаями и Принципами международных коммерческих договоров УНИДРУА. Альтернативным вариантом является избрание в качестве применимого права национального права какого-либо государства. При этом в соответствии с п. 24.2 Типового контракта подлежат учету нормы права страны места нахождения коммерческого предприятия дистрибьютора, которые регулируют соответствующие отношения, даже если к контракту применимо иностранное право. Модельные правила ЕЧП подобных положений о подлежащем применению праве не содержат, в главе «Дистрибуция» предусматривается лишь особенности правового регулирования дистрибьюторских договоров, это означает, что все остальные вопросы, связанные с их заключением и исполнением, должны решаться в соответствии с общими нормами этого документа. Приводя определения трех разновидностей дистрибьюторских договоров, Модельные правила ЕЧП по сути регулируют только две из них, оставляя практически за пределами своего внимания исключительный договор о закупках. Модельные правила ЕЧП не регламентируют вопросы, связанные с предоставлением поставщиком дистрибьютору прав на объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки).
В связи с отсутствие правового регулирования определение дистрибьюторского договора в законодательстве Республики Узбекистан и в целях закрепления и развития дистрибьюторских отношений, а также что данный договор представляет собой не автоматическое смешение обязанностей, характерных для поименованных договоров, как договор возмездного оказания услуг, договор хранения, агентский договор, договор поставки и других, а элементов, преследующих определенные цели, такие как, сохранение деловой репутации поставщика, укрепление позиций поставщика на товарном рынке, в которое входят сохранение и (или) увеличение доли поставщика на соответствующем товарном рынке, информационное обеспечение потребителей товара и т.д., предлагается принятие дополнения в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, в частности, ввести новую главу регулирующий дистрибьюторский договор,
предусмотрев в нем понятие дистрибьюторского договора, особенности заключения, расторжения и ответственности сторон дистрибьюторского договора, субдистрибьюторство и т.д.
В целях закрепления и развития дистрибьюторских отношений, а также что данный договор представляет собой не автоматическое смешение обязанностей, характерных для поименованных договоров, как договор возмездного оказания услуг, договор хранения, агентский договор, договор поставки и других, а элементов, преследующих определенные цели, такие как, сохранение деловой репутации поставщика, укрепление позиций поставщика на товарном рынке, в которое входят сохранение и (или) увеличение доли поставщика на соответствующем товарном рынке, информационное обеспечение потребителей товара и т.д., предлагаем дополнить Гражданский кодекс Республики Узбекистан следующей главой и статьями к данной главе:
«Глава 481. Дистрибьюторский договор
Статья 8481. Дистрибьюторский договор
По дистрибьюторскому договору одна сторона (поставщик) обязуется предоставлять произведенные или закупаемые ею товары другой стороне (дистрибьютору), а дистрибьютор обязуется за свой счет и от своего имени осуществлять реализацию указанных товаров на определенной территории согласованной с поставщиком для укрепления его позиций на соответствующем товарном рынке.
Предметом дистрибьюторского договора могут быть исключительно товары, маркированные товарными знаками.
В дистрибьюторском договоре должна быть определена территория действия дистрибьютора, вид привилегированного положения, условие о размере гарантированного минимума продаж, а также содержаться условие о порядке взаимодействия сторон после заключения дистрибьюторского договора, в частности, стороны могут согласовать, будут ли осуществляться поставки напрямую дистрибьютору, либо стороны согласовывают поставку третьему лицу - субдистрибьютору, детализация в дальнейшем сторонами тех или иных отношений, будут ли сторонами заключаться отдельные договоры и в отношении каких именно обязанностей, либо стороны будут регулировать отношения непосредственно в дистрибьюторском договоре, каким образом будет осуществляться взаимодействие между поставщиком и дистрибьютором.
Статья 8482. Привилегированное положение дистрибьютора
Поставщик обязан обеспечить дистрибьютору привилегированное положение по сравнению с иными покупателями поставщика, не являющимися его дистрибьюторами, в порядке и на условиях, установленных в договоре.
Привилегированное положение дистрибьютора может выражаться в предоставлении ему права дистрибутировать товары поставщика в случае применения поставщиком системы селективного отбора дистрибьюторов, предоставлении ему эксклюзивного права продажи товаров поставщика, скидок от установленной в прейскуранте поставщика стоимости товаров, бонусов и т.п.
Статья 8483. Ограничение дистрибьюторским договором прав поставщика и дистрибьютора
Дистрибьюторским договором может быть предусмотрено обязательство поставщика не заключать аналогичных договоров с другими дистрибьюторами, действующими на установленной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления самостоятельной деятельности на договорной территории, аналогичной деятельности, составляющей предмет дистрибьюторского договора (эксклюзивная дистрибуция).
Дистрибьюторским договором может быть предусмотрено обязательство дистрибьютора не заключать с другими поставщиками аналогичных дистрибьюторских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре, и/или обязательство дистрибьютора не осуществлять тем или иным образом продажу и/или продвижение товаров, конкурирующих с товарами поставщика.
Условия дистрибьюторского договора, в силу которых дистрибьютор вправе продавать товары исключительно определенной категории покупателей либо исключительно покупателям, имеющим место нахождения или место жительства на определенной в договоре территории, являются ничтожными.
Статья 8484. Исполнение дистрибьюторского договора
Дистрибьютер должен выполнить все обязательства по реализации товаров на определенной территории согласованной поставщиком, а поставщик в свою очередь обязан предоставить скидку дистрибьютору на закупаемый товар.
Исполнение обязанности по реализации оставшихся товаров является правом дистрибьютора и возложение на него такой обязанности может быть согласовано сторонами в договоре.
Стороны вправе предусмотреть в договоре условия об оказании сторонами договора услуг и выполнение различных поручений поставщика.
В случае досрочного расторжения или прекращения договора в части разрешения судьбы оставшихся у дистрибьютора товаров подлежат согласованию сторонами в договоре.
Статья 8485. Перемена лиц в дистрибьюторском договоре
Перемена лиц по дистрибьюторскому договору путем уступки права требования или перевода долга допускается с согласия соответствующей стороны договора (поставщика или дистрибьютора).
Перемена дистрибьютора по дистрибьюторскому соглашению возможна при условии одобрения поставщиком кандидатуры потенциального дистрибьютора в порядке и на условиях, предусмотренных дистрибьюторским договором.
Статья 8486. Субдистрибьютор
Дистрибьютор во исполнение обязанности реализовывать товар вправе заключать с другим лицом субдистрибьюторские договоры, оставаясь при этом ответственным перед поставщиком, если иное не предусмотрено договором.
По договору субдистрибьютора одна сторона (дистрибьютор) обязуется предоставлять другой стороне (субдистрибьютору) товары, закупаемые у третьего лица (поставщика), а субдистрибьютор обязуется за свой счет и от своего имени осуществлять реализацию указанных товаров, оказывать дистрибьютору согласованные в договоре услуги, выполнять поручения дистрибьютора.
Статья 8487. Последствия для сторон за нарушение условий договора
В случае влекущих негативные последствия для сторон за нарушение условий о территории, эксклюзивности и соблюдении минимума закупок или продаж для дистрибьютора приостанавливается права на получение специальной дистрибьюторской скидки на закупаемый товар, увеличивается отпускная цена на товары на определенный процент, а также поставщик вправе отказаться от исполнения обязательств по дистрибьюторскому договору, результатом чего является лишение статуса дистрибьютора в контексте отношений дистрибьютора с данным поставщиком.
Срок приостановления права дистрибьютора на получение специальной дистрибьюторской скидки определяется поставщиком самостоятельно в зависимости от обстоятельств допущенного нарушения либо может быть согласовано сторонами в договоре.
В случае приостановления права на получение специальной дистрибьюторской скидки на товары, поставщик направляет в адрес дистрибьютора письменное уведомление с указанием нарушений, послуживших основаниями для приостановления, ссылки на пункт договора, предусматривающие возможность применения данной меры ответственности, а также срок, на который дистрибьютор утрачивает право закупать товары у поставщика по сниженной цене. В качестве приложения к уведомлению поставщик направляет дистрибьютору прайс-лист для покупателей, не являющихся дистрибьюторами поставщика.
Статья 8488. Односторонний отказ поставщика от исполнения договора
В случае одностороннего отказа поставщика от исполнения дистрибьюторского договора он вправе по своему выбору получить обратно всю непроданную и не оплаченную продукцию от дистрибьютора самостоятельно либо уведомить дистрибьютора об обязанности передать продукцию третьему лицу, уполномоченному поставщиком, а дистрибьютор обязан за свой счет передать продукцию указанному уполномоченному лицу и не вправе осуществлять действия, направленные на удержание товаров, либо потребовать оплаты неоплаченных товаров, находящихся у дистрибьютора, при этом объем товаров, находящихся у дистрибьютора, исключается из объема товарооборота для начисления бонуса.
Односторонний отказ поставщика от исполнения дистрибьюторского договора оказывает влияние на субдистрибьюторские договоры. В случае одностороннего отказа поставщика от исполнения дистрибьюторского договора по основаниям, не зависящим от дистрибьютора, дистрибьютор вправе отказаться от исполнения субдистрибьюторского договора, при этом данное право дистрибьютору и субдистрибьютору необходимо согласовать в субдистрибьюторском договоре.
В случае одностороннего отказа поставщиком от исполнения дистрибьюторского договора на основании нарушений обязательств дистрибьютором, последний несет ответственность перед субдистрибьюторами в форме возмещения убытков.
Статья 8489. Порядок досрочного расторжения договора
Каждая из сторон дистрибьюторского договора вправе в любое время отказаться от его исполнения при условии заблаговременного уведомления другой стороны в сроки, предусмотренные в договоре.
Отказавшаяся в одностороннем порядке от исполнения договора сторона обязана уплатить другой стороне штраф в размере, установленном в договоре.
В случае, если размер штрафа не покрывает все убытки соответствующей стороны договора, последняя вправе в судебном порядке требовать возмещения средств, вложенных в развитие дистрибуции товаров в рамках договора, и упущенной выгоды в части, не покрытой неустойкой».
Исходя из существующие различных определений понятие
международногодистрибьюторского договора предлагается дать следующие определение: одна сторона (поставщик) обязуется предоставлять произведенные или закупаемые ею товары другой стороне (дистрибьютору), а дистрибьютор обязуется за свой счет и от своего имени осуществлять реализацию указанных товаров на определенной территории согласованной с поставщиком для укрепления его позиций на соответствующем товарном рынке, где среди сторон одна из сторон является физическим или юридическим лицом, осложненным иностранным элементом.
References:
1. Vilkova N.G. Dogovornoye pravo v mejdunarodnom oborote. - M.: Statut, 2002. - S.388.
2. Doronkina V.Yu. Implementatsiya distribyutorskogo dogovora v rossiyskoye pravo Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - SPb, 2016. - S.15.
3. Kashirina T.V. Distribyutorskiy dogovor i yego mesto v sisteme dogovorov GK RF // Zakon. - 2011. - № 6. -S.81.
4. Pshenichnikova Ye.S. Pravovaya priroda distribyutorskogo dogovora: problemi teorii i pravoprimenitelnoy praktiki // Molodoy ucheniy. -2016. - №20. - S. 563 - 566.
5. Romanova V.Ye. Transgranichniy distribyutorskiy dogovor v stranax Yevropi: Niderlandi i Fransiya // Mejdunarodnoye publichnoye i chastnoye pravo. - 2013. - № 1 (70). - S. 37.
6. Shmittgoff K.M. Eksport: pravo i praktika mejdunarodnoy torgovli / Per. s angl. - M.: Yuridicheskaya literatura, 1993. - S. 132.